УДК [94(571.17):7.071]”1957/1967”
СТАНОВЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РСФСР (1957 - 1967 гг.)
А. М. Шерин
THE FORMATION OF KEMEROVO BRANCH OF THE RSFSR UNION OF ARTISTS (1957 - 1967)
A. M. Sherin
Статья посвящена Кемеровскому отделению Союза художников РСФСР. Основное внимание уделено изменению численного состава местного отделения Союза, участию местных художников в крупных художественных выставках (таких, как зональная выставка «Сибирь социалистическая» и республиканская выставка «Советская Россия»), агитационной работе художников, а также изменению числа посетителей выставок в 1957 - 1967 гг. Кемеровское отделение было образовано в 1957 г. В первые годы члены Союза испытывали ряд трудностей в своей работе. К концу 1960-х гг. многие эти проблемы удалось решить. Процесс становления организации занял около десяти лет.
The article is devoted to Kemerovo branch of the Union of Artists of the Russian Soviet Federative Socialist Republic. The main points of the article are changes in the size of the regional branch of union, participation of artists from Kuzbass in major art exhibitions (such as regional exhibition «Socialist Siberia» and republican exhibition «Soviet Russia»), agitation in art and change in the number of exhibition visitors in 1957 - 1967. The regional branch which was founded in 1957. Union members had some difficulties in his work in the early years. Many of these problems were solved and process of formation of the organization took about ten years.
Ключевые слова: Союз художников, Кемеровское отделение Союза художников РСФСР, художественная выставка «Советская Россия», художественная выставка «Сибирь социалистическая», количество посетителей выставок, отзывы посетителей выставок, искусство Кузбасса.
Keywords: Union of Artists, Kemerovo branch of the Union of Artists of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, art exhibition «Soviet Russia», art exhibition «Socialist Siberia», number of exhibition visitors, comments of exhibition visitors, art of Kuzbass.
Изобразительное искусство Кузбасса изучено достаточно хорошо, но в большинстве своем работы, посвященные художникам и скульпторам Кемеровской области, скорее искусствоведческие, нежели исторические. История Кемеровского отделения Союза художников РСФСР как организации изучена недостаточно. Первой работой, в которой рассматривался коллектив кемеровской организации художников, стал альбом «Художники Кузбасса», составленный С. А. Онуфриевой и изданный в 1963 г. [17]. Следующая обобщающая работа была опубликована в 1983 г., ее автором выступила В. А. Откидач [18]. На современном этапе наибольшее значение имеет диссертация Т. Д. Рысаевой [19], в которой рассматриваются основные этапы развития изобразительного искусства в Кузбассе, хотя основное внимание автор уделяет искусствоведческому анализу произведений кузбасских художников. С точки зрения Т. Д. Рысаевой, первый этап развития изобразительного искусства в Кузбассе заканчивается в конце 1950-х гг. (автор рассматривает историю развития изобразительного искусства, а не конкретных организационных структур), 1960-е гг. - начало второго этапа: появились новые направления в изобразительном искусстве, в 1960 г. Москве прошел учредительный съезд художников России, завершивший процесс создания Союза художников РСФСР. В структуру Союза вошли 58 региональных творческих организаций. С точки зрения развития собственно Кемеровского отделения Союза художников, созданного лишь в 1957 г., периодизация должна выглядеть иначе. Молодая организация вовсе не была слабой и неокрепшей, но ей
предстояло пройти период становления, который занял около 10 лет и был завершен к концу 1960-х гг.
В 1943 г. была образована Кемеровская область. Кемеровское отделение Союза художников РСФСР было создано в 1957 г. [6, л. 1]. 1957 г. стал важным не только для художников Кузбасса, но и для художников всей страны, поскольку именно в этом году был образован единый Союз художников СССР. Для организации отделения творческого союза в первую очередь было необходимо наличие в регионе достаточного числа опытных художников. В Кемеровской области в середине 1950-х гг. было более 100 профессиональных художников, в том числе 6 членов Союза художников (они входили в состав Новосибирского отделения Союза художников РСФСР) и 8 кандидатов в члены Союза [1, л. 41]. 13 сентября 1946 г. по решению исполкома Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся было организовано областное товарищество художников. С 1950 г. оно являлось филиалом Новосибирской организации Союза художников РСФСР, а 22 декабря 1957 г. получило статус самостоятельного творческого союза по решению зональной конференции Союза художников Сибири и Дальнего Востока, прошедшей годом ранее. Художники Кемеровской области многократно успешно участвовали в зональных выставках, что и сделало возможным создание самостоятельного отделения. Кемеровская организация стало одной из самых молодых в стране, другие организации чаще всего возникали на основе старых, часто еще дореволюционных объединений [18, с. 3].
