Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБРАЗ БУДУЩЕГО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Прыкина Людмила Васильевна

Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа данной социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества. Снижение институционального влияния, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего числа альтернатив развития ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров и путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE YOUTH LIFE STRATEGIES

The problem of the formation and implementation of the youth life strategies is in the range of topics of scientific interest both for the analysis of the socio-demographic groups, and for understanding the future prospects of the society development. Reducing the institutional impact, the expansion of space for independent construction of biographies due to appearance of a larger number of alternatives for development, puts makes the young people face a necessity to independently choose their life guidelines and ways to implement them. This reinforces the importance of a subjective beginning of the youth in planning and organizing their life and makes urgent a need to develop their own life strategies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ»

то же время проведенное исследование показало, что религия играет значительную роль в жизни со -временной студенческой молодежи. Больше трети опрошенных студентов (43,2 %) осознают веру через приоб -щение к духовному посредством праведного образа жизни, смирения и терпимости, но без необходимости регулярного соблюдения религиозных обрядов. Большинство опрошенных (72 %) отметили, что формирование религиозной культуры, которая имеет четкую взаимосвязь с национальными, историческими, ментальными особенностями, происходит в семье. Религиозная традиция как элемент ментальности нации передается и закрепляется в семейных отношениях, формируя для молодого человека базовые жизненные постулаты.

Меняются эпохи, идеологии, один тип общественно-политического устройства сменяет другой, что не может отнять потребности людей в осознании своего места в мире, в изменяющихся условиях окружающей среды в нахождении универсальных морально-нравственных ориентиров, в подтверждении их истинности. Современное прогрессивное человечество, окунаясь в новации научно-технического прогресса, ищет его духовную подоплеку в религии, которая на протяжении последних тысячелетий является его неизменным нравственным ориентиром.

Список литературы

Библия. Russian Bible. United Bible Societies 1993 - 60-053 (К).

Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. т. 28. - М., 1979.

Сведения об авторе

Демерле Екатерина Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)208456

Demerle E. B., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

УДК 316.4 - 053.81

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ

FORMATION OF THE YOUTH LIFE STRATEGIES

Б. Осинова, Л. В. Прыкина

L. B. Osipova, L. V. Prykina

Ключевые слова: общество, учащаяся молодежь, жизненные стратегии, профессиональное самоопределение, профориентация,

ценностные ориентации, образ будущего Key words: Society, young people, students, strategy, vocational self-determination, vocational guidance, value orientations, image of the future

Проблема формирования и реализации жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа данной социально-демографической группы, так и для понимания дальнейших перспектив развития общества. Снижение институционального влияния, расширение пространства для самостоятельного конструирования биографий в связи с появлением большего числа альтернатив развития ставит молодежь перед необходимостью самостоятельного выбора жизненных ориентиров путей их реализации. Это усиливает значение субъектного начала молодежи в планировании и организации своей жизни и актуализирует необходимость вырабатывать собственные жизненные стратегии.

The problem of the formation and implementation of the youth life strategies is in the range of topics of scientific interest both for the analysis of the socio-demographic groups, and for understanding the future prospects of the society development. Reducing the institutional impact, the expansion of space for independent construction of biographies due to appearance of a larger number of alternatives for development, puts makes the young people face a necessity to independently choose their life guidelines and ways to implement them. This reinforces the importance of a subjective beginning of the youth in planning and organizing their life and makes urgent a need to develop their own life .strategies

настоящее время развитие российского общества характеризуется глубокими трансформационными процессами во всех сферах жизни. Уровень развития общества, его социальные параметры задают определенные требования к современной личности, которые определяют ее надежное существование в социальной среде, оказывают существенное влияние на индивидуальные судьбы и жизнь молодых людей, под влиянием которых формируются их жизненные стратегии.

Личность, обладающая целостной, четкой и в то же время гибкой жизненной стратегией будет более успешной как в индивидуализации, так и в адаптации к изменяющимся социальным условиям. Современная мо -лодежь гибко реагирует на социальные изменения, она в большей степени информирована о процессах, происходящих в различных областях науки, техники и социальной жизни, динамично овладевает современными формами общения и технологиями, активнее включается в мировое информационное пространство. Наличие активной гражданской позиции, построение жизненной траектории является неотъемлемым условием саморазвития человека как личности.

Сегодня становится достаточно популярной идея С. Л. Рубинштейна о том, что жизнь человека может протекать и как стихийный, и как сознательный, творчески направленный процесс, а фактором возвышения человека может быть только разумное проектирование своей жизни. Жизненные стратегии молодежи всегда вызывали огромный интерес со стороны зарубежных и отечественных исследователей. Наиболее значимым вкладом в понимание основных подходов к исследованию жизненных стратегий молодежи являются теорети -ческие выводы и концепты М. Вебера. Им разработана теория социального действия как инструмент для объяснения поведения людей.

