оставаться интактной. Современная психиатрия располагает значительным набором методик, позволяющих выявлять депрессии в общесоматической сети.
При обследовании больных осложненными формами язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки (перфорация, кровотечения) в отделении абдоминальной хирургии мы использовали опросник депрессии Бека. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. В исследование было включено 75 больных, среди них 65 (86,6%) мужчин и 10 (13,4%) женщин. Результат менее 11 баллов свидетельствовал об отсутствии депрессии, от 12 до 20 баллов о легкой депрессии, более 20 баллов - об умеренной и тяжелой депрессии.
У 27(36%) больных язвенной болезнью признаков депрессии обнаружено не было. Депрессивные симптомы выявлены у 48 больных, что составило 64%, из них у 37(49,3%) - проявления легкой депрессии, у 11(14,7%)-тяжелой и умеренной депрессии. Надо отметить, что в беседе больные часто предъявляли жалобы на нарушения сна, слабость, повышенную утомляемость и очень редко отмечали у себя сниженное настроение. По шкале Бека наибольший вклад в структуру депрессивного синдрома внесли следующие симптомы (в порядке убывания): потеря веса, нарушения сна, чувство несостоятельности, нерешительности, повышенная утомляемость, слезливость, ощущение наличия устойчивых негативных изменений в своей внешности, снижение настроения. Реже всего больные отмечали у себя наличие суицидальных мыслей, чувство отвращения к самому себе, отсутствие интереса к окружающим, идеи самоуничижения.
Проведенное исследование показало высокую частоту аффективных расстройств в хирургическом стационаре у больных язвенной болезнью осложненной перфорациями и кровотечениями, превалирование депрессивных расстройств легкой степени. В структуре депрессивного синдрома, по нашим наблюдениям, преобладают неспецифические астенические и соматические симптомы, оттесняя на второй план собственно нарушения настроения. Раннее выявление аффективных расстройств и их своевременное специфическое лечение могут, по нашему мнению, помочь избежать развития более тяжелых форм депрессий, уменьшить сроки лечения основного заболевания, предупредить развитие дальнейших осложнений, повысить качество жизни больных.
УДК 616.8.9:577.17
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ СТЕРОИДАМИ И ЛАТЕНТНО ПРОТЕКАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ Ю. В. Терещенко
Смоленская государственная медицинская академия
Ни один допинг, использующийся в настоящее время в современном спорте, так часто не связывается с психическими расстройствами как анаболоандрогенные препараты. Приватное мнение о тотальном злоупотреблении стероидов среди культуристов породило в западной психиатрии целый ряд исследований, прочно связавших воедино логическую цепь: культурист - стероид - проблемная психика, нередко превращаемую некоторыми специалистами в замкнутый круг: проблемная психика - культурист - стероид - проблемная психика, из чего делается «очевидный» вывод о некой ущербности бодибилдеров. Действительно, подавляющую часть любителей - культуристов составляют люди, испытывающие комплекс неполноценности, связанный с мнимыми или имеющимися недостатками телосложения. Эта теория, хотя и раскрывает побудительные мотивы, не может дать ответа на главный вопрос: почему употребляют стероиды непрофессионалы, не участвующие в соревнованиях, а также подростки, не собирающиеся становиться спортсменами. Особенность бодибилдинга как спорта - возможность путём правильно подобранной методики приведения своего тела в соответствие с теми эстетическими эталонами, которые приняты в современном обществе, в котором здоровье носит в себе и коммерческий компонент.
При проведении обследования большого числа лиц разных возрастных и социальных групп был выявлен ряд закономерностей применения анаболиков, позволяющих более точно указать круг пользователей с высоким риском начала приёма стимуляторов. Тем не менее, его работа не позволяет судить о наличии или отсутствии той или иной психической патологии до и после приёма стероидов.
Несмотря на отсутствие объективной оценки числа пользователей стероидов, в среде спортивных врачей, функционеров МОК и представителей прессы сложилось мнение о тотальном злоупотреблении данным допингом именно среди культуристов. Большинство терминов напрямую указывают на препараты и группу пользователей: стероидная ярость, стероидные психозы, культуристическая булимия, синдром стероидного супермена. Такие предубеждения не только дискредитируют уникальную спортивную дисциплину, но и ложно указывают на причину - анаболические стероиды, тем самым вуалируя действительно имеющие место среди части бодибилдеров специфические психические расстройства разных регистров.
