Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ЗАЛОГ ДУХОВНОГО КЛИМАТА ОБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ЗАЛОГ ДУХОВНОГО КЛИМАТА ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ДУХОВНЫЙ КЛИМАТ ОБЩЕСТВА / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Демерле Екатерина Борисовна, Белоножко Лидия Николаевна

Рассматриваются особенности формирования читательских потребностей современной молодежи, живущей в век информационных технологий и имеющей доступ к большим объемам информации, для анализа и структурирования которой необходимо иметь интеллектуальную базу, сформировать которую возможно только посредством чтения, в том числе произведений классической литературы. Теоретические постулаты подкреплены результатами эмпирического социологического исследования, которое было проведено методом анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CONTEMPORARY YOUTH READERS’ NEEDS AS A PLEDGE OF THE SOCIETY’S SPIRITUAL CLIMATE

The article considers the peculiarities of readers' needs of the contemporary youth, living in the age of information technology and having an access to large volumes of information, for the analysis of structuralizing of which one needs to have an intellectual base, that can be formed only through reading, including works of classical literature. The theoretical postulates are supported by the results of the empirical sociological research conducted using a questionnaire method.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ЗАЛОГ ДУХОВНОГО КЛИМАТА ОБЩЕСТВА»

УДК 316.7

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ЗАЛОГ ДУХОВНОГО КЛИМАТА ОБЩЕСТВА FORMATION OF THE CONTEMPORARY YOUTH READERS' NEEDS AS A PLEDGE OF THE SOCIETY'S SPIRITUAL CLIMATE

Е. Б. Демерле, Л. Н. Белоножко

E. B. Demerle, L. N. Belonozhko

Ключевые слова: читательские потребности; духовный климат общества; мировоззренческие тенденции; ценностные ориентации; социальный интеллект; интеллектуальное развитие; социальная

структура общества; письменная культура Key words: readers' needs; spiritual climate of the society; reading; ideological trends; social intelligence; cognitive

development; social structure; written culture

Рассматриваются особенности формирования читательских потребностей современной молодежи, живущей в век информационных технологий и имеющей доступ к большим объемам информации, для анализа и структурирования которой необходимо иметь интеллектуальную базу, сформировать которую возможно только посредством чтения, в том числе произведений классической литературы. Теоретические постулаты подкреплены результатами эмпирического социологического исследования, которое было проведено методом анкетирования.

The article considers the peculiarities of readers' needs of the contemporary youth, living in the age of information technology and having an access to large volumes of information, for the analysis of structuralizing of which one needs to have an intellectual base, that can be formed only through reading, including works of classical literature. The theoretical postulates are supported by the results of the empirical sociological research conducted using a questionnaire method.

Россия во все времена была одной из наиболее читающих стран мира, которая подарила мировой литературе многих великих поэтов и прозаиков, на чьих произведениях воспитано не одно поколение. По последним данным социологических исследований видно, что в последнее время население нашей страны стало намного меньше читать книги, что является тревожным сигналом. Обилие разнообразной информации, иногда сомнительного происхождения, повышенная значимость времени, трансформация образовательной системы, а также интенсивное развитие медиакультуры — это и многое другое в совокупности приводит к изменению потребностей и мотивов чтения, что сказывается на выборе литературы и видов читательских ресурсов.

Чтение — основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Оно отражает многогранную жизнь и направление интересов общества и является важнейшим способом освоения социально-значимой информации — профессионального и обыденного знания, культурных ценностей, сведений об исторических событиях и событиях современности. Чтение является самым мощным механизмом поддержки и приумножения богатства родного языка.

По мнению Кузьмина Е. И., Орловой Э. А., «если под «чтением» понимать чтение не только художественной, но и научной, научно-популярной, производственной, политической, экономической и другой социально значимой литературы, то поддержка и развитие чтения могут помочь в ... улучшении уровня жизни всего населения» [2]. Это обусловлено тем, что сформированная потребность в получении знания через книгу способствует выработке потребности данные знания прикладывать через свою трудовую деятельность, повышая личный и общественный уровень благосостояния.

Помимо того, книжная, журнальная и газетная продукция (в традиционном и электронном виде) используется «не только в качестве средства образования, приобретения профессиональных знаний, освоения социального опыта, источника эмоций, но и в качестве знака, символа, позволяющего улучшить собственный имидж, повысить социальный статус, примкнуть к определенной социальной общности» [1].

