Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ / АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТИМНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / ВИКТИМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ENVIRONMENTAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL AWARENESS / THE FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF THE ENVIRONMENTAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN / ASPECTS OF ENVIRONMENTAL CULTURE / ENVIRONMENTAL VICTIMIZATION / AN INTEGRATED APPROACH / A VICTIMO-LOGICAL APPROACH / INNOVATIVE APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свириденко Татьяна Евгеньевна

Важнейшей составляющей развития современного российского образования является экологическое образование, просвещение и формирование основ экологической культуры школьников, а затем и развитие на их основе экологической компетентности и ответственности в контексте становления современного гражданина. В результате изучения существующей нормативной базы и эмпирического опыта в области развития экологического образования в России автором представлены направления исследований по данной проблематике. При этом сделан акцент, несмотря на многолетнюю актуальность данной проблематики, что широкую педагогическую общественность в настоящее время по-прежнему интересуют проблемы реализации экологического образования разных уровней и видов с целью формирования основ экологической культуры школьников и развития на их основе экологической компетентности; взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития. Особое значение имеют вопросы: а) подготовки педагогических кадров для осуществления экологического образования и формирования основ экологической культуры у обучающихся как в условиях реализации Концепции устойчивого развития, так и в условиях новых экологических угроз и появления экологической виктимности в общесте; б) выявления психологических основ формирования данного вида культуры в контексте обшей теории культуры, а также поиска результативных методик для предотвращения развития у обучающихся нового вида виктимности - экологической и др. Кроме того, автором описан опыт формирования основ экологической культуры у обучающихся с помощью традиционного комплексного и инновационного подходов, с применением принципа расширения образовательной среды и включением школы в международный проект и реализацией эколого-образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Обосновано, что при формировании основ экологической культуры школьников необходим учет тенденции появления экологической виктимности, для чего необходимы педагогическое осмысление, специальные исследования, методические разработки и апробация опыта формирования основ экологической культуры у школьников на базе виктимологического подхода к развитию содержания экологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свириденко Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELEVANCE OF FINDING INNOVATIVE SOLUTIONS TO FORM THE BASICS OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF MODERN SCHOOLCHILDREN

The most important component of the development of modern Russian education is environmental education, awareness and formation of the basics of environmental culture of schoolchildren, and then the development on their basis of environmental competence and responsibility in the context of the formation of a contemporary citizen. As a result of studying the existing normative base and empirical experience in the field of development of ecological education in Russia the author presents the directions of researches on the given problematics. At the same time, it is emphasized that in spite of the long-term urgency of the issues the wide pedagogical community is still interested in problems of realization of ecological education of different levels and types in order to form the bases of ecological culture of schoolchildren and development on their basis of ecological competence; interrelation of ecological education and education for sustainable development. Of particular importance are the issues such as: (a) preparation of pedagogical staff for implementation of environmental education and formation of the bases of ecological culture of students both in conditions of implementation of the Concept of sustainable development and in conditions of new ecological threats and emergence of ecological victimhood in the society; (b) identification of psychological bases of formation of this type of culture in the context of general theory of culture, and also search of effective methods for prevention of development of new type of victimhood - ecological, etc. in students. In addition, the author describes the experience of forming the basics of ecological culture in students with the help of traditional integrated and innovative approaches, with the application of the principle of expanding the educational environment and the inclusion of the school in an international project and the implementation of the ecological and educational potential of the discipline „Foreign language”. It is substantiated that when forming the bases of ecological culture of schoolchildren, it is necessary to take into account the tendency of the emergence of ecological victimization, which requires pedagogical comprehension, special research, methodological development and testing of the experience of forming the foundations of ecological culture in schoolchildren on the basis of a victimological approach to the development of the content of environmental education.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА»

УДК 373.55

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-193-202

ББК 74.200.528

АКТУАЛЬНОСТЬ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Т. Е. Свириденко

