Научная статья на тему 'Особенности экологического просвещения сельских школьников на рубеже XX-XXI вв.'

Особенности экологического просвещения сельских школьников на рубеже XX-XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое просвещение / экологическое образование / сельские школьники / историко-педагогический анализ / environmental awareness promotion / environmental education / rural school-children / historical and pedagogical analysis

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Анна Александровна

Цель исследования историко-педагогическое осмысление, анализ и обобщение опыта эколого-просветительской работы с сельскими школьниками, накопленного на рубеже XX-XXI вв. В статье проанализирована практика экологического просвещения сельских школьников, сложившаяся в указанный период в разных регионах России. Научная новизна заключается в обобщении и систематизации исследований, посвящённых отдельным аспектам организации экологического просвещения сельских школьников, определены её особенности: потенциально высокие возможности организации экологического просвещения детей, проживающих в непосредственной близости с живой природой; ориентированность на формирование целостного личностного качества экологической культуры; интерес к этнокультурному компоненту содержания экологического просвещения; вовлечённость школьников в сельскохозяйственную и природоохранительную деятельность. В результате обобщён теоретический материал и практический опыт организации эколого-просветительской работы, проводившейся с сельскими школьниками в 1990-2000-х гг., выявлены характерные особенности, свойственные процессу формирования экологической культуры подрастающего поколения на селе, дана оценка перспективе дальнейшего использования накопленного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of environmental awareness promotion among rural schoolchildren at the turn of the XX-XXI centuries

The aim of the study is a historical and pedagogical comprehension, analysis and summarisation of the experience of ecological and educational work with rural schoolchildren accumulated at the turn of the XX-XXI centuries. The paper analyses the practice of environmental awareness promotion among rural schoolchildren that developed during this period in different regions of Russia. The scientific novelty lies in summarising and systematising the research devoted to certain aspects related to the organisation of environmental awareness promotion among rural schoolchildren; its features are identified: potentially high opportunities for organising environmental awareness promotion among children living in close proximity to wildlife; orientation to the formation of an integral personal quality, i.e. ecological culture; interest in the ethno-cultural component of the content of environmental awareness promotion; involvement of schoolchildren in agricultural and environmental protection activities. As a result, the theoretical material and practical experience of organising ecological and educational work with rural schoolchildren in the 1990s-2000s were summarised, the characteristic features inherent in the process of forming the ecological culture of the younger generation in rural areas were identified, the perspective of further use of the accumulated experience was assessed.

Текст научной работы на тему «Особенности экологического просвещения сельских школьников на рубеже XX-XXI вв.»

^rpamoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 10 | 2023. Volume 8. Issue 10

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Особенности экологического просвещения сельских школьников на рубеже XX-XXI вв.

Нестерова А. А.

Аннотация. Цель исследования - историко-педагогическое осмысление, анализ и обобщение опыта эколого-просветительской работы с сельскими школьниками, накопленного на рубеже ХХ-ХХ1 вв. В статье проанализирована практика экологического просвещения сельских школьников, сложившаяся в указанный период в разных регионах России. Научная новизна заключается в обобщении и систематизации исследований, посвященных отдельным аспектам организации экологического просвещения сельских школьников, определены её особенности: потенциально высокие возможности организации экологического просвещения детей, проживающих в непосредственной близости с живой природой; ориентированность на формирование целостного личностного качества - экологической культуры; интерес к этнокультурному компоненту содержания экологического просвещения; вовлечённость школьников в сельскохозяйственную и природоохранительную деятельность. В результате обобщён теоретический материал и практический опыт организации эколого-просветительской работы, проводившейся с сельскими школьниками в 1990-2000-х гг., выявлены характерные особенности, свойственные процессу формирования экологической культуры подрастающего поколения на селе, дана оценка перспективе дальнейшего использования накопленного опыта.

EN

Features of environmental awareness promotion

among rural schoolchildren at the turn of the XX-XXI centuries

Nesterova A. A.

Abstract. The aim of the study is a historical and pedagogical comprehension, analysis and summarisation of the experience of ecological and educational work with rural schoolchildren accumulated at the turn of the XX-XXI centuries. The paper analyses the practice of environmental awareness promotion among rural schoolchildren that developed during this period in different regions of Russia. The scientific novelty lies in summarising and systematising the research devoted to certain aspects related to the organisation of environmental awareness promotion among rural schoolchildren; its features are identified: potentially high opportunities for organising environmental awareness promotion among children living in close proximity to wildlife; orientation to the formation of an integral personal quality, i.e. ecological culture; interest in the ethno-cultural component of the content of environmental awareness promotion; involvement of schoolchildren in agricultural and environmental protection activities. As a result, the theoretical material and practical experience of organising ecological and educational work with rural schoolchildren in the 1990s-2000s were summarised, the characteristic features inherent in the process of forming the ecological culture of the younger generation in rural areas were identified, the perspective of further use of the accumulated experience was assessed.

