ISSN 1998-4812
1301
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 748
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
© А. Ю. Никифоров*, Е. В. Семенова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 276 69 57.
*Email: [email protected]
Статья посвящена ценностным ориентациям студенческой молодежи. Студенчество является наиболее образованной частью молодежи, которая уверена в себе, целеустремле-на, мобильна, ей свойственно чувство новизны. С другой стороны, студенчество - это часть общества, болезненно реагирующая на негативные последствия, перемены, происходящие в нашем обществе. Исследование проблем ценностных ориентаций продиктовано практическими потребностями, поскольку негативные проявления оказывают непосредственное влияние на ролевую структуру современного российского общества. Актуальной в современной науке остается проблема изучения ценностных ориентаций, являющихся регуляторами социальной жизни, которые регламентируют деятельность личности, детерминируют поведение людей.
Исследование ценностных ориентаций, формирующих духовную жизнь студентов, и выявление предпочтений в период обучения в учебном заведении очень важно для создания портрета будущего российского общества. С целью анализа ценностных ориентаций студентов, формирующих духовную жизнь студентов в период обучения, был проведен опрос, в котором приняли участие студенты 1-4 курсов Башкирского государственного университета, всего в опросе было задействовано 100 человек. В результате проведенного исследования нами был составлен социальный портрет представителя современной студенческой молодежи.
Свое будущее современные студенты связывают с проживанием в России. Наиболее актуальными проблемами для современной студенческой молодежи являются материальные и личные проблемы. Здоровый образ жизни является важной сферой жизни современного студента, что проявляется в негативном отношении к зависимостям, вредным привычкам, которые считаются не только сугубо личным делом.
Для современной молодежи характерна ориентация на ближайшее социальное окружение: семью как источник материального благополучия и друзей как активных агентов формирования и реализации собственных ценностных предпочтений. Студентов отличает индивидуализм, ориентация на прагматический идеал самодостаточной, успешной личности, способной самостоятельно добиться материального благополучия и социального статуса.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, современная молодежь, студенчество, социальный портрет студента.
Современная молодежь в возрасте от 18 до человека (Радугин) [12]. Для российского общества
23 лет - это дети, рожденные в эпоху радикальных под ценностями принято понимать, прежде всего,
социально-политических и экономических пере- нравственные и моральные устои, материальные и
мен. Период их воспитания родителями совпал с духовные блага. Изучая труды ученых, можно сде-
жесткой необходимостью выработки новой жиз- лать вывод, что «ценность» - это желательное,
ненной стратегии для адаптации в динамично ме- предпочтительное для личности состояние соци-
няющейся реальности. В большинстве современ- альных связей, принципов социальных отношений,
ных семей основные силы и время родителей за- критериев оценки реальных явлений; ценности оп-
трачиваются на формирование бюджета семьи, а не ределяют смысл, целенаправленную деятельность и
на духовное формирование и развитие детей [6]. тем самым регулируют социальные взаимодействия. Это новое поколение детей, выросших на компью- Актуальной в современной науке остается
терных играх и 3Б реальностях. Как такое детство проблема изучения ценностных ориентаций, яв-
сказывается на мировоззрении современной моло- ляющихся регуляторами социальной жизни, кото-
дежи? Какие ценности у современного студента? рые регламентируют деятельность личности, де-
Ценностями являются общепринятые убежде- терминируют поведение людей. Ученые анализиру-
ния относительно целей, к которым человек должен ют теоретические аспекты формирования ценностных
стремиться (Смелзер) [13]. Ценность можно опре- ориентаций и их влияние на поведение человека и
делить как личностно окрашенное отношение к общества, были проведены эмпирические исследова-
миру, возникающее не только на основе знания и ния ценностей различных категорий населения
информации, но и собственного жизненного опыта (О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов) [4, с. 15]. Анализ
динамики ценностных ориентаций в период трансформации общества проводился под руководством Н. И. Лапина [10]. Анализ результатов исследования содержания ценностных ориентаций в России представлен в работах А. В. Андреенковой, Л. Г. Ионина, Ю. А. Левады, В. А. Ядова [16], В. С. Магуна и др. (Биченко) [2] Ценностные ориентации - это одобрение или отрицание тех или иных ценностей. Они обеспечивают личность определенным типом поведения в обществе, являются стратегической жизненной целью и общим мировоззренческим ориентиром.
