В заключение следует еще раз обозначить значимость чтения, которое отражает многогранную жизнь и направление интересов общества и воздействует на духовную сферу общественной жизни, способствуя распространению идей и взглядов, соответствующих общественным интересам, вооружению людей конкретными знаниями для их активного участия во всех сферах жизни общества. В то время как понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно в условиях глобализации, меняющей социальную структуру общества, его мировоззренческие основы с невероятной скоростью, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависит от степени усвоения подрастающим поколением письменной культуры.
Список литературы _
1. Аскарова В. Я. Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: Сборник научных статей / Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - С. 10
2. Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. Поддержка и развитие чтения — общенациональная задача // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. - М., 2007.
3. Мелентьева Ю. П. От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его изучения // Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 19-23.
_Сведения об авторах
Демерле Екатерина Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинга и муниципального управления», Тюменский индустриальный университет, тел. 8(3452)208456, е-mail: [email protected]
Белоножко Лидия Николаевна, ассистент кафедры «Маркетинга и муниципального управления», Тюменский индустриальный университет, тел. 7(3452)208456, е-mail: [email protected]
Demerle E. B., Candidate of Science in sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)208456, е-mail: [email protected]
Belonogko L. N., assistant of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)208456, е-mail: [email protected]
УДК 316.4
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ
PECULIARITIES OF RUSSIAN STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS DYNAMICS
Т. Д. Косинцева, К. Ю. Шлык
T. D. Kosintseva, K. Yu. Shlik
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; содержание ценностных ориентаций; студенчество;
социальный портрет студента
Key words: value; value orientation; the contents of value orientations; student body; social portrait of a student
В статье проводится анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, касающихся основных ценностей — личной безопасности, представлений об идентичности, предпочтений относительно социального, экономического устройства России, семейных ценностей, здоровья. По результатам социологического исследования в статье представлен социальный портрет современного студента.
The article analyzes the dynamics of students' values orientations concerning the basic values, i.e. personal security, perceptions of identity, preferences regarding the social and economic system of Russia, family values and health. Based on the results of sociological research a social portrait of a modern student is presented.
Формирование ценностных ориентаций российской молодежи имеет важнейшее значение в жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. В последние 2-3 десятилетия в российском обществе наблюдаются резкие изменения в социально-экономической, социально-культурной областях общественного устройства, которые в свою очередь влияют на установки, ценностные ориентации, мировоззрение граждан общества, особенно молодежи [3]. Произошедшая смена официальной государственной идеологии, определявшей качественные характеристики всех сфер общественной жизни на протяжении более 70-ти лет, явилась одним из условий формирования свободной среды, благоприятной для любых инноваций, творчества, способствующей расцвету духовно-нравственной направленности в формировании личности. Одновременно с этим стали проявляться и негативные тенденции, которые, на наш взгляд, неизбежны при переходе общества от одной формации к другой. Так, результаты многочисленных исследований в области социологии, культурологии, этики, педагогики и психологии говорят об изменениях общественных установок, системы ценностей и нравственных ориентиров [4]. Определенная часть исследований тяготеет к выделению дезорганизационных тенденций: в результате смены формации общество лишилось, прежде всего, идейно-нравственных основ, обеспечивающих стабильность и создающих условия для дальнейшего развития. Хаос в политической и общественной жизни, индивидуализм, культ материального, девальвация «вечных» ценностей -таким представляется современное российское общество [3].
Но, с другой стороны, исследователи выделяют и положительные изменения в установках и ценностных ориентациях, связанные с тем, что на первый план по своей значимости выходят качества, которые ранее не получали должного развития: инициативность, предприимчивость, способность к нестандартному мышлению, творческому поиску, стремление реализовать свой креативный потенциал [5].
Изменения ценностных ориентаций, которыми сопровождаются любые, более или менее значимые общественные изменения, с одной стороны, характеризуются качественно новым содержанием, в то же время эти новшества не означают полного отказа от традиционных ценностных ориентаций и связанных с ними качеств, таких как исполнительность, обязательность, умение руководить и подчиняться, ограничивать собственные порывы, идущие вразрез общественным интересам и т. п.
Таким образом, можно говорить о динамике качественного соотношения ценностей, признающихся значимыми обществом и индивидом. Наиболее динамической социальной группой в плане ценностных ориентаций является студенческая молодежь [3]. Во-первых, студенчество представляет собой особую мобильную социальную группу, специфическую общность людей, которые объединены одной организацией — высшим учебным заведением. Общность студенчества как социальной группы определяется ценностными ориентациями, которые связаны и с процессом обучения в вузе, и с получением профессионального образования. Во-вторых, студенчество охватывает довольно широкий возрастной период от 17 до 25 лет, а в настоящее время возрастной порог студентов повышается в связи с получением второго образования, переподготовкой и др. Таким образом, студенческая молодежь — это та группа, возрастной задачей которой является активное становление мировоззрения, ценностных установок и ценностных ориентаций.
