Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И Г. БАРНАУЛА)'

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И Г. БАРНАУЛА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / РЕФОРМА / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижкина Ирина Викторовна, Стрижкина Валентина Николаевна, Капустян Лариса Анатольевна

В новых условиях кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, предприятия крайне нуждаются в поддержке со стороны государства. Старая система налогообложения привела к невозможности ее использования. Государство предложило новые подходы к налогообложению малого и среднего предпринимательства. Определены основные причины изменения в законодательстве, связанные с отменой ЕНВД и применением новых налоговых режимов. Рассмотрены преимущества и недостатки применения единого налога на вмененный налог, замена данного налога на патентную систему налогообложения и систему самообложения. Проанализирована и проведена ретроспектива применения ЕНВД, рассмотрены результаты его применения. На примере конкретного региона, Алтайского края, проанализировано количество налогоплательщиков, использовавших единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и перспектива уплаты налога по новой системе. В статье рассмотрены итоги налоговой реформы и особенности ее реализации в период коронавирусной инфекции. Изучена специфика применения патентной системы в различных отраслях, так как Алтайский край имеет сельскохозяйственную направленность, в отличие от других регионов. Также предпринята попытка рассчитать доходы бюджета г. Барнаула при условии перехода на новую систему налогообложения, сделаны оптимистические выводы и предположения о положительной тенденции роста доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF THE TAXATION SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ON THE FORMATION OF REGIONAL AND LOCAL BUDGETS (BASED ON THE MATERIALS OF THE ALTAI TERRITORY AND BARNAUL)

In the new conditions of the crisis caused by the coronavirus infection, enterprises are in dire need of support from the state. The old taxation system made it impossible to use. The state has proposed new approaches to taxation of small and medium-sized businesses. The main reasons for changes in legislation related to the abolition of UTII and the application of new tax regimes have been identified. The article discusses the advantages and disadvantages of using a single tax on imputed tax, replacing this tax with a patent taxation system and a self-taxation system. The retrospective of the application of UTII is analyzed and carried out, the results of its application are considered. On the example of a specific region, the Altai Territory, the number of taxpayers who used the unified imputed income tax (UTII) and the prospect of paying tax under the new patent system were analyzed. The article discusses the results of the tax reform and the features of its implementation during the period of coronavirus infection. The article discusses the specifics of the application of the patent system in various industries, since the Altai Territory has an agricultural focus, in contrast to other regions. An attempt was also made to calculate the budget revenues of the city of Barnaul, subject to the transition to a new taxation system, optimistic conclusions and assumptions about a positive trend in income growth were made.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И Г. БАРНАУЛА)»

УДК 336.2 (571.150) DOI: 10.14258/epb202111

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И Г. БАРНАУЛА)

И. В. Стрижкина, В. Н. Стрижкина, Л. А. Капустян

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

В новых условиях кризиса, вызванного коронавирусной инфекцией, предприятия крайне нуждаются в поддержке со стороны государства. Старая система налогообложения привела к невозможности ее использования. Государство предложило новые подходы к налогообложению малого и среднего предпринимательства. Определены основные причины изменения в законодательстве, связанные с отменой ЕНВД и применением новых налоговых режимов. Рассмотрены преимущества и недостатки применения единого налога на вмененный налог, замена данного налога на патентную систему налогообложения и систему самообложения. Проанализирована и проведена ретроспектива применения ЕНВД, рассмотрены результаты его применения.

На примере конкретного региона, Алтайского края, проанализировано количество налогоплательщиков, использовавших единый налог на вмененный доход (ЕНВД), и перспектива уплаты налога по новой системе. В статье рассмотрены итоги налоговой реформы и особенности ее реализации в период ко-ронавирусной инфекции.

Изучена специфика применения патентной системы в различных отраслях, так как Алтайский край имеет сельскохозяйственную направленность, в отличие от других регионов. Также предпринята попытка рассчитать доходы бюджета г. Барнаула при условии перехода на новую систему налогообложения, сделаны оптимистические выводы и предположения о положительной тенденции роста доходов.

Ключевые слова: налоги, бюджет, доходы, реформа, малый и средний бизнес, Алтайский край.

