Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогическая оценка / формирование личности оценочные воздействия / формальная оценка / содержательно-мотивированная оценка / педагогический стиль / общение / самооценка / творческие способности детей успехи и неудачи / система педагогического отношения / оценка учебной деятельности / оценка личности. / Pedagogical assessment / personality formation / evaluative influences / formal assessment / content-motivated assessment / pedagogical style / communication / self-esteem / children's creative abilities / successes and failures / the system of pedagogical attitudes / assessment of educational activity / personality assessment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дусмухамедова, Шоира Акбаровна

В статье описывается, значение педагогической оценки в формировании личности детей дошкольного возраста. Описывается как педагогическая является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности дошкольников, как определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Анализируется стили общения, присущий педагогу, как одним из основных факторов влияющих на развитие личности дошкольника. Рассматривается наиболее адекватные формы оценочных воздействий педагога, тесную связь педагогической оценки со стилем работы воспитателя, а также подтверждение ее влияния на формирование личности ребенка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICAL ASSESSMENT IN THE PERSONALITY DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN

The article describes the importance of pedagogical assessment in the formation of the personality of preschool children. It is described as pedagogical is a specific stimulus that acts in the educational and educational activities of preschoolers, as it determines its success and has a complex character, including a system of various incentives. The styles of communication inherent in the teacher are analyzed as one of the main factors influencing the development of the personality of a preschooler. The most adequate forms of evaluative influences of the teacher, the close connection of pedagogical evaluation with the style of the teacher's work, as well as confirmation of its influence on the formation of the personality of a preschool child are considered.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дусмухамедова Шоира Акбаровна

Международная исламская академия Узбекистана shoiradusmukhamedova@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье описывается, значение педагогической оценки в формировании личности детей дошкольного возраста. Описывается как педагогическая является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности дошкольников, как определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Анализируется стили общения, присущий педагогу, как одним из основных факторов влияющих на развитие личности дошкольника. Рассматривается наиболее адекватные формы оценочных воздействий педагога, тесную связь педагогической оценки со стилем работы воспитателя, а также подтверждение ее влияния на формирование личности ребенка-дошкольника.

Ключевые слова: Педагогическая оценка, формирование личности оценочные воздействия, формальная оценка, содержательно-мотивированная оценка, педагогический стиль, общение, самооценка, творческие способности детей успехи и неудачи, система педагогического отношения, оценка учебной деятельности, оценка личности.

ABSTRACT

The article describes the importance of pedagogical assessment in the formation of the personality of preschool children. It is described as pedagogical is a specific stimulus that acts in the educational and educational activities of preschoolers, as it determines its success and has a complex character, including a system of various incentives. The styles of communication inherent in the teacher are analyzed as one of the main factors influencing the development of the personality of a preschooler. The most adequate forms of evaluative influences of the teacher, the close connection of pedagogical evaluation with the style of the teacher's work, as well as confirmation of its influence on the formation of the personality of a preschool child are considered.

Keywords: Pedagogical assessment, personality formation, evaluative influences, formal assessment, content-motivated assessment, pedagogical style, communication,

self-esteem, children's creative abilities, successes and failures, the system of pedagogical attitudes, assessment of educational activity, personality assessment.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности определяет её успех и имеет комплексный характер, включая в себя систему разнообразных побудителей. Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: органических, материальных, моральных, индивидуальных, социально-психологических.

Педагогическая оценка является одной из форм социальной оценки и выступает «фактом непосредственного руководства учеником» (1).

Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).

Основные функции оценочных воздействий.

1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;

2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.

3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.(1)

Оценка педагога.

• способствует развитию чувства долга у детей;

• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;

• способствует формированию трудолюбия;

• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др. (5)

Личность ребенка-дошкольника формируется не только в семье. В каких-то случаях ни семья, ни пребывание ребенка в обществе ему подобных не могут обеспечить целиком формирования его личности. Личностные качества детей во многом определяются характером педагогического общения с дошкольниками, а именно характером педагогической оценки воспитателя детского сада.

