Научная статья на тему 'Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель'

Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE BASHKIR POPULATION OF CENTRAL RUSSIAN BREED (RACE) OF A MELLIFEROUS BEE / БАШКИРСКАЯ ПОПУЛЯЦИЯ СРЕДНЕРУССКОЙ ПОРОДЫ (РАСЫ) МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ / ЧИСТОПОРОДНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ / ГИБРИДИЗАЦИЯ / ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ / ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / THOROUGHBRED CULTIVATION / HYBRIDIZATION / LOGIKO-SEMANTIC MODEL / PRESERVATION STRATEGY / PEDAGOGICS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Туктаров Варис Рафкатович, Иванцов Евгений Михайлович

Обсуждаются проблемы сохранения и разведения башкирской популяции среднерусской породы (расы) медоносной пчелы. Разработаны и рекомендованы современная стратегия и логико-смысловая модель сохранения данной популяции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттаров Венер Нуруллович, Туктаров Варис Рафкатович, Иванцов Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of presentation and pvaedino of Bashkir population of middle Russian subspecies of bee aver discussed. The modern strategy and logic model of conservation of this population aver created and recommended.

Текст научной работы на тему «Комплексная стратегия сохранения башкирской пчелы и ее логико-смысловая модель»

В.Н. Саттаров, В.Р. Туктаров, Е.М. Иванцов

КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ БАШКИРСКОЙ ПЧЕЛЫ И ЕЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ

Ключевые слова: башкирская популяция среднерусской породы (расы) медоносной пчелы, чистопородное разведение, гибридизация, логико-смысловая модель, стратегия сохранения, педагогика, воспитание.

Keywords: the Bashkir population of Central Russian breed (race) of a melliferous bee, thoroughbred cultivation, hybridization, logiko-semantic model, preservation strategy, pedagogics, education.

Аннотация: Обсуждаются проблемы сохранения и разведения башкирской популяции среднерусской породы (расы) медоносной пчелы. Разработаны и рекомендованы современная стратегия и логико-смысловая модель сохранения данной популяции.

Abstract: The problems of presentation and pvaedino of Bashkir population of middle Russian subspecies of bee aver discussed. The modern strategy and logic model of conservation of this population aver created and recommended.

Данная публикация является продолжением темы затронутой в статье «Медоносная пчела: национальное достояние, экология, этика и педагогика» (Педагогический журнал, №6(19), 2008) [4].

В настоящее время перед обществом остро стоит вопрос сохранения биоразнообразия аборигенных видов животного мира. В частности, прогрессирующее ухудшение состояния среды обитания пчел, бессистемная стихийная гибридизация, широкое применение гербицидов и пестицидов, отсутствие целенаправленных государственных программ разведения, нехватка квалифицированных спе-

циалистов привели к гибели и значительному сокращению численности пчелиных семей, снижению объема производимой продукции и нарушению многовековой популяционной структуры башкирской популяции среднерусской породы (расы) медоносной пчелы (Apis mellifera mellifera L., 1758).

Восстановление, сохранение и дальнейшее рациональное использование генофонда башкирской популяции медоносной пчелы, как и других популяций, возможно при наличии федеральных и региональных программ, национальной стратегии и плана действий по сохранению животных, которых на сегодняшний день в России не хватает. Реализация данных мероприятий требует осмысления и внедрения фундаментальных современных стратегий, которые будут включать в себя: разработку, утверждение и исполнение комплекса научных исследований, организационно-хозяйственные и правовые меры, выделение материально-технических и финансовых средств, использование возможностей современных образовательных технологий и инновационных разработок в средних и высших учебных заведениях, что в конечном итоге изменит традиционную стратегию селекции пчел (рис. 1.). В данном случае необходимо отметить, что пчеловодство, в основном, остается за правовыми рамками, которые охватывают остальные отрасли животноводства. В частности, в Республике Башкортостан было принято постановление Правительства РБ «О создании Координационного совета по племенной работе при Правительстве РБ» от 31 марта 2009 года №121. Основной целью деятельности Совета является координация деятельности хозяйствующих субъектов разных форм собственности в области племенного животноводства, внедрения единой системы управления во всех племенных хозяйствах. В исполнение вышеназванного постановления был издан приказ Министерства сельского хозяйства РБ о создании единой Республиканской электронной базы данных племенного животноводства. Для поддержания ее в рабочем состоянии образован Региональный центр информационных технологий в животноводстве при ГУСП «Башкирский племенной сервис». При проведении всех указанных мероприятий пчеловодство не было охвачено. Также стоит остановиться на нормативно-правовых базах. В республике приняты законы «О развитии сельского хозяйства в Республике Башкортостан», «О племенном животноводстве», «О пчеловодстве», «О ветеринарии», но единственный документ, касающийся пчеловодства, на сегодняшний день остается недейственным, так как завоз пчел других пород на территорию Республики Башкортостан продолжается. Сложившаяся ситуация требует осмысления и принятия кардинальных мер как по