Введение

Актуальность. Рассуждая о проблемах организации экологического просвещения, отвечающего современным представлениям о его ключевых целях, нельзя не отметить его сопряжённость с идеями образования для устойчивого развития. Гармония социоприродных взаимоотношений отрицает радикальное противопоставление мира человека миру природы, ориентирует на достижение взаимно полезного совместного сосуществования. Современный школьник, живущий в городской среде, (за редким исключением) максимально отчуждён от естественной природы, лишён возможности накапливать живой практический опыт взаимодействия с ней, не имеет навыков сельскохозяйственного труда, не способен к элементарному

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20230159

© 2023 Авторы. © 2023 ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. © 2023 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

прогнозированию последствий собственных природоориентированных действий. Сельский школьник изначально ближе к природе, к жизни в соответствии с её законами. В сельской местности природа становится мощным воспитывающим и просветительским фактором, позволяющим в большей мере, по сравнению с городской средой, оказывать влияние на формирование экологической культуры человека. В связи с этим большое значение имеет изучение особенностей эколого-просветительской сферы в условиях сельской местности, её воспитательного потенциала, поскольку позволяет не только совершенствовать подходы к организации экологического просвещения детей на селе, но и внедрять лучшие практики в работу с городскими школьниками.

Задачи исследования:

- в процессе историко-педагогического анализа теоретического материала и практического опыта организации эколого-просветительской работы, проводившейся с сельскими школьниками в 1990-2000-е гг., выявить характерные особенности, свойственные процессу формирования экологической культуры подрастающего поколения на селе;

- обосновать значимость выявленных особенностей формирования экологической культуры учащихся для современной практики экологического просвещения в школе.

Методы исследования. Изучение особенностей организации эколого-просветительской работы с сельскими школьниками проведено с использованием теоретических методов исследования: анализ научно-педагогической литературы и практического опыта, накопленного на протяжении 1990-2000-х гг. в учреждениях общего и дополнительного образования, расположенных в сельской местности; обобщение и историко-педагогическая интерпретация полученных в процессе анализа сведений.

Теоретическую базу представленного в статье исследования составили работы отечественных педагогов, изучавших проблему формирования экологической культуры сельских школьников: Е. В. Хохловой (1999), Л. И. Григорьевой (2000), В. Д. Линкова (2000), В. В. Мосолова (2000), В. А. Лугинова (2001), А. В. Кумушбае-ва (2002), Ю. А. Шароновой (2006). В качестве источников информации о сложившемся опыте экологического просвещения на селе использованы авторефераты и диссертации, посвящённые рассматриваемой проблеме (Бельков, 2006; Галимарданова, 2010; Галимов, 2012; Гинко, 2004; Григорьева, 2000; Гришаева, 2005; Кумуш-баев, 2002; Линков, 2000; Лугинов, 2001; Мосолов, 2000; Набиуллин, 2011; Сальникова, 2004; Сафаргали-на, 2009; Сергеева, 2003; Хазеев, 2002; Хохлова, 1999; Чомаева, 2005; Шаронова, 2006); а также материалы научно-практических конференций (Богомаев, Манахова, 2009; Валкина, Беззубенкова, 2011; Созыкина, Митина, 2011; Мингалеева, Гринева, 2012).

Практическая значимость представленного историко-педагогического анализа определяется тем, что его результаты дополняют теоретические основы, на которых формируется практика современного отечественного экологического просвещения как на селе, так и в условиях городской образовательной среды. Результаты исследования (выявленные особенности эколого-просветительской работы с сельскими школьниками прошлых лет, а также рекомендации по их применению в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования) будут интересны исследователям и педагогам-практикам, занимающимся решением проблем экологического просвещения подрастающего поколения.

Обсуждение и результаты

На рубеже XX-XXI вв. организация эколого-просветительской работы с сельскими школьниками находилась в фокусе как научного, так и практического педагогического поиска, результаты которого были отражены в исследованиях Е. В. Хохловой (1999), Л. И. Григорьевой (2000), В. Д. Линкова (2000), В. В. Мосолова (2000), В. А. Лугинова (2001), А. В. Кумушбаева (2002), Ю. А. Шароновой (2006).

