Научная статья на тему 'Особенности деятельности Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на примере Красноярского края)'

Особенности деятельности Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на примере Красноярского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
980
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Юлия Васильевна, Козель Семен Минович

Анализируется работа Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, функционирующего в Красноярском крае. Отмечена эффективность деятельности таких учреждений, которая выражается в показателе совершения повторных преступлений среди лиц, обратившихся в Центр. Подчеркивается необходимость внесения предложения в Государственную думу Российской Федерации о принятии на федеральном уровне закона, регламентирующего работу подобных центров, чтобы создание аналогичных органов не было исключением в отдельных субъектах РФ. В связи с этим предложены примерные положения, которые могут послужить основой при разработке указанного законопроекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the social adaptation centre's activity of persons released from correction establishments (in the Krasnoyarsk area)«

In the article the author analyzes the work of the social adaptation Сentre of persons released from correction establishment in the Krasnoyarsk Region, which shows the rate of recidivism among those who visited the Centre. It is underlined to be important to propose the State Dums of the Russian Federation to legislate as a federal law, which regulates the work of those centres in order to create the same agencies in separate subjects of RF. Within this work sample regulasions are given to be worked оut.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (на примере Красноярского края)»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 303 Октябрь 2007

ПРАВО

УДК 343.851

Ю.В. Андреева, С.М. Козель

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)

Анализируется работа Центра социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, функционирующего в Красноярском крае. Отмечена эффективность деятельности таких учреждений, которая выражается в показателе совершения повторных преступлений среди лиц, обратившихся в Центр. Подчеркивается необходимость внесения предложения в Государственную думу Российской Федерации о принятии на федеральном уровне закона, регламентирующего работу подобных центров, чтобы создание аналогичных органов не было исключением в отдельных субъектах РФ. В связи с этим предложены примерные положения, которые могут послужить основой при разработке указанного законопроекта.

На 1 января 2007 г. на территории Российской Федерации в местах лишения свободы содержалось 878 тыс. человек. Состав осужденных значительно омолодился. Почти треть находящихся в местах лишения свободы - это лица до 25 лет. Кроме того, почти половина осужденных совершили преступление второй и более раз [1. С. 1]. Судьба этих лиц после освобождения складывается по-разному. Есть и такие освободившиеся от наказания, которым трудно порвать с прошлой жизнью. Это лица, утратившее многие социально полезные связи с обществом на свободе. В Красноярске для них открыто Краевое государственное учреждение «Центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы» (далее Центр), созданное постановлением Совета администрации Красноярского края от 26 декабря 1994 г. № 587-п.

С момента создания Центра его деятельность регулировалась положением «О центре социальной адаптации» от 22 января 1997 г., а с 2001 г. - Уставом, утверждённым Постановлением администрации края от 17 сентября 2001 г. (с изменениями от 24.01.2006 г.) № 653-п [2].

Распоряжением Совета администрации Красноярского края от 26 сентября 2005 г. № 1307-р полномочия по курированию деятельности Центра возложили на агентство социальной защиты населения администрации Красноярского края. Однако лучше, если бы Центр оставили на попечении ГУФСИН, т.к. Центр с ГУФСИН связан функционально.

По результатам опроса лиц, проживающих в Центре, они, как правило, после очередного освобождения опять обращаются в Центр, т.к. не имеют постоянного места жительства и утратили все социально полезные связи на свободе (в «предыдущий» раз обращались 68,4%, обратились сразу после освобождения «на этот раз» 73,7%).

С целью разрешения социально-правовых проблем для этой категорий граждан приказом начальника Центра от 21 октября 2002 г. № 53 при нем открыт справочно-консультационный пункт. Работа пункта организована по следующим направлениям: решение вопросов трудоустройства, подтверждение гражданства РФ, оформление паспорта, временной регистрации по месту пребывания, оказание медицинской помощи.

После открытия в 2002 г. справочно-консультационного пункта Центра увеличилось количество обращений освободившихся (2002 г. - 56 чел., 2003 г. -457 чел., 2004 г. - 545 чел., 2005 г. - 602 чел., 2006 г. -1310 чел.), а значит, и лиц, получивших помощь. В период с 2000 по 2006 г. в Центр обратились 5616 чел. Было оказано 15929 различного рода услуг. Самое важное направление работы в Центре - это помощь в трудовом и бытовом устройстве.

