Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Усеинова Э.Н.

В статье раскрыта актуальность данной проблемы, названы методы и методики исследования детей с ЗПР 5 класса, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения старших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF AGGRESSION IN STUDENTS WITH SENIOR SCHOOL AGE

The article reveals the urgency of this problem, the methods and methods of research of children with the 5th grade of education are described, the results of the study of the aggressive behavior of older schoolchildren with a delay in mental development are discussed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ряд сходств и различий. Прежде всего, они характеризуют героев. Это сильные, умные мужчины. Они циничны, они стараются не проникаться к жертвам преступления, но за толстой броней психологической защиты, кроются обожженные жизнью тонкие души. Однако Босх более сдержан, в его речи практически нет ругательств, он немногословен. Страйк выражается крепким словцом, он импульсивен, вспыльчив. В речи сыщиков преобладают вопросы, а вот рассуждения, которые свойственны детективному жанру, встречаются, что в речи Босха, что в речи Страйка реже.

Если у М. Коннелли суть передается через диалоги, то в романе Р. Гэлбрейта прямой речи намного меньше. При этом автор передает внутреннюю речь героя, что обогащает картину, позволяет создать более целостный портрет героя.

Использованные источники:

1. Кабанов, А. Н. Дж. К. Роулинг (J. K. Rowling) / А. Н. Кабанов // Лаборатория Фантастики. [Электронный ресурс]. 2017. - Режим доступа: https://fantlab.ru/autor131 (дата обращения: 11.02.2017).

2. Кудрявцева, Н. П. К типологической характеристике широкозначной номинации в английской разговорной речи //Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. Горький. - 1987. - С. 83-88.

3. Connelly, M. The city of bones. [Электронный ресурс]. 2002. - Режим доступа: http://www.michaelconnelly.com/novels/cityofbones/ (дата обращения 18.12.2016).

4. Galbraith, R. The cuckoo's calling. [Электронный ресурс]. 2013. - Режим доступа: http://www.goodreads.com/book/show/16160797-the-cuckoo-s-calling (дата обращения 20.12.2016).

УДК 37

Усеинова Э.Н. студент 4 курса

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский Инженерно-Педагогический Университет» факультет психологии и педагогического образования кафедра специального (дефектологического) образования)

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С ЗПР СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье раскрыта актуальность данной проблемы, названы методы и методики исследования детей с ЗПР 5 класса, обсуждены результаты исследования агрессивного поведения старших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, задержка психического развития, старшие школьники.

Useinova. E. N.

Fourth year student

State budget educational institution of higher education of the Republic of

Crimea

"Crimean Engineering Pedagogical University" Faculty of Psychology and Teacher Education Department of special (defectology) education)

Russia, Simferopol PECULIARITIES OF DIAGNOSTICS OF THE LEVEL OF

AGGRESSION IN STUDENTS WITH SENIOR SCHOOL AGE.

Annotation: The article reveals the urgency of this problem, the methods and methods of research of children with the 5th grade of education are described, the results of the study of the aggressive behavior of older schoolchildren with a delay in mental development are discussed.

Keywords:. Aggressiveness, aggressive behavior, delayed mental development, older schoolchildren.

Проблема проявления агрессии и агрессивного поведения детей в детском и подростковом возрасте с задержкой психического развития (ЗПР), является актуальной в современной коррекционной психологии. В какой бы форме не проявлялась агрессия, она представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу. Проявление агрессии и агрессивного поведения детей в детском и подростковом возрасте с ЗПР - это многоаспектный, сложный в понимании причинно - следственных механизмов возникновения феномен [2].

Проблему агрессивного поведения у детей с ЗПР рассматривали такие ученые как Р. Л. Аткинсон, Б. С. Братус, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Б. В. Зейгарник, Е. С. Иванов, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, С. С. Мухин, Л. Д. Столяренко, М. С. Певзнер, Л. М. Шипицына.

Организации внеурочной деятельности, направленной на снижение уровня агрессивного поведения у старших школьников с задержкой психического развития занимались такие авторы как Г. Э. Бреслав, А. О. Караанова, Е. А. Медведева, К. А. Михальченко, Б. П. Пузанов, Т. Г. Румянцева, М. Удовенко.

Проблемой диагностики и выявления агрессивного поведения занимались такие авторы как Дж. Букк, В. Вульф, Э. Вагнер, М. З. Дукаревич, М. А. Панфилова, А. Басс и Э. Дарки.

Методы исследования: теоретические - анализ психолого -педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования; эмпирические - констатирующий эксперимент (проективные методики «Кактус», «Несуществующие животное» и опросник Басса Дарки).

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Исходя из диаграмм, следует, что из общего количества учащихся (10 учеников), в 7 из них склонны к агрессии, что составляет 70% от общего числа учащихся. При этом большинство учащихся склонны проявлять агрессию в разных формах, комбинируя физическую агрессию с вербальной и косвенной агрессией. Нами целенаправленно были указаны лишь три формы агрессии, т.к. по данным исследования все учащиеся склонны проявлять косвенную агрессию, комбинируя ее с подозрительностью, раздражительностью, обидчивостью, негативизмом в определенных ситуациях. Также считаем, что данные виды агрессии являются следствием психоэмоциональных особенностей учащихся данной категории [3].