Аннотация. Важнейшей составляющей развития современного российского образования является экологическое образование, просвещение и формирование основ экологической культуры школьников, а .затем и развитие на их основе экологической компетентности и ответственности в контексте становления современного гражданина. В результате изучения существующей нормативной базы и эмпирического опыта в области развития экологического образования в России автором представлены направления исследований по данной проблематике. При этом сделан акцент, несмотря на многолетнюю актуальность данной проблематики, что широкую педагогическую общественность в настоящее время по-прежнему интересуют проблемы реализации экологического образования разных уровней и видов с целью формирования основ экологической культуры школьников и развития на их основе экологической компетентности; взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития. Особое значение имеют вопросы: а) подготовки педагогических кадров для осуществления экологического образования и формирования основ экологической культуры у обучающихся как в условиях реализации Концепции устойчивого развития, так и в условиях новых экологических угроз и появления экологической виктимности в общесте; б) выявления психологических основ формирования данного вида культуры в контексте обшей теории культуры, а также поиска результативных методик для предотвращения развития у обучающихся нового вида виктимности - экологической и др. Кроме того, автором описан опыт формирования основ экологической культуры у обучающихся с помощью традиционного комплексного и инновационного подходов, с применением принципа расширения образовательной среды и включением школы в международный проект и реализацией эколого-образовательного потенциала дисциплины «Иностранный язык». Обосновано, что при формировании основ экологической культуры школьников необходим учет тенденции появления экологической виктимности, для чего необходимы педагогическое осмысление, специальные исследования, методические разработки и апробация опыта формирования основ экологической культуры у школьников на базе виктимологического подхода к развитию содержания экологического образования.

© Свириденко Т. Е., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое просвещение, формирование основ экологической культуры школьников, аспекты экологической культуры, экологическая виктимность, комплексный подход, вик-тимологический подход, инновационные подходы.

THE RELEVANCE OF FINDING INNOVATIVE SOLUTIONS TO FORM THE BASICS OF ENVIRONMENTAL CULTURE OF MODERN SCHOOLCHILDRENT

E. Sviridenko

Abstract. The most important component of the development of modern Russian education is environmental education, awareness and formation of the basics of environmental culture of schoolchildren, and then the development on their basis of environmental competence and responsibility in the context of the formation of a contemporary citizen. As a result of studying the existing normative base and empirical experience in the field of development of ecological education in Russia the author presents the directions of researches on the given problematics. At the same time, it is emphasized that in spite of the long-term urgency of the issues the wide pedagogical community is still interested in problems of realization of ecological education of different levels and types in order to form the bases of ecological culture of schoolchildren and development on their basis of ecological competence; interrelation of ecological education and education for sustainable development. Of particular importance are the issues such as: (a) preparation of pedagogical staff for implementation of environmental education and formation of the bases of ecological culture of students both in conditions of implementation of the Concept of sustainable development and in conditions of new ecological threats and emergence of ecological victimhood in the society; (b) identification of psychological bases of formation of this type of culture in the context of general theory of culture, and also search of effective methods for prevention of development of new type of victimhood - ecological, etc. in students. In addition, the author describes the experience of forming the basics of ecological culture in students with the help of traditional integrated and innovative approaches, with the application of the principle of expanding the educational environment and the inclusion of the school in an international project and the implementation of the ecological and educational potential of the discipline „Foreign language". It is substantiated that when forming the bases of ecological culture of schoolchildren, it is necessary to take into account the tendency of the emergence of ecological victimization, which requires pedagogical comprehension, special research, methodological development and testing of the experience of forming the foundations of ecological culture in schoolchildren on the basis of a victimological approach to the development of the content of environmental education.

Keywords: environmental culture, environmental education, environmental awareness, the formation of the foundations of the environmental culture of schoolchildren, aspects of environmental culture, environmental victimization, an integrated approach, a victimo-logical approach, innovative approaches

Современное общество стремительно развивается и претерпевает глубинные трансформации как в части технологического базиса общества, так и в части ориентации людей на потребление

на обыденном уровне их существования как смысла жизни [1]. Потребление, ориентированное на сохранение или приобретение человеком более высокого социального статуса, считается избыточным и харак-

теризуется тенденцией к бесконечному увеличению его объема [2].

