Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ В СТРАНЕ И МИРЕ'

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ В СТРАНЕ И МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижкина И.В., Стрижкина В.Н., Капустян Л.А.

В статье рассмотрена актуальная тема формирования бюджета региона в условиях пандемии и ограничительных мер. Изучены некоторое аспекты формирования экономической политики в период борьбы с коронавирусом. Проанализированы основные параметры бюджетного плана в Алтайском крае. Изучены изменения в налоговые режимы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрижкина И.В., Стрижкина В.Н., Капустян Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BUDGETARY PLANNING IN THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE GLOBAL EPIDEMIC IN THE COUNTRY AND WORLD

The article deals with the current topic of forming the budget of the region in the context of a pandemic and restrictive measures. Some aspects of the formation of economic policy during the fight against coronavirus have been studied. Analyzed the main parameters of the budget plan in the Altai Territory. Changes to tax regimes have been studied.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ В СТРАНЕ И МИРЕ»

УДК 336

Стрижкина И.В., к. э.н., доцент доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Россия, г.Барнаул

/ Стрижкина В.Н., к. э.н., доцент

доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Россия, г.Барнаул Капустян Л.А., к.э.н., доцент доцент кафедры региональной экономики и управления ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Россия, г. Барнаул

ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭПИДЕМИИ В СТРАНЕ И МИРЕ

Аннотация. В статье рассмотрена актуальная тема формирования бюджета региона в условиях пандемии и ограничительных мер. Изучены некоторое аспекты формирования экономической политики в период борьбы с коронавирусом. Проанализированы основные параметры бюджетного плана в Алтайском крае. Изучены изменения в налоговые режимы.

Ключевые слова. Бюджет, планирование, пандемия, национальные проекты.

Strizhkina I.V. Ph.D., Associate Professor Associate Professor at the Department of Regional Economics and

Management FSBEI HE ""Altai State University "

Russia, Barnaul Strizhkina V.N. Ph.D., Associate Professor Associate Professor at the Department of Regional Economics and

Management FSBEI HE ""Altai State University "

Russia, Barnaul Kapustyan L.A. Ph.D., Associate Professor Associate Professor at the Department of Regional Economics and

Management FSBEI HE ""Altai State University "

Russia, Barnaul

FEATURES OF BUDGETARY PLANNING IN THE REGION IN THE CONDITIONS OF THE GLOBAL EPIDEMIC IN THE COUNTRY

AND WORLD

Annotation. The article deals with the current topic of forming the budget of the region in the context of a pandemic and restrictive measures. Some aspects of the formation of economic policy during the fight against coronavirus have been studied. Analyzed the main parameters of the budget plan in the Altai Territory. Changes to tax regimes have been studied.

Keywords. Budget, planning, pandemic, national projects.

В условиях демократической системы управления и рыночной экономики на национальную экономику влияет ежегодный проект бюджета и решение парламента по нему. Поэтому региональный бюджет неизбежно вызывает большой интерес со стороны общественности, средств массовой информации, управленческого аппарата, предприятий и организаций и, само собой разумеется, со стороны политических партий и их избранных представителей, которые в парламенте принимают решения по бюджету.

Проект бюджета является единственным из года в год повторяющимся предложением Правительства Российской Федерации и регионов, которые законодательные органы ежегодно рассматривают и утверждают в рамках среднесрочного планирования.

Для осуществления планирования в стране в целом и в регионе, в частности, существует свод норм, отраженных в Конституции РФ53, Бюджетном кодексе, целом ряде законов, которые определяют порядок рассмотрения органом законодательной власти проекта бюджета, представляемого органами исполнительной власти.

Статья 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет обязательную разработку основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на среднесрочный период. Целью основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на финансовый год и плановый период, к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на планируемый среднесрочной период54.

Трёхлетнее бюджетное планирование в Российской Федерации базируется на предварительных итогах реализации предыдущей трехлетки. Так проект Федерального бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов формировался с учётом реализации бюджетной политики в

53 Конституция РФ//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

54 Бюджетный Кодекс РФ//http://base.garant.ru/12112604/

2019 и 2020 годах. Было определено, что реализация бюджетной политики России в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.

В течение 2019-го и начале 2020 г. ключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

На это были сконцентрированы управленческие и финансовые ресурсы на всех уровнях публичной власти, выстроены системы мониторинга реализации соответствующих мероприятий - в том числе в рамках национальных проектов. По мере вступления в более активные фазы реализации нацпроектов, темпы экономического роста устойчиво ускорялись: если в первом квартале 2019 г. рост ВВП составлял 0,4 %, то к четвёртому кварталу он ускорился до 2,1 %.

Дополнительный импульс достижению национальных целей развития придали мероприятия, вытекающие из Послания Президента Федеральному Собранию, в целях реализации которых, были уточнены федеральный бюджет и соответствующие государственные программы на федеральном и региональном уровнях.

В 2020 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание её распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках.

В связи с этим экономическая политика в этот период, в первую очередь, ориентирована на содействие борьбе с пандемией и её последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.

Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из серьёзнейших и важнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. Это не могло не затронуть мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта - в частности, нефтяной рынок, переживающий самое масштабное в современной истории падение спроса.

В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования, (как вынужденного так и добровольного).

Таким образом, в связи с глобальной эпидемией в первом полугодии 2020года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

-острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

-вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Благодаря реализации антикризисных мер в 2020 году в российской экономике удалось избежать развития ситуации по негативному сценарию.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021-2023 годы разработаны на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов. Базовый прогноз построен с учётом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 24 июля 2020 года №474.55

Среди основных внешнеэкономических предпосылок базового проекта:

- сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0-4,5%),связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением вируса;

- затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, сфера досуга и развлечений);

- добыча нефти в соответствии с текущими условиями сделки ОПЕК+ и стабильная ценовая конъюнктура на рынке нефти (цена ЮРАЛС 45-48 долларов за баррель);

- стабильные внешнеэкономические условия и курсовые соотношения: курс доллара США к рублю в диапазоне 72-74 рубля за американский доллар;

- сокращение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России, на протяжении всего прогнозного периода.

Главный финансовый документ Алтайского края - проект закона «О краевом бюджете на 2021 года и на плановый период 2022- 2023 годов», сформировался не в самых простых экономических условиях, отраженных в Основных направлениях бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной

55 Указ Президента РФ от 24 июля 2020 года №474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года// http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

политики РФ на 2021 - 2023 годы.56 Неблагоприятные экономические условия вследствие распространения новой коронавирусной инфекции в значительной степени повлияли на формирование доходов и расходов регионального бюджета. Несмотря на то, что в 2020-м году в крае были приняты беспрецедентные меры поддержки экономики населения, объем выпадающих доходо в составил более 1 млрд. руб.

Трёхлетний бюджет в регионе спрогнозирован на предельном уровне, необходимом для обеспечения расходных обязательств, при предельном уровне дефицита 5,8млрд. рублей, что соответствует действующему бюджетному законодательству. Основные первоначальные параметры краевого бюджета: общий объем доходов 2021 году планировался в сумме 106,6 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы в общей сумме - 58,3 млрд. рублей с увеличением в 2020 г. на 3 %, что являлось предельным темпом роста. Объем безвозмездных поступлений на 2021 г. был запланирован в сумме 48,3 млрд. рублей. Расходы краевого бюджета на 2021 год планировались в сумме 112,4 млрд. рублей.

Но в связи с увеличением Алтайскому краю объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 17 420 млн. рублей в Основные характеристики бюджета края в 2021-м году были внесены коррективы. Общий объем доходов составит 124015 млн. рублей, что выше первоначального варианта 2020 г. на 10 %. Налоговые и неналоговые доходы составят 59 350 млн. рублей, темп роста к 2020 году - 105 %. Безвозмездные поступления планируются в объеме 64 665 млн. рублей. Расходы краевого бюджета на 2021 г. составят 129 950 млн. рублей, что выше первоначального бюджета на текущий год на 10 %. Дефицит составит 5935 млн. рублей, что соответствует требованиям бюджетного законодательства и соглашением с федеральными органами власти.

Большое внимание в бюджете уделяется доходам граждан, в том числе заработной плате населения. Здесь предусмотрено индексация заработной платы на 4,3%, что превышает уровень инфляции (3,7%). В бюджете сохранены все виды социальных выплат. Запланирована индексация расходов, связанных с выплатами на детей, детских пособий, материнского капитала, ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, репрессированным. Также индексируются коммунальные расходы на уровень роста тарифов ЖКУ(4%), социальные выплаты в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 15 января 2020 года за счёт средств федерального

56 "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (утв. Минфином России)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/

бюджета предусматриваются средств на обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование, а также расходы на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам в размере 5 000руб. с соответствующим софинансированием из краевого бюджета.57

Поддержка (бизнеса в условиях пандемии, особенно малого, в непростых условиях, связанных со спадом экономики и отмены главного налога ЕНВД, потребовала принятия решения о дальнейшей схеме налогообложения 37 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это потребовалосначала проанализировать необходимую нормативную базу, а потом обсудить бюджетные параметры.

В крае было необходимо до начала бюджетного года скорректировать патентную систему налогообложения, рассмотреть необходимость продления льготного периода для вновь зарегистрированных предпринимателей, синхронизировать свои действия с принятием решений на федеральном уровне.

С 1 июля 2020 года в стране введён новый налоговый режим «Налог на профессиональный доход» для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В крае более 5 тысяч человек зарегистрировали себя в этом качестве.

При формировании бюджета на 2021 г. и на плановый период 2022-2023 годов учтены следующие изменения федерального и регионального законодательства:

1.Норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджет субъекта РФ увеличен с 66,6 % до 74,9 %, с поэтапным доведением до 100 % к 2024 году.

2. Предусмотрена индексация ставок на 2021- 2023 годы по всем видам подакцизной продукции.

