Научная статья на тему 'Системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы'

Системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
701
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МЕТОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕЦИДИВНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЙ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хаснутдинов Р.Р.

Оказание постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, является важным направлением в профилактике рецидивной преступности. Лицо после освобождения из исправительных учреждений зачастую сталкивается с комплексом проблем различного характера, побуждающих снова встать на преступный путь. Без соответствующей работы по оказанию помощи данной категории лиц невозможно будет снизить количество повторных преступлений, а для получения качественного результата организация оказания такой помощи должна носить системный характер. В статье автором предлагается системный подход к организации постпенитенциарной помощи посредством применения метода функциональной системы. Такая работа должна строится на основе анализа проводимых в отдельных субъектах РФ мероприятий, направленных на социальную адаптацию осужденных, положительного регионального опыта работы по снижению рецидивной преступности. Автором делается вывод о необходимости совершенствовании правового регулирования в этом направлении не только в регионах, но и на федеральном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE POSTPENITENTIARY HELP TO THE PERSONS WHO HAVE SERVED SENTENCE IN THE FORM OF IMPRISONMENT

Rendering postpenitentiary help to the persons who have served sentence in the form of imprisonment is the important direction in prevention of recurrent crime. The person after release from correctional facilities often faces a complex of problems of various character inducing to follow again a criminal way. Without the corresponding work on assistance of this category of persons it will be impossible to reduce the number of repeated crimes, and for obtaining qualitative result the organization of rendering such help has to have system character. In the article the author offers system approach to the organization of the postpenitentiary help by means of application of a method of functional system. Such work has to be based on the basis of the analysis of the events held in the certain territorial subjects of the Russian Federation directed to social adaptation of convicts, positive regional experience on decrease in recurrent crime. The author draws a conclusion about the need of improvement of legal regulation in this direction not only in the regions, but also at the federal level.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы»

УДК 340

DOI: 10.18287/2542-047X-2018-4-2-90-94 Р. Р. Хаснутдинов*

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Оказание постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, является важным направлением в профилактике рецидивной преступности. Лицо после освобождения из исправительных учреждений зачастую сталкивается с комплексом проблем различного характера, побуждающих снова встать на преступный путь. Без соответствующей работы по оказанию помощи данной категории лиц невозможно будет снизить количество повторных преступлений, а для получения качественного результата организация оказания такой помощи должна носить системный характер.

В статье автором предлагается системный подход к организации постпенитенциарной помощи посредством применения метода функциональной системы. Такая работа должна строится на основе анализа проводимых в отдельных субъектах РФ мероприятий, направленных на социальную адаптацию осужденных, положительного регионального опыта работы по снижению рецидивной преступности. Автором делается вывод о необходимости совершенствовании правового регулирования в этом направлении не только в регионах, но и на федеральном уровне.

Ключевые слова: системный подход, метод, функциональная система, постпенитенциарная помощь, профилактика, рецидивная преступность, осужденный, лишение свободы, региональный, государственный, программа.

Постпенитенциарная адаптация предполагает приспособление лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к условиям современной жизни, а также оказание им постпенитенциарной помощи. Именно оказание помощи указанной категории лиц в постпенитенциарный период является очень важным и играет значимую роль в процессе приспособления его к изменившимся жизненным условия и усвоения социально полезных связей. Криминологический анализ личности и проблемных жизненных ситуаций неоднократно судимых лиц показал, что исправление и возвращение к нормальной жизни происходило только у тех, кто почувствовал помощь в виде неформального, активного и заинтересованного участия в их судьбе отдельными сотрудниками милиции, руководителями предприятий, где они работали до осуждения, а также членами семьи. Данные лица с помощью заинтересованных субъектов были своевременно устроены на прежнюю работу либо находили другую работу, приобретали новую специальность, обеспечивались жильем и т. д. [1, с. 98].

Оказание постпенитенциарной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, является одним из важных элементов в системе профилактики рецидивной преступности. Несмотря на снижение общего числа официально зарегистрированных преступлений в период с 2015 по 2017 г.,

рецидивная преступность продолжает оставаться острой проблемой. Если в 2016 году число преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, составило 50,1 % [2], то в 2017 году эта цифра составила 58,2 %, число ранее судимых преступников составило 32,5 % [3]. И одна из важных причин, вызывающих рецидивную преступность, заключается в трудностях социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, являющейся составной частью процесса ресоциализации. Государству и обществу важно, чтобы такое лицо влилось в социум и нашло себя в нем, зажило по-новому, и только тогда можно будет говорить об обретении законопослушного гражданина. Однако этот процесс не такой уж и простой, ведь лицо, освободившееся из мест лишения свободы, зачастую сталкивается с комплексом проблем. Это и психологические проблемы, и проблемы материально-бытового характера, трудоустройства, а также проблемы иного характера, например, медицинского, правового.

