Научная статья на тему 'Первые художественные выставки в Томске в XIX в'

Первые художественные выставки в Томске в XIX в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
362
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА / ХУДОЖНИКИ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА / ART EXHIBITION / ART EDUCATION / PICTURES / ARTISTS / ETHNOGRAPHIC EXHIBITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильченко Юлия Сергеевна

В статье раскрывается страница истории проведения художественных выставок в городе Томске в XIX в. Рассматривается роль выставок в создании художественной среды и условий для развития изобразительного искусства. Говорится о персональных выставках П. Кошарова и А. Мако, об этнографической выставке, совместной выставке петербургских и местных художников. Уточнены места проведения выставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first art exhibitions and the beginning of development of art education in Tomsk in the XIX century were

Development of the fine art, development of art education and thought of origin of art gallery in Tomsk in the XIX century closely connected with exhibitions and the artists who were teaching in educational institutions. The Tomsk small national school has been open on 24 November, 1789 where drawing was among the taught disciplines. This discipline was conducted by one of teachers or special teacher who was invited. The Tomsk men's gymnasium has opened on December 10, 1838 where drawing, drawing and calligraphy were also taught. On June 2, 1854 Pavel Kosharov took place of the teacher of these objects. He graduated the Imperial Academy of Arts and his teachers were: K. Bryullov, I. Ayvazovsky, M. Vorobey. Since 1862 P. M. Kosharov began to teach also an iconography in the Tomsk theological seminary. In 1877 the artist passed into Alekseevsky real school which just opened, and since 1885 he gave free lessons in a Sunday class in training of drawing in Free library. In 1860 P. M. Kosharov has organized the first exhibition of the pictures in Tomsk which became the first art exhibition in the territory of Siberia. In 1877 there was a personal exhibition in Alekseevsky real school. In 1882 personal exhibitions in the Tomsk real school and in the hall of City Duma had held. On April 29, 1884 a personal exhibition was in the building of Alekseevsky real school from 30 pictures. In 1887 P. M. Kosharov organized the exhibition in the hall of the Tomsk Alekseevsky Real School for all educational institutions of Tomsk again. In the 1870th years the artist A.E. Mako arrived to Tomsk he taught drawing in a female gymnasium. Mako taught to work whis nature, going every summer to write etudes to Altai. On December 23, 1886 the artist A. E. Mako opened a daily exhibition of household and ethnographic pictures of Altai Aria in the former assembly hall of the old premises of theological seminary. On 6-12 April, 1887 there took place the city Ethnographic exhibition in the hall of City Council organized at the initiative of P. I. Makushin which was held in advantage of Society of care about primary education. P.M. Kosharov and A. Mako showed the landscapes from the Views of Altai series. On 26 November, 1894 in free library the opening of an art exhibition of the Russian and Tomsk artists had taken place. On 29 December, 1899 the Tomsk collectors and artists have organized an exhibition in the hall of a thought of petty-bourgeois society. In the XIX century in Tomsk artists had huge value in development of the fine arts and art education.

Текст научной работы на тему «Первые художественные выставки в Томске в XIX в»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2017. № 28

УДК 75.047

Б01: 10.17223/22220836/28/11

Ю.С. Васильченко

ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ В ТОМСКЕ В XIX В.

В статье раскрывается страница истории проведения художественных выставок в городе Томске в XIX в. Рассматривается роль выставок в создании художественной среды и условий для развития изобразительного искусства. Говорится о персональных выставках П. Кошарова и А. Мако, об этнографической выставке, совместной выставке петербургских и местных художников. Уточнены места проведения выставок.

Ключевые слова: художественная выставка, художники, этнографическая выставка.

Первое издание, в котором говорится о выставках в Томске и выставляющих свои работы художниках в XIX в., - монография П.Д. Муратова «Изобразительное искусство Томска», вышедшая в 1974 г.. Но в ней обнаружены неточности в датах и фамилиях и количестве выставок. Краткие упоминания о выставках в Томске присутствуют в статьях Л.Р. Строй «Сибирская дореволюционная печать о художественных выставках в Томске, Иркутске, Красноярске» и Н.В. Жиляковой «Хроника художественной жизни Томска на страницах «Сибирской газеты» (1881-1888)». О творческих биографиях художников писали такие исследователи, как Г.И. Колосова, Ю.И. Ожередов, Д. Золотарев, Т.А. Полухин, В.В. Манилов.

