Научная статья на тему 'Особенности бухгалтерского учета, анализа и аудита в Республике Болгария'

Особенности бухгалтерского учета, анализа и аудита в Республике Болгария Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
781
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности бухгалтерского учета, анализа и аудита в Республике Болгария»

особенности бухгалтерского учета, анализа и аудита в республике Болгария*

В статье представлены особенности национальных и международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности Болгарии.

Ключевые слова: стандарт, бухгалтерский учет, МСФО, закон, реформа, документы, учетная политика.

виды хозяйствующих субъектов (предприятий)

Понятие «предприятия» как хозяйствующие субъекты, в которых кругооборот стоимости проходит в наиболее усовершенствованной форме — денежной, регламентируется Законом о бухгалтерском учете. К ним относятся:

1. Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Согласно болгарскому Торговому закону к ним принадлежат:

- все физические и юридические лица, которые составляют какие-либо определенные законом сделки;

- все лица, созданные предприятия, предмет и объем деятельности которых требуется вести торговым способом, хотя их деятельность точно не указана в Законе;

- торговые общества и кооперативы, за исключением жилищно-строительных кооперативов.

Не относятся к лицам, занимающимся торговой деятельностью:

- физические лица, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью;

- ремесленники и лица, которые предлагают с помощью личного труда услуги или занимаются свободной профессией (кроме тех случаев, когда их деятельность может определяться как предприятие).

* Окончание. Начало см. в журналах «Международный бухгалтерский учет» № 10 (130), 11 (131), 12 (132), 2009; № 1(133), 2010.

2. Юридические лица, которые не занимаются предпринимательской деятельностью. К ним относятся: юридические лица с нехозяйственной целью деятельности (содружества и фундации) и политические партии.

3. Бюджетные предприятия:

- государственные и ведомственные органы и их структурные единицы;

- все экономически обособленные лица, которые используют бюджеты, бюджетные счета, внебюджетные счета и фонды;

- структурные единицы, счета и операции которых включены в консолидированную фискальную программу Минфина Болгарии.

4. Неперсонифицированные общества—граж-данские объединения в соответствии с Законом об обязательствах и договорах, в которых два или больше лиц объединяют свою деятельность для достижения одной общей хозяйственной цели.

5. Иностранные лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории страны, и торговые представители.

Предприятия принимают различные правовые формы в зависимости от способа создания, управления, формирования и движения капитала. Торговый закон определяет следующие виды лиц, занимающихся торговой деятельностью:

• частный предприниматель (физическое

лицо);

• государственные и ведомственные предприятия (общественное предприятие);

• торговые общества:

- объединенное общество и коммандитное общество;

- общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и коммандитное общество с акциями.

В зависимости от размера в Болгарии бывают микро-, малые, средние и большие предприятия (табл. 1).

Таблица 1

Классификация предприятий в зависимости от размера

Статус Среднесписочная численность Годовой оборот, Стоимость активов,

предприятия персонала, чел. млн лев/млн евро млн лев/млн евро

Среднее < 250 < 97,5/50 < 84/43

Малое < 50 < 19,5/10 < 19,5/10

Микро- < 10 < 3,9/2 < 3,9/2

Данные относительно критерия классификации каждого предприятия определяются по базе предшествующего финансового года. В то же время необходимо определить, является ли предприятие независимым, предприятием-партнером или связанным предприятием. Статус предприятия меняется при превышении или снижении границы критериев за два последующих финансовых года.

Официальные статистические данные о структуре предприятий в Болгарии за 2004 г. в соответствии с их статусом представлены в табл. 2.

Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета и аудита

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в стране направлено на обеспечение организационного и методологического единства при осуществлении бухгалтерского отображения деятельности предприятия в целях достоверного и объективного представления имущественного и финансового состояния в своих финансовых отчетах, представленных в ряде законов и подзаконных нормативных актах специфического и общего характера (табл. 3).

Основное значение в организации учета на каждом предприятии имеют Закон о бухгалтерском учете и применение бухгалтерских стандартов (международные бухгалтерские стандарты и национальные стандарты финансовой отчетности малых и средних предприятий).