Дюркгеймом проблема жизненных стратегий молодежи рассматривается в контексте формирования требований со стороны общества.

Теория Т. Парсонса включает в себя важнейшие элементы концепции стратегического поведения, в рамках которой возможна интерпретация понятия «жизненные стратегии».

Основатель социологии знания К. Манхейм рассматривает молодежь как группу, социальная роль которой зависит от того общества, в котором она живет.

Ю. М. Резник рассматривает типы стратегий, которые встречаются в повседневной жизни наиболее час -то и которые можно выделить по ряду институциональных признаков: социально -экономическому положению; способу воспроизводства и трансляции культурных стандартов; системе регуляции и контроля; социальному характеру (коллективной ментальности). Сфера распространения типа стратегий определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества; способом производства, уровнем и качеством жизни, наличием правовых средств регуляции общественной жизни, степенью участия в управлении государством, влиянием традиций-идеалов и верований» [1]. Ю. М. Резник предполагает, что выбор той или иной жизненной стратегии обусловлен принадлежностью к определенному классу (группе, слою). Среди основных жизненных стратегий он выделяет стратегию жизненного успеха, стратегию жизненного благополучия, стратегию самореализации.

А. Адлер рассматривал жизненные стратегии посредством адаптационного подхода. Он полагал, что уже детстве формируется жизненный стиль человека как интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. По его мнению, каждый человек выбирает для себя жизненную цель, в которой отражаются его стремления и приоритеты [2]. По мнению К. Юнга, «человек на протяжении всей жизни непрерывно приоб -ретает различные новые умения, достигает новых целей и раскрывается в полной степени. Наиболее важной жизненной целью индивида он считал «обретение себя» [3].

Жизненная стратегия человека характеризуется выстроенной системой ценностных ориентаций и осно -ванных на ней осознанных целей, осмысленностью действий, поступков и всей жизни в целом. Эффективность реализации жизненной стратегии во многом зависит от социальной активности личности, принятия и призна -ния человеком ответственности за свою жизнь.

В определении понятия «жизненная стратегия» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций, либо как система целей, планов и ценностных ориентаций. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [4].

По мнению К. А. Абульхановой-Славской, жизненная стратегия — это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [5]. Она считает, что личность можно назвать зрелой том случае, если она способна устанавливать свой «порог» удовлетворенности материальными потребностями и начинает рассматривать их как одно из условий жизни, направляя свои жизненные силы на другие цели. Активность личности она отнесла к главному параметру построения жизненной стратегии. Н. А. Шлапак утверждал, что «именно в жизненных планах выражается актуальность отражения человеком объективной реальности». Они обладают мобилизующим, организующим свойством и являются идеальным средством превращения возможности в действительность [6].

В условиях социальной трансформации российского общества тема исследования жизненных перспектив молодежи приобретает особую актуальность в связи с тем, что ей достаточно трудно адаптироваться в новом социально-экономическом пространстве, найти ту перспективу, которая гарантирует достижение поставленной цели. Молодежь является неотъемлемой частью общества и чутко реагирует на все изменения, которые в нем происходят. Как социально-возрастная группа школьная молодежь обладает рядом особенностей. Ей присуще неполное включение в социально-экономические отношения. Однако именно она в наибольшей степени мобильна, инициативна. По сути, от качества ее потенциала зависят перспективы развития государства, новые социальные стратегии. Эффективная политика государства по отношению к данной категории молодежи должна обеспечить возможности самостоятельного решения их собственных проблем, возлагая на нее реальную ответственность и вовлекая в созидательные процессы.

Процесс формирования жизненных перспектив школьной молодежи весьма сложен. На пороге окончания школы выпускник самоопределяется в профессии, тем самым закладывает фундамент для дальнейшего

развития. Самоопределение личности молодого человека играет значительную роль в становлении жизненного пути. Основные характеристики самоопределения личности:

потребность формирования смысловой системы, в которой соединены представления о себе и мире; возможность ориентироваться в будущем; выбор профессии.

большинства молодых людей неопределенность ценностных представлений о жизни, отсутствие четких социальных ориентиров приводит к сложностям в формировании перспектив будущего, которые начинают складываться в юношеском возрасте и играют важную роль в становлении личности.

В структуре профессионального самоопределения школьной молодежи можно выделить следующие качества:

• представления молодого человека о выбираемой профессии, особенностях рынка труда и рынка образовательных услуг;

• намерения в отношении возможностей самореализации внутри профессиональной сферы в конкрет-ных социальных условиях;

• осознание личностью своего «Я», отношений с окружающим миром, своего жизненного опыта, само-го процесса контроля над собой.

