Научная статья на тему 'Экологическое воспитание подростков как процесс социализации'

Экологическое воспитание подростков как процесс социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ПРИРОДА / ЧЕЛОВЕК / ОПТИМИЗАЦИЯ / СОЗНАНИЕ / ПОКОЛЕНИЕ / СРЕДА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАННИК / СЕМЬЯ / ИНСТИТУТ / ФУНКЦИЯ / ЗАДАЧА / ФОРМИРОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / TEENAGER / SOCIALIZATION / EDUCATION / CULTURE / NATURE / PERSON / OPTIMIZATION / CONSCIOUSNESS / GENERATION / ENVIRONMENT / ACTIVITY / EDUCATOR / PUPIL / FAMILY / INSTITUTE / FUNCTION / TASK / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна

В статье авторы рассматривают экологическую культуру подрастающего поколения. Рассматривается проблема преодоления всеобщей экологической безграмотности, бескультурья и воспитания человека с новым экологическим мышлением. Автор акцентируют внимание на воспитании нового отношения человека к природе, что является задачей не только социального, экономического и технического, но и нравственного характера. Данная задача является следствием необходимого воспитания экологической культуры, формирования нового отношения к природе, которое основано не неразрывной связи человека с природой. В статье авторы раскрывают сущность экологического воспитания, которое состоит в развитии ответственного отношения к окружающей среде, строящегося на базе экологического сознания и это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Для формирования экологического сознания и культуры поведения авторы предлагают рассмотреть вопрос о современном нововведении экологическом лагере, в котором решается проблема экологического воспитания. В статье раскрывается вопрос о взаимодействии подрастающего поколения и воспитателей эколагеря, также его главные функции и задачи. Процесс социализации, в который входит экологическое воспитание подростков, имеет неоднозначный характер. Поэтому сложности необходимо решать всем институтам воспитания (семьи, школы, института, организаций дополнительного образования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF ADOLESCENTS AS A SOCIALIZATION PROCESS

In the article the authors consider the environmental culture of the younger generation. The problem of overcoming of General ecological illiteracy, lack of culture and education of the person with new ecological thinking is considered. The author focuses on the education of a new human attitude to nature, which is a task not only social, economic and technical, but also moral. This task is a consequence of the necessary education of environmental culture, the formation of a new attitude to nature, which is not based on the inextricable connection of man with nature. In the article the authors reveal the essence of environmental education, which consists in the development of responsible attitude to the environment, built on the basis of ecological consciousness and it involves the observance of moral and legal principles of environmental management and promotion of the ideas of its optimization, active work on the study and protection of the nature of its area. For the formation of ecological consciousness and culture of behavior, the authors propose to consider the issue of modern innovation ecological camp, which solves the problem of environmental education. The article deals with the question of interaction of the younger generation and teachers of the eco-camp, as well as its main functions and tasks. The process of socialization, which includes environmental education of adolescents, is ambiguous. Therefore, the difficulties must be addressed by all institutions of education (family, school, Institute, organizations of additional education).

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание подростков как процесс социализации»

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ...

УДК 371:316.334.5

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0016

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ

© 2019

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Горбачева Наталья Борисовна, старший преподаватель кафедры Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье авторы рассматривают экологическую культуру подрастающего поколения. Рассматривается проблема преодоления всеобщей экологической безграмотности, бескультурья и воспитания человека с новым экологическим мышлением. Автор акцентируют внимание на воспитании нового отношения человека к природе, что является задачей не только социального, экономического и технического, но и нравственного характера. Данная задача является следствием необходимого воспитания экологической культуры, формирования нового отношения к природе, которое основано не неразрывной связи человека с природой. В статье авторы раскрывают сущность экологического воспитания, которое состоит в развитии ответственного отношения к окружающей среде, строящегося на базе экологического сознания и это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Для формирования экологического сознания и культуры поведения авторы предлагают рассмотреть вопрос о современном нововведении экологическом лагере, в котором решается проблема экологического воспитания. В статье раскрывается вопрос о взаимодействии подрастающего поколения и воспитателей эколагеря, также его главные функции и задачи. Процесс социализации, в который входит экологическое воспитание подростков, имеет неоднозначный характер. Поэтому сложности необходимо решать всем институтам воспитания (семьи, школы, института, организаций дополнительного образования).