Создание огромного количества регулярно морально устаревающих материальных благ, как следствие, приводит к истощению природных ресурсов, формирует состояние окружающей среды, опасное для здоровья человека, вызывает разбалансировку биосферных процессов и создает угрозу существованию человечества и биосферы в целом.

Уже в 1983 г. в рамках работы ООН была созвана Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию. Было признано, что экологические проблемы носят глобальный характер, и определено, что разработка политики для устойчивого развития соответствует общим интересам всех стран. Отметим, что концепция устойчивого развития во многом перекликается с идеей ноосферы, выдвинутой академиком В. И. Вернадским еще в середине XX в.

В преамбуле принятой 25 октября 2015 г. Генеральной ассамблей Организации Объединенных Наций резолюции «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» заявлены решимость уберечь планету от деградации, в том числе посредством внедрения рациональных моделей потребления и производства, рационального использования природных ресурсов, и создание мира, свободного от нищеты, голода , болезней и нужды, мира, в котором все живое могло бы благоденствовать [3].

В декларации было сформулировано 17 новых глобальных целей в области устойчивого развития, особое место было уделено образованию.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р была одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации [4], где были заданы пути и средства реализации государственной политики в области экологии, среди которых обозначено экологическое образование и просвещение. В этих областях была поставлена основная задача - повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных на-

выков и знаний в области экологии, для чего было необходимо в том числе:

• включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;

• государственная поддержка деятельности системы образования и просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и образование;

• разработка стандартов образования, ориентированных на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской Федерации.

Таким образом, результатом реализации этих положений на уровне общего и среднего образования является формирование основ экологической культуры школьников как базиса экологической и во многом гражданской ответственности.

Экологическая культура, согласно действующему Федеральному закону от 10.01. 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», рассматривается как целевой ориентир экологического образования (ст. 71) и экологического просвещения (ст. 74) [5]. При этом определение экологической культуры в данном законе и в других федеральных российских нормативно-правовых актах отсутствует.

Не вдаваясь в данной статье глубоко в анализ экологической культуры как личностного и социального феномена, но опираясь на работы известных экологов и педагогов Т. А. Бадьиной, Д. Б. Гелашвили, С. Д. Дерябо, Ю. Л. Комиссаровой, Г. С. Ро-зенберга, Н. И. Симоненко, Ю. Л. Ткаченко, Г. Р. Хасаева, Г. В. Шляхтина, И. С. Щербаковой, В. А. Ясвина, обратим внимание, что экологическая культура может рассматриваться в трех различных аспектах [6, с. 217]:

«Первый аспект характеризует субъекта экологической культуры, и субъект может быть индивидуальным (личность) или коллективным (семья, различные социальные группы, общество в целом). Именно в этом ключе используются понятия "экологическая культура личности" и "экологическая культура общества".

Второй аспект предполагает оценку уровня развития экологической культуры индивидуального или коллективного субъекта. Интересно, что при этом уровень развития экологической культуры зачастую, особенно в обывательском сознании или повседневном общении, описывается по бинарной шкале: "есть - нет". Подобно тому, как словосочетания "бескультурный человек" или "общество бескультурья" буквально понимаются как отсутствие культуры у соответствующих субъектов, нередко используются и при описании экологической культуры субъектов, хотя более корректно говорить о недостаточном (низком) уровне сформированности у того или иного субъекта экологической культуры.

Третий аспект проявляется при рассмотрении экологической культуры с применением компетентностного подхода и концентрирует внимание на понимании экологической культуры как некоторой заданной заранее рамки - компетенции. И эта рамка, по сути, описывает условия, при которых гармонизация отношений в системе "человек - природа - общество" возможна».

Именно третий из названных аспектов экологической культуры рассматривался в 1998 г. на Международном совещании экспертов Европейского Союза, состоявшемся в столице Российской Федерации г. Москве. Итогом работы стал документ, вошедший в историю как Московская международная декларация об экологической культуре. Документ был принят 7 мая 1998 г. и содержал следующее определение: «...экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле» [7].