Ввиду длительной изоляции от общества происходит прочное негативное изменение личности осужденных, у них разрываются родственные и социально-полезные связи, утрачивается способность проявить инициативу и самостоятельность в решении многих важных жизненных вопросов, теряется интерес к событиям общественной жизни и

* © Хаснутдинов Р. Р., 2018

Хаснутдинов Ренат Рафаильевич (Khasnutdinoff@mail.ru), кафедра государственно-правовых дисциплин, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Российская Федерация, г. Самара, ул. Рыльская, 24 в.

Хаснутдинов Р. Р. Системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы_

искажается их восприятие, формируется психологический барьер в общении в новой микросреде. Для человека очень важно, как его примет социум. И поэтому успех адаптации освобожденных зависит от того социального окружения, в котором они будут находиться после освобождения, т. е. от тех микрогрупп, в которых они должны выполнять свои социальные роли и функции [4, с. 189].

У многих осужденных, вышедших на свободу, отсутствуют жилье, документы, средства к существованию. Они вынуждены на свободе заниматься бродяжничеством, попрошайничеством, что создает предпосылки для совершения ими новых преступлений. Большинство граждан, освобожденных из мест исполнения наказания, при трудоустройстве испытывают реальные трудности, связанные с наличием судимости, отсутствием профессионального опыта или недостаточным уровнем профессиональной квалификации. Они являются наименее конкурентоспособными на рынке труда. С этим связана низкая мотивация трудоустроиться или самостоятельно искать работу.

Все указанные выше факторы показывают, что без соответствующей работы по оказанию помощи данной категории лиц невозможно будет снизить количество повторных преступлений, а для получения качественного результата к организации оказания постпенитенциарной помощи указанной категории лиц следует подходить комплексно и системно. В наших исследованиях, посвященных системному подходу применительно к правовым категориям [5], в частности юридической ответственности [6], обоснован вывод о том, что наиболее оптимальным и перспективным в методологии права является метод функциональной системы, автором которого является П. К. Анохин [7]. Метод функциональной системы предполагает рассмотрение исследуемого правового процесса или явления как комплекса избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата, формулируемого в соответствии с теми или иными положениями правовой политики. В основе метода системообразующим фактором выступает фокусированный полезный результат как неотъемлемый и решающий компонент системы, инструмент, создающий упорядоченное взаимодействие между всеми другими ее компонентами, оказывающий центральное организующее влияние на все этапы формирования системы.

Метод функциональной системы применим и к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы. Что касается фокусированного полезного результата, являющегося системообразующим фактором, то он должен формулироваться в соответствии с правовой политикой государства. Его условно можно

охарактеризовать как снижение рецидивной преступности в стране. Соответственно, с фокусированием на сформулированный в соответствии правовой политикой государства конечный результат должна строиться работа по созданию единой по всей стране системы оказания постпенитенциарной помощи указанной категории лиц. Это, конечно же, очень не простая и не краткосрочная работа, которая должна строиться на основе уже имеющегося положительного регионального опыта в этой сфере и его результатов.

В настоящее время в субъектах РФ активно ведется работа по оказанию постпенитенциарной помощи. В частности, во многих регионах (Республики Татарстан, Башкортостан, Алтай, Красноярский край, Самарская область и др.) созданы и функционируют государственные бюджетные учреждения социального обслуживания «Центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», «Центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», в которых лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, оказываются различные виды помощи (социальных услуг).

В некоторых регионах приняты законы о социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы (Республика Башкортостан, Кировская, Архангельская области и др.), о квотировании рабочих мест, о мерах экономического стимулирования работодателей, трудоустраивающих граждан, освободившихся из мест лишения свободы (республики Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Камчатский, Краснодарский края, Омская, Оренбургская, Псковская, Рязанская, Саратовская области и др.).