Ключевые слова: экологическое воспитание, подросток, социализация, воспитание, культура, природа, человек, оптимизация, сознание, поколение, среда, деятельность, воспитатель, воспитанник, семья, институт, функция, задача, формирование.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF ADOLESCENTS AS A SOCIALIZATION PROCESS

© 2019

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Gorbacheva Natalya Borisovna, a specialist in methodical work of the department, teacher «Sociology» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected]) Abstract. In the article the authors consider the environmental culture of the younger generation. The problem of overcoming of General ecological illiteracy, lack of culture and education of the person with new ecological thinking is considered. The author focuses on the education of a new human attitude to nature, which is a task not only social, economic and technical, but also moral. This task is a consequence of the necessary education of environmental culture, the formation of a new attitude to nature, which is not based on the inextricable connection of man with nature. In the article the authors reveal the essence of environmental education, which consists in the development of responsible attitude to the environment, built on the basis of ecological consciousness and it involves the observance of moral and legal principles of environmental management and promotion of the ideas of its optimization, active work on the study and protection of the nature of its area. For the formation of ecological consciousness and culture of behavior, the authors propose to consider the issue of modern innovation ecological camp, which solves the problem of environmental education. The article deals with the question of interaction of the younger generation and teachers of the eco-camp, as well as its main functions and tasks. The process of socialization, which includes environmental education of adolescents, is ambiguous. Therefore, the difficulties must be addressed by all institutions of education (family, school, Institute, organizations of additional education).

Keywords: ecological education, teenager, socialization, education, culture, nature, person, optimization, consciousness, generation, environment, activity, educator, pupil, family, Institute, function, task, formation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время наблюдается картина кардинальной трансформации экологической системы. Изменения обусловлены общей экологической культурой. Нехватка квалифицированных и грамотных специалистов на предприятиях выливается в трагические аварии и экологические катаклизмы. Современная проблемная экологическая ситуация заставляет задуматься и найти выходы решения всеобщей экологической безграмотности и формирования культурного с новым экологическим мышлением человека.

Данная задача обусловлена такими сферами как техническая, социально-экономическая и культурная. Новое отношение социального субъекта к природе и ее ресурсам воспитывает нравственный характер, экологическую культуру. Неразрывность связи человека и природы имеет глобальный характер. На сегодняшний день природа страдает от человека и его действий, что требует вмешательства социально-культурно-экологической

сферы. Важным является в решении данной проблемы формирование экологически культурного человека.

Главное - это формирование ответственности к природопользованию и природе в общем. Все это базируется на базе экологического сознания. Сущность экологического воспитания заключается в формировании и выдерживании правовых и нравственных основ использования природных ресурсов и популяризация планов оптимизации природопользования. Сюда же можно отнести активное изучение и сохранение природы на месте проживания.

Большое значение имеет воспитание экологической культуры среди подрастающего поколения. Молодежь - это наше ближайшее и далекое будущее, необходимо сконцентрировать ее внимание на сохранении экологического благоприятного будущего.

Нововведением в современном экологическом воспитании является проект эколагеря, который также играет роль досугового лагеря для молодежи. Эколагеря должны быть обустроены на территориях заповедных

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Gorbacheva Natalya Borisovna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF ADOLESCENTS ..

pedagogical sciences

зон, например, национальных парков, заповедников.

В момент проживания в эколагере и соблюдения плана работы, связанного с экологической темой, у молодых людей формируется экологическое мировоззрение, что способствует общей социализации молодимого поколения. Пребывание в летних лагерях содействует экологическому воспитанию и является действенным способом воспитания. В процессе пребывания в эколагере школьники включены в практическую деятельность, связанную с охраной природы, что содействует самореализации молодых людей.

В настоящее время проект эколагеря активно развивается. Например, с 2001 года известен Фонд «Дерсу Узала», который занимается образованием и осуществлением лагерей экологического типа для молодого поколения. С помощью данного Фонда в период 2004-2006 годов в экологических лагерях принимали участие более 400 учащихся школ, что насчитывало более десяти заездов [1].

Таким образом, необходимо отметить, что современная обстановка в экологической системе актуализировала вопрос экологического воспитания особенно молодого поколения. Существует различная деятельность в направлении улучшения экологической ситуации, однако проект эколагеря занимает первостепенное значение, так как сконцентрирован на обучении, воспитании молодежи.

Тем не менее, окружающей действительностью интересуется малое число населения и представление о ней лишь общие. К сожалению, экологическому воспитанию сегодня не уделяется значительное внимание.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.

