Научная статья на тему 'Живописные и графические пейзажи сибирских рек в творческом наследии художника П. М. Кошарова'

Живописные и графические пейзажи сибирских рек в творческом наследии художника П. М. Кошарова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
359
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.М. КОШАРОВ / ХУДОЖНИК / ЖИВОПИСЬ / ЛИТОГРАФИЯ / РЕЧНЫЕ ПЕЙЗАЖИ / ВИДЫ ГОРОДОВ / ВИДЫ СЕЛ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / P.M. KOSHAROV / PAINTER / PICTORIAL ART / LITHOGRAPHY / RIVER LANDSCAPE DRAWINGS / CITY VIEWS / VIEWS OF VILLAGES / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Колосова Галина Иосифовна

В статье рассматриваются живописные и графические работы художника П.М. Кошарова, которые представляют природу, панораму городов, сел и деревень, расположенных на берегах сибирских рек Томи, Оби, Иртыша, Тобола и Туры в конце XIX столетия. Небольшие по размеру этюды и литографические рисунки, дополненные авторскими пояснительными текстами, были выполнены художником в 18831891 гг. Художник смог добиться в своих пейзажах композиционной и цветовой выразительности, точности в передаче характерных особенностей сибирской природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pictorial and graphical landscape drawings of Siberian rivers in the artistic heritage of painter P.M. Kosharov

This article is devoted to the further consideration of the work of Siberian painter Pavel Mik-hailovich Kosharov (1824-1902). This task is important in the study of history and development of Siberian fine arts in the second half of XIX century. The article deals with pictorial and graphical works by the painter P.M. Kosharov, which he created as a result of the traveling on Siberian rivers from Tomsk to St. Petersburg in 1883. The joint consideration of all the river landscape drawings by the artist, stored in different repositories, gives an opportunity to imagine pictorial and graphical panorama of not only rivers Tom, Ob, Irtysh, Tobol and Tura, but also towns and villages located on the banks of these rivers in the end of XIX century. Small-sized sketches and lithographic drawings, supplemented by explanatory author texts, were made by the painter in the period from 1883 to 1891. Lithographic landscape drawings are distinguished by a careful observance of the laws of linear perspective, sharpness of lines, documentary accuracy in terrain conveyance. Pictorial sketches by the painter are characterized by compositional and color expressiveness, an accuracy in displaying of characteristic traits of Siberian nature. Together both pictorial and lithographic works by P.M. Kosharov are of a great scientific value for historians and ethnologists of Siberia.

Текст научной работы на тему «Живописные и графические пейзажи сибирских рек в творческом наследии художника П. М. Кошарова»

Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 4 (24)

УДК 75.047+763.047] Кошаров П.М (571.1)"18" Б01: 10.17223/22220836/24/17

Г.И. Колосова

ЖИВОПИСНЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ПЕЙЗАЖИ СИБИРСКИХ РЕК В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ХУДОЖНИКА П.М. КОШАРОВА1

В статье рассматриваются живописные и графические работы художника П.М. Кошарова, которые представляют природу, панораму городов, сел и деревень, расположенных на берегах сибирских рек - Томи, Оби, Иртыша, Тобола и Туры - в конце XIX столетия. Небольшие по размеру этюды и литографические рисунки, дополненные авторскими пояснительными текстами, были выполнены художником в 18831891 гг. Художник смог добиться в своих пейзажах композиционной и цветовой выразительности, точности в передаче характерных особенностей сибирской природы. Ключевые слова: П.М. Кошаров, художник, живопись, литография, речные пейзажи, виды городов, виды сел, Западная Сибирь.

Настоящая работа посвящена дальнейшему изучению творчества сибирского художника Павла Михайловича Кошарова (1824-1902 гг.). Эта задача остаётся важной и актуальной с точки зрения истории становления и развития изобразительного искусства на территории Сибири во второй половине XIX столетия. Основные этапы биографии художника даны в одной из работ автора [1]. Ниже рассматриваются работы П.М. Кошарова, которые он создал в результате поездки-путешествия из Томска в Петербург. Речные живописные пейзажи художника, созданные в то время и хранящиеся сейчас в разных музеях Томска [2], Москвы [3] и Иркутска [4], до сих пор не становились объектом специального изучения. Рассмотрение всех выявленных пейзажей художника даёт возможность представить живописную и графическую панораму сибирских рек - Томи, Оби, Иртыша, Тобола и Туры в конце XIX столетия.