Психолого-педагогических исследованиях дошкольного детства многие вопросы о влиянии оценочных воздействий изучались в контексте проблемы влияния стиля отношений воспитателя к детям. Стиль и характер отношений

сказывался на успешности и ходе учебно-воспитательного процесса, на формировании у детей определенных качеств и развитии личности в целом (Р.С.Буре, Т.А.Репина, Л,Н.Башлакова, Т.Й.Комиссаренко). Такой подход представляется оправданный и плодотворным, так как, с одной стороны, оценка является способом выражения определенного отношения, а с другой, специфика дошкольного возраста предъявляет свои требования к оценочным способам демонстрации отношений. (2 )

Какой должна быть педагогический стиль и педагогическая оценка в дошкольном возрасте? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, необходимо вначале уточнить, что такое стиль и оценка вообще. Способ самопроявления субъекта деятельности обозначается понятием «стиль». В самом широком смысле стиль - это устойчивая направленность в способах осуществления деятельности. Наряду с этим в психологии получило распространение понятие «индивидуальный стиль деятельности», то есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.

В узком смысле слова индивидуальный стиль деятельности рассматривается как устойчивая система способов осуществления деятельности, обусловленная типологическими особенностями. Характер выдвигаемых педагогом целей, используемые им методы и средства, способы анализа результатов работы - все это определяет стиль деятельности.

В ходе педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и ребенком, в котором участники нащупывают свой собственный взгляд на мир. Задача педагогической деятельности в том, чтобы с одной стороны развить свойственные ребенку способы мышления и укрепить их, обогатить картину мира, с другой стороны организовать взаимодействие с другой культурой, культурой взрослого человека. Стиль общения, присущий педагогу, является одним из важных моментов развития личности дошкольника.(4) Стиль педагогического руководства можно определить, как приемы воспитательного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требований, ожиданий и оценивания соответствующего поведения и деятельности воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельности и общения детей и имеет соответствующие способы реализации отношения педагога к личности ребенка, связанные с достигнутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Чтобы выявить, какой должна быть педагогическая оценка в дошкольном возрасте, был проведен эксперимент, где по результатам обследования большого количества детских садов и знакомства со стилем работы многих воспитателей были выбраны две подготовительные группы, воспитатели которых придерживались диаметрально противоположных способов оцениваний деятельности и поведения детей.(3) Одна воспитательница ограничивалась преимущественно формальной , вторая содержательно-мотивированно оценкой. Когда детей этих одновозрастных групп обследовали с помощью специальных психологических методик, то обнаружились существенные различия в их общем психическом развитии, в произвольности поведения, в творческих потенциях, самобытности и оригинальности продуктов детского творчества, в характере взаимоотношений, в группе, наконец, в успешности и качестве усвоения детьми на занятиях элементарных математических знаний. Эти различия оказались не в пользу формальной оценки.

Следует еще раз оговорить, что наряду с развернутой содержательно -мотивированной оценкой, в экспериментальном обучении применялась и формальная оценка типа: "молодец", "правильно", "хорошо" и т.д, Такая оценка выполняла две основные функции. Она использовала в целях упоминавшейся демонстрации доброжелательности отношения взрослого к ребенку и создания положительного эмоционального фона для организации совместной работы на занятиях. Другая функция формальной оценки состояла в контроле и ориентировании собственной оценочной деятельности детей. Так, когда установились устойчивые деловые отношения, дети были вовлечены в работу и было понятно, что они сами достаточно осознанно оценивают свои действия и их результаты, то в целях экономии времени и сохранения рабочего темпа на занятиях вполне достаточно было просто подтвердить их собственную внутреннюю оценку без особого ее обоснования.

Таким образом, результаты экспериментального обучения показали тесную связь педагогической оценки со стилем работы воспитателя, а также подтвердили ее влияние на формирование личности ребенка-дошкольника. Установлено, что воспитатели с авторитарным стилем используют формальную оценку, в том числе отрицательную, в то время как воспитатели демократического стиля широко применяют содержательно-мотивированную оценку и создают условия для собственной оценочной деятельности детей. Учет возрастной специфики детей-дошкольников в особенностях

педагогической оценки предполагает поддержание в детях уверенности в устойчиво доброжелательном отношении к ним воспитателя.

По нашим данным, оценка педагога формирует творческие способности детей, взаимоотношения в детском коллективе, произвольность поведения, а также влияет на качество усваиваемых на занятиях знаний. Таким образом, чтобы повысить действенность педагогической оценки, надо получить представление о личности ребенка, исследовать все сферы его развития.

Рекомендации:

1.Важно избежать такого восприятия ребенком отрицательной педагогической оценки, когда он принимает ее за оценку воспитателем его самого как личности в целом.

2.Для того чтобы этого не произошло, педагогу необходимо ''помочь ребенку-дошкольнику отделить себя от своей деятельности.

3. Дошкольники нуждаются в подтверждениях доброжелательности значимых для них взрослых, им как воздух.

3. Ребенок должен быть уверен в доброжелательности взрослого и хорошем к нему отношении. Только на этом фоне возможна конструктивная отрицательная оценка, не наносящая ребенку психологической травмы.

