чин). Нозологически она была представлена следующим образом: F32.0 (легкий депрессивный эпизод) - п=72; F32.1 (умеренный депрессивный эпизод) - п=52; F43.20 (кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации) - п=53; F43.21 (пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации) - п=17.
Изучаемыми методами нелекарственного лечения явились психотерапия, фитотерапия и рефлексотерапия (акупунктура): основным методом нелекарственного лечения являлась психотерапия, а вторым методом лечения были фитотерапия или рефлексотерапия. Контролем являлись подгруппы, в которых проводилась монотерапия психотерапией.
Таким образом, в зависимости от применяемых методов, пациенты каждой группы были разделены методом рандомизации на три сопоставимые части: были сформированы 3 подгруппы, в которых пациенты различались между собой только схемой лечения.
Психотерапия включала в себя следующие методы: недирективная, каузальная, рациональная, семейная психотерапия, гипнотерапия, а также обучение техникам аутогенной тренировки.
В исследовании использовался метод корпо-ральной акупунктуры, который проводился по общим правилам. Курс лечения состоял из 10-12 сеансов иглоукалывания в специфические активные корпоральные точки. Выбор необходимых точек и метода воздействия определялся индивидуально в зависимости от структуры психопатологического состояния, сомато-вегетативной патологии и клинических проявлений заболевания у конкретного пациента. В основном использовался 2-й вариант тормозного метода.
Метод фитотерапии подразумевал использование лекарственных сборов, которые включали в себя, как правило, 5-7 компонентов.
Проведенное исследование показало, что чем легче была степень депрессии, тем быстрее пациент реагировал на терапевтическое воздействие. При сочетании депрессии с тревогой или астенией, симптомы депрессии редуцировались в последнюю очередь.
В результате проведенного лечения значительно улучшилось самочувствие и настроение пациентов. Положительный эффект был подтвержден динамикой показателей использованных в исследовании стандартных шкал и тестов с уменьшением выраженности в баллах (р>0,05). К концу курса лечения отмечалось статистически значимое (р<0,05) снижение уровня депрессии по среднему общему баллу шкалы Гамильтона (ИОЯБ- 21) в 1-й, 2-й и 3-й подгруппах с начальных 17,3 до 4,1; 3,7 и 6,7 баллов (р<0,05), а эффективность терапии составила 76,3%; 78,6% и 61,3% соответственно. По показателям шкалы общего клинического впечатления у 91.9% человек отме-
чалось выраженное и существенное улучшение психического состояния.
Полученные результаты свидетельствуют, что сочетание психотерапии с рефлексотерапией и фитотерапией является целесообразным и взаимодополняющим. Использование сочетания психотерапии и фитотерапии целесообразно при наличии пролонгированной депрессивной реакции, в случаях депрессии умеренного уровня, у пациентов, в клинической картине которых депрессивная симптоматика сочетается с астенической. Сочетание рефлексотерапии и психотерапии оправдано при наличии депрессивных расстройств средней степени, при наличие в анамнезе кратковременных депрессивных реакций. Пациентам с депрессивными расстройствами легкой степени и незначительным уровнем расстройства адаптации можно рекомендовать метод психотерапии в качестве монотерапии.
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА ОСУЖДЕННЫХ С РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОТБЫВАНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
А. В. Диденко, М.М. Аксенов
Томский филиал Кузбасского института ФСИН России НИИ психического здоровья СО РАМН, г. Томск
Е-mail авторов: [email protected]
Клинико-динамический подход, используемый при изучении проблем пенитенциарной пер-сонологии, позволяет исследовать особенности динамики расстройства на разных этапах патологического процесса и ряд теоретических и практических вопросов, связанных с выяснением ключевой роли факторов пенитенциарной среды и ее влияния на психическое состояние личности в процессе отбывания наказания. В рамках комплексного клинико-динамического исследования 400 осужденных с расстройствами личности (основная группа) и 200 осужденных без психических расстройств (группа сравнения), отбывающих уголовные наказания в местах лишения свободы изучалась динамика социального статуса осужденного в тюремной среде.
По мнению большинства исследователей, социальный статус осужденного в тюремной среде связан с процессом формирования пенитенциарной средой устойчивых типов поведения, отношений, основанных на характере совершенного преступления, связи с криминальным миром, соблюдении норм поведения, принятых в криминальной среде, а также личностными особенностями. Традиционно в отечественной литературе считается, что социальный статус осужденного устойчив, и может
№ 1, 2011 Тюменский медицинский журнал
7
меняться преимущественно только в плане ухудшения (снижения) при нарушении соответствующих норм поведения. Проведенное исследования показало влияние на процесс социальной стратификации осужденных (процесс разделения на социальные слои в тюремной среде) наличия или отсутствия личностной патологии.