В формулярном списке Кошарова имеются сведения о том, что с 15 июня по октябрь 1883 г. он находился в отпуске, который провёл в Петербурге [5]. Художник решает добираться до Петербурга водным путём, поскольку в летнее время открывалось пароходное сообщение между Томском и Тюменью. Пароходы начинали плыть по Томи, далее значительную часть по Оби, а затем по Иртышу, Тоболу и Туре — всего около 3000 вёрст. От Тюмени до Перми приходилось добираться сухопутным путём, а затем снова водным путём по Каме и Волге до Нижнего Новгорода и далее в Москву и Петербург.

Как опытный путешественник (напомним, что в 1857 г. он принимал участие в экспедиции П.П. Семенова на Тянь-Шань), художник изучил маршрут своего пути и предварительно нарисовал в альбоме карту следования, отметив в ней города и села, мимо которых будет плыть пароход. Купил в дорогу

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ проекта «Этническая и книжная традиции в культурном наследии Западной Сибири», грант №14-01-00263.

альбомы для рисования, карандаши, кисти и краски, взял с собой и несколько альбомов со своими работами.

В Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ хранится путевой альбом художника, который называется «Обские рисунки» [6]. С плывущего парохода парохода Кошаров делает пейзажные зарисовки, стараясь запечатлеть главное. Все страницы альбома (размер 21,1 х 27,2 см) заполнены рисунками панорамных видов населённых пунктов, расположенных на берегах сибирских рек, а также отдельных строений, предметов, лодок, пароходов, типов берегов и др.

Именно эти карандашные рисунки и легли в основу многих живописных работ, на которых художник запечатлел речные сибирские виды. Известно три альбома, в которые включены эти пейзажные работы. В альбоме «Виды природы Севера и Запада Западной Сибири. По рекам: Томи, Оби, Иртышу, Тоболу и Туре», который хранится в Томском областном краеведческом музее, содержится 9 работ [7]. «Альбом видов Сибири, рисованных с натуры художником П.М. Кошаровым в 1880-1897 гг.» (6 работ) хранится в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета [8]. «Альбом видов Западной Сибири», который находится в фонде Музея личных коллекций (МЛК) в Москве - наиболее полный по составу, он содержит 28 работ, включая два рисунка и карту [9]. Все выявленные работы художника выполнены маслом на картоне небольшого размера (примерно 25 х 34 см). Под каждой своей работой, наклеенной на ватман (размер листа 29,5 х 35 см), художник тушью подписывал название работы, в отдельных случаях помещал краткий пояснительный текст. Так, например, пейзаж «Устье реки Томи» имеет дополнительную подпись «Впадение реки Томи в Обь с корабля слева». На некоторых работах указана дата создания.

Взяв за основу карту пути по рекам, которую художник поместил в путевом альбоме, попробуем восстановить путь Кошарова по сибирским рекам от Томска до Тюмени. В путевом альбоме художник отметил, что 16 июня в 3 часа ночи пароход отошёл от Томской пароходной пристани, которая находилась на правом берегу Томи в северной окраине города. Первой его работой в этой серии и стал пейзаж «Пароходная пристань в Томске». Композиция работы проста. На первом плане берег реки, где у воды изображены два рыбака, в центральной части несколько пароходов и небольших речных судов, стоящих у причала. Далее видна панорама города с куполами церквей. Уже примерно через три часа, преодолев путь по реке Томи около 50 верст, пароход достигает того места, где Томь впадает в Обь. Кроме названного выше этюда, имеется ещё один пейзаж этого места под названием «Устье реки Томи, вправо к востоку - Обь». На переднем плане изображена река Обь, несущая свои воды на север, по краям видны заросшие кустарником берега. Слева показано устье реки Томи и небольшой пароходик, выплывающий в обские просторы.

