DOI: 10.51692/1994-3776_2021_2_78 УДК: 374
Е.И. Огарева, А.Н. Голубева
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ПИСАТЕЛЯ
E. Ogareva, A. Golubeva. Value orientations and reading dispositions of modern
young authors
Аннотация: Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций и читательских диспозиций современных молодых авторов. Приведено обоснование чтение как важного инструмента социализации личности. Дано определение читательской диспозиции. Определены особенности читательского поведения молодых авторов. Проанализирована иерархия читательских предпочтений молодых авторов в сравнении с не пишущими читателями. Выявлены доминирующие ценностные ориентиры современных молодых писателей.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, читательские диспозиции, современные молодые писатели, социализация, чтение Контактная информация: 191119 Г. Санкт-Петербург, ул. Черняховского д. 6/10 E-mail: o gareva-ei@ranepa. ru, [email protected] Телефон: +7 (961) 8041827
Аbstract: The article is devoted to the study of value orientations and reading dispositions of modern young authors. The substantiation of reading as an important tool of personality socialization is given. The definition of the reader's disposition is given. The features of the reading behavior of young authors are determined. The hierarchy of reading preferences of young authors in comparison with non-writing readers is analyzed. The dominant value orientations of modern young writers are revealed.
Keywords: values, value orientations, reading dispositions, modern young writers, socialization, reading
Contact information: St. Petersburg, Russian Federation, 191119 st. Chernyakhovsky 6/10 E-mail: [email protected], [email protected] Phone: +7 (961) 8041827
Становление и развитие личности происходит в труде, общении, познании, а также в многообразии досуговых занятий, одним из которых является чтение. По мнению многих исследователей (Голубков М.М., Кулешов В.Е., Кузнецова Т.Я., Мелентьева Ю. П., Ягодинцева Н.А. и др.) чтение, не смотря на то, что в досуговой форме ассоциируется с развлечением и отдыхом, по праву считается одним из важных инструментов социализации и индивидуализации личности.
Позиционируя чтение как фактор, формирующий духовный облик человека и пробуждающий его личностный потенциал, Кузнецова Т.Я. подчеркивает, что процесс социализации, происходящий вне рамок чтения, не может считаться полноценным, поскольку не позволяет привить навык адекватного восприятия и реагирования на окружающую действительность. Автор поясняет: «Чтение - это процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом» [4, с.168].
Огарева Екатерина Ивановна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС, член Союза писателей России.
E. Ogareva - PhD in Psychology, Associate professor of the Department of Social Technologies. North-West Institute of Management, branch of RANEPA. Member of the union of writers of Russia.
Голубева Александра Николаевна - студент 4 курса факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС A. Golubeva - 4th year student of the Faculty of Social Technologies. North-West Institute of Management, branch of RANEPA.
Помимо когнитивного развития, литература выполняет функции образования и воспитания, задавая нравственные ориентиры личности, связывая её с прошлым, расширяя границы настоящего и открывая завесу будущего [10]. Однако особенность социализирующего воздействия художественной литературы заключается в том, что она захватывает не только рациональную, контролируемую сферу сознания, но и воздействует порой на бессознательном аффективном уровне, меняя установки личности и перестраивая её самосознание [10].
В связи с этим характерное для современного общества широкое обращение к «лёгкому чтению», «суррогатной литературе», далеко не так безобидно, как это кажется на первый взгляд. Неявно, но она оказывает влияние на социализацию личности, формируя ущербное, дефектное восприятие человеком окружающего мира и в долгосрочной перспективе оказывая разрушающее воздействие на морально-нравственную атмосферу социума, в котором живёт потребитель подобного чтива [5]. По данным опросов, выбор молодых читателей сегодня - это, как правило, «проверенная классика» из школьной программы (современных молодых писателей читатель практически не знает) или литература массовая (фэнтези, фантастика и детективы, нон-фикшн) [9].
