Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ'

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нестерова Анна Александровна, Макаров Михаил Иванович

В статье представлен аналитический обзор историко-педагогических предпосылок развития экологического просвещения в России на современном этапе. Авторы использовали проблемно-хронологический метод, который позволил рассмотреть логическое развитие проблемы экологического просвещения в период 1990-2020 гг. Рассуждая об историко-педагогических аспектах экологического просвещения, авторы учитывали нормативно-правовые основы, на которых оно было построено. Текст статьи содержит описание трёх хронологических периодов развития экологического просвещения в России с 1990 г. по 2020 г., выделение которых основано на анализе научной активности в исследовании эколого-просветительских вопросов, содержания экологического образования, используемых просветительских технологий. Анализ источников позволил авторам описать основные направления эколого-просветительской работы: формальное, неформальное и информальное образование. Отдельное внимание уделено обсуждению вопроса о соотношении основополагающих понятий «экологическое просвещение» и «экологическое образование» в научной литературе и нормативных источниках исследуемого периода. Авторы пришли к выводу о том, что отсутствие чётких подходов к определению понятий - «экологическое образование» / «экологическое просвещение» - отразилось и на размывании представлений о способах решения декларируемых в этой сфере задач, и об оптимальных инструментах, и о содержании работы. По мнению авторов, сложившиеся на рубеже XX-XXI вв. историко-педагогические предпосылки, повлиявшие на развитие экологического просвещения в России заключались в: определении нормативно-правовых основ экологического просвещения; формировании ключевых направлений его реализации; последовательной концептуальной трансформации идеи природоохранного просвещения в идею экологического образования для устойчивого развития; разработке дидактических основ экологического просвещения; накоплении богатого практико-ориентированного эколого-просветительского материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Нестерова Анна Александровна, Макаров Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL RETROSPECTIVE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL EDUCATION IN RUSSIA

The article presents an analytical review of the historical and pedagogical prerequisites for the development of environmental education in Russia at the present stage. The authors used the problem-chronological method, which allowed us to consider the logical development of the problem of environmental education in the period 1990-2020. When discussing the historical and pedagogical aspects of environmental education, the authors took into account the legal framework on which it was built. The text of the article contains a description of three chronological periods in the development of environmental education in Russia from 1990 to 2020, the selection of which is based on the analysis of scientific activity in the study of environmental education issues, the content of environmental education, and the educational technologies used. The analysis of sources allowed the authors to describe the main areas of environmental education work: formal, non-formal and informal education. Special attention is paid to the discussion of the relationship between the fundamental concepts of "environmental education" and "environmental education" in the scientific literature and normative sources of the period under study. The authors came to the conclusion that the lack of clear approaches to the definition of concepts - "environmental education" / "environmental enlightenment" - was also reflected in the blurring of ideas about how to solve the problems declared in this area, and about the optimal tools, and about the content of the work. According to the authors, formed at the turn of the XX-XXI centuries. historical and pedagogical prerequisites that influenced the development of environmental education in Russia were: defining the legal framework for environmental education; formation of key directions for its implementation; consistent conceptual transformation of the idea of environmental education into the idea of environmental education for sustainable development; development of didactic foundations for environmental education; accumulation of rich practice-oriented environmental and educational material.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В РОССИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №5, Том 10 / 2022, No 5, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-5-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/40PSMN522.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Нестерова, А. А. Историческая ретроспектива и перспективы развития экологического просвещения в России / А. А. Нестерова, М. И. Макаров // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN522.pdf

For citation:

Nesterova A.A., Makarov M.I. Historical retrospective and prospects for the development of environmental education in Russia. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5): 40PSMN522. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN522.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Нестерова Анна Александровна

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», Ульяновск, Россия

Институт непрерывного образования

Директор

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: a_saushkina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8106-4887 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=651395

Макаров Михаил Иванович

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия

Институт иностранных языков Профессор кафедры «Социальной педагогики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: michaelmakarov1@rambler.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=802578

Историческая ретроспектива и перспективы развития экологического просвещения в России

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор историко-педагогических предпосылок развития экологического просвещения в России на современном этапе. Авторы использовали проблемно-хронологический метод, который позволил рассмотреть логическое развитие проблемы экологического просвещения в период 1990-2020 гг. Рассуждая об историко-педагогических аспектах экологического просвещения, авторы учитывали нормативно-правовые основы, на которых оно было построено.