Тем не менее, теоретические основы в научной сфере уже заложены, так как вопрос воспитания экологически образованной молодежи был уже подготовлен. К примеру, Д.С. Ермаков и Ю.П. Петров утверждают, что знакомство и уведомление учащихся об экологических ухудшениях не приводят к образованности экологической культуры. Результатом образовательной системы и показателем грамотности должна быть практическая помощь в решении определенных задач, влекущих улучшение состояния природы [2].

И.Д. Зверев, изучающий экологическое образование, склоняется к идее постоянного обучения, воспитания и формирования личности в рамках системы экологического образования, которое вырабатывает знания и умения, формирует ценности, эстетические и нравственные взгляды, влияющие на ответственность индивида за экологическую обстановку и усовершенствование состояния социальной и природной среды [3].

И.Т. Суравегина [4], как специалист экологического образования, считает, что мировоззрение и жизнедеятельность личности состоит из одной основной всех составляющих свойств личности - экологической культуры. Ученый считает, что агенты социализации берут на себя роль воспитателя экологической культуры среди молодого поколения. Агентами социализации являются и семья, и учебные заведения, и внешкольные учреждения, и СМИ, и самовоспитание.

Изложение основного материала.

В данной статьей рассматривается проблема экологического образования.

Главным фактором социальной жизни и развития социума является воспитание. Воспитание, как социальное явление, подразумевает определенную подготовку молодежи к жизни, функционированию и деятельности в социуме в настоящее время и в будущем, которую организуют государственные и социальные структуры, обусловленные коррекцией и контролем общества. Также воспитание необходимо рассматривать как регулярную направленную на достижение конкретной цели деятельность педагога, сосредоточенная на эффективном развитии личности подростка. Целью действий педагога

является достижение освоения культуры поведения личностью, формирование индивида как стратегически развитого человека [5].

Форма работы педагога, как воспитателя личности, заключается во внеклассной, внешкольной и внеурочной деятельности. Во время внеклассной деятельности ребенок получает сведения из разнообразных областей знаний, проявляет интерес к различным видам занятий. Также у ребенка появляется возможность проявить свои способности и получить навыки; формируется досуго-вая деятельность; проходит социальная адаптация. В общих чертах воспитывается социальная активность гражданина своей страны.

Процесс социализации проходит длительное время, можно сказать всю жизнь, и ей присуще воспитательная работа.

Существует проблема в воспитательном процессе на время каникул школьников. Данные социологических исследований показали, что дети отдыхают столько же времени летом в каникулы, сколько они отдыхают во время учебного года. К примеру, 936 часов уходит на 3-месячные летние забавы учащихся, и 975 часов - на отдых в течение 9-месячного учебного процесса [5].

Согласно данным многих социологических исследований именно оздоровительные летние эколагеря имеют воспитательную функцию, которая способна решить значимые как для общества, так и для личности в частности задачи воспитательного характера:

- формирование духовности и нравственных качеств индивида;

- воспитание граждан, уважительно относящихся к правам и свободам личности, с толерантным отношением к разным национальностям, религиям, культурам, этносам;

- содействование разнопланового развития личности;

- развитие молодежи социально и коммуникативно подготовленными;

- передача поколенческих традиций, поддержание исторической преемственности и национальной культуры, формирование бережного отношения к истории и культуре русского народа.

Процесс социализации, в который входит экологическое воспитание подростков, имеет неоднозначный характер.

К примеру, в Российской педагогической энциклопедии социализация интерпретируется как формирование и самовыражение личности во всех периодах его жизни при овладении и воспроизводстве культуры социума.

По мнению Т. Парсонса социализация выступает как овладение информацией для последующих адекватных действий в той или иной роли. Другими словами, личность должна усвоить социальные роли и культурные ценности, уметь находить, пользоваться и наращивать социальные связи и обогащать свой опыт социальной жизни. Интерпретация Т. Парсонса в первую очередь показывает процесс взаимодействие индивида и общества, что наиболее полно характеризует суть взаимосвязи между ними.

Многие исследователи при изучении социализации молодого поколения отмечают ее активное отношение. Дж. Г. Мид отмечал, что активная роль субъекта связана с тем, что между обществом и социальной личностью происходит интеракция, то есть совокупность межличностных взаимодействий. Согласно данному подходу, по мнению американского социолога У.М. Уэнтворта процесс социального становления личности и есть интеракция, где личность и социум взаимодействуют друг с другом без детерминирующего влияния друг на друга. Из этого следует, что личность играет важную роль в социализирующем процессе.

