Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
423
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / YOUTH / LIFE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Элекин Игорь Петрович

Актуальность исследуемой темы обусловлена не малыми факторами. Вопрос формирования и жизненных современной стратегий молодежи волнует многих представителей науки, так как входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа молодежи как социально-демографической группы, так и для понимания влияния молодежи на перспективы развития всего общества в целом. Уменьшение влияния социальных институтов, появление свободного пространства для самостоятельного формирования своего дальнейшего пути, все это дает повод молодежи самим определять жизненный путь и стратегии их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванова Татьяна Николаевна, Элекин Игорь Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF LIFE STRATEGIES OF MODERN YOUTH

The relevance of the topic under study is due not to small factors. The question of the formation and vital modern strategies of youth is of concern to many representatives of science, as it enters into a circle of topics of scientific interest both for analyzing youth as a socio-demographic group and for understanding the influence of youth on the development prospects of society as a whole. Reducing the influence of social institutions, the emergence of free space for the independent formation of their future paths, all this gives young people an opportunity to determine their own life paths and strategies for their implementation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ»

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Elekin Igor Petrovich FEATURES OF THE FORMATION OF LIFE STRATEGIES ..

pedagogical sciences

УДК 378:316.477

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0097

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2019

Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология»

Элекин Игорь Петрович, магистрант кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 31, e-mail: elekin.gosha@yandex.ru) Аннотация. Актуальность исследуемой темы обусловлена не малыми факторами. Вопрос формирования и жизненных современной стратегий молодежи волнует многих представителей науки, так как входит в круг тем, представляющих научный интерес как для анализа молодежи как социально-демографической группы, так и для понимания влияния молодежи на перспективы развития всего общества в целом. Уменьшение влияния социальных институтов, появление свободного пространства для самостоятельного формирования своего дальнейшего пути, все это дает повод молодежи самим определять жизненный путь и стратегии их реализации. Ключевые слова: молодежь, жизненные стратегии.

FEATURES OF THE FORMATION OF LIFE STRATEGIES OF MODERN YOUTH

© 2019

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department «Sociology» Elekin Igor Petrovich, Master of Sociology faculty Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 14, e-mail: elekin.gosha@yandex.ru.ru)

Abstract. The relevance of the topic under study is due not to small factors. The question of the formation and vital modern strategies of youth is of concern to many representatives of science, as it enters into a circle of topics of scientific interest both for analyzing youth as a socio-demographic group and for understanding the influence of youth on the development prospects of society as a whole. Reducing the influence of social institutions, the emergence of free space for the independent formation of their future paths, all this gives young people an opportunity to determine their own life paths and strategies for their implementation. Keywords: youth, life strategies.

Современная молодежь представляет собой часть общества, которая активно стремится развить в себе различные способности, постичь навыки, таким образом, устанавливая жизненные стратегии. Ожиданий от молодежи в нашей стране очень большие, поэтому к ней привилегированное отношение от многозначных структур общества. Молодежь отличается гибкостью и предприимчивостью, которые проявляются в процессе изменений в различных сферах общества [1-9]. Активное включение в информационное пространство и информированность в различных областях техники, науки и социальной жизни позволяет молодежи динамично реагировать на инновационные технологии, применяя современные формы общения [10-13].

Рассматривая понимание определения «жизненная стратегия», невозможно остановиться на каком-то одном. С научной точки зрения это интегративная категория, в которую включены такие науки, как социальная философия, социология, психология, однако аккумуляция всех этих наук необходима для полного раскрытия определения. В социальных науках данную категорию рассматривают в совокупности с жизненными притязаниями, жизненными целями, жизненными перспективами, жизненными ориентирами, жизненными планами, жизненными успехами. К примеру, Шарлотта Бюлер рассматривала жизненный путь личности «как индивидуальную и личную жизнь в ее динамике». С.Л. Рубинштейн, считал «жизненный путь» не как движение человека вперед, а как движение личности вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности»[14].