сохранению башкирской популяции среднерусской породы (расы) медоносной пчелы, так и по развитию пчеловодства в целом.

Необходимо отметить, что в перестроечный период вместе с крупными сельскохозяйственными предприятиями было почти полностью уничтожено общественное пчеловодство (его доля сократилась с 35 до 11%) с его структурой управления, системой зоотехнического и ветеринарного обслуживания, сетью заготовительных контор и перерабатывающих предприятий. На сегодняшний день пчеловодство России потеряло почти треть пчелиных семей - с 4,7 до 3,3 млн., - которые сегодня на 89 % находятся в личной собственности [3].

Таким образом, на наш взгляд, современная стратегия по сохранению башкирской популяции медоносной пчелы должна охватывать два направления - работа по подготовке квалифицированных специалистов, включающая все элементы данной системы, и работа непосредственно с объектом, т.е. пчелами (комплекс ветеринарно-санитарных мероприятий, методы идентификации внутривидовой принадлежности, бонитировка, создание племенных хозяйств по содержанию и разведению пчел, разработка локальных (региональных) программ разведения, создание криобанков и т.д.). В свою очередь комплекс данных мероприятий будет складывать из восьми составляющих элементов (рис. 1.).

Рассмотрим первое направление. При сложившейся ситуации необходима консолидация работников педагогической сферы как средних, так и высших учебных заведений. Это позволит вести подготовку высококвалифицированных специалистов в области пчеловодства, начиная с профильных классов общеобразовательных учреждений и заканчивая подготовкой дипломированных специалистов, обучившихся в высших учебных заведениях. При этом педагоги смогут использовать элементы воспитывающего обучения. Сущность воспитания, как мы знаем, заключается в целенаправленном превращении социального опыта в опыт личный, приобщающий человека к богатству человеческой культуры.

Значимую роль в процессе обучения дисциплине «Пчеловодство» сыграют учебно-опытные хозяйства, функции которых - выращивание плодово-ягодных культур и разведение медоносных пчел. Содержание, разведение пчел, наблюдение за ними, сезонные работы на пасеках станут источником мировоззренческого, экологического, трудового, эстетического, этического, патриотического и гражданского воспитания.

Рис. 1. Логико-смысловая модель сохранения башкирской популяции среднерусской породы (расы) медоносной пчелы Apis mellifera mellifera L.

ЦЕЛИ

Локальная (региональная) программа разведения Создание web-сайта Паспортизация пасек Создание карт породности пасек Племенные заводы Региональный криобанк Племенные репродукторы

идентификации

^ О Бонитировка \^--Ксмплекс ветеринарно-санитарных мер оприятий Оценка по продуктивности и хозяйственно-полезных признаков Морфометрический метод идентификации Молекулярно-генетический метод [2]

Умения Высококвалифицированный специалист

Мышление

Уровень воспитания

^^Уровень образования

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ: ЭКОНОМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ, НАУЧНЫЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ

Еашгосагрсуниверситет Башгоспедуниверситетим.М. Акм^ллы Министерство образования РБ ФГУ і ІіЗ Шупьган-Таш”