ON THE IMPACT OF THE TAXATION SYSTEM OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ON THE FORMATION OF REGIONAL AND LOCAL BUDGETS (BASED ON THE MATERIALS OF THE ALTAI TERRITORY AND BARNAUL)

I. V. Strizshkina, V. N. Strizshkina, L. A. Kapustyan

Altai State University (Barnaul, Russia)

In the new conditions of the crisis caused by the coronavirus infection, enterprises are in dire need of support from the state. The old taxation system made it impossible to use. The state has proposed new approaches to taxation of small and medium-sized businesses. The main reasons for changes in legislation related to the abolition of UTII and the application of new tax regimes have been identified. The article discusses the advantages and disadvantages of using a single tax on imputed tax, replacing this tax with a patent taxation system and a self-taxation system. The retrospective of the application of UTII is analyzed and carried out, the results of its application are considered.

On the example of a specific region, the Altai Territory, the number of taxpayers who used the unified imputed income tax (UTII) and the prospect of paying tax under the new patent system were analyzed. The article discusses the results of the tax reform and the features of its implementation during the period of coronavirus infection.

The article discusses the specifics of the application of the patent system in various industries, since the Altai Territory has an agricultural focus, in contrast to other regions. An attempt was also made to calculate the budget revenues of the city of Barnaul, subject to the transition to a new taxation system, optimistic conclusions and assumptions about a positive trend in income growth were made.

Keywords: taxes, budget, income, reform, small and medium business, Altai Territory.

Введение. Основной финансовый документ города Барнаула на 2021-2023 гг., невзирая на распространение коронавирусной инфекции, сверстан жизнеспособным благодаря дополнительным средствам, выделенным из вышестоящих бюджетов Российской Федерации и Алтайского края.

В финансовом 2021 г. доходы спланированы в размере 15 млрд 517,8 млн рублей, где более 7 млрд рублей составляют собственные доходы [1]. Следует отметить, что город Барнаул находится в тройке лидеров по собственным доходам. За прошедший 2020 г. они были чуть больше половины (51%), в Белокурихе — 48,5%, в Благовещенском районе — 43,5%.

Доходы формируются в основном из четырех источников: налога на доходы физических лиц, принесшего в бюджет почти 3 млрд руб., налога на совокупный доход, давшего около 2 млрд руб., налога на имущество в размере 1 млрд 223 млн рублей и отданных на приватизацию земель и имущества (707,9 млн рублей) [2].

До 2021 г. значительный доход в местные бюджеты, и особенно в бюджеты городов, приносила система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), которая была введена в российскую фискальную систему в конце прошлого века. Режим ЕНВД вводился, в первую очередь, для того чтобы осуществлять контроль за его уплатой и к тому же облегчал процесс сбора данного налога. В результате ожидалось увеличение доходов в бюджет за счет привлечения к обязательной уплате ЕНВД субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере услуг, торговли, общественного питания. Именно эти услуговые сферы наиболее часто уклоняются от налогообложения, скрывая неучтенные доходы [3].

Единый налог на вмененный доход с 2013 года уплачивался добровольно, государство отменило жесткий контроль за сбором данного налога, чем был ослаблен сам смысл появления ЕНВД [4].

Несмотря на облегчение контроля со стороны государства, у данного налога сохранилась функция налоговой поддержки и легализации доходов

бизнеса при использовании льготных налоговых условий.

Основной причиной отмены использования ЕНВД явилось одновременное применение в том же 2013 г. системы налогообложения на основе патента, именно эта система, по сути, — такой же вмененный налоговый режим, должна была заменить собой означенный налог.

Реализация налоговой реформы была хорошо просчитана и оправдала себя. На основании результатов 2013 г. был сделан вывод о наибольшем уменьшении количества лиц, уплачивающих ЕНВД. От уплаты «устаревшего» налога сразу отказались почти 300 тыс. налогоплательщиков, большая часть из которых являлись индивидуальными предпринимателями.

На практике, несмотря на явные преимущества новой системы выдачи патентов и на сокращение количества предпринимателей, использующих ЕНВД, режим остался востребованным для многих налогоплательщиков, которые продолжали его применение [5].

Оплата налога осуществлялась добровольно, даже после внедрения альтернативной патентной системы. В результате отмена режима в этот период не реализовалась, но план отмены данного налога остался в силе, хотя его сроки отмены были определены только в текущем году.