Подводя итоги, понимание процесса социализации, рассматривая его как эколагерь, включает в себя три базовых элемента [6]:

- стихийность (взаимодействие ребенка происходит

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Горбачева Наталья Борисовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ ...

с субъективно значимыми для него лицами: уважаемый взрослый или друг-сверстник; значимо влияние объективных обстоятельств жизнедеятельности в лагере);

- воспитание (вхождение в социальную жизнь подростка с помощью эколагеря социально контролируется);

- самоизменение (процесс осмысленных действий, в котором помогают сначала взрослые, впоследствии - самостоятельно).

В рамках эколагеря можно рассмотреть процесс социализации личности подростка и сформировать выводы о достигнутых результатах в общих чертах: коммуникативные навыки, общительность подростка, наличие друзей, освоение правил, норм, образцов и культуры поведения, развитие собственных способностей и умений и многое другое.

Существуют следующие задачи, которые необходимо решить в реализации воспитательной работы в эко-лагере [7]:

1. Сохранение здорового образа жизни поколения, оздоровление и укрепление здоровья молодежи, осмысленный подход к сохранению своего здоровья и природной среды.

Суть оздоровительной задачи, как наиболее важной среди всех остальных, заключается в правильном и полном применении природного и климатического факторов в качестве оздоровительного комплекса учащейся молодежи. Естественная и дружелюбная обстановка эколагеря способствует развитию у воспитанников ответственности перед своим здоровьем и природой.

2. Следующая немаловажная задача эколагеря: формирование гражданственной ответственной точки зрения, а именно понимания единства и взаимозависимости мира, равной важности для всех народов сохранения мира, проблем экологии, защиты и сохранения мировой художественной культуры, экономического, научного, культурного сотрудничества, а также активности в деле решения глобальных противоречий. Сутью гражданственной позиции определяется интернационализлизм и патриотизм.

3. Задача, которая совместима с другими задачами и решаема отдельным направлением, включает в себя развитие адаптационных навыков, креативных и организаторских способностей, коммуникативных умений и активную включенность учащихся в разнообразные занятия.

Важным считается тот момент, что решение одной задачи вне зависимости от других в процессе проживания в эколагере не осуществимо. Таким образом, мы получаем взаимозависимость и взаимосвязь всех задач эколагеря, который реализовывает все задачи в целом.

Развитие социализации личности в экологическом лагере имеет основные характеристики, которые влияют на условия жизни:

1. Изменение привычных условий жизнедеятельности, отсутствие привычных источников социального влияния.

2. Соответствующая новой обстановке потребность познавать новые роли социального характера порождает стремление к жизни и новому посредством коммуникации среди малознакомых разновозрастных людей, с последующей возможностью близкого знакомства с ними.

3. Психологическая и эмоциональная атмосфера на месте пребывания эколагеря, то есть необходимо определить позитивную психологическую установку на смену вожатыми или воспитанниками, чтобы неформальные отношения и правила поведения и социальные роли в группах достигли положительного результата.

4. Роль вожатых в эколагере. Вожатые выполняют ряд основных функций:

- исправление взаимоотношениями между воспитанниками;

- контроль/предотвращение/ урегулирование конфликтных ситуаций между воспитанниками;

- влияние на заинтересованность воспитанников в совместную деятельную среду;

- организация позитивного настроя у подростков и благоприятной обстановки, чему способствуют общий сбор у костра, креатив и творческий процесс, помощь профессиональных психологов, беседы о прошедшем.

После перечисления всех функций, выполняющих вожатым эколагеря, хочется выделить наиболее значимую - непрерывное вовлечение в коммуникационный процесс подростков, научить общаться, формулировать мысли и проблемы.

Экологический лагерь в качестве одного из современных способов социализации подрастающего поколения имеет определенные принципы.

Принцип активности. Под формированием личности подразумевается развитие самостоятельного подростка с творческими способностями, самовоспитание и самосовершенствование. Данный принцип формируется на основе активного познания подростком моральной нормы с установкой на психологическом уровне воспитанника. Данный процесс называется интериоризацией [8].

Принцип деятельности. Данный принцип предполагает наличие общей деятельности воспитанника с ровесниками и взрослыми.