Закон о бухгалтерском учете регламентирует:

- требования к полноте и достоверности бухгалтерской системы предприятия, в том числе принципы бухгалтерского учета, типы бухгалтерских документов, реквизиты документов, которых необходимо придерживаться, и ответственность за достоверность информации в них; сроки проведения инвентаризации; сроки и правила сохранения и использования бухгалтерской информации;

- содержание, составление и открытость финансовых отчетов предприятий, в том числе дополнительная учетная база (использование бухгалтерских стандартов) при подготовке и представлении финансовой отчетности; качественные характеристики информации, представленной в финансовых отчетах; подготовка, содержание годового отчета о деятельности предприятия; предприятия, финансовые отчеты которых подлежат независимому финансовому аудиту;

- требования к лицам, которые составляют финансовые отчеты, в том числе их ответственность за организацию полной учетной деятельности на предприятии.

организация нормативного и методологического обеспечения бухгалтерского учета на национальном уровне. Нормативное и методологическое регулирование бухгалтерского учета в национальном плане является процессом преднамеренной разработки распоряжений, направленных на стандартизацию учетной практики в рамках

Таблица 2

Распределение по размерам предприятий нефинансового сектора болгарской экономики за 2004 г

Статус предприятий Предприятия Приход от продажи, млн евро Долгосрочные материальные активы (ДМА), млн евро Оперативная рентабельность, %

Количество %

Большие 777 0,31 16 389,00 12,00 5,95

Средние 4 362 1,76 12 044,00 4,00 4,02

Малые 21 096 8,51 11 979,00 3,00 3,15

Микро- 221 669 89,42 11 853,00 3,00 3,29

Общее/среднее по стране 247 904 100,00 52 265,00 21,00 4,26

Таблица 3

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Болгарии

Регулирующие органы Нормативный акт

Народное собрание Республики Болгария Закон о бухгалтерском учете. Торговый закон. Закон о корпоративном подоходном налоге. Закон о налогах с доходов физических лиц. Закон о налоге на добавочную стоимость. Закон об акцизном и налоговом сборе. Закон о пошлине. Закон о местных налогах и тарифах. Закон об обеспечении здоровья. Закон о болгарском национальном банке. Закон о кредитных институтах. Закон об обществах со специальной инвестиционной целью. Кодекс труда. Кодекс о социальном обеспечении. Кодекс страхования и др.

Совет министров Республики Болгария Сборник правил использования Закона о пошлине. Положение об оплате инвестиционных кредитов и их бухгалтерском отчете. Распоряжение № 13а-10403 о предельных размерах естественных убытков, браке и пропажах товарно-материальных ценностей при хранении и транспортировке их и др.

Министерство финансов Сборник правил использования Закона о налоге на добавочную стоимость. Сборник правил использования Закона об акцизах. Положение № 4 о регистрации и отображении продаж в торговых объектах. Положение № Н-9 о порядке и способе использования методов определения рыночных цен. Положение об изготовлении и представлении финансовых отчетов кредитных и финансовых институтов, страховых предприятий и др.

Болгарский национальный банк (БНБ). Комиссия по финансовому надзору (КФН). Болгарская налоговая инспекция (НАП) Положение № 3 о денежных переводах и платежных системах. Положение № 8 о капитальной адекватности кредитных институтов. Положение № 9 об оценке и классификации рисковых экспозиций банков и о формировании обеспечения при потерях от уценки. Положение № 11 об управлении и надзоре за ликвидностью банков. Положение № 16 об электронных платежных инструментах. Положение № 21 о минимальных резервах, которые банки держат в БНБ. Положение № 38 о капитальной адекватности банков. Положение № 30 о требованиях к бухгалтерскому учету, формах и содержании финансовых отчетов, справках, докладах и приложениях страховых и здравоохранительных обществ и др.

Руководитель предприятия. Составитель финансовых отчетов (саморегулирование) Различные внутрифирменные документы для организации учетной деятельности на предприятии, в том числе индивидуальный план счетов предприятия, план документооборота, план инвентаризации, учетная политика и др.

действия Закона о бухгалтерском учете. Главную роль в этом процессе играют:

1. Народное собрание — осуществляет законодательную власть в стране, принимает, изменяет, дополняет и отменяет все законодательные акты.

2. Совет министров — принимает национальные стандарты финансовых отчетов; принимает решения о начислении амортизации в бюджетных предприятиях; принимает различные подзаконные нормативные акты, некоторые из них — с определяющим значением для бухгал-

терской деятельности: положения, сборники о применении правил законов.

3. Министерство финансов — разрабатывает, утверждает и актуализирует бухгалтерские стандарты, план счетов и методические указания по применению их в бюджетных предприятиях; определяет порядок, способы, сроки подготовки и представления финансовых отчетов в бюджетных предприятиях; при необходимости определяет законом установленные сроки проведения инвентаризации в бюджетных предприятиях; при

необходимости определяет дополнительные требования к лицам, которые составляют финансовые отчеты бюджетных предприятий; принимает, изменяет, дополняет и отменяет подзаконные нормативные акты.