«Жизненная стратегия» как термин включает в себя перспективы, ориентации, ценностные интересы, цель, способы, средства и ресурсы. В справочной литературе интерпретация «стратегии» звучит как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [15]. К сожалению, не каждый индивид обладает способностью мыслить стратегически и планировать свою деятельность с перспективой

на будящее. Большинство социальных субъектов живут, ориентируюсь на жизненное кредо - здесь и сейчас, то есть не планируют завтрашний день. Тем не менее, организовать культуру и быт жизни способствует жизненная стратегия. Благодаря ей индивид, задаваясь целью и способами достижения ее, перспективно планирует и целенаправленно изменяет свое будущее.

Современные отечественные и зарубежные социологи, психологи, педагоги уделяют большое внимание таким проблемам как жизненные стратегии молодого поколения. Трудности выстраивания жизненных стратегий основаны на переходном этапе, когда заканчивается школьный этап и начинается образование в ВУЗе или СПО и последующее вхождение в профессиональную сферу деятельности. В данный период для молодежи выбор обостряется пониманием происходящих трансформаций в социальной, экономической, образовательной, культурной и профессиональной сферах жизнедеятельности, которые неизменно связаны с образованием образов хорошей профессий и благополучной жизни.

Жизненные стратегии находят свой смысл в определенных жизненных ситуациях, которые связанны с выбором. Одним из самых основных из них является профессиональный выбор. В отличие от остальных видов выбора, выбор профессиональной деятельности напрямую связан с жизненным процессом индивида. Профессиональный выбор помогает сформировать материальную независимость, что говорит о состоявшейся зрелой личности. В данный период можно отметить молодежь как сформировавшийся социальный субъект. В период профессионального выбора важное значение имеет общественное, экономическое состояние страны, в рамках которых существуют противоречия между институтами образования и труда. Все это накладывает отпечаток на профессиональную деятельность молодых людей. Поэтому необходимо отметить, что профессиональный выбор, как ситуация крайнего напряжения, не может не оставлять след на жизненных стратегиях, которые являются способами решения возникающих про-

педагогические науки

Иванова Татьяна Николаевна, Элекин Игорь Петрович ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ...

блем.

Таким образом, для социологов важна тема жизненных стратегий молодого поколения. Требуется разработанность социологических концепций и их трактовки профессионального выбора молодежи с учетом ее экономических и социальных условий.

В социологии молодежи жизненные стратегии изучались раньше и исследуются до сих пор. В различные периоды методы изучения расходились. Монопарадигмальный метод изучения молодых людей рассматривал жизненные стратегии как объект наружного институционального упорядочивания, за счет стимулирования жизненных намерений. Полипарадигмальный метод изучения молодежи в современных условиях делает акцент на субъектные элементы жизненных стратегий молодежи, которые отражают независимые процессы формирования общества идущим по пути демократизации и освобождения самой молодежи.

Сегодня существует немало методов и концепций изучения жизненных стратегий. Все они отличаются представлением природы этого понятия. Одни мнения объединяют жизненные стратегии с адаптацией, другие с функциональным подбором. «Н.Ф. Наумова и Н.М. Давыдова рассматривают жизненные стратегии как «стратегии адаптации» и «стратегии выживания» (Наумова, 1995; Давыдова, 1999), акцентируя внимание на их неустойчивом характере вследствие социальных трансформаций» [16].

«Т.Е. Резник и Ю.М. Резник - с позиций устойчивости перспективы социального развития рассматривают жизненную стратегию личности как выбор приоритетных направлений своего развития в зависимости от перспективного и долговременного ориентирования актора в будущей жизни (Резник Т., Резник Ю., 1995)» [17].

Если брать во внимание концепции К. А. Абульха-новой-Славской, то она отмечает, что жизненные стратегии выстраиваются согласно ценностям человека и в условиях трансформаций всех сфер жизни.