Необходимо отметить, что с переходом к рыночным отношениям положение по трудоустройству освобожденных усугубилось. Предприятия получили право самостоятельно решать все производственные вопросы, в том числе и подбора кадров. В связи с этим руководители предприятий зачастую не хотят принимать на работу ранее судимых не только из-за их уголовного прошлого, но и в связи с их невысокой квалификацией.

Данный контингент освобождается, не имея паспортов, гражданства. Восстановление документов требует порой больше времени, чем пребывание в Центре, в результате этого человек не может получить пенсию [3. С. 11]. Причем вызывает некоторое удивление тот факт, что около 80% размещенных в Центре были освобождены условно-досрочно [4]. В соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ суд может возложить на условно-досрочно освобожденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ, одной из которых является обязательство не менять постоянного места жительства. Таким образом, лицо, освобождающееся от отбывания наказания по данному основанию, должно иметь постоянное место жительства, чего нельзя сказать в отношении лиц, обратившихся в Центр адаптации. Отсюда можно сделать вывод, что судьями при вынесении постановлений об условнодосрочном освобождении не учитываются все обстоятельства применения данного института. В итоге отсутствие постоянного места жительства после освобождения, как правило, является одной из основных причин совершения повторных преступлений.

В соответствии с абз. 5 ч. 2. ст. 5 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г., а также в совместном письме МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 г. [5] лица, освобожденные от наказания, име-

ют право на дополнительные гарантии занятости как особо нуждающиеся в социальной защите.

Согласно п. 1.3. Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 9 «Об утверждении рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите», к группам населения, для которых производится в первую очередь квотирование рабочих мест, относятся и лица, освобожденные из мест лишения свободы. В настоящее время квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите, введены более чем в 30 субъектах Российской Федерации [6. С. 184].

Постановлением Совета администрации Красноярского края от 26 февраля 2003 г. № 52-п предоставление единовременных субвенций работодателям на сохранение эффективных и создание новых рабочих мест для гарантированного трудоустройства и занятости безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, утратило силу.

На сегодняшний день в Красноярском крае нормативно урегулированы вопросы квотирования рабочих мест на предприятиях, учреждениях и организациях только в отношении инвалидов Законом «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» от 29 января 2004 г., который детализирует ст. 16 Трудового кодекса РФ [7], где указывается одно из оснований возникновении трудовых отношений, как направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты. Для восполнения данного пробела необходимо принятие единого закона «О квотировании рабочих мест в Красноярском крае», как это сделано, например, законом Тюменской области от 31 марта 2000 г. № 168 «О квотировании рабочих мест в Тюменской области», где в п. «в» ст. 2 к категории граждан, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся и освобожденные из мест лишения свободы. В предлагаемом документе к категориям граждан, в отношении которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся проживающие в Красноярском крае и имеющие регистрацию по месту жительства или пребывания. Это один из ключевых моментов, т.к. после освобождения из мест лишения свободы, как правило, у данной категории граждан долгое время есть только временная регистрация.

Следует сказать, что 5 декабря 2000 г. была принята краевая целевая программа «Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы» на 2001-2003 гг., мероприятиями которой предусматривалось создание аналогичных центров в городах: Ачинске - в 2001 г., Минусинске, Канске - в 2002 г., Норильске - в 2003 г. [8].

Но из-за дефицита бюджета (финансирование программы осуществляется за счет средств краевого бюджета) средства на реализацию этих мероприятий в 20002003 гг. не выделялись. В настоящее время в установленном законодательством порядке проводится работа по пролонгации действия программы на 2004-2006 гг.

В дальнейшем губернатором Красноярского края было подписано Постановление Совета администрации края от 5 июня 2003 г. № 155 «О создании филиалов краевого государственного учреждения «Красноярский краевой центр социальной адаптации лиц, освобожден-

ных из мест лишения свободы». Во исполнение данного постановления центром социальной адаптации в октябре - ноябре 2004 г. были созданы филиалы в городах Кан-ске, Минусинске, а в марте 2006 г. - в г. Ачинске.

