Научная статья на тему 'Творческие союзы Кемеровской области во второй половине 1970-х конце 1980-х гг. (по материалам Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Кемеровской организации Союза писателей РСФСР)'

Творческие союзы Кемеровской области во второй половине 1970-х конце 1980-х гг. (по материалам Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Кемеровской организации Союза писателей РСФСР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
471
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЕМЕРОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РСФСР / ПИСАТЕЛИ / ПОЭТЫ / КЕМЕРОВСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР / ХУДОЖНИКИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / KEMEROVO BRANCH OF THE UNION OF WRITERS OF THE RUSSIAN SOVIET FEDERATIVE SOCIALIST REPUBLIC / WRITERS / POETS / KEMEROVO BRANCH OF THE UNION OF ARTISTS OF THE RUSSIAN SOVIET FEDERATIVE SOCIALIST REPUBLIC / ARTISTS / CREATIVE ACTIVITY / PUBLIC POLICY IN THE SPHERE OF CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шерин Алексей Михайлович

Данная статья посвящена деятельности творческих союзов Кемеровской области во второй половине 1970-х конце 1980-х гг. и подготовлена на основе материалов Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Кемеровской организации Союза писателей РСФСР. Автор определил специфику деятельности местных отделений Союза художников и Союза писателей, выделил основные этапы их существования, определил позитивные и негативные факторы, оказавшие влияние на активность художников и писателей региона. Изучены взаимоотношения органов государственной власти и членов творческих союзов области, в том числе проблемы социально-бытового обеспечения творческой интеллигенции. Местные отделения творческих союзов ко второй половине 1970-х гг. уже прошли период становления и встали на путь устойчивого развития. Периодом наивысшего развития и местных отделений Союза писателей, и Союза художников стали 1980-е гг. Лишь период «перестройки» явился для местной творческой интеллигенции противоречивым: уменьшилась степень государственного контроля, но одновременно изменилось отношение населения к интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE UNIONS OF KEMEROVO REGION IN THE SECOND HALF OF THE 1970s LATE 1980s (as reveled in the materials of Kemerovo branch of the Union of Artists of the Russian Soviet Federative Socialist Republic and Kemerovo branch of the Union of Writers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic)

The paper is devoted to the activities of creative unions of Kemerovo region in the second half of the 1970s late 1980s and based on the materials of the Kemerovo branch of the Union of Artists and Kemerovo branch of the Union of Writers. The author defines specifics of the local branches of the Union of Artists and theUnion of Writers, identifies the main stages of their activities and lists the positive and negative factors of the Unions’ development. Relations between public authorities and members of creative unions (including problems of social support of intelligentsia) have been studied. Local branches of the creative unions completed the period of formation and took the path of sustainable development in the second half of the 1970s. The period of the highest development of the local branches of the Union of Writers and the Union of Artists is the 1980s. Only the period of «perestroika» was contradictory for the local creative intelligentsia: the degree of state control decreased, but at the same time people’s attitude to the intelligentsia changed.

Текст научной работы на тему «Творческие союзы Кемеровской области во второй половине 1970-х конце 1980-х гг. (по материалам Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Кемеровской организации Союза писателей РСФСР)»

УДК 94(571.17):061:[7.071+82-051]"197/198"

ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-х - КОНЦЕ 1980-х гг. (по материалам Кемеровского отделения союза художников РСФСР и Кемеровской организации союза писателей РСФСР)

А. М. Шерин

CREATIVE UNIONS OF KEMEROVO REGION IN THE SECOND HALF OF THE 1970s - LATE 1980s (as reveled in the materials of Kemerovo branch of the Union of Artists of the Russian Soviet Federative Socialist Republic and Kemerovo branch of the Union of Writers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic)

