Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ИСПОЛНЕНИЕ СТОРОННИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ИСПОЛНЕНИЕ СТОРОННИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / ДОГОВОР АУТСОРСИНГА / АККРЕДИТАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Виктор Михайлович, Сандырева Елена Вячеславовна

Предметом исследования являются правоотношения, возникающие при передаче транспортными организациями функции обеспечения транспортной безопасности сторонним организациям. Статья имеет целью выявить особенности договорных отношений между транспортной организацией и юридическим лицом, которому передаются функции обеспечения транспортной безопасности. Данная цель достигается путем решения задач: выявить правовую природу договора между указанными субъектами; раскрыть требования, предъявляемые к таким организациям и их работникам; показать ограничения на применение такого способа обеспечения транспортной безопасности. При проведении исследования использованы общелогические методы познания - анализ и синтез, сравнительный метод, системный и структурно-функциональный методы. Основным результатом исследования является обоснование вывода, что договор между субъектами рассматриваемых отношений квалифицируется как договор аутсорсинга, который представляет собой соглашение, по которому организация передает некоторые неосновные, обеспечивающие функции на исполнение иным организациям, располагающим для этого соответствующими кадровыми ресурсами и опытом деятельности. Дана оценка возможности применения данной договорной конструкции к сфере обеспечения транспортной безопасности. Транспортная организация имеет возможность и право реализовывать возложенную на нее функцию обеспечения транспортной безопасности путем заключения гражданско-правового договора (договора аутсорсинга) с аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами (подразделениями транспортной безопасности), которые осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Корякин Виктор Михайлович, Сандырева Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONTRACTUAL RELATIONS ARISING WHEN TRANSPORT ORGANIZATIONS TRANSFER THE FUNCTIONS OF TRANSPORT SECURITY TO THIRD-PARTY LEGAL ENTITIES

The subject of the research is legal relations that arise when transport organizations transfer the function of ensuring transport security to third-party organizations. The article aims to identify the features of contractual relations between a transport organization and a legal entity that is assigned the functions of ensuring transport security. This goal is achieved by solving the following tasks: to identify the legal nature of the contract between the specified entities; to disclose the requirements for such organizations and their employees; to show restrictions on the use of this method of ensuring transport security. The research uses General logical methods of cognition-analysis and synthesis, comparative method, system and structural-functional methods. The main result of the research is the justification for the conclusion that the contract between the subjects of the considered relations is qualified as an outsourcing contract, which is an agreement under which the organization transfers some non-core, providing functions to other organizations that have the appropriate human resources and experience for this purpose. The possibility of applying this contractual design to the sphere of transport security is assessed. A transport organization has the opportunity and the right to implement its assigned function of ensuring transport security by entering into a civil law contract (outsourcing contract) with duly accredited legal entities (transport security units) that protect transport infrastructure facilities and vehicles from acts of unlawful interference.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ИСПОЛНЕНИЕ СТОРОННИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ ТРАНСПОРТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА ИСПОЛНЕНИЕ СТОРОННИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ ФУНКЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОРЯКИН Виктор Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта. E-mail: korjakinmiit@rambler.ru;

САНДЫРЕВА Елена Вячеславовна,

аспирант Юридического института Российского университета транспорта. E-mail: sandyreva-ev@yandex.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации».

Краткая аннотация: Предметом исследования являются правоотношения, возникающие при передаче транспортными организациями функции обеспечения транспортной безопасности сторонним организациям. Статья имеет целью выявить особенности договорных отношений между транспортной организацией и юридическим лицом, которому передаются функции обеспечения транспортной безопасности. Данная цель достигается путем решения задач: выявить правовую природу договора между указанными субъектами; раскрыть требования, предъявляемые к таким организациям и их работникам; показать ограничения на применение такого способа обеспечения транспортной безопасности. При проведении исследования использованы общелогические методы познания - анализ и синтез, сравнительный метод, системный и структурно-функциональный методы. Основным результатом исследования является обоснование вывода, что договор между субъектами рассматриваемых отношений квалифицируется как договор аутсорсинга, который представляет собой соглашение, по которому организация передает некоторые неосновные, обеспечивающие функции на исполнение иным организациям, располагающим для этого соответствующими кадровыми ресурсами и опытом деятельности. Дана оценка возможности применения данной договорной конструкции к сфере обеспечения транспортной безопасности. Транспортная организация имеет возможность и право реализовывать возложенную на нее функцию обеспечения транспортной безопасности путем заключения гражданско-правового договора (договора аутсорсинга) с аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами (подразделениями транспортной безопасности), которые осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Abstract: The subject of the research is legal relations that arise when transport organizations transfer the function of ensuring transport security to third-party organizations. The article aims to identify the features of contractual relations between a transport organization and a legal entity that is assigned the functions of ensuring transport security. This goal is achieved by solving the following tasks: to identify the legal nature of the contract between the specified entities; to disclose the requirements for such organizations and their employees; to show restrictions on the use of this method of ensuring transport security. The research uses General logical methods of cognition-analysis and synthesis, comparative method, system and structural-functional methods. The main result of the research is the justification for the conclusion that the contract between the subjects of the considered relations is qualified as an outsourcing contract, which is an agreement under which the organization transfers some non-core, providing functions to other organizations that have the appropriate human resources and experience for this purpose. The possibility of applying this contractual design to the sphere of transport security is assessed. A transport organization has the opportunity and the right to implement its assigned function of ensuring transport security by entering into a civil law contract (outsourcing contract) with duly accredited legal entities (transport security units) that protect transport infrastructure facilities and vehicles from acts of unlawful interference.