Министерство сельского хозяйства

Среднеспециальные учреждения

Школа {^-/профильные классы)

О

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ИЛИ ПОДГОТОВКА

КАДРОВ

Пр авительств о РБ

СИСТЕМА УЧАСТНИКОВ (ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) СТРАТЕГИИ ПО СОХРАНЕНИЮ БАШКИРСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ

Os

При этом необходимо учесть, что, работая непосредственно с пчелами, педагоги используют различные группы методов обучения и формы организации обучения пчеловодству, например: наглядные, практические и словесные; экскурсии на пасеку во время кочевки, медосбора, зимовки, выставки пчел из зимовника в весенний период и т.д. Применение всех указанных воспитательных элементов приводит к достижению личностных и социальных целей, которые в нашем случае совпадают и должны быть направлены на сохранение башкирской популяции среднерусской расы (породы) медоносной пчелы. При этом происходит воспитание индивидуума, который осознает уникальность традиционного животноводства, оценивает изучаемый объект как историкокультурное наследие и как национальный объект.

Не стоит забывать о влиянии личности учителя на воспитание мировоззрения и отношении к окружающей среде у школьников и студентов. Многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, а личностью становятся». «Личность, - подчеркивал А.Н. Леонтьев, - есть относительно поздний продукт общественноисторического и онтогенетического развития личности». Человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим и преодолевать непосредственные побуждения ради высших. Он относительно независим от внешних воздействий и ведет себя в соответствии с собственными, самостоятельно, сознательно выработанными целями и намерениями. Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей [2].

Пользуясь определением известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, можно сказать, что личность - «человек как узел связи». Связи личности могут далеко выходить за пределы ее непосредственного круга общения, соотноситься с обществом, с миром людей вообще [2]. Именно это определяет активность личности - ее способность производить значимые изменения в окружающей среде. Таким образом, учитель и педагог, должен использовать свое влияние как личности, педагогические знания, умения и мышление для реализации приоритетных действий по стратегии сохранения «культурного биоразнообразия» как в целом, так и непосредственно популяций медоносных пчел, которые эволюционно длительное время формировались и совершенствовались наряду с глобальными изменениями, происходящими на Земле.

Природа и общество представляют единую динамическую систему, и изменения в биосфере не могут не затрагивать биологической сути самого человека и всего живого, что его окружает. Небла-

гоприятные явления, вызванные нарушением экологического равновесия, с каждым годом усиливаются и приводят к уменьшению генетического разнообразия биосферы, увеличению генетического груза популяций и видов, изменению исторически сложившихся структур живых организмов и др. Одно из фундаментальных свойств жизни -ее естественная дифференциация на соподчиненные уровни или популяции, которые формировались на протяжении эволюционно длительного периода.

В животноводстве под популяцией понимают совокупность особей, отличающихся по своей генной структуре от других совокупностей особей данного вида, породы, линии или отдельной внутрипородной группы, населяющих определенную территорию (географическую зону, область, район, конкретное животноводческое хозяйство) и размножающихся при свободном спаривании (панмиксии). Различают естественные и искусственные популяции. Первые из них формируются под действием естественного отбора (дикие животные), вторые образуются в результате искусственного отбора, проводимого человеком (сорта растений, породы и линии животных).

В агропромышленном комплексе человек работает, прежде всего, с искусственными популяциями животных и растений, но медоносная пчела является исключением из этого. Пчелиная семья сама добывает необходимые для жизнедеятельности корма и воду, выбирает и осваивает жилище, поддерживает нужные условия существования внутри гнезда. Все эти процессы могут протекать в пчелиной семье только во взаимодействии с окружающей средой.

