Научная статья на тему 'Особенности демографического кризиса в республике Беларусь и пути его преодоления'

Особенности демографического кризиса в республике Беларусь и пути его преодоления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2142
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / МИГРАНТЫ / СМЕРТНОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭМИГРАЦИЯ / DEMOGRAPHIC SAFETY / DEPOPULATION / MIGRANTS / MORTALITY / MANPOWER / EMIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Приходько Федор Степанович

Выделяются и анализируются характерные признаки демографического кризиса в Беларуси. Называются конкретные потенциальные угрозы национальной безопасности в демографической сфере. Показана роль национальных программ в преодолении демографического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special aspects of demographic crisis in the Republic of Belarus and ways of overcoming it

Characteristic signs of demographic crisis in Belarus are allocated and analyzed. Concrete potential threats of national security in the demographic sphere are called. The role of National programs in overcoming of demographic crisis is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности демографического кризиса в республике Беларусь и пути его преодоления»

Экономика стран мира в период турбулентной эволюции

Особенности демографического кризиса в Республике Беларусь и пути его преодоления

Ф.С. Приходько

Выделяются и анализируются характерные признаки демографического кризиса в Беларуси. Называются конкретные потенциальные угрозы национальной безопасности в демографической сфере. Показана роль национальных программ в преодолении демографического кризиса.

Ключевые слова: демографическая безопасность, депопуляция, мигранты, смертность, трудовые ресурсы, эмиграция.

Беларусь переживает сложный период своего демографического развития. Ряд тенденций и явлений представляют собой угрозу устойчивому развитию общества. Однако современная модель демографического развития Республики Беларусь сложилась не в последние годы - это результат развития на протяжении предыдущего столетия. В ХХ в. Беларусь пережила три демографические катастрофы, каждая длительностью в 7-9 лет: 1914-1922 гг. (Первая мировая и Гражданская войны); 1930-1938 гг. (коллективизация и репрессии); 1941-1948 гг. (Великая Отечественная война и послевоенная разруха).

С середины 1990-х гг. проявились признаки четвертой такой катастрофы. Кризисные явления в социально-экономическом и экологическом развитии Республики Беларусь в те годы сопровождались обострением демографической ситуации. Рост населения сменился его убылью и до середины 1-го десятилетия XXI в. интенсивность депопуляции нарастала. Половозрастная структура населения существенно деформировалась. Уровень рождаемости не обеспечивал простого воспроизводства населения и имел тенденцию к дальнейшему снижению, как и показатели ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которые и без того были на низком уровне. Росли показатели смертности. В критической ситуации находился институт белорусской семьи. Существенные изменения произошли в миграционной подвижности населения: появились потоки беженцев и иммигрантов, переселяющихся из других постсоветских государств и из зоны экологического загрязнения, связанного с катастрофой на ЧАЭС. Кроме того, увеличился поток эмигрантов из Беларуси в дальнее зарубежье, сопровождавшийся «утечкой мозгов», остро встала проблема нелегальных мигрантов. Все это вызвало появление сложных социально-экономических проблем, с которыми страна ранее не сталкивалась, и поставило под реальную угрозу ее безопасность [5, с. 78].

Начиная с 1993 г. в республике происходит абсолютное уменьшение численности населения. С начала 1993 г. до начала 2013 г. население Беларуси уменьшилось почти на 800 тыс. человек. Сложность демографической си-

туации настоятельно потребовала разработки Закона о демографической безопасности Республики Беларусь, который был принят в начале 2002 г.

В соответствии с этим законом была разработана и утверждена Указом Президента Республики Беларусь в марте 2007 г. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы. Целями Программы были стабилизация демографической ситуации и создание предпосылок демографического роста в Республике Беларусь. Предусматривалась система мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми; улучшение репродуктивного здоровья населения, охрану здоровья матери и ребенка; снижение заболеваемости и смертности за счет мероприятий по формированию здорового образа жизни и устранения влияния неблагоприятных факторов среды обитания; ежегодное поэтапное снижение смертности населения от всех причин с выходом к 2011 г. на уровень 8 % в год; оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков.

Результатом реализации Программы должно было стать увеличение общего коэффициента рождаемости до 10 на 1000 человек; снижение младенческой смертности - до 6 на 1000 младенцев, родившихся живыми; снижение общего коэффициента смертности населения - до 10-11 на 1000 человек; достижение к 2011 г. ожидаемой продолжительности жизни - 70-72 года; обеспечение ежегодного прироста населения до 5 тыс. человек за счет внешней миграции преимущественно лиц трудоспособного возраста [4].