В качестве источников в данной статье использовались периодические издания Томска XIX в: «Томский справочный листок», «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» и санкт-петербургское издание «Восточное обозрение». В них содержится различная информация о проходивших выставках, включая приглашения посетить ту или иную выставку. Нужно сказать, что освещали выставки непрофессионалы. Они не затрагивали достоинства или недостатки выставленных работ, но говорили о важности таких мероприятий для эстетического развития личности и расширения кругозора. Также для нас ценно, что указывались художники, выставлявшие свои работы, перечислялись произведения и места прохождения выставок - это, несомненно, говорит о проявлении живого интереса к изобразительному искусству в Томске во второй половине XIX в.

Одним из типов выставок является художественная выставка, где публично демонстрируются достижения в области искусства. Произведения искусства обладают значительными возможностями эмоционального воздействия. Картины, скульптуры, став элементами экспозиционного образа выставки, приобретают значение символа эпохи, явлений, событий. Выступая носителем эмоционально-образной информации, выставка способна оказать воздействие на развитие образного мышления.

Первую в Томске и на территории Сибири художественную выставку в 1860 г. устроил Павел Михайлович Кошаров. Это была его персональная выставка. П.М. Кошаров еще не один раз устраивал выставки. Проследим последовательность их проведения:

• В 1877 г. состоялась его персональная выставка в Алексеевском реальном училище [1. С. 131].

• «Сибирская газета» от 10 октября 1882 г. в разделе «Хроника» сообщала о выставке картин в Томском реальном училище: «...3 октября, преподавателем реального училища, художником Императорской академии художеств г. Кошаровым устроена была для учащихся выставка его собственных произведений. Всех картин было около 30, из них более половины писаны масляными красками, в виде эскизов, но довольно оконченных, остальные же рисованы карандашом, сепией и акварелью. Все картины составляют большой «этнографический альбом Алтая»: виды, типы инородцев, кочующих в Алтае, их одежду, утварь, посуду и проч. <...> Тут же с этой серией картин выставлены были до 15 таблиц томской флоры, растущей в окрестностях города до 10 вер (верст). Цветы рисованы акварелью в натуральную величину, исполнение прекрасное. Альбом, как видно, еще не окончен, но можно думать, что всех видов растений нарисовано более ста. Тут же выставлены были 2 акварельных перспективных рисунка лучших улиц Томска» [2].

• 24 октября 1882 г. в зале городской думы состоялась персональная выставка «Виды Алтая», где были представлены живописные и графические работы, сбор с которой был предназначен обществу попечения о начальном образовании [3]. (П. Кошаров был постоянным членом основанного в Томске указанного общества).

• 29 апреля 1884 г. в здании Алексеевского реального училища проходила персональная выставка из 30 картин - «эскизных видов по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре, рисованных с палубы парохода в 1883 г.» [4].

• 1 и 2 марта 1887 г. П.М. Кошаров устраивал свою выставку снова в зале Алексеевского реального училища для всех учебных заведений Томска, где представил этнографический альбом Западной Сибири и 2-й экземпляр Томской флоры. Затем отправил все работы на Екатеринбургскую выставку [5]. Можно предположить, что это Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, организованная Уральским обществом любителей естествознания. «На этой выставке экспонировались кустарные промыслы, однако один из отделов именовался «художественным» [6].

Для эстетического развития жителей города важны изданные, отпечатанные литографским способом работы П.М. Кошарова: «Виды Томска», «Художественно-этнографические рисунки Сибири» (издавались с 1889 г.) и «серия работ, посвященных открытию университета».

В конце 1870-х гг. приехал в Томск художник Александр Эдуардович Мако. Обращаясь к биографии Мако, нужно отметить, что в 1869 г. он окончил Томскую мужскую гимназию и уехал в Мюнхенскую академию художеств. За время учебы в Мюнхене выставлялся в Санкт-Петербурге несколько лет подряд, после чего был удостоен звания «неклассного» художника Императорской Академии художеств. Приехав обратно в Томск,

