Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ'

ОСОБЕННОСТИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
договор внутренней воздушной перевозки / досудебный (претензионный) порядок / срок исковой давности / исковое производство / транспортное законодательство / нарушение права / перевозчик / эксплуатант и грузоотправитель.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева О.Н., Подзорова А.Р.

Данная статья посвящена изучению проблем, связанных с осуществлением обязательного досудебного (претензионного порядка) договоров внутренней воздушной перевозки. В данной статье приводится актуальная судебная практика, касающаяся внутренних воздушных договоров перевозки. Обозначаются способы разрешения вопросов в рамках претензионного порядка. Авторы рассматривают следующую проблематику: утрачивается ли право на обращение в суд при истечении претензионного срока, необходимо ли соблюдать досудебный порядок при истечении срока давности для подачи претензии и действует ли правило приостановления срока исковой давности на досудебное урегулирование, если срок подачи претензии нарушен. На основе этого делаются выводы, предлагаются несколько путей решения указанной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ»

ВАСИЛЬЕВА Оксана Николаевна,

к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-mail: mail@law-books.ru

ПОДЗОРОВА Алёна Романовна,

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, е-mail: mail@law-books.ru

ОСОБЕННОСТИ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРА ВНУТРЕННЕЙ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблем, связанных с осуществлением обязательного досудебного (претензионного порядка) договоров внутренней воздушной перевозки. В данной статье приводится актуальная судебная практика, касающаяся внутренних воздушных договоров перевозки. Обозначаются способы разрешения вопросов в рамках претензионного порядка. Авторы рассматривают следующую проблематику: утрачивается ли право на обращение в суд при истечении претензионного срока, необходимо ли соблюдать досудебный порядок при истечении срока давности для подачи претензии и действует ли правило приостановления срока исковой давности на досудебное урегулирование, если срок подачи претензии нарушен. На основе этого делаются выводы, предлагаются несколько путей решения указанной проблематики.

Ключевые слова: договор внутренней воздушной перевозки; досудебный (претензионный) порядок; срок исковой давности; исковое производство, транспортное законодательство, нарушение права, перевозчик, эксплуатант и грузоотправитель.

VASILYEVA Oksana Nikolaevna,

Ph.D., Associate Professor, Department of Legal Regulation e Financial University's Conomic Activities under the Government of the Russian Federation

PODZOROVA Alena Romanovna,

student of the Financial University under the Government

of the Russian Federation

PECULIARITIES OF PRE-TRIAL SETTLEMENT OF INTERNAL AIR TRANSPORTATION AGREEMENT

Annotation. This article is devoted to the study of problems related to the implementation of mandatory pre-trial (claim procedure) contracts for internal air transportation. This article provides up-to-date judicial practice regarding domestic air transportation contracts. The methods of resolving issues within the framework of the claim procedure are indicated. The authors consider the following issues: whether the right to appeal to the court is lost when the claim period expires, whether it is necessary to comply with the pre-trial procedure when the statute of limitations for filing a claim expires, and whether the rule of suspension of the statute of limitations for pre-trial settlement applies if the deadline for filing a claim is violated. On the basis of this, conclusions are drawn, several ways to solve this problem are proposed.

Key words: domestic air transportation contract; pre-trial (claim) procedure; limitation period; legal proceedings, transport laws, infringement of law, carrier, operator and shipper.

