Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Река Наталья Юрьевна, Баранова Ольга Игоревна

В статье рассмотрены формы и методы экологического воспитания младших школьников в аспекте акмеологического подхода, технологии формирования экологической культуры учащихся в эколого-акмеологической школе как инновационной форме экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN ASPECT AKMEOLOGICHES APPROACH

The article deals with the forms and methods of ecological education of younger students in terms akmeologicheskogo approach technology of formation of ecological culture of pupils in the eco-akmeologicheskoj school as innovative form of environmental education.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В АСПЕКТЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО _ПОДХОДА

Река Наталья Юрьевна

магистрант 1 курса направления «Педагогическое образование», Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, Россия Баранова Ольга Игоревна

кандидат пед. наук, доцент, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия ECOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN ASPECT AKMEOLOGICHES APPROACH

Reka Natalia, the student of 1 course directions "Pedagogical education", Kuban State University, Krasnodar, Russia Baranova Olga, Candidate of Science, associate Professor Kuban State University Krasnodar, Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены формы и методы экологического воспитания младших школьников в аспекте акмео-логического подхода, технологии формирования экологической культуры учащихся в эколого-акмеологической школе как инновационной форме экологического воспитания.

ABSTRACT

The article deals with the forms and methods of ecological education of younger students in terms akmeologicheskogo approach technology of formation of ecological culture of pupils in the eco-akmeologicheskoj school as innovative form of environmental education.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, акмеологический подход, эколого-акмео-логическая школа.

Keywords: environmental education, ecological сulture, acmeological approach, eco-acmeological school.

Введение. Воспитание у младших школьников сознательного и бережного отношения к природе, развития экологической культуры в процессе образования является актуальной проблемой в современной педагогике. Целью данного исследования стало выявление инновационных форм, методов, технологий экологического воспитания, учащихся в аспекте акмеологического подхода.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. Экологическое воспитание - это формирование у учащихся экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранной деятельности, которое помогает понимать окружающую действительность как среду обитания [7]. Целью экологического воспитания является формирование ответственного отношения окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания [4].

Экологическое сознание - это не только знания и убеждения, но и экологически грамотное поведение, которое складывается из отдельных поступков (действий, умений, навыков), целей и мотивов человека [1]. Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Эта проблема наиболее полно раскрывается в работах Л. П. Салеевой-Симоновой. По определению Л. П. Салеевой-Симоновой, экологическая культура - это качество личности, компонентами которой являются:

- интерес к природе и проблемам ее охраны;

- знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;

- нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

- экологически грамотная деятельность по отношению к природной среде;

- мотивы, определяющие деятельность и поведение

личности в природном окружении [9].

В настоящее время, в связи с необходимостью развития экологической культуры у учащихся, набирает популярность такое направление как экологическая акмеоло-гия. Экологическая акмеология - научное и прикладное направление акмеологии, возникшее на стыке экологии, экологии человека, различных сфер психологии, акмеологии, педагогики, философии и других научных дисциплин [2].

Акмеология (от греч. akme - вершина, logos - учение) - научная отрасль, изучающая закономерности и механизмы, обеспечивающие возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития. В более широком понимании является междисциплинарной научной отраслью [5, 7].

Акмеологический подход - базисная обобщающая акмеологическая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов, позволяющих решать ак-меологические проблемы и задачи. При акмеологиче-ском подходе доминирует проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих реализации индивидуальных качеств каждого ребенка [8].

Особый интерес в соответствии с новыми тенденциями в образовании приобретает развитие эколого-ак-меологической школы как инновационной формы экологического воспитания младших школьников. Акмеологическая школа - это учебное заведение, в котором созданы все необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности. В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности, развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в коллективе и социуме [8].

Технологии, которые используются в эколого-ак-меологической школе направлены на продуктивное формирование и развитие экологической культуры по следующим личностным новообразованиям:

- изменение отношения к себе (изменение самооценки, повышение интереса к себе как к субъекту саморазвития, формирование экологического самосознания);

- изменение отношения к другим людям и к природе (ценностное отношение, уважительное отношение к окружающим и природным объектам, проявление сопереживания, соучастия, сотворчества, природоохранная деятельность);

- повышение чувствительности и ответственности учащихся [3].

Основная задача акмеологических технологий -сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализировать личностное Я. К числу акмеологических можно отнести следующие технологии: игровые (дидактическая игра, технологии игромо-делирования), тренинговые технологии, технологии развивающего обучения, технологии личностно-ориентиро-ванного обучения, метод проектов.

Наиболее приемлемыми методами для экологического воспитания младших школьников в эколого-акмео-логической школе могут быть такие методы, как:

- созерцание природных объектов;

- экологические имитационно-ролевые игры;

- беседы посредством организации дидактического диалога;

- методы развития рефлексивного мышления;

- методы формирования и развития экологического сознания [3].

Выводы:

1. Акмеологический подход исходит из принципа целостного развития растущего человека. Инновационной формой экологического воспитания может быть эколого-акмеологическая школа, способству-

ющая развитию экологической культуры, формированию экологического сознания и самосознания учащихся.

2. Применение акмеологических технологий и оригинальных методов в эколого-акмеологической школе направлено на развитие экологической культуры по следующим параметрам: изменение отношения к себе, изменение отношения к другим людям и к природе, повышение чувствительности и ответственности учащихся.

Список литературы

1. Бирюкова Л.А., Тощакова С.В. Экологическое воспитание младших школьников в свете реализации ФГОС НОО// Начальная школа: плюс до и после. 2013. №7. С 46-50.

2. Гагарин А.В. Тренды современной науки: экологическая акмеология. http://mggu-sh.ru/sites/default /files/predislovie_4.pdf.

3. Гагарин А.В. Экологическая акмеология как исследовательское и учебное направление в системе профессионального образования // Акмеология профессионального образования: материалы 10-й Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С 16-19.

4. Галимарданова З.Д. Формирование экологических отношений у младших школьников. http:// pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,vie wlink/link_id,3497/Itemid,118/

5. Деркач А.А. Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. - Москва: РАГС, 2002.

6. Зарипова М.Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. 2014. №1. С. 524-525

7. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. http://akmeolog0.narod.ru/termin.html.

8. Петрухин В.В. Акмеология как условие повышения качества образования. http://festival.1september.ru /articles/532318/.

9. Салеева - Симонова Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. -М., 1998.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БИНАРНЫЙ УРОК

Барышникова Татьяна Владимировна

Преподаватель физической культуры, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 98, с углубленным изучением английского языка, Калининского района

Санкт-Пет ербурга

IMPLEMENTATION OF THE INTEGRATED APPROACH AT THE APPOINTED AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES, BINARY LESSON Barushnikova Tatyana, Sport teacher, School № 98 of St. Petersburg

Сегодня важно побудить учителей-предметников к размышлениям.

Сейчас остро встают вопросы сохранения физического здоровья и нравственной культуры детей. Менее 22% детей, приходящих в первый класс школы, полностью здоровы. Здоровых выпускников школ в России лишь

2,5%. Такие цифры прозвучали на Европейском Конгрессе по вопросам школьной медицины, состоявшейся в Москве в июне 2011 года.

Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению содержания школьного образования в соответствии с ФГОС второго поколения (в основной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.