работал преподавателем в Мариинской женской гимназии. Помимо преподавания, он уезжал каждое лето на Алтай писать этюды. Муратов указывает выставку Мако только 1887 г. [7. С. 27]. Но в «Сибирской газете» за 1886 г. в номере 52 была напечатана заметка: «Как известно, с 23 декабря художник А.Э. Мако открыл в бывшем актовом зале старого помещения духовной семинарии ежедневную выставку бытовых и этнографических картин Алтайского края. Выставлено 10 больших (иные - свыше 2 квадр. аршин (0,7112 м) рисунков угольным карандашом и 26 акварельных набросков с натуры, представляющих типы алтайского инородческого населения, принадлежности его быта, бытовые сцены и картины природы. Все работы г. Мако производят очень хорошее впечатление: это не ученические упражнения или хромые опыты дилетанта, а труды действительного художника, не имеющего чрезмерных претензий, но умеющего передать то, что его интересует и за что он берется... Г. Мако заслуживает полной благодарности, как за выбор местности и тем для приложения своего труда и таланта, так и за мысль познакомить публику со своими работами» [8]. О выставке 1887 г. указано в заметках в «Сибирской газете»: «Сегодня и завтра, т.е. 1 и 2 марта, художник А.Э. Мако открывает в зале городской думы выставку своих картин Алтайского края. Сбор с выставки предназначается присоединить к капиталу, основанному, по мысли Г.Н. Потанина, для премии за лучшие учебники по родиноведе-нию» [9].

С 6 по 12 апреля 1887 г. проходила городская этнографическая выставка в зале городской думы, организованная по инициативе П.И. Ма-кушина, которая проводилась в пользу Общества попечения о начальном образовании с платой в 20 копеек. В выставочный комитет входили А.В. Адрианов, Д.А. Клеменц, С.К. Кузнецов. На выставке были представлены подлинные экспонаты, характеризующие занятия и промыслы различных народностей, их верования, праздничный быт [10. С. 22]. В «Сибирской газете» в рубрике «Городские известия» говорилось, что «вещей собралось довольно много, но настолько многообразных, что выставка не может назваться этнографической. Кроме предметов домашнего быта и культа инородцев Сибири и России, значительное место на выставке занимают археологические коллекции, нумизматическая и коллекция старинных и почему-либо редких вещей, а также картины и фотографии» [13]. Выставлял коллекцию своих предметов, выявленных в экспедициях, Адрианов. Также А.В. Адрианов предоставил рисунки, сделанные им во время путешествия по Алтаю и Монголии. Демонстрировали свои пейзажи П.М. Кошаров из серии «Виды Алтая» и А. Мако. Кроме названных авторов, были представлены альбом японских рисунков (Лейбина) и альбом ангарских видов и фото-графий Обь-Енисейского канала (от барона Аминова), хромолитографии из атласа к путешествию Булычева по Сибири (от П.И. Макушина), сцены из жертвоприношения поволжских инородцев, работы художника Рейнгольда из Стокгольма (от С. Кузнецова). В периодической печати рекомендовалось устройство подобных выставок для доступного приобретения знаний и расширения кругозора человека [11]. Важно, что выставки посе-

щались большим количеством людей. «Побольше и почаще таких сюрпризов, - и мы научимся понимать окружающую природу, значения каждого явления в жизни, научимся ценить труд человека и поощрять всякие благие начинания в этом направлении» [12]. «Особенно благотворны подобные выставки для учащегося молодого поколения, столь восприимчивого ко всему, что способствует расширению его познаний легким, наглядным способом» [11].

Муратов указывает только две художественные выставки в Томске в XIX в: Кошарова и Мако [7. С. 27]. В «Томском справочном листке» от 3 декабря 1894 г. было напечатано, что 26 ноября в бесплатной библиотеке состоялось открытие выставки картин российских и томских художников, сбор от которой предназначался Обществу попечения о начальном образовании. «На выставке собраны лучшие местные картины, принадлежащие кисти известных художников. Между другими здесь можно видеть картины Айвазовского, Суходольского, Киселева, Якоби, Коврайского, Батурина и др., а также произведения местных художников П.М. Кошарова, А.Э. Мако, А.С. Капустиной и М.П. Черепановой» [13]. Газета приглашала посетить выставку, так как она заслуживает внимания как экстраординарное явление в городе Томске и дает возможность сравнить художественные произведения разных художников, а также служит развитию вкуса публики и чувства прекрасного. Общее число выставленных картин достигало 40. Газета указывает, что выставка вызвала интерес у публики, и поэтому её решено было продлить до 10 декабря и повысить плату за вход [14].