На сегодняшний день институт договора законодательно. Тем не менее, на данный момент перевозки является динамично разви- действующее законодательство не дает одно-вающейся областью и урегулирован значного ответа на ряд вопросов, возникающих

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-144-146 NIION: 2018-0076-3/22-528 MOSURED: 77/27-023-2022-3-727

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

при осуществлении досудебного урегулирования в рамках договора внутренней воздушной перевозки. В Гражданском кодексе Российской Федерации предусмотрены основные положения по договорам перевозки. Для изучения конкретных видов необходимо обратиться к более узкоспециализированным нормативным правовым актам. В данном случае, основным источником правового регулирования договоров внутренней воздушной перевозки является Воздушный кодекс Российской Федерации, который в ст. 103 закрепляет определение договора воздушной перевозки. Существенными условиями в договоре внутренней воздушной перевозки Б.М. Гонгало называет предмет (транспортные услуги перевозчика), условия договора о цене услуг по перевозке, провозную плату, условия о порядке, форме и сроках расчетов, дату и время отправления, дату и время прибытия. [1]

На наш взгляд необходимо рассмотреть правовую природу договора перевозки. Так, В.П. Мозолин отмечает, что в 40 главе ГК РФ договор перевозки понимается как родовое понятие, его предметом безотносительно к транспорту, осуществляющему перевозку, и к разновидностям этого договора, служит деятельность перевозчика по перемещению груза или пассажира и багажа в пункт назначения и выдаче груза и багажа управо-моченному лицу. Эта деятельность направлена на достижение обозначенного в договоре полезного эффекта, хотя он может не иметь осязаемой (вещественной) формы. Результаты этой деятельности неотделимы от нее самой. Она представляет собой транспортную услугу, выражающуюся в пространственном перемещении груза, пассажира, багажа. [2]

Е.А. Суханов отмечает, что в Гражданском кодексе РФ закреплены лишь основные положения, касающиеся договоров перевозки. Более детальные и подробные нормы содержатся, прежде всего, в транспортных уставах и кодексах. Поэтому в данном случае приоритетным являются специализированные законы, позволяющие расширенно смотреть особенности досудебного урегулирования договоров внутренней воздушной перевозки. [3]

Рассмотрим претензионную процедуру и подачу иска. В ст. 126 ВК РФ законодатель четко определил срок предъявления претензии. Он составляет шесть месяцев. Срок рассмотрения претензии к перевозчику - тридцать дней со дня поступления претензии, а срок исковой давности - один год. Отсюда возникает следующая проблематика: сохраняется ли право на урегулирование спора путем подачи искового заявления, если истек шестимесячный срок для подачи претензии [4]. Обращаясь к законодательству, необходимо

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

учесть, что однозначный ответ на этот вопрос найти трудно. По сути, у нас есть определенный порядок, который предписывает закон для исполнения, но любое лицо имеет право защищать свои права (в том числе нарушенные) любыми способами, не запрещёнными законом.

Для устранения всех коллизий, связанных с неоднозначностью проблемы, предлагаю обратиться к судебной практике. В Решение от 11 августа 2021 г. по делу № А53-13705/2021 приведен случай, предлагающий ответ на выделенную проблематику. Ответчик указал истцу, что им был нарушен непосредственно срок направления претензии. Судом был рассмотрен данный довод и вопреки доводам заявителя, направление претензии по истечении срока, установленного ст. 126 ВК РФ, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, не является. Шестимесячный срок на предъявление претензии не является пресекательным и нарушение этого срока не означает невозможность обратиться за защитой нарушенного права с претензией, а в случае ее неудовлетворения - в судебном порядке. Таким образом, суд не лишает права на обращение с исковым заявлением, даже при нарушении претензионного срока.

Следующее, что следует рассмотреть, является ли подача претензии с пропущенным сроком соблюдением досудебного порядка и необходимо ли в принципе подавать ее, если право на подачу иска не утрачивается, как показала судебная практика. Для начала следует обратиться к ст. 124 ВК РФ, которая устанавливает обязательный порядок предъявления претензии. В законе нет оговорки о том, какие действия необходимо предпринять, в случае нарушения срока подачи. Но однозначно можно сказать - претензионный порядок является обязательным условием для последующей подачи иска, пусть даже и с нарушением срока. Как показывает судебная практика, суд всегда учитывает подачу претензии и без совершения этого действия суд в любом случае не будет принимать к производству и рассматривать такой иск. При подаче любого искового заявления, где необходимо соблюдение досудебного урегулирования, обязательно прикреплять доказательства, подтверждающие досудебный порядок. В ином случае, в ст. 129 АПК РФ указано, что суд возвращает исковое заявление при условии несоблюдения претензионного порядка, установленного законом. По сути этой нормы, можно предположить, что и нарушение сроков суд рассмотрит как несоблюдение претензионного порядка. Тем не менее, пока есть судебная практика, подтверждающая обратное, следует рассчитывать на защиту нарушенных прав в рамках искового производства.