Принятие и реализация самостоятельных государственных программ (подпрограмм) социальной адаптации осужденных в период с 2010 по 2017 г. происходило в республиках Ингушетия, Саха (Якутия), Алтайском крае, Магаданской, Оренбургской, Псковской, Сахалинской, Самарской и других областях, а некоторые программы реализуются и в настоящее время. В таких регионах как Республика Карелия, Карачаево-Черкесская, Чувашская республики, Алтайский, Ставропольский края, Архангельская, Астраханская, Вологодская, Воронежская, Курская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Челябинская области, Ненецкий автономный округ приняты региональные программы по профилактике преступлений и правонарушений, усилению борьбы с преступностью, в рамках которых проводятся комплексы мероприятий по социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. В ряде регионов (республики Дагестан, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Брянская, Волгоградская, Иркутская, Омская, Ростовская, Свердловская, Челябинская области) приняты комплексные планы, направленные на обустройство и

социальную адаптацию лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказание им медицинской помощи и содействие занятости [8].

В ходе реализации указанных выше региональных государственных программ (подпрограмм), комплексных планов ставились и решались задачи по профилактике и предотвращению рецидивной преступности; совершенствованию регионального законодательства, регламентирующего адаптацию лиц, освобожденных из исправительных учреждений, развитию сети социальных институтов и структур, способствующих адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Практически в каждом субъекте РФ территориальные органы ФСИН России и управления государственной службы занятости населения при участии других заинтересованных ведомств между собой заключили соглашения о взаимодействии, направленном на трудоустройстволиц, освобождающихся из исправительных учреждений.

Таким образом, в регионах проводился и проводится большой объем работы по социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы с хорошими результатами. В частности, в результате такой активной работы (особенно в период реализации региональных государственных программ (подпрограмм), комплексных планов) в регионах наблюдалось снижение рецидивной преступности [9], совершенствовалась нормативно-правовая база, принимались новые региональные законы в этой сфере, укреплялось взаимодействие государственных, муниципальных структур с институтами гражданского общества по вопросам оказания постпенитенциарной помощи бывшим осужденным. К настоящему времени накопился огромный положительный опыт отдельных регионов по комплексному системному подходу к социальной адаптации лиц, освобожденных из исправительных учреждений, организации системной работы по их ресоциализации и предупреждению совершения ими повторных преступлений и других правонарушений.

Например, заслуживают серьезного внимания результаты проводимого некоторое время назад в Пермском крае эксперимента по снижению уровня преступности, в рамках которого в нескольких населенных пунктах внедрялся подпроект «Мониторинг повторной преступности в крае. Профилактика повторной преступности». Только в первый год реализации подпроекта реабилитационные услуги были оказаны 8 379 человекам, из них 3 985 осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, 4 394 освободившимся из мест лишения свободы. Службы сопровождения в территориях, которые участвовали в эксперименте, решили комплекс следующих проблем: восстановлены документы 2 537 гражданам из 2 975 нуждающихся (85,3 %); оказано содействие в лечении 320 гражданам из

777 нуждающихся (41,2 %); трудоустроено на постоянную и временную работу 1 856 граждан из 2832 нуждающихся (65,6 %); оказана помощь в решении жилищных проблем 464 гражданам из 837 нуждающихся (55,4 %); оказана помощь в решении семейных проблем 3 035 гражданам из 3 440 нуждающихся (88,2 %). Из 8 379 лиц указанной категории, которым службой сопровождения оказывалась помощь по индивидуальной программе реабилитации, совершение рецидива произошло только у 46 человек, или 0,55 % [10].

Также заслуживает отдельного внимания опыт внедрения в Тюменской области программного комплекса «Единый банк данных лиц, освободившихся из учреждений УФСИН России по Тюменской области». Единый банк данных как составная часть областной программы борьбы с преступностью функционально включает в себя собственно сам программный продукт и комплекс мероприятий по межведомственному взаимодействию. Посредством него обеспечивается учет граждан, освобождающихся из мест лишения свободы, старше 18 лет, а также плодотворное взаимодействие между ведомствами, оказывающими указанным лицам своевременную помощь в трудоустройстве, лечении, реализации мер социальной поддержки и др. Информация о гражданах, поставленных на учет в Банк данных, после ее направления имеется в территориальных центрах социального обслуживания населения, территориальных центрах занятости и ОВД по месту пребывания граждан, которые освободились из исправительных учреждений УФСИН России по Тюменской области. Каждое ведомство и каждое подразделение этого ведомства пользуется только той специально разработанной для них клиентской частью, в которой содержится информация, необходимая для этого ведомства. Как отмечают представители автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Областной центр социальной адаптации и ресоциализации», функционирование Единого банке значительно улучшило представление результатов работы каждого ведомства, повысило качество обслуживания, обеспечило увеличение количества лиц, успешно вернувшихся в общество и ставших его полноправными членами [11].