Анализ читательских потребностей россиян позволяет сделать вывод о том, что с течением времени процесс пополнения своего интеллектуального багажа через чтение меняет характер: становится более инструментальным, функциональным и прагматичным. Данное обстоятельство формирует следующие тенденции: во-первых, процесс чтения используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, во-вторых, чтение приобретает все более поверхностный характер, становится средством приятного времяпровождения, в то время как мировоззренческая функция чтения уходит на второй план. В то же время меняется отношение к книге как к источнику мудрости и знаний, накопленных поколениями предков, как к основному ресурсу, формирующему мировоззренческие основы и ценностно-ориентационную базу подрастающего поколения.

Распространение электронных книг и приложений для смартфонов закономерно приводит к уменьшению покупки книг на бумажных носителях. В то же время, с развитием Интернета большой популярностью начали пользоваться новостные ленты, блоги, которые, в свою очередь, формируют ощущение быстротечности, легкодоступности, а значит, и невысокой достоверности информации. Изменение мировоззренческой основы общества на фоне его вступления в информационный этап развития сказалось проявлением тенденции к преобладанию в качестве читательских предпочтений россиян справочных, утилитарных изданий (пособий по домоводству, садоводству, воспитанию детей и т. д.), а также словарей, энциклопедий и изменением характера чтения, который стал более инструментальным и прагматичным, а значит, и менее отягощенным мировоззренческой смысловой нагрузкой.

В свою очередь, данные мировоззренческие тенденции наиболее остро отражаются на подрастающем поколении, так как лишают его возможности иметь полную картину мира, разграничивать понятия добра и зла, добродетели и справедливости. И только потребность в чтении может сформировать образ мыслей молодых людей, способствующий развитию аналитического стиля мышления и познания социальной реальности. Читая произведения классической литературы, молодой человек не только пополняет свой интеллектуальный багаж новой информацией и пытается ее классифицировать и анализировать, но и приобретает социальный интеллект, который выражается в способности распознавать чувства и мысли других людей, мотивов их поведения. Таким образом, для того чтобы сформировать и сохранить интеллектуальный потенциал данного общества необходимо развивать потребности детей, подростков и молодых людей в чтении.

В процессе исследования читательских потребностей современной молодежи, было проведено пилотажное социологическое исследование, в котором приняли участие студенты первых и вторых курсов гуманитарного направления Тюменского государственного нефтегазового университета. Исследование проводилось методом анкетирования с целью выявления потребностей студенческой молодежи в чтении современной и зарубежной литературы, определения места чтения в иерархии досуговых предпочтений студенческой молодежи.

В результате данного исследования можно сделать следующие выводы: отвечая на вопрос об источниках информации, которым молодые люди отдают наибольшее предпочтение, 55 % респондентов ответили, что это Интернет, 24 % выделили телевидение, и лишь 17 % отметили печатные издания, в том числе книги, газеты и журналы, 4 % выбрали свой вариант (рис. 1).

■ Интернет "Телевидение

Печатные издания «Свой вариант

Рис. 1. Наиболее предпочтительные источники получения информации

76

49 % респондентов отметили, что чтение входит в пятерку их любимых занятий, 25 % отметили, что чтение входит в десятку любимых занятий и только 4 % сказали, что чтение не входит в сферу их интересов.

Помимо этого, отмечая основную цель чтения как формы проведения досуга, мнения респондентов разделились: так, 32 % отметили, что читают с целью отдыха и развлечений, 29 % опрошенных отметили, что основной целью чтения является расширение кругозора, 36 % читают для того, чтобы чувствовать себя на равных с другими, 3 % опрошенных выбрали другой вариант. Эти данные подтверждают тот факт, что интеллектуальное развитие является одной из основополагающих ценностей в среде студенческой молодежи, и для поддержания своего интеллектуального потенциала молодые люди занимаются самообразованием через усвоение художественной, научной, публицистической и специализированной литературы.

Что касается вопросов относительно периодичности чтения, то 37 % опрошенных отметили, что регулярно выделяют время для чтения, 32 % любят читать, но не имеют достаточно времени, 23 % сказали, что читают крайне редко, и только 8 % отметили, что не читают вообще (рис. 2).