Такой подход к пониманию экологической культуры содержит в себе критерий «экологичности», обоснованный в работе С. Н. Глазачева и О. Н. Козловой [8]. Сущность предлагаемого этими авторами критерия заключается в том, что «экологич-

ным, ценным с позиций экологии как области прикладного знания и технологий является то, что содействует Жизни, а то, что Жизни противодействует, выступает как антиценность» [8, с. 21]. Указанный критерий характеризуется универсальностью, поскольку может быть применен для анализа любых взаимодействий в системе «человек - природа - общество», что, в свою очередь, делает критерий «экологич-ности» еще и очень актуальным в современных условиях.

Подводя промежуточный итог, еще раз обратим внимание на то, что экологическая культура: а) характеризует действующего субъекта (будь то отдельно взятая личность, семья, государство или человеческое общество в целом); б) предполагает указание на уровень сформированности этого качества; в) описывает компетенцию, которую предстоит освоить любому субъекту, стремящемуся преодолеть экологические проблемы, и, наконец, г) каждый субъект имеет возможность воспользоваться универсальным критерием и для анализа собственных действий, и при взаимодействии с природой и другими людьми и социальными группами.

Очевидно, что развитие экологической культуры личности и общества происходит как спонтанно (в результате получения экологической информации по каналам СМИ, сети Интернет, социальным сетям, получения эмпирического опыта экологической деятельности и т. п.), так и целенаправленно - в процессе экологического образования. Значимость экологической культуры велика настолько, что даже на государственном уровне формирование этого феномена, развитие экологического образования и воспитания включено в число основных задач, решение которых необходимо для достижения стратегической цели государственной политики России в области экологического развития на период до 2030 г. [9].

Стратегической целью в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприят-

ной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В свою очередь, утвержденный план действий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области экологического развития предусматривает целый ряд мероприятий, в частности [10]:

• подготовку и реализацию модельных проектов, направленных на экологическое воспитание и просвещение школьников и молодежи (познавательного туризма), на базе заповедников;

• разработку общепрофессиональных компетенций, знаний, умений и навыков в области охраны окружающей среды для включения в федеральные государственные образовательные стандарты;

• методологическое, программное и учебно-методическое сопровождение реализации экологической составляющей федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования на основе Концепции общего экологического образования и др.

Прямое отношение к школе и школьному образованию имеет из указанных выше третья группа мероприятий, реализация которых намечена под руководством Мин-обрнауки России и Минпросвещения России на 2020 г. В то же время реальность и глубина экологических проблем, требования, закрепленные в стандартах начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, определяют не просто актуальность, но и обязательность реализации каждой школой усилий, направленных на формирование у школьников личностных характеристик, составляющих структурные элементы экологической культуры, уже сейчас.

В данном контексте, на наш взгляд, важно отметить, что указанные выше пробле-

мы в той или иной мере для российского образования не являются новыми, а остаются актуальными на протяжении более двух десятилетий и нашли свое отражение в ряде научно-методических исследований и концепций экологического образования [11; 12]. Наибольший вклад в развитие отечественного экологического образования внесли С. В. Алексеев, М. В. Аргунова, Н. Ф. Винокурова, С. Н. Глазачев, А. Н. За-хлебный, И. Д. Зверев, Е. Н. Дзятковская, Д. С. Ермаков, Н. М. Мамедов, В. В. Николи-на, В. Н. Панов, Н. А. Рыжова, И. Т. Суравеги-на, Г. А. Ягодин, В. А. Ясвин. Их работы охватывают различные аспекты проблем становления экологического образования и экологической культуры, в том числе:

• проблемы реализации экологического образования разных уровней и видов;

• проблемы формирования экологической компетентности;

• проблемы взаимосвязи экологического образования и образования для устойчивого развития;

• проблемы подготовки педагогических кадров к реализации экологического образования и формирования экологической культуры обучающихся;

• проблемы психологических основ формирования экологической культуры и др.

