УДК 94 (470.323).084.5 Кузьмина Виолетта Михайловна
кандидат исторических наук,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и педагогики
Курского института социального образования
(филиал) Российского государственного
социального университета
ОТРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 1960-1980-Х ГГ.
В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ
Kuzmina Violetta Mikhaylovna
PhD in History, PhD in Psychology, Assistant Professor of the Psychology and Educational Science Department, Kursk Institute of Social Education, branch of the Russian State Social University [email protected]
REFLECTION OF THE STATE POLICY OF 1960-1980S IN THE WORKS OF THE ARTISTS OF THE CENTRAL BLACK EARTH REGION
Аннотация:
В статье рассматривается деятельность художников Центрального Черноземья, государственная политика по привлечению художников к пропаганде индустриальной модернизации средствами изобразительного искусства и появление альтернативного искусства в среде провинциальных художников.
Ключевые слова:
индустриальная модернизация, государственная политика, художники, альтернативное и традиционное искусство.
The summary:
The article considers state policy concerning involvement of the artists in popularization of the industrial modernization by means of arts. The author observes activities of the artists of the Central Black Earth Region and appearance of the alternative art.
Keywords:
industrial modernization, state policy, artists, alternative and traditional arts.
Развитие советской экономики в течение 1950-х гг. отличалось динамизмом, что в свою очередь обеспечивалось высокими темпами роста капитальных вложений и опережающим темпом ввода основных фондов. Тем самым были заложены основы для очередного этапа индустриальной модернизации в СССР. На Западе и в СССР развертывается второй этап третьей научно-технической революции, получивший название «технологическая революция». Меняется технологическая основа производства в связи с широким внедрением компьютеров, созданием гибких и ресурсосберегающих технологий, с превращением науки в непосредственную производительную силу [1, с. 54]. Это позволяет определить задачи перед художниками Центрального Черноземья в 1960-1980-е гг. следующим образом:
1. В лучших традициях, накопленных в предшествующие годы, объединять народ на решение основополагающих социально-экономических задач.
2. Продолжать пропагандировать значимость трудового и творческого энтузиазма населения.
3. Не противопоставлять городской и сельский уклады жизни, а показывать всеми средствами необходимость их совместного существования.
4. Показать значимость научных достижений для решения насущных индустриальных задач.
Период завершающего этапа индустриальной модернизации однозначно охарактеризовать трудно - это время противоречий, «оттепель» ушла в прошлое. В Тамбове художественная жизнь в этот период носила оживленный и стабильный характер, был востребован творческий потенциал людей. Существовал клуб творческих работников, где периодически проводились встречи художников, писателей, артистов. Тамбовские худож-
ники принимали активное участие во всероссийских, всесоюзных и зарубежных выставках [2, с. 76]. Алексей Павлович Краснов создал новые тематические картины, продолжающие рассказ о жизни русской деревни конца 1920-х - начала 1930-х гг. в эпоху коллективизации: «Портрет А.П. Алексеева - свинаря колхоза Коминтерн) (1960, ТОКГ (Тамбовская областная картинная галерея)), «На страже» (1967, ТОКГ), «Хлеб нашли» (1977, ТОКГ) и «Первая весна» (1980, ТОКГ) [2]. Художник открывает перед зрителем занавес на противоречивые события первых десятилетий ХХ века, свидетелем которых он был в детские годы. А.П. Краснов принимал участие на 31 областной, 7 зональных, 14 республиканских, 7 всесоюзных художественных выставках. Произведения художника экспонировались на зарубежных выставках в Венгрии, Польше, Германии [3, с. 38].
Ведущее место в творчестве Е. Рябинского принадлежит произведениям о современном колхозном селе - «Районный автобус» (1964), «Сельские будни» (1969), «Фольклорная группа Черняновского хора» (1972). Художник подолгу живет и работает в деревне, хорошо знает ее быт. Многие его работы посвящены сельской молодежи. Образ человека неотделим у художника от окружающего мира природы [4, с. 48].
Алексей Анатольевич Харитонов свободно работает в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, тематические картины. Сельская тема интересно раскрывается А.А. Харитоновым в большом живописном полотне «Новый дом» (1984). Художник поэтически светло ведет образный рассказ о рождении новой сельской семьи, живописцу удалось создать в работе атмосферу наполненного теплом летнего утра.
