рах, подстрочном переводе. Выбор этих условий остается за кинотеатром. В «ParkSinema» неоднократно демонстрировались фильмы, переведенные на азербайджанский язык.
Кино и социология — два метода самопознания общества. Кино дает социологу замечательный материал для исследования современного общества, реконструкции прошлого и выявления возможных путей развития человечества в будущем. По отношению друг к другу общество и киноискусство выступают одновременно в качестве причины и следствия, кино — это и зеркало, и молот общественной реальности. Под вопросом остается лишь сущность и степень этого взаимовоздействия, а отсюда появляются различные подходы к пониманию того, как и что социология должна и может изучать в сфере киноискусства.
2012 году в Баку открылся Центр Гейдара Алиева и за короткое время расширил свою деятельность. Здесь проводятся концерты, выставки, различные форумы и встречи, оказывающие сильное влияние на формирование эстетического вкуса населения.
Музыка испокон веков являлась одним из самых популярных видов искусства в нашей стране. 7 марта 2014-го года в Лондоне в Центральном зале Вестминстера состоялся концерт азербайджанской музыки при участии Королевского филармонического оркестра под управлением народного артиста Азербайджана, профессора Ялчина Адыгезалова. Гала-концерт организован Международным банком Азербайджана (МБА) и Центром искусств «Бута» в рамках конференции «Каспийский коридор» (Caspian Corridor). «МБА как крупнейший банк страны считает своим приоритетом поддерживать и защищать эстетические ценности культурного наследия азербайджанского народа. Предоставляя азербайджанским деятелям искусств возможность выступать на лучших сценах мира, мы вносим свой вклад в популяризацию азербайджанской культуры за рубежом», — сказал председатель правления МБА Джахангир Гаджиев [9].
целом, эстетические отношения в азербайджанском обществе являют собой самостоятельный вид общественных отношений. На примере анализа процессов развития моды, изучения отечественной киноиндустрии и музыкального искусства в стране можно сделать вывод о том, что данный вид социальных отношений еще требует дальнейшего изучения, так как в этой сфере есть ряд неразрешенных проблем.
Список литературы
Эстетические отношения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.karelia2010.ru.
Мир философии. Книга для чтения. Часть II. Человек. Общество. Культура. - М.: Издательство политической литературы, 1991.
- 624 с.
Хаустова А. Мода как социальный феномен и объект социологического анализа // Власть. 2013. - № 2. - С. 103-106.
Марков А. Георг Зиммель: оживающая мода. В фокусе. К 100-летию выхода «Философии культуры» Г. Зиммеля [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelros.ru.
Мода как социальный и психологический феномен [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.po6iv.ru.
О моде в Азербайджане [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.radioazadlyg.ru.
Azarbaycanmstatistikgôstaricitari. Baki, 2013, 804 s.
Кинотеатры Азербайджана обязали дублировать фильмы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.aze.az.
Международный банк Азербайджана организует концерт азербайджанской музыки в Лондоне [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.1news.az.
Сведения об авторе
Мамедова Рена Октаедр гызы, доктор философии по философским наукам, доцент кафедры «Социология», Бакинский Государственный университет, г. Баку, Азербайджанская Республика, тел. +994012 5380421, e-mail: [email protected]
Mamedova R. O., Ph.D., associate professor of the chair of sociology, Baku State University, phone: +994012 5380421, e-mail: [email protected]
УДК 211.2
ВЕРА В БОГА, КАК ЦЕННОСТНЫЙ ПОСТУЛАТ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ
BELIEF IN GOD AS A VALUE POSTULATE: A RETROSPECTIVE ANALYSIS
Б. Демерле
E. B. Demerle
Ключевые слова: религия, ценностный постулат, вера в Бога, нравственные ориентиры, монотеистический подход, мировоззрение Key words: religion, value postulate, belief in God, moral guidelines, monotheist approach, outlook
Рассматриваются вопросы отношения человека к религии, осознание и объяснение основы мироустройства через веру в Бога, которая в различных формах существовала на протяжении всей человеческой истории и по сей день является единственным нравственным императивом.
The issues of the attitude of a person to religion, understanding and explanation of the world order basis through a belief in God which existed in various forms throughout the whole human history until today are considered as the only moral imperative.
Религиозное понимание мира зародились в глубокой древности несколько тысяч лет назад. Уже тогда люди пытались объяснить непонятные им явления окружающей природной действительности, используя понятие сверхъестественного или божественного. Но человек мог понять окружающий мир только исходя из уже известных и доступных ему чувств и знаний, поэтому и природные явления (землетрясения, наводнения, засухи, ливни) он наделял человеческими образами и качествами, поэтому все силы природы превратились в чело -веческом сознании в человекоподобные существа (духов, демонов, богов и т. п.), обладающие к тому же и сверхъестественными качествами — мощной разрушительной или созидательной силой. В этих способностях человек отразил свою мечту о тех идеальных свойствах, которыми желал бы обладать сам, и в целях получения поддержки и расположения этих сил начал поклоняться и приносить им различные жертвы, проникаясь осознанием ничтожности своих усилий без «духовного подкрепления», формируя своего бога для каждого явления природы. В Древней Греции и Древнем Риме обожествлялись определенные качества человека (богиня мудро -сти, богиня любви), а также определенные промыслы (бог ремесел, бог торговли).
