Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТРАТЕГИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА'

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТРАТЕГИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРА / ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ / СТРАТЕГИИ КАРЬЕРНОГО РАЗВИТИЯ / МОДЕЛЬ ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябкова Людмила Анатольевна

Проведены исследования ценностных ориентаций и рабочего поведения жителей города Тюмени. Для получения ответов было проведено анкетирование, предлагающее респондентам оценить в том числе степень реализации их ценностей, частоту и результативность применяемых ими стратегий на рабочем месте. С помощью инструментов математического моделирования определены наиболее эффективные стратегии карьерного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF VALUES IN STRATEGIES FOR CAREER DEVELOPMENT

Researches are conducted on value orientations and working behavior of people, working in the regional capital - Tyumen. They allow defining an action plan with the purpose of improvement of a certain value or group of values. In order to obtain the answers a survey was conducted, offering respondents to evaluate the degree of realization of values, the frequency and effectiveness of strategies used in the workplace. Using mathematical methods, the most effective strategy for career development are determined.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТРАТЕГИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА»

14. Тощенко Ж. Т., Левичева В. Ф. Социальная и профессиональная идентичность гуманитарной интеллигенции // Интеллигентность и современность. - М.: РОССПЭН, 2001. - 320 с.

15. Хайруллина Н. Г., Юмачикова Ю. Р. Региональный университет в условиях модернизации образования.- Тюмень: ТюмГНГУ, 2004. - 52 с.

16. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа. - М.: Наука, 2005. - 525 с.

_Сведения об авторах

Косинцева Тамара Дмитриевна, доцент, Тюменский государственный медицинский университет, г. Тюмень, тел. 89323237261, e-mail: tamarakosinceva@mail.ru

Колтунова Арина Анатольевна, аспирант кафедры макретинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 89091804616, е-mail: koltunova_blin@yahoo.com

Kosintseva T. D., Associate Professor, Tyumen State Medical University, phone: 89323237261, e-mail: tama-rakosinceva@mail.ru

Koltunova A. A., Рostgraduate of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 89091804616, e-mail: koltunova_blin@yahoo.com_

УДК 316.47

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В СТРАТЕГИЯХ КАРЬЕРНОГО РОСТА

MODERNIZATION OF VALUES IN STRATEGIES FOR CAREER DEVELOPMENT

Л. А. Рябкова

L. A. Ryabkova

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; трудовая деятельность; карьера;

планирование карьеры; стратегии карьерного развития;

модель оптимального распределения ресурсов Key words: values; value orientations; working activity, career; career planning; strategies for career development; model of optimal allocation of resources

Проведены исследования ценностных ориентации и рабочего поведения жителей города Тюмени. Для получения ответов было проведено анкетирование, предлагающее респондентам оценить в том числе степень реализации их ценностей, частоту и результативность применяемых ими стратегий на рабочем месте. С помощью инструментов математического моделирования определены наиболее эффективные стратегии карьерного роста.

Researches are conducted on value orientations and working behavior of people, working in the regional capital — Tyumen. They allow defining an action plan with the purpose of improvement of a certain value or group of values. In order to obtain the answers a survey was conducted, offering respondents to evaluate the degree of realization of values, the frequency and effectiveness of strategies used in the workplace. Using mathematical methods, the most effective strategy for career development are determined.

Человек всегда хотел подчинить себе не только окружающий его мир, но и собственную природу. Развитие гуманитарных наук позволило человеку в определенной степени контролировать свою судьбу, управлять своими возможностями в достижении максимального успеха. Это касается и получения удовлетворения от своей профессиональной деятельности. Проблема активности личности в профессиональной и карьерной деятельности актуализирует определение понятия «карьерная стратегия».

Исследования социологов [1, 2, 4] позволяют обобщить под понятием карьерной стратегией динамическую, регулируемую систему представления личности о способе

профессиональной реализации, ориентирующую и направляющую поведение в течение трудовой деятельности в соответствии с ценностями, возможностями.

Социологи предлагают большое количество вариантов типологизации карьерных стратегий, но, несмотря на это, стратегия — это всегда результат социального опыта людей, существующих в едином социокультурном пространстве [3]. Поэтому, выбирая в трудовой деятельности порядок действий, следует учитывать основные объекты социализации личности, которыми являются семья, друзья, образовательные и прочие институты и которые создают ориентиры в пространстве, помогают в постановке цели, направления развития, в том числе и профессионального.

Для установления взаимосвязей стратегий карьерного роста и ценностного аппарата, определяющего цели их осуществления, среди работающих жителей города Тюмени в июле 2013 — декабре 2014 гг. было проведено исследование, которое показывает, что наиболее часто используемыми стратегиями являются:

1) выполнение особых поручений руководства;

2) приложение максимума труда с целью достижения наибольшего дохода;

3) приложение минимума труда для сохранения гарантированного дохода;

4) внедрение нестандартных решений проблемы, инноваций, новых традиций;

5) соблюдение этикета;

6) спонтанное, непреднамеренное, незапланированное поведение;

7) конфликтное поведение;

8) повышение квалификации, прохождение обучающих курсов, семинаров.