Всего в основной группе на момент первичного исследования было выделено пять статусных категорий: просоциальной направленности (поддерживающей преимущественно администрацию исправительного учреждения) - (п=99) - 24,8%; нейтральной направленности (использующей в качестве регуляторов поведения нормы тюремной среды и нормы, поддерживаемые администрацией исправительного учреждения) - (п=176) - 44,0%; асоциальной-антисоциальной направленности (регулирующие свое поведение преимущественно нормами тюремной среды) - (п=47) - 11,7%; низкостатусных осужденных (существующих в изолированном сообществе, исключенные из двухстороннего общения с другими группами осужденных) - (п=58) - 14,5%, а также осужденных с неопределенным (невыясненным) социальным статусом (п=16) и группой осужденных, чей приписываемый себе социальный статус вызывал сомнения у окружающих (п=4).
При первичном обследовании было установлено что, в основной группе в отличие группы сравнения отмечается преобладание осужденных с нейтральной статусной направленностью (группа сравнения - (п=68) - 34,0%) (р<0,01), асоциальной и антисоциальной направленностью статуса (группа сравнения - (п=10) - 5,0%; (р<0,01).
Особенностью статусно-ролевой характеристики осужденных без психических расстройств является преобладание в выборке т.н. «низкостатусных» осужденных - (п=73) - 36,5% (р<0,00001). Кроме этого, на момент прибытия в исправительное учреждение только в основной группе отмечаются осужденные с неопределенным социальным статусом и с «приписываемым» самим себе социальным статусом (п=4; 1,0%). Данные типы социальных статусов не зафиксированы в группе сравнения, что можно объяснить спецификой статусно-ролевой идентичности характерной для осужденных с расстройствами личности, отражающейся на «Я»-концепции и формирующей у некоторых осужденных диффузную статусно-ролевую идентичность в тюремной среде.
Было установлено, что различия в структуре статусно-ролевых характеристик имеет под собой характерологическую основу в виде влияния определенных черт характера на социальный статус и роль. С помощью корреляционного анализа с использованием коэффициентов Пирсона и Чупрова были обнаружена взаимосвязи между социальным статусом и такими характерологическими чертами как тревожность, демонстративность (р<0,01), определяемыми с помощью характерологического
опросника К. Леонгарда. Для других изучаемых характерологических черт статистически достоверных корреляций не обнаружено.
В динамике отбывания наказания в группе осужденных с расстройствами личности отмечается увеличение количества осужденных имеющих асоциальную - антисоциальную направленность социального статуса (с 11,7% до 15,5%) и количества низкостатусных осужденных (с 14,5% до 24,5%). При этом, структурных различий в динамике социального статуса у осужденных группы сравнения по данным статистического анализа с использованием критерия %2 Пирсона не выявлено (критерий х2 равен 1,53 при Р<0,9), что позволяет констатировать относительную стабильность социального статуса у лиц без психических расстройств.
Таким образом, в динамике отбывания наказания осужденных с расстройствами личности отмечается нарастание числа низкостатусных осужденных и осужденных с асоциальной - антисоциальной статусно-ролевой направленностью, что является отражением адаптационных процессов, происходящих у осужденных с расстройствами личности и приводящих формированию различных статусно-ролевых позиций. В то время как для осужденных группы сравнения (с отсутствием психических расстройств) характерна относительная статусно-ролевая стабильность, несмотря на происходящие адаптационные процессы. Другими словами, адаптационные процессы у осужденных без психических расстройств в местах лишения свободы не отражаются на изменении статусно-ролевых характеристик.
ЭНДОФЕНОТИПЫ ШИЗОФРЕНИИ: СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Д.Н. Жданок, Д.А. Старичков, А.А. Овчинников
Новосибирский ГМУ
E-mail авторов: [email protected]
Концепция эндофенотипа в психиатрии, в частности, эндофенотипа шизофрении, впервые описана ещё в 1973 году I. Gottesman и J. Shields. Эн-дофенотип представляет собой некие определённые свойства, черты, как правило, имеющие ней-робиологическую основу, обладающие большей специфичностью, чем клинические симптомы (Gottesman I., Shields J., 1973). Концепция эндофенотипа призвана сузить поле для поиска «генов-кандидатов», ответственных за предрасположенность к эндогенной патологии. Эндофенотип должен отвечать следующим требованиям: ассоциироваться в популяции с заболеванием, наследоваться, определяться независимо от стадии заболевания (в том числе до клинической манифестации),
8
Тюменский медицинский журнал № 1, 2011