4.Содержательно-мотивированная оценка педагога создает условия для собственной оценочной деятельности детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.2 / Под ред. A.A. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980, с.9-127.

2. Дусмухамедова Ш.А. Психологические особенности педагогической оценки в обучении детей шестилетнего возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987. 24 с : Канд дис. - М.: НИИ АПН СССР, 1988.-162 с, 1987.

3. Дусмухамедова Ш., Салиева Д., Максимова Л. А. Соотношение уровня развития академической самостоятельности младших школьников с показателями учебной мотивации и стилем педагогической деятельности (на примере учащихся начальных школ Узбекистана) //Педагогическое образование в России. - 2020. - №. 2. - С. 77-83.

4. Дусмухамедов О. С., Дусмухамедова Ш. А. УЗБЕКИСТОН АДОЛИСИНИНГ МОЛИЯВИЙ САВОДХОНЛИГИНИ ОШИРИШ ИСТЩБОЛЛАРИ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА //ББК 74.48 Р 76. - С. 193.

5. Назаров А. С., Худайбергенова З. Socio-psychological features of management decision-making //Молодой ученый. - 2020. - №. 50. - С. 430-432.

6. Назаров А. С. Psychological aspects of managerial decision making //Молодой ученый. - 2020. - №. 44. - С. 45-48.

7. Назаров А. С. Принятие управленческих решений как основная функция современного менеджера //Вопросы экономики и управления. - 2020. - №. 2. -С. 1-5.

8. Nazarov A. S. Psychological foundations of managerial decision-making //Молодой ученый. - 2021. - №. 3. - С. 46-48.

9. Назаров А. С. THE PSYCHOLOGY OF DECISION-MAKING STRATEGIES //Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - №. 1-7. - С. 79-82.

10. Назаров А. С. и др. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ //Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - №. 2-9. - С. 31-35.

11. Назаров А. Scientific and methodological foundations of the influence of the social and psychological properties of the manager on managerial decisions //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 4/S. - С. 523-532.

12. Назаров А. Научно-методические основы влияния социальнопсихологических свойств руководителя на управленческие решения //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 4/S. - С. 523-532.

13. Касимова З. Х., Джалилова Ф. С. Перспективы самореализации личности в условиях дистанционного обучения //Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2016. - С. 233-235.

14. Kasimova Z. H. The use of interactive methods in the development of critical and creative thinking //The edition is included into Russian Science Citation Index. -2014. - С. 132.

15. Касимова З. Х. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ЛИЧНОСТИ ОТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ //Редакционная коллегия. - С. 133.

16. Khamidovna K. Z. et al. Psychological Aspects Of The Development Of Ecological Ideas Among Students //Psychology and Education Journal. - 2021. - Т. 58. - №. 2. - С. 7812-7818.

17. Умаров Б. М. Неблагополучная семейная микросреда как фактор возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних детей и

подростков //Российский научный журнал «Федерация. - 2008. - №. 8. - С. 51.

18. Умаров Б. М. Социально-психологические проблемы преступности несовершеннолетних в Узбекистане: дис. - Ташкент: автореф. дис. на соискание учен. степени д-ра психол. наук/БМ Умаров, 2009.

19. Умаров Б. М., Ражабова Ф. П. Вояга етмаганларда хул; огиши ва тарбия бузилишининг ижтимоий-психологик омиллари //Современное образование (Узбекистан). - 2015. - №. 8.

20. Rasulova N., Ulmasova D. THE IMPORTANCE OF FOLLOWING THE PROFESSIONAL AND ETHICAL PRINCIPLES OF THE PSYCHOLOGIST IN THE PROVISION OF PSYCHOLOGICAL SERVICES //The Light of Islam. - 2020. - Т. 2020. - №. 3. - С. 192-200.

21. Rasulova N. T. Узбек оилаларида репродуктив фаолиятнинг тарихий илдизлари //Молодой ученый. - 2020. - №. 8. - С. 343-345.

22. Расулова Н. Т. ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ В ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ //International scientific review. - 2020. - №. LXXIV.

23. Rasulova N. Psychological characteristics of surgeons in a state of occupational stress //Bridge to science: research works. - 2019. - С. 154.

24. Nilufar R., Jakhongir I. Psychological interpretation of managerial phenomenon in Islamic sources //Bridge to science: research works. - 2019. - С. 150-153.

25. Назаров А. С., Митина О. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ //Наука и мир. - 2020. - №. 12-1. - С. 73-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.