В.М. КУЗЬМИНА, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Курского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета
Тел. 37-71-36;[email protected]
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ (1950—1960-е ГОДЫ)
В статье рассматривается творческая деятельность писателей и художников Центрального Черноземья, направленная на освещение внутренней жизни человека в новых социально-экономических условиях 1950-1960-х годов ХХ века. Это время носит название «оттепели», но тем не менее в статье показано, что контроль за деятельностью интеллигенции сохранялся. В творчестве писателей и художников продолжают освещаться те же темы, что и в 1930-е годы, но характеры героев показаны глубже и более цельно, нежели в предыдущие годы.
Ключевые слова: индустриальная модернизация, «оттепель», художники и писатели Центрального Черноземья.
Итогом вклада творческой интеллигенции в форсированную индустриальную модернизацию в 1930-1940-е гг. явилось превращение СССР в мощное индустриальное государство. После 1953 г. экономический рост в СССР продолжал оставаться высоким, но силовые методы в экономике слабели, а материальные стимулы в должной мере так и не возникали. Перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования индустриального и сельскохозяйственного развития. Новые времена диктовали новые условия существования, новые стимулы роста. В вопросах стимулирования и мобилизации населения на трудовые подвиги должна была помочь творческая интеллигенция.
Индустриальная модернизация СССР в 1950—1960-е гг. связана с именем Н.С. Хрущева. Общепризнано, что 50-е годы ХХ века принадлежат к тем немногочисленным периодам отечественной истории, когда экономика функционировала достаточно эффективно.
Деятельность творческой интеллигенции разворачивалась в данный период в условиях «оттепели», что означало некую духовную либерализацию в социальной сфере, снижение идеологического контроля партии и государства над ее творчеством. Предвестием перемен стало возвращение из лагерей и ссылок тысяч доживших до этого дня репрессированных. Из печати почти исчезло упоминание имени Сталина, из общественных мест — его многочисленные изображения, из книжных магазинов и библиотек — изданные огромными тиражами его труды. Крупнейшим литературно-политическим событием явился II Всесоюзный съезд советских писателей, состоявшийся в Москве 15—26 декабря 1954 г. Работе съезда предшествовала длительная подготовка: в журналах и газетах было опубликовано большое количество дискуссионных статей, вопросы литературы стали занимать все более значительное место не только
__________ в специальной литературной печати, но и во всех центральных и местных газетах.
© В.М. Кузьмина
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
Писательские собрания и конференции, прошедшие во всех республиках и областях, положили начало обмену мнениями, состоявшемуся на съезде.
Несмотря на прошедший ХХ съезд КПСС, партия дала понять, что деятельность писателей также находится под серьезным контролем. В записке Отдела культуры ЦК КПСС «О некоторых вопросах развития современной советской литературы» от 27 июля 1956 г. говорится, что «общее состояние ее по-прежнему вызывает чувство неудовлетворенности у читателя. Произведений о сегодняшней действительности в журналах и издательствах опубликовано крайне мало. В некоторых из этих произведений звучат и неверные ноты». Отдел культуры ЦК КПСС отмечал, что произведений, в которых с большой художественной силой и глубиной были бы поставлены коренные вопросы современной действительности, по-прежнему крайне мало, и в этом состоит главная слабость советской литературы, хотя именно решения ХХ съезда должны были открыть творческую дорогу для писателей [5].
«Оттепельная» проза и драматургия уделяли растущее внимание внутреннему миру и частной жизни человека. На рубеже 1960-х гг. на страницах «толстых» журналов, имевших многомиллионную читательскую аудиторию, начинают появляться произведения молодых писателей о молодых же современниках. При этом происходит четкое разделение на «деревенскую» (В.И. Белов, В.Г. Распутин, Ф.А. Абрамов, ранний В.М. Шукшин) и «городскую» (Ю.В. Трифонов, В.В. Липатов) прозу.