Текст статьи содержит описание трёх хронологических периодов развития экологического просвещения в России с 1990 г. по 2020 г., выделение которых основано на анализе научной активности в исследовании эколого-просветительских вопросов, содержания экологического образования, используемых просветительских технологий.

Анализ источников позволил авторам описать основные направления эколого-просветительской работы: формальное, неформальное и информальное образование. Отдельное внимание уделено обсуждению вопроса о соотношении основополагающих понятий «экологическое просвещение» и «экологическое образование» в научной литературе и нормативных источниках исследуемого периода. Авторы пришли к выводу о том, что отсутствие чётких подходов к определению понятий — «экологическое образование» / «экологическое просвещение» — отразилось и на размывании представлений о способах

решения декларируемых в этой сфере задач, и об оптимальных инструментах, и о содержании работы.

По мнению авторов, сложившиеся на рубеже XX-XXI вв. историко-педагогические предпосылки, повлиявшие на развитие экологического просвещения в России заключались в: определении нормативно-правовых основ экологического просвещения; формировании ключевых направлений его реализации; последовательной концептуальной трансформации идеи природоохранного просвещения в идею экологического образования для устойчивого развития; разработке дидактических основ экологического просвещения; накоплении богатого практико-ориентированного эколого-просветительского материала.

Ключевые слова: экологическое просвещение; направления эколого-просветительской работы; этапы развития экологического просвещения; принципы экологического просвещения; экологическое образование; историко-педагогические предпосылки; проблемно-хронологический метод

В контексте глобальных экологических проблем важнейшей задачей, стоящей перед современным социумом, является поиск эффективных механизмов массового экологического просвещения детей и молодёжи с целью повышения уровня экологической культуры общества. Выстраивание стратегии будущего экологического просвещения должно основываться на системном анализе предшествующего опыта, который не только актуализирует наиболее эффективные инструменты эколого-просветительской деятельности, выявляет социокультурные тенденции, оказывающие влияние на этот процесс, но и позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие эколого-просветительской сферы, исключив в дальнейшем выявленные недоработки и ошибки.

Целью настоящей статьи является аналитический обзор историко-педагогических предпосылок развития экологического просвещения в России на современном этапе. Хронологические рамки аналитического обзора — предшествующие три десятилетия (1990-2020 гг.) — выбраны авторами статьи с учётом ряда факторов. Во-первых, нижняя граница исследуемого периода — это время начала повсеместного распространения идеи устойчивого развития, которая чуть позже по итогам конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) оформилась в Концепцию, принятую всем международным сообществом в качестве «повестки на XXI век». Во-вторых, это период, связанный с постперестроечными процессами, определившими проникновение идей гуманизации, вариативности и открытости в сферу образования и просвещения. В-третьих, 1991 год ознаменован принятием Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», который предопределил дальнейшую экологическую политику, в том числе подходы к экологическому просвещению детей и молодёжи на десятилетия вперёд. Все эти события составили тот культурный, информационный, социальный фон, на котором разворачивалось экологическое просвещение в течение последних десятилетий. Верхняя граница исследования очерчена 20-и годами XXI века. В это время начинается новая веха в развитии экологического просвещения в России, данный этап ещё не завершён, его всестороннее осмысление станет возможным позднее.

Анализ историко-педагогических предпосылок современного этапа развития экологического просвещения проведен на основе положений о том, что развитие педагогики невозможно без непрерывного диалога с педагогическим прошлым, предполагающим поиск в

Введение

Методы

нём смыслов, которые помогают в решении современных педагогических проблем [1]. Методологическую основу представленного в настоящей статье историко-педагогического исследования составил системный подход, позволивший с позиций комплексного видения взаимосвязанных свойств изучаемого явления охарактеризовать своеобразие экологического просвещения и образования. Авторы использовали проблемно-хронологический метод, который позволил рассмотреть логическое развитие проблемы экологического просвещения и охарактеризовать практический опыт его реализации.