По мнению А. Г Здравомыслова и М. Вебера, ценностные ориентации - это сложное психологическое явление, они характеризуют мировоззрение личности [3; 5].
Социально-ценностные ориентиры характеризуются субъективным преломлением социальных жизненных ценностей в индивидуальном сознании людей в данном обществе (Тощенко) [14]. Действительно, учет многообразия интересов и потребностей, знание духовной культуры, целей, ценностей, программ действия - важные предпосылки определения ценностных ориентиров человека (Бакшта-новский) [1]. Социально-ценностные ориентиры -это предметное и конкретное выражение социального настроения. Социальное настроение субъекта изменяется вместе со значимыми для него социальными ценностями. Ценностные установки кардинально меняются, когда человек начинает ориентироваться в сущности «вещных» и духовных форм богатства. Социально-ценностные ориентации, сформированные рынком потребления, повышают социальный статус личности, но не всегда улучшают социальное настроение личности.
Исследование ценностных ориентаций, формирующих духовную жизнь студентов, и выявление предпочтений в период обучения в учебном заведении является очень важным для создания портрета будущего российского общества.
Наиболее динамичной социальной группой в плане ценностных ориентаций является студенческая молодежь (Косинцева) [8]. Особенность группы «студенческая молодежь» заключается в ее подверженности любым общественным изменениям, поскольку для нее свойственна ориентация на новое, отказ от старых традиций и форм жизнедеятельности. Студенческая молодежь во все времена являлась наиболее политически активной частью населения, ядром бунтарского духа, инноваций, изменений. Таким образом, по мнению О. И. Карпухина, студенчество оказывается наиболее чувствительной частью общества к различным изменениям, происходящим в этом обществе [7]. Будучи основным стратегическим ресурсом общества, поскольку за ней будущее страны и общества, именно она будет определять облик, мировоззрение, ценности последующих поколений. Поэтому очень важно содержание тех ценностей, которые формируются в среде студенческой молодежи. В современном об-
ществе механизм формирования ценностных ори-ентаций студентов постоянно подвергается изменениям, так как прежние правила поведения меняются, новые находятся на этапе формирования, происходит столкновение старых и новых изменений. В. Т. Лисовский дает следующее определение молодежи: поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции [11].
Исследование проблем ценностных ориента-ций продиктовано практическими потребностями, поскольку негативные проявления оказывают непосредственное влияние на ролевую структуру современного российского общества. Актуальной в современной науке остается проблема изучения ценностных ориентаций, являющихся регуляторами социальной жизни, которые регламентируют деятельность личности, детерминируют поведение людей.
С целью анализа ценностных ориентаций студентов в период обучения был проведен опрос, в котором приняли участие студенты Башкирского государственного университета. В ходе исследования методом анкетирования были опрошены студенты 1-4 курсов, всего в исследовании было задействовано 100 человек.
Основные задачи исследования:
- содержательный анализ ценностных ориен-таций;
- выделение актуальных проблем современной студенческой молодежи;
- составление социального портрета студента.
Исследование проводилось в отношении следующих ценностных установок:
- желание уехать за границу после окончания
вуза;
- отношение к религии;
- актуальные проблемы;
- поведение в непредвиденной ситуации;
- отношение к вредным привычкам;
- оценка собственного здоровья;
- ценности семьи;
- ценность получения высшего образования, удовлетворенность выбранной специальностью [9].
Анализ жизненных целей студентов Башгосу-ниверситета показал, что рассматривают возможность уехать за границу в 2018 г. 21% студентов. Среди основных причин желания уехать за границу студенты отметили высокий уровень жизни за рубежом, возможность увидеть мир, повысить квалификацию за рубежом.
В отношении религии: на вопрос «верите ли вы в бога» 33% респондентов ответили положительно. При попытке конкретизировать, что для них означает вера в Бога, посещают ли они церковь или мечеть, соблюдают ли религиозные обряды, 91% опрошенных поясняли, что для них это больше формальность.
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2018. Т. 23. №4
1303
По отношению к здоровому образу жизни: 69% студентов относятся отрицательно к употреблению наркотиков и алкоголя, остальные 31% ответили, что это личный выбор человека.
Состоянием своего здоровья удовлетворены 99% опрошенных.
Отношение к браку в период обучения у современных студентов резко отрицательное, 83% не планируют создать семью до окончания вуза.