Заметим, что за 12 лет работы Центр доказал свою эффективность. Показатель рецидива среди прошедших адаптацию в Центре составляет 4,5%. На основании этого необходимо внести предложение о принятии на федеральном уровне закона, регламентирующего работу центров для того, чтобы создание подобных органов не было исключением в отдельных субъектах РФ. На законодательное закрепление деятельности реабилитационных центров для вчерашних арестантов на федеральном уровне было указано и директором ФСИН Российской Федерации Юрием Калининым на совещании руководителей территориальных управлений ФСИН в г. Владимире, проводимом в марте 2007 г. [1. С. 1, 3].

Представляется, что в Федеральном законе «О Центрах социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы», целесообразно предусмотреть следующие основные положения:

1) цель и предмет деятельности;

2) порядок приема (ограничения в приеме);

3) условия приема и содержания;

4) организация деятельности, права и обязанности Центра;

5) средства и имущество Центра;

6) управление центром;

7) отчетность и контроль за деятельностью Центра;

8) порядок взаимодействия с другими заинтересованными органами;

9) страхование имущества и рисков;

10) прекращение деятельности Центра.

Осложняет успешное прохождение процесса постпе-

нитенциарной адаптации бывших осужденных отрицательное отношение со стороны общества. Решение таких задач невозможно осуществить без помощи различных институтов гражданского общества. Примером положительного решения вопросов постпенитенциарной адаптации освобожденных и привлечения к этой работе общественных и религиозных организаций является принятие в Республике Башкортостан Закона «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания». Благодаря участию в этой работе государственных структур и общественности в Республике в 5 раз сократилось количество лиц, не получивших помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы. Открываются реабилитационные центры для освободившихся - как государственные (муниципальные, городские), так и созданные неправительственными организациями [9. С. 30-31].

Заметим, что Концепция реформы уголовноисполнительной системы предусматривала создание в городских (районных) органах внутренних дел службы постпенитенциарной опеки с возложением на нее функций трудового и бытового устройства освобожденных от отбывания наказания, которая так и остались прерогативой на будущее [10. С. 164].

Верно отметил А.Л. Ременсон: «Только максимально обеспеченное органическое взаимодействие госу-

дарственных органов, трудовых коллективов, общест- направлении борьбы с рецидивной преступностью» венных организаций даст положительные результаты в [11. С. 15].

ЛИТЕРАТУРА

1. Куликов В. Казенный дом с человеческим лицом // Российская газета. 2007. 3 марта. С. 1.

2. Об утверждении Устава государственного учреждения «Красноярский краевой центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест

лишения свободы»: Постановление администрации края от 17 сентября 2001 г. (с изменениями от 24.01.2006 г.) № 653-п // Консультант плюс: Версия «Регион».

3. Эйснер Г. Бросовые люди // Вечерний Красноярск. 2006. 11 октября. С. 11.

4. Письмо заместителю губернатора Красноярского края, председателю комиссии по социальной профилактике правонарушений Коновало-

ву Ю.И. «О статусе КГУ «Центр социальной адаптации», 2006 г.

5. О некоторых изменениях порядка трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих уголовные наказа-

ния: Письмо Министерства внутренних дел Российской Федерации № 1/3819 и Федеральной службы занятости России № 218-ФП от 28 сентября 1992 г. // Консультант плюс: Версия «Законодательство».

6. Петров В.В. Проблемы трудоустройства лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы // Уголовная юстиция: состояние и пути разви-

тия: региональная научно-практическая конференция. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2003. С. 184.

7. Ст. 16 Трудового кодекса РФ с изменениями от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ // Консультант плюс: Версия «Законодательство».

8. Социальная адаптация лиц, освобожденных из мест лишения свободы на 2001-2003 гг.: Краевая целевая программа от 5 декабря 2000 г.

№ 12-1022 // Консультант плюс: Версия «Регион».

9. Болтков С.Н. Российский опыт привлечения общества к помощи осужденным и их последующей адаптации // В защиту прав и свобод в

уголовно-исполнительной системе: Сб. матер. 16-го заседания Руководящей группы Совета Европы по реформированию уголовноисполнительной системы РФ / Под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.: Права человека, 2003. С. 30-31.

10. Горобцов В.И. Организационно-правовые вопросы совершенствования исполнения мер постпенитенциарного воздействия // Проблемы теории

уголовно-правового принуждения: избранные публикации. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. С. 164.

11. Ременсон А.Л. Усиление контроля за лицами, отбывшими наказание, - важное условие повышения эффективности предупреждения рецидива // Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. С. 15.

Статья представлена научной редакцией «Право» 2 июля 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.