Ирина Феликсовна Лимантова приняла участие в зональной выставке 1984 г. «Край черноземный» с жанровой работой «Хлеб привезли». Впоследствии картина неоднократно экспонировалась, в том числе и на заграничных выставках. Художница создает необычайно цельное и гармоничное произведение как в тональном, так и в пластически-образном решении.
Характерное явление середины 1970-х - начала 1980-х гг. - создание портретов тружеников села, служащих и рабочих города: «Депутат райсовета доярка Н. Загуменова» (1973 ТОКГ), «Председатель сельсовета В. Рак» (1975 ТОКГ) Е.В. Рябинского, «Аппаратчица С. Николаева» (1972), «Портрет эксперта-криминалиста Г.Лунина» (1977) Е.В. Соловьева. В «Портрете строителя» (1979, ТОКГ), написанного В.М. Семеновым, заметна уверенная манера, фактурное наложение мазков. Удалось художнику показать и характер портретируемого за счет выразительного спокойного взгляда. Е.В. Соловьев написал ряд композиционных портретов, изображающих как конкретных людей - тружеников села, рабочих, служащих Тамбовского химического комбината - «Парторг цеха Е.П. Тимашев» (1980), «Технолог А.Н. Смирнов» (1981), так и создающих собирательные образы.
Людям тамбовского села посвящает свои работы художник О.А. Гущин (род. В 1945 г.). Это серия офортов «Девушки совхоза «Россия» (1978), «Народные умельцы Тамбовщины» (1982-1984) [5, с. 13-15].
Деятельность художников Центрального Черноземья аналогична деятельности поэтов и писателей. Члены тамбовской, воронежской, курской организаций художников держат крепкую связь с тружениками города и села, выезжают работать в творческие командировки на промышленные предприятия, новостройки, в колхозы и совхозы областей. Весной каждого года в городах Центрального Черноземья художники устраивают Недели изобразительного искусства (аналогично Неделям поэзии), персональные выставки.
1960-е гг. для Союза орловских художников связаны с притоком новых квалифицированных художников из Москвы, Ленинграда, Харькова, приехавших для преподавания на художественно-графический факультет пединститута. Уровень орловских художников стал достаточно высоким, и они достойно представили свои работы на Первой зональной
выставке «Край Черноземный» в 1964 г. в Воронеже среди художников Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Тульской областей. Эти выставки также проходили в 1967, 1969, 1974, 1980, 1984-м гг. Особенностью выставок было то, что тема напряженных трудовых будней доминировала почти во всех произведениях, представленных на них. Гигантские стройки, экономический прогресс в промышленности и успехи в сельском хозяйстве, энтузиазм советских граждан поражали художников. Главным героем экспозиций стал человек труда с его стремлением к преобразованию окружающей действительности.
У орловских художников родилась идея охватить в своих работах весь масштаб промышленных строек нашей страны, но по одному сделать художникам это было не под силу, и они стали выезжать творческими группами на крупнейшие предприятия Поволжья, Сибири, Урала, Крайнего Севера и т. д. Большой популярностью у художников пользовались крупнейшие в России и Европе Орловский сталепрокатный завод, Курский горнообогатительный комбинат, Липецкий металлургический завод и др. Такие группы работали в Брянске, Воронеже, Курске. Например, на Михайловском руднике КМА работала группа художников под руководством А.И. Курнакова (засл. художник РСФСР). Литейщики и стеклодувы, асфальтоукладчики и машинисты, кузнецы и строители, нефтяники и сварщики строят индустриальное будущее страны - то здесь, то там льется расплавленная сталь и дымят локомотивы, стрекочут ткацкие станки и грохочут вагонетки в шахтах [6, с. 67-69].
Эпоха времени наложила отпечаток на работы художников: изображения приобретают фотографическую точность, рабочие из самостоятельных персонажей превращаются в винтики производства. Это произведения орловского художника В.В. Анисимова, его триптих «Курская магнитная аномалия» (1974), где он объединил разных по характеру людей совместной созидательной деятельностью, в них еще сохраняется внутренняя коллективность, дух общности. Художнику удалось создать образ строителей курской Магнитки, примечательный своей типичностью, и достичь впечатления слаженности трудового ритма гигантской металлургической базы [7, с. 19-20].
