Научная статья на тему 'Сохранение медоносных пчел Apis mellifera и развитие школьного пчеловодства'

Сохранение медоносных пчел Apis mellifera и развитие школьного пчеловодства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДОНОСНАЯ ПЧЕЛА / ПОПУЛЯЦИЯ / РАСА / ПОРОДА / ПЧЕЛОВОДСТВО / ШКОЛА / ПРЕДПРОФИЛЬНЫЕ И ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / A MELLIFEROUS BEE / POPULATION / RACE / BREED / BEEKEEPING / SCHOOL / PREPROFILE AND PROFILE CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович

В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы сохранения и разведения популяций среднерусской породы (расы) медоносной пчелы Apis mellifera mellifera L. 1758; раскрываются тенденции развития школьного пчеловодства путем внедрения уроков по пчеловодству в предпрофильные и профильные 9–11-е классы общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION OF MELLIFEROUS BEES APIS MELLIFERA AND DEVELOPMENT OF SCHOOL BEEKEEPING

In article modern problems and prospects of preservation and cultivation of populations of Central Russian breed (race) of melliferous bee Apis mellifera mellifera L are considered. 1758; tendencies of development of school beekeeping by introduction of lessons on beekeeping in preprofile and profile 9–11 classes of educational institutions of Republic Bashkortostan reveal.

Текст научной работы на тему «Сохранение медоносных пчел Apis mellifera и развитие школьного пчеловодства»

ОБРАЗОВАНИЕ И KVAbTVPА

____________I В.Н. Саттаров

СОХРАНЕНИЕ МЕДОНОСНЫХ ПЧЕЛ APIS MELLIFERA И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

Ключевые слова: медоносная пчела, популяция, раса, порода, пчеловодство, школа, предпрофильные и профильные классы.

Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы и перспективы сохранения и разведения популяций среднерусской породы (расы) медоносной пчелы Apis mellifera mellifera L. 1758; раскрываются тенденции развития школьного пчеловодства путем внедрения уроков по пчеловодству в предпрофильные и профильные 9—11 -е классы общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан.

Пчеловодство -основная отрасль агропромышленного комплекса, отвечающая за улучшение и сохранение селекционно-племенных свойств медоносных пчел (Apis mellifera), существующих рас (пород) и популяций, хорошо приспособленных к условиям конкретных природных зон и интенсивным технологиям производства, что основано на селекции популяций естественных рас медоносных пчел. Распространение тех или иных рас пчел ограничивается в основном эколого-географическими особенностями того или региона (в частности, природно-климатическими условиями, растительностью, рельефом местности и т.д.). Длительный эволюционный процесс медоносной пчелы связан с адаптацией к конкретным условиям существования и разделением на подвиды (расы). В последние десятилетия широкое распространение получило определение «местные» (или «аборигенные») пчелы. С точки зрения систематики, это пчелы, эволюционирующие длительное время в данной местности. Для большинства регионов России такой пчелой является среднерусская раса, однако сейчас за этим понятием скрываются чаще всего помесные пчелы различного происхождения, которых нельзя отнести ни к одной из известных Apis.

Начиная с 30-х годов прошлого столетия, «южные» пчелы в большом количестве завозились в Центральную зону России, в частности для восстановления пчеловодства после войны 1941-1945 годов. Перемещались пчелы из одной зоны в другую и в связи с необходимостью организации опыления энтомофильных культур. Но особый размах метизация пчел получила вследствие пропаганды использования помесных Apis для получения эффекта гетерозиса (часто научно не обоснованной). К сожалению, данная точка зрения устойчива и по сей день, хотя получить дополнительную продукцию за счет гетерозиса на помесном фоне неизвестных пчел практически невозможно. До начала семидесятых годов метизация шла в основном за счет завоза в северные районы кавказских пчел. В дальнейшем, наряду с этой расой, широкое распространение получили и карпатские пчелы. По сведениям многих ученых, на сегодняшний день данная раса пчел является одной из перспективных для разведения и использования во многих регионах России. Однако, как и завоз кавказских, распространение карпатских пчел происходило бесконтрольно, что привело к созданию помесных, а не генофондных массивов пчел [6].

Чистопородное (сельскохозяйственный термин) разведение является основным методом совершенствования пчел: на современном этапе развития пчеловодства он дает возможности для совершенствования существующих рас пчел, приспосабливающихся к новым экологическим условиям и кормовой базе. Кроме того, данный метод позволяет с большой эффективностью использовать гетерозис внутри самой расы и в то же время дает материал для получения помесей при проведении скрещивании пчел.