В 2010 г. срок реализации программного документа закончился. В целом большинство целевых показателей, предусмотренных в Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы, достигнуты. Так, по данным переписи населения 2009 г., общий коэффициент рождаемости в Беларуси составил 11,5%, суммарный коэффициент рождаемости - 1,442 ребенка на одну женщину. Выполнены и другие целевые показатели: младенческая смертность снизилась до 4,7%, ожидаемая продолжительность жизни при рождении повысилась до 70,5 лет, миграционный прирост составил 12,2 тыс. человек. В результате население страны стало убывать значительно медленнее. В январе-феврале 2013 г. по сравнению с январем-февралем 2012 г. количество зарегистрированных браков увеличилось на 21,3%, количество разводов уменьшилось на 12,2%. В январе-феврале 2013 г. на 1 000 браков приходилось 535 разводов, в январе-феврале 2012 г. - 739 разводов [1].

Из всех целевых показателей только показатель общего коэффициента смертности населения ниже запланированной планки: в 2009 г. он составил 14,2%. Поскольку по объективным причинам в Беларуси ускоряется рост численности и доли населения в старших возрастах (при снижении общей численности населения), общие показатели смертности будут расти даже при росте ожидаемой продолжительности жизни.

Позитивные процессы в последние годы в этой области создали впечатление снижения остроты демографических проблем, хотя реальные успехи, особенно на фоне ситуации 1960-1980-х гг., пока достаточно скромные. Рост благосостояния и улучшение качества жизни населения, безусловно, положительно повлияли на улучшение здоровья населения, соотношение рождаемости и смертности, чему способствовали и специально принятые меры по улучшению работы здравоохранения в стране. Именно этим можно объяснить перелом в этот период в тенденции ожидаемой продолжительности жизни.

Однако уровень достигнутых показателей пока недостаточен для активного воспроизводства. Относительно малая численность людей, родившихся в 1990-е гг. и теперь вступающих в активный детородный возраст, отрицательно повлияет на рождаемость в стране во 2-м и 3-м десятилетиях XXI в., что может привести к негативным социально-экономическим последствиям. Могут возникнуть проблемы с формированием трудовых ресурсов, увеличится демографическая нагрузка на работающее население за счет лиц старших возрастов, повысятся государственные расходы на социальное обеспечение и социальное страхование.

В настоящее время республика, как и раньше, не воспроизводит свое население, и его численность продолжает уменьшаться. Несмотря на определенный рост, в последние годы показатели рождаемости в стране остаются на низком уровне. Они обеспечивают воспроизводство населения только на 65%. Показатели продолжительности жизни, хотя и выросли за последнее время примерно на два года, отстают от показателей в развитых странах мира на 10-15 лет.

Нелегкие времена переживает институт белорусской семьи. Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина (44%) заключаемых браков распадается. Сейчас в силу объективных обстоятельств - экономических, социальных - семья, тем более большая, все чаще воспринимается молодыми людьми как обуза для карьеры, становления своей личности, фактором, ограничивающим свободу человека. Свидетельством кризиса традиционного института семьи являются и гражданские браки, которые все чаще выбирает молодежь, избегая связывать себя формальными семейными узами и обязательствами, оставляя за собой возможность расстаться без хлопот в любой момент. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. - воспитываются в детских интернатских учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья - это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62%, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) - лишь 6%.

Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения. В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи и семейных ценностей. Поэтому неслучайно в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в 2010 г., к основным сферам национальной безопасности добавлена демографическая сфера.

Демографическая безопасность - составная часть национальной безопасности, определяющая состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами [3]. Таким образом, безопасность в демографической сфере заключается, с одной стороны, в устранении причин, вызывающих негативные тенденции в воспроизводственных процессах, в максимально возможном смягчении их последствий, а с другой - в профилактике их появления. Демографические угрозы - это явления и тенденции, вследствие возникновения и существования которых происходят негативные количественные и качественные изменения в развитии населения, оказывающие отрицательное воздействие на устойчивое развитие страны.

В Концепции определены конкретные потенциальные угрозы национальной безопасности в демографической сфере. Это - депопуляция, ухудшение основных демографических показателей и показателей здоровья нации; утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций.