Накопление опыта, связанного с формированием экологической культуры сельских школьников, и его осмысление шли в разных российских регионах, высвечивая общие закономерности и региональные особенности эколого-просветительской работы. Например, на протяжении 1990-х гг. в сельских школах сёл Безопасное, Новая Кугульта, Подлесное Труновского района Ставропольского края была реализована технология экологического воспитания младших школьников, в основу которой была положена модель «Региональная фауна», разработанная Е. В. Хохловой (1999). Эта модель опиралась на всесторонний теоретический и социально-практический анализ особенностей жизнедеятельности сельского социума и отдельной личности в природной среде и предполагала включение младших школьников в социально-ориентированную экологическую деятельность, в т. ч. природоохранную. Важное значение имело акцентирование внимания детей на личностном смысле такой деятельности и овладении основами экологических знаний. Педагогом были разработаны и внедрены в практику игровые и проблемные ситуации, ориентированные на стимулирование познавательного интереса учащихся начальной школы к изучению местной фауны, предложены приёмы инициирования и поддержки их активности в процессе овладения экологическими знаниями, умениями и навыками.

В некоторых школах Ростовской области (с. Марьевка Неклиновского района, с. Хлебодарное Целинского района, ст. Каргинская Боковского района, ст. Вешенская Шолоховского района) был накоплен и систематизирован опыт вовлечения младших школьников в сельскохозяйственный труд с учётом его экологической направленности (Линков, 2000). Педагогическим коллективом под руководством В. Д. Линкова на основе культурологического, гуманистического, мотивационно-ценностного, деятельностно-личностного подходов была разработана и внедрена модель экологизации сельскохозяйственной деятельности учащихся начальной школы. Реализация модели

предполагала работу с детьми ещё до их поступления в школу, в процессе которой у них формировались позитивные установки и практические навыки труда в природе. Особое внимание педагоги уделяли региональным особенностям сельскохозяйственного труда и использованию трудовых традиций народной педагогики.

На протяжении 1990-х гг. значительное внимание вопросам экологического просвещения сельских школьников уделялось в Республике Саха (Якутия). Широко известен опыт формирования у сельских учащихся нового отношения к природе через практическое овладение экологическими знаниями и умениями рационального природопользования, сложившийся в Сыланской средней школе Чурапчинского района республики. Здесь под руководством учителя географии Е. Д. Макарова школа постепенно преобразовалась в открытую социальную систему, осуществлявшую экологическое воспитание детей в условиях якутского села (наслега). На первых порах школьники совместно с педагогом анализировали состояние природной среды и делали прогнозы её преобразования с учётом социально-экономических изменений, которые происходили или потенциально могли произойти в этой местности. Спустя несколько лет активной работы коллектив школы оказывал реальное влияние на состояние окружающей природной среды села, вовлекая в свою работу взрослое население: родителей, общественников, сотрудников различных учреждений, включая культурно-просветительные (Бортник, Бортник, 2019, с. 27-29).

Большой вклад в разработку педагогических условий и методов формирования экологического сознания подрастающего поколения внесла Л. И. Григорьева (2000), которая организовала опытно-экспериментальную работу в Чакырской сельской школе и в школах Амгинского улуса Республики Саха (Якутия). Исследователь указывала на необходимость опираться в педагогической работе на этноэкологическое сознание, выработанное на традициях и обычаях народа. На базе Октемской средней школы Хангаласского улуса республики под руководством В. А. Лугинова были изучены социально-педагогические аспекты экологического образования старшеклассников, а также разработано содержание дисциплин «Экология и экология нашего края» для 8-го класса, «Экология сельского дома» для 9-го класса, «Экология села» для 10-го класса, которые были встроены в региональный компонент учебного плана. Кроме того, В. А. Лугиновым (2001) были созданы и внедрены курсы по выбору для одиннадцатиклассников «Экология семьи», «Экология человека» и «Проблемы биологических и экологических наук Якутии».