Такой положительный опыт, безусловно, необходимо внедрять во всех регионах и, конечно же, в рамках единой федеральной политики в этой сфере. Однако для этого необходимо не только стабильное финансирование (а это также один из основных проблемных вопросов), но и создание единой системы федеральных и региональных нормативных правовых актов в этой сфере общественных отношений, единого четкого системного взаимодействия между различными ведомствами. Начиная с федерального уровня. Попытки продвижения проектов федеральных законов «О социальной помощи освободившимся из мест лишения свободы» и

Хаснутдинов Р. Р. Системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы_

«Основы законодательства Российской Федерации об оказании социальной помощи лицам, освобожденным от наказания в виде лишения свободы» были предприняты еще в начале 2000-х годов, а соответствующие федеральные законы до сих пор не приняты. Сформированная политика в этой сфере на федеральном уровне должна реализоваться во всех регионах, особенно в тех, в которых до сих пор не приняты законы, закрепляющие организационные вопросы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, квотирование рабочих мест, экономические меры, стимулирующие работодателей, которые трудоустраивают граждан, освободившихся из исправительных учреждений.

Таким образом, следует отметить, что оказание качественной постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, играет важную роль в снижении рецидивной преступности. Для получения желаемого результата необходим системный подход к организации постпенитенциарной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, в том числе путем создания необходимых правовых условий не только на региональном, но и в первую очередь на федеральном уровне.

Библиографический список

1. Таилова А. Г. Реабилитационные центры социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы // Бизнес в законе. 2011. № 6. С. 97-99.

2. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2016 года // Официальный сайт МВД России. URL: httpsV/мвд.рф/ reports/item//upload/site1/document_news/009/116/063 (дата обращения: 18.03.2018).

3. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года // Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/ reports/item/ 12167987 (дата обращения: 18.03.2018).

4. Балгожина М. Е. Ресоциализация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, как предупреждение рецидива преступности // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы междунар. научно-практич. конф. Калининград, 2016.С. 188-191.

5. Хаснутдинов Р. Р. Метод функциональной системы в правовых исследованиях // Право и образование. 2013. № 6. С. 113-119.

6. Хаснутдинов Р. Р. Методология системного подхода к юридической ответственности: монография / отв. ред. д-р юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатуров. Самара: СЮИ ФСИН России, 2014. 172 с.

7. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.

8. Государственная программа Самарской области «Обеспечение правопорядка в Самарской области» на

2014-2019 годы (с изм. и доп.), утв. Постановлением Правительства Самарской области № 711 от 29.11.2013. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 18.03.2018).

9. Информационно-справочный материал об опыте работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, оказания социальной, медицинской и иной помощи [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. https://mvd.ru/upload/site1/

document_text/temp/_1432562743_110/ISM_po_

polozhitelnomu_opytu_sotsialnoy_adaptatsii_lits_ ranee_sudimykh_GUOOOP_MVD_Rossii.pdf(дата обращения: 18.03.2018).

10. О Банке данных лиц, освобождающихся из учреждений УФСИН России по Тюменской области // Сайт автономного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области «Областной центр социальной адаптации и ресоциализации». URL: http://www.comm70.ru/ ebd.html (дата обращения: 18.03.2018).

References

1. Tailova A. G. Reabilitatsionnye tsentry sotsialnoi adaptatsii lits, osvobozhdennykh iz mest lisheniia svobody [Rehabilitation centers of social adaptation of persons released from places of detention]. Biznes v zakone [Business in Law], 2011, no. 6, pp. 97-99 [in Russian].

2. Sostoianie prestupnosti v Rossiiskoi Federatsii za ianvar'-dekabr' 2016 goda [A condition of crime in the Russian Federation for the period of January-December, 2016]. Ofitsialnyi sait MVD Rossii [Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: https://mvd.rf/reports/item//upload/site1/ document_news/009/116/063 (accessed 18.03.2018) [in Russian].

3. Sostoianie prestupnosti v Rossiiskoi Federatsii za ianvar' - dekabr' 2017 goda [A condition of crime in the Russian Federation for January-December, 2017]. Ofitsialnyi sait MVD Rossii [Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: https://mvd.rf/reports/item/ 12167987 (accessed 18.03.2018) [in Russian].