Моделируя задачу оптимального использования ресурсов аппаратом динамического программирования, возможно определить, сколько раз использовать конкретную стратегию, чтобы максимально модернизировать систему ценностных ориентаций. В данном случае ресурсом выступает потенциал к использованию стратегии в количественном выражении, потребителями ресурсов — ценности, которые модернизируются от применения стратегий «-раз. Результатом становится количественное описание изменения ценностного аппарата условной величиной г.

Таким образом, для эффективности в 22,66 условных единиц выполнять стратегию № 1 — особые поручения руководства — следует 1-10 раз. При этом человек начнет больше ценить материальные блага и реализацию профессиональных способностей. Для усовершенствования ценностей активности и труда, свободы, стабильности, удобства и комфорта необходимо дополнительно действия этой стратегии повторить 11-20 раз. То есть выполнение особых поручений руководства стимулирует человека к большей активности на работе, помогает ему реализовать себя как профессионала и получить этим ощущение свободы и постоянства, уверенности в будущем. Этому способствуют и возможные материальные вознаграждения, позволяющие по-новому оценить понятия удобства и комфорта.

Приложение максимума труда с целью достижения наибольшего дохода (стратегия № 2) изменяет положительно ценности личностного развития и материальных благ, если человек выполняет эту стратегию до 20 раз. Больший эффект принесет дополнительный повтор этой стратегии от 21 до 40 раз. В этом случае развитие получат ценности карьерного статуса, свободы, веры и уважения окружающих. Результат этих действий оценен в 25,35 условных единиц.

На первом этапе приложения максимальных усилий с целью получения наибольшего дохода для человека согласно цели растет значимость материальных благ, своего положения в обществе как личности. После того как человек все более и более применяет эту стратегию, его интересует свое положение на карьерной лестнице, в глазах окружающих. В постоянном стремлении за материальным благополучием человек становится зависимым от работы. Именно тогда в системе ценностных ориентаций может проявить-

ся значимость Бога и свободы. Стратегия № 2 вызывает переоценку религиозных ценностей.

Стратегия № 3 — приложение на работе минимума труда в целях сохранения гарантированного дохода — на первый взгляд не может внести положительные изменения в структуру ценностей личности. Однако исследование показывает, что даже самые небольшие, но вместе с тем весьма частые и правильно выполняемые действия могут повлиять на систему ценностных ориентаций.

Возможно иначе трактовать природу трансформации ценностей после применения этой стратегии. Человек с небрежным отношением к работе может в любое время столкнуться с жестким решением руководства либо в виде материального наказания, либо в виде изменения обязанностей. Тогда ценности человека и отвечают на образовавшуюся ситуацию. В таком случае задача стоит в определении схемы действий для минимизации повреждения системы ценностных ориентаций и исключения вероятности возникновения конфликта ценностей.

Модель оптимального распределения ресурсов предлагает для максимальной результативности в 12 условных единиц применять в работе минимум усилий с целью сохранения гарантированного дохода до 10 раз. В таком случае развитие получает ценность здоровья. Развитие ценностей стабильности и материальных благ требует повторения подобных действий от 11 до 20 раз. Чтобы человек стал больше ценить личностное развитие либо активность и труд, стратегия должна быть воспроизведена вновь от 41 до 50 раз.

Следовательно, работа в спокойном режиме дает человеку возможность оценить важность здоровья в жизни. Однако продолжительность такой тактики вскрывает в человеке, например лишением премий, стремление к преумножению дохода. Вероятность увольнения заставляет оценить значимость стабильности рабочего места и воплощения других традиционных ценностей. Ответные на затянутое по времени следование стратегии № 3 действия руководителей убеждают личность в необходимости активных действий на рабочем месте. При лояльном руководстве изменение ценностного аппарата человека объясняется действиями процессов в области индивидуального сознания, которые человеку позволяют с течением времени социальные ценности модернизовать в индивидуальные.

К внедрению нестандартных решений проблем, инноваций, новых традиций (стратегия № 4) предлагается прибегнуть 60 раз: до 20 раз — с целью модернизации ценностей реализации профессиональных способностей, порядочности и честности, от 21 до 40 раз — с целью роста значимости гармонии и усовершенствования тройки ценностей, набор которых альтернативен (табл. 1).