ЕНВД, который внедрялся государством как временный, для того чтобы помочь выполнять представителям малого бизнеса свой конституционный долг по уплате налогов, за последние 20 лет в регулировании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) сделал очень многое.

Результаты исследования. В Алтайском крае сейчас проводится тонкая настройка системы для предпринимателей с различными объемами деятельности. Некоторым категориям придется менять занятые ниши, что для них болезненно.

Около 60% предпринимателей края считают факторами, затрудняющими их деятельность, высокую налоговую нагрузку и обязательные платежи. Сейчас на ЕНВД работает более 37 тысяч пред-

принимателей региона. До конца 2020 г. всем им было необходимо определиться, на какую систему перейти после его отмены (упрощенную систему налогообложения, систему патента или налог на профессиональный доход).

Специальные налоговые режимы дают реальную возможность малому бизнесу получать государственную поддержку, поэтому данным вопросам уделяется большое внимание со стороны государственных органов власти [6].

Большие надежды возлагаются на упрощенную систему налогообложения (УСН), которая должна занять нишу, ранее принадлежавшую единому налогу на вмененный доход, но, к сожалению, и тот и другой налог утратили возложенную на них кон-цептуальность [7].

Сегодня формируются особые условия для налогообложения индивидуальных предпринимателей. Это связано с появлением патентного налога. Помимо прочего, образовалась особая категория самозанятых физических лиц в рамках налога на профессиональный доход.

Нужно учитывать, конечно, что при применении УСН необходимо верно планировать финансовые пределы, так как они дают возможность не только качественного налогового планирования, но и «ухода» от уплаты налогов.

В Алтайском крае введение с 2021 г. переходного режима для «упрощенцев», доходы которых временно превышают установленный максимум на определенную сумму, позволит им не переходить на общую систему налогообложения, платить повышенную ставку по УСН. Предполагается увеличить со 150 млн руб. до 200 млн руб. годовой доход, до которого можно работать на упрощенной системе налогообложения. Налогоплательщики, доходы которых превысили 150 млн рублей, но не выше 200 млн рублей, или численность наемных работников у которых составляет от 100 до 130 работников включительно, с 2021 г. имеют возможность использовать упрощенную систему налогообложения, но начинают платить налог поставкам (8 и 20%) [2].

Выводы и рекомендации. С нашей точки зрения, значение для экономики такого способа воздействия на малый бизнес, как увеличение финансовых пределов УСН, слишком преувеличено и не показывает ожидаемого эффекта в виде роста объема малого бизнеса [3].

Кроме того, до прохождения точки безубыточности малый бизнес не имеет возможности получать огромные доходы.

Немаловажным является и тот факт, что при условии упрощенной системы налогообложения достаточно высокие предельные финансовые ограничения приводят к использованию мошенниче-

ского механизма разделения предприятий на мелкие структурные подразделения или формальное разделение субъекта хозяйствования. Это делается для того, чтобы использовать льготы в уплате налогов для предприятий малого бизнеса. Таким образом, предприниматель показывает самостоятельное ведение бизнеса несколькими лицами. В реальности же таким образом скрывается деятельность одного крупного предпринимателя, который желает сохранить или получить право применения льготного налогообложения.

В странах с переходной экономикой, к которым по классификации ООН относится Россия, необходимо проводить данное внедрение и использование налога очень демократичным способом, при таких условиях его внедрения он будет рационален и реально применен. Это вариант, который предполагает отказ от увеличения предельных значений выручки УСН; а также закрепление нормативных значений на уровне 112,5-150 млн руб. Данные пределы, или пороги, определены на основе того, что уровень нормативных ограничений под действием инфляции будет снижаться, при этом государство не вмешивается в этот процесс.

Именно такая концепция соответствует принципу стабильности фискальной системы и одновременно помогает безболезненно исключить из сферы действия УСН лиц, которые заинтересованы в минимизации уплаты налогов или явного ухода от них.

В Алтайском крае если выручка у предпринимателя не превышает 150 млн рублей, то он может выбрать «упрощенку». Если доход не превышает 60 млн в год, то для 63 категорий деятельности, в числе которых мелкая торговля и услуги, можно купить патент. Покупка патента объединяет оплату большинства налогов. Сумма платы за патент зависит от планово-возможного годового дохода с учетом различных видов предпринимательской деятельности. Перечень видов деятельности и стоимость патента определяются краевым законом.