К. Юнг, изучая жизненные стратегии, отмечал, что индивид при достижении цели, учиться новому, приобретая навыки, способности, всесторонне развиваясь. Другими словами, человек находит себя, объединяя в себе многообразие элементов личности.

Жизненные стратегии с помощью адаптационного подхода изучал в своих трудах А. Адлер. Ученый считает, что индивид приспособляется к жизни через сформированные в детстве жизненные стили. Основа стратегического развития личности - работа, любовь и дружба, которые способствуют включиться и существовать в имеющихся условиях. Социолог считает, что цель вырабатывает стремления и приоритеты.

С научной точки зрения вопрос жизненных стратегий теоретически не полностью представлен, практически мало изучен. Ученые различных социальных направлений изучают ценности, установки, интересы, цели молодежи, формируя общую проблему. Таким образом, совместные усилия способствуют разработке единого классификатора жизненных стратегий.

В ситуации социального изменения российского общества проблема исследования жизненных стратегий молодежи приобретает особую важность так как иногда молодым людям в меру тяжело приспособиться в новом социально-экономическом мире, выделить ту стратегию, которая обеспечит ей выполнение поставленной задачи.

Было проведено не мало исследований, которые рассматривали проблемы формирования жизненных стратегий у молодежи. Социологи в 2011 году изучили жизненные стратегии молодежи г. Лянтора. Респондентами выступили школьники 14-17 лет. Общая выборка - 365 человек. Также были опрошены директора и учителя школ, родители учеников в качестве экспертов в количестве 65 человек.

Согласно предложенной классификации жизненных

стратегий Ю. Резником были выявлены следующие приоритеты молодежи на тот период времени. Почти 60% орошенных школьников на первое место ставят материальное благополучие, 51% - успех в профессиональной деятельности и менее половины учащихся (47,9%) в приоритете определили создание семьи. Процентное соотношение мнения учащихся и экспертов в данном вопросе практических сходилось: 69,0%, 71,0% и 43,0% соответственно. Значит, и учеников и взрослых приоритетные цели в жизненных стратегиях были направлены в одном векторе.

Следующим вопросом было решение, каким образом реализуются жизненные стратегии. Механизмами осуществления жизненных стратегий наибольшая часть молодых людей (73,6%) отмечали образование, 23,1% -открытие своего дела, 24,1% - достижение социального статуса и менее 20% молодых респондентов считали, что деловое знакомство и связи могут повлиять на целе-достижение жизненных планов.

Как видно из исследования образование для молодых учащихся является основополагающим механизмом в достижении жизненных планов. Подготовка в школе ознакомила учащихся с востребованностью молодых специалистов на рынке труда, среди которых ценятся креативные, творчески мыслящие, с аналитическими способностями, образованные, самоорганизованные, коммуникативные личности. Жизненный успех возможен при наличии хороших знаний, грамотности и компетентности, так считали молодые респонденты.

Как известно, школа, как социальный институт, имеет большое значение в формировании планов учащихся. В школе проходят различные мероприятия, направленные на формирование профессиональных планов, жизненных притязаний, социальных взглядов. Исследователи поставили задачу выяснить оценку деятельности средне-образовательных учреждений среди учащихся. Ответы опроса были незначительными: лишь пятая часть молодых респондентов удовлетворены школьным образование, третья часть - вполне удовлетворены, другая пятая часть - в некоторой степени удовлетворены, менее 20% учеников не устраивает школьное обучение.

Также в опросе рассмотрели более подробно образовательные предпочтения учеников. Согласно полученным данным девушки чаще отмечали образование, как механизм осуществления жизненных стратегий, значит, они лучше ориентируются в предпочтениях образования и хотят чаще получить высшее образование, чем юноши, которые на рынке труда лучше могут устроиться на работу и без высшего образования.