Основной базой регионального отделения был город Кемерово, в Новокузнецке располагался его фи-
лиал. Уже к 1962 г. Кемеровское отделение Союза художников РСФСР насчитывало в своих рядах 26 членов и кандидатов в члены Союза, около двадцати человек входили в творческий актив [6, л. 1] и в перспективе могли рассчитывать на вступление в Союз через несколько лет. Для сравнения, в 1957 - 1958 гг. в состав отделения входило в 2 - 3 раза меньшее число художников. Это подтверждает мнение о том, что само появление местного отделения творческого союза «подталкивает» развитие искусства в регионе. Уже к 1962 г. Кемеровское отделение Союза художников РСФСР вышло на шестое место из 78 региональных отделений Союза.
В 1966 г. в Кемеровском отделении Союза художников РСФСР насчитывалось уже 22 члена Союза и 10 кандидатов в его члены [6, л. 4]. Всего же к середине 1960-х гг. местное отделение вместе с кандидатами в члены Союза и творческим активом насчитывало 124 человека [6, л. 7]. Рассмотрим состав членов Кемеровского отделения Союза художников РСФСР. На 1 января 1967 г. членом творческого союза являлся 21 художник. Численно преобладали живописцы (табл. 1), но за пределами региона большую известность получили кузбасские художники-графики. Скульпторов было мало, и посетители выставок часто обращали внимание организаторов на отсутствие скульптурных композиций в экспозициях. Большинство кузбасских художников были не старше 50 лет, кандидаты в члены Союза были, естественно, моложе. Подавляющее большинство членов местного отделения - мужчины. Женщин на тот момент в составе Союза почти не было. Из 21 члена Союза 10 человек являлись членами или кандидатами в члены партии. Членов ВЛКСМ не было даже среди кандидатов в члены Союза [7, л. 1].
Таблица 1
Количественный состав Кемеровского отделения Союза художников РСФСР на 1 января 1967 г.
Таким образом, уже в середине 1960-х гг. состав местного отделения Союза художников РСФСР вырос в несколько раз в сравнении с первыми годами его существования. Учитывая работу профессиональных художников с многочисленным творческим активом, мы можем говорить о том, что кадровых проблем перед молодой организацией не стояло. Уровень профессиональной подготовки художников, входящих в творческий актив, также был достаточно высок для молодых художников.
Главными задачами Кемеровского отделения Союза художников РСФСР стали проведение художе-
ственных выставок, всесторонняя поддержка художников (как членов Союза, так и тех, кто мог впоследствии вступить в него), подготовка нового поколения художников, пропаганда государственной идеологии. По каждому из названных направлений местное отделение творческого союза вело активную работу, которая на разных этапах имела переменные успехи.
Художественные выставки были не только главной формой работы художников, но и формой отбора кандидатов в члены творческого союза. К тому же, успешное участие местных художников в крупных выставках являлось одним из главных критериев успешной работы регионального отделения. Художественные выставки проходили в несколько этапов, первым из которых была местная выставка. Лучшие работы направлялись для участия в областных выставках, а лучшие работы, представленные на областных выставках, - на Всесоюзные художественные выставки. Но лучшие работы определял выставочный комитет, в состав которого, помимо членов Союза художников, входили представители Управления культуры Кемеровского облисполкома и Отдела пропаганды и агитации Кемеровского обкома КПСС, Кемеровского обкома ВЛКСМ [2, л. 1].