Ключевые слова: транспортная безопасность; подразделение транспортной безопасности гражданско-правовой договор; договор аутсорсинга; аккредитация; комплексное правовое регулирование.

Keywords: transport security; transport security division civil law contract; outsourcing contract, accreditation; complex legal regulation.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности с использованием гражданско-правовых средств пока не нашли должного освещения в научной литературе, на что нам уже приходилось обращать внимание в наших предыдущих публикациях1. В настоящее время общий вектор развития системы правового регулирования разнообразных общественных отношений, складывающихся в сфере транспортной деятельности, направлен усиление взаимодействия норм различных отраслей, подотраслей и правовых институтов, их переплетение и взаимопроникновение. В полной мере это относится к регулированию такого сложносоставного правового явления, как

1 Корякин В.М. Гражданско-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности // Аграрное и земельное право. 2019. № 10. С. 96—99; Корякин В.М., Сандырева Е.В. Договор аутсорсинга и возможность его применения в правоотношениях по обеспечению транспортной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2019. № 3. С. 12—18.

обеспечение транспортной безопасности, представляющей собой защищенность объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в их нормальное функционирование, охрана и защита работников транспортных организаций и лиц, находящихся на объектах транспорта, от опасных факторов, возникающих вследствие совершения актов незаконного вмешательства.

В теории права данное явление получило название «комплексность правового регулирования»2. К числу комплексных отраслей отечественной правовой системы относится и транспортное право. Применительно к транспортной безопасности данный принцип означает, что деятельность по обеспече-

2 Сидорова Е. В. Формирование комплексных правовых образований в системе права: дань моде или необходимость? // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 28—34; Тонков Е. В. Комплексные отрасли в системе права и системе законодательства // Журнал российского права. 2016. № 11. С. 5—12.

нию данного вида национальной безопасности регулируется одновременно нормами различных отраслей права:

— государственного (конституционного) права, посредством которого транспортная безопасность институционализирована в качестве неотъемлемой составной части общей системы национальной безопасности Российской Федерации (Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683)1;

— административного права, регулирующего вопросы контрольно-надзорной деятельности в области транспортной безопасности, полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в данной сфере, административной ответственности за нарушения правил транспортной безопасности и др.2;

— информационного права в части, касающейся создания и функционирования единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, являющейся собственностью Российской Федерации3;

— уголовного права, регулирующего вопросы уголовной ответственности за преступления, посягающие на транспортную безопасность4;

— гражданского права, нормами которого регулируются отношения между субъектами обеспечения транспортной безопасности, основанные на договорных началах, а также вопросы возмещение вреда, причинённого гражданам и организациям вследствие совершения актов незаконного вмешательства в транспортную деятельность5.

Рассмотрим гражданско-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности более подробно.

Специфика гражданско-правовых средств обеспечения транспортной безопасности определяется особенностями гражданского законодательства, характером и правовой природой гражданских правоотношений. Эта специфика обусловлена основными началами гражданского законодательства, которое согласно ст. 1 ГК РФ основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспе-

1 Духно Н. А. Безопасность и уровни опасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 4(28). С. 11—18; Корякин В. М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3. С. 17—24.

2 Землин А.И. Административно-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2019. № 4. С. 10—14.

3 Зырянов В. В., Семчугова Е. Ю., Скрынник А. М. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности // Инженерный вестник Дона. 2012. Т. 22. Вып. 4-1. С. 118—122.

4 Ларина Л. Ю. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность // Вестник КГУ. 2019. № 4. С. 156—160

5 Ирошников Д. В. Безопасность как элемент объекта правоотношений, возни-

кающих на основании транспортных обязательств в гражданском праве // Транс-

портное право и безопасность. 2019. № 4. С. 26—32.