Особенностью студенческой молодежи как группы является ее подверженность любым общественным изменениям, поскольку для молодежи свойственна ориентация на новое, отказ от старых традиций и форм жизнедеятельности. Студенческая молодежь во все времена являлась наиболее политически активной частью населения, ядром бунтарского духа, инноваций, изменений [4]. Студенческая молодежь является основным стратегическим ресурсом общества, поскольку за ней будущее страны и общества, именно она будет определять облик, мировоззрение, ценности последующих поколений. Поэтому важное значение сейчас имеет содержание тех ценностей, которые формируются в среде студенческой молодежи, и основная опасность заключается в том, что в состоянии неопределенности перестают действовать прежние стандарты поведения, а новые потребительские ценности, еще формирующиеся, становятся угрозой старым. В связи с этим механизм формирования
79
ценностных ориентаций студенческой молодежи подвергается существенным изменениям и нередко складывается стихийно.
Исследование проблем ценностных ориентации продиктовано практическими потребностями, поскольку негативные проявления оказывают непосредственное влияние на ролевую структуру современного российского общества. Актуальной в современной науке остается проблема изучения ценностных ориентаций, являющихся регуляторами социальной жизни, которые регламентируют деятельность личности, детерминируют поведение людей [1]. Ученые анализируют теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций и их влияние на поведение человека и общества. Были проведены эмпирические исследования ценностей различных категорий населения (О. Г Дробницкий, В. П. Тугаринов). Анализ динамики ценностные ориентации в период трансформации общества проводился под руководством Н. И. Лапина [6]. Анализ результатов исследования содержания ценностных ориентаций в России представлен в работах А. В. Андреенковой, Л. Г. Ионина [2], Ю. А. Левады [7], В. А. Ядова [10], В. С. Магуна и др. [1].
С 60-х годов прошлого века активно изучались ценностные ориентации молодежи вообще и студенческой в частности в работах С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Ф. Левичевой, Е. Е. Леванова, В. Т. Лисовского [8, 9], В. Г. Немировского и др. Современные исследования ценностных ориентаций студенческой молодежи представлены в работах И. В. Васениной, В. И. Добрыниной, Т. Н. Кухтевич, Н. Л. Смакотиной, Е. А. Гришиной, И. С. Болотина и др. [1].
Студенчество всегда являлось и является наиболее образованной, интеллектуальной, динамичной частью молодежи. Ей всегда были свойственны такие качества, как уверенность в себе, целеустремленность, чувство новизны. Эти позитивные качества молодых людей вступают в противоречие с неблагоприятной социально-экономической средой, которая сформировалась в России в последние годы. Поэтому на данном этапе важно выявить, понять те ценности, которыми руководствуются молодые люди, их собственные ценностные ориентации [3]. Студенческая молодежь оказывается наиболее социально незащищенной частью общества. Отсутствие жизненного опыта делает их легкой добычей криминальных структур, способствует неадекватной реакции на переживаемые трудности. В этих условиях увеличивается роль вузов, выполняющих функцию социально-экономического и нравственного характера. Возрастает роль организации досуговой деятельности студентов, которая направлена на развитие и саморазвитие личности и вносит вклад в создание социально-культурных ценностей. Приобщение к духовным ценностям заложено в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах деятельности, формах общения и поведения [5].
Таким образом, исследование ценностных ориентаций, формирующих духовную жизнь студентов в период обучения в учебном заведений, является одной из наиболее актуальных проблем современной социологии.
С целью анализа динамики ценностных ориентаций студентов во время обучения в вузе нами было проведено срезовое экспериментальное исследование, в котором приняли участие студенты 1-4 курсов Тюменского государственного нефтегазового университета (ТГНГУ) (2004 г.) и студенты Сибирского института управления (СибИУ) (2013 г.), всего в исследовании было задействовано 186 человек, студенты 1-4 курсов очного отделения.
Основные задачи исследования:
• содержательный анализ ценностных ориентаций;
• выделение наиболее актуальных проблем современной студенческой молодежи;
• составление социального портрета студента.