При оптимизации законодательства о патентной системе, по мнению депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания, до половины предпринимателей, которые находились на ЕНВД, должны воспользоваться новшеством.

Они предлагают ввести дополнительную дифференциацию размера патента для разных городов и сел края. В настоящее время муниципалитеты разделены на четыре группы, по городам и районам. Причем в одном районе может быть одинаковый размер патента и у тех, кто работает в крупном районном центре, и у тех, кто в маленьком селе на 100 человек.

Нам представляется, что в предложениях депутатов есть рациональное зерно. Дифференциация размера патента на шесть групп в зависимости от численности жителей населенного пункта, в последней сделать размер минимальным, что в будущем расширит возможность безболезненного перехода на такой налоговый режим [8].

Вдобавок к этому нововведению необходимо расширить и виды деятельности для патента. Сейчас в этом списке, например, парикмахерские и косметические услуги, ремонт и пошив одежды, ремонт мебели, перевозка автотранспортом, ремонт ювелирных изделий и другие. Всего их 68. Важно отметить, что в регионе со значительной сельскохозяйственной направленностью список видов деятельности, имеющих право использовать патентную систему налогообложения, дополняется новым видом — «Животноводство, услуги в области животноводства», в связи с чем уточняется размер планового, возможного годового дохода в отношении видов деятельности, относящихся к сфере сельского хозяйства.

В дальнейшем целесообразно увеличить площадь предприятий общественного питания и розничной торговли, которые могут применять новую систему налогообложения. Это явится потенциальной позицией для кафе, ресторанов.

Важное изменение видится и в уменьшении суммы налога по патенту на сумму уплаченных взносов в социальные фонды.

Для устранения главного недостатка патента по сравнению с ЕНВД необходимо в будущем уменьшить сумму исчисленного налога на величину уплаченных страховых взносов.

Пока можно констатировать, что патентная система в крае не пользовалась спросом, поскольку подходила для «местечковых» видов деятельности. Сейчас она фактически заменит ЕНВД. Платить можно один-два раза в год. Но патент не могут взять те, кто торгует подакцизной или маркированной продукцией [9].

На 2021 г. сложно посчитать объем доходов в бюджет от предпринимателей, так как неизвестно, сколько человек выберут «упрощенку». Принятые на сегодня ставки по патенту временные, отсю-

да и сложность в определении реальной выручки от деятельности мелкого бизнеса, например, в малых селах края, поэтому доход, как и по ЕНВД, предпринимателям вменяется.

В конце года есть возможность подсчитать, сколько зарабатывает конкретная точка на том или ином виде бизнеса, и через год-два провести инвентаризацию ставок.

Однозначно сказать, что предприниматели при переходе с ЕНВД потеряют, нельзя. Для того чтобы понять, какую систему лучше выбрать, на сайте ФНС создан калькулятор «Выбор подходящего режима налогообложения». Подать заявление о переходе на патентную систему можно до 17 декабря, а на «упрощенку» — до конца года.

Государство дало предпринимателям сферы услуг, не имеющим наемных работников и реализующим собственную продукцию, выбор: платить налог на профессиональный доход, если их годовая выручка не превышает 2,4 млн рублей и формировать право на пенсию, либо перейти на другие формы налогообложения [10].

На территории Алтайского края этот новый налоговый режим начал действовать с 1 июля 2020 г. Он предназначен для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих доход от ведения самостоятельной деятельности или использования имущества без привлечения наемных работников по трудовым договорам. На начало 2021 г. более 5 тысяч человек зарегистрировали себя в этом качестве.

Анализ планируемого бюджета города Барнаула на 2021 г. показал, что выпадающие доходы бюджета в связи с отменой ЕНВД и переходом на другие режимы налогообложения составят чуть более 300 млн рублей. В целях компенсации доходов с муниципального на краевой уровень передана часть полномочий по дошкольному образованию (содержание заведующих, нянь), высвобождаемые расходы бюджета города составят 595,1 млн рублей.