С 6 по 20 апреля 1898 г. в зале Народной бесплатной библиотеки проходила выставка картин местных художников, на ней были представлены также имевшиеся у частных лиц в Томске картины других художников, среди которых были Айвазовский, Яблочкин и Катрухин. Устраивалась выставка художницей А. С. Капустиной в пользу общества попечения о начальном образовании. Общее число картин достигало 70. Отмечались картины художников г. Рокачевского, г-жи Капустиной, г-жи Чернышь и др. Из картин иногородних художников отмечали небольшую ценную работу мариниста Айвазовского и очень недурные копии с его картин г. Лысенко [15].

29, 30, 31 декабря 1899 г. (Муратов указывает 28 декабря - открытие выставки) томские коллекционеры и художники организовали выставку в зале мещанской управы в пользу голодающего населения Бессарабии [16].

Художники в Томске в XIX в. имели огромное значение для развития изобразительного искусства. Они писали этюды, картины, делали этнографические зарисовки, были участниками и организаторами художественных выставок, чем способствовали эстетическому развитию населения. Нужно отметить, что несмотря на отсутствие единого места с просторными залами, пригодными для выставок художественных работ, выставки организовывались и получали отклик в периодической печати. Но стало очевидно, что нет специализированного места для проведения выставок. Ниже приведены сведения о местах проведения выставок, извлеченные из источников, приведенных в данной статье.

Место проведения Место нахождение здания Год проведения Художник

Неизвестно 1860 П.М. Кошаров

Алексеевское реальное училище Улица Магистратская и переулок Тецковского (современной четной стороны улицы Розы Люксембург и переулка Кооперативного) 1877 П.М. Кошаров

10 октября 1882 П.М. Кошаров

29 апреля 1884 П.М. Кошаров

1 и 2 марта 1887 П.М. Кошаров

Зал городской думы Угол улицы Магистратской и Набережной Ушайки (ныне улицы Розы Люксембург, 2 и площади Ленина, 15) 24 октября 1882 П.М. Кошаров

1 и 2 марта 1887 А.Э Мако

6-12 апреля 1887 Этнографическая выставка

Зал мещанской управы 29 декабря 1899 Собрания коллекционеров

Зал духовной семинарии Пересечение улиц Магистратской и Воскресенской (ныне пересечение улицы Р. Люксембург и пер. Совпартшкольного) 23 декабря 1886 А.Э. Мако

Бесплатная народная библиотека Угол улиц Духовской и Хомяковского (ныне это ул. Карла Маркса и пер. 1905 года) 3-10 декабря 1894 Совместная выставка санкт-петербургских и томских художников

6-20 апреля 1898 Выставка картин местных художников, а также и других картин, имеющихся у частных лиц в Томске

Литература

1. Мисюрев А.И. Столетие Томского уездного училища: историческая записка / сост. учитель уездного училища А.И. Мисюрев. Томск, 1889. 156 с.

2. Сибирская газета. 1882. № 41 (10 октября).

3. Сибирская газета. 1882. № 42 (17 октября).

4. Сибирская газета. 1884. № 18 (28 апреля).

5. Сибирская газета. 1887. № 8 (22 февраля).

6. Зайцев Г.Б. Художественная жизнь Екатеринбурга в конце XIX - начале XX в. // Изв. Урал. гос. ун-та. 1997. № 7. С. 106-115.

7. МуратовП.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974.

8. Сибирская газета. 1886. № 52 (28 декабря).

9. Сибирская газета. 1887. № 9 (1 марта).

10. Репрессированные этнографы. Вып. 1 / сост. Д.Д. Тумаркин. 2-е изд. М.: Вост. лит., 2002. 343 с.

11. Сибирская газета. 1887. № 11 (15 марта); № 14 (5 апреля): № 15 (12 апреля).

12. Корреспонденции. Томск // Восточное обозрение. 1887. № 19.

13. Томский справочный листок. 1894. № 120 (3 декабря).

14. Томский справочный листок. 1894. № 123 (8 декабря).

15. Выставка картин // Сибирская жизнь. 1898. № 50 (5 марта); № 69 (28 марта); № 74 (5 апреля); № 75 (9 апреля); № 78 (15 апреля); № 85 (23 апреля).

16. Сибирская жизнь. 1899. № 283 (29 декабря).

Vasilchenko Juli S. National research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation).

E-mail: [email protected]

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2017, № 28, рр. 119-125.