Исследование проводилось в отношении следующих ценностных установок:
• жизненные цели (наличие/отсутствие выезда за границу после окончания обучения в
вузе);
• отношение к религии,
• актуальные проблемы (наиболее беспокоящие проблемы);
• поведение в непредвиденной фрустрирующей ситуации;
• отношение к вредным привычкам;
• оценка собственного здоровья;
• ценности семьи;
• ценность образования, получения высшего образования, удовлетворенность выбранной специальностью.
Анализ жизненных целей студентов показал, что возможность уехать за рубеж в 2004 году рассматривают 3,2 % студентов; в 2013 году — 11 % студентов.
Анализ ценностей и ценностных ориентаций показал следующие результаты:
• отношение к религии: верующих среди студентов в 2004 году было 55 %, а в 2013 году — 73 %;
• отношение к здоровому образу жизни: в 2004 году к употреблению наркотиков отрицательно относились 24,2 % студентов, положительно — 1,1 % студентов и считали употребление наркотиков сугубо личным делом 74,7 %: в 2013 году отрицательно относились к употреблению наркотиков 96 %, считали возможным употребление наркотиков 4 %;
• удовлетворенность своим здоровьем в 2004 году: 48 % были удовлетворены своим здоровьем, 1 % студентов были не удоволетворены состоянием своего здоровья; в 2013 году 23 % студентов были удовлетворены состоянием своего здоровья, 5 % — не удовлетворены;
• ценность семьи: в 2004 году 32,8 % студентов удовлетворены своими семейными отношениями, в 2013 году уже 90 % студентов удовлетворены своими семейными отношениями;
• ценность обучения, получения высшего образования, удовлетворенность выбранной специальностью: в 2004 году ценность высшего образования и обучения отметили 58,1 % студентов, в 2013 году — 58 %. Удовлетворенность от выбранной специальности в 2004 году наблюдалась только у 58,1 и у 72 % студентов в 2013 году.
Распределение удельного веса испытуемых в соответствии с ценностными ориентациями представлено на рисунке.
120
Рисунок. Распределение удельного веса студентов по выбранным ценностным ориентациям
Анализ рисунка позволяет сделать вывод о том, что удельный вес студентов, считающих себя верующими, отрицательно относящихся к наркотикам, удовлетворенных своей семейной жизнью, выбранной профессией, в 2013 году вырос по сравнению с 2004 годом (р < 0,01).
Снизился удельный вес студентов, удовлетворенных своим состоянием здоровья с 48 до 23 (р < 0,01), на наш взгляд, это связано не столько с объективным ухудшением состояния здоровья, сколько с возросшими требованиями к внешнему виду, состоянию тела, состоянию здоровья, повышением престижа здорового образа жизни, более внимательным отношением к своему здоровью. Ценность обучения осталась неизменной — более 50 % студентов считают обучение важным периодом своей жизни, ценным периодом получения опыта и знания.
Несмотря на то, что в 2013 году удельный вес студентов, удовлетворенных выбранной профессией, повысился, тем не менее материальная сторона профессии так же осталась важной, ее значение среди юношей в 2013 году выросло по сравнению с юношами в 2004 году.
Характеризуя жизненные цели современных студентов, можно сделать вывод, что удельный вес студентов, связывающих свое будущее с выездом за рубеж, повысился с 3,4 % до 11 % в 2013 году. Анализ наиболее актуальных проблем современных студентов позволил получить следующие данные: студентов в 2004 году беспокоили нестабильность 32,3 %, материальные проблемы — 49,5 %, личные проблемы — 42,5 % , преступность — 33,3 %. Для студентов в 2013 году характерны те же беспокойства, только удельный вес студентов, беспокоящихся из-за преступности, снизился до 28 % (р < 0,01).
Анализ особенностей поведения в непредвиденной ситуации (проблемной ситуации) показал, что будут надеяться на помощь и поддержку близких и друзей 67,2 % (2004) и 20 % студентов (2013); будут надеяться на собственные силы 33,9 % (2004) и 20 % студентов (2013); будут надеяться на помощь государства — 3,2 % (2004) и 5 % студентов (2013).
Таким образом, в результате проведенного исследования нами был составлен социальный портрет представителя современной студенческой молодежи.