За последние два века ареал среднерусской расы Apis mellifera L. существенно сократился из-за интенсивной вырубки лесов, бессистемной интродукции других рас и распространения новых болезней [5]. Россия, вероятно, еще обладает резервами для восстановления генофонда среднерусской расы. К тому же освоение огромных медоносных ресурсов Российской Федерации, расположенных в центральных и северных районах европейской части страны, на Урале и, особенно в Сибири, просто невозможно без использования богатейшего генофонда самой зимостойкой из всех пчел - среднерусской, или темной европейской, лесной пчелы [2]. В данной расе наиболее известными являются башкирская, алтайская и полесская популяции [1].

В настоящее время сохранение и дальнейшее рациональное использование генофонда аборигенных популяций пчел, в том числе башкирской популяции, предполагает наличие федеральных и региональных программ, национальной стратегии и плана действий по их сохранению. Реализация данных мероприятий требует осмысления и внедрения фундаментальных современных стратегий, таких как разработка и исполнение комплекса научных исследований; специальные организационно-хозяйственные и правовые меры; целевое выделение материально-технических и финансовых средств, использование возможностей современных образовательных технологий и инновационных разработок в средних и высших учебных заведениях, что, в конечном итоге, изменит традиционную стратегию селекции пчел [3].

С учетом рассмотренных проблем современного пчеловодства («Педагогический журнал Башкортостана» [4]), нами предложена комплексная стратегия сохранения башкирской популяции среднерусской расы медоносной пчелы:

1. Внедрение программы по пчеловодству в предпрофильные и профильные 9-11-е классы общеобразовательных учреждений (Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).

2. Инвентаризация и паспортизация породной принадлежности пчел пасек пятидесяти четырех административных районов РБ (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).

3. Определение системы приоритетов и принятие соответствующих правовых документов, регламентирующих деятельность по сохранению башкирской популяции среднерусской расы медоносной пчелы с учетом имеющихся экономических возможностей (Правительство Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан).

4. Разработка систем генетического мониторинга и информационного обеспечения сохранения медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).

5. Разработка и реализация локальной (региональной) программы по устойчивому развитию, использованию и сохранению медоносной пчелы в Республике Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научноисследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы).

6. Создание сети генофондных хозяйств; организация регионального криобанка и регионального центра, ответственного за сохранение башкирской популяции среднерусской породы медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ОАО «Башкирское» по племенной работе, ГУСП «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш»).

7. Обучение управлению генетическими ресурсами; разработка программы обучения национальных кадров для выполнения различных задач по сохранению медоносной пчелы и биоразнообразия в целом (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет).

8. Создание web-сайта в глобальной сети и обеспечение его функционирования и доступности имеющейся информации по инвентаризации, мониторингу ресурсов, организаций и др., информации по медоносной пчеле Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет, ГУСп «Башплемсервис», ФГУ ГПЗ «Шульган-Таш»).

Представленные научные программно-организационные компоненты решения актуальной проблемы характеризуют многогранность и ресурсоемкость возможностей сохранения популяций медоносных пчел на территории не только Республики Башкортостан, но и Российской Федерации в целом.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан №233 от 13 октября 2005 года в целях государственной поддержки и развития пчеловодства была принята концепция и Программа «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан на 2006-2010 гг.», где рекомендовалось пересмотреть содержание школьных программ с обязательным включением в них факультативов по пчеловодству. Параллельно с этим в ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» в 2006 году были открыты курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в предпрофильных и профильных классах общеобразовательных учреждений.

27 июля 2011 года было подписано Распоряжение №949-р Правительства Республики Башкортостан:

1. В целях сохранения и расширения ареала распространения башкирской породы медоносных пчел в рамках реализации Среднесрочной комплексной программы экономического развития Зауралья на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 февраля 2011 года №38 утвердить план развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы.

2. Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан и Министерству образования Республики Башкортостан разработать сметы расходов, связанных с реализацией мероприятий плана развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы, и представить эти сметы в Правительство Республики Башкортостан на утверждение до 1 ноября 2011 года.

Согласно этому плану, Министерство образования РБ приняло решение: утвердить план мероприятий по организации преподавания курса пчеловодства в школах; отделу общего образования довести данный план до органов управления образованием муниципальных образований Зауралья.

В соответствии с этим, в Министерстве образования Республики Башкортостан была создана рабочая группа по разработке учебных программ и пособий, специальной литературы по пчеловодству. В дальнейшем на базе кафедры биологии и биологического образования БГПУ имени М. Акмуллы был подготовлен и издан учебник «Пчеловодство» (изда-

тельство «Китап» им. Зайнаб Биишевой) для предпрофильных и профильных 9-11-х классов общеобразовательных учреждений.