С целью изучения образовательных и профессиональных предпочтений старшеклассников авторами был проведен социологический опрос. В опросе приняли участие 150 человек, что составляет 55 % от числа выпускников школ города Лянтора. В качестве метода опроса применялось очное анкетирование. В качестве экспер -тов — педагоги и родители. После проведения анкетирования авторы систематизировали и обобщили полученные результаты.

Жизненные стратегии выпускников школ — это интегральный показатель, не только раскрывающий их социальное самочувствие, но и являющийся ключом к пониманию сложностей профессиональной социализации, которые она испытывает. Очень важно знать мнение молодежи об удовлетворенности получаемым образованием и дальнейших жизненных планах. Образование как основа интеллектуального и профессионального становления стала ценностью для молодежи. Стремление получить хорошее образование одинаково актуально для нее в разные периоды общественной жизни.

Ответы на вопрос «Удовлетворены ли Вы получением образования в школе?» распределились следую -щим образом: удовлетворен — 21,3 %, вполне удовлетворен — 31,3 %, частично удовлетворен — 20,7 %, неудовлетворен — 18,2 %, затруднились в ответе — 8,5 %. Определяя образование как важную жизненную ценность, треть респондентов испытывает неудовлетворенность школьным образованием. В ответах молодых лю -дей прослеживается неудовлетворенность качеством преподавания отдельных учебных предметов: физики, химии, иностранного языка.

Особый интерес представляют мнения педагогов и родителей при изучении ответов на вопрос «Какую роль, по Вашему мнению, должна играть школа в жизни подростков» (рисунок).

Рисунок. Мнения педагогов и родителей о роли школы в жизни подростков, в % от числа опрошенных

Результаты опроса показали, что школа продолжает делать акцент на передаче полезных знаний. Это отмечают 76/69 % респондентов (в числителе указаны ответы педагогов, в знаменателе — родителей). Они указывают на наличие старых ролевых функций школьного образования. Весьма неутешительны высказывания педагогов и родителей в отношении формирования у учащихся способности самостоятельного получения но -вых знаний (37/34 %). Отмечают недостаточное внедрение инновационных программ в образовательный про -цесс, уровень профессионализма отдельных педагогов, тип образовательного учреждения.

Образовательная ориентация большинства респондентов — получение высшего образования (68 %), что свидетельствует об осознанном представлении молодежи о том, что на рынке труда имеют ценность знания и квалифицированный труд. Важнейшая основа продолжения обучения в профессиональных образовательных учреждениях — базовые знания, полученные в школе. Система образования предоставляет определенный объем знаний, однако их не всегда достаточно, чтобы эффективно использовать в процессе освоения специальности или профессии.

Рассмотрим в динамике изменения приоритетов жизненных ценностей в общественном мнении молодого поколения по сравнению с ситуацией 2012 года. Приоритеты респондентов распределились следующим образом (таблица).

Жизненные стратегии подростков, %

Показатели Год

2013 2012

Возможность получения образования 68 62

Наличие хорошей работы 53 49

Деньги 47 41

Карьера 31 27

Семья 48 37

Жилищная проблема 27 21

Здоровье 34 26

Взаимоотношения с родителями 17 21

Материальная независимость от родителей 18 24

Любовь 11 17

Возможности отдыха 16 27

Очевидно то, что неизменно устойчивыми ценностями в глазах молодых людей являются хорошая работа и деньги. Одновременно усиливается ценность образования и возможность карьерного роста. При этом несколько снизилась значимость межличностных отношений, ценность отдыха. Ценностный ряд в общественном мнении молодежи выглядит следующим образом: 1) образование; 2) работа; 3) семья; 4) деньги; 5) здоровье.

Сформированные жизненные стратегии молодого поколения являются гарантом стабильного развития, выполняя роль нормативного регулятора на индивидуальном и общественном уровне.

Структура жизненных стратегий включает количественные и качественные изменения. Меняются содержание структурных элементов (планы, идеалы, ценности) и их ключевое положение в структуре жизненных стратегий. При изменении содержания структурных элементов можно говорить не только о процессе количественных изменений (например, человек расширил сферу своих интересов и увеличил количество планов, задач), но и о процессе качественных изменений, когда человек переоценивает свои жизненные ценности, начинает задумываться о соотношении целей и средств, используемых для их достижения.

Профессиональный выбор определяет источники жизнеобеспечения, являясь важнейшей предпосылкой экономической самостоятельности и независимости как базовых компонентов становления социальной зрело -сти, так и социальной субъектности молодежи. Данный вид выбора напрямую зависит от социально-экономических условий, аккумулируя в себе все институциональные противоречия в сферах образования и труда, порождая многочисленные социальные проблемы в жизнедеятельности молодежи.