Показатели склонности к агрессии учащихся школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нами был проведен анализ существующих методик диагностики агрессивности. Среди большого списка методик для выявления агрессивности у детей с задержкой психического развития, мы выбрали следующие: проективные методики «Несуществующее животное», «Кактус», и опросник тест Басса Дарки.

С помощью проективных методик «Кактус» и «Несуществующее животное» нами был выявлен уровень агрессивности, присущий данной группе учащихся.

Исходя из наблюдений за старшими школьниками с задержкой психического развития и показателей таблицы «Характерологические особенности агрессивных детей и подростков (М. Алворд), мы можем сделать вывод о том, что присутствие агрессивного поведения отмечается у половины детей данной группы. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом) -7; инициируют физические драки -6; используют в драке

предметы, которые могут ранить - 6; физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно) - 6; воровство по отношению к человеку, который не нравится - 2; намеренная порча имущества - 4; шантаж, вымогательство - 2. Из беседы с педагогом и личных наблюдений было выявлено, что учащиеся часто дерутся, оскорбляют друг друга, не обращают внимания на замечания педагогов.

Следующая методика для выявления агрессии у учащихся с задержкой психического развития, был рисуночный тест «Несуществующие животное». Полученные данные позволили сделать нам следующие выводы: высокий уровень агрессивности присутствует у 2 учащихся, средний уровень у 3 учащихся, и низкий у 5 учащихся 5 класса с задержкой психического развития.

Следующая методика, которая предлагалась старшим школьникам с задержкой психического развития была проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова). На основе анализа работ учащихся можно отметить наличие среднего и высокого уровней агрессивности. Точнее высокий уровень агрессивности наблюдается у 1 ученика, а средний у 9 учащихся 5 класса с ЗПР.

Далее учащимся предлагался опросник Басса - Дарки. Учащимся был представлен опросник в виде 75 вопросов. Данный тест мы проводили по частям, 75 вопросов, я разделила на 3 дня по 25 вопросов каждый день, для лучшего осмысления и понимания вопросов, некоторые вопросы я переделывала, для лучшего понимания вопросов детьми. Подведя итоги по тесту Басса Дарки, мы можем сделать вывод о том что у всех детей ярко выражена физическая, вербальная и косвенная агрессия.

Таким образом, на основании проведенного нами диагностического исследования можно сделать вывод, что учащимся с задержкой психического развития старшего школьного возраста, присущ средний и высокий уровень агрессивности, а также данная категория учащихся нуждается в психокоррекционной помощи и поддержке, направленной на снижение показателей данного эмоционального состояния.

Выводы:

Таким образом, на основании проведенного нами диагностического исследования можно сделать вывод, что учащимся с задержкой психического развития подросткового возраста, присущи средний и высокий уровень агрессивности, а также данная категория учащихся нуждается в психокоррекционной помощи и поддержке, направленной на снижение показателей данного эмоционального состояния.

В качестве методов коррекции агрессивного поведения учащихся 5 класса с задержкой психического развития, мы разработали комплекс игр и упражнений в которые вошли: спортивные эстафеты, «минутки радости» между уроками, сюжетно - ролевые игры, проигрывание сюжетов из положительных мультфильмов, арт - терапия и многие другие.

Использованные источники:

1. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие / Г.Э. Бреслав. - СПб.: Изд. «Речь», 2006. -320 с.

2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Под ред. Г. В. Бурменская и др. - М.: Академия, 2002.6.

3. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. / О. А. Карабанова - Сатира: Издательство СИОКПП, 2001. -122 с.

4. Коимтин Л. И. , Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. 2-е стереотип, изд.— М.: «Когито -Цеитр», 2014.— 197 с.

5. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Academia, 2001. - 246 c.

6. Ульенкова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание психологической помощи детям с проблемами в развитии / О. В. Лебедева -М.: Академия. 2005. С. 173.

УДК 796.011.1

Хазиев А.Р. студент 4 курса факультет «Физическая культура и спорт» Нижневартовский Государственный Университет научный руководитель: Пащенко Л.Г., к.пед.н.

доцент

Россия, г. Нижневартовск СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТОМ У ЖЕНЩИН

ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

Статья посвящена изучению мотивов, толкающих лиц зрелого возраста к занятиям физической культуры и спортом. В исследовании приняли участие 25 женщин, из них 15 занимающихся физкультурой и спортом, и 10 не занимающихся. Женщинам предоставлялись анкеты, по ответам которых выявлялись значимые и малозначимые мотивы. Исследование проводилось на базе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпия».

Ключевые слова: мотивация, оздоровительная физическая культура, мотив, исследование, зрелый возраст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.