Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Расулова Феруза Файзуллаевна

Представлен краткий анализ основных подходов к диагностике агрессивного поведения, выделены задачи психодиагностической работы с агрессивными детьми, основные направления и методы.Brief analysis of the main approaches to the diagnosis of aggressive behavior is presented, the tasks of psychodiagnostic work with aggressive children, the main directions and methods are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ»

«

I

SCIENCE TIME

I

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Расулова Феруза Файзуллаевна, Международная исламская академия Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

E-mail: ffrasulova@mail.ru

краткии анализ основных подходов к поведения, выделены задачи

агрессивными детьми, основные направления

поведение, поведения,

агрессия, методы

Аннотация. Представлен диагностике агрессивного

психодиагностической работы с и методы.

é Ключевые слова: агрессивное

действия, коррекция агрессивного поведения.

Abstract. Brief analysis of the main approaches to the diagnosis of aggressive behavior is presented, the tasks of psychodiagnostic work with aggressive children, the main directions and methods are highlighted.

Key words: aggressive behaviour, aggression, aggressive actions, correction of aggressive behaviour, correction methods.

агрессивные агрессивного

Повышенная агрессивность детеИ является одноИ из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Особенно важным изучение агрессивности является в младшим школьного возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

На первом этапе работы с ребенком важно понять, с чем именно мы имеем дело - действительно с агрессивными проявлениями как отклонениями, требующими коррекционного вмешательства, или с возрастными особенностями его поведения. Психологу необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1. ДетеИ 6-7 лет отличаются повышенной эмоциональностью. Их эмоционально-волевая и познавательная сферы окрашены сильными переживаниями. Дети еще не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их проявление. Они очень непосредственны, откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Младшие школьники

»

19

1 SCIENCE TIME 1

отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям чувств. И только с годами развивается способность их регулировать, сдерживать нежелательные проявления. Наличие признаков импульсивного поведения у младших школьников является возрастной особенностью. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. Разумеется, поведение ребенка может в большей или меньшей степени отклоняться от нормального. Незначительные отклонения есть у всех детей. В различные периоды жизни появляется или исчезает стремление к отклоняющемуся поведению. Специалисты говорят даже о наличии сензитивных, то есть наиболее благоприятных периодов для его возникновения.

2. Они стремятся к самоутверждению среди сверстников, им свойственна конформность. В то же время огромное значение для развития их личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Получение положительных эмоций -первейшая человеческая потребность. Поэтому желание ребенка заслужить одобрение и симпатию сверстников является одним из основных мотивов его поведения. В младшем школьном возрасте потребность в признании проявляется двояко: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Данная потребность выражается в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать или выразительно прочитать текст. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это касается его успехов в школе), может стать причиной проблем в его поведении. Очень часто агрессивные проявления, необоснованные своевольные выходки с целью обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми, становятся, по существу, примитивными асоциальными формами поведения. В данную категорию, как правило, попадают дети, неуспешные в школе или чрезмерно избалованные родителями, либо те, на которых обращают мало внимания, или же ослабленные, безынициативные, отстающие от сверстников. Во всех случаях такие дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Подобные особенности могут обнаруживаться в поведении ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявиться в подростковом возрасте в асоциальном поведении.

3. Одной из игровых форм в этом возрасте являются «игры-потасовки». И.А. Фурманов (2007) выделяет такую игровую форму поведения младших школьников, как «игры-потасовки». Они особенно популярны у мальчиков и, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что подчас сильно раздражает родителей и педагогов. Однако такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Во-первых, подобная «возня» детей - это всего лишь форма игры, и, как всякая игровая активность, она является добровольной

1 SCIENCE TIME 1

и приносит удовольствие. Кроме того, если бы ребенку это было неприятно и причиняло страдания, он скорее всего стремился бы избежать общения с агрессором, а не затевал с ним очередную «кучу малу». Во-вторых, игры-потасовки способствуют развитию у детей определенных позитивных функций, например двигательных способностей, навыков социальной аффилиации и сотрудничества, умения совместно решать проблемы и пр. В-третьих, хотя игры-потасовки и являются очень распространенной формой выражения детской агрессии, они обычно не мотивированны желанием умышленного нанесения ущерба партнеру. В-четвертых, ребенок с ярко выраженной агрессией и стремлением обидеть другого со временем лишается возможности участвовать в играх-потасовках, так как в большинстве случаев дети начинают избегать его. Психологической основой таких игр является желание повеселиться, разрядиться, реализовать те потребности, которые блокированы в реальной жизни.