A. M. Sherin

Данная статья посвящена деятельности творческих союзов Кемеровской области во второй половине 1970-х - конце 1980-х гг. и подготовлена на основе материалов Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и Кемеровской организации Союза писателей РСФСР. Автор определил специфику деятельности местных отделений Союза художников и Союза писателей, выделил основные этапы их существования, определил позитивные и негативные факторы, оказавшие влияние на активность художников и писателей региона. Изучены взаимоотношения органов государственной власти и членов творческих союзов области, в том числе проблемы социально-бытового обеспечения творческой интеллигенции. Местные отделения творческих союзов ко второй половине 1970-х гг. уже прошли период становления и встали на путь устойчивого развития. Периодом наивысшего развития и местных отделений Союза писателей, и Союза художников стали 1980-е гг. Лишь период «перестройки» явился для местной творческой интеллигенции противоречивым: уменьшилась степень государственного контроля, но одновременно изменилось отношение населения к интеллигенции.

The paper is devoted to the activities of creative unions of Kemerovo region in the second half of the 1970s - late 1980s and based on the materials of the Kemerovo branch of the Union of Artists and Kemerovo branch of the Union of Writers. The author defines specifics of the local branches of the Union of Artists and theUnion of Writers, identifies the main stages of their activities and lists the positive and negative factors of the Unions' development. Relations between public authorities and members of creative unions (including problems of social support of intelligentsia) have been studied. Local branches of the creative unions completed the period of formation and took the path of sustainable development in the second half of the 1970s. The period of the highest development of the local branches of the Union of Writers and the Union of Artists is the 1980s. Only the period of «perestroika» was contradictory for the local creative intelligentsia: the degree of state control decreased, but at the same time people's attitude to the intelligentsia changed.

Ключевые слова: Кемеровское отделение Союза писателей РСФСР, писатели, поэты, Кемеровское отделение Союза художников РСФСР, художники, творческая деятельность, государственная политика в сфере культуры.

Keywords: Kemerovo branch of the Union of Writers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, writers, poets, Kemerovo branch of the Union of Artists of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, artists, creative activity, public policy in the sphere of culture.

Работая над вопросами периодизации какой-либо сферы жизни общества, большинство исследователей так или иначе пытается связать ее с периодизацией истории СССР в целом. Именно поэтому, говоря о культуре, чаще всего выделяют периоды «оттепели», «застоя» и «перестройки». Менялась власть, менялось направление развития государства, изменялось и отношение власти к деятелям культуры, хотя основные черты советской культуры сохранялись: оставалась цензура, идеологическая направленность, парадность. С приходом к власти Н. С. Хрущева и М. С. Горбачева мы наблюдаем некоторые послабления для деятелей искусства: снижалась степень контроля, снимались запреты на некоторые темы. Разумеется, это находило отражение в культуре и искусстве. Подобную периодизацию можно встретить у большинства исследователей, в том числе у В. П. Машковского [18]. Историк выделил послевоенный период развития советской культуры (1946 - начало 1960-х гг.), период стагнации (1960-е - середина 1980-х гг.) и период «перестройки» (1985 - 1991 гг.). Но, например, эпоха Л. И. Брежнева

- это долгий и достаточно неравнозначный период: вторая половина 1960-х гг. во многом не похожа на первую половину 1980-х гг. Деятельность творческих союзов Кемеровской области - достаточно малоизученная тема. Большинство работ посвящено деятельности конкретных писателей и художников, о деятельности самих союзов в них почти не говорится. В то же время деятельность Союза художников нашла отражение в диссертационном исследование Т. Д. Ры-саевой [24]. Подобных исследований, посвященных Союзу писателей пока нет.