В дополнение отдел учетной практики дирекции налоговой политики при Минфине исполняет следующие функции и задачи:

- осуществляет разработку проектов нормативных актов по вопросам организации, методики, методологии и осуществления учетного законодательства;

- проводит анализ действующего учетного законодательства и вносит предложения по его изменению в целях улучшения инвестиционного климата;

- участвует в рабочих группах по гармонизации бухгалтерского законодательства и практики европейских норм и стандартов;

- оказывает консультативную помощь инвесторам и предприятиям реального сектора экономики при применении налогового и учетного нормативного порядка.

4. Другие институты с конкретными функциями и правомочиями, возложенными на них законом:

- Болгарский национальный банк — регулирует порядок банковской деятельности в стране;

- Комиссия финансового надзора — издает подзаконные нормативные акты для регулирования и контроля за деятельностью финансовой системы в стране;

- Болгарская налоговая инспекция — издает брошюры и бюллетени, которые содержат важные указания о предприятиях, разъясняет различные вопросы в области налогового и страхового права.

организация бухгалтерского учета на предприятии. Организация учета в рамках самого предприятия в наибольшей степени зависит от принципов и требований, определенных действующим в стране нормативным порядком, от объема и специфики осуществления его деятельности и от его информационной потребности.

Организация должна обеспечивать полноту и достоверность бухгалтерского учета в отчетной единице. Ответственность за нее несет составитель финансовой отчетности предприятия.

Важными элементами организационного процесса являются:

- учетная политика;

- структура учетного аппарата;

- технология учетной, контрольной и аналитической деятельности на предприятии.

Применяемые учетные стандарты определяют учетную политику как совокупность принятых предприятием принципов, исходных положений, концепций, правил, баз и процедур, необходимых для отображения его деятельности и представления информации в финансовой отчетности. В более широком смысле она принимается как конкретизация национальной учетной методологии в рамках отдельной учетной единицы.

Элементы учетной политики разрабатываются составителем финансовых отчетов на предприятии (главным бухгалтером или другим уполномоченным лицом) в соответствии с действующим законодательством и в зависимости от особенностей деятельности хозяйствующей единицы. Учетная политика утверждается руководствующим органом предприятия до начала отчетного периода и обычно не меняется до его окончания. В целях достижения сопоставимости учетных данных и показателей различных отчетных периодов постоянство учетной политики отнесено в ранг принципа.

Примерное содержание учетной политики может быть следующим.

1. Индивидуальный план счетов предприятия. В качестве модели его разработки может служить принятый в 2002 г. «Примерный индивидуальный план счетов» с рекомендованным характером.

2. Организация документооборота. Предприятие разрабатывает план документооборота, в котором определяются виды первичных и вторичных учетных документов, использование учетных регистров, процедуры составления, приема и обработки документов, их сохранение и архивирование. При его разработке может использоваться «Альбом первичных учетных документов».

3. Организация инвентаризации. В целях достоверного представления активов и пассивов в годовой финансовой отчетности Закон о бухгалтерском учете указывает на проведение их инвентаризации каждый отчетный период. Порядок и способ проведения инвентаризации определяются внутрифирменным планом инвентаризации. В нем указываются виды инвентаризации, объекты и сроки, состав комиссии, вопросы, связанные с организацией документов и фиксированием

результатов, включая урегулирование инвентаризационных разниц.

4. Текущее бухгалтерское отображение1. Предприятие должно конкретизировать отдельные вопросы текущего бухгалтерского отображения, при котором в учетном законодательстве предлагаются альтернативные решения:

- организация синтетического и аналитического отображения расходов (включая базу распределения непрямых расходов) и калькулирования себестоимости продукции, в том числе калькуляционные объекты и методы калькулирования;

- амортизационная политика — подходы к классификации долгосрочных активов, подходы к определению сроков годности и остаточной стоимости амортизируемых активов, методы амортизации похожих амортизируемых активов;

- методы оценки материальных запасов при их потреблении;

- методы первоначальной оценки некоторых видов активов — долгосрочных материальных активов, инвестиционного имущества и др.;

- методы оценки активов и пассивов после первоначального признания (уценки и/или дооценки);

- другие вопросы, четко не определенные в применяемых учетных стандартах.