На вопрос «Считаете ли вы получение высшего образования необходимым условием для благополучной жизни» 71% ответили положительно.
- 67% довольны выбранной специальностью;
- 33% не планируют работать по полученной специальности.
Анализ наиболее актуальных проблем современного студенчества позволил получить следующие данные:
- студентов в 2018 г. беспокоили: нестабильность 30%, материальные проблемы - 33%, личные проблемы - 33% , преступность - 14%.
Анализ особенностей поведения в непредвиденной ситуации показал, что:
- будут надеяться на помощь и поддержку близких и друзей - 18%;
- будут надеяться на собственные силы - 81%;
- будут надеяться на помощь государства - 1%.
В результате проведенного исследования нами
был составлен социальный портрет представителя современной студенческой молодежи.
Свое будущее большинство студентов связывают с проживанием в России. Наиболее актуальными проблемами для современной студенческой молодежи являются материальные и личные проблемы. Здоровый образ жизни является важной сферой жизни современного студента, что проявляется в негативном отношении к зависимостям, вредным привычкам, которые считаются не только сугубо личным делом. Современная молодежь прагматично относиться к семейным ценностям. В отличие от их родителей, их цели не ограничиваются замужеством/ женитьбой и рождением детей. На наш взгляд, это в первую очередь говорит об ответственном и разумном подходе к семейным отношениям у современных студентов. Ведь для создания прочной семьи человек должен быть подготовленным не только духовно, но и материально. Высокий процент верящих в Бога, разумеется, не означает глубокую религиозность современных студентов, а в большей мере является формальностью. Опрос показал неплохой уровень профессионального самоопределения студентов. Современные студенты стремятся выбирать ту профессию, которая будет интересной, в которой можно будет развиваться. Немаловажное значение имеет материальная сторона профессиональной деятельности - современные студенты практичны в выборе своего будущего. Современного студента отличает ориентация на прагматический идеал самодоста-
точной, успешной личности, способной самостоятельно добиться материального благополучия и социального статуса.
Студенчество во все времена было наиболее образованной, интеллектуальной, динамичной частью молодежи. Ей всегда были свойственны такие качества, как уверенность в себе, целеустремленность, чувство новизны. Но в то же время студенческая молодежь оказывается наиболее уязвимой и социально незащищенной частью общества. Отсутствие жизненного опыта делает их легкой добычей для криминальных структур, способствует неадекватной реакции на переживаемые трудности. В этих условиях увеличивается роль вузов, выполняющих функцию социально-экономического и нравственного характера. Возрастает роль организации досуговой деятельности студентов, направленной на развитие и саморазвитие личности, внося вклад в создание социально-культурных ценностей. В Башкирском государственном университете созданы все условия для получения качественного высшего образования. У студентов есть возможность развиваться в научном направлении, в университете действуют студенческие научные кружки, проводятся студенческие научные конференции, конкурсы, олимпиады, работают творческие коллективы и объединения самой разной направленности. У спортивно ориентированных студентов есть возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня. Ежегодно проводятся десятки интересных мероприятий, в которых принимают участие студенты. Отличной мотивацией служит выплата повышенной государственной академической стипендии усердным студентам бюджетной формы обучения, не имеющим оценки «удовлетворительно» и академической задолженности, активно участвующим в научной, общественной и спортивной жизни университета. Приобщение к духовным ценностям заложены в осуществлении преемственности различных культур, реализации нравственно -эстетических норм культуры в разнообразных видах деятельности, формах общения и поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакштановский В. И. Социология морали // Социологические исследования. 2003. №5.
2. Биченко И. Г. Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии // автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009, 21 с.
3. Вебер М. Смысл свободы от оценки в социологической и экономической науке // Избранные произведения. М.: Аспект-пресс, 1990. 500 с.
4. Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967. 351 с.
5. Здравосмыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1994. 320 с.
6. Ильясов Т. З. Семья как первичный социальный институт. Ее воспитательная функция // Вестник Башкирского университета. 2017. Т. 22. №3. 912 с.
7. Карпухин О. И. Молодежь России: особенности социализации самоопределения // Социологические исследования. 1995. №1.
8. Косинцева Т. Д. Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в досуговой деятельности // автореф. дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2005. 20 с.