Наконец, человечество сформировало монотеистический подход, основой которого было утверждение о единстве Бога, его вездесущности и абсолютной власти над всеми вещами и явлениями, включая человека, его помыслы и поступки. В современном мире монотеистический подход представлен основными религиозными течениями (иудаизм, ислам, христианство, буддизм), в их основе лежит идея признания Высшего разума (Бога), который в силах облагодетельствовать достатком, благополучием и гармонией и ниспослать наказание в виде болезней, лишений и душевный переживаний.
Все мировые религии учат смирению и отказу от эгоистических устремлений и гордыни, терпимости и следованию своему жизненному предназначению, воспитанию уважения к другим и жизни в мире и созидании.
то же самое время христианская религия основывается на идеях творения: Бог сотворил мир из ничего и откровения: знание о божественном бытии можно получить только с помощью веры.
Вера в бога является основным мировоззренческим постулатом в любых общественных системах, которые существовали на протяжении человеческой истории. Вера в бога наделяет человека пониманием своего предназначения в жизни, дает установки и мотивы поведения, следование которым делает его поведение нравственно осмысленным, приближенным к божественному идеалу. Вера в бога дает представление о цели и смысле существования человека на земле, раскрывает завесу тайны в тех вопросах, которые интересовали фи -лософов и социологов во все времена. Существование и значимость религии как социального феномена на протяжении веков является общепринятым фактом, в то же время спорным всегда был вопрос ее роли в происходящих в обществе процессах и функциях, которые она выполняет. Различные точки зрения в этих вопросах имели такие известные философы и социологи, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и многие другие.
Например, Карл Маркс [4] считал религию объективным социальным явлением, закрепляющим в сознании общественности, с его точки зрения, ложное утверждение о господствующей роли божественного в жизни общества в целом и отдельных людей в частности. Основным признаком религии он считал «веру в сверхъестественное» и подчеркивал ее роль в качестве инструмента обслуживания интереса господствующих классов.
свою очередь, известный французский социолог Э. Дюркгейм [3] обратил внимание на интегративную роль этого социального института, так как принятые людьми религиозные ценности и нормы становятся залогом сплоченности и стабильности общества, что, несомненно, подчеркивает ее практическую ценность.
то же время немецкий философ, социолог Макс Вебер [2] рассматривал веру в бога как формирование мировоззренческой картины, дающей ответы на вопросы бытия, взаимоотношений между людьми, отношения к жизни и смерти. М. Вебер представляет религию как первичную основу ценностей, именно на основе религиозных установок все происходящие в жизни человека события квалифицируются им как смысложизненные или бессмысленные. Таким образом, вера в бога является средством ориентации в существующем мире, объяснения его законов и правил и регуляции собственного поведения.
Особое внимание М. Вебер уделяет выявлению влияния религиозного фактора на отношение индивида к окружающей действительности. Одни религии стимулируют уход из этого мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие формируют свод правил, строго регламентирующих повседнев -ную жизнь человека и тщательно охраняемых традициями народов (ислам), некоторые (христианство) пытаются объяснить суть мироустройства через принятие ценностей терпимости и любви, объясняя тем самым суть существующего миропорядка.
Вера в бога, зародившись несколько тысяч лет назад, не теряет своей актуальности по сей день, во мно -гом объясняя реалии современности. Анализируя ретроспективу общественного развития, запечатленную в мировой истории, можно отметить, что свойственное человеку желание отстаивать и защищать свои интересы с помощью насилия отражается в многообразии локальных и мировых войн, которые характеризовали исторический путь практически всех государств мира на протяжении веков. Войны, в свою очередь, сопровождались стойким интересом к пониманию мироустройства и социальных законов, которое люди искали в вере в Бога. XX век был ознаменован двумя самыми кровопролитными в истории войнами, локализованными преимущественно на европейском континенте, мировоззренческое устройство которого является христианским, что позво -
ляет сделать выводы о пересмотре морально- нравственных принципов функционирования общественной системы и осознании необходимости построения другого, более гуманного социума, в котором вера в Бога будет фундаментальной основой мировоззренческой системы в том числе и в воспитании поколений, «почитающих других людей выше себя» [1, Матв, 23;12].
Окончание Второй мировой войны послужило переломным моментом в формировании инновационной мировоззренческой парадигмы европейских стран, которые, выучив уроки прошлого, признали равенство всех людей перед законом и равенство в признании их прав и достоинств, что воплощается в жизнь через механизм толерантности и доброжелательности всех к каждому. Этот механизм успешно функционирует: убедившись в миролюбивом и доброжелательном отношении к себе, каждый человек стремится ответить тем же, что способствует гармонизации отношений в обществе.