С наступлением 2000-х гг. проблема экологического просвещения сельских школьников не утратила своей актуальности, её разработка продолжалась в разных регионах России (Богомаев, Манахова, 2009; Валкина, Беззубенкова, 2011; Созыкина, Митина, 2011; Мингалеева, Гринева, 2012). Например, З. М. Чомаевой (2005) были выявлены, теоретически обоснованы и внедрены в практику сельских школ педагогические условия экологического воспитания учащихся, которые учитывали этнокультурные ценности, характерные для полиэтнической среды сёл Карачаево-Черкесской Республики (с. Николаевское Прикубанского района, а. Новая Джегута Усть-Джегутинского района). Были изучены общие вопросы экологического образования сельских школьников (Хазеев, 2002), особенности использования эколого-краеведческого содержания в процессе учебной исследовательской деятельности (Сергеева, 2003), возможности интегративно-креативного подхода в процессе формирования экологической культуры учащихся в условиях сельской малокомплектной школы (Сальникова, 2004), отдельные аспекты применения индивидуального подхода в эколого-педагогической работе с младшими школьниками (Гришаева, 2005).

Кроме того, с точки зрения формирования экологической культуры сельских школьников были исследованы дидактические возможности предметных циклов разной направленности: естественнонаучной (Бельков, 2006; Набиуллин, 2011), гуманитарной (Галимарданова, 2010), творческой (Сафаргалина, 2009). Работая в условиях сельских школ, педагоги обращали внимание на эколого-просветительский потенциал образовательной области «Технология», который реализовывался при ознакомлении с основами сельскохозяйственного и природоохранного труда. В частности, опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры сельских школьников в процессе технологической подготовки была организована А. В. Кумуш-баевым (2002) в сёлах Республики Башкортостан (с. Бураево Бураевского района, сс. Кутерем, Куяново, Кельтей и др. Калтасинского района, с. Кариево Краснокамского района, с. Янаул Янаульского района), В. И. Гинко (2004) - в сельских школах Шуйского района Ивановской области.

Ю. А. Шаронова (2006) обратила внимание на существовавшее противоречие между потенциально богатыми возможностями дополнительного экологического образования сельских школьников и их недостаточным использованием в реальной практике, что, по мнению исследователя, было обусловлено низким уровнем профессиональной компетентности педагогов. Для преодоления данного противоречия ею была предложена модель формирования экологической компетентности сельских школьников в условиях учреждения дополнительного образования, представлявшая собой единую систему функционального, процессуального, содержательного, деятельностного и критериального блоков, опиравшуюся на вовлечение сельских школьников в преобразующую экологическую деятельность. Автором были разработаны комплексная программа «Формирование экологической компетентности сельских школьников» и методические рекомендации к ней, содержавшие богатый эмпирический материал. Идеи, предложенные Ю. А. Шароновой, были внедрены в практику учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ Чердаклинского района Ульяновской области.

В русле компетентностного подхода была построена опытно-экспериментальная работа Р. Ф. Галимова, который исследовал процесс формирования природоохранной компетенции сельских школьников в единстве учебной и внеучебной деятельности на базе общеобразовательных учреждений Рыбно-Слободского,

Мамадышского и Тюлячинского районов Республики Татарстан. Под «природоохранной компетенцией» исследователь понимал совокупность «естественнонаучных и эколого-правовых знаний... нравственных начал, духовности, гражданственности, мыслительных умений экологической направленности и навыков осуществления природоохранной деятельности по отношению к объектам сельской природы в целом и сельскохозяйственного производства в частности» (Галимов, 2012, с. 5). Среди принципов формирования мыслительных умений экологической направленности у сельских школьников Р. Ф. Галимов особенно выделял нравственное и эколого-правовое природопользование и пропаганду активной трудовой деятельности по изучению и охране ближайшего природного окружения. Он указывал на необходимость сочетания учебной деятельности по овладению естественнонаучными знаниями (в ходе изучения биологии, географии, химии, предметов по выбору) с внеучебной работой природоохранной направленности под руководством классного руководителя, а также с посещением кружков, школьных лесничеств и участием в общественной деятельности по защите окружающей среды.

Образовательной практике сельских школ на рубеже XX-XXI вв. было присуще создание школьных экологических музеев. Например, в 2005 году «Экомузей: для всех и для каждого» (https://shkola4kondrovo-r40.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/infrastruktura-i-

osnaschenie/muzey/muzey/ekologicheskiy-muzey-ekomuzey-dlya-vseh-i-dlya-kazhdogo/) был открыт в школе провинциального города Кондрово Дзержинского района Калужской области. Создатели музея предусмотрели шесть постоянно действующих экспозиций: «Это - мой город!», «Национальное достояние», «Уникальное рядом!», «Всё в наших руках!», «Диковинки природы» и «Их нужно спасти!». Фонды музея активно использовались педагогами в учебном процессе, в частности на уроках по окружающему миру, биологии, химии, географии, а также для проведения воспитательных мероприятий.