4. Balgozhina M. E. Resotsializatsiia lits, osvobozhdennykh iz mest lisheniia svobody, kak preduprezhdenie retsidiva prestupnosti [Resocialization of the persons released from places of detention as prevention of a recurrence of crime]. In: Zakon i pravoporiadok v tret'em tysiacheletii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Law and public order in the third Millennium: materials of the international research and practical conference]. Kaliningrad, 2016, pp. 188-191 [in Russian].

5. Khasnutdinov R. R. Metod funktsionalnoi sistemy v pravovykh issledovaniiakh [Method of functional

system in legal researches]. Pravo i obrazovanie [Law and Education], 2013, no. 6, pp. 113-119 [in Russian].

6. Khasnutdinov R. R. Metodologiia sistemnogo podkhoda k iuridicheskoi otvetstvennosti: monografiia. Otv. red. d-r iurid. nauk, prof. R. L. Khachaturov [Methodology of system approach to legal responsibility: monograph. R. L. Khachaturov (Ed.)]. Samara: SIUI FSIN Rossii, 2014, 172 p. [in Russian].

7. Anokhin P. K. Ocherki po fiziologii funktsionalnykh sistem [Sketches on the physiology of functional systems]. M.: Meditsina, 1975, 447 p. [in Russian].

8. Gosudarstvennaia programma Samarskoi oblasti «Obespechenie pravoporiadka v Samarskoi oblasti» na 2014-2019 gody (s izm. i dop.), utv. Postanovleniem Pravitelstva Samarskoi oblasti № 711 ot 29.11.2013 [State program of the Samara Region «Providing law and order in the Samara Region» for the period of 2014-2019 (as amended), established by the Resolution of the Government of the Samara Region №. 711 dated 29.11.2013]. Available at legal reference system «Consultant Plus» (accessed 18.03.2018) [in Russian].

9. Informatsionno-spravochnyi material ob opyte raboty organov ispolnitelnoi vlasti subektov Rossiiskoi Federatsii po sotsial'noi adaptatsii lits, osvobozhdennykh iz mest lisheniia svobody, ikh trudoustroistva,

obespecheniia zhiloi ploshchadiu, okazaniia sotsial'noi, meditsinskoi i inoi pomoshchi [Information and reference material about experience of work of executive authorities of territorial subjects of the Russian Federation on social adaptation of persons released from places of detention, their employment, providing with living space, rendering social, medical and other care]. Ofitsialnyi sait MVD Rossii [Official site of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Available at: https://mvd.ru/

upload/site1/document_text/temp/_1432562743_110/

ISM_po_polozhitelnomu_opytu_sotsialnoy_adaptatsii_ lits_ranee_sudimykh_GUOOOP_MVD_Rossii.pdf (accessed 18.03.2018) [in Russian].

10. O banke dannykh lits, osvobozhdaiushchikhsia iz uchrezhdenii UFSIN Rossii po Tiumenskoi oblasti [About the databank of persons which are being released from organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia across the Tyumen Region]. Sait avtonomnogo uchrezhdeniia sotsialnogo obsluzhivaniia naseleniia Tiumenskoi oblasti «Oblastnoi tsentr sotsialnoi adaptatsii i resotsializatsii» [Website of autonomous establishment of social service of the population of the Tyumen Region «Regional center of social adaptation and resocialization»]. Available at: http://www.comm70. ru/ebd.html (accessed 18.03.2018)] [in Russian].

R. R. Khasnutdinov*

SYSTEM APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE POSTPENITENTIARY HELP TO THE PERSONS WHO HAVE SERVED SENTENCE IN THE FORM OF IMPRISONMENT

Rendering postpenitentiary help to the persons who have served sentence in the form of imprisonment is the important direction in prevention of recurrent crime. The person after release from correctional facilities often faces a complex of problems of various character inducing to follow again a criminal way. Without the corresponding work on assistance of this category of persons it will be impossible to reduce the number of repeated crimes, and for obtaining qualitative result the organization of rendering such help has to have system character.

In the article the author offers system approach to the organization of the postpenitentiary help by means of application of a method of functional system. Such work has to be based on the basis of the analysis of the events held in the certain territorial subjects of the Russian Federation directed to social adaptation of convicts, positive regional experience on decrease in recurrent crime. The author draws a conclusion about the need of improvement of legal regulation in this direction not only in the regions, but also at the federal level.

Key words: system approach, method, functional system, post-penitentiary help, prevention, recurrent crime, convict, imprisonment, regional, state, program.

* Khasnutdinov Renat Rafailevich (Khasnutdinoff@mail.ru), Department of State and Legal Disciplines, Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 24 v, Ryl'skaya Street, Samara, 443022, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.