Научная статья на тему 'Опыт работы эколого-педагогического центра в сельской школе'

Опыт работы эколого-педагогического центра в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL EDUCATIONAL CENTER / ACTIVE METHODS OF TRAINING / THE STUDY OF GLOBAL AND LOCAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмиярова Софья Григорьевна, Салаватова Рамиля Фахретдиновна

В статье описывается опыт экологического образования в Бурзянском районе Республики Башкортостан. В средней общеобразовательной школе села Старосубхангулово создан эколого-педагогический центр, главная цель работы которого заключается в организации и координации экологического образования школьников и их родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL EXPERIENCE OF THE EKOLOGO-PEDAGOGICAL CENTER AT RURAL SCHOOL

The Environmental Education of schoolchildren and adults in the Burzyan region at the Republic of Bashkortostan is described. The Environmental Education Center was organized at the High school in the village Starosubkhangulovo. The main goal of the Center is to organize and coordinate the Environmental Education of schoolchildren and their parents.

Текст научной работы на тему «Опыт работы эколого-педагогического центра в сельской школе»

С.Г. Гильмиярова, Р.Ф. Салаватова

ОПЫТ РАБОТЫ ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: экологическое образование, эколого-

педагогический центр, активные методы обучения, изучение глобальных и локальных экологических проблем.

Keywords: environmental education, environmental educational center, active methods of training, the study of global and local environmental problems.

Аннотация: В статье описывается опыт экологического образования в Бурзянском районе Республики Башкортостан. В средней общеобразовательной школе села Старосубхангулово создан эко-лого-педагогический центр, главная цель работы которого заключается в организации и координации экологического образования школьников и их родителей.

Аbstract: The Environmental Education of schoolchildren and adults in the Burzyan region at the Republic of Bashkortostan is described. The Environmental Education Center was organized at the High school in the village Starosubkhangulovo. The main goal of the Center is to organize and coordinate the Environmental Education of schoolchildren and their parents.

Необходимым условием перехода к обществу устойчивого развития является формирование экологической культуры населения. Экологическая культура, для которой приоритетны сохранение природы во всем ее многообразии и разумное использование ее богатств, позволит радикально изменить стиль взаимоотношения человека с природным окружением, улучшить состояние окружающей среды и обеспечить устойчивое развитие человечества. Пути становления экологической культуры связаны с экологическим об-

разованием. В наши дни экологическое образование рассматривается как главное условие выхода человечества из экологического кризиса.

Особую важность экологическое образование представляет для Республики Башкортостан - сложного в экологическом отношении региона. В Башкортостане загрязнены водоемы, возникла проблема дефицита чистой воды; выбросы с предприятий и транспорта загрязняют атмосферу; истощаются ресурсы почв, большая часть которых уже поражена эрозией; в лесах из-за интенсивных вырубок происходит смена ценных пород - ель, сосна, пихта - менее ценными - береза, осина и др. Истощены прежде богатые травами степи Башкортостана, так как на них выпасается слишком большое количество скота; на грани исчезновения находятся многие виды животных и растений [3].

Нередко причиной сложной экологической обстановки является недостаточный уровень экологической грамотности населения, поэтому экологическое образование представляет собой важный фактор устойчивого развития региона. В Башкортостане впервые в России был принят Закон об экологическом образовании (1996 год).

Большой вклад в развитие регионального экологического образования внесли К.Ш. Ахияров, Ш.Г. Зиятдинов, Р.Р. Кабиров, Р.Ш. Кашапов, П.П. Козлова, Р.Р. Муниров, Р.Г. Минибаев, Р.З. Тагариев и многие другие. Учебники башкирских педагогов-экологов Б.М. Миркина и Л.Г. Наумовой получили признание не только в Республике Башкортостан, но и далеко за ее пределами.

Несмотря на отдельные достижения, на конференциях, проходивших в Республике Башкортостан, было отмечено, что уровень экологического образования не отвечает сложности экологических проблем региона. Главной причиной является отсутствие системы непрерывного целенаправленного экологического образования. Экологическое образование осуществляется большей частью учи-телями-энтузиастами в процессе преподавания биологии, географии, химии, а также педагогами дополнительного образования. Основное внимание уделяется усвоению учащимися фундаментальных экологических знаний, при этом игнорируется практическая направленность экологической деятельности, ее региональные компоненты. Материально-техническое и финансовое обеспечение экологического образования в Республике Башкортостан остается на недостаточном уровне. Опыт в области экологического образования, накопленный школами, не обобщен, не проведен анализ состояния экологического образования по районам Республики Башкортостан, мало выпускается научно-методической литературы для учителей.

