Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ '

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учреждение / бюджет / политика / норма права / institution / budget / policy / rule of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.М. Несанов, В.В. Сафронов

Представлена попытка рассмотрения особенностей деятельности различных типов государственных и муниципальных учреждений. Существенное место в системе организационно-правового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений занимает рассмотрение бюджетных учреждений. Целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ACTIVITIES OF VARIOUS TYPES OF STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS IN THE AEROSPACE INDUSTRY

This article presents an attempt to consider the features of the activities of various types of state and municipal institutions. A significant place in the system of organizational and legal support for the activities of state and municipal institutions is occupied by consideration of budgetary institutions. The purpose of the main directions of the budget, tax and customs tariff policy is to determine the conditions used in drafting the Federal budget.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ »

УДК 656.7

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

М. М. Несанов Научный руководитель — В. В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: parvo-sibsau@mail.ru

Представлена попытка рассмотрения особенностей деятельности различных типов государственных и муниципальных учреждений. Существенное место в системе организационно-правового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений занимает рассмотрение бюджетных учреждений. Целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета.

Ключевые слова: учреждение, бюджет, политика, норма права.

FEATURES OF ACTIVITIES OF VARIOUS TYPES OF STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS IN THE AEROSPACE INDUSTRY

M. M. Nesanov Scientific supervisor - V. V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: parvo-sibsau@mail.ru

This article presents an attempt to consider the features of the activities of various types of state and municipal institutions. A significant place in the system of organizational and legal support for the activities of state and municipal institutions is occupied by consideration of budgetary institutions. The purpose of the main directions of the budget, tax and customs tariff policy is to determine the conditions used in drafting the Federal budget.

Keyword: institution, budget, policy, rule of law.

Существенное место в системе организационно-правового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений занимает рассмотрение бюджетных учреждений. Целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета. Бюджетные учреждения являются самостоятельными субъектами права, участвующими от своего имени в гражданском обороте, и имеют правовой статус некоммерческих организаций. Бюджетные учреждения создаются собственником для осуществления управленческих, социальных и иных функций некоммерческого характера, играют немаловажную роль в экономической жизни государства и существуют для выполнения государственных задач. С целью совершенствования реформы бюджетных учреждении и единства норм права, регламентирующих деятельность бюджетных

учреждений, а также для устранения противоречий и повторов в законодательстве думается необходимым принятие специального закона «О бюджетных учреждениях» по аналогии с Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Бюджетное учреждение осуществляет основную деятельность для достижения только тех целей, ради которых оно создано учредителем. Перечень видов деятельности бюджетного учреждения, соответствующей его целям и предмету, исчерпывается в учредительных документах учреждения (п.1 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Компетенция коллегиального органа учреждения, порядок его создания и принятия им решений могут определяться в данном специальном законе «О бюджетных учреждениях». Правоспособность бюджетного учреждения является специальной и устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданская правосубъектность бюджетного учреждения предопределена его организационно-правовой формой некоммерческой организации, предусматривающей специальную правоспособность учреждения. Происходит регулярное совершенствовании законодателем норм гражданского законодательства с целью улучшения условий осуществления бюджетными учреждениями государственных или муниципальных задач в различных социально-культурных сферах государства.

Существующая система организационно-правового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений на примере автономного учреждения появилась в Российском гражданском праве с 2006 года с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях». Нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях» не распространяются на автономные учреждения, что обусловлено наличием специального акта об автономных учреждениях [1]. Предполагается что действие Федерального закона «Об автономных учреждениях» способствует регламентации норм гражданского права и сохраняет двухуровневую правовую конструкцию гражданского законодательства - ГК РФ и специальные законы.

До принятия Закона № 8Э-ФЗ законодатель разрешал создание автономных учреждений в любых сферах. В соответствии с законопроектом ФЗ № 8Э-ФЗ законодательно предлагалось разрешить создание автономных учреждений только в сферах образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры. В настоящее время, изменения, внесенные в Федеральный закон «Об автономных учреждениях», затрагивают сферы деятельности автономных учреждений. Создание автономных учреждений допускается в строго определенных законом сферах - науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Введение в гражданский оборот автономных учреждений было связано с преобразованием бюджетного сектора Российской Федерации, в том числе с возможностью изменения типа существующих бюджетных учреждений. Законодатель преследовал цели сокращения бюджетных расходов на содержание государством автономных учреждений и предоставления самостоятельности в распоряжении получаемыми внебюджетными средствами и принадлежащим им имуществом. Автономное учреждение может быть создано публично - правовым образованием - Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. Сравнительный анализ норм Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Федерального закона «Об автономных учреждениях» показал, что статус бюджетного учреждения приближен к правовому статусу автономных учреждений. Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение обладает специальной правоспособностью, пределы которой установлены в ст. 4 Закона об автономных учреждениях. Так, основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых

автономное учреждение создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности автономного учреждения, соответствующей его целям и предмету, определяется в его уставе, содержание которого должно отвечать требованиям, установленным ст. 7 Федерального закона «Об автономных учреждениях»[2]. Законодательно предусмотрено существование идентичных по своему правовому статусу организационно-правовых форм юридического лица. Данная правовая ситуация приводит к необходимости пересмотра законодателем правового положения бюджетного учреждения и автономного учреждения в гражданском праве.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» предусмотрено создание новых типов государственных и муниципальных учреждений - казенные учреждения.

В редакции Закона № 83 под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Деятельность казенного учреждения включает в себя не только выполнение работ или оказание услуг, но и возможность исполнения государственных (муниципальных) функций на основе бюджетной сметы. Законодательно не выделено приоритетного направления развития деятельности казенных учреждений. В то же время в определении казенного учреждения отсутствует указание на конкретные сферы деятельности, в которых может быть создан данный тип учреждения. Это не означает, что сфера возможной деятельности казенного учреждения гораздо шире в сравнении с другими типами учреждений. Это лишь указывает на то, что законодательно не выделено приоритетного направления развития деятельности казенных учреждений.

Казенное учреждение как юридическое лицо приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Особенности правового положения казенного учреждения закреплены в ст. 161 БК РФ[3]. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения, а именно, уставом[4]. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Важно подчеркнуть, что казенное учреждение, в отличие от других типов государственных (муниципальных) учреждений, не вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от осуществления приносящей доход деятельности. Правовое положение казенных учреждений совпадает с ранее установленным для бюджетных учреждений правовым положением, в частности, в отношении казенных учреждений сохраняются сметное финансирование, субсидиарная ответственность собственника имущества, а все доходы от приносящей доход деятельности казенных учреждений направляются в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 29.07.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

2. Федеральный закон от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) //СЗРФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

4. ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

© Несанов М. М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.