На формирование структуры учетного аппарата на предприятии оказывают влияние следующие факторы: объем и специфика деятельности хозяйствующей единицы, функции и объемы работы учетного аппарата, принятое разделение труда, в том числе степень квалификации и уровень автоматизации.

В зависимости от интенсивности документооборота, разнообразия и сложности совершения хозяйственных операций действия по текущему бухгалтерскому отображению могут совершаться:

- одним физическим лицом;

- учетным отделом, которым руководит главный бухгалтер;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внешним предприятием. Составление финансовых отчетов совершается только специалистом, который должен отвечать требованиям Закона о бухгалтерском учете и может быть физическим лицом, находящемся в трудовых, слу-

1 Индивидуальный план счетов, план документооборота и план инвентаризации являются частью принятой учетной политики предприятия. Они оформляются в виде элементов документа «Учетная политика».

жебных или облигационных правоотношениях с предприятием.

Когда на предприятии функционально и структурно обособляется учетный отдел, необходимо определить его место в рамках организационной структуры предприятия, тип его структуры, уровень управления, промежуточные звенья и связи между ними. В учетной практике страны наиболее часто встречаются следующие два типа структур: линейная (централизованная) — при сравнительно малочисленном составе и линейно-штабная (иерархическая) структура — наиболее часто с двумя иерархичными уровнями. В дальнейшем на каждое отдельное звено в рамках структуры учетного аппарата делегируются функции, права и обязанности. Следующим этапом является разработка должностной характеристики каждого отдельного рабочего места, в которой определяются минимальная степень образования и квалификации, необходимая компетентность, должностные права, ответственность, формальные организационные связи и взаимоотношения.

Организация технологии учета, контроля и аналитической деятельности направлена на достижение наиболее высокой эффективности учетного труда. Она наиболее широко включает планирование, организацию и контроль за отдельными учетными действиями, в том числе подготовку плана-графика закрытия годового учетного периода, обеспечение автоматизированной обработки информации2, разработку контрольных процедур, создание системы непрерывного повышения уровня квалификации работников и др.

Виды бухгалтерского учета. Учетный процесс является непрерывным анализом и синтезом отчетных данных (информации) о стоимости отчетной единицы. В рамках учетной практики в Болгарии существует финансовый и управленческий учет (бухгалтерский анализ).

Финансовый учет выполняет следующие задачи:

- полное и достоверное отображение отчетных данных и сохранение документов о проведении в отчетном периоде хозяйственных операций;

2 Широко распространенными программными продуктами в области учета и анализа являются AJUR-L, КОНТО, ПЛЮС-МИНУС, БИЗНЕС НАВИГАТОР, mySAP Financials, Microinvest, Поликонт, ОСА, ZERON 2005 и др.

Таблица 4

Порядок нормативного независимого финансового аудита в Болгарии

Регулирующие органы Нормативные акты

Народное собрание Республики Болгария Закон о независимом финансовом аудите — высший нормативный акт, который регламентирует выполнение аудиторской профессии и излагает: - цель и принципы независимого финансового аудита; - профессиональные стандарты организации, документирования и исполнения и заключения независимого финансового аудита; - порядок получения диплома, правоспособности и выполнения аудиторской профессии дипломированными экспертами-бухгалтерами; - права и обязанности зарегистрированных аудиторов, совершающих независимый финансовый аудит; - статут ИДЭБ. Закон о бухгалтерском учете и др.

Институт дипломированных экспертов-бухгалтеров (ИДЭБ) 1. Обеспечивает и регулирует практику независимой аудиторской профессии: - организует обучение кандидатов в дипломированные эксперты-бухгалтеры; организует и проводит экзамены на получение диплома дипломированного эксперта-аудитора; - регистрирует аудиторов, организует различные формы повышения профессионализма их квалификации; - утверждает внутреннюю систему контроля качества аудиторской деятельности и профессионального поведения своих членов; - разрабатывает (при необходимости) профессиональные аудиторские правила и технику дополнительной помощи регулированию деятельности его членов; - издает свой журнал, учебные пособия и научные труды, связанные с развитием и популяризацией аудиторской профессии; - осуществляет исследовательскую деятельность в области независимого финансового аудита, учета и финансового анализа и в других сопутствующих областях. 2. Утверждает международные аудиторские стандарты 3. Разрабатывает и принимает Профессионально-этический кодекс ИДЭБ и другие внутренние правила

Зарегистрированный аудитор (саморегулирование) Профессия зарегистрированного аудитора в рамках Закона о независимом финансовом аудите является саморегулируемой и независимой. На основе действующей нормативной базы договора в аудите с предприятием-доверителем зарегистрированные аудиторы только планируют и программируют процесс аудита, формируют команду сотрудников, с которыми будут работать, определяют технологию аудита (аудиторские процедуры)

- непрерывный текущий контроль за достоверностью данных;

- установление финансового результата об учетных и налоговых целях и составление финансовых отчетов (промежуточных, годовых и консолидированных);

- аналитическая интерпретация данных в финансовом отчете посредством учетных измерителей.