9. Kosintseva T. D., Khairullina N. G., Gluhih I. N., Pryakhina E. N., Nikiforov A. Y., Bogdanova J. Z. The life of young Russia: Value orientations and life paths // Especial. Vol. 38. №56. Ano. 2017. С. 25.
10. Лапин Н. И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. №»1. С. 28-36.
11. Лисовский В. Т. Социология молодежи. СПб.: изд-во СПб ун-та, 1996. 458 с.
12. Радугин Н. А. Культурология. М.: Инфра-М., 2001. 450 с.
13. Смелзер Н. Социология. М.: Прогресс, 1994. 320 с.
14. Тощенко Ж. Т., Левичева В. Ф. Социальная и профессиональная идентичность гуманитарной интеллигенции // Интеллигентность и современность. М.: РОССПЭН, 2001. 320 с.
15. Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.
16. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа. М.: Наука, 2005. 525 с.
Поступила в редакцию 15.03.2018 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2018. T. 23. №4
1305
LIFE VALUES OF MODERN STUDENTS © A. Yu. Nikiforov*, E. V. Semenova
Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 276 69 57. *Email: [email protected]
The article is devoted to life values of students. Students are the most educated and intellectual part of young people. They are confident, purposeful, mobile, and have a sense of novelty. On the other hand, students are a sensitive part of society; they react painfully on negative changes taking place in our society. The study of the problems of value orientations is dictated by practical needs, since negative manifestations have a direct impact on the role structure of modern Russian society. As value orientations are the regulators of social life, they regulate the activities of the individual and determine the behavior of people, the problem of studying these orientations remains relevant in modern science. The study of value orientations that shape the spiritual life of students and the identification of their preferences during the period of study in an educational institution is very important for creating a portrait of the future of Russian society. To analyze value orientations of the students, the authors of the study used a questionnaire. One hundred students (from freshmen to seniors) of the Bashkir State University took part in the survey. As a result of the conducted study, the compiled a social portrait of a representative of modern student youth. Modern students associate their future with residence in Russia. The most actual problems for modern student youth are material and personal problems. A healthy lifestyle is an important sphere of life of a modern student, which manifests itself in a negative attitude to addictions and harmful habits, which are considered not only as a personal matter. One of the notable characteristics of modern youth is their orientation on their close social environment: the family as a source of material well-being and friends as active agents of formation and implementation of their own value preferences. Students are distinguished by individualism, orientation to the pragmatic ideal of self-sufficient successful personality able to achieve material well-being and social status independently.
Keywords: values, value orientations, modern youth, students, social portrait of student.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Bakshtanovskii V. I. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2003. No. 5.
2. Bichenko I. G. avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Moscow, 2009.
3. Weber M. Izbrannye proizvedeniya. Moscow: Aspekt-press, 1990.
4. Drobnitskii O. G. Mir ozhivshikh predmetov. Problema tsennosti i marksistkaya filosofiya [The world of alive objects. Marxist philosophy and the problem of value]. Moscow, 1967.
5. Zdravosmyslov A. G. Sotsiologiya konflikta [Sociology of conflict]. Moscow: Aspekt- press, 1994.
6. Il'yasov T. Z. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2017. Vol. 22. No. 3.
7. Karpukhin O. I. Sotsiologicheskie issledovaniya. 1995. No. 1.
8. Kosintseva T. D. avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Tyumen, 2005.
9. Kosintseva T. D., Khairullina N. G., Gluhih I. N., Pryakhina E. N., Nikiforov A. Y., Bogdanova J. Z. Especial. Vol. 38. No. 56. Ano. 2017. Pp. 25.
10. Lapin N. I. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2010. No. 1. Pp. 28-36.
11. Lisovskii V. T. Sotsiologiya molodezhi [Sociology of youth]. Saint Petersburg: izd-vo SPb un-ta, 1996.
12. Radugin N. A. Kul'turologiya [Culturology]. Moscow: Infra-M., 2001.
13. Smelser N. Sotsiologiya. Moscow: Progress, 1994.
14. Toshchenko Zh. T., Levicheva V. F. Intelligentnost' i sovremennost'. Moscow: ROSSPEN, 2001.
15. Tugarinov V. P. O tsennostyakh zhizni i kul'tury [On the values of life and culture]. Leningrad, 1960.
16. Yadov V. A. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma [Sociological study: methodology, program]. Moscow: Nauka, 2005.
Received 15.03.2018.