Все перечисленные возрастные особенности необходимо учитывать при проведении диагностического обследования. И, если проявления агрессии у ребенка являются единичными, не повторяются часто в различных сферах жизни и соответствуют представленным выше параметрам, то психологу нужно предоставить педагогам, либо родителям грамотные рекомендации по взаимодействию с ребенком в данном возрасте, но не обсуждать вопрос наличия у ребенка отклонений.

Диагностические методы определения причин агрессии для дети мы можем выделить следующие: наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Н.В. Клюевой и Ю.В. Филипповой, тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля, тест Розенцвейга для изучения особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях, тест «Руки» (Hand - Test), тест «Сказка» Э.Дюсс

Для родителей полезны следующие методы: тест «АСВ», анкета для выявления эмоционально-личностных проблем детей Хельбрюгер Т.; тест «Руки» (Hand - Test)

Литература:

1. Rasulova F.F. Characteristics of principal ways and metods of correction of aggressive behavior among teenagers // Theoretical & Applied Science. - 2016. - № 9. - С. 173-176.

2. Нишонова З.Т., Аскарова Н.А., Расулова Ф.Ф. Диагностика и психокоррекция детей с агрессивным поведением. - Ташкент, 2011.

3. Расулова Ф., Абдумаликова С. Оилавий муносабатларнинг шахс ривожланишига ижтимоийпсихологик таъсир // «Ислом тафаккури» журнали махсус сон, 2020.

4. Расулова Ф.Ф. Психокоррекционные работы практического психолога с агрессивным ребёнком // Science And World. - 2013. - С. 97.

»

21

1 SCIENCE TIME 1

5. Расулова Ф.Ф. Дифференциально-психологические особенности агрессивности у подростков // Наука и мир. - 2020. - Т. 2. - № 4. - С. 87-90.

6. Назаров А. Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений // Молодой ученый. - 2019. - № 44. - С. 298300.

7. Nazarov A.S. Psychological analysis of levels of administration of management decisions //Вопросы экономики и управления. - 2020. - № 3. - С. 1-5.

8. Умаров Б.М., Назаров А.С. Низоли вазиятларда бошкарув карорларини кабул килишнинг ташкилий ва ижтимоий-психологик механизмлари // Молодой ученый. - 2020. - № 7. - С. 352-353.

9. Nazarov A.S. et al. К,арор кабул килиш бошкарув фаолиятининг психологик мезони сифатида // Молодой ученый. - 2020. - № 11. - С. 280-282.

10. Назаров А.С. Adoption of management decisions as the main function of the modern manager // Проблемы современной экономики. - 2020. - С. 7-12.

11. Назаров А.С., Худайбергенова З. Socio-psychological features of management decision-making // Молодой ученый. - 2020. - № 50. - С. 430-432.

12. Назаров А.С. Psychological aspects of managerial decision making // Молодой ученый. - 2020. - № 44. - С. 45-48.

13. Назаров А.С. Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера // Вопросы экономики и управления. - 2020. - № 2. - С. 1-5.

14. Nazarov A.S. Psychological foundations of managerial decision-making // Молодой ученый. - 2021. - № 3. - С. 46-48.

15. Назаров А.С. The psychology of decision-making strategies // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 1-7. - С. 79-82.

16. Назаров А.С. и др. Психологические особенности разработки и реализации управленческих решений // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 2-9. - С. 31-35.

17. Назаров А. Scientific and methodological foundations of the influence of the social and psychological properties of the manager on managerial decisions // Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - № 4/S. - С. 523-532.

18. Назаров А. Научно-методические основы влияния социальнопсихологических свойств руководителя на управленческие решения // Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - № 4/S. - С. 523-532.

19. Умаров Б.М. Неблагополучная семейная микросреда как фактор возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних детей и подростков // Федерация. - 2008. - № 8. - С. 51.

20. Умаров Б.М., Шойимова Ш.С. Касбий психология // Дарслик «LESSON PRESS» Тошкент. - 2018. - Т. 278.

21. Умаров Б.М., Ражабова Ф.П. Вояга етмаганларда хулк OFиши ва тарбия бузилишининг ижтимоий-психологик омиллари // Современное образование (Узбекистан). - 2015. - № 8.

22. Умаров Б.М., Одинаматова Ш.Ш. Мулокотнинг шахс ижтимоийлашуви жараёнидаги ахдмияти // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2016. - № 18. - С. 43-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.