Отечественный опыт экологического просвещения сельских школьников, сложившийся на рубеже XX-XXI вв., может быть использован в современной практике эколого-просветительской работы.

В частности, заслуживает внимания дальнейшая разработка этнокультурного компонента в содержании экологического просвещения, его вплетение в преподавание обязательных учебных дисциплин, курсов по выбору, внеурочной деятельности. Раскрытие этноэкологического потенциала, заложенного в культуре каждого народа, его педагогическая интерпретация позволят эффективнее решать задачи по преодолению отчуждённости современных школьников от мира природы, формированию представлений о целостности окружающего мира и роли человека в её сохранении.

Кроме того, наблюдающееся сегодня в общественном дискурсе переосмысление значимости трудового воспитания, его роли в развитии личности ребёнка актуализирует предшествующий опыт экологического просвещения сельских школьников. Труд в природе, природоохранительные практики сегодня могут стать востребованными как с точки зрения формирования экологической культуры подрастающего поколения, так и в контексте гармоничного развития личности в целом.

При этом следует отметить, что применение накопленного в сельских школах эколого-просветительского опыта не противоречит логике, заложенной в системе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, базирующейся на идеях системно-деятельностного подхода, а, напротив, в полной мере согласуется с ней как на организационном, так и на технологическом уровнях. На организационном уровне лучшие практики могут быть востребованы при организации учебной и внеурочной работы со школьниками, при реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, предусмотренной в стандартах; на технологическом - методы эколого-просветительской работы прошлых лет удовлетворяют современным требованиям к использованию активных и интерактивных методов обучения и воспитания, а также позволяют использовать образовательный потенциал природной среды. В частности, опыт экологического просвещения сельских школьников представляет интерес в контексте организации проектной работы исследовательского и практико-ориентированного характера.

Заключение

Обобщение опыта эколого-просветительской работы, проводимой с сельскими школьниками в 1990-2000-е гг., даёт возможность сделать ряд выводов, позволяющих внести дополнения в осмысление опыта экологического просвещения подрастающего поколения.

Во-первых, педагогическим сообществом были признаны потенциально высокие возможности эффективного формирования экологической культуры детей, проживающих в непосредственной близости с живой природой. Природа рассматривалась не только как средство воспитания и обучения, но и как целостная образовательная среда.

Во-вторых, на уровне целеполагания экологическое просвещение сельских школьников начиная с 1990-х гг. было ориентировано не только на передачу подрастающему поколению суммы экологических знаний и приобщение к природоохранительной деятельности, но и на формирование целостного личностного качества - экологической культуры, включающей знаниевый, информационный, деятельностный и ценностный компоненты.

В-третьих, в эколого-просветительской работе с сельскими школьниками на первый план вышли этно-экологические особенности, заключённые в культуре разных народов России. Это было обусловлено социокультурными особенностями сельской местности, жители которой бережно продолжали хранить народные традиции в отношении с природой, что во многом определялось более выраженной созависимостью от неё,

чем в городских условиях. Проведённый историко-педагогический анализ высветил наибольшую активность в сфере экологического просвещения сельских школьников в сёлах с преобладанием коренного населения, которое являлось носителем татарской, якутской, карачаево-черкесской, удмуртской, башкирской народных культур.

В-четвёртых, в условиях сельской школы большое просветительское значение имел сельскохозяйственный труд, который являлся неотъемлемым атрибутом жизни на селе. Вовлечение школьников в сельскохозяйственную деятельность было органичным, не нарушало привычного социально-бытового восприятия окружающей действительности и позволяло целостно формировать основы экологической культуры личности школьника.

В-пятых, сельская местность имела значительные возможности для включения детей в реальную природоохранительную деятельность.

Перспективы дальнейшего исследования связаны с изучением опыта организации внешкольного экологического просвещения сельских школьников, выявлением лучших практик с целью дальнейшего тиражирования, а также с высвечиванием и осмыслением вклада педагогов-энтузиастов, усилиями которых велась эколого-просветительская работа на местах.

Источники | References

1. Бельков Л. Т. Формирование социально-экологического опыта школьников в образовательном процессе сельской школы: на материале биологии: автореф. дисс.. к. пед. н. Белгород, 2006.