чения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

К числу гражданско-правовых средств обеспечения транспортной безопасности можно отнести, в частности, договорное регулирование общественных отношений в данной сфере. Возможность использования данного правового средства предусмотрена основным законодательным актом в рассматриваемой сфере — Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», где имеются специальные нормы по данному вопросу. Так, из системного толкования норм п. 1 и 5 ст. 4 указанного Закона следует, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков, за исключением объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Итак, основными субъектами обеспечения транспортной безопасности являются:

а) субъекты транспортной инфраструктуры — юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры6 и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании7 (п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»);

б) перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузо-багаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю) (п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики вправе осуществлять возложенную на них функцию обеспечения транспортной безопасности двумя способами

1) первый способ: самостоятельно, т.е. путем создания и содержания в своей штатной структуре специально уполномоченных подразделений и работников, ответственных за обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные лица состоят в трудовых отношениях с соответствующей транспортной организацией, в их трудовые функции входит реализация

6 Федеральный закон «О транспортной безопасности» в п. 5 ст. 1 определяет объекты транспортной инфраструктуры как технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции, тоннели, эстакады, мосты, морские и речные порты, морские терминалы, акватории морских портов, аэропорты и аэродромы, здания, строения, сооружения, обеспечивающие управление транспортным комплексом и другие объекты.

7 Исходя из норм гражданского законодательства, под «иными законными основаниями» использования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимать: право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ); право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ); аренда (гл. 34 ГК РФ); безвозмездное пользование (гл. 36 ГК РФ); доверительное управление имуществом (гл. 53 ГК РФ).

Гоажданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, принадлежащих данной транспортной организации;

2) второй способ: путем заключения гражданско-правового договора с аккредитованными в установленном порядке юридическими лицами (подразделениями транспортной безопасности), которые осуществляют защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 7.1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности»).

По своей правовой природе данный договор относится к договору возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), по которому исполнитель (подразделение транспортной безопасности) обязуется по заданию заказчика (субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика) осуществлять деятельность по защите объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и тем самым обеспечивать транспортную безопасность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Особенностью такого договора является то обстоятельство, что к субъекту, оказывающему данный вид услуг, предъявляется специальное требование: он должен быть аккредитован в качестве подразделения транспортной безопасности. Ныне действующий Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним утверждены приказом Минтранса России от 1 апреля 2015 г. № 145. Несоблюдение этого условия, т.е. заключение такого договора с лицом, не прошедшим процедуру аккредитации, влечет недействительность рассматриваемой гражданско-правовой сделки.

Как представляется, данный договор обладает всеми квалифицирующими признаками договора аутсорсинга1:

— транспортная организация предписанную ей законом функцию обеспечения транспортной безопасности передает на исполнение сторонней организации — подразделению транспортной безопасности, которое по своим уставным целям специализируется на этом виде деятельности, располагает для решения этих задач необходимыми квалифицированными кадрами и иными ресурсами, имеет соответствующую аккредитацию на осуществление деятельности по обеспечению транспортной безопасности;

— работники подразделения транспортной безопасности не являются работниками транспортной организации, поскольку они состоят в трудовых отношениях с соответствующим подразделением транспортной безопасности, с которым заключен договор аутсорсинга, однако осуществляют трудовую

1 Договор аутсорсинга - соглашение, в результате которого одна сторона (заказчик) за вознаграждение передает свои функции или виды деятельности другой стороне (аутсорсеру), располагающей необходимым для этого квалифицированным персоналом (ресурсами) (Ещенко И. А. Договор аутсорсинга в гражданском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4.

деятельность в интересах субъекта транспортной инфраструктуры, владельца транспортных средств;

— договор о передаче функции обеспечения транспортной безопасности носит не разовый, а долгосрочный характер, поскольку заключается, как правило, на несколько лет с возможностью его пролонгации на следующий период.

Следует отметить, что при всей ее важности передаваемая на реализацию сторонней организации функция обеспечения транспортной безопасности не является для субъекта транспортной инфраструктуры (транспортной организации) и перевозчика основной, она носит обеспечивающий характер. Основной же функцией данных субъектов является обеспечение перевозочного процесса и содержание объектов транспортной инфраструктуры в надлежащем рабочем состоянии. То есть и в этой части отнесение рассматриваемого договора к категории договора аутсорсинга не противоречит сложившейся в науке гражданского права теории аутсорсинга, согласно которой на исполнение сторонней организации могут передаваться вспомогательные, обеспечивающие функции.

Передача субъектом транспортной инфраструктуры функции обеспечения транспортной безопасности на исполнение сторонней организации позволяет транспортной организации сосредоточиться на реализации своей основной задачи по предназначению — обеспечение устойчивого функционирования перевозочного процесса. В связи с этим аутсорсинг в отношениях по обеспечению транспортной безопасности можно рассматривать как способ оптимизации деятельности транспортной организации за счет концентрации усилий на осуществлении основной деятельности и передачи на длительной основе неосновной, обеспечивающей функции третьему лицу, специализирующемуся в области транспортной безопасности, с соответствующим сокращением персонала.