Уже в первые годы после организации местного отделения его члены принимали активное участие в достаточно крупных выставках. Четырнадцать художников из Кузбасса, среди которых были А. Н. Кир-чанов (картина «В балетной школе»), В. С. Зевакин (картина «Черный Байкал»), А. Л. Гландин (картина «Бронебойщик»), К. М. Ананьин (графические листы «Огни Кузбасса»), А. С. Гордеев (графические листы «О родном Кузбассе») [6, л. 1] и другие приняли участие в выставке «Советская Россия», посвященной 40-летию Советской власти. В последующие несколько лет республиканская выставка «Советская Россия» и зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая» стали важнейшими событиями в жизни художников региона. Готовились к ним заблаговременно, и каждый художник представлял выставочному комитету сразу несколько картин [6, л. 34 -37]. Не все работы проходили строгий отбор. Зачастую идеологическое содержание картины ценилось выше ее художественных достоинств.
В первые годы существования Кемеровского отделения Союза художников РСФСР его руководство ставило перед членами задачу раскрыть образ Кузбасса, показать трудовые подвиги. Если мы обратимся к названиям картин, представленных оргкомитету для участия в зональной выставке «Сибирь социалистическая» (весна 1963 г.) и второй художественной выставке «Советская Россия» (осень 1963 г.) в 1963 г., то обнаружим, что в картинах преобладает тематика жизни рабочих. Это картины «В рабочей столовой» (А. Н. Кирчанов), «Молодые строители» (В. Е. Циба-рев), «Монтажники», «Портрет электрика» (В. П. Овчаров), «Новая железная дорога», «Западно-Сибирский металлургический завод» (А. С. Холодов), «Индустриальные пейзажи» (К. М. Ананьин), «Шахтеры» (Ю. Г. Лобузнов) и другие. В то же время появились и работы, посвященные труду колхозников (например, «Сибирская деревня» В. С. Зевакина) и работникам других сфер (например, «Воспитательница» Н. В. Вер-
Секция Всего Члены Союза Кандидаты в члены Союза
Живопись 17 10 7
Скульптура 3 3 -
Графика 8 6 2
Художники театра и кино 2 2 -
Прикладное искусство 1 — 1
ткова) [6, л. 2 (об.)]. Всего в выставке «Сибирь социалистическая» в 1964 г. в Новосибирске принимали участие 35 художников из Кемеровской области (130 произведений), а в 1965 г. посетители второй республиканской выставки «Советская Россия» в Москве могли увидеть лишь 9 произведений семи кузбасских художников [6, л. 8; 8, л. 10 - 12]. Фоторепродукции с крупных выставок иногда использовали при проведении областных выставок.
Помимо самого участия в зональных и республиканских выставках, члены местного отделения принимали участие и непосредственно в отборе картин. Так, при подготовке к Всесоюзной художественной выставке в 1960 - 1961 гг. было проведено 10 заседаний выставочного комитета, с двенадцатью художниками был заключен договор на написание картин о жизни трудового Кузбасса [6, л. 1].
Важно отметить, что и до организации местного отделения творческого союза силами областного товарищества художников проводились областные выставки. В 1961 г. была проведена уже 10-я областная (ежегодная) выставка работ художников Кузбасса, приуроченная к XXII съезду КПСС, в которой принимали участие 276 работ 73 авторов. Областные выставки явились одним из первых этапов подготовки к всесоюзным и республиканским выставкам, и несколько работ местных художников прошли отбор для участия во Всесоюзной выставке, посвященной XXII съезду КПСС. Среди них - «Рабочая семья»
А. Гландина, «Сибирские дали» И. А. Чермянина, «Портрет доярки Г. Давыдовой» А. Н. Кирчанова [6, л. 1 об.].
Очень часто крупные выставки, в которых принимали участия члены Союза художников, были приурочены к юбилеям и годовщинам важных для страны событий. Кузбасские художники принимали в них участие наряду со столичными. Особая тема для художественных выставок - тема Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Во время празднования юбилея победы военная тематика преобладала во всех сферах искусства. Выставки, посвященные войне, проходили как в Москве, так и на местах. Целью таких выставок стало патриотическое воспитание. Судя по отзывам, организаторы выставок и художники, принимавшие в них участие, справлялись со своей задачей. Так, в 1965 г. один из посетителей подобной выставки в Кемерове выразил свое восхищение работами А. Н. Кирчанова, в которых «чувствовалось дыхание войны» и которые создавали «такое ощущение, что ты прошел войну вместе с Кирчановым» [9, л. 1]. Традиционными стали художественные выставки, приуроченные к юбилеям Октябрьской революции. Например, областная выставка 1967 г. была посвящена 50-летию Советской власти [11, л. 1]. Каждый из художников, принимавших участие в выставке, по-своему видел главные события из жизни страны за эти полвека. Например, художник А. М. Ананьин представил 5 графических листов с портретами командиров партизанских отрядов. Среди них - портрет П. Сухова, портрет И. И. Долгих и другие работы [8, л. 10 - 12].