Приведенный перечень далеко не полный. Многие из названных выше ученых имеют научные школы, последователей, работы которых еще больше расширяют спектр научного и прикладного поиска в сфере экологического образования. За последние два десятилетия количество защищенных в Российской Федерации диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, выполненных в русле поиска ответов на вопросы экологического образования и просвещения, составило несколько сотен.

В ходе педагогических исследований, осуществленных нами [6; 13; 14] на базе Географического факультета Московского педагогического государственного университета (МПГУ) и Международной школы углубленного изучения иностранных языков (Международная школа), было проведено

анкетирование обучающихся по программам бакалавриата; а также основного и среднего общего образования с целью определения уровня сформированности основ экологической культуры и ее динамики. Анкеты содержали различные типы вопросов, в том числе открытые вопросы и вопросы, предполагающие свободный ответ.

Наиболее интересным для анализа явился предполагающий свободный ответ вопрос о том, что сам обучающийся может сделать для участия в решении экологических проблем. В ходе анализа результатов анкетирования выявлено, что ответы респондентов достаточно четко разделились на три группы:

• первая группа ответов носила позитивный и конструктивный характер, отражающий готовность обучающихся участвовать в решении экологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества с природой;

• ко второй группе были отнесены ответы, демонстрирующие потребительское отношение обучающихся к окружающей среде;

• в третью группу были выделены ответы, носящие характер экологической вик-тимности.

Появление ответов, объединенных в третью группу, вызвало наиболее пристальное внимание. Научных работ, посвященных экологической виктимности, пока немного, и само понятие экологической виктимности нуждается в проработке. В то же время наш случай не единичный. В частности, на возникновение экологической виктимности у жителей мегаполисов указывает Ю. А. Страунинг [15]. Складывается ситуация, которую педагогам нельзя игнорировать. И уже сейчас становится очевидной связь экологической виктимности и экологической культуры.

Несомненно, результаты, полученные нами в процессе анкетирования, требуют педагогического осмысления, однако наличие обучающихся, думающих так же, как и респонденты, чьи ответы составили третью группу, необходимо учитывать при выборе как содержания, так и средств, методов, форм

обучения и диагностики, предотвращая (в идеале) либо минимизируя проявления экологической виктимности у обучающихся различных уровней образования при формировании основ экологической культуры.

Остановимся более подробно на описании результатов опыта формирования основ экологической культуры школьников. Как мы уже описывали ранее в [6], система, сложившаяся в Международной школе более чем за 10-летний период ее существования, не теряет своей актуальности и сегодня. Данная система охватывает все ступени общего образования и все основные виды деятельности учащихся: урочную, внеурочную и внешкольную работу. «В ходе уроков учащиеся Международной школы постепенно достигают обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах предметных результатов образования. Наибольшая роль с точки зрения формирования экологической культуры принадлежит таким дисциплинам, как география, биология, химия. В процессе внеурочной деятельности ученики принимают участие в конкурсах, фестивалях, концертах, школьных научно-практических конференциях, дискуссиях. Основными формами внешкольной работы являются: экскурсии, олимпиады, конференции и др. Единство урочной, внеурочной и внешкольной работы создает основу для формирования особой образовательной среды, в которой экологическая культура личности развивается более эффективно. Эколого-образовательную среду дополняет проектная деятельность школьников, причем количество школьных проектов, имеющих экологическую направленность, в Международной школе ежегодно увеличивается. Впрочем, подобный подход к проектированию образовательной среды с целью формирования экологической культуры применяется во многих школах. В образовательную среду включаются также помещения школы, в качестве субъектов этой среды, как правило, рассматриваются также родители и другие члены семьи школьника. Будучи довольно распространенным, на сегодняшний день такой подход характеризуется скорее как традиционный» [6, с. 219].

Инновационная деятельность, согласно действующему федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ [16].