В создавшихся современных социально-экономических и экологических условиях Республики Башкортостан возникла необходимость обращения к истокам; изучению и возрождению материальной и духовной культуры башкирского народа, сохранению уникального генофонда растительного и животного мира республики. В этом плане выделяется Бурзянский район, в котором сохранению обычаев и традиций народной педагогики способствовали следующие факторы: население в основном занято сельским хозяйством; приток и отток населения из района незначительны; район удален от крупных промышленных центров.

Бурзян - хранитель богатого культурного наследия башкирского народа, родина эпосов мирового фольклорного творчества - «Акбу-зат», «Урал», «Кусекбей». Далеко за пределами Башкортостана известна уникальная природа Бурзяна. На территории района расположены Башкирский государственный природный заповедник с природным резерватом форели, заповедник «Шульган-Таш» со всемирно известной Каповой пещерой (Шульган-Таш) с наскальными рисунками человека эпохи палеолита и ареалом диких бортевых пчел, природные заказники «Алтын-Солок» и «Асебар», третья часть национального парка «Башкирия». Таким образом, в Бурзян-ском районе имеются все предпосылки для организации экологического образования учащихся и экологического просвещения населения на основе опыта и традиций народной педагогики.

Оптимальный вариант организации экологического образования может быть достигнут благодаря объединению усилий специальных образовательных учреждений, деятельность которых подчинена формированию экологической культуры, обладающих всеми необходимыми для осуществления этой цели ресурсами. Подобные центры экологического образования получили распространение в странах Запада. Они представляют собой комбинацию музея и библиотеки (медиатеки) и в зависимости от масштабов деятельности осуществляют экологическое образование на уровне микрорайона, города, региона. Отдельные экологические центры выходят на транснациональный уровень. Так, услугами Центра экологического образования региона Великих озер (Great Lakes Environmental Educational Center) пользуются учащиеся США и Канады [2, 105].

В России многие центры экологического образования были созданы на базе педагогических вузов и станций юных натуралистов. В настоящее время эти учреждения уже накопили педагогический опыт, который нуждается в распространении и анализе. В последние годы три педагогических вуза Республики Башкортостан стали крупными эколого-педагогическими центрами. Активную работу в

области экологического образования проводят различные центры и клубы: Республиканский центр детского и юношеского туризма, краеведения и экологии, Республиканский детский экологобиологический центр, районные эколого-биологические центры и станции юннатов. Однако школы Бурзянского района удалены от вышеуказанных эколого-педагогических центров Республики Башкортостан, поэтому мы создали свой эколого-педагогический центр на базе Старосубхангуловской средней общеобразовательной школы. Членами эколого-педагогического центра стали учителя биологии и сельскохозяйственного труда, директор школы, члены родительского комитета и школьные активисты, изъявившие желание участвовать в природоохранной и просветительской работе. Эколо-го-педагогический центр является неформальной организацией и работает на добровольной основе.

Главная цель работы эколого-педагогического центра заключается в организации системы экологического образования в Бурзян-ском районе, в связи с этим были определены следующие задачи:

• изучение состояния и опыта экологического образования в образовательных учреждениях Бурзянского района и других районов Башкирии;

• выявление уровней экологической культуры учащихся разного возраста и динамики изменения этих уровней;

• изучение потребностей и запросов педагогов в области экологического образования;

• координация деятельности педагогов по организации экологического образования в районе;

• научно обоснованный отбор содержания дополнительного экологического образования педагогов, организация разработки соответствующих образовательных программ различных направлений с учетом функций и вклада изучаемых в школе учебных предметов в общую систему экологического образования;

• выполнение технологических разработок (экологопедагогических игр, экскурсий и др.), систематизация уже имеющихся учебно-технологических материалов и подготовка их к изданию, создание «копилок» дидактического, раздаточного и другого материала в помощь учителям;

• обобщение и технологическое описание опыта экологического образования педагогов и образовательных учреждений;

• организация мероприятий различного уровня по экологической и эколого-педагогической тематике;

• изучение и доведение до специалистов народного образования природоохранных документов.

Эколого-педагогический центр координировал свою работу с методическими объединениями учителей района, с педагогическими советами школ, родительскими комитетами, сельскими советами, средствами массовой информации. Организационная структура системы экологического образования, ведущую роль в которой играет эколого-педагогический центр, приведена на рис.1.

Рис. 1. Организационная структура системы экологического образования

Организация эколого-педагогического центра позволила перейти от отдельных мероприятий экологической направленности, проводимых различными организациями, к системной организации экологического образования в районе. Сначала системная работа по экологическому образованию проводилась в масштабах Старо-субхангуловской средней общеобразовательной школы, затем к ней

подключились другие школы, впоследствии эколого-педагогический центр организовывал и координировал усилия по экологическому образованию в масштабах всего Бурзянского района. Работа эколо-го-педагогического центра подробно описана в статьях [4; 5].

