_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 334.746.012.14
В.В.Верна
К.э.н., доцент
Институт экономики и управления (структурное подразделение) Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН Аннотация
Рассмотрены проблемы, связанные с формированием деловой карьеры женщины. Предложены мероприятия для повышения конкурентоспособности женщины на рынке труда.
Ключевые слова Женщина, карьера, бизнес, дискриминация
Вопросы равенства между женщинами и мужчинами постоянно возникают как в общем понимании, так и в сфере трудовых отношений. Они обусловили развитие такого социального феномена, как "гендерное движение". Это явление вполне естественное для демократического общества, которое развивается.
По данным Госкомстата РФ, на 2015 год в структуре населения РФ женщины занимают 54 %, мужчины соответственно - 46 %. Но при этом из всех женщин занятыми являются лишь 53 %, тогда как мужчин - 64 %. Женщины, как и раньше, составляют меньшинство в сфере управления, особенно на среднем и высшем уровнях [1].
В связи с этим важно определить факторы, которые мешают современной женщине в росте ее деловой карьеры. В последнее время в международной практике происходит стремительный рост числа женщин на управленческих должностях. Это яркие личности, инициативные, энергичные, которые способны принимать решения, отстаивать свое мнение, независимость. Женщины-руководители имеют ряд преимуществ, по сравнению с мужчинами: обладают более тонким социальным интеллектом, лучше ощущают нюансы отношений, умеют оценивать, прогнозировать поведение других людей, контролируют свои и чужие ошибки.
Американский социолог Е. Боулдинг отмечает, что социальная роль современной женщины связана больше с внутренними особенностями общества, чем с внешними. Сохраняется дискриминация женщин, хотя уже не в явной, а в скрытой форме. Так, существующий в обществе стереотип, основная роль женщины
- быть матерью, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа, являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин [2]. Занять руководящие позиции женщина имеет больше шансов в устойчивом обществе, а наше, к сожалению, еще далеко от стабильности. И поэтому женщина оказалась в парадоксальной ситуации: управляя семьей, воспитывая детей, она вынуждена зарабатывать деньги. Все это довольно трудно совмещать.
Трудовое законодательство РФ провозглашает формальное равенство, запрещает дискриминацию на рынке труда. Но на практике женщины имеют меньше возможностей карьерного роста, работают преимущественно в низкооплачиваемой сфере, испытывают трудности при трудоустройстве. 80 % безработных в РФ - женщины. Уровень женской заработной платы составляет в среднем 73 % от зарплаты мужчин [1]. Практически удельный вес женщин в составе высвобожденных работников постоянно растет и значительно превышает их долю среди числа работающих мужчин. Сокращается спрос на рабочую силу в государственном секторе, что также усложняет положение женщины.
В частном бизнесе гендерный баланс сохраняется более-менее устойчиво: 50,4 % женщин - 49,6 % мужчин. Также более 50 % женщин заняты в сфере сельскохозяйственного производства. Торговля и услуги
- традиционно женские сферы - занимают второе место. Бизнесом в промышленности занимается 2 % женщин [1]. Возраст женщины также влияет на ее трудовую и профессиональную деятельность, ведь создание семьи и воспитание детей тормозят или даже останавливают карьерное продвижение. Самая многочисленная группа женщин-предпринимателей - предпенсионного и пенсионного возраста. Для них бизнес, как правило мелкий, является средством выживания. Квалифицированных, готовых к современному рынку предпринимательниц следует ожидать от младшего поколения россиянок, а их на сегодня около 14 %.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
Проблема возникает потому, что женщинам часто не хватает стартового капитала для начала собственного бизнеса.
Однако существует ряд стимулов, заставляющих женщин серьезно задуматься об основании собственного дела. Стремление быть причастной к экономике государства, независимой от мужа и способным обеспечить свою семью в будущем обуславливают такие действия.
Выделяются две основные группы женщин-предпринимателей. Первая - лица с высокой квалификацией, знанием языков, ориентированные на работу с международным бизнесом. Это очень незначительная, по сравнению с мужчинами, группа женщин. Среди причин - общий дефицит специалистов высокого класса и традиционная монополия мужчин в деловом мире. Вторая категория - женщины средней квалификации, которые рискнули создать собственное предприятие, как правило, в сфере бытовых услуг. Однако условия жесткой конкуренции часто не дают такому бизнесу развиваться.
Было бы справедливо, чтобы государство предоставляло некоторые льготы "женскому" бизнеса, как это происходит в ряде развитых стран. Государство должно способствовать участию женщин в предпринимательской деятельности для обеспечения равных прав и возможностей.
Задекларированной, легитимной дискриминации женщин в РФ не существует. Конституция РФ утверждает демократические основы развития государства, свободы личности, общие политико-правовые основы тендерного равенства. В этом значении Конституция вполне соответствует мировым стандартам, определенным во многих международных документах. Однако актуальной остается проблема приведения всей системы законодательства в соответствие с конституционными принципами гендерного равенства. Помочь в этом может создание квалифицированного общественного органа для проведения "гендерной экспертизы" как существующих законов, так и новых законопроектов.
Не менее важным условием в преодолении осложнений в трудовой сфере является осведомленность самих женщин об имеющихся у них правах, льготах и гарантиях, закрепленные в отечественном и международном законодательстве, а также наличие инициативы по их реализации.
Таким образом, можно утверждать, что вопросу обеспечения равных прав между женщинами и мужчинами в сфере социально-трудовых отношений надо уделять больше внимания. Необходимо включить в стратегию развития государства мероприятия по ликвидации проблем гендерного происхождения. Законодательное закрепление и практическое обеспечение гендерного равенства женщин и мужчин является несомненным показателем развитого гражданского общества.
Список использованной литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. М., 1999-2016. URL: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 11.04.2016).
2. Барбьери Э. Роль женщины в обществе будущего // Курьер ЮНЕСКО. 2003. № 1, с. 27-31.
© Верна В.В., 2016
УДК 339.138
П.В. Водясов
Ассистент Экономический факультет Алтайский государственный аграрный университет г. Барнаул, Российская Федерация
О НУЖДАХ И ПОТРЕБНОСТЯХ КАК О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЯХ МАРКЕТИНГА
Аннотация
Выявлены причины и особенности использования категорий «нужды», «потребности» в трудах отечественных авторов, посвященных теоретическим аспектам маркетинга. Предложено использование категории «желание» с целью более корректной интерпретации идей Филипа Котлера.