Кемеровское отделение Союза художников РСФСР было образовано в 1957 г., Кемеровская организация Союза писателей РСФСР - в 1962 г. К середине 1970-х гг. обе организации уже прошли период становления и успешно справились со многими проблемами молодого отделения. Период становления Кемеровского отделения Союза художников РСФСР в целом завершился к 1967 г. и занял у организации около 10 лет [26]. Период становления писательской организации выявить немного сложнее: ряд проблем (на-

пример, сроки публикации произведений Кемеровским книжным издательством, качество самих книг) местным писателям в первые годы существования организации решить не удалось, они сохранялись вплоть до распада СССР. Если в качестве основного критерия рассматривать деятельность литературного альманаха «Огни Кузбасса» (печатный орган писательской организации), то мы можем говорить о том, что период становления местного отделения Союза писателей в целом завершился в начале 1970-х гг. Формально альманах был ежеквартальным, но выходил по мере накопления материала один - два раза в год. Такой формат работы влек за собой ряд сложностей: крупные произведения печатались частями, за то время, когда вторая часть повести готовилась к печати, интерес читателей к первой ослабевал. Проблема существовала и до создания Кемеровской писательской организации, и долгое время местным писателям не удавалось найти решение. В конце 1950-х гг. предлагалось даже изменить формат самого альманаха: уменьшить объем, увеличить периодичность [1]. Но от этого пути отказались. Четыре номера альманаха в год начали стабильно выходить лишь с начала 1970-х гг. [6, л. 2; 19]. Следовательно, проблема нехватки материалов для печати была успешно решена именно к середине 1970-х гг.

Осенью 1976 г. было принято постановление ЦК КПСС «О работе с талантливой молодежью» [23]. Несмотря на то, что работа с молодыми писателями и художниками была одним из основных видов деятельности местных отделений творческих союзов (писатели и художники с первых дней воспитывали себе достойную смену), встретить какую-либо существенную информацию по данному вопросу в документах Союзов до середины 1970-х гг. достаточно сложно. Обычно такие документы ограничиваются справочной информацией: сколько молодых писателей входит в литературный актив, сколько литературных групп существует в городе, сколько молодых литераторов в них занимаются, какую помощь им оказывает руководство (обычно литературные студии организовывались при редакциях газет или на предприятиях). Первые систематические отчеты о работе с талантливой молодежью в регионе появляются во второй половине 1970-х гг. и становятся регулярными.

Для Кемеровской писательской организации активизация работы с молодыми писателями в середине 1970-х гг. была вызвана не только административным указанием «сверху», но и объективными причинами. В середине 1970-х гг. один за другим из жизни ушли опытные литераторы, которые входили в состав писательской организации практически с первых лет ее существования. Среди них были литературный критик А. Ф. Абрамович, романист А. Н. Волошин, поэт Е. С. Буравлев, прозаики В. С. Рехлов, В. А. Чугунов [8, л. 1; 10, л. 2; 11, л. 26]. В начале 1970-х гг. писательская организация насчитывала в своих рядах 15 членов, в 1975 г. их количество сократилось до 11 [5, л. 7; 7, л. 2], местное отделение Союза писателей единовременно потеряло почти треть своих членов. Большинство членов Союза писателей Кузбасса согласны с утверждением о том, что в середине 1970-х гг. Кемеровская писательская организация

столкнулась с определенными кризисными явлениями. Дело в том, что помимо литературного творчества на советских писателей были возложены и некоторые общественные задачи. В 1975 г. количество членов организации резко сократилось, а объем работы, которую организация должна выполнять, остался прежним. Исключение составляет лишь поэт И. А. Ку-ралов, который не считает, что нехватка кадров была настолько серьезной проблемой: главное для писателей - творчество, а его уровень оставался прежним [15 - 17]. Вторая половина 1970-х гг. стала для Кемеровской писательской организации периодом активного поиска и привлечения новых членов.