DOI: 10.17223/22220836/28/11

THE FIRST ART EXHIBITIONS AND THE BEGINNING OF DEVELOPMENT OF ART EDUCATION IN TOMSK IN THE XIX CENTURY WERE

Key words: art exhibition, art education, pictures, artists, ethnographic exhibition.

Development of the fine art, development of art education and thought of origin of art gallery in Tomsk in the XIX century closely connected with exhibitions and the artists who were teaching in educational institutions.

The Tomsk small national school has been open on 24 November, 1789 where drawing was among the taught disciplines. This discipline was conducted by one of teachers or special teacher who was invited.

The Tomsk men's gymnasium has opened on December 10, 1838 where drawing, drawing and calligraphy were also taught.

On June 2, 1854 Pavel Kosharov took place of the teacher of these objects. He graduated the Imperial Academy of Arts and his teachers were: K. Bryullov, I. Ayvazovsky, M. Vorobey. Since 1862 P. M. Kosharov began to teach also an iconography in the Tomsk theological seminary. In 1877 the artist passed into Alekseevsky real school which just opened, and since 1885 he gave free lessons in a Sunday class in training of drawing in Free library.

In 1860 P. M. Kosharov has organized the first exhibition of the pictures in Tomsk which became the first art exhibition in the territory of Siberia. In 1877 there was a personal exhibition in Alekseevsky real school. In 1882 personal exhibitions in the Tomsk real school and in the hall of City Duma had held. On April 29, 1884 a personal exhibition was in the building of Alekseevsky real school from 30 pictures. In 1887 P. M. Kosharov organized the exhibition in the hall of the Tomsk Alekseevsky Real School for all educational institutions of Tomsk again.

In the 1870th years the artist A.E. Mako arrived to Tomsk he taught drawing in a female gymnasium. Mako taught to work whis nature, going every summer to write etudes to Altai. On December 23, 1886 the artist A. E. Mako opened a daily exhibition of household and ethnographic pictures of Altai Aria in the former assembly hall of the old premises of theological seminary.

On 6-12 April, 1887 there took place the city Ethnographic exhibition in the hall of City Council organized at the initiative of P. I. Makushin which was held in advantage of Society of care about primary education. P.M. Kosharov and A. Mako showed the landscapes from the Views of Altai series.

On 26 November, 1894 in free library the opening of an art exhibition of the Russian and Tomsk artists had taken place.

On 29 December, 1899 the Tomsk collectors and artists have organized an exhibition in the hall of a thought of petty-bourgeois society.

In the XIX century in Tomsk artists had huge value in development of the fine arts and art education.

References

1. Misyurev, A.I. (1889) Stoletie Tomskogo uezdnogo uchilishcha: istoricheskaya zapiska [The centenary of the Tomsk Uyezd School: A historical note]. Tomsk: [s.n.].

2. Sibirskayagazeta. (1882a). 10th October.

3. Sibirskaya gazeta. (1882b). 17th October.

4. Sibirskaya gazeta. (1884). 28th April.

5. Sibirskaya gazeta. (1887a). 22nd February.

6. Zaytsev, G.B. (1997) Khudozhestvennaya zhizn' Ekaterinburga v kontse XIX - nachale XX v. [The artistic life of Yekaterinburg in the late XIX - early XX century]. Izvestiya Uralskogo gosu-darstvennogo universiteta - Izvestia of the Ural federal university. Series 2. Humanities and Arts. 7. pp. 106-115.

7. Muratov, P.D. (1974) Izobrazitel'noe iskusstvo Tomska [The fine art of Tomsk]. Novosibirsk: Zapadno-Sibirskoe knizhnoe izdatelstvo.

8. Sibirskayagazeta. (1886). 28th December.

9. Sibirskaya gazeta. (1887b). 1st March.

10. Tumarkin, D.D. (2002) Repressirovannye etnografy [Repressed ethnographers]. Issue 1. 2nd ed. Moscow: Vostochnaya literatura.

11. Sibirskaya gazeta. (1887c) 15th March.

12. Vostochnoe obozrenie. (1887) Korrespondentsii. Tomsk [Correspondence. Tomsk]. 19.

13. Tomskiy spravochnyy listok. (1894a). 3rd December.

14. Tomskiy spravochnyy listok. (1894b). 8th December.

15. Sibirskayazhizn'. (1898) Vystavka kartin [Exhibition of paintings]. 5th March.

16. Sibirskaya zhizn'. (1899). 29th December.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.