УДК 616.33-002.44
АЛЕКСИТИМИЯ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ БОЛЬНЫХ С ОСЛОЖНЕННЫМИ ФОРМАМИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ. Е. А. Северова
Смоленская государственная медицинская академия
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки является одним из самых распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта и, несмотря на достигнутые успехи в ее диагностике и лечении, по-прежнему остается одной из основных причин инвалидизации населения. По этиологии и патогенезу язвенная болезнь относится к многофакторным заболеваниям. В настоящее время психоэмоциональным факторам возникновения язвенной болезни отводят существенную роль. В связи с этим становится очевидным необходимость дальнейшего изучения известных и поиск новых психологических факторов, способствующих развитию язвенной болезни. С этой точки зрения большой интерес представляет такая психологическая характеристика личности больного, как алекситимия. Известно, что алекситимия присутствует в структуре личности пациентов при таких психосоматических заболеваниях как ИБС, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Роль алекситимии в развитии осложнений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки до настоящего времени остается неясной и требует дальнейшего изучения.
Термин «алекситимия» обозначает «нет слов для названия чувств». Впервые концепция алекситимической личности была сформирована в 1973 году J. Nemiah и P. Sifneos. Ими выдвинута гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки информации ведет к фокусированию эмоционального возбуждения на соматическом компоненте. Согласно современным представлениям, алек-ситимия является психологической характеристикой индивида, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями: 1. Трудность в определении аффекта, идентификации собственных чувств и в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 2. Сниженная способность к символизации. О чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам, фантазиям; 3. Фокусированием в большей мере на внешних соытиях, чем на внутренних переживаниях.
Цель нашей работы: изучение психологических особенностей больных с осложненными формами язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Обследовано 56 мужчин в возрасте от 18 до 53 лет (средний возраст 40,07+/-10,09 лет) с осложненной язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (перфорации, кровотечения). Диагноз был подтвержден анамнестическими сведениями, данными медицинской документации и фиброгастродуоденоскопии. Психологический статус изучен с помощью методики Торонтской алекситимической шкалы, предложенной G. Taylor и адаптированной в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. Пациенты, набравшие по TAS более 74 баллов, считались алекситимичными, менее 62 баллов - неалекситимичными. К зоне неопределенности были отнесены набравшие от 62 до 73 баллов. Предельное теоретическое распределение баллов - от 26 до 130.
Обнаружено, что уровень алекситимии 74 балла и выше имели 28 больных ЯБ, что составило 50% от всех обследованных. К зоне неопределенности отнесено 15(26,79%)больных, неалекситимичными признано 13 (23.21%) человек. Наименьший показатель алекситимии был 40 баллов, наибольший-99. Значимых различий по возрасту, методу лечения и видам осложнений между пациентами, имеющими и не имеющими в структуре личности алекситимию, не выявлено. При анализе степени тяжести депрессивного синдрома с помощью BDI отсутствие депрессии выявлено у 32 пациентов, что составило 57% всех обследованных. Депрессия легкой и умеренной тяжести была обнаружена у 21 больного(37,6%). Состояние 3 было расценено как тяжелая депрессия(5,4%). Кроме того, при анализе полученных данных выявлена положительная средняя связь между величиной показателя алекситимии и тяжестью депрессивного синдрома (р< 0,05), что свидетельствует, по нашему мнению, о большей склонности алекситимичных пациентов отвечать на стресс депрессивной реакцией, склонность к повышенному переживанию неудач с чувством вины и самокритичным отношением к своим недостаткам.
Таким образом, в структуре личности больных с осложненными формами язвенной болезни можно выделить следующие характерологические особенности: 1. Затруднения в определении чувств и проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; 2. Отсутствие склонности к мечтам и фантазиям; 3. Сниженный контроль над эмоциями и их недостаточное осознание; 4. Большая предрасположенность к депрессивному типу реагирования в условиях стресса; 5. Склонность к ипохондрическому развитию личности.
Для коррекции психологических черт алекситимичных пациентов в условиях хирургического стационара перспективным может быть, по нашему мнению, применение методов групповой и индивидуальной психотерапии, предполагающей развития у больного «банка эмоций», который используется для тренинга распознавания различных эмоциональных состояний (как собственных, так и других пациентов) и их адекватной вербализации.
УДК 616.895:618.33-002.44
ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО СИНДРОМА У БОЛЬНЫХ ОСЛОЖНЕННОЙ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ В ХИРУРГИЧЕСКОМ СТАЦИОНАРЕ Е. А. Северова
Смоленская государственная медицинская академия
Депрессия признается в настоящий момент одной из основных причин снижения трудоспособности, опережая все остальные психические заболевания такие, как болезнь Альцгеймера, алкоголизм, шизофрения. Вместе с тем в большом проценте случаев депрессивные состояния у соматических больных распознаются лишь при длительном течении или вообще остаются не выявленными. Это связано со спецификой клинических проявлений депрессий затрагивающих в первую очередь различные соматические функции, сон, общую активность, физический тонус, в то время как собственно психическая деятельность может длительное время
оставаться интактной. Современная психиатрия располагает значительным набором методик, позволяющих выявлять депрессии в общесоматической сети.