В первые годы существования Кемеровского отделения Союза художников РСФСР персональные
выставки были достаточно редким явлением. Гораздо чаще кемеровчане могли стать посетителями групповых выставок. Работы для таких выставок подбирались по разным признакам: общая тематика, общий стиль, общая направленность. Так, в 1960 г. была проведена выставка работ 12 художников из Кемерова и Новокузнецка, которую посетили около 10 тысяч зрителей. Случаи, когда за год проходило несколько персональных выставок, встречаются лишь через 7 -8 лет существования местного отделения. Например, в 1965 г. прошла персональная выставка А. С. Гордеева, которую посетили 7 тыс. человек, выставку художника А. Поздеева посетило приблизительно 5 тыс. человек, в конце года были проведены выставки А. Н. Кирчанова и Е. Сидоркина [6, л. 4, 8, 15]. Со временем персональных выставок становится больше. Во-первых, увеличивается число местных художников. Во-вторых, растет их профессиональный уровень, а благодаря влиянию партийного руководства, и идейный уровень. В-третьих, с течением времени в Кузбассе начинают проводить юбилейные выставки художников. Так, в 1965 г. прошла юбилейная выставка художника А. С. Гордеева. В 1967 г. были проведены персональные выставки А. Н. Кирчанова, Е. Сидоркина, А. С. Холодова, В. М. Белова, А. М. Ананьина, В. П. Овчарова, Л. М. Акцыновой [11, л. 1, 4].
Но в целом и в первой половине 1960-х гг. в Кузбассе проходило не более 10 выставок в год, 7 из которых проводились в Кемерове, 3 - в Новокузнецке [6, л. 26]. Жители остальных городов Кемеровской области долгое время могли посетить лишь передвижные выставки. Во второй половине 1960-х гг. число художественных выставок растет. Все чаще проводились персональные и групповые выставки, тематические выставки, а главное, с уже окрепшим Кемеровским отделением Союза художников РСФСР начинают сотрудничество и отделения Союза в других регионах. Все более частыми гостями Кузбасса становятся художники из других городов и республик Советского Союза. Но следует отметить, что организация художественной выставки силами лишь отделения Союза художников невозможна. Организаторы каждой такой выставки согласовывали все мероприятия (от места проведения выставки до картин, представленных в экспозиции) с областным управлением культуры [8, л. 5 (об.)].
Кроме того, художники из Кузбасса все чаще принимали участие в выставках за пределами области. Например, в 1966 г. с успехом прошла выставка художников-графиков из Кемеровской области в Красноярске. Участие в выставке приняли такие художники, как А. М. Ананьин, Р. Г. Берг, Н. Г. Бурцев, Р. А. Галков, А. С. Гордеев, Е. И. Кирчанов, Ю. Г. Ло-бузнов, В. П. Малыгин, Н. К. Новосельцев, М. А. Паньков, О. А. Пинаев, Ю. И. Прейсс,
A. М. Пресняков, В. А. Селиванов, А. С. Холодов, К. А. Цветков, Н. М. Шемаров и другие [13]. В выставке молодых художников Кузбасса летом 1966 г. в Кемерове приняли участие живописцы Н. В. Вертков,
B. А. Спирин, И. И. Филичев, художники-графики А. И. Артемьев, Н. Г. Бурцев, Р. А. Галков, А. М. Пресняков, В. М. Пресняков, С. И. Грачев, Л. С. Коньков,
Е. Г. Кузовкин, Н. К. Новосельцев, а также другие молодые художники области, среди которых были Н. Х. Долгов, Г. И. Елин, Л. С. Ермилин, И. А. Лебедев, В. П. Семенников, В. А. Усищев [14]. Особенно сильные работы были представлены художниками-графиками. Посетителям же выставки наиболее удачными показались работы Н. В. Верткова, И. А. Лебедева и В. М. Преснякова. Среди особенно запомнившихся посетителям были работы Е. Г. Кузовкина «Зимушка», «Девочка на балконе», «Подсолнухи» и работы Н. Г. Бурцева «Утро» и «Лесное озеро» [15].
