Научная статья на тему 'Коррекция агрессивного поведения младших школьников с ЗПР'

Коррекция агрессивного поведения младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1008
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмеджанова Е. О.

В статье анализируются результаты эмпирического исследования агрессивного поведения младших школьников с ЗПР и возможности коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция агрессивного поведения младших школьников с ЗПР»

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

© Ахмеджанова Е.О.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье анализируются резуньтаты эмпирического исследования агрессивного поведения младших школьников с ЗПР и возможности коррекции.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Кризисные, переходные, периоды сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Так, если взрослые переживают кризисы каждые 7-10 лет, то у ребенка кризисные явления наблюдаются значительно чаще [1].

В целом возрастная динамика агрессии соответствует возрастным «кризам» в 3-4 года, 6-7 лет и пубертате. Можно заключить, что агрессивное поведение для детского и подросткового возраста - достаточно обычное явление. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Агрессивное поведение у детей формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых. Вместе с тем на развитие агрессивного поведения влияют особенности темперамента ребенка, его возбудимость и сила эмоций. Естественно, что в состоянии фрустрации ребенок ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе в драке. Для некоторых детей участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения.

Становление агрессивного поведения ребенка может происходить под влиянием самых разнообразных факторов. Это могут быть определенные индивидуальные, внешние (жара, шум, теснота и т.д.), а также социальные факторы. Особые причины формирования агрессивной модели поведения выделяются в отношении детей с нарушениями психического развития. На проявление агрессивности у таких детей влияют отклонения со стороны нервной системы, несоответствующее возрастной норме развитие произвольной сферы в семьях с агрессивной моделью поведения. Все эти при-

* Студент кафедры Теоретической и прикладной психологии. Научный руководитель: доцент кафедры Теоретической и прикладной психологии Е.Г. Капитанец.

чины, как правило, приводят к закреплению агрессивных действий ребенка, которые могут перерастать в устойчивую личностную черту.

Наряду с общими особенностями проявления агрессии в поведении детей с ЗПР и с нормальным темпом развития В.В Кисова, И.А. Конева выделяют специфические особенности агрессии у младших школьников с ЗПР [3]:

1. повышенная ситуативная зависимость агрессивных проявлений в силу сниженных адаптивных возможностей детей с ЗПР;

2. ригидность аффективных состояний и длительность их последствий, что зачастую является причиной социальной неадекватности и дезадаптации детей с ЗПР;

3. преобладание в поведении физической агрессии, как возможное отражение алекситимии.

Агрессивные тенденции у детей с ЗПР (желание драться, грубить) проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников. Причиной отклонений могут являться проблемы семейного воспитания [7].

В младшем школьном возрасте инициатором агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится более организованным.

По словам Г.Э. Бреслава, особо следует отметить, что для детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных и пр.) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того, чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов, телесериалов и пр. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся [2].

С целью изучения агрессивного поведения младших школьников с ЗПР было проведено исследование, в котором принимали участие учащиеся третьего и четвертого специального коррекционного класса в количестве 15 чел. с диагнозом задержка психического развития. Изучение агрессивного поведения поводилось по методикам «Тест Руки», «Кактус», «Карта наблюдения Стотта».

В результате проведенной диагностики по методике «Тест руки» проявляется высокий уровень агрессивного поведения в 100 % случаях, об этом свидетельствует большое количество ответов категорий: активность, агрессивность. Например, «хватает», «бьет по мячу», «бросает», «бьет», «толкает», «душит», «лупит», «злится», «в лоб (зубы) дает», «отталкивает», «набрасывается», «кулаком в лицо», «сжат кулак», «оскорбляет». По методике «Кактус» высокий показатель агрессивности имеют 27,3 % респондентов, средний в 54,5 %, низкий в 18,2 %.Учащиеся с высоким и средним уровнем агрессивности изображают кактус с сильно торчащими, длинными,

Психологические науки

259

близко расположенными друг к другу иголками. По методике «Карта наблюдения Д. Скотта» были выявлены следующие результаты: высокие в 20 %, что характеризуется преобладанием плохого настроения, ребенок часто чем-то недоволен, негативно относится к замечаниям, агрессивен, средние в 66 %, что характеризует переменчивость настроения, ребенок мешает другим детям, обижает более слабых, низкие в 14 %, что говорит об отсутствии видимых признаков агрессии.

Проанализировав полученные результаты, можно вывести общую картину агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР, высокий в 49,1 %, средний в 40,1 %, низкий в 10,7 %, что связано с их особенностями развития.

Агрессивное поведение не способствуют развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый кто, занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

В работе с младшими школьниками с ЗПР основной целью коррекции является формирование интеллектуальной, психической и социальной готовности к взаимодействию в различных видах совместной деятельности. В соответствии с этой целью прививаются умения воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему (эмпатия); корректировать собственное поведение в соответствии с интересами и потребностями окружающих (толерантность); взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной деятельности (коммуникативные умения); ориентироваться в ситуации (взаимодействие); разрушать негативные стереотип восприятия социально изолированных детей и преодолевать его.

По мнению Т.П. Смирновой программа коррекции агрессивного поведения младших школьников включает в себя целевой, содержательный, технологический, диагностический и результативный компоненты [8].

Целевой компонент содержит цели, отражающие логику поэтапно усложняющейся деятельности субъектов образовательного процесса. Можно выделить три этапа работы с агрессивными детьми: осознание, накопление и применение. На первом этапе формируется мотивационная установка на сотрудничество и общение в совместной деятельности. Второй этап включает формирование системы умений, в том числе коммуникативных, активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе компромиссов. На следующем этапе у детей формируются рефлексив-ные способности совместной деятельности и общения, наращиваются положительные приобретения и темп «стихания» отрицательных проявлений.

Содержательный компонент предполагает обработку навыков межличностного взаимодействия, в процессе решаемых школой естественно-культурных, социально-культурных и социально-психологических задач.

Технологический компонент коррекционной программы направлен на становление рефлексивных механизмов личности младшего школьника с ЗПР и содержит систему специально подобранных упражнений, тренингов.

Диагностический компонент коррекционной программы включает тестовые методики, позволяющие определить качественные и количественные показатели на каждом этапе работы; адекватно осуществлять коррекцию агрессивного поведения детей.

Результативный компонент отражает динамику позитивных изменений в поведении младших школьников.

Для того чтобы результаты работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Список литературы:

1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.

3. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. -СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

4. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

5. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 272 с.

6. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - 2-е изд. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2005. - 480 с.

7. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.

8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.

9. Ульенкова УВ., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ И САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

© Балюк А.К.*

Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Внешность - это то, чем обладает каждый человек независимо от пола, возраста, расовой и этнической принадлежности. Это то, что осознан-

* Студент 4 курса. Научный руководитель: старший преподаватель кафедры Психологии личности, кандидат психологических наук Л.Б. Можейкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.