Согласно Концепции, основными национальными интересами страны в демографической сфере являются: устойчивый рост численности белорусской нации на основе последовательного увеличения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности населения; повышение общего уровня здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка; укрепление института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их воспитания; оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков, обеспечение положительного сальдо внешней миграции экономически активного населения [3].

Демографический кризис на селе поставил его на грань исчезновения как самобытного производственно-экономического и социально-культурного явления. За последние десятилетия количество сельских населенных пунктов сократилось почти на треть. Если в 1960 г. их насчитывалось 34 442, то ныне -лишь около 24 тыс. Неуклонно сокращается средняя продолжительность жизни. Растет заболеваемость сельского населения. Из-за превышения смертности над рождаемостью и миграции в город быстрыми темпами уменьшается численность селян.

Ухудшилась идейно-нравственная атмосфера деревни. Селянин утрачивает качества труженика, кормильца страны, хранителя народных традиций, культуры. Алкоголизм, преступность стали чуть ли не обыденными явлениями. Глубокие корни пустили иждивенчество, социальный паразитизм. Ожидание улучшения жизни «сверху» стало уже неотъемлемой чертой многих селян, целых коллективов.

Огромными возможностями в деле улучшения демографической ситуации на селе располагают органы местного управления и самоуправления. Согласно законодательству, местные Советы утверждают бюджет, программы экономического и социального развития, организуют строительство и ремонт жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, осуществляют природоохранные мероприятия и многое другое. Исполнительный комитет местного Совета принимает решения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, утверждает режим их работы. Органы местной власти призваны удовлетворять основные жизненные потребности населения. Таким образом, местное управление и самоуправление, по идее, является тем социальным институтом, который способен кардинально изменить к лучшему демографическую ситуацию на селе. Ведь муниципальная власть наиболее приближена к гражданам, знает интересы и потребности каждого человека, живущего на территории административно-территориальной единицы.

Однако роль органов местной власти в преодолении демографического кризиса на селе незначительна. Сегодня большинство должностей в органах местной власти занимают «узкие» специалисты - инженеры, агрономы, ветеринары, технологи производства. В их деятельности преобладает технократический стиль, они слабо видят взаимосвязь экономических, политических и духовно-нравственных начал. Отсюда частое игнорирование вопросов социального, психологического, экологического, национально-культурного характера, которые рассматриваются чаще всего как досадные осложнения. Только перестановками кадров этих проблем не решить. Ведь заняв кресло руководителя, человек год-полтора занят тем, что входит в курс дела, привыкает к новой роли, осваивает более широкие масштабы своей деятельности. Назначенный сверху, он ориентируется на выполнение поступающих оттуда указаний.

Органы местного самоуправления нуждаются в кадрах нового поколения, способных самостоятельно решать самые разнообразные вопросы: трудоустройства организации производства, новых рабочих, образования, охраны природы, налаживания здорового образа жизни населения, культурно-бытового, медицинского, торгового, транспортного и иного обслуживания людей самоуправляющейся территории. Высокая общая культура, владение навыками управления, знание основ психологии, права, конфликтологии, этики, социологии, компьютерная грамотность - вот неполный перечень первоочередных требований, которые должны предъявляться к современному специалисту местной администрации.

Работа органов местной власти должна оцениваться по таким показателям, которые заставляли бы их работать на рядового гражданина, удовлетворять его насущные потребности, были бы деидеологизированы, измеримы, сопоставимы, понятны и близки каждому. Всем этим требованиям максимально отвечают показатели заболеваемости людей, средней продолжительности их жизни, соотношения рождаемости и смертности, уровней преступности, занятости. Практическое использование таких показателей сведет на нет политиканство, идеологическое оболванивание людей, манипулирование их сознанием.

Дефицит трудовых ресурсов уже в ближайшие годы может стать существенным фактором, тормозящим экономический рост Беларуси. В сложившихся условиях возможны два основных варианта стратегии социально-экономического развития страны: первый - экстенсивный путь развития, стремление увеличить численность населения, трудовых ресурсов и рабочих мест за счет массового привлечения мигрантов; второй - переход к интенсивному инновационному пути развития с опорой на собственные сокращающиеся трудовые ресурсы.