Таблица 1

Развитие ценностей во время применения стратегии № 4

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4

Карьерный статус Карьерный статус Карьерный статус Личностное развитие

Личностное развитие Личностное развитие Активность, труд Активность, труд

Активность, труд Стабильность Стабильность Стабильность

Все варианты предлагают развитие системы ценностных ориентаций в 25,22 условных единиц. Предложение вариантов решения проблем на производстве как одна из самых ответственных стратегий развивает в человеке традиционную ценность порядочности и как одна из наиболее обнадеживающих стратегий позволяет исполнителю осознать

важность собственной профессии, специальности, почувствовать удовлетворение. При частом использовании стратегия № 4 уже своим результатом дает человеку оценить преимущества карьерного статуса, стабильности, значимость уровня личностного развития и демонстрирует, что это возможно только при активной деятельности.

Соблюдение этикета (стратегия № 5) — единственный набор действий, выполнение которых совершенствует ценности личности во многих направлениях. Порядочность и честность, карьерный статус, личностное развитие, семья, свобода, стабильность, удобство и комфорт, уважение окружающих, реализация профессиональных способностей, гармония — ценности, которые развиваются, если человек придерживается стратегии № 5 от 1 до 10 раз. Суммарная эффективность оценена моделью в 25,62 условных единиц. То есть вежливость в обращении с людьми служит фундаментом для формирования и утверждения разносторонней личности не с одной целью в жизни, но с обширной системой предпочтений и убеждений.

Если человеку свойственно спонтанное поведение, непреднамеренные и незапланированные поступки, то это тоже, хотя и в наименьшей степени (результативность = 11,73 условных единиц), способствует модернизации ценностей. Так как действия стратегии № 6 стремительны, порывисты и не требуют долгого обдумывания, то и результаты, соответственно, проявляются быстро, — достаточно 10-12 поступков, чтобы человек пересмотрел приоритеты в жизни. Модель предлагает 4 варианта подобного изменения (табл. 2).

Таблица 2

Развитие ценностей во время применения стратегии № 4

Развивающ аяся Число применения Развивающаяся Число применения

ценность стратегии ценность стратегий

Гармония 3-4 Гармония 3-4

Порядочность, честность 3-4 Порядочность, честность 3-4

Патриотичность 5-6 Патриотичность 5-6

Вера, религия 5-6 Семья 5-6

Вариант 1 Вариант 2

Развивающ аяся Число применения Развивающаяся Число применения

ценность стратегий ценность стратегий

Гармония 3-4 Гармония 3-4

Порядочность, честность 3-4 Порядочность, 3-4

Патриотичность 5-6 Патриотичность 5-6

Друзья 5-6 Вера, религия 1-2

Реализация проф. 3-4

способностей

Вариант 3 Вариант 4

Человек поступает незапланировано, спонтанно, когда сердце опережает ум, поэтому большинство ценностей, которые модернизируются в результате действия стратегии № 7, являются внутренними. На рабочем месте в целях повышения качества работы все решения должны быть приняты сознательно. Это человек понимает уже после 3-4 необдуманных действий, испытывая потребность уравновесить сознательное и чувствен-

ное — возрастает значимость гармонии. После трех случаев неосторожного поведения, которое вредит окружающим, человек начинает действовать рассудительно, учитывая не только собственные желания (порядочность, патриотичность, вера, семья, друзья становятся приоритетнее).

После конфликтного поведения (стратегия № 7) человек больше начинает ценить карьерный статус, здоровье, семью, стабильность, удобство и комфорт. Эффективность стратегии равна 22 условным единицам. Для этого необходимо использовать данную стратегию от 11 до 20 раз. Такой набор ценностей позволяет сделать вывод о том, что разногласия на работе, их возможные последствия (увольнение, понижение) постепенно приводят к проблемам в семье, отрицательно влияют на здоровье, лишают ощущения постоянства, в том числе и постоянства пребывания на рабочем месте, ухудшают условия, определяющие комфорт. Поэтому многократное использование стратегии № 7 заставляет ценить вышеуказанное больше.

Наиболее обдуманным и запланированным шагом в карьере является обучение (стратегия № 8). Повышение квалификации напрямую связано с достижительными ценностями, имеет развивающий и стимулирующий эффект. Поэтому учебу достаточно пройти 4-8 раз, чтобы модернизировались ценности реализации профессиональных способностей, личностного развития, активности и труда, материальных благ. Но для изменения традиционных ценностей, основы ценностного аппарата (отношение к семье, друзьям, здоровью, удобство, комфорт и гармония) необходимо дополнительно повысить уровень образования до 12 раз. Модель для достижения эффективности в 18,55 условных единиц предлагает 9 наборов развивающихся ценностей с их распределением по количеству циклов обучения (табл. 3-4).

