УДК 152.27 травмирующего действия загрязненной
ББК Ю983 природной среды и от нестабильности
Е. Ю. Титова социальной среды ведет к возрастанию
интереса к экологической психологии.
Особенности экологического «Масштаб перемен происходящих и тех,
сознания подростков разных этносов1 которые должны произойти, так велик,
что требует особых мер по расшатыванию
Статья посвящена проблеме эколо- устаревших догм о человеке, природе, их
гического сознания подростков. Автор взаимодействиях» [6, с. 118]. Преодоление
предлагает рассматривать отношение к экологического кризиса не может быть
природе как компонент экологического осуществлено в рамках технократическо-
сознания с новых методологических по- го способа мышления, господствующего в
зиций, предполагающих понимание его сознании современного человека. Выход
как системного целого. Представлены из экологического кризиса предполагает
результаты изучения экологического со- необходимость макросистемного подхо-
Г J J знания и отношения к природе китайс- да к изучению и решению экологических
ких, бурятских и русских подростков. проблем, с одной стороны, и формирова-
7 Jг ГУ г Ключевые слова: экологическая культу- ние нового мировоззрения, обеспечива-
ра, экологическое сознание, отношение ющего экологическую безопасность че-
к природе, экологическое образование. ловека и биосферы, - с другой.
Экологическая культура - интегра-
Ye. Yu Titova тивный многоаспектный феномен, ко-
торый включает в себя понимание эко-
The ecological consciousness features логических последствий собственных
of different ethnoses teenagers технологических действий; личностную
значимость проблем экологической без-
The article is devoted to problem of опасности; способность наслаждаться
development of the teenagers, ecological гармонией природы и ее красотой; уме-
consciousness. The author represents the ние осмысливать характер взаимозави-
attitude towards the nature as a compo- симости Человека и Природы, экологи-
nent of ecological consciousness from new ческую грамотность, т.е. знание путей,
methodological positions. There are shown способов и средств охраны природы;
the results of study of the attitude towards экологоориентированное поведение и
the nature of Chinese, Buryat and Russian др. Экологическая культура есть система
students. взаимосвязанных элементов сознания,
Key words: ecological culture, ecological обусловливающая целенаправленное
consciousness, the attitude towards the na- восприятие, понимание и осмысление
ture, ecological education. личностью экологических отношений.
Ядром экологической культуры и
Необходимость защиты природ- экологически ориентированного миро-
ной среды от разрушающего действия воззрения является экологическое со-
«технократического человека», а также, знание - относительно новый феномен
наоборот, защиты самого человека от общественного сознания. Экологичес-
кое сознание является и отражением на-
1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (про- пряженности и остроты экологической
ект №09-06-00064 а «Психологическая адаптация ситуации, и своего рода индикатором
человека в осложненных условиях жизненной серьезных изменений духовной и мате-
ления Забайкальского края) риальной культуры.
Связь человека со средой, как внутрен- Особую значимость подобные исследо-
ней, так и внешней, воссоздается в систе- вания приобретают в регионах транс-
ме его психических отношений. Эта сис- граничья, где географические условия,
тема складывается на протяжении жизни природная среда жизни людей сходны
индивида, и эти отношения составляют и где происходит встреча и взаимодейс-
ядро личности человека, что оказывает твие культур, так, например, как это
непосредственное влияние на развитие происходит в Забайкальском крае.
активности личности, на его поведение Нами было проведено изучение эко-
и действия. Формирование отношений в логического сознания и его структурно-
структуре личности человека происходит го компонента - отношения к природе -
гУ у г г ' в результате отражения им на сознатель- у подростков разных этнических групп
ном уровне сущности тех социальных (русских, бурят и китайцев), прожива-
объективно существующих отношений ющих на территориях Забайкальского
общества в условиях его макро- и микро- трансграничья. «Подростковый возраст
бытия, в котором он живет. Как отмечал наиболее сензитивен к экологическому
А.Н. Леонтьев [10], невозможно понять воспитанию» [23, с. 213]. Выборку эм-
особенностей сознания без анализа ре- пирического исследования составили
альных отношений к миру. школьники в возрасте 11-15 лет, всего
Человек и система его отношений к 329 подростков. Для измерения субъек-
миру не представляют собой абстрак- тивного отношения к природе исполь-
ции. Всякое отношение человека впле- зовались опросники «Экологические
тено в этнокультуральный контекст. представления» и «Самооценка отноше-
Отношение людей к природе есть пре- ния к природе» (А.В. Гагарин).