Тематика произведений местных авторов практические не менялась на протяжении десятилетий. Главная тема произведений - повседневная жизнь простых кузбассовцев, их трудовые успехи. Сами писатели не любят, когда их произведения делят на произведения о шахтерах, о металлургах, о геологах, о врачах или о военных. Как утверждает поэт И. А. Куралов, в литературе есть только две темы: любовь и смерть, а все остальное - лишь фон. Например, во второй половите 1970-х гг. были опубликованы «Человек приходит к человеку» и «Честь имею» И. М. Киселева, «Долина в сентябре» Г. Е. Юрова, «Жить да любить» и «Грозовая аномалия» В. М. Ма-заева, «Капля из моря» Г. А. Емельянова, «Вдали от России», «Утренняя смена» В. А. Конькова, «Поющие крылья» В. Д. Серова, «100 шагов над пропастью» В. Г. Рудина, «Все гуще зори пылают» А. Д. Раевского и другие произведения [9, л. 1 - 2]. Но в конце 1970-х гг. кузбассовцы все же могли заметить на страницах местных изданий появление новой тематики. В 1978 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов», которое предусматривало и издание научно-популярного журнала «Природа и человек» [22, с. 315]. Региональные издания не остались в стороне и отныне уделяли большее внимание проблемам природоохраны на своих страницах. Кузбасские газеты и журналы не стали исключением. Для Кемеровской области эта проблема действительно была актуальна, и местные авторы не могли пройти мимо. В 1979 г. альманах «Огни Кузбасса» получил медаль Центрального совета Всероссийского общества охраны природы за всестороннее освещение проблем охраны и воспроизводства природных ресурсов [12, л. 38]. С 1980 г. рубрика «Человек и природа» стала одной из ведущих рубрик альманаха.

Перед Кемеровским отделением Союза художников вопрос нехватки кадров не стоял столь остро. В 1969 г. в Кемерове был открыт государственный институт культуры, в 1972 г. открыто областное художественное училище, в 1967 г. - художественная школа № 1. К 1977 г. в Кемеровской области работало уже 20 художественных школ, в областном художественном училище обучалось около 200 студентов [3, л. 47]. До создания художественного училища именно художественные школы занимались подготовкой художников области. Существовали и художники-самоучки, до создания местного отделения Союза и на раннем этапе его существования их было немало. Но

лишь начального образования мало для того, чтобы стать профессиональным художником: местные живописцы, графики, скульпторы, декораторы вынуждены были уезжать в другие регионы, чтобы получить профессиональное художественное образование. Но существовал и обратный процесс: выпускники художественных вузов довольно часто приезжали жить и работать в Кемеровскую область. К молодым художникам относились художники до 35 лет. В середине 1970-х гг. в Кемеровской области их насчитывалось 27. Это были выпускники Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина, Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Московского высшего художественно-промышленного училища, Иркутского училища искусств, Ярославского, Красноярского и Горьковского художественных училищ и Омского педагогического института. Среди молодых художников, работавших в Кемеровской области в тот период, были художник-декоратор В. Ф. Апов, художник-график В. Д. Беляев, художники В. Б. Лукьянцев, В. Ф. Лукьянчиков, В. Н. Петухов, приехавшие в регион в 1972 - 1975 гг. Официально все молодые художники были обеспечены квартирами, мастерскими и зарабатывали от 230 до 430 рублей в месяц [4, л. 29, 32, 34]. Но часть молодых художников Кемеровское отделение Союза все же потеряло. Художник А. П. Линников уехал из Кемеровской области по семейным обстоятельствам. Художник Л. П. Узбек умер в 1972 г.

В 1973 г. в Кемеровской области было создано объединение молодых художников. Все его участники имели профессиональное образование не ниже среднего. Работой объединения руководили члены Кемеровского отделения Союза художников. Для участников объединения Управление культуры Кемеровского облисполкома совместно с кемеровским обкомом ВЛКСМ не реже двух раз в год организовывало общие собрания, на которых обсуждались вопросы творческой деятельности и организации выставок. В середине 1970-х гг. были проведены групповые выставки молодых художников Л. И. Щербинина, О. И. Чуйкиной, Р. И. Корягиной, А. С. Работнова, персональные выставки В. Г. Петухова, В. Е. Сот-никова. Художники В. Г. Петухов, О. И. Чуйкина, Л. И. Щербинин, В. Д. Беляев участвовали в областной выставке «Земля и люди Кузбасса» (1975 г.), а художники Р. И. Корягина и Л. И. Щербинин представляли область на второй зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Томске. Именно эта группа художников в 1970-х - 1980-х гг. стала главным источником пополнения Кемеровского отделения Союза художников. На молодых художников были возложены задачи, во многом схожие с задачами профессионалов: помимо творчества, они занимались и общественной деятельностью. Так, только в 1976 г. молодые художники провели около 100 встреч в школах, техникумах, вузах и на предприятиях области [4, л. 30].