Управленческий учет (бухгалтерский анализ) осуществляется для непрерывного исследования стоимости фирмы, суммы инвестированного капитала фирмы в ее основной капитал в целях ее максимизации. К отдельными его функциями можно отнести:

- учетное исследование доходов и расходов;

- учетную оптимизацию активов и пассивов;

- бюджетирование производственной, финансовой и инвестиционной деятельности на предприятии.

Оно не подлежит нормативной и методологической регламентации и выполняется по решению руководства. Созданная информация имеет плановый характер и удовлетворяет исключительно потребности руководства.

Нормативное регулирование и организация независимого финансового аудита. Нормативное обеспечение независимого финансового аудита3 в Болгарии (табл. 4) осуществляется нормативно-правовыми актами, изданными Народным собранием страны и профессиональной организацией дипломированных экспертов-бухгалтеров

3 В данной разработке рассматриваются вопросы, связанные

только с независимым финансовым аудитом.

Таблица 5

Применяемые бухгалтерские стандарты

МСФО НСФО МСП

Право применять МСФО имеют: - предприятия, эмитенты ценных бумаг в соответствии с Законом о публичном приобретении ценных бумаг; - кредитные институты, страховые и инвестиционные предприятия, общества дополнительного социального страхования и управления их фондами; - предприятия, которые хотя бы на протяжении одного отчетного периода подготовили и представили свои финансовые отчеты на базе МСФО; - все остальные предприятия, которые не имеют права применять НСФО МСП Право применять НСФО МСП имеют: 1) предприятия, показатели которых меньше либо за один из двух предшествующих годов не превышали показателей двух следующих критериев: - балансовая стоимость активов до 31 декабря — 8 млн лев.; - их доходы от продажи за год — 15 млн лев.; - средняя годовая численность персонала — 250 чел. 2) вновь созданные предприятия (за год возникновения и деятельности)

— Институтом дипломированных экспертов-бухгалтеров Болгарии (ИДЭБ).

Профессиональные организации в области бухгалтерского учета и аудита. Для утверждения профессии бухгалтера в стране с успехом работают следующие профессиональные организации: «Союз бухгалтеров Болгарии» и «Судебно-бух-галтерские эксперты Болгарии», «Ассоциация специализированных учетных предприятий», «Институт профессиональных бухгалтеров Болгарии», «Институт дипломированных экспертов-бухгалтеров Болгарии».

Бухгалтерские стандарты, применяемые в Болгарии: сходства и отличия

Процесс гармонизации национальной учетной методологии страны с ЕС начался в 1990 г. с восстановления рыночного хозяйства в государстве. К настоящему времени уже прошли основные этапы процесса, которые характеризуются последовательным приемом и многократным изменением ряда законов и подзаконных актов («Закон о бухгалтерском учете», «Альбом первичных учетных документов», «Национальный план счетов», «Национальные бухгалтерские стандарты» и др.).

Действующий Закон о бухгалтерском учете4, принятый 02.11.2001, применяется с начала 2002 г. Он определяет международные бухгалтерские стандарты и национальные стандарты финансовых отчетов малых и средних предприятий5. Все

4 Последнее изменение Закона о бухгалтерском учете было в апреле 2006 г.

5 Бюджетные предприятия осуществляют бухгалтерский учет на базе бухгалтерских стандартов, разработанных и утвержденных Минфином Болгарии.

предприятия в стране могут готовить и представлять свои финансовые отчеты на базе МСФО. В табл. 5 представлены предприятия, которые могут применять НСФО МСП, и те, для которых применение МСФО обязательно.

Международные стандарты финансовой отчетности. Впервые МСФО были введены в учетную практику страны 01.01.2003. Они официально утверждены Советом министров6 и должны применяться на предприятиях, которые осуществляют свою деятельность на основе определенных законов (банки, страховые, инвестиционные предприятия и др.). С 01.01.2005 стандарты стали обязательными для всех предприятий, за исключением той части малых и средних предприятий, которые не использовали МСФО.