Ещё одна опасная тенденция - общий спад интереса молодежи к чтению. Россия теряет статус "самой читающей страны", что, может, означать в свою очередь, проблемы в социализации и становлении иерархии ценностных ориентаций личности молодого человека. По данным опросов ВЦИОМ, среднее количество книг, прочитанное за последние три месяца, для молодых людей возраста 18-24 года составляет 5 единиц, а для возраста 25-34 года - 4 единицы. При этом в этот объём включена профессиональная, и учебная литература [2]. Порекомендовать к прочтению конкретного автора молодые люди и вовсе затрудняются. Как отмечает прозаик, ректор Литературного института имени А. М. Горького, А. Варламов «художественная литература стала похожа на классическую музыку: у нее есть определенный круг поклонников, устоявшаяся категория, которая регулярно ходит в консерваторию, филармонию» [1]. То есть чтение именно художественной литературы считается почти элитарным занятием.
Однако, ежегодно только на специальность «Литературное творчество» (без учёта иных направлений подготовки, дополнительных программ и высших литературных курсов) институт имени А. М. Горького набирает более 150 учащихся. Открыты магистерские программы по литературному творчеству в НИУ ВШЭ, СПбГУ. Множатся коммерческие писательские курсы и мастерские («Creative Writing School», «Мастер текста», «Пунктум», «Курсы при Интернациональном союзе писателей» и т.д.). Безусловно, процент молодых авторов, мечтающих о популярности, но не получающих специального образования, гораздо выше процента абитуриентов творческих вузов. Согласно опросу ВЦИОМ, 48% молодых россиян считают себя талантливыми в той или иной степени, причем однозначно признают себя одарёнными 14% из них. О том, что их таланты никак не связаны с профессией, сообщают 46% молодых людей [8]. Подобная данные могут косвенно свидетельствовать о том, что молодые люди сегодня далеко не всегда имеют возможность реализовать свой потенциал в трудовой деятельности и вынуждены заниматься творчеством в свободное от учёбы и работы время. Интересно, что 55% опрошенных при этом согласились, что в нашей стране реализуется множество программ, направленных на выявление и развитие талантов у россиян. Действительно, ежегодно проводятся всероссийские литературные конкурсы и совещания молодых писателей («Таврида», «Филатов-фест», «Липки», Совещания Совета молодых литераторов СПР и т.д.). На карте города открываются новые фестивальные площадки и сцены с «открытым микрофоном», дающие широкие возможности для выступлений и презентации собственного творчества. Значительно выросла сетевая активность среди начинающих авторов.
Таким образом, в настоящее время можно наблюдать крупномасштабный всплеск интереса к литературному творчеству в молодежных кругах [6]. Но при этом, отмечается падение интереса к чтению. Подобное противоречие подтолкнуло нас к вопросу о том: не является ли отношение к чтению у молодых авторов качественно иным, нежели у простых читателей? Читают ли они больше? Каковы их читательские предпочтения?
Целью исследования был анализ системы читательских диспозиций и ценностных ориентаций современных молодых авторов.
Выборку исследования составили 51 молодой автор в возрасте 18-30 лет. Из них 34 девушки и 17 юношей. 25 человек являются студентами, а 26 уже получили высшее образование. География опроса: Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Волгоград, Ульяновск, Жигулёвск, Елабуга, Астрахань, Оренбург, Омск, Рязань, Вологда, Челябинск, Нижний Новгород, Усурийск, Коркино, Воронеж, Благовещенск, Тула. Все респонденты - участники всероссийских совещаний молодых писателей, проводимых Союзом писателей России и Советом молодых литераторов СПР (Уфа, 2020; Москва-Владивосток 2020).
Методы: для исследования читательских диспозиций респондентов использовалась Проективная методика «Книжная полка» О.И. Даниленко - А.И.Китаевой [3]. Для измерения ценностных ориентаций применялся Опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца [1]. Для получения дополнительных данных о респондентах была разработана анкета. Данные собирались дистанционно посредством §оо§1е-формы.