Рассмотрим подробнее отдельные направления работы эколо-го-педагогического центра при Старосубхангуловской средней общеобразовательной школе.

На заседаниях методического объединения учителей биологии и сельскохозяйственного труда Бурзянского района, проводимых в эколого-педагогическом центре при Старосубхангуловской средней общеобразовательной школе, продумываются планы работы на каждый учебный год; намечается проведение различных тематических вечеров, конференций, недель экологии с приглашением башкирских поэтов и писателей. На этих мероприятиях используют этнографический материал: поговорки, пословицы, приметы, легенды, сказки, предания башкирского народа о природе и природных явлениях. Учителя школы, выступая на заседаниях, рассказывают об использования средств народной педагогики на уроках и во внеклассных мероприятиях, делятся своим опытом использования традиций народной педагогики в экологическом образовании. Проведенный членами школьного методического объединения анализ программ и учебников по биологии и сельскохозяйственному труду показал, что в них недостаточно вопросов, способствующих развитию любознательности, познавательного интереса к окружающей природе, патриотического воспитания, мотивам охраны природы, а ведь в условиях сельской школы ведущую роль в экологическом образовании учащихся играют биология и сельскохозяйственный труд [3]. На заседаниях методического объединения было определено, как можно эффективно использовать краеведческий материал для экологического образования учащихся, какие темы можно добавить, исходя из специфики района.

Экологическое образование учащихся не может быть эффективным и целостным, если к нему не подключить старшее поколение. Наш опыт показывает, что в условиях сельской местности необходимо одновременно формировать экологическую культуру и у детей, и у взрослых. Причем наиболее эффективно это можно сделать, используя методы народной педагогики. Таким образом, школа становится центром экологического образования не только учащихся, но и населения в целом. Однако успешное взаимодействие с родителями учащихся требует от учителей большой подготовительной работы. С целью повышения роли родителей в совместной работе школы и семьи в Старосубхангуловской средней общеобразо-

вательной школе организован «Университет родителей», в котором родители знакомятся с народными традициями и обычаями, проводятся различные коллективные мероприятия, в том числе и экологической направленности; тематические лекции по истории, экологии и национальной культуре; встречи с интересными людьми; отмечаются события по национальному календарю.

Сотрудничество учителей и родителей - залог успешного выполнения задач, поставленных перед школой, в том числе и в плане формирования экологической культуры учащихся. В последние годы эколого-педагогический центр Старосубхангуловской средней общеобразовательной школы организовывал всю работу по экологическому образованию, привлекая родителей учащихся. Это относится к проведению таких акций, как «Кормушка», «Береза», «Черемуха», «Живое серебро», «Родник», «Муравей», а также к проведению практически всех внеклассных и внешкольных экологических мероприятий: экскурсий, походов, конференций и тематических вечеров на экологические темы, оформления фотовыставок и музейных экспозиций и др. Причем, родители были не только заинтересованными зрителями, но и активными участниками экологических мероприятий. Совместная работа старшего и младшего поколений по улучшению окружающей среды не только повышает уровень экологической культуры населения, но и способствует сплочению семьи.

Личность, обладающая высоким уровнем экологической культуры, должна мыслить глобально, действовать локально. В своей работе эколого-педагогический центр Старосубхангуловской средней общеобразовательной школы Бурзянского района Республики Башкортостан вышел на международный уровень. При школе было организовано отделение Международной организации «Клуб друзей природы WWF» (World Wide Fund for Nature). Всемирный фонд дикой природы является крупнейшей в мире независимой международной природоохранной организацией, объединяющей офисы более чем в пятидесяти государствах по всему миру, а также около пяти миллионов индивидуальных членов. Созданный в 1961 году, WWF действует более чем в девяноста странах и осуществляет свыше семисот проектов.

Уральский офис Всемирного фонда дикой природы в рамках программы «Живая планета» реализует образовательную часть проекта. Ее осуществление проходит в тесном сотрудничестве с учреждениями государственного образования. Одной из форм вовлечения молодежи в природоохранное движение являются клубы друзей WWF, организованные на базе учебных заведений Уральского региона.

С 2003 года на базе средней школы в с. Старосубхангулово под руководством директора школы успешно работает клуб друзей WWF под названием «Росинка». Клуб посещают ребята разных возрастов, всех их объединяют общие интересы и любовь к родной природе. Работа Клуба направлена на экологическое образование школьников на прогрессивных идеях народной педагогики в условиях сельской общеобразовательной школы. Учащиеся изучают основы экологии, проводят различные экологические акции - «Кормушка», «Муравей», «Березовый сок» и др. Преподаватель средней школы с. Старосубхангулово Бурзянского района О.П. Рябова прошла установочный семинар руководителей клубов друзей WWF и успешно применяет полученные знания в своей работе по экологическому образованию.