Результаты

Авторы исследования исходят из понимания «экологического просвещения» как системы мер и мероприятий, направленных на формирование экологической культуры детей и молодёжи в единстве её знаниево-информационного, деятельностно-технологического и этико-психологического компонентов, которые реализуются органами власти, учреждениями образования и культуры, средствами массовой информации, некоммерческими организациями и общественными движениями.

Такой подход к определению экологического просвещения стал отправной точкой анализа, накопленного в педагогической теории и практике опыта, позволил охарактеризовать основные направления эколого-просветительской работы в изучаемый период.

В рассматриваемый период были разработаны как минимум три направления эколого-просветительской работы:

• Направление, связанное с экологическим просвещением в системе непрерывного формального экологического образования, включающего дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов. Экологическое просвещение в рассматриваемый период не существовало в отрыве от экологического образования — целенаправленного процесса, ориентированного на достижение относительно измеримого результата, который подтверждался документом об освоении образовательной программы определённого уровня.

• Направление, связанное с экологическим просвещением в процессе неформального экологического образования, которое осуществлялось в разных форматах: обучение в профессиональных сообществах; обучение на производстве; участие в эколого-просветительских тренингах, семинарах; самообразование, т. е. неформализованные образовательные проекты, которые могли и не предполагать выдачу документа, подтверждающего факт обучения.

• Направление, связанное с экологическим просвещением в процессе информального образования, т. е. через экологическое информирование и распространение знаний. Развитие данного направления во многом реализовывалось усилиями общественных эколого-ориентированных организаций, музеев, библиотек, просветительских центров, открывавшихся на базе особо охраняемых природных территорий; ботанических садов, зоопарков. Особое значение в распространении экологических знаний и информации в этот период имела сеть «Интернет» и в целом средства массовой информации.

На основе изучения источников (педагогической литературы, методических материалов) выделены три хронологических периода развития экологического просвещения в России с 1990 по 2020 гг.

I этап (1991-1999 гг.): возрастание научного интереса к эколого-педагогической проблематике, в целом. В это время были защищены 93 диссертации по педагогике, из которых 8 — докторские. Чаще всего исследования были направлены на разработку дидактики

экологического образования и воспитания школьников с опорой на методологию личностно-ориентированного и культурологического подходов. В это время наработан значительный методический материал в области экологического просвещения дошкольников, подростков, студентов, который позднее был систематизирован и положен в основу научных исследований на следующем этапе.

II этап (2000-2012 гг.): всплеск научной активности в области изучения различных аспектов экологического образования школьников (264 диссертации), дошкольников (33 диссертации). В этот период был наработан значительный исследовательский материал в области подготовки педагогических кадров к решению задач экологического образования (5 докторских, 70 кандидатских исследований). Отметим, что большое количество работ было проведено в русле компетентностного подхода, что было обусловлено присоединением России к Болонскому процессу. Общее количество диссертационных исследований эколого-педагогической направленности — 412, из которых 30 — докторские.

III этап (2013-2020 гг.): спад исследовательского интереса к экологической проблематике. За 8 лет защищены 3 докторские и 34 — кандидатские диссертации. В этот период особую актуальность приобрёл аксиологический подход как методологический инструментарий эколого-педагогических исследований. Одной из социокультурных тенденций, оказавших значительное влияние на развитие эколого-просветительской сферы стало повсеместное распространение информационно-телекоммуникационных сетей, стремительная цифровизация и как следствие бурное развитие дистанционных просветительских технологий. Использование дистанционных технологий обогатило эколого-просветительскую практику, поскольку позволяло решать достаточно широкий круг задач: от информирования населения о состоянии окружающей природной среды до целенаправленного обучения по специальным дополнительным программам и практического вовлечения в экологические проекты, акции, тренинги.

На протяжении трех последних десятилетий научный поиск в области эколого-педагогических проблем, в целом, был весьма активным. Достаточно сказать, что в период с 1990 по 2020 гг. защищено более сорока докторских и более пятисот кандидатских диссертаций по педагогике, посвящённых различным аспектам экологического образования. Однако, несмотря на высокий исследовательский интерес к эколого-педагогической тематике, исследования, направленные на всестороннее глубокое изучение экологического просвещения, не проводились. Тем не менее в указанный период опубликован целый ряд научных статей, посвящённых различным аспектам экологического просвещения [2-7] и др. Точки зрения авторов были разнообразными. Например, М.Д. Андреев видел экологическое просвещение в неразрывной связи с экологическим воспитанием и отождествил его с формальным и неформальным образованием в области окружающей среды, направленным на формирование у человека сознательного восприятия, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств [3]. В статье Е.В. Громова (2017) — отмечалось, что эколого-просветительская функция возлагается на образовательные учреждения, средства массовой информации и общественные организации [2].