Достоверно установлено, что целый ряд расстройств психической деятельности (психопатии, депрессии, обсессивно - фобические неврозы и т. д.) могут сопровождаться поведенческими зависимостями, частным проявлением которых является чрезмерное увлечение бодибилдингом. Как правило, отправной точкой для формирования подобного состояния служит один из вариантов синдрома дисморфофобии - дисморфомании, получившим в специальной литературе название «бигорексия» или «мышечная дисморфия», характеризующаяся постоянным чувством недовольства качеством и количеством собственной мышечной массы, что приводит к потребности постоянного повышения тренировочных объёмов и приёма стимуляторов. Однако построенная на болезненной основе системы ценностей мотивация не только не решает, но и ведёт к ещё большей дезадаптации, усугубляя имеющиеся психические расстройства, заставляя употреблять всё возрастающие дозы анаболических стероидов и других допингов, не ради спортивных результатов, а для преображения своего «я» в безуспешной попытке избавиться от имеющихся, но неосознанных проблемных сторон психики, заменяя квалифицированное лечение у психотерапевтов и психиатров на безуспешную погоню за непостижимым идеалом, приводящую к серьёзным вторичным нарушениям как в соматической, так и в пси-
хической сферах. Таким образом, часть случаев злоупотребления анаболическими препаратами приходится на лиц, первично страдающих той или иной психической патологией.
Пользуясь фармакологией и бодибилдингом, как инструментами, помогающими хотя бы на время достичь адаптации в социуме, такие спортсмены идут на неоправданный риск, дискредитируя при этом не только ценность бодибилдинга как спорта, но и саму возможность безопасного применения анаболо-андрогенных препаратов. Поскольку злоупотребление и контролируемое употребление коренным образом отличны друг от друга, возможность использования стероидов переносится больше в нравственную плоскость, чем медицинскую и спортивную. Не замечая других, более опасных групп допингов с уже чётко установленными побочными действиями, в том числе и на психику, находясь в плену предубеждений и ярлыков, игнорируя положительные стороны анаболиков (доказанная на практике эффективность, универсальность, относительная доступность и дешевизна), многие спортсмены лишаются шансов не только на победу в соревновании, но и обречены быть в тени тех, кто принимает препараты, недоступные большинству спортсменов.
УДК 616.89-008.441.13
ОСТРАЯ АЛКОГОЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ ГАЙЕ-ВЕРНИКЕ О. В. Фадеева, Н. В. Юрьева, Н. Н. Маслова
Смоленская государственная медицинская академия
Представлен вниманию редкий случай острой алкогольной энцефалопатии Гайе-Вернике у пациента 33 лет, находившегося на стационарном лечении в неврологическом отделении городской больницы №1 г. Брянска в октябре - ноябре 2003 г.
Первые описания алкогольной энцефалопатии принадлежат офтальмологу A. Gayet (1875 г.) и немецкому психиатру K. Wernicke (1881 г.). В представленных клинических случаях отмечалось острое развитие ряда неврологических расстройств, в первую очередь, глазодвигательных и мозжечковых, сопровождающихся нарушением сознания. В подавляющем большинстве случаев развитию клинической картины острой алкогольной энцефалопатии предшествует длительное злоупотребление алкоголем. Развитие данной патологии связано не только с прямым нейротоксическим действием алкоголя, но и с другими метаболическими расстройствами, в первую очередь, с дефицитом тиамина. Было установлено, что развитие клинического синдрома энцефалопатии Гайе-Вернике наблюдается наиболее часто при алкоголизме, однако может встречаться при голодании, неукротимой рвоте, кишечной непроходимости и других состояниях, сопровождающихся нарушением всасывания (синдром мальабсорбции) и приводящих к дефициту тиамина.