Первой остановкой стало село Колпашево, расположенное на правом берегу реки Оби. Известны две работы художника - «Село Колпашево» и «Вид села Колпашева, первая станция пароходов от Томска». Судя по композиции, где на переднем плане река, а далее на нагорной части берега дан панорамный вид села, рисунок сделан прямо с палубы парохода. Акцент сделан на

церковь, которая изображена в центре села на фоне заката солнца. Интересно, что в путевом альбоме художник сделал два рисунка села, несколько отличающихся по композиции. На первом в верхнем левом углу листа написал: «С. Колпашево 8 1/2 вечера» [6. С. 15]. На втором - «Колпашево. Вид с юга на северо-восточную сторону» [6. С. 30].

Вероятно, что уже рано утром пароход доплыл до небольшого города На -рыма на севере Томской губернии. Известны также два этюда «Город Нарым Томской губернии» и «Вид города Нарыма. Вид от пароходной станции». На пейзажах на повороте низкой речной террасы видны деревянные постройки сельского типа, среди которых возвышаются две церкви. В целом композиции обеих работ схожи, отличаются лишь небольшими деталями.

После Нарыма следующей станцией было село Тымское. Также известно две работы: «Вид села Тымского, первая станция от Нарыма» и «Село Тымское на правом берегу Оби». Это самое северное поселение в Нарымском крае. Село расположено близ устья реки Тым, от которой и получило название. По композиции видно, что работа была сделана с палубы парохода. На фоне тяжёлых дождевых туч изображены две церкви и несколько десятков домов, окружённых полукругом сосновым и кедровым лесом. На первом плане водная поверхность Оби, покрытая небольшими волнами.

Следующей станцией на карте отмечен Сургут, который художник запечатлел в нескольких своих работах: «Вид большого разлива Оби близ Сургута», «Город Сургут на правом берегу Оби» и «Вид города Сургута с парохода, шедшего из Томска, до станции 9 верст». Композиции двух последних работ одинаковы. На пейзаже видим ещё тяжелые тучи на небе, но на реке уже штиль и под парусом спокойно плывёт лодка. На втором плане - панорамный вид г. Сургута, где над крышами деревянных домиков возвышается купол церкви.

Интерес представляют два пейзажа - «Вид на границе Томской и Тобольской губернии. Буря на Оби» и «Этюд волны на Оби при заходе солнца», на которых художник запечатлел Обь в пасмурную погоду. Работы выполнены в густых серо-голубых тонах, большую часть картины занимают низкое небо и грозовые тучи. Некоторое оживление вносят купола церквей и гребни волн, которые художник выделяет белилами.

Продолжением темы пасмурной погоды на Оби, стал и этюд, который сам художник назвал «Правая сторона прорыва хребта правого берега Иртыша рекою Обью. Левые рукава р. Оби. Вправо к хребту русло р. Оби. За хребтом течение Иртыша (Оби)». Под работой стоит подпись: «Рисов. Кошаров в 1883 году». Очень интересно решена его композиция: на фоне грозового неба большую часть этюда занимает водная поверхность Оби с островками, заросшими кустарником и небольшими деревцами. Где-то вдали виден обрывистый берег, за которым находится устье Иртыша, куда плывет пароход. Продолживший обскую панораму следующий пейзаж художник назвал «Выход реки Иртыша в долину рукавов реки Оби».

Внимание художника также привлекли несколько небольших сёл, расположенных на берегах Иртыша, которые он запечатлел в своих картинах: «Село Селиярово», «Село Самарово в 2-х верстах от пароходной пристани. Вид

на восток» и «Село Филинское на правом берегу Иртыша», на последнем этюде стоит дата - 1883 г.

После недолгого пути по Иртышу пароход повернул в реку Тобол, но это произошло уже ночью, которая вдохновила художника на романтический ночной пейзаж «Устье реки Тобол». Справа изображён обрывистый берег реки, а в центре композиции - луна, лунная дорожка и небольшой пароход, входящий из Иртыша в реку Тобол, в устье которой располагался Тобольск. Известно несколько пейзажей, на которых представлена панорама города: «Вид города Тобольска, на правом берегу Иртыша, от устья Тобола», «Вид города Тобольска», «Город Тобольск. (Вид от устья Тобола)» и «Город Тобольск». По своей композиции они почти одинаковы, но несколько отличаются по цветовой гамме. Вероятно, один этюд написан во время путешествия, а другие сделаны позднее, в них на первый план выведены пароход и лодка под парусом.