Медоносные пчелы (Apis mellifera) формировались как вид несколько десятков миллионов лет, эволюционируя и распространяясь в зависимости от изменений природных условий. В результате этого образовались популяции пчел идеально приспособившиеся к различным природно-климатическим условиям. По сегодняшний день человечество не смогло вывести самостоятельную породу медоносной пчелы, которая полностью зависела бы от него. По убеждению брата Адама (пасеки Бакфастского монастыря), натуральные расы приносят с собой некоторые хозяйственно-полезные признаки, нужные селекционеру, работающему на продуктивность, но не полный их набор (интенсивное развитие сильной семьи при ройливо-сти, хорошую зимостойкость, устойчивость к заболеваниям, хорошую медопродуктивность, умеренное прополисование, малое количество не стандартных ячеек сот и др.). Эту комбинацию селекционеру теоретически можно осуществить в тщательно продуманной программе скрещивания и отбора на основе менделеевских законов и создания наследуемых новых комбинаций. Это идеальное пред-

ставление, которое не вполне осуществимо из-за большого количества наследуемых факторов [5].

В результате усиленного антропогенного влияния в современном пчеловодстве происходит глобальная гибридизация пчел. Хорошая продуктивность гибридов - явление преходящее, а между тем пчеловоды повсюду занимаются бесконтрольным скрещиванием со всеми его отрицательными последствиями (снижение яйценоскости маток, зимостойкости и резистентности, продуктивности пчелиных семей и др.).

Исходя из вышеизложенного, приходим к решению проблем второго направления, то есть селекционной работы с изучаемым объектом (медоносная пчела). Сложившаяся ситуация требует разработки и реализации локальных (региональных) селекционных программ разведения пчел с применением популяционной генетики, в основу которой входит установление генетической структуры совокупности особей с помощью комплексной бонитировки. Данное мероприятие должно быть основано на комплексе ветеринарносанитарных мероприятий, оценке продуктивности, хозяйственнополезных признаков, оценке и отборе по происхождению (отцовская и материнская стороны) и внешних признаков (морфометрический метод), а также молекулярно-генетических методах.

Разработка селекционной программы невозможна без знаний ситуации по породности пчел на пасеках всех пятидесяти четырех административных районов Республики Башкортостан. Данная работа должна быть основана на идентификации медоносных пчел для дальнейшей паспортизации пасек с созданием карт породности районов по населенным пунктам.

Следующий шаг - создание на территории РБ сети трехступенчатой системы разведения пчел:

1) племенные заводы (совершенствуют существующую породу, создают линии, испытывают);

2) племенные репродукторы (размножают и снабжают товарные пасеки);

3) товарные и личные пасеки.

Согласно «островной модели» популяционной системы С. Райта последняя, т.е. популяция, состоит из «ядра» и периферических субпопуляций, которые постоянно обмениваются друг с другом генетическим материалом, подвержены случайному дрейфу генов, равно как и давлению различных форм. Учеными было доказано, что и в природе, и в эксперименте популяционная система, благодаря реципрокному балансу всех известных факторов эволюции, сохраняет в ряду поколений генетическую характеристику предко-вой популяции, хотя в отсутствии «ядра» системы эти концентрации

геном могут вовсе и не быть свойственными ныне живущим популяциям и реконструироваться только в процессе усреднения по всем компонентам структуры [1].

Также была обнаружена отрицательная обратная связь между численностью периферических субпопуляций D. melanogaster и иммиграцией в них мух из ядра системы. Оказалось, что чем меньше численность островных субпопуляций, тем больше приток особей в них с «континента» и наоборот. Такая же зависимость была прослежена на природных популяциях других видов и даже у человека. Например, у бабочек Euphydryas aditha отмечен очень высокий разлет особей, когда величина колонии составляла около 100 особей (до 100 %) и лишь 0-7,3 % при величине колонии 1500 особей [1]. Мы имеем дело с популяционным «суперорганизмом», способным сохранять генетическое разнообразие как память о предшествующих этапах своего развития на протяжении десятков, сотен и тысяч поколений.