В деятельности Международной школы инновационным элементом стал принцип, который в педагогике описывается как принцип расширения образовательной среды. Примером реализации принципа расширения образовательной среды стало участие Международной школы в проекте 565403-EPP-1 -RU-EPPJMO-Module "Environment and ecological technologies in urban areas: EU policy and best practices" («Окружающая среда и экологические технологии в городах: политика ЕС и лучшие практики»). Данный проект выполнялся Географическим факультетом МПГУ по программе сотрудничества с Европейским Союзом «Eras-mus+». В рамках этого проекта с нашим непосредственным участием «магистранты и профессорско-преподавательский состав Географического факультета МПГУ провели ряд экологических уроков, направленных на ознакомление школьников с наилучшими российскими и европейскими практиками в сфере обеспечения экологического благополучия городских территорий и здоровья горожан. Это направление имеет важнейшее значение именно для Международной школы, поскольку в ней преподаются языки стран Европейского Союза, где накоплен большой опыт применения различных экологических технологий, которые могут быть адаптированы к российской действительности» [6, с. 219].

Примером другой инновации, которая нашла отражение в деятельности Международной школы, стало включение в число дисциплин, активно формирующих экологическую культуру обучающихся, дисциплины «Иностранный язык», которая традиционно

выполняет функцию развития у обучающихся навыков коммуникации. Однако учителя иностранного языка, работающие в Международной школе, нашли способ раскрыть и реализовать эколого-образовательный потенциал дисциплины за счет: а) включения экологической проблематики в урочную работу и б) активизации проектной деятельности обучающихся. В частности, среди выполненных учениками Международной школы проектов, имеющих экологическую направленность, за последние несколько лет более 50% подготовлены в ходе изучения в школе иностранного языка.

Таким образом, применение инновационных подходов способствует более успешному формированию основ экологической культуры школьников (и вслед за этим - современного социума). Эти подходы целесообразно рекомендовать к более широкому распространению в школьной практике. Среди инновационных подходов, на наш взгляд, особого внимания заслуживает подход, учитывающий предотвращение негативного воздействия на сознание обучаемых возможных последствий современных экологических угроз и, как следствие, появления и развития у обучаемых признаков экологической виктимности. Таким подходом к развитию содержания экологического образования может стать виктимологи-ческий подход и понимание виктимологи-ческой деятельности [17; 18] как методологических составляющих прикладной викти-мологической науки. Описание и обоснование такого подхода к развитию экологического образования, на наш взгляд, следует искать в изучении онтологии развития прикладной виктимологии [19; 20] - виктимо-логической экологии или экологической виктимологии. При этом виктимологию следует понимать в широком смысле как социально-психологическую область знания (а не только «как науку о жертве») или развивающееся комплексное учение о лицах, оказавшихся в кризисных ситуациях, в том числе о лицах, у которых развивается виктимность различного типа в условиях угроз современного социума.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боровой Е. М. Существование человека в обществе «избыточного потребления» // Ценности и смыслы. 2015. № 5(39). С. 94-105.

2. Иванова М. В. Идеология потребительства как феномен современного либерально-демократического общества // Вестн. Забайкальского гос. ун-та. 2008. № 4. С. 16-22.

3. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https:// sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (дата обращения: 05.06.2020).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р «Об одобрении Экологической доктрины Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/901826347/ (дата обращения: 09.08.2020).

5. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 15.10.2019).

6. Ерошенко В. И., Свириденко Т. Е., Трифонова А. Э. Экологическая культура и инновационные подходы к ее формированию в деятельности международной школы углубленного изучения иностранных языков // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сб. ст. науч.-практ. конф. (4-5 декабря 2017, г. Москва) / сост.: М. О. Мдивани, В. И. Панов, Ю. Г. Панюкова. М.: Перо, 2017. С. 216-220. URL: http://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ekologii.pdf (дата обращения: 31.05.2020).

7. Шульженко А. К. Тенденции и приоритеты международной интеграции в области воспитания экологической культуры молодежи // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2015. № 1 (62). С. 121-125.

8. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура: учеб. пособие. М.: Горизонт, 1997. 208 с.

9. Утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/15177 (дата обращения: 22.08.2020).

10. План действий по реализации основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 2423-р (ред. от от 10.08.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139460/ (дата обращения: 22.08.2020).

11. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер [и др.] // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.

12. Захлебный А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. 2011. № 9. С. 3-6.

13. Ерошенко В. И., Свириденко Т. Е. Инновационные методы эколого-педагогической подготовки обучающихся на географическом факультете ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» // Интернационализация и инновация в области высшего образования: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Шымкент: Изд-во Ун-та дружбы народов им. акад. А. Куатбекова, 2019. С. 25-27.

14. Ерошенко В. И. Свириденко Т. Е. Основные направления экологизации подготовки педагогов на географическом факультете ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» // Инженерные технологии для устойчивого развития и интеграции науки, производства и образования (к 15-летию Ассоциации «Объединенный университет имени В. И. Вернадского»): материалы Междунар. науч.-практ. конф., 29-31 мая 2019 г.: в 4 т. Тамбов: Изд. центр ТГТУ 2020. Т. IV: Инновационные технологии инженерной педагогики. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). С. 32-34.

15. Страунинг Ю. А. К вопросу об экологической виктимности в мегаполисе // Вестн. Московского ун-та МВД России. 2015. № 9. С. 179-180.

16. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://docs.cntd.ru/document/901826347/ (дата обращения: 09.08.2020).

17. Рыжова Н. И., Громова О. Н. Виктимологическая профилактика и защита как основа профессиональной виктимологической подготовки специалистов для новой экономики // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 8-13.

18. Рыжова Н. И., Громова О. Н. Актуальность виктимологической деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса как составляющей обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современном социуме // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 19-20 апреля 2018 г.) / под ред. Э. Н. Чижикова. СПб., 2018. С. 40-46.

19. Малкина-Пых И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы: новейший справочник психолога. М.: Эксмо, 2010. 864 с.

20. Голубь М. С., Голубь М. А. К вопросу о трактовке основных понятий и категорий педагогической виктимологии // Инновационная наука. 2015. № 12. С. 9-14.

REFERENCES

1. Borovoy E. M. Sushchestvovanie cheloveka v obshchestve "izbytochnogo potrebleniya". Tsennosti i smysly. 2015, No. 5(39), pp. 94-105.

2. Ivanova M. V Ideologiya potrebitelstva kak fenomen sovremennogo liberalno-demokrat-icheskogo obshchestva. Vestn. Zabaykalskogo gos. un-ta. 2008, No. 4, pp. 16-22.

3. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Available at: https://sustainabledevelopment.un.org/post2015/transformingourworld (accessed: 05.06.2020).

4. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 31 avgusta 2002 goda No. 1225-r "Ob odobrenii Ekologicheskoy doktriny Rossiyskoy Federatsii". Available at: http:// docs.cntd.ru/document/901826347/ (accessed: 09.08.2020).

5. Federalnyy zakon ot 10.01.2002 №7-FZ "Ob okhrane okruzhayushchey sredy". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (accessed: 15.10.2019).

6. Eroshenko V. I., Sviridenko T. E., Trifonova A. E. Ekologicheskaya kultura i innovatsion-nye podkhody k ee formirovaniyu v deyatelnosti mezhdunarodnoy shkoly uglublennogo izucheniya inostrannykh yazykov. In: Mdivani M. O., Panov V I., Panyukova Yu. G. (eds.) God ekologii v Rossii: pedagogika i psikhologiya v interesakh ustoychivogo razvitiya: sb. st. nauch.-prakt. konf. (4-5.12.2017, Moscow). Moscow: Pero, 2017. Pp. 216-220. Available at: http://www.pirao.ru/upload/iblock/1bc/god_ekologii.pdf (accessed: 31.05.2020).

7. Shulzhenko A. K. Tendentsii i prioritety mezhdunarodnoy integratsii v oblasti vospitani-ya ekologicheskoy kultury molodezhi. Vestn. Cherepovetskogo gos. un-ta. 2015, No. 1 (62), pp. 121-125.