Интересны два этюда: «Впадение р. Туры в Тобол. (Устье р. Туры)» и «Устье реки Туры». Кроме того, художник сделал панорамные виды деревни Иевливо и небольшого села Покровское, расположенных на берегах р. Туры. Недалеко от них находится Тюмень - последняя пароходная станция, после которой большая часть пути для Кошарова осталась позади. Известны два пейзажа города: «Вид города Тюмени на правом берегу реки Туры. Завод Курбатова» и «Город Тюмень на Туре».

Таким образом, можно считать, что результатом этого путешествия художника стали многочисленные рисунки в альбоме и этюды маслом. Небольшие по размеру живописные картины П.М. Кошарова отличает точность в передаче пейзажа, они очень искренны и по-своему раскрывают красоту сибирской природы.

В первых числах июля П.М. Кошаров приехал в Петербург, где встречался со многими знакомыми. Некоторые свои рисунки и живописные работы он показал землякам. Среди них был сибирский общественный деятель и публицист Н.М. Ядринцев. Вскоре в газете «Восточное обозрение» об этом появилась его заметка: «Ныне он [П.М.Кошаров] привез свои любопытные альбомы, виды Алтая, типы инородцев и топографические рисунки, а также роскошный альбом рисунков томской флоры и, в заключение, альбом с 30-ю видами, снятыми по пути от Томска до Тюмени, с приложением к нему карты и небольшого объяснительного текста. Путь этот рисует панораму видов и селений по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре. Мы имеем возможность видеть эти рисунки и любоваться ими. Сибирские виды так редки в наших художественных изданиях, что желательно, чтобы они появились в печати и гравюрах» [10].

Вернувшись в октябре в Томск, художник начинает активно работать над пейзажами, подготавливая их к выставке, открытие которой состоялось в 1884 г. Как писала «Сибирская газета»: «Сегодня, 29 апреля в 12 часов дня до 6 вечера, будет открыта в здании реального училища, выставка 30 картин -эскизных видов по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре, рисованных с палубы парохода в 1883 году» [11]. В конце объявления сообщалось, что выставка платная, но «сбор предназначается для вспомоществования бедным ученикам реального училища».

В конце 1880-х гг. П.М. Кошаров, видимо помня пожелание Н.М. Ядрин-цева, решил создать серию работ о Сибири в технике литографии. Примером для художника послужил «Русский художественный листок», который в 1851-1862 гг. издавал известный русский график В.Ф. Тимм, где в одном из номеров в 1861 г. Кошаров поместил два своих рисунка [12. С.68]. Интересно, что в 1887 г. об этой задумке художника Г.Н. Потанин писал Н.М. Яд-ринцеву из Томска: «Пав[ел] М[ихайлович] Кошаров мечтает издавать «Сибирский художественный листок», вроде некогда издававшегося листа Тимма» [13. С. 78].

В середине августа 1889 г. Павел Михайлович выпустил первый лист в серии, которую назвал «Художественно-этнографические рисунки Сибири» [14]. По этому поводу Г.Н. Потанин снова пишет Н.М. Ядринцеву: «Павел-то Михайлович! Вот старик явился с укором нам, более молодым. На старости решился-таки осуществить свою заветную мечту» [13. С. 113].