Растет и число посетителей выставок. Ко второй половине 1960-х гг. минимальное число посетителей выставок составило уже 5 - 6 тысяч человек. Обратимся к отчету Кемеровского отделения Союза художников РСФСР за 1966 г. [12, л. 1 - 3]. Групповая выставка художников К. М. Ананьина, А. С. Холодова и В. М. Белова (всего на выставке было представлено 120 произведений) привлекла внимание 5 тыс. посетителей. Выставку «Графика Кузбасса» (110 произведений) посетили около 12 тыс. человек в Кемерове, 8 тыс. человек в Новокузнецке и 10 тыс. человек в Красноярске. Число посетителей выставки молодых художников области (110 произведений) достигло 8 тыс. человек. Персональные выставки В. С. Рогаля (120 произведений) и Н. Чеснокова (90 произведений) посетили соответственно 8 тыс. человек и 6 тыс. человек. Персональную выставку Л. М. Акцыновой (80 произведений) в Кемерово посетили 6 тысяч человек, в Новокузнецке число посетителей достигло уже 7 тыс. человек. Кроме того, в 1966 г. прошли две передвижные выставки: «Сибирь социалистическая» (120 произведений), которую посетили 11 тысяч человек, и «Советская Россия» (90 произведений), число посетителей которой достигло 15 тыс. человек в Кемерове и 13 тыс. человек в Новокузнецке. Таким образом, учитывая художественную выставку, прошедшую в рамках фестиваля белорусского искусства (130 произведений, 20 тыс. посетителей), в 1966 г. силами Кемеровского отделения Союза художников РСФСР было проведено 13 художественных выставок, а общее число их посетителей составило приблизительно 129 тыс. человек.
Таким образом, уже во второй половине 1960-х гг. выставочная деятельность художников Кемеровского отделения Союза художников РСФСР существенно активизировалась в сравнении первыми годами его существования. Значительно возросло количество художественных выставок: чаще проводятся персональные, групповые выставки, выставки, приуроченные к важным событиям в жизни страны. Существенно увеличилось число посетителей выставок. Это в первую очередь говорит не только о растущем интересе к изобразительному искусству в Кузбассе, но и о том, что Кемеровскому отделению Союза художников РСФСР уже к середине 1960-х гг. удалось преодолеть многие трудности, связанные с организацией выставок. Судя по отзывам посетителей художественных выставок, работы, представленные на них, были действительно близки по духу кузбассовцам, а значит кузбасские художники справлялись со своей главной задачей - созданием достойного образа Кузбасса.
Еще одной стороной работы Кемеровского отделения Союза художников РСФСР были многочисленные встречи с работниками предприятий, шахтерами, учащимися школ и т. д. На подобных встречах художники рассказывали об особенностях своей работы, приглашали посетить выставки. Чаще всего такие встречи проводились накануне выставок или во время ежегодных недель изобразительного искусства и помимо решения идеологических и культурно-просветительных задач были призваны привлечь посетителей. Например, в октябре 1961 г. во время недели изобразительного искусства прошел ряд встреч местных художников с рабочими, а также был проведен день открытых дверей в художественных мастерских. Помимо привлечения внимания к работе творческого союза в Кузбассе, у дней открытых дверей была и другая задача: найти недостатки в работе художников. Кроме того, члены Кемеровского отделения Союза художников РСФСР читали лекции, проводили беседы на тему изобразительного искусства, выступали на радио и телевидении. В 1964 - 1965 гг. было проведено 12 стационарных и передвижных выставок, 15 встреч с трудовыми коллективами, 150 лекций [6, л. 7].