С 01.01.2007 все последующие изменения и дополнения в МСФО (включая будущие стандарты) вошли в силу на территории Республики Болгария после их подготовки Советом по международным бухгалтерским стандартам (International Accounting Standards Board, IASB) и приема EC к использованию в рамках Европейского общества7.

Национальные стандарты финансовой отчетности малых и средних предприятий (НСФо МСП). Данные стандарты приняты Советом министров и применяются с 01.01.20058. Они разработаны в соответствии с общими положениями подготовки и представления финансовых

6 Постановление от 04.02.2003 № 21.

7 «О применении международных бухгалтерских стандартов»: регламент (ЕО) от 19.07.2002 № 1606/2002 Европейского парламента и Совета.

8 «О приеме Национальных стандартов финансовой отчетности малых и средних предприятий»: постановление

Совета министров от 21.03.2005 № 46.

отчетов, принятыми Советом по МСФО, актами ЕС в области учетной методологии и национальными особенностями.

В общих положениях к НСФО МСП подчеркивается, что с их помощью обеспечивается завершенность национального бухгалтерского законодательства, применение унифицированной международной бухгалтерской терминологии и соответствие требованиям и правилам МСФО. Законодатель декларирует намерение о полном охвате бухгалтерских объектов и едином подходе при бухгалтерском объяснении отчетных ситуаций, которые предполагают альтернативные решения в МСФО, при разработке и осуществлении учетной политики предприятия, а также о единой концепции капитала предприятия и его поддержки9.

Финансовые отчеты: подготовка и представление

Целью финансового отчета является предоставление широкому кругу потребителей информации о состоянии предприятия при принятии экономических решений. Составление и анализ финансового отчета есть завершающий этап текущего бухгалтерского отображения за период.

В Законе о бухгалтерском учете отмечено, что финансовый отчет должен быть достоверным и объективным для представления имущественного и финансового состояния предприятия, отображения его финансового результата и наступивших изменений в денежных потоках и собственном капитале. Представленная в финансовом отчете информация должна отвечать следующим качественным характеристики: быть ясной, уместной, надежной и сравнимой.

Закон определяет виды финансовых отчетов, которые могут составлять предприятия:

- годовой финансовый отчет;

- консолидированный финансовый отчет;

- промежуточные финансовые отчеты.

Финансовые отчеты подготавливаются составителями финансовых отчетов. Ответственность за составление, своевременную подготовку, содержание и публикацию финансовых отчетов несут органы управления предприятия. Форма, структура и содержание финансовых отчетов оп-

9 В не решенных НСФО МСП вопросах предприятие применяет политику в соответствии с МСФУ/МСФО.

ределяются бухгалтерскими стандартами10, применяемыми соответствующим предприятием.

Годовой финансовый отчет. Годовой финансовый отчет (ГФО) составляется к концу отчетного периода (1 января — 31 декабря) в тысячах лев.

Составление и аналитическая интерпретация годового финансового отчета реализуется в рамках годового бухгалтерского обобщения, что представляет комплекс процедур, некоторые из которых берут начало еще с отчетного периода: разработка учетной политики, планирование и программирование годового заключения, инвентаризация и уценка активов и пассивов и другие последовательные процедуры.

Составными частями полного годового финансового отчета являются:

— бухгалтерский баланс;

— отчет о доходах и расходах;

— отчет о денежных потоках;

— отчет о собственном капитале и приложение к отчетности.

Предприятия, годовые финансовые отчеты которых подлежат независимому финансовому аудиту, подготавливают и годовой отчет о деятельности, содержание которого определено Законом о бухгалтерском учете.

Для некоторых предприятий Законом о бухгалтерском учете определены специфические режимы финансовой отчетности и подготовки годового финансового отчета:

1. Сокращенный годовой финансовый отчет — формат, структура и содержание сокращенной финансовой отчетности определяются НСФО МСП. Он подготавливается предприятиями, которые:

а) отвечают критериям «предприятия, применяющие упрощенную форму финансовой отчетности», т. е. в одном из двух предшествующих годов не превышают показателей двух из следующих критериев:

— стоимость активов к 31.12 — 1,5 млн лев.;

10 Вопросы, связанные с составлением, подготовкой и публикацией финансовых отчетов будут рассматриваться в национальной бухгалтерской методологии («Закон о бухгалтерском учете» и «Национальные стандарты о финансовых отчетах средних и малых предприятий») для предприятий с нефинансовой деятельностью. Кредитные, финансовые институты и страховые предприятия используют применяемые бухгалтерские стандарты. Бюджетные предприятия используют в качестве базы «Бухгалтерские стандарты бюджетных предприятий».