8. Glazachev S. N., Kozlova O. N. Ekologicheskaya kultura: ucheb. posobie. Moscow: Go-rizont, 1997. 208 p.

9. Utverzhdeny osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15177 (accessed: 22.08.2020).

10. Plan deystviy po realizatsii osnov gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. Utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 18.12.2012 No. 2423-r (red. ot ot 10.08.2016). Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_139460/ (accessed: 22.08.2020).

11. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N., Vagner I. V. et al. Kontseptsiya obshchego eko-logicheskogo obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya (2010). Ekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2012, No. 2, pp. 4-15.

12. Zakhlebnyy A. N. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v povestke dnya XXI veka. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2011, No. 9, pp. 3-6.

13. Eroshenko V I., Sviridenko T. E. Innovatsionnye metody ekologo-pedagogicheskoy podgo-tovki obuchayushchikhsya na geograficheskom fakultete FGBOU VO "Moskovskiy peda-gogicheskiy gosudarstvennyy universitet". In: Internatsionalizatsiya i innovatsiya v oblasti vysshego obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. Vol. 1. Shymkent: Izd-vo Un-ta druzhby narodov im. akad. A. Kuatbekova, 2019. Pp. 25-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Eroshenko V. I. Sviridenko T. E. Osnovnye napravleniya ekologizatsii podgotovki ped-agogov na geograficheskom fakultete FGBOU VO "Moskovskiy pedagogicheskiy gosudarstvennyy universitet". In: Inzhenernye tekhnologii dlya ustoychivogo razvitiya i integratsii nauki, proizvodstva i obrazovaniya (k 15-letiyu Assotsiatsii "Obyedinennyy universitet imeni V. I. Vernadskogo"). Proceedings of International scientific-practical conference, 29-31.05.2019. In 4 vols. Tambov: Izd. tsentr TGTU, 2020. Vol. 4: Innovatsionnye tekhnologii inzhenernoy pedagogiki. 1 CD-ROM. Pp. 32-34.

15. Strauning Yu. A. K voprosu ob ekologicheskoy viktimnosti v megapolise. Vestn. Mos-kovskogo un-ta MVD Rossii. 2015, No. 9, pp. 179-180.

16. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii". Available at: http://docs.cntd.ru/document/901826347/ (accessed: 09.08.2020).

17. Ryzhova N. I., Gromova O. N. Viktimologicheskaya profilaktika i zashchita kak osnova professionalnoy viktimologicheskoy podgotovki spetsialistov dlya novoy ekonomiki. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2015, No. 1 (50), pp. 8-13.

18. Ryzhova N. I., Gromova O. N. Aktualnost viktimologicheskoy deyatelnosti sub"ektov uchebno-vospitatelnogo protsessa kak sostavlyayushchey obespecheniya bezopasnosti zhiznedeyatelnosti detey v sovremennom sotsiume. In: Chizhikov E. N. (ed.) Organizat-sionno-pravovoe regulirovanie bezopasnosti zhiznedeyatelnosti v sovremennom mire. Proceedings of the II International scientific-practical conference (St. Petersburg, 1920.04.2018). St. Petersburg, 2018. Pp. 40-46.

19. Malkina-Pykh I. G. Viktimologiya. Psikhologiya povedeniya zhertvy: noveyshiy sprav-ochnikpsikhologa. Moscow: Eksmo, 2010. 864 p.

20. Golub M. S., Golub M. A. K voprosu o traktovke osnovnykh ponyatiy i kategoriy peda-gogicheskoy viktimologii. Innovatsionnaya nauka. 2015, No. 12, pp. 9-14.

Свириденко Татьяна Евгеньевна, аспирант, Институт управления образованием Российской академии образования

e-mail: tatyana908@rambler.ru

Sviridenko Tatiana E., Postgraduate student, Institute of Education Management of the Russian Academy of Education

e-mail: tatyana908@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020 The article was received on 09.10.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.