Родоначальником и зачинателем «деревенской» литературы стал Гавриил Троепольский. Он опубликовал в эти годы ряд рассказов о деревне и сатирический цикл «Из записок агронома», в котором даны острые портреты отрицательных персонажей, разоблачены пережитки индивидуализма в сознании людей. Проблемы, затронутые в романе «Чернозем» о трудностях становления Советской власти, возникновения первых колхозов в Тамбовской и Воронежской губерниях, заставили вздрогнуть читателей, и, как пишет Д. Николаев, «это было только начало, от которого вздрогнул весь мир и заговорил то тревожно и зло, то с радостью и восхищением» [2, с. 7—12]. В произведениях молодого писателя Т. Журавлева «Комбайнеры» (1953) и Г. Николаевой «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954) была изображена деятельность работников машинно-тракторных
станций, борьба передовых людей МТС за новые методы работы.
Большой интерес вызвали произведения молодого писателя В. Тендрякова — повести «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954) и ряд рассказов, особенно «Ненастье» (1954). Читатели в этих произведениях смогли увидеть вредность чуждого духу советской морали взгляда на колхозную жизнь.
Широкую популярность получили в 1 960-е годы произведения В. Овечкина, особенно цикл очерков «В одном районе». Эти очерки, оставаясь достоверным изображением жизни одного из сельских районов средней полосы России, вместе с тем явно переросли обычный жанр очерка, приближаясь к повести. В изображении секретарей райкома, их стилей работы, их отношения к жизни, людям, труду В. Овечкин поднимается до широких обобщений и создает образы глубоко типические.
В связи с возросшим вниманием писателей к проблемам идеологической жизни советского общества, к вопросам морали конфликты стали глуб -же и сложней, чем во многих произведениях предшествующих лет. Само понимание труда стало более широким и всеобъемлющим: горьковское определение жизни как деяния, творчества получило более полное воплощение в литературе. Внимание ряда писателей было направлено на отражение тех процессов, той борьбы нового со старым, которые характерны не только для сельского хозяйства и промышленности, но и для современной советской науки, стремившейся к непрерывному движению вперед.
Промышленное строительство приобретает невиданные масштабы, охватывая отдаленные районы страны. По призыву партии молодежь осваивает целинные земли. Сварщики в поднебесье на высотной стройке, комбайнеры, убирающие хлеба на недавней целине, проходчицы, соединяющие в кольцо тоннели метро, хирург, возвращающий человека к жизни, мать, самоотверженно растящая нового гражданина социалистической Родины, часовщик, пускающий в ход тонкий, сложный механизм часов, — у каждого своя заветная, высокая цель, своя творческая вершина. Путь к ней труден, требует мужества и воли, напряжения всех сил, и на этом трудном, но прекрасном пути каждый чувствует локоть товарища. Именно такие герои современной жизни показаны в тетралогии Михаила Обухова («Корни врастают в зем-
лю», «Ястребовы», «Разные судьбы», «Жизнь не, вставить»), которую он писал в Курске. Это все посвящено формированию нового советского человека, поэтому эти произведения рассматриваются рядом с крупнейшими произведениями советской литературы. За заслуги в развитии советской литературы М.М. Обухов награжден орденом «Знак Почета» и Грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжатель-ство [3, с. 257].
Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. Произведения Михаила Коз -ловского «Любаша» (Воронеж, 1964), «Своя земля» (М., 1974) и другие остро ставят пробле-
мы отнюдь не «периферийного» значения: о жизненной позиции человека, о его ответственности перед другими людьми и перед самим собой.
Тема малой родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия, тема труда, тема формирования нового человека проходят красной нитью через все творчество другого выдающегося русского писателя этого времени — Е.И. Носова. Действительно, многие, если не большая часть его повестей и рассказов, — отчетливо курского происхождения: в них и природа родного края, и его люди. Но проблемы, ко -торые Е.И. Носов рассматривает в своих произведениях, нельзя назвать локальными. Индустриализация страны и возникновение новых городов и поселков, развитие послевоенной деревни, рост материального благосостояния народа, проблемы нравственности, традиции Великой Отечественной войны и современность, отцы и дети, взаимоотношения человека с природой, советский образ жизни — все это значимо и существенно для каждого читателя.