Отметим, что в российское нормативно-правовое поле понятие «экологическое просвещение» и его определение было введено в 1991 году с принятием Закона РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (с 2002 года — Федеральный закон «Об охране окружающей среды»). В нём экологическое просвещение было определено как «деятельность по распространению экологических знаний об экологической безопасности,

Обсуждение

информации о состоянии окружающей среды, о законодательстве в области экологической безопасности, об использовании природных ресурсов, с целью формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов»1.

В последние два десятилетия был опубликован ряд статей, посвящённых вопросам соотношения экологического образования и экологического просвещения, среди них работы С.В. Афанасьевой [6], Е.С. Осиповой [8], Е.П. Фертиковой [9], З.А. Шахмарданова [10] и др. Изучение указанных статей позволяет сделать вывод о том, что в широком смысле на уровне целеполагания данные понятия рассматривались как тождественные, поскольку они охватывали трактовки целей, связанных с формированием у обучающихся экологической культуры. В узком смысле экологическое образование и экологическое просвещение имели отличия, которые проявлялись в следующем: на организационном уровне полномочиями в области экологического образования наделялись, прежде всего, образовательные организации и учреждения разных уровней и типов, а в области экологического просвещения — не только организации, осуществляющие образовательную деятельность, но и общественные объединения, средства массовой информации, учреждения культуры, музеи, библиотеки, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма и т. п.

Представляется, что непрояснённости в терминах и понятиях в некоторой степени способствовали формулировки, содержавшиеся в нормативно-правовых актах, регулирующих сферу экологии и охраны окружающей среды: в них также существовали разночтения в используемой терминологии. Ввиду отсутствия чётких подходов к определению основополагающих понятий — «экологическое образование» / «экологическое просвещение» — размывались представления и о способах решения декларируемых в этой сфере задач, и об оптимальных инструментах, и даже о содержании работы.

Для справки: в советский период в Законе «Об охране природы в РСФСР», принятом 27 октября 1960 года, были предусмотрены две статьи, регулирующие сферу образования и просвещения в области охраны природы в стране: статья 18 «Преподавание основ охраны природы в учебных заведениях» и статья 19 «Пропаганда вопросов охраны природы». В статье 18 устанавливалось включение преподавания основ охраны природы в школьные программы, а также в программы вузов и специальных средних учебных заведениях (с учётом их профиля). Статья 19 предписывала «культурно-просветительным учреждениям и организациям, издательствам, музеям, кино, радио, телевидению, редакциям газет и журналов, добровольным обществам широко пропагандировать задачи охраны природы и воспроизводства природных богатств». На наш взгляд, такой подход достаточно конкретно разграничивал задачи сфер образования и просвещения и чётко обозначал исполнителей, ответственных за эти процессы.

Как уже было отмечено, основу российского природоохранного законодательства постсоветского периода составлял Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором был предусмотрен иной подход. В статье 5 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, были отнесены «организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры».2 В такой формулировке проблематика, связанная с экологическим просвещением, неочевидна и второстепенна, акцент сделан на образование. Ответственные за реализацию этой статьи закона представители исполнительной власти должны были обладать

1 Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-I (ред. от 02.06.93) «Об охране окружающей природной среды». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189/ (дата обращения: 05.09.2022).

2 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об охране окружающей среды». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/31cbdcc572222c93a51fed78205b68b35c0d8fe0/.

достаточно глубоким пониманием сущности процесса формирования экологической культуры, чтобы организовать его системно, задействовав потенциал не только образовательных учреждений, вовлекая в него всё население, а не исключительно ту его часть, которая в текущий момент включалась в формализованный образовательный процесс. На практике зачастую этого не происходило, о чём свидетельствует качество формулировок, встречавшихся в документах региональных и муниципальных органов исполнительной власти того периода.