В исследовании стояла задача, собираются ли молодые люди мигрировать в другие города после обучения в школе? Согласно результатам 43,2% респондентов предпочитают уехать после школы в другое место жительства, в Сургут поедут учиться дальше 18%, в Тюмень - 22%, в Москву и Санкт-Петербург - 13,8%. По мнению опрошенных экспертов, молодежь, которая уедет после школы учиться в другой город, там и останется жить и работать. Возможно, обстоятельства сложатся так, что они вообще не вернутся в Ханты-Мансийский автономный округ.

Далее перед исследователями стоял вопрос о значимости получения социального статуса. Половина опрошенных учеников точно знает, на кого они пойдут учиться в ВУЗ, и именно с этой специальностью связано их будущее. Наиболее распространенная и перспективная профессия, связанная с нефтяной промышленностью, которая развита в г. Лянтора. Молодежь перестала приветствовать рабочие профессии.

Семья остается важной ценностью для молодого поколения и занимает четвертое место в списке наиболее важных жизненных стратегий юношей и девушек. Более половины молодых респондентов указали, что после обучения в ВУЗе готовы создать семью.

Однако были выявлены проблемы, которые беспоко-

Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4(29)

197

Ivanova Tatyana Nikolaevna, Elekin Igor Petrovich FEATURES OF THE FORMATION OF LIFE STRATEGIES ..

pedagogical sciences

или учащихся в будущем: отсутствие работы в городе, отсутствие жилья, низкий уровень заработной платы. Тем не менее, в преодолении этих трудностей, молодежь надеется, прежде всего, на себя, на поддержку государства и семьи.

Результаты исследования показали, что традиционные ценности пока остаются значимыми для молодого поколения: образование, профессионализм и карьерный рост, привлекательная работа, финансовая независимость, создание счастливой семьи.

Именно эти ценности и жизненные стратегии являются факторами, которые обеспечат современную молодежь в самореализации, личностном росте и уверенности в себе и в своем будущем.

Более раннее исследование, проведенное в 2009 году, показало результаты выбора жизненных стратегий юношей и девушек, поступающих в Московский гуманитарный университет в момент определения будущей профессии. В опросе участвовало 80 выпускников школ.

Согласно полученным данным были выявлены мотивы выбора той или иной профессии, которые способствуют формированию конкретных типов жизненных стратегий. На первом месте оказался мотив - востребованность или социальная значимость профессии. На втором - самореализация в профессиональной деятельности.

На третьем месте - практическая (финансовая сторона) значимость будущей профессии. На последнем месте оказался такой мотив, как выгодное условие в процессе обучения. Таким образом, получилась стандартизированная типологизация жизненных стратегий, имеющая стереотипный характер.

В 2011-2012 годах в Санкт-Петербурге социологами были изучены жизненные стратегии современной российской молодежи, где было опрошено 200 студентов Санкт-Петербургского государственного университета различных специальностей в возрасте от 17 до 21 года. Исследование показало, что устраивают свою жизнь на неделю/месяц 49% респондентов, живут настоящим и не думают о будущем 23%, строят планы на 3 года и более лет 17%, планируют на год вперед 11%. Проектирование жизненных стратегий как на короткий, так и на продолжительный период времени содержит в себе процесс становления образа своего будущего. Иногда чувство страха, беспокойства перед будущим ощущают 69% респондентов, ничего не боятся - 20%, постоянно находиться в состоянии тревоги - 11%. Преобладающими ценностями и стратегиями у опрошенной молодежи являются: родители и ближайшие родственники (79%), собственное здоровье (74%), личные достижения (65%), семья (64%), доброта (61%), самостоятельность (56%). Стратегия финансового благополучия составило 51%, а получение образование - 49%, самая последняя позиция досталась стратегии социальной справедливости - 27%.