вращенная форма их отношения друг к Исследование показало, что сущест-
другу [22]. «...Для того чтобы установить вуют значимые различия в экологичес-
X У У J < ' У особенность каждого народа в видении ких представлениях подростков разных
мира, надо научиться читать книгу бы- этнических групп. Так, для 85% бурятс-
тия каждого народа, которая написана ких, 72% русских школьников характер-
на его земле - в горах, равнинах, в небе, ны антропоцентричные экологические
в воздухе, в воде, вещах быта, в языке, представления, которые складываются
в музыке» [22, с. 34]. Следовательно, эт- исключительно на идее полезности при-
У У ' J ^ ' ническая культура, определяемая во роды для человека. Мир природы в этом
многом природными условиями сущес- случае воспринимается только как окру-
II У У твования людей, особенности видения У г г у жающая среда, и отношения с ним, как
людьми себя в мире являются основой правило, односторонние, а следователь-
отношения к природе. но, не взаимовыгодные. Среди китайс-
Современная экологическая ситуа- ких подростков 33% имеют антропоцен-
ция актуализирует необходимость про- тричные экологические представления.
ведения не просто психологических, а Антропоэкоцентрические, или «пе-
экоэтнопсихологических исследований. реходные», экологические представле-
Они позволяют, во-первых, определить ния наиболее выражены у китайских
содержание составных элементов эколо- подростков (65%) и слабо представлены
гической культуры различных народов; в русской и бурятской выборках, 27% и
во-вторых, прийти к значимым выводам 15% соответственно. Китайским школь-
относительно путей повышения эффек- никам в большей степени свойственно
тивности деятельности по формирова- признание взаимовыгодного единства
нию природосообразного экологичес- природы и человека, однако при этом и в
кого сознания и поведения личности. их представлениях присутствует аспект
полезности природы для человека. Ант-
Очевидно, что правильное осмысле-
ропоэкоприродоцентрические экологи-
ние своего отношения к природе, про-
ческие представления, непосредственно
явление внимания к нему и своему пове-
ориентированные на экологическую
цению по отношению к природе в боль-
целесообразность и отсутствие проти-
шеи степени свойственно китаиским и
вопоставленности природы и человека
русским школьникам. Что же касается
восприятие природных объектов как
бурятских подростков, то у них преоб-
субъектов отсутствуют у бурятских под-
ладают «эгоистические» отношения к
ростков и присущи 2% китайских и 1%
мнению, обычное
природе. По нашему значение слова «эгоистический» не точ-
русских школьников.
Графически результаты опросника
но соотносится с характером отношения
представлены в диаграмме на рис. 1.
бурятских подростков к природе. Для
них характерно скорее прагматическое
отношение к природе, что связано с осо-
бенностями традиционного образа жиз-
ни бурят с их холостическим мировоззре-
нием, единством с природой и исполь-
зованием природы в непосредственном
жизнеобеспечении.Полученные резуль-
таты свидетельствуют о необходимости
рассмотрения как самого экологического
сознания, так и отношения к природе
как системного, многоуровневого цело-
го, включающего базовый, культурально
отличающийся и индивидуальный ком-
Рис. 1. Экологические представления
поненты (уровни). Базовый компонент
подростков разных этнических групп
(уровень) системы отношения к природе
инвариантен. Это общечеловеческое со-
В табл. 1 приведены данные о коли-
держание и смысл отношения человека
честве подростков с различным отноше-
к природе, оно не зависит от этнической
нием к природе по опроснику «Само-
культуры, господствующего мировоззре-
оценка отношения к природе».
ния по отношению к природе. Оно сход-
но у представителей разных этносов.
Таблица 1
Следующий важнейший структур-
Количество детей (в %) с различными
ный уровень системы отношения к при-
стратегиями поведения в сфере
роде - вариативный. Его содержание
их взаимодействия с природой
имеет этнокультуральный характер и
обусловлено принадлежностью чело-
Китайские
Бурятские
Русские
века к этносу, к конкретной культуре
школьники
школьники
школьни-
На этом уровне отношение к природе у
Отношение к природе
представителей разных этносов и куль-
тур будет отличным.
эгоистичес-
25,2
53,2
39,8
Венчает систему отношения человека
к природе столь же вариативный компо-
правильное
68,1
36,4
46,6
нент (уровень), но его содержание обус-
осознанное
5,8
2,9
ловлено уже индивидуальной жизнью
неосознан-
0,8
10,2
10,6
человека, характером и опытом его субъ-
ективного взаимодействия с природой.
ки
кое
0
ное
Итак, анализ структуры отношения
многих вопросов, но особенно в фор-
к природе у представителей разных эт
мировании общей и экологической
носов - подростков, проживающих на
культуры и вопросов экологической
территориях трансграничья в указан-
безопасности.
ном регионе, позволяет сделать вывод о
Несмотря на то, что, как отмечает
значимости рассмотрения содержания
Г.В. Шейнис, «сегодняшний опыт ра-
как культурно независимых, так и куль
боты в области экологического просве-
турально обусловленных компонентов
щения детей и взрослых представлен
отношения к природе для целенаправ
разнообразными формами и мето-
ленного формирования оптимального
дами» [20, с. 277], мы считаем, что и к
эко-, природо- и антропосообразного
проблеме экологического образования
экологического сознания. Оно будет
и воспитания необходимо подходить
максимально эффективным при поли
системных позиций на основе тща-
системном
экоэтнопсихологическом
тельного изучения и всестороннего
подходе к данной проблеме.