Если опираться на ясные представления о системной организации популяций и провести сбор и анализ первичного материала по всем элементам популяционной структуры, то можно придти к выводу: при контролируемом и умеренном антропогенном влиянии, система как целое должно устойчиво сохранять генетический состав, унаследованной от прапопуляции. Согласно вышесказанному, целесообразно создать на территории республики племенные заводы в ядре башкирской популяции медоносной пчелы, которые будут располагаться в Бурзянском районе (ГПЗ «Шульган-Таш»), Бело-рецком и Зилаирском районах (горно-лесная зона), и племенные репродукторы, которые будут охватывать периферию этой популяции (приграничные административные районы). Это позволит создать защиту и восстановление исторически сложившихся структур совокупности субпопуляций башкирской пчелы. С учетом того, что в горно-лесной природно-климатической зоне традиционными занятиями населения, в основном, являются скотоводство и пчеловодство, необходимо учредить территории традиционного аграрного хозяйствования с соответствующей экономической компенсацией, которая предотвратила бы внедрение сюда новых пород пчел.

Таким образом, на сегодняшний день основные аргументы в пользу сохранения генофонда башкирской популяции медоносной пчелы экономико-биологические, научные, культурно-исторические. Решение всех этих проблем требует реализации комплексных и стратегических мероприятий, охватывающих различные направления и слои общества: образование, отрасли агропромышленного комплекса, перспективные селекционно-племенные программы, внедрение сети генофондных хозяйств, современные методы идентификации и т.д. С учетом, вышерассмотренных аспектов, мы считаем целесооб-

разным реализовать комплексную стратегию по сохранению башкирской пчелы в республиканских программах развития агропромышленного комплекса и народного образования.

Элементы дальнейшей стратегии по сохранению башкирской популяции среднерусской расы (породы) медоносной пчелы и участники (исполнители)по ее реализации:

1. Внедрение программы по пчеловодству в профильные классы общеобразовательных учреждений (Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).

2. Инвентаризация, затем паспортизация породной принадлежности пчел пасек пятидесяти четырех административных районов Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).

3. Определение системы приоритетов и принятие соответствующих правовых документов, регламентирующих деятельность по сохранению башкирской популяции среднерусской расы медоносной пчелы с учетом имеющихся экономических возможностей (Правительство Республики Башкортостан, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан).

4. Разработка систем генетического мониторинга и систем информационного обеспечения сохранения медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП «Башплемсервис», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).

5. Разработка и реализация локальной (региональной) программы по устойчивому развитию, использованию, сохранению медоносной пчелы в Республике Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский научноисследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, ГУСП ««Башплемсервис», ФГУ ГПЗ ««Шульган-Таш», Башкирский государственный аграрный университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы).

6. Создание сети генофондных хозяйств. Организация регионального криобанка и регионального центра, ответственного за сохранение башкирской популяции среднерусской породы медоносной пчелы (Министерство сельского хозяйства Республики Башкор-

тостан, ОАО ««Башкирское» по племенной работе, ГУСП ««Баш-племсервис», ФГУ ГПЗ ««Шульган-Таш»).

7. Обучение управлению генетическими ресурсами. Разработка программы обучения национальных кадров для выполнения различных задач по сохранению медоносной пчелы и биоразнообразия в целом (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет).

9. Создание web-сайта в глобальной сети, и обеспечение его функционирования и доступности имеющейся информации по инвентаризации, мониторингу ресурсов, организаций и др. информации по медоносной пчеле Республики Башкортостан (Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии, Башкирский государственный аграрный университет, ГУСП ««Башплемсервис», ФГУ ГПЗ ««Шульган-Таш»).

1. Алтухов, Ю.П. Генетические процессы в популяциях [Текст] : учеб. пособие / Ю.П. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : иКц «Академкнига», 2003. - 431 с.

2. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология : учебн. для студ. пед. учебн. Заведений [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - 2-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.

3. Малькова, С.А., Василенко, Н.П. Чистопородное разведение пчел на юге России // Пчеловодство. №7. 2007. - С. 12-15.

4. Сатаров, В.Н., Смирнов, А.М., Туктаров, В.Р. Медоносная пчела: национальное достояние, экология, этика и педагогика // Педагогический журнал, №6(19), 2008. - С. 101-107.

5. Руттнер, Ф. Техника разведения и селекционный отбор пчел : практическое руководство .... / пер. с нем.; Ф. Руттнер - М. : Аст-рель, 2006. - 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.