■ Читают регулярно

■ Любят читать, но не имеют достаточно времени

■ Читают редко

■ Не читают вообще

Рис. 2. Периодичность чтения

Характер читательских предпочтений студенческой молодежи можно определить, выявляя жанровые предпочтения, среди которых по итогам опроса на первом месте оказалась художественная литература (38 %), на втором месте — публицистическая (25 %), далее идет литература по специальности (22 %), а также учебники и пособия (15 %). Таким образом, это подтверждает факт о продолжении и воспроизведении читательских традиций современной студенческой молодежи, которая заинтересована в развитии своего интеллектуального потенциала через чтение в первую очередь художественных произведений, которые можно отнести в копилку русской и зарубежной классической литературы.

Что касается жанровых предпочтений художественной литературы, то результаты данного исследования продемонстрировали всю палитру литературных направлений: так, детективы выбрали 23 % опрошенных, фэнтези — 19 %, любовные романы — 26 %, исторические произведения — 14 %, научная фантастика — 18 %, приключения — 25 %, мистика — 15 %, поэзия — 6 %, русскую и зарубежную классику предпочитают 27 % опрошенных.

Предпочтительным для респондентов форматом книги оказалась электронная книга, за которую отдали предпочтение 57 % голосов, на втором месте находится книга в бумажном варианте (34 %), аудиокнига заинтересует 9 % опрошенных, что полностью соответствует современным тенденциям жизни в условиях постиндустриального информационного общества.

Таким образом, как отмечает Мелентьева Ю. П., «значимость чтения для функционирования общества определяет повышенный научный интерес к данному явлению, тем более на фоне общемировой тенденции снижения популярности чтения» [3]. В то же самое время изучение данного явления в молодежной среде еще более наглядно демонстрирует происходящие в обществе изменения и формирующиеся тенденции за счет динамичности и подвижности данной социальной группы.

В заключение следует еще раз обозначить значимость чтения, которое отражает многогранную жизнь и направление интересов общества и воздействует на духовную сферу общественной жизни, способствуя распространению идей и взглядов, соответствующих общественным интересам, вооружению людей конкретными знаниями для их активного участия во всех сферах жизни общества. В то время как понимание, оценка и освоение текущих изменений в России и в мире, особенно в условиях глобализации, меняющей социальную структуру общества, его мировоззренческие основы с невероятной скоростью, интеграция их в контекст уже существующего социокультурного пространства во многом зависит от степени усвоения подрастающим поколением письменной культуры.

Список литературы _

1. Аскарова В. Я. Мода в чтении: постижение смысла всестороннего исследования // Мода в книжной культуре: границы дозволенного: Сборник научных статей / Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - С. 10

2. Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. Поддержка и развитие чтения — общенациональная задача // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. - М., 2007.

3. Мелентьева Ю. П. От нации читателей к нации зрителей. Эволюция чтения и его изучения // Библиотечное дело. - 2006. - № 10. - С. 19-23.

_Сведения об авторах

Демерле Екатерина Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинга и муниципального управления», Тюменский индустриальный университет, тел. 8(3452)208456, е-mail: [email protected]

Белоножко Лидия Николаевна, ассистент кафедры «Маркетинга и муниципального управления», Тюменский индустриальный университет, тел. 7(3452)208456, е-mail: [email protected]

Demerle E. B., Candidate of Science in sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)208456, е-mail: [email protected]

Belonogko L. N., assistant of the chair «Marketing and municipal management», Industrial University of Tyumen, phone: 8(3452)208456, е-mail: [email protected]

УДК 316.4

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

PECULIARITIES OF RUSSIAN STUDENTS' VALUE ORIENTATIONS DYNAMICS

Т. Д. Косинцева, К. Ю. Шлык

T. D. Kosintseva, K. Yu. Shlik

Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; содержание ценностных ориентаций; студенчество;

социальный портрет студента

Key words: value; value orientation; the contents of value orientations; student body; social portrait of a student

В статье проводится анализ динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи, касающихся основных ценностей — личной безопасности, представлений об идентичности, предпочтений относительно социального, экономического устройства России, семейных ценностей, здоровья. По результатам социологического исследования в статье представлен социальный портрет современного студента.

The article analyzes the dynamics of students' values orientations concerning the basic values, i.e. personal security, perceptions of identity, preferences regarding the social and economic system of Russia, family values and health. Based on the results of sociological research a social portrait of a modern student is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.