Кемеровской организации Союза писателей РСФСР удалось преодолеть кризисные черты к началу 1980-х гг. В 1980-е гг. члены писательской организации обратили свой взор на проблемы, которые ранее не представлялись первостепенными. Так, в 1982 г. был поднят вопрос о том, что при писательской орга-

низации до сих пор не было создано бюро пропаганды художественной литературы (БПХЛ). Само бюро существовало с 1970-х гг., но в Кемерове был лишь уполномоченный от Новосибирского отделения Союза писателей РСФСР, к которому относились кемеровские писатели до 1962 г. Создать бюро силами лишь местных писателей невозможно. Бюро пропаганды художественной литературы - это официальная структура со своим финансированием, вопрос о его создании решался «наверху». С помощью обкома партии бюро пропаганды литературы при кемеровской писательской организации появилось в 1984 г. Именно бюро отныне занималось пропагандой (рекламой) произведений местных авторов, организовывало выезды писателей, выступления, встречи с читателями. Отметим, что за такие выступления писатели получали деньги: член Союза - 12 рублей, член литературного актива (молодой литератор) - 6 рублей [15].

С начала 1980-х гг. члены местного отделения Союза писателей подняли «квартирный» вопрос. Долгое время писатели работали вместе со своими коллегами - журналистами. Такое соседство, безусловно, способствовало укреплению всесторонних связей (многие писатели начинали карьеру в газетах, многие продолжали ее и после вступления в Союз, многие журналисты пробовали свои силы в литературе), но и влекло за собой ряд трудностей. В местном отделении Союза журналистов на тот момент было уже более 500 членов, писательская организация тоже уже оправилась после некого «упадка» второй половины 1970-х гг., число ее членов впервые приблизилось к двум десяткам литераторов. Двум организациям уже было тесно в нескольких комнатах (ныне - помещение Дома литераторов на пр. Советском в Кемерове). В 1983 г. ответственный секретарь писательской организации Г. Е. Юров и председатель правления Кемеровского отделения Союза журналистов В. В. Банников обратились к секретарю обкома КПСС П. М. Дорофееву с просьбой передать писательской организации освободившееся помещение научно-технической библиотеки центра научно-технической информации (ЦНТИ) [13, л. 17]. Но «отселили» тогда не писателей: как раз в то время было завершено строительство нового здания редакции газеты «Кузбасс», куда и переехали журналисты.

С 1980-х гг. в Кемерове работала литературная студия «Притомье». В нее, как и в состав писательской организации, в то время входило около двадцати талантливых молодых авторов. Участники литературной студии собирались вместе для обсуждения рукописей не реже двух раз в месяц. Руководили студией (на разных этапах) - опытные литераторы: Г. Е. Юров, В. Ф. Зубарев, В. В. Махалов, В. В. Иванов [25]. Члены Союза писателей были нередкими гостями студии. Именно такое общении начинающих писателей с известными области и стране литераторами и позволило повысить их творческий уровень. Очень скоро «Притомье» стало неотъемлемой частью как писательской организации, так и литературного альманаха «Огни Кузбасса». Большинство членов Союза писателей Кузбасса называют 1980-е гг. периодом расцвета писательской организации и связывают успехи, прежде

всего, с работой литературной студии. Поэт В. А. Кре-ков считал именно «Притомье» тем местом, где он получил свое образование [16].