По всей видимости, отмена с 1 января 2021 г. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предпринимателей против ожидания не несет серьезного ущерба городскому бюджету.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Решение Барнаульской городской Думы от 06.02.2019 № 411 «О бюджете города на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://docs.cntd.ru/document/561644571/ (дата обращения: 26.01.2021).

2. Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368441/ (дата обращения: 26.01.2021)

3. Громов В. В., Милоголов Н. С. Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход: цели, проблемы, перспективы // Финансовый журнал. 2019. № 2 (48). С. 9-21.

4. Елисеева О. В. Оптимизация налогообложения предприятий малого бизнеса и ее влияние на финансовый результат // Фундаментальные исследования. 2018. № 11. С. 222-226.

5. Какие налоги заменяет ЕНВД // Финансовая газета. 2018. 14 сентября. URL: https://zen.yandex.ru/ media/fingazeta/kakie-nalogi-zameniaet-envd-5b9bb9794f203f00ad2873a65 (дата обращения: 26.01.2021)

6. Гринкевич А. М. «Новая» патентная система налогообложения: причины и последствия введения // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 1. С. 89-95.

7. Смородина Е. А. Влияние методов налогового регулирования на развитие среднего и малого бизнеса в России // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2018. Том 17. № 2. С. 329-355.

8. Нелюбина М. С. Влияние уровня развития малого предпринимательства на доходную составляющую местных бюджетов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5. URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/05/24434 (дата обращения: 12.01.2021).

9. Иневатова О. А., Галушко М. В., Огородникова Д. А. Влияние малого бизнеса на формирование налоговых доходов местного бюджета // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Том 10. № 4. С. 1217-1230.

10. Потапкина Л. М. Факторы, влияющие на формирование налоговой составляющей местного бюджета // Молодой ученый. 2019. № 49 (287). С. 117-122. URL: https://moluch.ru/archive/287/65004/ (дата обращения: 15.01.2021).

11. Пинская М. Р. Анализ и оценка вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в формирование бюджетов территорий // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика Экология. 2015. № 2. С. 88-95.

REFERENCES

1. Decision of the Barnaul City Duma of 06.02.2019 No. 411 «On the city budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022». URL: http://docs.cntd.ru/document/561644571/ (date of access: 26.01.2021)

2. Federal Law of 23.11.2020 N 374-FZ «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // ConsultantPlus. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368441/ (date of access: 26.01.2021)

3. Gromov V.V., Milogolov N. S. Simplified taxation system and unified tax on imputed income: goals, problems, prospects // Financial Journal. 2019. No. 2 (48). Pp. 9-21.

4. Eliseeva O. V. Optimization of taxation of small businesses and its impact on financial results // Fundamental research. 2018. No. 11. Pp. 222-226.

5. What taxes are replaced by UTII // Financial newspaper. 2018. September 14. URL: https://zen.yandex. ru/media/fingazeta/kakie-nalogi-zameniaet-envd-5b9bb9794f203f00ad2873a6 (date of access: 26.01.2021)

6. Grinkevich A. M. «New» patent taxation system: reasons and consequences of introduction // Bulletin of Tomsk State University. 2013. No. 1. Pp. 89-95.

7. Smorodina E. A. The influence of tax regulation methods on the development of medium and small business in Russia // Vestnik UrFU. Economics and Management Series. 2018. Vol. 17. No. 2. Pp. 329-355.

8. Nelyubina M. S. Influence of the level of development of small business on the income component of local budgets // Modern research and innovation. 2013. No. 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24434 (date of access: 01/12/2021).

9. Inevatova O. A., Galushko M. V., Ogorodnikova D. A. Influence of small business on the formation of tax revenues of the local budget // Economics, entrepreneurship and law. 2020. Vol. 10. No. 4. Pp. 1217-1230.

10. Potapkina L. M. Factors influencing the formation of the tax component of the local budget // Young scientist. 2019. No. 49 (287). Pp. 117-122. URL: https://moluch.ru/archive/287/65004/ (date of access: 15.01.2021).

11. Pinskaya M. R. Analysis and assessment of the contribution of small and medium-sized businesses to the formation of territorial budgets // Bulletin of VolSU. Series 3: Economics Ecology. 2015. No. 2. Pp. 88-95.

Поступила в редакцию: 29.01.2020.

Принята к печати: 16.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.