Заботы тружеников изображали жанровые композиции И.Г. Степанова («Весенние хлопоты», «Среди полей»), графические работы Н.А. Бородина «Болгарский строитель Велко Тодоров», Г.Д. Калмахеидзе «На земле железной», Л.М. Бугая «Работницы Михайловского горно-обогатительного комбината».
Серия портретов тружеников индустрии А.И. Курнакова позволяет увидеть восторженное отношение художника к людям труда, поэтому не случайно серия названа «Строители коммунизма» - «Портрет В.С. Помогаева. Левая часть триптиха «Железобетонщики» (1971), «Машинист Г.М. Бабакин и директор горно-обогатительной фабрики М.В. Косик» (1974), «Портрет Героя Социалистического Труда В.Я. Прибыльнова» (1973), «Портрет Героя Социалистического Труда Ф.С. Кимайкина» (1973). Поэтической лирикой и восторженным отношением к людям труда насыщены пейзажи «МГОК строится», «Утро на руднике», «Ночные огни» В.А. Дудченко.
Интеллигенция всегда была мощной движущей силой во всех сферах социальнообщественной жизни. Перестройка как процесс осуществления позднеиндустриальной модернизации советского общества теснейшим образом связана с деятельностью творческой интеллигенции, игравшей огромную роль в духовной подготовке перемен, для которых культура стала идеологическим стержнем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных и схематичных картинах И.С. Глазунова («Вечная Россия», 1988).
Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат
превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. Почвой для размышлений о начавшихся переменах в общественном сознании станет Областная молодежная выставка 1988 г., прошедшая в залах Тамбовской областной картинной галереи, на которой 47 авторами было представлено более 200 произведений. Перемены были слабы, робки. Они проявились в подходе к отбору произведений для выставки. Это было сделано не выставкомом, а членами молодежного объединения. Демократизм оказался одним из важных принципов выставки - в экспозицию были включены не только работы авторов, получивших специальное образование, но и тех, кто не имел «школы». Гладко все, конечно, не прошло, проверяющие чиновники нашли и к чему придраться, и что убрать из экспозиции. Но цифра 47 говорила о том, что Тамбовская организация Союза художников РСФСР располагает значительным творческим потенциалом. Но после 1988 года областных молодежных выставок не проходило.
В среде провинциальных художников начинает развиваться альтернативное искусство. И хотя в московских и ленинградских кругах художников альтернативное искусство возникло раньше, тем не менее своеобразие провинциальной ситуации проявляется во многом. Это и иные хронологические рамки существования независимой художественной среды - преимущественно она возникает здесь не раньше 1960-х гг. Нет необходимости доказывать, что условия, провоцировавшие возникновение альтернативного творческого поиска, были более полно представлены в культуре столицы. Провинциальный андеграунд был и количественно меньшим явлением. В данном случае речь идет об отдельных, самых значительных очагах неофициальной художественной культуры в провинции. Рождение «модернистски» ориентированного искусства в провинции скорее было следствием необратимого к тому времени процесса распространения «вируса модернизма» дальше: от центра советского государства - на его периферию. Общая ситуация недостаточной информированности усугублялась в провинции. Произведениям провинциальных художников были присущи многие из тех черт и качеств, которыми характеризуется искусство бывшего андеграунда в целом. И рядом со «слабыми» в художественном отношении работами здесь появлялись по-настоящему интересные вещи. В провинции можно видеть и наличие собственных условий, в разной мере стимулировавших развитие творческого поиска.
Постепенно актуализируется тематика, связанная с религией - в пейзажи возвращаются стройные силуэты церквей. В 1990-е гг. к этому жанру обращаются Б.М. Ольшанский и В.В. Сизов. У Бориса Михайловича Ольшанского тема духовности занимает одно из центральных мест, но если другой тамбовский художник В.В. Сизов обращается к современному состоянию духовности общества, то Б.М. Ольшанский к корням, к истокам - к древнеславянской истории, теме, столь редкой в творчестве не только тамбовских художников. Созвучны живописцу и исторические события России ХVN-ХVNI вв. Вторая сюжетная линия в произведениях художника связана с таинственной недосказанностью Востока, с его пряными ароматами и коварными улыбками сладкоголосых гурий.