Художники, работающие в рамках соцреализма, продолжают пропагандировать те ценности в жизни советского общества, которые были заложены в начальный период индустриальной модернизации, поэтому тематика картин фактически не изменилась. Тема современности не сдает своих ведущих позиций в творчестве художников. Героическому труду народа, передовым труженикам посвящено много картин и портретов последних
лет. Провинциальные художники продолжали обращаться к теме трудовых будней советских граждан, но картины уже имеют гораздо меньше пафоса и обладают большей лиричностью. Таковы работы В.Н. Мягкова, уроженца г. Тамбова: «В деревне», «Колымские шофёры», «Дорога на рудник», «На работу» и т.д., работы М.Ф. Фролова, живописца, члена Союза художников (1958), участника областных, зональных и республиканских выставок [1]. Имя художницы Ксении Успенской занесено в «Книгу почета» г. Воронежа, она автор произведений: «Портрет профессора Н. А. Успенского» (1952), «Водные процедуры полезны всем» (1953), «Портрет столяра» (1954), «Не взяли на рыбалку» (1955), «Мечтатели» (1963) и других [4, с.131—136].
Аналогичны произведения членов Орловского союза художников. В них преобладают спокойные тона, свидетельствующие о гармонии с новым индустриальным миром, причем важна внутренняя гармония, которая изображена в портретах рабочих и крестьян. Так, в экспозиции Всесоюзной художественной выставки, посвященной 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции, многие посетители задерживались у картины «Бригада паровозников машиниста Ф.Ф. Чупахина», автором которой был орловский художник А.И. Курнаков. Правдивый показ жизни железнодорожников — вот одна из главных причин успеха этого произведения. В лучших из своих произведений — «Студентка» и «Доярка» — М.И. Лапшов сумел передать существенное в характере каждого из героев, и это сделало их образы живыми и убедительными.
Активная и плодотворная деятельность интеллигенции Центрального Черноземья на втором этапе индустриальной модернизации привела к тому, что провинция как таковая в нашей стране практически перестала существовать, а творчество на местах (на периферии) утратило черты былой ограниченности. Поэтому эпитеты «орловский», «тамбовский», «воронежский» или «курский» в сочетании со словом «писатель» приобрели иной, нежели раньше, смысл. Так называют художников слова, связанных с данным местом рождением, творчеством или принадлежностью к писательской организации.
Творчество интеллигенции Центрального Черноземья на втором этапе индустриальной модернизации также было направлено на поддержку
идеи индустриальной модернизации, но оно отличается тематическим и жанровым многообразием. В стихах или в прозе звучат отголоски времени, связанные с военной тематикой, с голодом, при этом художественные тексты переполнены чувствами не только авторов, но и всего народа, пережившего период тоталитаризма в стране. Од-
нако в произведениях в первую очередь выражены общечеловеческие ценности, такие как Родина, мама, родная земля, отчий дом, поэтому они продолжают волновать душу читателей, заставляют задумываться о сущности происходящих событий и учат спокойному, взвешенному миросозерцанию.
Библиографический список
1. Касюкова Л. Художник — золотые руки / Л. Касюкова // Коммуна. — 1972. — 10 декабря.
2. Николаев Д. На историческую почву: (О романе «Чернозем») / Д. Николаев // Вопросы литературы. — 1965. № 10. — С. 7—12.
3. Огнев А. Русская деревня в жизни и литературе / А. Огнев // Молодая гвардия. — 1991. — № 6. — С. 257.
4. Пашнев Э. Ксения Успенская / Э. Пашнев // Подъем. — 1973. — № 5. — С. 131—136.
5. РГАЛИ. Ф. 5. Оп. 36. Д 14. Л. 88—96. Подлинник.
V.M. KUZMINA
SPECIAL FEATURES OF THE ACTIVITY OF CREATIVE INTELLIGENTSIA UNDER THE NEW SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS FOR MODERNIZATION
(1950-1960- e YEARS)
In the article is examined the creative activity of writers and artists of the central Chernozem Region, directed toward the illumination of the internal life of man under the new social and economic conditions 1950-1960- X of the years [KHKH] of century. This time bears name “thaws”, but, nevertheless, in the article it is shown that the control for the activity of intelligentsia remained. In the creation of writers and artists continue to be illuminated the same themes as in 1930- e years, but the natures of heroes are shown deeper and more entirely, than in the previous years.
Key words: industrial modernization, “thaw”, artists the writers of the central Chernozem Region.