Каждый месяц, 1 и 15 числа из типолитографии Михайлова и Макушина выходило по два листа размером 31x40 см. Таким образом, в период с августа 1889 по июль 1890 г. Кошаров подготовил и издал 24 листа. Во второй год он продолжил выпуск своих рисунков и уже в августе на первом листе он изобразил «Томскую пароходную пристань», с которой начиналось его путешествие по сибирским рекам в 1883 г. В сопроводительном тексте отметил: Мы уже сообщали, что в нынешнем году будем издавать рисунки севера и запада Западной Сибири, давая понятия об этой природе, ее жителях, как русских поселений, так и кочующих инородцев с их образом жизни. В этой стране существует пароходное сообщение между Томском и Тюменью, пор.р. Томи, Оби, Иртышу, Тоболу и Туре, на расстоянии около 3000 верст, а потому находим необходимым, прежде всего, держаться этих мест [15. Л. 1]. Таким образом, созданные в 1883-1884-е гг. рисунки и живописные пейзажи сибирских рек получили своё продолжение в литографии. Интересно, что при подготовке рисунков к изданию он готовил их появление в соответствии с водным маршрутом.

В тексте он также отметил: В ежегодную навигацию едут на пароходе пассажиры, как в Сибирь, так и обратно, а на баржах перевозятся в Тюмень все чаи, заготовленные зимою, а равно доставляемые и летним путем из Кяхты в Томск. Из Тюмени же доставляют на эту пристань все товары из Европейской России на всю Сибирь. Кроме этого перевозятся арестанты, для которых устроены особые баржи. Также идут в Сибирь и переселенцы и для нихустроены подле пристани бараки» [15. Л. 1].

Иногда на один лист художник помещал несколько рисунков, нарисованных на одном камне. Так, например, на лист помещено четыре рисунка. При этом под изображением художник описывает их все: 1-й рисунок представляет выход р. Томи в р. Обь, в правый её берег, а на последнем плане виден ее левый. Устье это не более 200 сажен и отстоит от Томска водяным путем не более 50 верст. Войдя в Обь явственно заметно, что вода Томи имеет цвет чистый-прозрачный, а Оби — мутно-глинистый и соединение их последует не ранее, как чрез полверсты [15. Л. 2]. На втором рисунке дано изображение стеклянного завода томского купца Королева, расположенного на правом берегу р.Томи, при этом отмечено: Завод этот единственный в Том-

ской губернии, который приготовляет не большое количество простой посуды и стекла, но расходится этого изделия довольно по всей Сибир[и]. На третьем и четвертом рисунке художник соединил вместе два пейзажа, а которых представил выход р. Кети в р. Обь и выход р. Чулым в правый берег р. Оби.

Интересно, что за основу литографического пейзажа «Вид села Колпаше-ва» художник взял не вариант живописного этюда, а рисунок из своего путевого альбома. На листе изображена обрывистая береговая терраса реки Оби, где расположилось село Колпашево. На первом плане изображены три фигуры людей, сидящих на скамейке на берегу реки. На втором плане - постройки села, в центре которых видно здание церкви, а у берега - баржа и несколько лодок. Вот как комментирует рисунок сам художник: Рисунок этот представляет вид села Колпашева, первой пароходной станции, в 260 верстах от Томска. Село это находится на правом возвышенном берегу реки Оби и расположено почти вдоль берега, по обе стороны церкви, которая недавно отстроена в русском стиле и весьма красива. Дома большею частью срублены из хорошего толстого леса, есть много двухэтажных, как дома, так и сараи, амбары, дворы крыты тесом; дома стоят без всякого порядка, улиц почти нет, а между ними находятся узкие и кривые проходы. Комнаты содержатся весьма чисто и опрятно, надо полагать, что крестьяне живут не бедно [15. Л. 3]. Такие же выразительные характеристики даны городу На-рыму и селу Тымскому, представленным на рисунке, который был издан в первых числах ноября 1890 г.

В начале декабря Кошаров печатает лист с рисунком «Вид реки Оби на северной границе Томской губернии с Тобольской», где также даёт характеристику: Этот рисунок представляет вид р. Оби на северной границе Томской губернии с Тобольской. Громадная, многоводнаяр. Обь, принимая в себя множество притоков в этом месте, поражает своим обилием воды, в особенности во время половодья. Далее он пишет: Нам же пришлось видеть эту представленную картину в таком роде: во время лунной, холодной и ветреной ночи, по небу неслись живописной группой облака, по временам застилая луну, а мутные волны Оби бушевали в весьма разноцветных переливах, освещаемые весьма живописно луной и издавая какие-то непонятные звуки. Вдали же, на горизонте едва виднелись очертания берегов и идущий навстречу пароход с баржею арестантов. На первом же плане, под парусом большая лодка рыбопромышленников. Одним словом, в этой чарующей картине, в этой ночной беспредельности, вас невольно переносит мысль, - как будто едущим по взморь [15. Л. 7]. Свои ощущения от этой стихии на реке он передал в живописной работе под названием «Вид на границе Томской и Тобольской губернии. Буря на Оби». Интересно, что на литографии художник подрисовывает белилами луну и верхушки волн на реке.