Соблюдая задачи формирования социально-зрелой личности, общее занятие подростков и взрослых характеризуется следующими условиями:

- фактически действительная деятельность, в которой осуществляется взаимосвязь ответственной зависимости;

- заинтересованность подростков в общей деятельности, что формирует социальную значимость;

- активность совместной деятельности, влияющая на перемену социальной роли подростка в период данного совместного занятия;

- наполненность эмоциями совместная деятельность, что способствует сопричастности успехам товарищей коллектива [9].

Принцип личностного подхода. Воспитательная деятельность строится на учете индивидуальных и психологических свойств воспитанников. Важно фиксировать такие характеристики, как память, характер, внимание, способности, другими словами отличия между подростками. Важно учесть представление коллектива об индивиде и понимание коллектива индивидом [10].

Считается, что совместная деятельность является самой эффективным видом воспитательного процесса в эколагере, так как у подростков появляется возможность приобретения навыков коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми; формирования отношений, базируемых на уважении личности; осуществление смены социальной позиции ребенка с пассивно-воспитани-ческой на воспитательскую; использование механизмов воздействия на личность и коллектив через референтное лицо [11].

Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.

Таким образом, мы видим значимость воспитательной функции экологического лагеря. Воспитательная ценность состоит в организации досуга для подростков эмоционального и привлекательного, творческого характера, в сохранении и реабилитации здоровья школьников, в коммуникации, в удовлетворении потребности в новизне впечатлений, в реализации каких-либо способностей в трудовой, творческой, познавательной, культурной, игровой и досуговой деятельности.

Современные подростки имеют потребности в социальной, духовной и образовательной сферах жизни. Они способствуют развитию личности и проявлению ее потенциала, над которым необходим контроль, чтобы не было стихийных последствий.

Существует проблема в процессе социализации личности, если нет четкого и совместного управления со стороны институтов воспитания (семьи, школы, института,

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Gorbacheva Natalya Borisovna ENVIRONMENTAL EDUCATION OF ADOLESCENTS ..

pedagogical sciences

организаций дополнительного образования), то есть их педагогическая и методическая подготовленность не в полной мере организованной. Необходимо помнить, что подросток чаще всего в силу своего возраста может быть замкнутым и отчужденным от социума.

Таким образом, эколагерь способствует формированию различных способностей и навыков подрастающего поколения: креативности, организаторским способностям, интеллектуальным данным, коммуникативным навыкам, экологическому мышлению, работы в коллективе.

В заключении отметит, что экологическое воспитание и культура поведения имеет большое значение не только в научной среде, но и в социальном значении, так как сохраняются природные и социально-значимые ценности. Ученые отмечают важность включенности экологического воспитания в постоянный учебный процесс школьной программы. Тем не менее, научные исследования малозначительные и не имеют фундаментальных открытий по теме экологического воспитания, влияющего на процесс становления личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Моралева Н. В., Морозова И. Н., Морозов Н. П., Губарева Е. В. Детские экологические лагеря - новая форма воспитания молодежи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecology.md/page/ detskie-ekologicheskie-lagerja-novaja (Дата обращения: 03.01.2019 г.).

2. Ермаков Д. С., Петров Ю. П. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников // Социологические исследования. - 2004.

- № 9. - С. 64 - 67.

3. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. научн. тр. Волгоград: Перемена, 1996. - С. 72-84.

4. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. -1990. - № 12. - С. 47- 49.

5. Леснов А. А., Ковалев В. П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период//Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3 [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20327 (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

6. Пармаксиз Л. В. Оздоровительно-образовательный лагерь как позитивная среда социализации личности ребенка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1007/8687 (Дата обращения: 15.12.2018 г.).

7. Лобынцева С. В. Как среди всех не потерять каждого, или возможна ли индивидуализация в детском лагере? //Народное образование. - 2011. - № 3. - С. 235.

8. Торшин В. Н. Детские оздоровительные лагеря // Народное образование. - 2010. - № 3. - С. 68.

9. Данилков А. А., Данилкова Н. С. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря: избегание негативных последствий информационной цивилизации //Педагогическое образование и наука.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2011. - № 8. - С. 95.

10. Корыпалов Д. В. Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 8. - С. 114.

11. Волгунов В. А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей //Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2. - С. 86.

Работа выполнена в рамках гранта РФФИ проект № 17-46-630560 «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона».

Статья поступила в редакцию 28.01.2019

Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.