Первый путь предполагает массовое привлечение мигрантов. Потребность в них будет возрастать по мере наращивания темпов экономического развития и ухудшения демографической ситуации в стране. Привлечение мигрантов имеет свои плюсы. Это удовлетворение общих потребностей экономики страны в трудовых ресурсах, а также в работниках определенного профессионального и квалификационного уровня; экономия средств на образовании и профессиональной подготовке кадров. Однако, ориентируясь на массовое привлечение мигрантов из-за рубежа, необходимо учитывать, что человеческие ресурсы будут прибывать в основном из трудоизбыточных регионов Средней Азии и Кавказа, Китая, стран Юго-Восточной Азии и Африки. Мигранты будут иметь значительные отличия от основного населения Беларуси в социокультурном отношении, особенностях профессиональной подготовки и в первую очередь в языковом аспекте.

Данное явление чревато возникновением новых проблем. Как показывает опыт других стран (Германии, Франции, Великобритании), часть мигрантов неизбежно перейдет в разряд постоянно проживающих или даже граждан, вследствие чего может существенно измениться национальный состав населения страны. Появление новых для страны этносов вызовет межэтническую и межрелигиозную напряженность. Возникновение замкнутых этнических общин наподобие чайна-таунов в США, России и других странах мира приведет к утрате контроля над частью территории. Для смягчения и преодоления таких проблем необходима выработка новых подходов: следует начать разработку государственных программ по культурной и социальной адаптации мигрантов в стране, созданию адаптационных центров [2, с. 97-98].

Преодолеть дефицит трудовых ресурсов можно и другим путем. Здесь необходимо использовать инновационный подход к дальнейшей модернизации производства. Целесообразно перейти от процесса стимулирования соз-

дания новых рабочих мест к их реструктуризации, внедрению современных трудосберегающих технологий. Рост объемов производства необходимо достигать преимущественно за счет роста производительности труда, переобучения и переквалификации кадров. Одновременно актуальным становится вопрос увеличения пенсионного возраста, который следует рассматривать в тесной связи с увеличением продолжительности жизни населения и укреплением здоровья людей пожилого возраста. В целом потребуется проведение пенсионной реформы, изменение системы подготовки и переподготовки кадров, чтобы достигнуть соответствия с возникающими потребностями экономики [2, с. 98].

Конечно, принятие такого варианта развития не отменяет необходимости проведения активной демографической политики. Если на государственном уровне не предпринять конкретных кардинальных мер по улучшению демографической ситуации, то население будет непрерывно убывать. Добиться позитивных тенденций в воспроизводстве населения можно, изменив тенденции развития всех трех составляющих, обеспечивающих его рост (рождаемость, смертность, миграция), в комплексе. Мало снизить лишь показатели смертности даже до уровня самых низких, существующих в настоящее время в мире. Это приведет только к сдвигу смерти на более поздний период, увеличит численность населения в старших возрастах и реально не окажет влияния на численность населения в младших и средних возрастах. Увеличение объемов иммиграции также имеет свои пределы. Увеличить население в стране можно повышением рождаемости хотя бы до уровня простого воспроизводства, но и при этом эффект возможен только через 2-3 десятилетия. Для более быстрого решения проблемы практически в каждой семье, способной к деторождению, необходимо иметь не менее трех-четырех детей. Однако реализовать это в ближайшее время невозможно. Следовательно, необходимо воздействовать комплексно на все составляющие роста населения одновременно [5, с. 81-82].

В 2011 г. была принята очередная Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг. Основная цель -стабилизация численности населения в 2015 г. на уровне 9,44-9,45 млн человек и обеспечение перехода к устойчивому демографическому росту.

Действенные меры по стимулированию рождаемости, снижению смертности, увеличению общей продолжительности жизни и трудоспособного возраста населения могут через некоторое время снизить темпы естественного сокращения населения и трудовых ресурсов, однако рассчитывать, что они позволят обеспечить стабилизацию и тем более рост населения Беларуси уже в ближайшие годы не представляется возможным. Поэтому очевидно, что планирование социально-экономического развития должно осуществляться с учетом дальнейшего сокращения населения и трудовых ресурсов страны.

Литература

1. Данные переписи населения 2009 г. [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/perepic/2009/intogi1.php. - Дата доступа: 17.03.2013.

2. Загорец В.С. В условиях демографических вызовов // Беларуская думка. -2012. - № 10. - С. 93-98.

3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь / Утв. Указом Президента Республики Беларусь 9 ноября 2010 г. № 575 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 276. -№1/12080.

4. Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь / Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/min_progs/prog22. - Дата доступа: 10.02.2013.

5. Шахотько Л.П. Позитивный сценарий возможен. Демографическая безопасность Республики Беларусь // Беларуская думка. - 2011. - № 3. -С. 76-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.