анализа содержания и направленности
Полученные результаты свидетельс
(взаимо)действий представителей раз-
твуют о том, что необходима разработ
личных этнических общностей. Необ-
ка и реализация экологического обра
ходимо формирование всех компонен-
зования и воспитания населения Рос
тов экологического сознания в целом и
сии всех возрастов, а также осознание
отношения к природе как его важней-
его приоритетной роли при решении
шей составляющей.
Список
литературы
гига
1. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса
2. Гагарин А. В. Экологическая психо тод. пособие по специализации «Экологич проблемы экологии человека. М. : Изд-во
3. Гирусов Э. В. Экологическое сознан действия общества и природы // Филос гии. М. : Наука, 1983. С. 105-120.
4. Дерябо С. Д. Экологическая пст знания. М., 1999. 310 с.
5. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика
6. Ермаков Д. С., Суравегина И. Т. Эк гии - к решению экологических пробле
7. Захлебный А. Н. Факторы фор риалы II Российской конференции 2001. С. 135-138.
8. Иващенко А. В., Панов В. И., Га ровоззрение личности. М.; РУДН, 200
9. Каландаров К. Х. Экологическое созн вания. М. : Гуманитарный центр «Моноли
10. Леонтьев А. Н. Избранные психол М. : Педагогика, 1983. 392 с.
11. Медведев В. И., Алдашева А. А
. М. : Наука, 1983. 412 с. огия: практический курс : учеб.-ме-еская психология». Ч. 1 : Актуальные РУДН, 2006. 116 с.
ие как условие оптимизации взаимо-офские проблемы глобальной эколо-
ихология: диагностика экологического со-
п
оло м. Н миро о эко
и психология. Ростов н/Д, 1996. 480 с. еское образование: от изучения эколо-овомосковск : НФ УРАО, 2005. 142 с. вания личности к природе // Мате-логической психологии. М. ; Самара,
гари 8. 42:
н А. В. Экологоориентированное ми-2 с.
ание. Сущность и способы формиро-
ит», 1999.
огические произведения : в 2 т. Т. I.
Экологическое сознание. М. : Логос, 2001.
с
12. Панов В. И. Экологическая пси М., Наука, 2004.
13. Петяева Д. Ф. Развитие представ автореф. канд. дис. М., 1991.
14. Ромашов В. А. Становление нов кий анализ. М., 1989.
15. Сидельковский А. П. Критерии, вания отношений школьников к прир
16. Симакина А. В. Экологическое ний: дис. ... канд. культурологии. Сар
17. Хащенко Н. Н. Актуальное экол ее жизнедеятельности в экологически радиоактивного загрязнения) //Мат экологической психологии. М. : Изд-в^
18. Шейнис Г. В. Развитие отноше
нравственного становления личности 19. Шейнис Г. В. Развитие отноше
нравственного становления личности 1995. № 2 (3). С. 40-53.
20. Шейнис Г. В. Развитие отношен кий фактор социализации в сфере « мы психологии. Экологическая психо ЖДУ им. И. Франка, 2009. С. 276-279.
21. Шляпникова М. Н. Экологическ го кризиса: дис. . канд. филос. наук.
22. Шмелева И. А. Психология С.-Петерб. ун-та, 2006. 204 с.
23. Ясвин В. А. Психология отношен
24. Ясвин, В. А. Особенности лично вом и юношеском возрасте // Вопросы
методы и методики изучения и формиро-оде. Ставрополь, 1988. сознание в системе культурных отноше-анск, 2005.
огическое сознание личности как фактор і неблагоприятных условиях (на примере ериалы III Российской конференции по о РУДН , 2003. С. 201.
ний подростков с природой как условие автореф. канд. дис. М., 1993. ний подростков с природой как условие //Мир психологии и психология в мире.
ий с природой как психолого-педагогичес-человек-природа» // Актуальные пробле-логия. Т. 7. Вып. 20. Ч. 2. Житомир : Изд-во
УДК 152.59
хология : Опыт построения методологии.
лений о живой природе у дошкольников:
ого экологического сознания : философс-
ия к стноп .1 пси
ое сознание в условиях антропологическо-Волгоград, 1997.
экологического сознания. СПб. : Изд-во
природе. М. : Смысл, 2000. 456 с. о отношения к природе в подростко-хологии. 1995. № 4. 1995. С. 19-28.
A. V. Chyerdantseva
ББК Ю943
А. В. Черданцева
Value-semantic components of the image
Ценностно-смысловые составляющие
of the world of tourist
образа мира участника
туристической деятельности
The results of the research of tourists'
value-semantic components of the image of
Представлены результаты исследова
the world presented. It is shown that these
ния ценностно-смысловых составляю
parameters vary depending on the degree
Показано, что
щих образа мира туриста. эти параметры изменяются в зависимос
of involvement of people in tourism.
ти от степени вовлеченности человека в
Современный человек, обеспечивая
туризм.
свою профессиональную и личност-
Ключевые слова: образ мира, туристи-
ную компетентность, часто оказывается
ческая деятельность, ценностные ори
в ситуации путешествия, туристичес-
ентации.
кой поездки. Личность человека, учас-