Следует отметить, что в ряду источников не удалось обнаружить работы, обобщающие многообразие принципов собственно экологического просвещения (авторы имеет в виду, что в рассматриваемый период активно велся поиск и предпринималось обоснование методологических принципов экологического образования и воспитания и что это могло послужить материалом для исследования).

Анализ источников показал, что в целом эколого-просветительская деятельность того времени осуществлялась с опорой именно на принципы экологического образования. К тому же, и это уже отмечалось выше, часто наблюдалось отождествление процессов «экологического образования» в широком смысле и «экологического воспитания». Вот почему, считаем правомерным утверждать, что экологическое просвещение строилось на тех же принципах, что и экологическое образование: на принципах всеобщности, непрерывности, гибкости и вариативности, принцип учёта региональных особенностей и пр. [11; 12].

В первом десятилетии XXI века в системе принципов экологического просвещения особое место занял принцип устойчивого развития природы и общества. Впервые термин «устойчивое развитие» прозвучал в 1987 г. в докладе Г.Х. Брундтланд «Наше общее будущее» на международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию. Теоретическими истоками этой идеи являлась классическая теория общественного развития (П. Спенсер, К. Маркс), этика И. Канта и А. Швейцера, учение о биосфере и ноосферном этапе её развития В.И. Вернадского, теория постиндустриального общества Д. Белла, теория универсального эволюционизма и стратегии переходного периода Н.Н. Моисеева.

На всемирной конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) страны-участницы ООН приняли Концепцию устойчивого развития, т. е. такого развития общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной ёмкости биосферы. В качестве фундамента такого сбалансированного развития природы и общества признавалось образование в широком смысле. В начале XXI века в научный обиход вошли такие понятия как «образование для устойчивого развития» и «образование в интересах устойчивого развития», появились публикации, посвящённые их осмыслению, начались поиски механизмов его реализации [13-16].

Подводя итоги, обозначим сложившиеся на рубеже XX-XXI вв. историко-педагогические предпосылки, оказавшие влияние на дальнейшее развитие экологического просвещения в России:

• определены нормативно-правовые основы экологического просвещения;

• обозначены ключевые направления реализации экологического просвещения: формальное, неформальное и информальное образование;

• осуществлена последовательная концептуальная трансформация идеи природоохранного просвещения в идею экологического образования для устойчивого развития;

сформулированы теоретические основы экологического просвещения, интегрирующие и развивающие достижения в области природоведческого и природоохранного просвещения;

разработаны дидактические основы экологического просвещения;

накоплен богатый практико-ориентированный эколого-просветительский материал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корнетов Г.Б. Постижение истории педагогики / Г.Б. Корнетов // Историко-педагогический журнал. — 2014. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/articl e/ n/ postizhenie-istorii-pedagogiki (дата обращения: 22.10.2022).

2. Громов Е.В. Экологическое просвещение, как фактор формирования экологической культуры / Е.В. Громов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 9. С. 65-67.

— URL: http://novaum.ru/public/p348 (дата обращения: 03.06.2022).

3. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально-ценностное отношение к природе / М.Д. Андреев // Фундаментальные исследования. — 2009. — № 7. — С. 76-78. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2174 (дата обращения: 03.06.2022).

4. Клюканова Л.Г. Экологическое просвещение как научно-образовательный, управленческий и информационный ресурс современного общества / Л.Г. Клюканова // Образование и право. — 2018. — № 5. — 261-269. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ekologicheskoe-prosveschenie-kak-nauchno-obrazovatelnyy-upravlencheskiy-i-informatsionnyy-resurs-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 03.06.2022).

5. Гринёва Е.А. От экологического просвещения к экологическому образованию для устойчивого развития: ретроспективный анализ / Е.А. Гринёва, Л.Х. Давлетшина // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 8. — С. 434438. — URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31938 (дата обращения: 03.09.2022).

6. Афанасьева С.В. Становление и развитие экологического образования и просвещения / С.В. Афанасьева // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. — 2010.

— № 2. — URL: https://cyberl eninka .ru/arti cl e/n/ stanovl eni e-i -razvitie-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-prosvescheniya (дата обращения: 24.10.2022).