В январе 1891 г. Кошаров выпускает лист, где помещает два рисунка, выполненных на одном камне: «Вид г. Сургута Тобольской губернии» и «Вид пароходной пристани Белый Яр». Под изображением помещает текст: Рисунок 1-й представляет вид г. Сургута Тобольской губернии, снятый с парохода, шедшего из Томска в Тюмень. Этот город представляет и летом и зимой весьма грустную картину, в особенности зимой, когда он покрывается снегом и морозы, как говорят жители, захватывают дух. Основание его отно-

сится к 1595 г., но и до сих пор, как самый город, так и селения в его районе не подвинулись вперед [15. Л. 9]. При этом он отмечает, что в Сургуте всего около 200 деревянных домов и единственная каменная церковь, а жители занимаются рыбной ловлей и доставкой дров на пароходы. На втором рисунке представлен вид пароходной пристани Белый Яр. В конце отмечает, что весь берег уложен дровами, подготовленными для останавливающихся пароходов. Интересно, что помещённые рисунки противоположны по настроению. На первом рисунке панорамный вид г. Суртута дан на фоне неба, сплошь закрытого грозовыми тучами, а по Оби идёт высокая волна. На втором пейзаже небо безоблачно, на реке штиль и пароход подплывает к пристани Белый Яр.

Как бы в дополнение к пейзажу «Вид г. Сургута» художник издаёт лист, где поместил пять рисунков, на которых изображены небольшие сёла и деревни, расположенные ниже г. Сургута. Рисунки также дополнены краткими авторскими пояснениями.

В конце февраля 1891 г. Кошаров печатает лист, на котором тоже помещает два рисунка - «Впадение Иртыша в Обскую долину» и «Устье Иртыша», снабдив их пояснением: Эти два рисунка, если сложить вместе, 1-й влево, а 2-й вправо, то выйдет одна общая картина, которая представляет взору путешественника, едущего на пароходе из Томска в Тюмень. Такое необъятное пространство низменных островов и тундр, весной все заливается водою [15. Л. 13].

В апреле 1891 г. художник выпустил лист с двумя рисунками: «Село Са-марово» и «Вид Самарской пароходной пристани», дав под изображением краткие, но очень ёмкие и точные характеристики.

В мае 1891 г. вышел очередной лист, на котором Кошаров поместил также два рисунка: «Общий вид г.Тобольска» и «Устье р. Тобол». В тексте достаточно подробно характеризуются два вида города [15. Л. 18]. При этом в сопроводительном тексте художник не только поясняет увиденное, но и приводит исторические данные.

Как уже отмечалось, водный маршрут художника по сибирским рекам заканчивался в Тюмени. Панорамное изображение города «Вид г. Тюмени» он поместил на одном камне в композиции с рисунками «Берег деревни Иевлевой» и «Устье р. Туры». Рисунки также снабжены краткими, но выразительными описаниями [15. Л. 20]. Таким образом, с августа 1890 г. и по август 1891 г. художником было выпущено 24 листа, из них только на 11 листах он поместил 25 литографических рисунков, посвящённых речным пейзажам Западной Сибири.

Все речные пейзажи выполнены художником в технике литографии с тоном, их отличатт чёткость линий, документальная точность в передаче особенностей местности, тщательное соблюдение законов линейной перспективы. Важно и то, что каждый рисунок художник дополнил подробными авторскими описаниями, которые представляют большую научную ценность для историков, этнографов и краеведов Сибири. Можно считать, что альбом «Художественно-этнографические рисунки Сибири», созданный П.М. Коша-ровым, стал его последним заключительным аккордом в технике литографии. Что касается живописных работ, то художник продуманно и тонко строит свои пейзажные этюды, бережно сохраняя индивидуальный характер местно-

сти. Видно, что многие из них были созданы в разное время суток и при разных состояниях погоды. Художник смог добиться композиционной и цветовой выразительности, показать в простом и обыденном сибирском пейзаже те трогательные черты, которые он особенно чувствовал в природе.

