Упк 336 22 М А■ КО"ДрАТЕНКО
п ■ Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются перспективы развития специальных режимов налогообложения и возможность упразднения единого налога на вмененный доход (здесь и далее - ЕНВД). На основе математических расчетов предложен возможный сценарий функционирования организаций, уплачивающих ЕНВД в случае их перехода на упрощенную систему налогообложения в 2021 году как альтернативу уплаты ЕНВД. Рассмотрены положительные аспекты, недостатки, а также проанализированы возможные последствия отмены ЕНВД, и предложены мероприятия по их предотвращению.
Ключевые слова: проблемы налогообложения, ЕНВД, УСН, налоги, специальные налоговые режимы.
M.A. KONDRATENKO,
Financial University under the Government of the Russian Federation
TOPICAL ISSUES OF DEVELOPMENT OF THE SPECIAL TAX MODES IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION
Abstract: This article discusses the prospects for the development of special tax regimes and the possibility of the abolition of the unified tax on imputed income (hereinafter - UTII). Based on mathematical calculations a possible scenario for the functioning of the organizations who pay the UTII in the case of transition to the simplified taxation system in 2021 as an alternative to payment UTII is also provided. Positive aspects and shortcomings are considered, as well as analysis of possible consequences was carried out and measures to prevent them were also proposed.
Keywords: taxation problems, UTII, STS, taxes, special tax regimes.
«Порядок установления и введение в действие Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) регулируется главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации»1. Данный режим налогообложения применяется наряду с иными режимами налогообложения. Еще в 2012 году рассматривался проект закона об упразднении Единого налога на вмененный доход, что вызвало широкий резонанс среди предпринимателей и представителей налоговых органов, в частности. Согласно принятому федеральному закону2, ЕНВД будет взиматься до 1 января 2021 года. В связи с этим был рассмотрен альтернативный сценарий развития экономической ситуации Нижегородской области после перехода от ЕНВД на УСН с целью выявления положительных и отрицательных сторон нововведения. Исходные данные для проведения математической оценки представлены в соответствующей таблице:
1 Налоги и налогообложение: учебник / коллектив авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. — Москва: КНО-РУС, 2018. — с. 201.
2 Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Таблица 1
«Сводная таблица по динамике соответствующих доходов консолидированного бюджета Нижегородской области за 2011 — 2017 г., млн. руб.» 3
Год Сумма дохода от УСН, тыс. руб. Сумма дохода от уплаты ЕНВД, тыс. руб. Налоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области, тыс. руб.
2011 2 704 922,47 1 301 467,84 8 7042 058,44
2012 3 713 107,22 1 858 922,24 99 660 004,80
2013 4189105,41 1 917 262,43 108 082 454,92
2014 4 457155,40 1 925143,37 113 456 266,78
2015 4 830 188,37 1 996 468,56 120 370 315,58
2016 5 374 623,34 1 873 327,56 133 524 941,81
2017 6 433 617,82 1 749 069,35 141 659 129,80
Итого: 31 702 720,03 12 621 661,35 803 795 172,1
Для составления прогноза по каждому виду доходов до 2021 года, было использовано уравнение линейной регрессии. На первом этапе проводилось аналитическое выравнивание динамического ряда по прямой, которое задается уравнением:
Для нахождения параметров а0 и ах был применен метод наименьших квадратов, и получены различные коэффициенты для каждого уравнения. С их помощью был составлен прогноз анализируемого показателя на 2018 - 2021 годов по регрессионному уравнению:
Таблица 2
«Итоговые регрессионные модели по анализируемым показателям»
Вид дохода: Уравнение линейной регрессии:
Доход от УСН у = 4 528 960,004 + 541 078,62х
Доход от ЕНВД У = 1 803 094,48 + 51 815,05х
Налоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области У = 114 827 881,73 + 8 709 605,31х
Количество плательщиков по УСН У = 53 345,57+ 1 960,29х
Количество плательщиков по ЕНВД J = 58 164,71-3210,14х
^Данные авторских расчётов
3 Официальный сайт Федерального Казначейства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.г oskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov /
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Составив по аналогичной системе уравнение линейной регрессии, и воспользовавшись методом наименьших квадратов, получаем следующие данные для прогнозирования количества плательщиков по обеим системам:
Таблица 3
«Количество налогоплательщиков в Нижегородской области, представивших налоговые декларации по УСН и ЕНВД в 2011 - 2019 г.»4
Год УСН (ед./чел.) ЕНВД (ед./шт.)
2011 48 217 68 722
2012 50 301 67 555
2013 51 253 59 607
2014 50 110 54 418
2015 56 100 53 469
2016 57 020 52 616
2017 60 418 50 766
2018* 61 187 45 325
2019* 63 147 42 114
2020* 65 108 38 904
2021* 67 068 35 694
Итого: 629 929 569 190
*Данные с учётом авторских прогнозов на 2018 - 2021 гг.
Таким образом, величина дохода, условно получаемая с одного плательщика УСН в 2021 году, составит 124,002 тыс. руб. Если предположить, что при упразднении ЕНВД, плательщики данного налога перейдут на упрощённую систему налогообложения, доход от её применения возрастет на величину дохода, получаемую с 35 694 налогоплательщиков ЕНВД.
Ориентировочный уровень дохода, получаемый консолидированным бюджетом Нижегородской области в 2021 году при отмене упразднении ЕНВД, можно рассчитать, как: (количество плательщиков ЕНВД в 2021г.
X на среднюю величину дохода с одного плательщика УСН в 2021г.) + доход от применения УСН в 2021г., что составит 12 742 600,85 тыс. руб.