Анализ полученных данных эмпирического материала по данному вопросу приводят нас к заключению том, что в современной российской реальности процесс формирования и становления жизненных стратегий молодежи в условиях выбора, построен как социокультурный механизм решения разногласий между целерациональ-ным и ценностно-рациональной деятельностью. При этом для большинства числа молодежи основное разногласие разрешается в сторону ценностно-рациональной модели выбора, обладающей проективным и ситуативным образом. Для того чтобы решить эти структуры противоречий в обществе разностороннего развития, обновляется многоуровневое саморегулирование жизненных стратегий (их совершенствование на основе идей молодежи о разумном) [18-24]. Таким образом, это дает необходимость в продолжении социологических исследований, что способствует формированию практических механизмов совершенствования работы с выбором жизненных стратегий молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова Т.Н. О социально-психологической и экономической эффективности трудовой мобильности молодежи на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 126-129.

2. Горшкова Т.А., ГромоваЕ.М., Беркутова Д.И. Направленность личности и мотивы выбора профессии: точки пересечения // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 159-163.

3. Горбачева Н.Б. Взгляд молодежи на профессиональный выбор и востребованность профессий на рынке труда // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 130-132.

4. Иванова Т.Н. Социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 261-265.

5. Иванова Т.Н., Совалева Д.А. Сравнительный анализ монетарного поведения городских и сельских жителей (эмпирический опыт) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 21-25.

6. Иванова Т.Н. Социально-трудовой потенциал молодежи как показатель развития региона //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 256-260.

7. Белогорская Л.В. Особенности развития политического сознания студенческой молодежи в образовательном процессе // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 101-104.

8. Саратовцева Н.В., Королева А.А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодежи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144-147.

9. Иванова Т.Н. Система принципов современного социально-трудового пространства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 137-140.

10. Амитрова М.В., Гусаров Ю.В., Мягкова В.Ю. Специфика социальной компетенции в условиях виртуальной социальной среды // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 230-235.

11. Албитова Е.П., Рогалева Г.И. Социальная адаптация студентов - условие формированиясубъектной позиции, социального статуса «студент вуза» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 7-10.

12. Иванова Т.Н. Социальная диагностика социально-трудового потенциала молодежи: социологический анализ моделирования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 261-265.

13. Серафимович И.В., Базанова Г.Ю. Интеллект и метакогниции в профессионализации студентов (при решении проблемных ситуаций социального взаимодействия) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 400-404.

14.1Илаева Р.А., Савина Н.Н. Сущность жизненной стратегии и её типологии // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6 [Электронный ресурс]: URL: https://science-education.ru/article/ view?id=25635. (дата обращения: 03.11.2019).

15. Жизненные стратегии российской молодежи: современные реалии и перспективы [Электронный ресурс]: URL: http://articlekz. com/article/13326. (дата обращения: 04.11.2019).

16. Волокотина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора//Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 216-221. https://cyberleninka.ru/article/v/zhiznennye-strategii-molodezhi-v-usloviyah-professionalnogo-vybora (дата обращения: 05.11.2019).

17. Волокотина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора//Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 216-221. https://cyberleninka.ru/article/v/zhiznennye-strategii-molodezhi-v-usloviyah-professionalnogo-vybora (дата обращения: 10.11.2019)

18. Некрасова И.Н. Исследование особенностей этноментальной регуляции построения жизненной перспективы в молодом возрасте //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 180-184.

19. Беркутова Д.И., Громова Е.М., Горшкова Т.А. Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного студента вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 299-304.

20. Опошнянский А.В., Анашкина Е.В. Жизненные миры социума как продукт медийной коммуникации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 173-176.

21. Даренских С.С., Ипполитова Е.А., Гурова О.С. Ценностно-смысловое содержание жизненных перспектив женщин с разным социальным статусом // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 363-366.

22. Поляков Л.Г., Полякова Т.Д., Бурлов В.В., Ремонтова Л.В. Формирование показателей применения знаний, умений и навыков на основе их жизненного цикла//XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 116-120.

23. Бергис Т.А. Событийно-биографический подход в анализе жизненного пути (на примере женщин-предпринимателей) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 14-17.

24. Кузьмина О.В. Влияние временной компетентности личности на стратегии адаптивного поведения в сложных жизненных ситуациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 369-372.

Статья поступила в редакцию 19.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.