7. Манченко Е.В. Формирование экологической культуры посредством экологического просвещения / Е.В. Манченко, Ю.В. Цыплухина // Качество и жизнь. — 2019. — № 1. — С. 84-86. — URL:

https://elibrary.ru/item.asp?id=37290639 (дата обращения: 24.10.2022).

8. Осипова Е.С. К вопросу о соотношении экологического образования и экологического просвещения / Е.С. Осипова // Климат, экология, сельское хозяйство Евразии / Иркутск, 2020. — С. 307-313. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44174952 (дата обращения: 24.10.2022).

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Фертикова Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации / Е.П. Фертикова // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2019. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/articl e/n /aktualnye-voprosy-organizatsii-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-prosvescheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.10.2022).

Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-prosveschenie-i-vospitanie-naseleniya (дата обращения: 02.08.2022).

Мазанюк Е.Ф. Проблема определения основных принципов экологического воспитания молодёжи / Е.Ф. Мазанюк // Мир науки, культуры, образования. — 2017. — № 4. — С. 178-180. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-osnovnyh-printsipov-ekologicheskogo-vospitaniya-molodyozhi (дата обращения: 02.10.2022).

Вербицкий А.А. Принципы и цели непрерывного экологического образования / А.А. Вербицкий // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. — 2014. — № 1. — URL: https://cyberleninka.m/article/n/printsipy-i-tseli-nepreryvnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.10.2022).

Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века / А.Н. Захлебный // Научные исследования в образовании. — 2011. — № 9. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-obschego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-povestke-dnya-xxi-veka (дата обращения: 24.10.2022).

Халудорова Л.Е. Экологическое образование для устойчивого развития как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога / Л.Е. Халудорова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. — 2016. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-dlya-ustoychivogo-razvitiya-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-pedagoga (дата обращения: 26.10.2022).

Степанов С.А. Образование для устойчивого развития: методологические, содержательные, организационные аспекты / С.А. Степанов // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. — 2010. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-ustoychivogo-razvitiya-metodologicheskie-soderzhatelnye-organizatsionnye-aspekty (дата обращения: 26.10.2022).

Дзятковская Е.Н. Есть ли у образования для устойчивого развития свой предмет познания? / Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. — DOI: 1018101/1994-0866-21064-3-11 // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. — 2016. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/est-li-u-obrazovaniya-dlya-ustoychivogo-razvitiya-svoy-predmet-poznaniya (дата обращения: 26.10.2022).

Nesterova Anna Aleksandrovna

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia Institute of Continuing Education E-mail: a_saushkina@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8106-4887 RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=651395

Makarov Michael Ivanovich

RUDN University, Moscow, Russia University of the Foreign languages E-mail: michaelmakarov1@rambler.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=802578

Historical retrospective and prospects for the development of environmental education in Russia

Abstract. The article presents an analytical review of the historical and pedagogical prerequisites for the development of environmental education in Russia at the present stage. The authors used the problem-chronological method, which allowed us to consider the logical development of the problem of environmental education in the period 1990-2020. When discussing the historical and pedagogical aspects of environmental education, the authors took into account the legal framework on which it was built.

The text of the article contains a description of three chronological periods in the development of environmental education in Russia from 1990 to 2020, the selection of which is based on the analysis of scientific activity in the study of environmental education issues, the content of environmental education, and the educational technologies used.

The analysis of sources allowed the authors to describe the main areas of environmental education work: formal, non-formal and informal education. Special attention is paid to the discussion of the relationship between the fundamental concepts of "environmental education" and "environmental education" in the scientific literature and normative sources of the period under study. The authors came to the conclusion that the lack of clear approaches to the definition of concepts — "environmental education" / "environmental enlightenment" — was also reflected in the blurring of ideas about how to solve the problems declared in this area, and about the optimal tools, and about the content of the work.

According to the authors, formed at the turn of the XX-XXI centuries. historical and pedagogical prerequisites that influenced the development of environmental education in Russia were: defining the legal framework for environmental education; formation of key directions for its implementation; consistent conceptual transformation of the idea of environmental education into the idea of environmental education for sustainable development; development of didactic foundations for environmental education; accumulation of rich practice-oriented environmental and educational material.

Keywords: environmental education; directions of environmental education work; stages of development of environmental education; principles of environmental education; environmental education; historical and pedagogical background; problem-chronological method

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.