Главным событием художественной жизни региона в 1980-х гг. стала VI зональная выставка «Сибирь социалистическая», которая проходила в Кемерово в 1985 г. Сама по себе выставка не выделялась из общего ряда подобных мероприятий. Зональные выставки обычно проводились раз в несколько лет (в случае с выставкой «Сибирь социалистическая» промежуток между выставками колебался от двух до пяти лет). Место проведения выставки также менялось. В 1964 г. выставка состоялась в Новосибирске, в 1967 г. - в Омске, в 1969 г. - в Красноярске, в 1975 г. - в Томске, в 1980 г. - в Барнауле. К середине 1980-х гг. очередь дошла и до Кемеровской области. Впервые регион был удостоен чести проводить столь крупное мероприятие. Следующую выставку подобного масштаба (всесибир-скую выставку автопортрета «Прямая речь») в Кемеровской области принимали лишь осенью 2011 г. [21]. Кемеровские художники ждали «домашнюю» выставку очень долго. Уже в конце 1970-х гг., когда стало известно, что пятая «Сибирь социалистическая» пройдет в Барнауле, председатель Кемеровского отделения Союза художников РСФСР В. А. Алексеев, выступая на собрании Кемеровского областного актива работников учреждений культуры и искусства, заметил, что единственными регионами, которые пока не принимали у себя выставку, оставались Кузбасс и Тува [3, л. 48]. Подготовка выставки в Барнауле заняла около четырех лет, но у алтайских художников проблема нехватки помещений под мастерские и выставочные залы не стояла столь остро. Главной проблемой кемеровских художников в случае, если Кемерово станет местом проведения следующей выставки «Сибирь социалистическая», стало бы отсутствие подходящего помещения. Проблема нехватки выставочных помещений во многом была решена еще к концу 1960-х гг., но только на уровне областных выставок. Проведение зональной выставки - это совершенно другой уровень. Несмотря на все сложности, с которыми пришлось столкнуться организаторам, выставка состоялась и прошла вполне успешно. Один из участников выставки скульптор А. П. Хмелевской сразу же после ее завершения подарил свою скульптуру «Земля Кузнецкая» жителям областного центра. Композиция была установлена у входа в кемеровскую гостиницу «Кузбасс» [2].

Период «перестройки» для художников и писателей стал во многом противоречивым этапом. С одной стороны, он «открыл» новые темы, о которых раньше говорить было не принято. Писатели воспринимали начало «перестройки» с воодушевлением: «Перестройка - это работа по совести, - говорили они, - а кто формирует нравственность народа, если не писатель?», «Писатели - мощное орудие перестройки и ускорения. Именно литература подготовила в стране «свежий ветер перемен» [14, л. 10, 16, 18]. Во главу угла в период «перестройки» была поставлена публицистика. Именно публицистика отражала напряженность, характерную для того времени. «Перестройка» предвещала всплеск популярности литературы, которого не случилось. С другой стороны, художники и

писатели «отдалились» от народа. Произошло это не по вине литераторов и живописцев. К концу 1980-х гг. местные писатели довольно быстро начали терять одну из основных своих площадок - газеты. Вместо стихотворений, рассказов и очерков в газетах охотнее печатали рекламные объявления, астрологические прогнозы и прочие материалы, свойственные современным изданиям. Литература постепенно уходила из периодических изданий. Безусловно, узкоспециализированные литературные журналы и альманахи продолжали свою работу, но для привлечения новых читателей этого было уже недостаточно. Художники сталкивались со схожими проблемами. Были сняты все запреты, как в темах, так и в жанровом своеобразии. Например, летом 1989 г. в областном центре прошла первая выставка группы художников «Бедная Лиза». Ю. Юрасов, А. Чумашвили, А. Дрозд, А. Хме-левской - представители поп-арта, авангарда и абстрактного экспрессионизма. Первая выставка «Бедной Лизы» - это отражение творчества художника, выросшего в подполье эпохи Л. И. Брежнева, построенного на гротеске, фельетоне и карикатуре [20]. Хотя никакой особой провокации в их работах не было, такую выставку трудно было представить еще пять лет назад.