Законодательство предусматривает приостановление срока исковой давности на время претензионного порядка (30 дней). То есть, срок направления претензии в рамках договора внутренней воздушной перевозки - шесть месяцев, срок исковой давности - год. С момента подачи претензии на 30 дней годовой срок приостанавливается и продолжает свое течение с момента окончании этих тридцати дней. Но действует ли правило приостановления при подаче претензии с уже нарушенным сроком? Ответ на соответствующую проблематику дает Постановление от 16 июня 2021 г. по делу № А19-18238/2020, где довод истца о приостановлении течения срока исковой давности на срок досудебного урегулирования спора (претензионный порядок) суд отклонил, указав, что претензия направлена истцом в адрес ответчика с пропуском срока, установленного статьей 126 ВК РФ. Поэтому, при подаче претензии с нарушением шестимесячного срока суд не позволяет ссылаться на данную норму и не приостанавливает срок исковой давности, что является справедливым. Тем не менее, общее правило сохраняется. За судебной защитой после направления претензии можно обратиться только после истечении срока рассмотрения претензии.

Рассмотрев данную проблематику, предлагаются следующие механизмы для разрешения неоднозначных аспектов досудебного урегулирования договоров внутренней воздушной перевозки. Во-первых, либо внести изменения в действующее законодательство, либо составить полный Обзор Верховным Судом РФ в пределах всех прямо не закрепленных вопросов в законодательстве. Поскольку в юрисдикции Российской Федерации существует отдельный Воздушный кодекс, рациональнее сразу установить нормы, касающиеся досудебного урегулирования непосредственно в 17 главе кодекса, касающейся ответственности перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя.

Также, изучив судебную практику и законодательство, предлагается установить одинаковый

претензионный срок и срок исковой давности, как это сделано в отношении договоров внутренних перевозок автомобильных транспортом. Поскольку в Федеральном законе от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» прописано, что претензии к перевозчикам, фрахтовщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. Такие изменения поспособствуют внесению ясности не только в законодательство российской юрисдикции, но в судебную практику.

Список литературы:

[1] Гражданское право. Учебник: в 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2017

[2] Гражданское право. Учебник: в 3 т. / Под ред. В. П. Мозолин. 2-е изд., перераб. и доп. - М: Проспект, 2016.

[3] Гражданское право. Учебник: в 4 т. / Под ред. Е.А. Суханов. 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Статут, 2019.

[4] Занковский С.С., Будникова Ю.Е., Булгакова Л.И., Габов А.В. и др. Проблемы развития и перспективы предпринимательского права в современных экономических условиях. - Москва, 2021.

Spisok literatury:

[1] Grazhdanskoe pravo. Uchebnik: v 2 t. / Pod red. B.M. Gongalo. 2-e izd. pererab. i dop.- M.: Statut, 2017

[2] Grazhdanskoe pravo. Uchebnik: v 3 t. / Pod red. V. P. Mozolin. 2-e izd., pererab. i dop. - M: Prospekt, 2016.

[3] Grazhdanskoe pravo. Uchebnik: v 4 t. / Pod red. E.A. Suhanov. 2-e izd. pererab. i dop.- M.: Statut, 2019.

[4] Zankovskij S.S., Budnikova YU.E., Bulgak-ova L.I., Gabov A.V. i dr. Problemy razvitiya i pers-pektivy predprinimatel'skogo prava v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah. - Moskva, 2021.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.