Научная статья на тему 'Описание внешности и самоотношение подростков: исследование взаимосвязи'

Описание внешности и самоотношение подростков: исследование взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
915
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Балюк А. К.

Внешность – это то, чем обладает каждый человек независимо от пола, возраста, расовой и этнической принадлежности. Это то, что осознанно, а большей частью неосознанно влияет на восприятие самих себя, других, на мироощущение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание внешности и самоотношение подростков: исследование взаимосвязи»

Диагностический компонент коррекционной программы включает тестовые методики, позволяющие определить качественные и количественные показатели на каждом этапе работы; адекватно осуществлять коррекцию агрессивного поведения детей.

Результативный компонент отражает динамику позитивных изменений в поведении младших школьников.

Для того чтобы результаты работы с агрессивным ребенком был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, предусматривающий проработку каждой характерологической особенности данного ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет нестойким.

Список литературы:

1. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.

2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. - СПб.: Речь, 2004. - 144 с.

3. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. -СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

4. Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

5. Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс; Универс, 1994. - 272 с.

6. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии. - 2-е изд. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2005. - 480 с.

7. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / Сост. О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2004. - 432 с.

8. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 160 с.

9. Ульенкова УВ., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ И САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

© Балюк А.К.*

Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск

Внешность - это то, чем обладает каждый человек независимо от пола, возраста, расовой и этнической принадлежности. Это то, что осознан-

* Студент 4 курса. Научный руководитель: старший преподаватель кафедры Психологии личности, кандидат психологических наук Л.Б. Можейкина.

но, а большей частью неосознанно влияет на восприятие самих себя, других, на мироощущение. Восприятие человека человеком начинается с восприятия внешности другого, так как это первая информация, которая доступна органам восприятия и которая постоянно находится на виду во время социального взаимодействия, независимо от того, нравится нам это или нет. В формировании представлений человека о себе, о своем Я прямое или опосредованное восприятие своего тела и внешности также играют существенную роль. Переживания по поводу внешности являются важнейшим фактором, определяющим становление личности индивида [9].

Тема внешности особенно важной становится в критические периоды изменения внешности или её становления. К одному из таких периодов можно отнести подростковый возраст. Именно на этом жизненном этапе переживания по поводу внешности являются важнейшим фактором, определяющим становление и дальнейшее функционирование личности индивида.

Фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые характерны для подросткового периода, имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности человека: вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в собственный внутренний мир. Постепенно складывается «Я - концепция» -относительно устойчивая, более или менее осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе [11].

Цель исследования: выявить взаимосвязь между описанием внешности подростком и показателем самоотношения, выделить специфические различия в описании.

Объект исследования: описание собственной внешности подростками.

Предмет исследования: описание собственной внешности подростками с разными показателями самоотношения.

В работе была выдвинута гипотеза: существуют специфические особенности описания своей внешности у подростков с разными показателями самоотношения. Данные особенности могут проявляться в:

- использовании разных по семантике лингвистических категорий;

- разном объеме текста.

Методы исследования:

- тестирование (Методика - Тест-опросник самоотношения В.В. Сто-лина);

- контент-анализ текстов подростков на тему «Мой словесный портрет»;

- математико-статистический анализ полученных данных.

Для контент-анализа текстов, полученных в результате исследования, были введены следующие категории:

1. общее количество слов;

2. личные местоимения. Было подсчитано, сколько раз подросток использует в своём ответе личные местоимения, такие, как: я, себя, мне и т.п.;

3. конкретизация. При анализе было замечено, что некоторые подростки, характеризуя свою внешность, слишком часто ссылаются на точные данные измерения (указание на конкретное число), или же дополняют свой рассказ мельчайшими деталями (например, длина носа);

4. внешние атрибуты. Ссылка на материальные ценности, дополняющую внешность. Это может быть одежда, аксессуары, детали внешнего вида, указывающие на материальное благосостояние;

5. оценочные прилагательные. Например: хороший, плохой, великолепный, отличный, отвратительный, ужасный, важный, значительный и т.п.;

6. описательные прилагательные. Они отражают свойства предмета, а также физические качества, например, цвет, возраст;

7. параметрические прилагательные. Характеризуют основные измерения материального объекта, например, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий.

Выборка: в эмпирическом исследовании приняли участие 35 учеников (19 девочек, 16 мальчиков) 8-х классов в возрасте 13-14 лет.

Общий анализ текстов показал, что подростки с разными показателями самоотношения в основном описывали верхнюю часть тела, преимущественно лицо. Например:

«Глаза разные, один - зеленый, другой - светло-голубой, длинные ресницы, лицо квадратной формы, губы пелъмешкой».