— доходы от продажи — 2,5 млн лев;

— средняя годовая численность персонала за год — 50 чел.;

б) подготавливают свой годовой финансовый отчет на базе НСФО МСП.

2. Годовой финансовый отчет, состоящий только из отчета о доходах и расходах, — подготавливается частными предпринимателями, у которых годовой финансовый отчет не подлежит независимому финансовому аудиту, а доходы от продажи текущего года не превышают 50 000 лев.

3. Одностороннее бухгалтерское отображение с помощью специфичных регистров (книги) для точного и достоверного определения финансового результата за отчетный период — предприятия должны подготавливать годовой финансовый отчет до 31 марта следующего года. Информация в отчете предоставляется Национальному статистическому институту. Годовой финансовый отчет вместе с годовой налоговой декларацией подаются в соответствующую территориальную дирекцию Болгарской налоговой инспекции по приходам в срок до 31 марта всеми предприятиями за исключением индивидуальных торговцев, срок для которых — до 30 апреля.

Закон о бухгалтерском учете определяет предприятия, годовые финансовые отчеты которых подлежат независимому финансовому аудиту зарегистрированными аудиторами. К ним относятся:

• акционерные общества и акционерные коммандитные общества;

• предприятия, которые являются эмитентами в соответствии с Законом о гражданском выпуске ценных бумаг;

• кредитные институты, страховые и инвестиционные предприятия, общества дополнительного социального страхования и управления их фондами;

• юридические лица с нехозяйственной деятельностью, результаты которых за текущий год превышают один из следующих критериев:

— балансовая стоимость активов на 31 декабря составляет 1млн лев.; размер доходов от хозяйственной и нехозяйственной деятельности за текущий год — 2 млн лев.;

— общая сумма поступлений за текущий год финансирования и неосвоенного финансирования к 31 декабря текущего года — 1 млн. лев;

• все другие предприятия, за исключением

«предприятий, применяющих упрощенную

форму финансовой отчетности» и бюджетные предприятия.

После того, как годовой финансовый отчет будет принят уполномоченными органами, он должен быть опубликован до 30 июня следующего года. Отчет публикуется в том виде, в котором он был заверен зарегистрированным аудитором, вместе с годовым отчетом о деятельности и аудиторским отчетом.

В зависимости от статута предприятия существуют различные требования к способу его опубликования:

— лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в соответствии с Торговым законом — по заявлению о представлении его в Торговом регистре;

— юридические лица с нехозяйственной деятельностью — через заявление о включении его в Центральный регистр при Министерстве правосудия;

— все остальные предприятия (кроме бюджет -ных) — через экономическое издание или через Интернет (обеспечивается свободный бесплатный доступ на срок не меньше трех лет).

консолидированный финансовый отчет. Консолидированный финансовый отчет представляет финансовое состояние, эффективность и изменения в финансовом состоянии предприятий, включая консолидированные, так как они — одно единое предприятие.

Консолидированный финансовый отчет составляется и представляется материнским предприятием до 31 декабря отчетного периода в тысячах лев. При его подготовке используются бухгалтерские стандарты, на основе которых подготавливается и представляется годовой финансовый отчет материнского предприятия.

Составными частями консолидированного финансового отчета являются:

— консолидированный бухгалтерский баланс;

— консолидированный отчет о доходах и расходах;

— консолидированный отчет о денежных потоках;

— консолидированный отчет о собственном капитале и приложение.

Составлять консолидированный финансовый отчет должно каждое материнское предприятие:

— акционер или член содружества, контролирующий более половины голосов акционеров или членов содружества в другом предприятии, которые определены договором;

— акционер или член содружества, обладающий правом назначать или освобождать больше половины членов управления и/или органа надзора другого предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— акционер или член содружества, обладающий правом управления финансовой и оперативной политикой другого предприятия в силу договора;

— акционер или член содружества, у которого 20 из 100 или больше голосов в другом предприятии, имеющий право назначать больше половины членов управления и/или его надзорного органа.