Анализ читательских предпочтений молодых авторов дало следующие результаты:
Лишь 4% опрошенных отнесли себя к «книгоманам», поглощающим книги в огромном количестве. 8% считают себя дисциплинированными читателями, составляют читательские списки и регулярно уделяют чтению время. 14% опрошенных назвали себя «книжными экспертами», знающими что и почему нужно читать, отслеживающими рекомендации и критические отзывы на книги. Большая же часть респондентов 53% - это нестабильные читатели. Они то читают много и «запоем», то вовсе не берут в руки книг продолжительное время. 43% опрошенных читают 10-20 книг в год, 29% - более 20 книг, 12 % прочитывают 510 книг за год, а 16 % осиливают лишь 1-5 книг.
Большая часть опрошенных (63%) предпочитает прозу, 29% выбирают поэзию. 15% не обнаруживают жанровых предпочтений (читают что-то по настроению). 41% читают «классику» и современные реалистические романы. 15% опрошенных любят фантастику и фэнтези. Самой популярной книгой оказалась Библия. Можно предположить, что вне зависимости от возраста в этом источнике люди ищут ответы на свои главные жизненные вопросы. Личная «книжная полка» молодых авторов весьма разношёрстна: «Уиллис» Джойса, «Джейн Эйр» Бронте, «Трудно быть богом» Стругацких... Из имен современных авторов фигурируют Г. Яхина, М. Петросян, Т. Толстая, А. Сальников, А. Иванов, П. Санаев, Ю. Лунин, С. Гандлевский. Но самыми популярными выборами являются книги Л. Толстого, Ф. Достоевского, В. Набокова, И. Бунина, М. Булгакова, Э. Ремарка и И. Бродского. Произведения Ф. Достоевского упоминаются в списке чтения чаще всего.
Таким образом, опрошенные молодые авторы являются активными читателями и ориентируются в мире классической и современной литературы. Однако, для чего они читают и что ищут в книгах?
На эти вопросы позволяют ответить результаты диагностики с помощью проективной методики «Книжная полка». Основной конструкт данной методики - «читательская диспозиция» - авторы инструмента рассматривают как частный вариант смысловой диспозиции. Читательская диспозиция - это устойчивое общее отношение личности к художественной литературе с точки зрения реализации определенного смысла [4]. А.И. Китаева и О.И. Даниленко отмечают, что в читательской диспозиции представлен как смысл произведения, так и сходство смыслов различных произведений для разных читателей, что позволяет говорить о наличии некоторых типов читательских диспозиций, которые
формируются в процессе получения и накопления жизненного опыта [4]. Таким образом, читательская диспозиция предполагает не только ситуативное побуждение (в отличие от мотива как состояния побуждения к деятельности в конкретной ситуации), но и приобретенную устойчивую тенденцию рассматривать произведения искусства как средства удовлетворения той или иной потребности, которая обладает определенным смыслом для личности. А.И. Китаева совместно с О.И. Даниленко на основе многочисленных исследований выделили ряд устойчивых мотивационных предрасположенностей читателей (диспозиций): социализирующая, культурно-познавательная, эстетическая, эмоционально-эмпатическая, философско-мировоззренческая, экзистенциальная, оптимизирующая, развлекательная и эскапическая [4].
В результате нашего исследования удалось установить, что наиболее распространенной среди молодых авторов является социализирующая диспозиция (17%), культурно-познавательная (17%), эмоционально-эмпатийная (14%) и эскапическая (14%). Также значимой является эстетическая диспозиция (10%). Часто молодые люди берут в руки книгу, чтобы повысить свой культурный уровень и для самообразования: читая, молодой автор учится, совершенствуется «технически», как писатель. Также читают для укрепления своего престижа и интеллектуального веса, как в собственных глазах, так и в глазах окружающих (мотивы «стыдно не знать или не прочесть», «прочитать, чтобы размышлять об этом...»). Такими читателями движет желание «блеснуть» своими знаниями, выглядеть умнее. Книги помогают удовлетворить интерес к каким-либо проблемам истории и культуры - дают информацию в конкретной области, дают возможность «примерить» на себя образ другого человека. Иногда книга служит средством «ухода» от реальности и помогает отгородиться от мира. Немаловажной для молодых авторов является возможность наслаждаться языком и особой художественной выразительностью текста.
ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ДИСПОЗИЦИИ
■ Социализирующая Оптимизирующа я
■ Эмоционально-эмпатическая
■ Культур но-поз на ва тельная
■ Экзистенциальная
I Недиффире нцирова нна я
■ Эскапическая
■ Эстетическая I Гармоничная
IРазвлекательна я ■ Философско-мировоззренческая
Рисунок 1. Читательские диспозиции молодых авторов
Если сравнивать эти данные с теми, что были получены авторами методики (А.И. Китаевой и О.И. Даниленко), то можно заметить общность распределений.
Доминирующими диспозициями как среди выборки молодых писателей, так и среди выборки читателей (студенты и аспиранты факультетов психологии, философии, права и дизайна вузов Санкт-Петербурга в возрасте от 17 до 28 лет) являются социализирующая,
эмоционально-эмпатическая и культурно-познавательная. Однако, более характерными именно для выборки писателей оказываются эскапическая и эстетическая диспозиции. В выборке «студентов-неписателей» эти диспозиции занимали по популярности восьмое и девятые места соответственно [3].
Эскапическая читательская диспозиция формируется на основе потребности в отделении, абстрагировании от внешнего мира, желания уйти от проблем — «отвлечься от реальности», «погрузиться в свои 12 лет», «уплыть вместе с непонятным и непринятым миром капитаном...», «погрузиться в мир волшебства и отвлечься от рутины», «смеяться в отдалении от цивилизации» и др. Для 14 % молодых авторов именно книга даёт возможность своеобразного ухода и играет роль «портала» в другой мир.
При этом, для многих молодых авторов значим уровень текста, его языковое богатство. Особенно это характерно для поэзии, где ритмический рисунок и метафоричность имеют первостепенную значимость. Эстетическое отношение к языку проявляется в том, что читатели начинают иначе воспринимать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза вызывают эмоциональные реакции: нравится или не нравится, вызывают негодование или, напротив, восхищают своей точностью, проникновенностью в суть вещей, красотой [4]. Иными словами, первостепенным оказывается не то, что сообщается, а то, как сообщается. В рамках этой диспозиции приводятся следующие обоснования выбора книги: «насладиться авторским стилем», «занять себя сложной лингвистической повесткой», «полюбоваться темнеющим серебром Серебряного века», «удивляться изобретательности и звучанию стиха» и т. д.
Анализ ценностных ориентаций молодых авторов позволил выстроить иерархию, представленную в Таблице 1.
Таблица 1. Показатели значимости ценностных ориентаций молодых писателей
Нормативные идеалы Индивидуальные приоритеты
Ср.знач. Ранг Ср.знач. Ранг
Универсализм 5,3 2 Универсализм 2,6 2
Самостоятельность 5,6 1 Самостоятельность 2,8 1
Доброта 5,3 3 Доброта 2,5 3
Безопасность 5,2 4 Безопасность 2 7
Традиции 3,8 9 Традиции 1,2 9
Достижения 4,6 5 Достижения 2,4 4
Конформность 4,5 7 Конформность 1,5 8
Гедонизм 4,6 6 Гедонизм 2,3 5
Власть 3,2 10 Власть 1,2 10
Стимуляция 4,1 8 Стимуляция 2 6
По замыслу автора концепции ценностей Ш.Шварца, нормативные идеалы или ценности личности на уровне убеждений оказывают наибольшее влияние на всю личность, но не всегда проявляются в реальном социальном поведении. Индивидуальные приоритеты, напротив, проявляются в реальном поведении человека, демонстрируя его «житейскую» систему ценностей [2]. Как видно, молодые писатели не обнаруживают серьёзных расхождений по большинству декларируемых и реальных ценностей. На уровне индивидуальные приоритетов более высокий ранг получает ценность «Стимуляция», но более низкий - «Безопасность». Это свидетельствует о том, что в реальной жизни молодые писатели гораздо больше стремятся к новизне и глубоким переживаниям, чем заявляют. А вот ориентация на безопасность, гармонию и стабильность общества и взаимоотношений проявляется в их поступках меньше заявленного. Наиболее высокие ранги в системе ценностных ориентаций опрошенных получают ценности «Универсализм»,
«Самостоятельность» и «Доброта». А наименее значимыми оказываются ценности «Власти» и «Традиций».