Литература

1. Колосова Г.И. П.М. Кошаров - художник, педагог, исследователь и просветитель // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири : материалы регион. науч.-практ. конф., Томск, 5-10 октября 2004 г. Томск, 2005. С. 144-155.

2. Киселева Л.В. Формирование коллекции художника П.М. Кошарова в собрании ТОКМ // Труды Томского областного краеведческого музея : сб. ст. / отв. ред Л.И. Боженко. Томск, 2002. С. 218-231.

3. Произведения русских и западноевропейских мастеров XVI - н. XX в.: Из собрания И.С. Зильберштейна. М. : Родина, 1993. 354 с.

4. Иркутский областной художественный музей: каталог. Русское и советское искусство : живопись, скульптура, графика / сост. А.Д. Фатьянов. Л. : Художник, 1961. С. 34-35.

5. Формулярный список о службе П.М. Кошарова // ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 372.

6. Кошаров П.М. Обские рисунки: аАльбом. 1883 // МАЭС ТГУ. Изобразительный отдел. № 142-1.

7. Кошаров П.М. Виды природы Севера и Запада Западной Сибири. По рекам : Томи, Оби, Иртышу, Тоболу и Туре. 1880-е гг. ТОКМ. № 12559/2-12560.

8. Кошаров П.М. Альбом видов Сибири, рисованных с натуры художником П.М. Кошаро-вым в 1880-1897 гг. // НБ ТГУ. Фонд Отдела рукописей и книжных памятников. № 61062.

9. КошаровМ.П. Альбом видов Западной Сибири. Музей личных коллекций. ГР-1394-1421.

10. Ядринцев Н.М. [О приезде П.М. Кошарова в Петербург] // Восточное обозрение. Иркутск. 1883. 28 июля. № 30.

11. Сибирская газета. Томск. 1884. 28 апр. № 18.

12. Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Вып. 2 / сост. Н.К. Сипягин. СПб., 1909. 84 с. [Репринт: Leipzig, 1975].

13. Потанин Г.И. Письма. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1990. Т. 4. 428 с.

14. Кошаров П.М. Художественно-этнографические рисунки Сибири. Томск, 1889-1890. 24 л.

15. Кошаров П.М. Художественно-этнографические рисунки Сибири. Томск, 1890-1891. 24 л.

Kolosova Galina I Scientific Library of Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation)

E-mail: ork_2003@mail.ru

Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (4) 24; 153-161 pp.

DOI: 10.17223/22220836/24/17

PICTORIAAL AND GRAPHICAL LANDSCAPE DRAWINGS OF SIBERIAN RIVERS IN THE ARTISTIC HERITAGE OF PAINTER P.M. KOSHAROV

Key words: P.M. Kosharov, painter, pictorial art, lithography, river landscape drawings, city views, views of villages, Western Siberia.

This article is devoted to the further consideration of the work of Siberian painter Pavel Mik-hailovich Kosharov (1824-1902). This task is important in the study of history and development of Siberian fine arts in the second half of XIX century. The article deals with pictorial and graphical works by the painter P.M. Kosharov, which he created as a result of the traveling on Siberian rivers from Tomsk to St. Petersburg in 1883. The joint consideration of all the river landscape drawings by the artist, stored in different repositories, gives an opportunity to imagine pictorial and graphical panorama of not only rivers - Tom, Ob, Irtysh, Tobol and Tura, but also towns and villages located on the banks of these rivers - in the end of XIX century.

Small-sized sketches and lithographic drawings, supplemented by explanatory author texts, were made by the painter in the period from 1883 to 1891. Lithographic landscape drawings are distinguished by a careful observance of the laws of linear perspective, sharpness of lines, documentary accuracy in terrain conveyance. Pictorial sketches by the painter are characterized by compositional and color expressiveness, an accuracy in displaying of characteristic traits of Siberian nature. Together

both pictorial and lithographic works by P.M. Kosharov are of a great scientific value for historians and ethnologists of Siberia.