В сотрудничестве с «Фондом дикой природы» учащимися выполняется большая практическая работа по охране окружающей среды. Они сажают деревья вдоль оврагов, ухаживают за родниками. Эту работу учащиеся проводят вместе с родителями.

В Старосубхангуловской средней школе организован школьный музей истории и культуры башкирского народа. Руководитель музея А.И. Хасанова разработала программу музейных экскурсий «Природа, материальная и духовная культура Бурзяна». Силами учителей, родителей и учащихся собран богатый материал по теме «Природа, которая нас окружает». Школьники не только собирают экспонаты, но и принимают активное участие в работе музея: проводят экскурсии, организуют выставки, участвуют в проведении классных часов и общешкольных мероприятий на базе музея.

Огромное значение в формировании целостной системы экологических знаний имеют экскурсии в природу. Экологические экскурсии пробуждают интерес и стимулируют познавательную активность учащихся, развивают наблюдательность и формируют убежденность в необходимости охраны окружающей среды. При этом устанавливается связь между изучаемым материалом и региональными экологическими проблемами.

Экскурсии успешно решают учебно-воспитательные задачи в том случае, если они строго продуманы и правильно организованы [1]. Сельские дети уже имеют определенные знания об окружающих природных объектах, поэтому основными методами проведения экскурсий являются наблюдения и беседы.

В Старосубхангуловской средней общеобразовательной школе экскурсии проводятся на специально созданной усилиями учащихся и их родителей учебной экологической тропе. Учебная экологическая тропа начинается от деревни Гадельгареево, богатой ис-

торическим прошлым. Первая остановка называется Сумган, что в переводе с башкирского языка означает «нырнула». Огромная масса воды исчезает в расщелине скалы и, пройдя много километров под землей, появляется у входа в пещеру Шульган-Таш, образуя голубое озеро. Следующая остановка на учебно-экологической тропе - озеро Йылкысыккан. Именно здесь разворачиваются события, описанные в башкирском народном эпосе «Акбузат». Последняя остановка на экологической тропе располагается около всемирно известной пещеры Шульган-Таш. Завершает экологическую тропу курган Бабсак, где захоронен легендарный вождь племени кипчаков.

На отдельных остановках (станциях) учащимся задают вопросы о правилах поведения в природе. Для проведения экскурсий по этой учебной экологической тропе учителя привозят учащихся со всего Бурзянского района. Здесь проводилась республиканская научно-практическая конференция учителей биологии.

Эколого-педагогический центр совместно с родительским комитетом и активом школы организовывал походы учащихся по родному краю. Главной целью походов является не только получение экологических знаний, но и их распространение, экологическое просвещение населения. Во время походов школьники встречаются с тружениками села, знакомятся с их трудом, и, таким образом, органично вовлекаются в решение актуальных проблем, которыми в настоящее время живет район. Знакомясь с экологическими проблемами района, дети осознают необходимость серьезной работы по природоохранному просвещению населения. Результатом являются многочисленные публикации учащихся в школьной газете, районной и республиканской печати, посвященные экологическим проблемам Бурзянского района; организация фотовыставок, тематических вечеров, конференций, выступлений на экологические темы в близлежащих школах.

По инициативе учащихся вопрос об охране природы на территории Старосубхангуловского сельского совета рассматривался на сессии депутатов с приглашением работников лесничества. На сессии были определены и закреплены за школами охранные зоны на территории сельского совета. Впоследствии решение сельского совета утвердили на сессии районного совета депутатов. Так, познавательная активность учащихся перерастает в социальную активность, а школа становится эколого-педагогическим центром района, осуществляя просветительскую экологическую деятельность среди населения.

1. Беляева, Х.Т. Ботанические экскурсии [Текст] / Х.Т. Беляева. - М. : Просвещение, 2004. - 174 с.

2. Гильмиярова, С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США [Текст] / С.Г. Гильмиярова. - М. : Учитель, 2001. - 243 с.

3. Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и окружающей среды Республики Башкортостан в 2007 году / Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды. - Уфа, 2008.

4. Салаватова, Р.Ф. Воспитание детей на основе этнокультурных традиций башкирского народа [Текст] / Р.Ф. Салаватова // Вестник БГУ. Уфа, 2008. №3 (Т.13). - С. 708-710.

5. Салаватова, Р.Ф. Экологическая составляющая интеграции естественнонаучных и технологических дисциплин в сельской школе [Текст] / Р.Ф. Салаватова // Искусство и образование. 2008. №11/12. С.78-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.