С заключением такого договора у транспортной организации отпадает необходимость содержать в своем штате структурное подразделение и (или) работников, занимающихся обеспечением транспортной безопасности, что влечет определенный экономический эффект. Кроме того, при заключении такого договора с транспортной организации снимается «головная боль», связанная с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности. Согласно ст. 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» органы аттестации, аттестующие организации, осуществляют проверку соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства о транспортной безопасности. В случае передачи функции обеспечения транспортной безопасности сторонней организации все эти вопросы, связанные с аттестацией сил транспортной безопасно-

сти, обязана решать уже не сама транспортная организация, а то подразделение транспортной безопасности, с которым за-ключей договор. Поскольку для этой специализированной организации обеспечение транспортной безопасности является основным видом деятельности, она обладает для этого разрешительными документами на осуществление этой деятельности (является аккредитованным лицом), квалифицированными кадрами, имеющими специальную подготовку, то, безусловно, эта специализированная организация может обеспечить транспортную безопасность субъекта транспортной инфраструктуры более эффективно и качественно, нежели штатное структурное подразделение самой этой транспортной организации.

Еще одной особенностью рассматриваемых отношений в сфере обеспечения транспортной безопасности является то обстоятельство, что право заключать такого рода договоры носит ограниченный характер. В п. 5 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» упоминаются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти. К ним относятся объекты, безопасность функционирования которых обеспечивается штатными подразделениями ведомственной охраны Минтранса России. Согласно Положению о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 743, ведомственная охрана создается Минтрансом России и осуществляет защиту охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Минтранса России, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспече-

Библиография:

1. Духно, Н. А. Безопасность и уровни опасности на транспорте / Н. А. Духно // Транспортное право и безопасность. — 2018. — № 4(28).

— С. 11—18.

2. Ещенко, И. А. Договор аутсорсинга в гражданском праве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И. А. Ещенко. — М., 2009.

3. Землин, А. И. Административно-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности / А. И. Землин // Национальная безопасность и стратегическое планирование. — 2019. — № 4. — С. 10—14.

4. Зырянов, В. В. Применение информационных технологий при повышении мобильности и обеспечении транспортной безопасности / В. В. Зырянов, Е. Ю. Семчугова, А. М. Скрынник // Инженерный вестник Дона. — 2012. — Т. 22. — Вып. 4-1. — С. 118—122.

5. Ирошников, Д. В. Безопасность как элемент объекта правоотношений, возникающих на основании транспортных обязательств в гражданском праве/ Д. В. Ирошников // Транспортное право и безопасность. — 2019. — № 4. — С. 26—32.

6. Корякин, В. М. Гражданско-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности / В. М. Корякин // Аграрное и земельное право.

— 2019. — № 10. — С. 96—99.

7. Корякин, В. М. Договор аутсорсинга и возможность его применения в правоотношениях по обеспечению транспортной безопасности / В. М. Корякин, Е. В. Сандырева // Транспортное право и безопасность. — 2019. — № 3. — С. 12—18.

8. Корякин, В. М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации / В. М. Корякин // Транспортное право и безопасность. — 2016. — № 3. — С. 17—24.

9. Ларина, Л. Ю. Система уголовно-правовых норм, обеспечивающих транспортную безопасность / Л. Ю. Ларина // Вестник КГУ. — 2019.

— № 4. — С. 156—160.

10. Сидорова, Е. В. Формирование комплексных правовых образований в системе права: дань моде или необходимость? / Е. В. Сидорова // Журнал российского права. — 2016. — № 5. С. 28—34.

11. Тонков, Е. В. Комплексные отрасли в системе права и системе законодательства / Е. В. Тонков // Журнал российского права. — 2016.

— № 11. — С. 5—12.

нии транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности.

В целях практического решения данных задач в Минтрансе России создано ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», а приказом Минтранса России от 3 августа 2016 г. № 222 утвержден перечень объектов, охрана которых осуществляется данным охранным предприятием (всего ныне действующий перечень включает 1107 объектов). Федеральным законом «О транспортной безопасности» установлен запрет на передачу функции обеспечения транспортной безопасности данных объектов иным организациям. Обеспечение их охраны является исключительной прерогативой ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации».

В отношении иных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, руководствуясь принципом «разрешено все, что не запрещено», их владельцы вправе заключать договоры аутсорсинга на выполнение задач обеспечения транспортной безопасности.

В заключение сформулируем вывод, что аутсорсинг в сфере обеспечения транспортной безопасности — это особый социально-экономический и правовой механизм достижения транспортной организацией экономической эффективности, в основе которого лежит разделение (специализация) деятельности (труда) и который предполагает передачу транспортной организацией неким «чужим» (внешним) исполнителям (аутсорсе-ру) функции обеспечения транспортной безопасности, которая в принципе может осуществляться транспортной организацией самостоятельно (в режиме инсорсинга), но с меньшим качеством и эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.