2. Богомаев А. А., Манахова Г. А. Задачи экологического воспитания в контексте устойчивого развития в Республике Дагестан // Образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. и презент. XV междунар. конф. (г. Москва, 27-28 июня 2009 г.). СПб., 2009.

3. Бортник А. Ф., Бортник Н. Р. Экологическое образование и воспитание учащихся в условиях села // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4.

4. Валкина О. Н., Беззубенкова О. Е. Школьное экологическое образование в Ульяновской области: проблемы и перспективы // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Ульяновск, 11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е. А. Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011.

5. Галимарданова Р. Н. Формирование экологической культуры учащихся средних классов сельских школ: в процессе обучения предметам гуманитарного цикла: автореф. дисс.. к. пед. н. Казань, 2010.

6. Галимов Р. Ф. Формирование природоохранной компетенции у учащихся среднего звена сельской школы в единстве учебной и внеучебной деятельности: автореф. дисс.. к. пед. н. Казань, 2012.

7. Гинко В. И. Педагогические условия экологического образования сельских школьников: на примере образовательной области «Технология»: автореф. дисс.. к. пед. н. Шуя, 2004.

8. Григорьева Л. И. Формирование экологического сознания сельских школьников: автореф. дисс.. к. пед. н. Якутск, 2000.

9. Гришаева Ю. М. Индивидуальный подход в формировании экологической культуры старшеклассников: в условиях сельской школы: автореф. дисс.. к. пед. н. М., 2005.

10. Кумушбаев А. В. Формирование экологической культуры сельских школьников в процессе технологической подготовки: автореф. дисс.. к. пед. н. Бирск, 2002.

11. Линков В. Д. Экологическая направленность сельскохозяйственного труда младших школьников: автореф. дисс.. к. пед. н. Таганрог, 2000.

12. Лугинов В. А. Социально-педагогические аспекты экологического образования в старших классах сельской школы: автореф. дисс.. к. пед. н. Якутск, 2001.

13. Мингалеева М. Т., Гринева Е. А. О реализации социально-экологического проекта «Формирование экологической культуры школьников» в условиях сельской школы // Экология детства: теория и практика социально-экологического воспитания личности: мат. регион. науч.-практ. конференции-конкурса / отв. ред. Р. К. Репина, Е. Г. Шаронова. Чебоксары, 2012.

14. Мосолов В. В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы: автореф. дисс.. к. пед. н. М., 2000.

15. Набиуллин Д. Х. Педагогические условия формирования экологической культуры сельских школьников при изучении естественнонаучных дисциплин: автореф. дисс.. к. пед. н. Йошкар-Ола, 2011.

16. Сальникова В. В. Формирование экологической культуры учащихся на основе интегративно-креативного подхода в сельской малокомплектной школе: автореф. дисс.. к. пед. н. Мичуринск, 2004.

17. Сафаргалина З. Г. Формирование экологической культуры сельских школьников средствами музыкального искусства: автореф. дисс.. к. пед. н. Казань, 2009.

18. Сергеева Н. В. Эколого-краеведческое содержание учебной исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы: автореф. дисс.. к. пед. н. Ижевск, 2003.

19. Созыкина А. Е., Митина И. Д. Этнопедагогические условия экологического воспитания в формировании национально-культурной идентичности личности // Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: мат. междунар. науч.-практ. конф. (г. Ульяновск, 11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е. А. Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011.

20. Хазеев Г. Х. Экологическое образование сельских школьников: автореф. дисс.. к. пед. н. Казань, 2002.

21. Хохлова Е. В. Региональная фауна в системе экологического воспитания младших школьников: на материале сельской школы: автореф. дисс.. к. пед. н. Ставрополь, 1999.

22. Чомаева З. М. Формирование экологической культуры сельских школьников: на материале КЧР: автореф. дисс.. к. пед. н. Карачаевск, 2005.

23. Шаронова Ю. А. Педагогические условия формирования экологической компетентности сельских школьников в системе дополнительного образования: автореф. дисс.. к. пед. н. Ульяновск, 2006.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Нестерова Анна Александровна1, к. пед. н., доц. 1 Ульяновский государственный технический университет

Nesterova Anna Aleksandrovna1, PhD

1 Ulyanovsk State Technical University

a_saushkina@mail. ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 01.09.2023; опубликовано online (published online): 13.10.2023.

Ключевые слова (keywords): экологическое просвещение; экологическое образование; сельские школьники; историко-педагогический анализ; environmental awareness promotion; environmental education; rural schoolchildren; historical and pedagogical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.