К агитационной работе среди населения можно отнести и выставки в клубах, домах культуры, организованные при предприятиях и учреждениях области. Подобные экспозиции были небольшими по своим масштабам, но зачастую имели даже большее значение, чем обычные выставки: не каждый рабочий станет тратить свое свободное время ради посещения галереи, но если выставка проходит практически на рабочем месте, шансов охватить людей, далеких от искусства, гораздо больше. Так, например, в 1964 г. прошла выставка работ художника В. С. Зевакина в клубе ГРЭС [6, л. 5]. Со временем из членов Союза художников стали создаваться группы художников, работающих над серией картин о конкретных предприятиях. Часто такие работы передавались заводам, совхозам, клубам и ДК, что укрепляло связи художников с тружениками Кузбасса. Например, в конце 1960-х гг. учреждениям культуры Яйского района были переданы гравюры «Дочь гор» и «Ущелье ворот» А. М. Ананьина, портреты «Люся» и «Любаша» И. И. Филичева, индустриальный пейзаж «Запсиб» А. П. Елфимова, скульптура «Молодая работница»
Н. Г. Трофимова [3, л. 5].
Помимо написания картин, художники Кемеровского отделения Союза художников РСФСР занимались и оформлением зданий. Объявления о подобных работах довольно часто встречались в газетах области [16]. Это давало художникам дополнительный заработок и в то же время помогало в деле пропаганды государственной идеологии. Все мы помним фасады советских зданий и их интерьеры. Идеологическая направленность чувствовалась буквально во всем. Художники-графики в основном занимались лишь графическими работами: разрабатывали проекты, готовили эскизы и т. д. Другие художники принимали участие и непосредственно в выполнении работ. Так, художники А. Н. Кирчанов и А. И. Артемьев занимались разработкой эскизов въездов в Кемерово и Ле-нинск-Кузнецкий, Р. Г. Берг стал создателем эскизов
привокзальной площади, Е. И. Коньков и Н. К. Новосельцев занимались оформлением самого железнодорожного вокзала в Кемерове [6, л. 10, 31]. Н. К. Новосельцев занимался также оформлением кемеровского драмтеатра и ДК Запсиба (Новокузнецк). Оформление фасадов и интерьеров зданий, проектирование площадей и прочие работы по оформлению городов области были одним из наиболее успешных направлений деятельности Кемеровского отделения Союза художников РСФСР.
Таким образом, с течением времени местные художники нашли новые формы взаимодействия с населением. Встречи с рабочими, служащими, учащимися области проводились все также регулярно. Все эти мероприятия в совокупности были призваны привлечь внимание рядовых жителей области к изобразительному искусству. Особенно эффективными были личные встречи с художниками. Именно они привлекали большее количество посетителей на выставки.
Но, несмотря на положительную динамику в развитии местного отделения Союза художников, ревизионные комиссии, проверявшие деятельность отделения на протяжении нескольких лет, периодически находили серьезные нарушения, как в работе самого отделения, так и в работе художников и организаторов выставок. Например, в 1958 г. ревизионная комиссия под председательством П. А. Чернова обнаружила перерасход денежных средств на организацию выставок в размере 11 тыс. рублей. Причиной перерасхода стала ошибочная выплата зарплаты директору выставки в течение пяти месяцев (сама выставка длилась лишь месяц) [5, л. 3]. В 1965 г. ревизионная комиссия выяснила, что ряд художников за одни и те же произведения получали гонорары дважды [8, л. 28 - 32]. Художники, которые были замечены в этом, получили строгий выговор с занесением в личные дела и один год не могли заключать договоры на написание картин с Управлением культуры Кемеровского облисполкома.
Кроме того, многие художники обращали внимание руководства Кемеровского отделения Союза художников РСФСР и присутствовавших на его собраниях представителей партийных и советских органов на то, что зачастую самим художникам приходится заключать договоры с заказчиками и искать помещения для проведения выставок, а работа художника оплачивается местным отделением Художественного фонда РСФСР только после того, как он предоставит акт приема работ от заказчика [10, л. 3]. С 1966 г. ситуация с оформлением заказов начала меняться (оформлением заказов начинает заниматься непосредственно Художественный фонд).