Это первая ступень общественной мировоззренческой платформы, которая создает условия для перехода ко второй ступени, когда возникает необходимость понять и объяснить сакральный, духовный смысл предназначения человека и его роли в развитии общественной системы. Здесь уже можно найти объяснение, обратив -шись к религиозным постулатам, которые могут быть продиктованы верой в Бога.
Таким образом, каждый этап исторического развития различных общественных образований формировал потребность в определенных подходах к пониманию Бога, необходимость или отсутствие необходимости веры
Него. Коммунистические реалии советского прошлого, превозносившие атеистические взгляды как единственно верные, в конечном итоге были признаны недееспособными, так как крах данной экономико-мировоззренческой идеологии сформировал естественную потребность населения в обретении фундаментальной основы мироустройства через веру в Бога.
настоящее время российское многонациональное общество вернулось к духовно-нравственным истокам, объясняющим жизненные реалии через понятие веры, что наглядно отражают данные социологического исследования, проведенного на базе Тюменского государственного нефтегазового университета в 2011 году. Исследование проводилось методом опроса, в котором приняли участие 74 студента 2-5 курсов различных специальностей. В результате исследования молодые люди отметили, как они понимают религию и что она для них значит (рисунок).
Рисунок. Трактовка респондентами понятия религии
Таким образом, для подавляющего большинства неверующих (42,86 %), колеблющихся в вере (50 %), а также воцерковленных (80 %) и невоцерковленных (78,13 %) верующих религия — это вера в единого Бога. Примечательно, что 28,5 % неверующих студентов отметили, что религия для них — это вера в себя; небольшой процентный разрыв в ответах наблюдается у колеблющихся (20 %) и у верующих (18,7 и 24 %). Полученные данные можно объяснить теми ценностями, которые лежат в основе ценностного сознания общества, пропагандирующего веру в себя, собственные силы, развивающего амбициозность как залог успешной жизне -деятельности.
то же время проведенное исследование показало, что религия играет значительную роль в жизни со -временной студенческой молодежи. Больше трети опрошенных студентов (43,2 %) осознают веру через приоб -щение к духовному посредством праведного образа жизни, смирения и терпимости, но без необходимости регулярного соблюдения религиозных обрядов. Большинство опрошенных (72 %) отметили, что формирование религиозной культуры, которая имеет четкую взаимосвязь с национальными, историческими, ментальными особенностями, происходит в семье. Религиозная традиция как элемент ментальности нации передается и закрепляется в семейных отношениях, формируя для молодого человека базовые жизненные постулаты.
Меняются эпохи, идеологии, один тип общественно-политического устройства сменяет другой, что не может отнять потребности людей в осознании своего места в мире, в изменяющихся условиях окружающей среды в нахождении универсальных морально-нравственных ориентиров, в подтверждении их истинности. Современное прогрессивное человечество, окунаясь в новации научно-технического прогресса, ищет его духовную подоплеку в религии, которая на протяжении последних тысячелетий является его неизменным нравственным ориентиром.
Список литературы
Библия. Russian Bible. United Bible Societies 1993 - 60-053 (К).
Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. т. 28. - М., 1979.
Сведения об авторе
Демерле Екатерина Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456
Demerle E. B., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456
УДК 316.4 - 053.81
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ
FORMATION OF THE YOUTH LIFE STRATEGIES
Б. Осинова, Л. В. Прыкина
L. B. Osipova, L. V. Prykina
Ключевые слова: общество, учащаяся молодежь, жизненные стратегии, профессиональное самоопределение, профориентация,
ценностные ориентации, образ будущего Key words: Society, young people, students, strategy, vocational self-determination, vocational guidance, value orientations, image of the future
Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа данной социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества. Снижение институционального влияния, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего числа альтернатив развития ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии.
The problem of the formation and implementation of the youth life strategies is in the range of topics of scientific interest both for the analysis of the socio-demographic groups, and for understanding the future prospects of the society development. Reducing the institutional impact, the expansion of space for independent construction of biographies due to appearance of a larger number of alternatives for development, puts makes the young people face a necessity to independently choose their life guidelines and ways to implement them. This reinforces the importance of a subjective beginning of the youth in planning and organizing their life and makes urgent a need to develop their own life .strategies
настоящее время развитие российского общества характеризуется глубокими трансформационными процессами во всех сферах жизни. Уровень развития общества, его социальные параметры задают определенные требования к современной личности, которые определяют ее надежное существование в социальной среде, оказывают существенное влияние на индивидуальные судьбы и жизнь молодых людей, под влиянием которых формируются их жизненные стратегии.
Личность, обладающая целостной, четкой и в то же время гибкой жизненной стратегией будет более успешной как в индивидуализации, так и в адаптации к изменяющимся социальным условиям. Современная мо -лодежь гибко реагирует на социальные изменения, она в большей степени информирована о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овладевает современными формами общения и технологиями, активнее включается в мировое информационное пространство. Наличие активной гражданской позиции, построение жизненной траектории является неотъемлемым условием саморазвития человека как личности.