Таким образом, современные молодые авторы ориентированы, прежде всего, на понимание, терпимость как некие универсальные жизненные ценности, стремятся к позитивному взаимодействию с окружающими, сохранение и повышение благополучия близких людей. Но при этом ценят автономность и независимость, стремятся к самостоятельности. Они могут пренебрегать традициями, и не склонны к проявлению смирения и умеренности. Для них не является жизненным приоритетом достижение высокого социального статуса или престижа, обладание контроля или доминирование над другими.
Можно сделать вывод о том, что для молодых писателей, характерна ориентация на универсальные гуманистические ценности Чтение дает возможность приобщиться к ним и испытать катарсические переживания их личного открытия (культурно-познавательная и эмоционально-эмпатийная диспозиции). Одновременно молодые авторы стремятся к автономности, и книга становится для них возможностью уйти в своё личное пространство (эскапическая диспозиция).
Таким образом, проведенное исследование косвенно подтверждает тезис о том, что чтение влияет на характер и направленность личности, в основе которой лежат жизненные смыслы и ценностные ориентации, и наоборот, последние могут влиять на читательские предпочтения личности.
Выводы:
Читательская диспозиция предполагает не только ситуативное побуждение (в отличие от мотива как состояния побуждения к деятельности в конкретной ситуации), но и приобретенную устойчивую тенденцию рассматривать произведения искусства (в том числе литературные произведения) как средства удовлетворения той или иной потребности, которая обладает определенным смыслом для личности.
Современные молодые авторы, по большей части, являются «нестабильными» читателями: то читают много и «запоем», то вовсе не берут в руки книг продолжительное время. Примерно четверть регулярно читает художественную литературу в больших объемах (более 20 книг в год).
Читательские диспозиции современных молодых авторов в целом совпадают с системой читательских предпочтений молодежи. Однако, отличаются большей значимостью эскапической и эстетической диспозиций, что демонстрирует стремление молодых авторов к внутренней автономии и чувствительность к выразительности и богатству литературного языка.
Читательские предпочтения современных молодых авторов согласованы с их системой ценностных ориентаций, демонстрирующей стремление к самостоятельности, автономности, с одной стороны, и тяготение к универсальным гуманистическим ценностям с другой.
Литература
1. Алексей Варламов: «литература воспитывает чувства не назидательно, а обольстительно» // Сайт Литературного института имени А. М. Горького [Электронный ресурс] URL: https://litinstitut.ru/content/aleksey-varlamov-literatura-vospityvaet-chuvstva-ne-nazidatelno-obolstitelno (дата обращения: 24.03.2021)
2. Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с.
3. Китаева А. И. Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №2. 239-244
4. Китаева А. И. Система читательских диспозиций личности: проблемы типологии и диагностики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2010. №2. 251-257
5. Кузнецова Татьяна Яковлевна Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник МГУКИ. 2018. №6 (86). 164-170
6. Огарева Е.И., Круглов Р.Г. Современный литературный процесс как фактор социализации и интеграции России и Китая (на примере III Форума молодых писателей Китая и России) // Научно-практический журнал «Управленческое консультирование» № 7 2020. Стр. 53-60
7. Российский читатель-2020: штрихи к портрету// Презентация ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2020/300120_Knizhnyi_rynok_Rossii.pdf (дата обращения: 24.03.2021)
8. Россия — страна талантов// Аналитический обзор ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/rossija-strana-talantov (дата обращения: 24.03.2021)
9. Что читают россияне?// Аналитический обзор ВЦИОМ [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-chitayut-rossiyane (дата обращения: 24.03.2021)
10. Ягодинцева Н.А. Земля и слово. О месте и роли писателя в России// День и ночь №1, 2019. - С. 3-11