При обследовании больных осложненными формами язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (перфорация, кровотечения) в отделении абдоминальной хирургии мы использовали опросник депрессии Бека. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. В исследование было включено 75 больных, среди них 65 (86,6%) мужчин и 10 (13,4%) женщин. Результат менее 11 баллов свидетельствовал об отсутствии депрессии, от 12 до 20 баллов о легкой депрессии, более 20 баллов - об умеренной и тяжелой депрессии.
У 27(36%) больных язвенной болезнью признаков депрессии обнаружено не было. Депрессивные симптомы выявлены у 48 больных, что составило 64%, из них у 37(49,3%) - проявления легкой депрессии, у 11(14,7%)-тяжелой и умеренной депрессии. Надо отметить, что в беседе больные часто предъявляли жалобы на нарушения сна, слабость, повышенную утомляемость и очень редко отмечали у себя сниженное настроение. По шкале Бека наибольший вклад в структуру депрессивного синдрома внесли следующие симптомы (в порядке убывания): потеря веса, нарушения сна, чувство несостоятельности, нерешительности, повышенная утомляемость, слезливость, ощущение наличия устойчивых негативных изменений в своей внешности, снижение настроения. Реже всего больные отмечали у себя наличие суицидальных мыслей, чувство отвращения к самому себе, отсутствие интереса к окружающим, идеи самоуничижения.
Проведенное исследование показало высокую частоту аффективных расстройств в хирургическом стационаре у больных язвенной болезнью осложненной перфорациями и кровотечениями, превалирование депрессивных расстройств легкой степени. В структуре депрессивного синдрома, по нашим наблюдениям, преобладают неспецифические астенические и соматические симптомы, оттесняя на второй план собственно нарушения настроения. Раннее выявление аффективных расстройств и их своевременное специфическое лечение могут, по нашему мнению, помочь избежать развития более тяжелых форм депрессий, уменьшить сроки лечения основного заболевания, предупредить развитие дальнейших осложнений, повысить качество жизни больных.
УДК 616.8.9:577.17
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СТЕРОИДАМИ И ЛАТЕНТНО ПРОТЕКАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Ю. В. Терещенко
Смоленская государственная медицинская академия
Ни один допинг, использующийся в настоящее время в современном спорте, так часто не связывается с психическими расстройствами как анаболоандрогенные препараты. Приватное мнение о тотальном злоупотреблении стероидов среди культуристов породило в западной психиатрии целый ряд исследований, прочно связавших воедино логическую цепь: культурист - стероид - проблемная психика, нередко превращаемую некоторыми специалистами в замкнутый круг: проблемная психика - культурист - стероид - проблемная психика, из чего делается «очевидный» вывод о некой ущербности бодибилдеров. Действительно, подавляющую часть любителей - культуристов составляют люди, испытывающие комплекс неполноценности, связанный с мнимыми или имеющимися недостатками телосложения. Эта теория, хотя и раскрывает побудительные мотивы, не может дать ответа на главный вопрос: почему употребляют стероиды непрофессионалы, не участвующие в соревнованиях, а также подростки, не собирающиеся становиться спортсменами. Особенность бодибилдинга как спорта - возможность путём правильно подобранной методики приведения своего тела в соответствие с теми эстетическими эталонами, которые приняты в современном обществе, в котором здоровье носит в себе и коммерческий компонент.
При проведении обследования большого числа лиц разных возрастных и социальных групп был выявлен ряд закономерностей применения анаболиков, позволяющих более точно указать круг пользователей с высоким риском начала приёма стимуляторов. Тем не менее, его работа не позволяет судить о наличии или отсутствии той или иной психической патологии до и после приёма стероидов.
Несмотря на отсутствие объективной оценки числа пользователей стероидов, в среде спортивных врачей, функционеров МОК и представителей прессы сложилось мнение о тотальном злоупотреблении данным допингом именно среди культуристов. Большинство терминов напрямую указывают на препараты и группу пользователей: стероидная ярость, стероидные психозы, культуристическая булимия, синдром стероидного супермена. Такие предубеждения не только дискредитируют уникальную спортивную дисциплину, но и ложно указывают на причину - анаболические стероиды, тем самым вуалируя действительно имеющие место среди части бодибилдеров специфические психические расстройства разных регистров.
Достоверно установлено, что целый ряд расстройств психической деятельности (психопатии, депрессии, обсессивно - фобические неврозы и т. д.) могут сопровождаться поведенческими зависимостями, частным проявлением которых является чрезмерное увлечение бодибилдингом. Как правило, отправной точкой для формирования подобного состояния служит один из вариантов синдрома дисморфофобии - дисморфомании, получившим в специальной литературе название «бигорексия» или «мышечная дисморфия», характеризующаяся постоянным чувством недовольства качеством и количеством собственной мышечной массы, что приводит к потребности постоянного повышения тренировочных объёмов и приёма стимуляторов. Однако построенная на болезненной основе системы ценностей мотивация не только не решает, но и ведёт к ещё большей дезадаптации, усугубляя имеющиеся психические расстройства, заставляя употреблять всё возрастающие дозы анаболических стероидов и других допингов, не ради спортивных результатов, а для преображения своего «я» в безуспешной попытке избавиться от имеющихся, но неосознанных проблемных сторон психики, заменяя квалифицированное лечение у психотерапевтов и психиатров на безуспешную погоню за непостижимым идеалом, приводящую к серьёзным вторичным нарушениям как в соматической, так и в пси-