Для современного студента важное значение приобретает религия, молодой человек — это, прежде всего, верующий, относящий себя к определенной конфессии. Для современной студенческой молодежи ценным является семья, семейные отношения, обучение и приобретение профессии, при этом современные студенты стремятся выбирать ту профессию, которая будет интересной, в которой можно будет развиваться, одновременно немаловажное значение имеет материальная сторона профессиональной деятельности — современные студенты практичны в выборе своего будущего, ориентация на материальную сторону профессии в большей степени характерна для юношей, чем для девушек. Свое будущее современные студенты связывают с проживанием в России. Наиболее актуальными проблемами для современной студенческой молодежи являются материальные и личные проблемы. Здоровье и здоровый образ жизни являются важной сферой жизни современного студента, что проявляется в негативном отношении к различного рода зависимостям, вредным привычкам, которые считаются не только сугубо личным делом, а также более внимательное отношение к своему здоровью. В проблемной ситуации современные студенты меньше всего будут рассчитывать на поддержку близких и друзей, так же они сами не стремятся разрешить свои проблемы, и в этом наблюдается несколько инфантильная позиция современного студенчества.
Список литературы _
1. Биченко И. Г. Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии: автореф. диссер. канд. социол. наук. - М, 2009. - 21 с.
2. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. - Москва: Изд-во РГГУ, 2010.
3. Косинцева Т. Д. Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. -Тюмень, ТГНУ, 2007. -176 с.
4. Косинцева Т. Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности: автореферат диссертации канд. социол. наук. - Тюмень, 2005. - 20 с.
5. Кузьмен О. В. Настоящее и будущее России в ценностных ориентациях представлениях студенческой молодежи // Мониторинг общественного мнения. Сентябрь - октябрь 2013. - № 5 (117) - С. 135-143.
6. Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России // Социологические исследования. - 2010. - № 1. - С. 28-36.
7. Левада Ю. А. Заметки о «проблеме поколений»// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные проблемы. - 2002. - № 2.
8. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб: СПбГУП, 2000.
9. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Теоретический журнал «Credo». - 2002.
10. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
_ Сведения об авторах
Косинцева Тамара Дмитриевна, к. с. н., доцент, Тюменский государственный медицинский университет, тел. 89199449030, e-mail: [email protected]
Шлык Константин Юрьевич, к. соц. н., доцент кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет,г. Тюмень, тел. 89222739876, e-mail: [email protected]
Kosintseva T. D., Candidate of Science in Sociology, Tyumen State Medical University, phone: 89199449030, e-mail: [email protected]
Shlik K. Yu., Candidate of Science in sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», the Industrial University of Tyumen, phone: 89222739876, e-mail: [email protected]
УДК 316.4
ДОМИНАНТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ В РАЗВИТИИ НАРОДОВ СЕВЕРА: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ
DOMINANT VALUES AND POSSIBLE RISKS IN THE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN PEOPLES: BASED ON THE SOCIOLOGICAL SURVEY IN YUGRA
В. В. Мархинин, И. В. Удалова V. V. Markhinin, I. V. Udalova
Ключевые слова: этнос; доминантные ценности; риски для будущего; программа развития Key words: ethnos; dominant values; future risks; development program
На основе данных массового социологического опроса 2014 г., взятых в контексте результатов опросов предшествующих лет, рассматриваются ценностные предпочтения в сфере межнациональных отношений и возможные риски для будущего коренных малочисленных народов Югры - ханты и манси. Делается вывод, что на современном этапе в сознании югорского сообщества коренных северных народов тесно сопрягаются ценности российской и этнической идентичности, местного югорского патриотизма. Происходит снижение уровня тревожности в плане исторической перспективы этнического существования этих народов. Подчеркивается необходимость развития ключевых сторон их образа жизни в рамках реализации программы, принятой в ХМАО -Югре.
On the basis of data of the mass sociological survey of 2014, treated in the context of previous years' survey findings, the author examines value preferences in the sphere of interethnic relations and possible risks for the future of small indigenous peoples of Yugra - Khanty and Mansi. The author comes to the conclusion that at the current stage the Russian and ethnic minority values and local patriotism blend in the minds of Yugra's small indigenous peoples' community. The level of anxiety about the historical perspective of ethnic existence of these peoples is decreasing. The author stresses the necessity to develop the key elements of their lifestyle under the program adopted in KhMAO-Yugra.
На основе данных массового социологического опроса 2014 г., взятых в контексте результатов опросов предшествующих лет, рассматриваются ценностные предпочтения в сфере межнациональных отношений и возможные риски для будущего коренных малочисленных народов Югры - ханты и манси. Делается вывод, что на современном этапе в сознании югорского сообщества коренных северных народов тесно сопрягаются ценности российской и этнической идентичности, местного югорского патриотизма. Происходит снижение уровня тревожности в плане исторической перспективы этнического существования этих народов. Подчеркивается необходимость развития ключевых сторон их образа жизни в рамках