Таким образом, можно говорить о том, что вторая половина 1970-х - конец 1980-х гг. стали для кемеровских художников и писателей весьма сложным и неоднозначным временем. Вторая половина 1970-х гг. для писателей явилась периодом кризиса организации: нехватка кадров заставила местное отделение бросить все силы на поиск и привлечение новых членов. Уже к началу 1980-х гг. писателям удалось преодолеть этот кризис и направить свое внимание на решение других, не менее важных проблем: было создано бюро пропаганды художественной литературы, писателям отныне не нужно было делить одно помещение с журналистами. С началом работы литературной студии «Притомье» мы можем говорить о расцвете местного отделения. К сожалению, этот период длился не так долго: уже в перестроечное время, когда рушились старые авторитеты, писатели начали терять свое влияние в обществе.

Художники области не сталкивались с проблемой острой нехватки кадров, но во второй половине 1970-х гг. профессиональные художники также активизировали работу с молодыми художниками. Внимание к талантливой молодежи во второй половине 1970-х гг. стало общесоюзной тенденцией. Продолжило работу областное художественное училище, росло число художественных школ. В 1970-е гг. жить и работать в Кемеровскую область приезжали выпускники Ленинградского художественного института им. И. Е. Репина, Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Московского высшего художественно-промышленного училища, Иркутского училища искусств, Ярославского, Красноярского и Горьковского художественных училищ и других учебных заведений. Развитие местного отделения Союза художников во второй половине 1970-е - конце 1980-х гг. шло довольно ровными темпами. Это позволило провести в 1985 г. в Кемерово зональную выставку «Сибирь социалистическая».

Литература

1. Бекшанский П. Пусть ярче горят творческие огни Кузбасса // Кузбасс (Кемерово). 1959. 20 янв.

2. Винчина Л. Прогулка с художником // Огни Кузбасса (Кемерово). 2006. № 2. С. 142 - 144.

3. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-75. Оп. 35. Д. 82.

4. ГАКО. Ф. Р-786. Оп. 1. Д. 393.

5. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д 25.

6. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 42.

7. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 53.

8. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 57.

9. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 63.

10. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 81.

11. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 90.

12. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 99.

13. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 137.

14. ГАКО. Ф. Р-1093. Оп. 1. Д. 163.

15. Интервью Б. В. Бурмистрова от 24 июня 2014 г. (г. Кемерово) // Личный архив А. М. Шерина.

16. Интервью В. А. Крекова (17.06.2014).

17. Интервью И. А. Куралова (25.06.2014).

18. Машковский В. П. История отечественной культуры. Ч. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. 342 с.

19. О журнале // Сайт «Огни Кузбасса». Режим доступа: http://ognikuzbassa.ru/about-us. (дата обращения:

20.05.2013).

20. Ольховская Л. Мы помним, как все начиналось // Наша газета (Кемерово). 2007. 5 июня.

21. Первая Всесибирская выставка автопортрета «Прямая речь» // Сайт «Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области». Режим доступа: http://www.depcult.ru/news/2303. (дата обращения:

20.09.2014).

22. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О дополнительных мерах по улучшению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 13. 1976 - 1980. М.: Политиздат, 1987. С. 300 - 315.

23. Постановление ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (от 12 октября 1976 г.) // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1986). 9-е изд. Т. 13. 1976 - 1980. М.: Политиздат, 1987. С. 137 - 140.

24. Рысаева Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX в.: дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2006. 261 с.

25. Шерин А. М. Из истории литературной студии «Притомье» // Балибаловские чтения: материалы седьмой научно-практической конференции, посвященной 95-летию городского статуса Кемерово. Кемерово: Примула, 2013. С. 100 - 104.

26. Шерин А. М. Становление Кемеровского отделения Союза художников РСФСР (1957 - 1967 гг.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2(54). Т. 3. С. 268 - 273.

Информация об авторе:

Шерин Алексей Михайлович - аспирант кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, semenov-sherin@mail. ru.

Alexey M. Sherin - post-graduate student at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.

(Научный руководитель: Генина Елена Сергеевна - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, [email protected].

Research advisor: Elena S. Genina - Doctor of History, Associate Professor, Professor at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University).

Статья поступила в редколлегию 27.10.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.