Таблица 3

Развитие ценностей во время применения стратегии № 8. Варианты 1-4

Развивают аяся ценность Число применения стратегий Развивающ аяся ценность Число применения стратегий

Личностное развитие 1-2 Личностное развитие 1-2

Реализация проф. способностей 1-2 Реализация проф. способностей 1-2

Материальные блага 1-2 Материальные блага 1-2

Активность, труд 1-2 Активность, труд 1-2

Семья 5-6 Удобство, комфорт 5-6

Здоровье 5-6 Друзья 5-6

Вариант 1 Вариант 2

Развивающ аяся ценность Число применения стратегий Развивающ аяся ценность Число применения стратегий

Личностное развитие 1-2 Личностное развитие 1-2

Реализация проф. способностей 1-2 Реализация проф. способностей 1-2

Материальные блага 1-2 Материальные блага 1-2

Активность, труд 1-2 Активность, труд 1-2

Друзья 5-6 Гармония 5-6

Здоровье 5-6 Здоровье 5-6

Вариант 3 Вариант 4

Таблица 4

Развитие ценностей во время применения стратегии № 8. Варианты 5-9

Развивающ аяся ценность Число применения стратегий Развивающ аяся ценность Число применения стратегий

Личностное развитие 1-2 Личностное развитие 1-2

Реализация проф. способностей 1-2 Реализация проф. способностей 1-2

Материальные блага 1-2 Материальные блага 1-2

Активность, труд 1-2 Активность, труд 1-2

Друзья 5-6 Гармония 5-6

Семья 5-6 Семья 5-6

Вариант 5 Вариант 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развивающ аяся ценность Число применения стратегий Развивающ аяся ценность Число применения стратегий

Личностное развитие 1-2 Личностное развитие 1-2

Реализация проф. способностей 1-2 Реализация проф. способностей 1-2

Материальные блага 1-2 Материальные блага 1-2

Активность, труд 1-2 Активность, труд 1-2

Удобство, комфорт 5-6 Гармония 5-6

Здоровье 5-6 Друзья 5-6

Вариант 7 Вариант 8

Развивающ аяся ценность Число применения стратегий

Личностное развитие 1-2

Реализация проф. способностей 1-2

Материальные блага 1-2

Активность, труд 1-2

Удобство, комфорт 5-6

Семья 5-6

Вариант 9

Сравнение условной эффективности стратегий (табл. 5) выделяет лидирующими по эффективности соблюдение этикета; максимальное приложение усилий с целями получения наибольшего дохода; внедрение нестандартных вариантов решения проблем, инноваций, новых традиций.

Таблица 5

Рейтинг стратегии по эффективности

Порядковый номер эффективности Стратегии Условная эффективность

1 Соблюдение этикета 25,62

2 Приложение максимума труда с целью достижения наибольшего дохода 25,35

3 Внедрение нестандартных решений проблемы, инноваций, новых традиций 25,22

4 Выполнение особых поручений руководства 22,66

5 Конфликтное поведение 22

Продолжение табл. 5

Порядковый номер эффективности Стратегии Условная эффективность

6 Повышение квалификации, прохождение обучающих курсов, семинаров 18,55

7 Приложение минимума труда для сохранения гарантированного дохода 12

8 Спонтанное, непреднамеренное, незапланированное поведение 11,73

Используя это на производстве, заблаговременно ставя целью модернизацию указанных выше стратегий, можно улучшить личные показатели эффективности, добиться либо продолжения процесса развития системы ценностей, либо сохранения достигнутых показателей не только в краткосрочном периоде.

Список литературы_

1. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 638 с.

2. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2014. - 513 с.

3. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. -1995. - № 12.

4. Гибсон Д. Л., Иванцевич Д., Донелли Д. Х. Организации: поведение, структура, процессы. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 660 с.

_Сведения об авторе

Рябкова Людмила Анатольевна, аспирант кафедры математических методов в экономике, Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru

Ryabkova L. A., Post-graduate at the Department of Mathematical Methods in Economics, Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)449856, e-mail: Luidmila-mme@yandex.ru_

УДК 316

ОЦЕНКА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СОЗНАНИИ МОЛОДЕЖИ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

EVALUATION OF THE IMAGE OF THE FUTURE IN THE MIND OF YOUNG

PEOPLE IN THE TYUMEN REGION

О. Л. Сотков

O. L. Sotkov

Ключевые слова: образ будущего молодежи; социологические исследования оценки образа

будущего молодежи; оценка образа будущего молодежи Key words: the image of the future of young people; sociological researches on evaluation of the image of the future of young people; evaluation of the image of the future

В статье рассматриваются значимость влияния различных факторов на формирование образа будущего молодежи, оценка благоприятности их образа будущего. На основании первичных данных проведен краткий анализ оценки окраса образа будущего, факторов, влияющих на формирование образа будущего, которые складывается в сознании у молодежи Тюменской области.

The article discusses the importance of the influence of various factors on the formation of the image of the future of young people, evaluation of favorability of their image of the future. On the basis

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.