Материнские предприятия (кроме акционерных обществ и акционерных коммандитных обществ, предприятий, являющихся эмитентами в соответствии с Законом о публичном применении ценных бумаг, кредитных институтов, страховых и инвестиционных предприятий, обществ с дополнительным социальным страхованием и управлением их фондами, а также предприятий, годовые финансовые отчеты которых подлежат независимому финансовому аудиту), не составляют финансовый отчет, когда:

• сумма показателей предприятия в группе согласно их годовым финансовым отчетам, составленным до 31 декабря текущего года, не превышает показателей двух из следующих критериев:

— балансовая стоимость активов к 31 декабря — 3 млн лев.;

— доходы от продажи — 6 млн лев.;

— средняя годовая численность персонала — 80 чел.;

• материнское предприятие является дочерним предприятием другого материнского предприятия на условиях, определенных в Законе о бухгалтерском учете.

Порядок и сроки составления, проведения аудита и публикации консолидированной финансовой отчетности идентичны годовому финансовому отчету.

Промежуточные финансовые отчеты. Промежуточные финансовые отчеты охватывают период менее одного календарного года.

Они составляются в случае, когда того требуют нормативные акты или по решению органа

управления хозяйственной единицы. Базой для их подготовки выступают бухгалтерские стандарты и принятая учетная политика, применяемые при подготовке годового финансового отчета предприятия.

Вопросы, связанные с финансовой отчетностью предприятия по сегментам, и финансовые отчеты, которые подготавливаются в условиях сверхинфляционной экономики, неясно определенны в болгарских НСФО МСП. В этих случаях для подготовки и представления финансовых отчетов применяется политика в соответствии с МСФО.

Общая оценка бухгалтерского учета, анализа и аудита

Изменения в социальной и экономической жизни Болгарии наступили с переходом страны рыночной экономике и существенно отразились на бухгалтерской теории и практике. Путь гармонизации организации и методологии национального бухгалтерского учета со странами ЕС — трудный и проблематичный. В настоящее время наибольшая часть этих проблем уже решена. Однако некоторые проблемные вопросы требуют своего решения:

1. Проблемы организации бухгалтерского учета на предприятии:

— отсутствие нормативной базы бухгалтерской системы в функциональном и структурном отношении, которое на ряде предприятий отражается негативно на качественных характеристиках созданной информации и финансового контроля;

— недостаточно упорядоченный профессиональный статус руководителя бухгалтерской системы на предприятии, квалифицированный Законом о бухгалтерском учете только как «составитель финансовой отчетности». Существуют разграничения между его правами, обязательствами и ответственностью, предусмотренные для него законом. Составители финансовых отчетов до настоящего времени не имеют своей самостоятельной профессиональной организации, перед которой они несут ответственность и которая защищает их интересы и заботится о повышении их квалификации;

— законодательство пренебрегает регламентацией вопросов, связанных с образованием и профессиональной квалификацией сотрудников бухгалтерской системы.

2. Проблемы образования:

— в высших школах получение степени «бакалавр» и «магистр» связано со следующими проблемами: обучение осуществляется в высших школах (в том числе технических), большинство из которых без опыта и традиций бухгалтерского обучения; численность студентов на отдельных потоках и в группах превышает нормы, обеспечивающие качественное обучение; учебные планы и программы не представляют студентам достаточных практических навыков; программы обучения магистров не отличаются существенно от программ для бакалавров;

— последипломное обучение бухгалтерскому учету и контролю имеет следующие недостатки: осуществляется в лицензированных центрах профессионального обучения, некоторые из которых без опыта и с сомнительной репутацией; обучение во многих случаях является формальным, а качество обучение остается на втором плане — главную роль играет коммерческое начало.

3. Проблемы организации судебно-бухгал-терской и финансово-экономической экспертизы в стране, возникшие с исчезновением единой нормативной базы, которая упорядочивает статут судей-экспертов, в том числе функции и задачи, образовательный (квалификационный) ценз, судимость и др.

4. Проблемы независимого финансового аудита: основные проблемы аудиторской профессии в Болгарии связаны с использованием в национальном законодательстве Директивы от 17.05.2006 2006/43/ЕК о законности аудита, принятой Европейским парламентом и Советом ЕС. Наиболее важные вопросы, которые предстоит решить, следующие: одобрение системы обеспечения качества аудита; организация эффективной системы публичного надзора за регистрацией аудиторов; учреждение статуса аудиторских комитетов, которые потом будут созданы в публичных компаниях; определение ответственности аудиторов и ряд других существенных вопросов, которые остаются открытыми для решения.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Masffl

V/SA

ilndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.