3. Переходный период по упрощенной системе налогообложения при повышении ограничений по доходам и численности.

4. Право применять в 2021 г. патентную систему налогообложения в сфере животноводства и растениеводства, расширение других видов деятельности.

5. Продлено до 1 января 2024года право регионов устанавливать налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную и (или) патентную систему налогообложения.

6. На 2021- 2022 годы размер курортного сбора снижен с 50 до 30 рублей.

57 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/

Внесены изменения в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений в связи с отменой единого налога на вмененный доход, переходом на кадастровое налогообложение имущества физических лиц и поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации. На долговременной основе установлены с 1 января 2021 года единые нормативы ' отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов и городских округов (44% и 5%, соответственно), а также единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных налоговых доходов. Также в целях повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований внесены изменения в соответствующие законы Алтайского края в сфере межбюджетных отношений, закрепление нормы о поэтапном учёте отдельных неналоговых доходов при определении расчётной бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов.

Основным направлением расходов краевого бюджета в 2021 году и в плановом периоде определено исполнение законодательно установленных социальных и иных первоочередных расходных обязательств Алтайского края. Расходы на содержание и функционирование отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) составит 74 % расходной части бюджета.

Традиционно крупнейшая статья расходов краевого бюджета -социальная политика. В 2021 году на эти цели будет выделено 46 млрд. рублей.

В условиях сложившейся в стране и крае эпидемиологической ситуации особое внимание при формировании проекта краевого бюджета на 2021-2023 годы уделено отрасли «Здравоохранение». В законопроекте учтены возможные расходы на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции.

Планируется доведение стоимости территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи засчет средств краевого бюджета до 100 % норматива (2020 год - 7964 млн. рублей или 94,4% обеспеченности, в 2021 году - 8578 млн. рублей)

В 2021-м году также будет уделено внимание модернизации первичного звена здравоохранения (капитальный ремонт медицинских организаций, оснащение оборудованием, транспортными средствами). Всего в федеральном бюджете на 2021 год субъектам РФ на данный цели предусмотрено 90 млрд. рублей.

Следует отметить, что основным источником финансирования здравоохранения является не краевой бюджет, а внебюджетный территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Из него производится оплата текущей деятельности медицинских учреждений (оплата медицинских услуг, оказываемых пациентам). На 2021 год из фонда запланировано выплатить 36 млрд. рублей, что в несколько раз

больше, чем расходы на здравоохранение в краевом бюджете (в крае рост по отношению к 2020 году планируется лишь на уровне 3,6%). И тем не менее, не исключаются дополнительные поступления из федерального бюджета на нужды здравоохранения. Для края эта сфера также остаётся приоритетной в случае поступления дополнительных налоговых доходов.

В целом, по с равнению с 2019 годом расходы на здравоохранение должны увеличиться на 30%.

С 2021 года будут переданы с муниципального на краевой уровень, расходные обязательства по прочему педагогическому персоналу детских дошкольных учреждений. Указанные полномочия в части расходов по прочему педагогического персонала составили 1 749,3 млн. рублей. С учётом взятых на краевой уровень расходов по дополнительному персоналу в бюджетах муниципальных образований будут существенно высвобождены средства. В бюджете на образование выделяется 33,6 млрд. рублей, что составляет четверть расходов.

В 2020-м году субъектам Российской Федерации предоставлена возможность реструктуризировать задолженность по бюджетным кредитам. Правительство Алтайского края приняло участие в реструктуризации. Высвобождаемые в 2020-м году средства в объеме 153,2 млн. рублей направлены на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Алтайского края, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов бюджета Алтайского края. В 2021 году высвобождаемые средства будут направлены на реализацию новых инвестиционных проектов в крае (229,7 млн. рублей).

Сохраняются все виды финансовой помощи муниципальным образованиям на исполнение местных полномочий, в том числе субсидии на софинансирование части расходов местных бюджетов по оплате работников муниципальных учреждений.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов сохранится на уровне 2020 г. и составит 1600 млн. рублей.

Будут сохранены субсидии бюджетам муниципальных образований в области ЖКХ и поддержки объектов водоснабжения и водоотведения.

Продолжается поддержка муниципальных образований в части софинансирования расходных обязательств, связанных с обеспечением расчётов за топливно-энергетические ресурсы. Выросли расходы на поддержку местных инициатив в 250 до 300 млн. рублей.

Алтайский край, как и девять других субъектов РФ, участвует в индивидуальной программе социально-экономического развития. На её реализацию поступит 1 млрд. рублей.

В целом можно сделать вывод, что проект краевого бюджета на среднесрочной период учитывает прогнозируемые экономические реалии, обеспечивает все социальные обязательства перед гражданами и стимулирует восстановление экономической активности в регионе с учётом эпидемиологической обстановки.

' Использованные источники:

1. Конституция РФ// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2. Бюджетный Кодекс РФ//http://base.garant.ru/12112604/

3. Указ Президента РФ от 24 июля 2020 года №474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года// http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

4. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/

5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.