References

1. Kolosova, G.I. (2004) [P.M. Kosharov - artist, teacher, researcher and educator]. Teoriya iprak-tika razvitiya v khudozhestvennykh muzeyakh Sibiri [Theory and practice of art museums in Siberia]. Proc. of the Regional Conference. Tomsk. October 5-10, 2004. Tomsk. pp. 144-155. (In Russian).

2. Kiseleva, L.V. (2002) Formirovanie kollektsii khudozhnika P.M. Kosharova v sobranii TOKM [Formation of P.M. Kosharov's collection in the Tomsk Regional Museum of Local Lore]. In: Bozhenko, L.I. (ed.) Trudy Tomskogo oblastnogo kraevedcheskogo muzeya [Proceedings of Tomsk Regional Museum] . Tomsk. pp. 218-231.

3. Borisovskaya, N.A. (ed.) (1993) Proizvedeniya russkikh i zapadnoevropeyskikh masterovXVI- n. XXv.: Iz sobraniyaI.S. Zil'bershteyna [The works of Russian and Western European masters of the 16th - early 20th centuries: From I.S. Silberstein's collection]. Moscow: Rodina.

4. Fatyanov, A.D. (ed.) (1961) Irkutskiy oblastnoy khudozhestvennyy muzey: katalog. Russkoe i sov-etskoe iskusstvo: zhivopis', skul'ptura, grafika [Irkutsk Regional Art Museum. Russian and Soviet art: Painting, sculpture, graphics]. Leningrad: Khudozhnik. pp. 34-35.

5. The State Archives of Tomsk Region. (n.d.) Formulyarnyy spisok o sluzhbe P.M. Kosharova [The formulary list of P.M. Kosharov's service]. Fund 3. List 4. File 372.

6. Kosharov, P.M. (1883) Obskie risunki: Al'bom. 1883 [The Ob drawings: Albom. 1883]. The Archives of the Tomsk State University Museum of Archeology and Ethnography. 142-1.

7. Kosharov, P.M. (n.d.) Vidy prirody Severa i Zapada Zapadnoy Sibiri. Po rekam: Tomi, Obi, Irty-shu, Tobolu i Ture. 1880-e gg. [Nature views of the North and West of Western Siberia. Along the rivers: Tom, Ob, Irtysh, Tobol and Tura]. Tomsk Regional Museum of Local Lore. 12559/2-12560.

8. Kosharov, P.M. (n.d.) Al'bom vidov Sibiri, risovannykh s natury khudozhnikom P.M. Ko-sharovym v 1880-1897 gg. [The album of Siberian views drawn from nature by artist P.M. Kosharov in 1880-1897]. Tomsk State University Research Library. Fund of the Department of Manuscripts and Literary Monuments. 61062.

9. Kosharov, M.P. (n.d.) Al'bom vidov Zapadnoy Sibiri [The album of Western Siberian views]. The Museum of Private Collections. GR-1394-1421.

10. Yadrintsev, N.M. (1883) O priezde P.M. Kosharova v Peterburg [P.M. Kosharov's arrival in Petersburg]. Vostochnoe obozrenie. 28th July.

11. Sibirskaya gazeta. (1884) 28th April.

12. Sipyagin, N.K. (ed.) (1909) Materialy dlya bibliografii russkikh illyustrirovannykh izdaniy [Materials for bibliography of Russian illustrated books]. Issue 2. St. Petersburg: [s.n.].

13. Potanin, G.N. (1990) Pis'ma [Letters]. Vol. 4. Irkutsk: Irkutsk State University.

14. Kosharov, P.M. (1889-1890) Khudozhestvenno-etnograficheskie risunki Sibiri [Art and ethnographic drawings of Siberia]. Tomsk: [s.n.].

15. Kosharov, P.M. (1890-1891) Khudozhestvenno-etnograficheskie risunki Sibiri [Art and ethnographic drawings of Siberia]. Tomsk: [s.n.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.