По заявлениям руководства Кемеровского отделения Союза художников РСФСР, главной проблемой местных художников в начале 1960-х гг. была нехватка мастерских, производственных помещений [6, л. 32]. Долгое время в Кемеровской области не существовало специализированной картинной галереи, зачастую художественные выставки проводились в неприспособленных для этих целей помещениях, в которых не было подходящего освещения, что делало посещение выставки возможным лишь в определен-
ные часы. Внимание на серьезные недостатки в работе выставок обращали не только профессионалы, но и посетители выставок [4, л. 6]. С течением времени организаторы выставок в Кузбассе учли практически все ошибки и старались исправить их. Многие обозначенные проблемы в организации и работе экспозиций ушли в прошлое уже в середине 1960-х гг. Главной нерешенной проблемой оставалось отсутствие картинной галереи, которая появилась в Кемерово сравнительно поздно - в 1969 г.
Но, несмотря на перечисленные недостатки в работе Кемеровского отделения Союза художников РСФСР, в 1966 г. план по многим показателям был перевыполнен. Например, план по декоративноприкладным работам был перевыполнен на 17 %, план работы промышленной группы - на 21 %. В целом план работы отделения был выполнен на 105 %, что, несомненно, говорит о том, что Кемеровское отделение Союза художников к этому времени уже окрепло [12, л. 4].
Таким образом, главной стороной деятельности регионального отделения Союза художников, безусловно, является выставочная деятельность. Именно посредством проведения художественных выставок происходит общение художника со своим зрителем. Отношение кузбассовцев к творчеству местных художников можно проследить по оставленным посетителями художественных выставок отзывам. Большинство отзывов положительные, нередко посетители выражали восторг и восхищение работой художников. В то же время были и негативные отзывы, но лишь в единичных случаях. Число посетителей выставок со временем увеличивается. Это свидетельствует о том, что изобразительное искусство действительно вызывало у кузбассовцев интерес, а организаторы выставок учитывали многие недостатки в проведении прошлых выставок и пытались их исправить. Участие же в крупных зональных и республиканских выставках выводит художника на новый уровень, и, если это участие было успешным, помогает ему в дальнейшей творческой деятельности. Число художников-кузбас-совцев на таких выставках со временем лишь увеличивалось. Во многом это происходило благодаря тому, что вокруг местного отделения Союза достаточно быстро был сформирован довольно внушительный коллектив молодых художников, каждый из которых в скором времени мог претендовать на вступление в Союз. Сами члены Союза называли художников, входивших в творческий актив, «профессиональными». Это еще один немаловажный фактор развития творческого союза. Со временем крепли и связи Союза с предприятиями региона, все чаще художники занимались оформлением зданий, что косвенным образом привлекало внимание простых кузбассовцев к их творчеству. Все это дает нам основание считать, что период становления Кемеровского отделения Союза художников РСФСР прошел довольно быстро и занял около 10 лет. Уже к 1967 г. кузбасским художникам удалось преодолеть большинство трудностей, связанных с молодостью и отсутствием достаточного опыта.
Литература
1. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-75. Оп. 8. Д. 5.
2. ГАКО. Ф. Р-786. Оп. 1. Д. 151.
3. ГАКО. Ф. Р-786. Оп. 1. Д. 287.
4. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 1.
5. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 4.
6. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 10.
7. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 26.
8. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 29.
9. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 31.
10. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 32.
11. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 34.
12. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 36.
13. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 37.
14. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 39.
15. ГАКО. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 40.
16. Объявление II Кузбасс (Кемерово). - 1963. - 19 января.
17. Онуфриева, С. А. Художники Кузбасса: альбом I С. А. Онуфриева. - Л.: Художник РСФСР, 1963. - 60 с.
18. Откидач, В. А. Художники Кузбасса I В. А. Откидач. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 192 с.
19. Рысаева, Т. Д. Художественная жизнь Кузбасса во второй половине XX в.: дис. ... канд. искусствоведе-
ния I Т. Д. Рысаева. - Барнаул, 2006. - 261 с.
Информация об авторе:
Шерин Алексей Михайлович - аспирант кафедры новейшей отечественной истории КемГУ, 8-951-577-54-75, [email protected].
Aleksey M. Sherin - post-graduate student at the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.