18 мая 2012 года в Бурзянском районе Республики Башкортостан прошло совместное зональное совещание на тему: «О выполнении Плана развития пчеловодства Зауралье на 2011-2015 гг.», утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р, и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 год, утвержденного Заместителем Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан - руководителем Аппарата Правительства РБ 20 января 2012 г., где было принято решение:

- принять к сведению информацию о ходе выполнения Плана развития пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р;

- утвердить примерные списки оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек;

- одобрить примерную смету расходов на приобретение оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек;

- рекомендовать органам местного самоуправления Зауралья принять планы Администраций муниципальных районов и городских округов по реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2011 года №949-р. «О развитии пчеловодства в Зауралье на 2011-2015 гг.» и Календарного плана мероприятий по реализации данного распоряжения на 2012 год, утвержденного Заместителем Премьер-министром Правительства Республики Башкортостан - руководителем Аппарата Правительства Республики Башкортостан 20 января 2012 г.;

- рекомендовать муниципальным органам управления образованием и образовательным учреждениям: а) обеспечить целевое использование средств, выделенных в рамках Комплекса мер по модернизации общего образования на приобретение учебнолабораторного оборудования (для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек) в соответствии с примерными списками оборудования для кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек; б) предусмотреть часы на преподавание элективных курсов в предпрофильных и профильных 9-11-х классах за счет компонента общеобразовательного учреждения (не менее 1 часа в неделю в каждой параллели) при разработке учебных планов на 2012/2013 учебный год; в) предусмотреть возможность создания кабинетов пчеловодства или разделов пчеловодства в кабинетах технологии, пасек во всех образовательных учреждениях; г) систематически распространять и обобщать опыт отдельных педагогов, образовательных учреждений, районов, успешно работающих по организации преподавания пчеловодства в общеобразовательных учреждениях.

Благодаря вышеупомянутым решениям, сегодня, при поддержке Правительства Республики Башкортостан, за счет комплекса мер по модернизации общего образования учебный курс «Пчеловодство» внедрен в более чем сорока школах Зауральской зоны РБ, например: Абзелиловский район (д. Абдульмамбетово и Казмашево; с. Амангильдино, Иш-кулово, Ташбулатово, Халилово); г. Баймак и район Баймак (д. Уметбаево, Нижнетагирово, Сосновка; с. Юмашево, Бекешево, Кусеево, Старый Сибай, Темясово); Бурзянский район (д. Абдулмамбетово, Аскарово, Байназарово, Иргизлы, Старомунасипово, с. Старосубхангулово); Зилаирский район (д. Юмагужено, Юлдыбаево, Дмитриевка, с. Зилаир и Матраево); Зианчуринский район (д. Башкирская Ургинка, Ишемгулово, Ибраево и с. Абзаново,); Учалинский район (с. Комсомольск, Ахуново, Озерный, Уразово); Хайбул-линский район (д. Янтышево; с. Галиахметово, Большеабишево, Ивановка); г. Сибай (школа №11). В данный список можно включить и ряд других административных районов Республики, где успешно ведутся занятия по пчеловодству, например: Миякинский, Ишимбайский, Чишминский и др.

Таким образом, при государственной поддержке выполняются перспективные исследовательские и внедренческие работы по различным аспектам формирования сельского образовательного пространства и инновационного потенциала школ [3], в данном случае -реализация мероприятий по разработке, внедрению и апробации учебника «Пчеловодство» для учащихся предпрофильных и профильных классов общеобразовательных учреждений служит примером совершенствования и развития инновационного потенциала сельской школы и высшего учебного заведения, модели ступенчатого развития и становления школьника не только как высоко развитой личности, но и как специалиста. Работы в данном направлении будут способствовать реформированию современной сельской школы и развитию ее инновационного потенциала, системной реформе сельской школы для возрождения сельского социума, формированию знаний и навыков в области биологии и энтомологии, воспитанию научного мировоззрения, нравственности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуре. Ибо, как известно, воспитание в людях чувства бережного отношения к животному и растительному миру как части окружающей природной среды, понимания ими непреходящей ее ценности составляет важный этап духовного развития человека.

1. Билаш, Г.Д. Селекция пчел [Текст] / Г.Д. Билаш, Н.И. Кривцов. - М. : ВО Агропромиздат, 1991. - 303 с.

2. Гранкин, Н.Н. Селекция и воспроизводство среднерусских пчел для центральных и северных областей России [Текст] / Н.Н. Гранкин : автореф. дис. ... д-ра с-х. наук. - М., 1997. - С. 3.

3. Кочетов, А.С. В интересах возрождения деревни и села [Текст] / А.С. Кочетов // Пчеловодство. - 2008. - №9.

- С. 2-4.

4. Сатаров, В.Н. Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель [Текст] / В.Р. Туктаров, Е.М Иванцов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2010. - №4(29). - С. 248-258.

5. Черевко, Ю.А. Гетерозис при чистопородном разведении пчел [Текст] / Ю.А. Черевко // Пчеловодство. - 1995.

- №2. - С. 17-19.

6. Черевко, Ю.А. и др. / Ю.А. Черевко, Л.Д. Черевко, Л.И. Бойценюк, А.С. Кочетов // Пчеловодство. - М. : КолосС, 2006. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.