Патологические изменения локализуются в сером веществе, окружающем водопровод мозга, мамиллярных телах, таламусе и мозжечке. Они заключаются в дегенерации нейронов, демиелинизации, петехиальных кровоизлияниях, пролиферации капилляров и астроцитов. Полагают, что некоторые люди могут быть предрасположены к энцефалопатии Гайе-Вернике вследствие низкой транскетолазной активности.
Классическая развернутая клиническая картина острой алкогольной энцефалопатии Гайе-Вернике включает офтальмоплегию, атаксию и нарушение сознания. За этими симптомами может следовать корсаковский психоз. Глазодвигательные расстройства часто проявляются нистагмом, как правило, горизонтальным. В редких случаях встречаются птоз, межъядерная офтальмоплегия. Зрачковые реакции сохранены. Атаксия развивается вследствие поражения верхней части червя мозжечка и вестибулярных ядер, вследствие чего особенно страдает походка. Только у небольшого числа больных выражена атаксия в конечностях, выявляемая при координаторных пробах. Характерными двигательными нарушениями являются сложные гиперкинезы, захватывающие мускулатуру как конечностей, так и лица. Нарушения мышечного тонуса могут быть различными и непостоянными. Глубокие рефлексы повышаются, довольно часто присутствуют патологические стопные и кистевые знаки при отсутствии явных парезов. Как и при других метаболических энцефалопатиях, развиваются заторможенность, нарушение ориентировки, внимания, памяти, усвоение новой информации. Вовлечение гипоталамуса иногда вызывает гипотермию и артериальную гипертензию.
Больной П., 33 лет, доставлен в неврологическое отделение городской больницы №1 г. Брянска с диагнозом: "ОНМК по ишемическому типу в левой гемисфере". При поступлении общее состояние тяжелое. Не контактен. Инструкции не выполняет. Кожные покровы бледные. Пульс 120 в минуту, артериальное давление 140/100 мм рт ст. Лежит с открытыми глазами, взгляд фиксирует, произносит отдельные звуки. Зрачки D=S, горизонтальный крупноразмашистый нистагм, лицо симметричное, слюнотечение, яркие рефлексы орального автоматизма. Хореоатетоидные гиперкинезы в конечностях. Периодически совершает чмокающие, сосательные движения. Мышечный тонус дистонический. Сухожильные рефлексы с рук, коленные оживлены D=S, ахилловы отсутствуют. Симптом Бабинского, симптом Гоффмана положительные с двух сторон. Менингеальных знаков нет. Анамнестические данные. Со слов матери, больной в течение последних 10 лет систематически злоупотреблял алкоголем. Последние 3 года ежедневно выпивает около 300 мл самогона. За 4 - 5 дней до госпитализации изменилось поведение пациента, стал замкнут, появились страхи, нарушился сон, исчез аппетит, изменилась речь ("невнятно что-то бормотал"), неуклонно нарастала общая слабость. За 2 дня до госпитализации начал совершать "вычурные" движения руками, гримасничать, перестал принимать пищу, вставать с постели. Анализ крови: эр.2,8; Hb 90; л.10,0; э.1%; п. 4%; с.72%; л.16%; м.7%; СОЭ 15 мм/ч. Анализ мочи без изменений. Глазное дно: диски зрительных нервов бледно - розовые, границы четкие, легкое сужение артерий, вены нормального калибра, патологических очагов нет. ЭКГ: синусовая тахикардия, ЧСС 122 -125 в минуту, ЭОС расположена вертикально, диффузные изменения миокарда. В дальнейшем у больного наблюдалось развитие правосторонней тотальной пневмонии (нозокомиальной), обширных пролежней в области крестца. На фоне проводимого лечения (дезинтоксикационная, антибактериальная, витаминотерапия, ноотропные и вазоактивные препараты, транквилизаторы) наблюдался частичный регресс указанной симптоматики. При выписке больной ориентирован во времени, собственной личности, снижена критика и память, сохраняется горизонтальный крупноразмашистый нистагм, улучшилась речевая продукция (формирует простые предложения), наблюдается туловищная атаксия и атаксия в конечностях, самостоятельно не может стоять даже с поддержкой. Выписан под наблюдение невролога по месту жительства. Рекомендовано продолжить пероральный прием поливитаминов, ноотропов.