Для оценки прогностических возможностей респондентов важно также знать, насколько они имеют возможность планировать свою собственную жизнь. Оказалось, что хотя мироощущение будущего в сознании мо -лодежи внушает оптимизм, уверенность молодых людей в завтрашнем дне продолжает оставаться очень низкой. Всего 22 % респондентов строят планы на всю свою жизнь, 18 % ответили, что совсем не планируют свое будущее, 28 % планируют жизнь не более, чем на несколько дней [7].

При выборе профессии молодые люди в большей степени руководствуются расчетом, субъективная ценность преломляется в оценках престижности профессии. Большинство выпускников в выборе своей профессии большей частью предоставлены самим себе (32 %). Большое влияние на выбор профессии оказывают родите -

ли — 32,3 %, влияние рекламы и СМИ — 6,2 %, система образования — 17,2 %, друзья и знакомые — 18,2 %, рейтинг учебного заведения — 12,1 %, территориальное расположение вуза — 14,0 %.

условиях рыночной экономики сделать такой выбор достаточно сложно. Дело в том, что количество профессий в современном мире измеряется тысячами, это множество весьма динамично. Повседневная практика показывает: если специальность выбрана в соответствии с интересами, способностями и наклонностями личности и потребностями общества, то труд становится источником радости, творческого вдохновения и приносит максимальную пользу человеку.

Существенным фактором, формирующим мотив выбора профессии, является престиж профессии, кото -рый респонденты чаще всего связывают не с содержанием труда, а с рейтингом профессии в обществе и материальным обеспечением. К сожалению, с выбором профессии определились 40 % респондентов, что свидетельствует о низком уровне работы по профориентации в образовательных учреждениях города и неготовности к осознанному профессиональному самоопределению старшеклассников. В данном случае необходима разработка и внедрение социальных программ в образовательный процесс, предусматривающих создание информаци -онного пространства о мире профессий, учреждениях профессионального образования, оказание психологической поддержки молодых людей в выборе профессии.

Таким образом, школьная молодежь достаточно практична, стремится в большинстве ситуаций полагаться на себя, ориентирована на более успешное будущее (что, по сути, характерно для данной возрастной категории), склонна к максимальной реализации своего потенциала для достижения успехов в жизни.

Список литературы

Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности: (опыт комплекс. анализа). - М.: Ин-т человека РАН, Независ. инт граждан.об-ва, 2002.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 704 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Пер. с англ. С. Меленевской. - СПб.: Питер Пресс, 2008. - 607 с.

Современный словарь иностранных слов. - М., 1992. - С. 582.

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.

Шлапак Н. А. Категория «жизненные планы» // Философские науки. - 1974. - № 5. - С. 139-142.

Осипова Л. Б., Энвери Л. А. Жизненные стратегии современной молодежи // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - № 4(4) - С. 106-109.

Хайруллина Н. Г. Свободное время: оценка и мнение тюменцев // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 63-66.

Сведения об авторах

Осипова Любовь Борисовна, к. с. н., доцент кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89224217401, e-mail: [email protected]

Прыкина Людмила Васильевна, учитель истории, МБОУ СОШ №5, г. Лянтор, тел. 89226565965, e-mail: [email protected]

Osipova L. B., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Marketing and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89224217401, e-mail: [email protected]

Prykina L. V., teacher of history, a secondary school in the settlement of Lyantor, Tyumen region, phone: 89226565965, e-mail: [email protected]

УДК 316.4

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE SOCIETY: STATE AND PROBLEMS

М. Пилипенко, Ш. Ф. Фарахутдинов, С. В. Дейнеко

L. M. Pilipenko, Sh. F. Farahutdinov, S. V. Deineko

Ключевые слова: общество, духовно-нравственное развитие общества, ценности, социализация, средства массовой информации Key words: society, spiritual-moral development of society, values, socialization, mass media

Средства массовой информации являются чрезвычайно значимым институтом социализации, способным трансформировать общественные ценности. В статье представлены результаты социологического исследования роли средств массовой информации в духовно-нравственном развитии современного общества.

It is proved that mass media is the most significant institution of socialization capable to transform public values. The paper presents the results of social research of the role of mass media information in spiritual-moral development of the contemporary society.

результате процессов становления рыночной экономики, гражданского общества, правового государства, активного насаждения демократических ценностей и свобод широкое распространение получили негативные проявления, выражающиеся в падении нравов, обострении социальных противоречий, фрагментации общества, утраты основ национальной идентичности и духовного единства [1]. Целеустремленность сменилась бесцельностью, глубина конфликта поколений продолжает нарастать, традиционные моральные и нравствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.