Бытовой жанр находит отклик в картинах Акима Васильевича Арбузова. Красной нитью в его творчестве проходит военная тематика, близкая сердцу человека, прошедшего войну. Картина «Мать» (1987) - прообраз героини списан художником со своей матери, потерявшей в войну двух сыновей. Деревенская изба, зритель не видит солдат, но их присутствие художник обозначает через задумчивый взгляд сидящей у окна пожилой женщины, направленный на стоящие у лавки автоматы и шинель. Возможно, заботясь о солдатах, зашедших на постой, она вспоминает о своих сыновьях. Приглушенный колорит характерен и для других произведений живописца.
В 1986 гг. Юрий Павлович Новиков пишет картину «Призывники», косвенно затронувшую сложную, больную для государства ситуацию с нахождением советских войск в
Афганистане, поэтому картина вызвала споры при принятии решений о ее показе на выставках. Автор раскрывает происходящее не напрямую, а через сложное психологическое состояние персонажей. Нет пафоса и парадности ситуации, тема размышления, раздумий о судьбе молодых ребят: куда они попадут, как все сложится. Общее состояние задумчивости отражено на лицах призывников в белых рубашках, в глазах седых ветеранов, строг, сосредоточен и как-то немного растерян офицер, сопровождающий новобранцев.
Образы, будничная жизнь и праздники российской деревни нашли яркое и разнообразное отражение в полотнах тамбовских живописцев. Тематические картины от исторических отличает ряд моментов. В Тамбове тематические размышления нашли свое отражение в творческих поисках ряда живописцев Б.М. Ольшанского, О.А. Гущина, Ю.И. Киселева, А.Л. Бубенцова, О.В. Красковой, В.И. Колесникова.
Таким образом, мы видим, что провинциальные художники, отойдя от соцреализма, начав работать в новых течениях, не смогли отразить тот общественный накал, ту изменяющуюся Россию, в которой они жили, они пошли по пути сохранения традиционных тем в творчестве, связанных с изображением природы, деревни, людей.
В целом задачи, поставленные партией и государством перед художниками в 1960-1980-е гг., были выполнены: интеллигенция как в центральных городах России, так и в провинции продолжала активно участвовать в консолидации различных классов с помощью средств изобразительного искусства, где, наряду с рассмотрением достижений индустриального общества, в работах шел показ сложных психологических перипетий человеческой души, а художники стремились акцентировать внимание простого зрителя, читателя не на форме творчества в рамках соцреализма, а на сложности жизненного восприятия человека в этот период.
Ссылки:
1. Хтусов М.И. Развитие советской индустрии. 1946-1978. М., 1987. 319 с.
2. Тамбовские художники в собрании Тамбовской областной картинной галереи / сост. С.А. Чеботарев. Тамбов, 2007. 254 с.
3. Михайлов В. Художники Тамбовского края. Л., 1976.
4. Богословская О. Мир щедрой красочности (О творчестве тамбовского художника Е. Рябинского). М., 1984.
5. Художники земли Тамбовской: выставка произведений тамбовских художников. Тамбов, 2007.
6. Круглый И.А. 25 лет Орловского отделения Союза художников РСФСР (1939-1964). Орел, 1965.
7. Орловские художники на рубеже веков / сост. Ю.М. Тимоничев. Орел, 2001.
References (transliterated):
1. Khtusov M.I. Razvitie sovetskoy industrii. 1946-1978. M., 1987. 319 p.
2. Tambovskie khudozhniki v sobranii Tambovskoy oblastnoy kartinnoy galerei / sost. S.A. Chebotarev. Tambov,
2007. 254 p.
3. Mikhaylov V. Khudozhniki Tambovskogo kraya. L., 1976.
4. Bogoslovskaya O. Mir shchedroy krasochnosti (O tvorchestve tambovskogo khudozhnika E. Ryabinskogo). M., 1984.
5. Khudozhniki zemli Tambovskoy: vystavka proizvedeniy tambovskikh khudozhnikov. Tambov, 2007.
6. Krugliy I.A. 25 let Orlovskogo otdeleniya Soyuza khudozhnikov RSFSR (1939-1964). Orel, 1965.
7. Orlovskie khudozhniki na rubezhe vekov / comp. by Y.M. Timonichev. Orel, 2001.