В таком случае, после отмены ЕНВД, структура учтённых в данной работе доходов бюджета Нижегородской области, будет выглядеть следующим образом:
Таблица 4
«Сводная таблица соответствующих доходов консолидированного бюджета Нижегородской
области за 2011 — 2021 г., млн. руб.»
Год Сумма дохода от УСН, тыс. руб. Сумма дохода от уплаты ЕНВД, тыс. руб. Налоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области, тыс. руб.
2011 2 704 922,47 1 301467,84 87 042 058,44
2012 3 713 107,22 1 858 922,24 99 660 004,80
4 Официальный сайт Федерльной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn52/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
2013 4 189 105,41 1 917 262,43 108 082 454,92
2014 4 457 155,40 1 925143,37 113 456 266,78
2015 4 830 188,37 1 996 468,56 120 370 315,58
2016 5 374 623,34 1 873 327,56 133 524 941,81
2017 6 433 617,82 1 749 069,35 141 659 129,80
2018* 6693274,47 2010354,66 149666302,98
2019* 7234353,08 2062169,71 158375908,30
2020* 7775431,70 2113984,76 167085513,61
2021* 12 742 600,85 0 175795118,92
*Данные с учётом авторских прогнозов на 2018 - 2021 гг.
Обобщая и анализируя полученные расчёты, можно прийти к выводу, что, если в 2019 году ЕНВД не будет упразднен, то полученный доход по УСН и от уплаты ЕНВД в совокупности будет насчитывать 10 482 310,12 тыс. руб., что в общей доле налоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области составит 5,98%. После отмены ЕНДВ доход от применения УСН увеличится и составит 12 742 600, 85 тыс. руб., что составит уже 7,25%.
Таким образом, на примере Нижегородской области, можно убедиться в том, что после отмены ЕНВД доходная часть бюджета не только не столкнётся с сокращением финансовых ресурсов за счет сокращения налоговых доходов, но также получит их прирост более чем в полтора раза. Тем не менее, данный прогноз не учитывает некоторые внешние факторы, которые могут оказывать существенное влияние на объём налоговых доходов бюджета, так прогноз основывается на общем тренде, который наблюдался в рассматриваемом периоде.
Один из существенных факторов - возможности налогоплательщиков применять специальные налоговые режимы. Условия применения УСН как альтернативы ЕНВД в некоторых случаях могут выступать в роли существенных ограничений деятельности предприятий. Организация, применяющая УСН, должна иметь доход менее 150 млн. руб. и штат сотрудников не более 100 человек. Однако, согласно принятому Правительством в 2015 году постановлению, предприятия с выручкой от 120 до 800 млн. руб. и штатом сотрудников до 100 человек, принято классифицировать как «малое предприятие». В связи с этим, возникает проблема: если хотя бы одно из условий не выполняется, предприятие не может быть переведено на упрощенную систему, но небольшие размеры предприятия не во всех случаях являются фактором ограничения роста выручки и, соответственно, прибыли. Таким образом, исключается ряд предприятий, которые могли бы применять специальные налоговые режимы и развиваться. Например, патентная система налогообложения применяется, в основном, индивидуальными предпринимателями со штатом до 15 человек, а ЕСХН разработан специально для сельскохозяйственных предприятий, что так же не решает проблемы наращения темпов экономического развития России через активизацию потенциала малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, упразднение ЕНВД требует принятия дополнительных мер со стороны государства. В связи с этим, представляется необходимым осуществление следующих изменений:
• Повторное рассмотрение решения об отмене ЕНВД и его рациональное обоснование не только с математической точки зрения, но и экономической, которая предполагает дополнительное изучение состава налогоплательщиков ЕНВД и их потенциальных возможностей развития после вынужденного освобождения от уплаты ЕНВД;
• Внесение предложений по корректировке действующего налогового законодательства, и последующем пересмотре условий применения специальных налоговых режимов;
• Рассмотрение конкретных перспектив перехода на альтернативные режимы и их обоснование путем осуществления специальных расчетов.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019
Очевидно, что математические расчеты не полностью объясняют ситуацию в сфере применения специальных налоговых режимов. Поэтому можно сказать, что в случае отсутствия комплексного подхода к решению вопроса об упразднении ЕНВД, доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут претерпеть пусть и кратковременные, но потери, что будет иметь негативные последствия для разных сфер экономики страны.
Список литературы:
[1] Налоги и налогообложение: учебник / коллектив авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. — Москва: КНОРУС, 2018. — с. 201.
[2] Федеральный закон от 2 июня 2016 г. №178-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
[3] Официальный сайт Федерального Казначейства России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirova nnye-byudzhety-subektov/
[4] Официальный сайт Федерльной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog. га/т52/
Spisok literatury:
[1] Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik / kollektiv avtorov; pod red. L.I. Goncharenko. — Moskva: KNORUS, 2018. — s. 201.
[2] Federal'nyj zakon ot 2 iyunya 2016 g. №178-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'yu 346.32 chasti vtoroj Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Fed-eracii i stat'yu 5 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu i chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i stat'yu 26 Federal'nogo zakona «O bankah i bankovskoj deyatel'nosti»
[3] Oficial'nyj sajt Federal'nogo Kaznachejstva Rossii [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://roskazna.ru/ispol-nenie-byudzhetov/konsolidirova nnye-byudzhety-subektov/
[4] Oficial'nyj sajt Federl'noj nalogovoj sluzhby Rossijskoj Federacii [EHlek-tronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www. nalog.ru/rn52/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2019