«Вытянутое лицо, губы правильной формы, красивый нос, лицо в веснушках».

«Глазки мои - лисьи, голубого цвета, личико немного кругловатое».

«Глаза большие, голубые, лицо круглое, зубы ровные, проколот нос, в ушах 7 пирсингов».

«Волосы длинные русые и классно кудрявые, а если еще на солнце выгорят. У меня очень разное лицо. В профиль четкое и аккуратное, а вот прямо посмотришь - квадратура. Но я себя за это и люблю, потому что куколок только за внешность и ценят, а я такая».

Это может свидетельствовать о том, что лицо для подростков является важным элементом коммуникации.

Большая часть подростков указывали свой рост (некоторые в сантиметрах) и общий вид телосложения. Вес и рост - это основные параметры, которые претерпевают стремительные изменения в этот период. Например:

«Телосложениеу меня среднее, рост примерно 1 м 68 см».

«Рост примерно 1м 80 см, стройная».

«... невысокогороста, с плохой фигурой».

Основываясь на данных сравнения групп подростков с различным показателем самоотношения и результатах корреляционного исследования можно сделать следующие выводы:

1. наличие достоверного различия в группах по категориям конкретизации (р = 0,000287) и внешней атрибуции (р = 0,000195) и наличие положительной корреляционной связи между данными категориями и показателем самоотношения (г = 0,51) говорит о том, что подростки с ярко выраженным уровнем самоотношения при описании своей внешности ориентированы на подробное фактическое описание своей внешности. Они ссылаются на большее количество деталей, связанных в основном с ростом, весом, длиной волос;

2. наличие достоверного различия в группах по категории частоты встречаемости описательных прилагательных (р = 0,015608) и наличие положительной корреляционной связи между данной категорией и показателем самоотношения (г = 0,369455) говорит о том, что подростки с ярко выраженным уровнем самоотношения склонны описывать свою внешность более объективно, опираясь на фактические данные, не давая свою оценку;

3. наличие достоверного различия в группах по категории частоты встречаемости оценочных прилагательных (р = 0,007706) свидетельствует о том, что подростки с невыраженным показателем самоотношения склонны давать свою интерпретацию собственной внешности;

4. было отмечено отсутствие достоверных различий между группами по общему количеству слов и отсутствие корреляции между данной категорией и уровнем самоотношения, что может свидетельствовать о том, что подростки придают одинаковое значение описанию своей внешности, при этом акцентируя внимание на разных аспектах внешности.

Таким образом, подростки с не выраженным показателем самоотношения больше ориентированы на свои внутренние переживания, чем подростки с ярко выраженным показателем. В их работах чаще встречались размышления по поводу внешности, чем какие-либо конкретные данные или подробное описание физических параметров. Также было выявлено, что подростки с не выраженным показателем самоотношения описывают свою внешность, опираясь не на фактическую данность, а на своё видение её. Они склонны давать внешнему облику свою оценку.

В заключении можно сказать, что предполагаемое наличие связи между показателем самоотношения и описанием собственной внешности подтвердилось.

Список литературы:

1. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.i-u.ru\biblio.

2. Берне Э. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1996.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фель-дштейна. - М.: Изд-во Института практической психологии, 1995.

4. Колышко A.M. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004.

5. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984.

6. Кон И.С. Психологияюношеского возраста. - М.: Просвещение, 1979.

7. Манекин Р.В. Контент-анализ как метод исторического исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.manekin.narod.ru/contentM.htm.

8. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Просвещение, 1991.

9. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. - СПб.: Питер, 2009.

10. Реан A.A. Психология от рождения до смерти. - СПб., 2001.

11. Реан A.A. Психология подростка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

12. Самосознание и защитные механизмы личности / Ред. Д.Я. Райго-родский. - Самара: Бахрах-М, 2000.

13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

14. Grogan S. Body image: Understanding Body Dissatisfaction in men, women and children. - 1999.

15. Harter S. The Construction of Self: A Developmental Perspective. -New York: The Guilford Press, 1999.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

© Волохова М.А.*

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, г. Саранск

Старший школьный возраст считается особым периодом для дальнейшего развития творческих способностей. В этот период на основе «общих» формируются «специализированные способности»: способности к творчеству, связанные с определенной сферой человеческой деятельности. Самооценка оказывает непосредственное влияние на развитие и проявление творческих способностей в юношеском возрасте.

Сегодня общество предъявляет к выпускникам школы высокие требования. Помимо знаний они должны обладать такими качествами, как самостоятельность, умение делать выбор, мобильность, креативность.

* Студент кафедры Специальной и прикладной психологии. Научный руководитель: доцент кафедры Специальной и прикладной психологии, кандидат психологических наук Н.Ф. Сухарева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.