Научная статья на тему 'Концептуальные отличия международных стандартов финансовой отчетности от Российской системы бухгалтерского учета'

Концептуальные отличия международных стандартов финансовой отчетности от Российской системы бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТНОСТЬ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РАСКРЫТИЕ / ЗАПАСЫ / ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чая В.Т., Рожкова Е.В.

В работе на основе анализа законодательной базы, законопроектов по бухгалтерскому учету и нормативно-правового регулирования были выведены концептуальные составляющие МСФО и российской системы бухгалтерского учета. Сформулированы концептуальные отличия между российской и международной системами бухгалтерского учета на основе анализа оригинальных текстов стандартов и российских принципов учета. Рассмотрены принципы существенности, агрегирования, сопоставимости информации, составления первичных учетных документов, осуществления оценки имущества организации В заключительной части исследования представлены ключевые выводы о концептуальных отличиях российских и международных систем бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные отличия международных стандартов финансовой отчетности от Российской системы бухгалтерского учета»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОТ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

В. Т. ЧАЯ,

доктор экономических наук, профессор МГУим. М.В. Ломоносова, академик РАЕН, исполнительный директор Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» Е. В. РОЖКОВА, аспирант кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета МГУим. М. В. Ломоносова, аттестованный Минфином России аудитор

В работе на основе анализа законодательной базы, законопроектов по бухгалтерскому учету и нормативно-правового регулирования были выведены концептуальные составляющие МСФО и российской системы бухгалтерского учета. Сформулированы концептуальные отличия между российской и международной системами бухгалтерского учета на основе анализа оригинальных текстов стандартов и российских принципов учета. Рассмотрены принципы существенности, агрегирования, сопоставимости информации, составления первичных учетных документов, осуществления оценки имущества организации. В заключительной части исследования представлены ключевые выводы о концептуальных отличиях российских и международных систем бухгалтерского учета.

Ключевые слова: отчетность,учетная политика, раскрытие, запасы, основные средства, валютный курс, активы.

Мобильность инвесторов является важным элементом функционирования экономик. Инвесторы способствуют экономическому развитию. Поэтому для российской экономики является важным быть привле-

кательной с точки зрения иностранного инвестора. Прозрачность и адекватность финансовой отчетности — ключевые критерии при принятии решения инвесторами — должны быть достигнуты в первую очередь. С этой целью авторы статьи проанализировали ключевые концептуальные отличия систем учета по международным и российским стандартам. По мнению авторов, четкое отражение основных концептуальных отличий систем позволит оценить степень существующих концептуальных различий, классифицировать их и впоследствии разработать методику, позволяющую с наименьшими затратами адаптировать и осуществить трансформацию финансовой отчетности, составленной по российским стандартам, в соответствии с международными стандартами учета.

Под концептуальными отличиями мы понимаем те отличия, которые имеют место вне зависимости от специфики бизнеса и систем учета, составляют учетную политику организации и обусловлены в первую очередь разницей в законодательстве и правилах делового оборота.

Базовое понятие бухгалтерской отчетности раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В международных стандартах согласно IAS 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Эта информация вместе с прочей информацией в примечаниях к финансовой отчетности помогает пользователям прогнозировать движение денежных средств компании в будущем и, в частности, распределение во времени и определенность создания денежных средств и их эквивалентов. Международный стандарт IAS 1 должен применяться при представлении всех форм финансовой отчетности общего назначения, составляемых и представляемых в соответствии с МСФО. Перечень основных задач бухгалтерского учета по российским правилам учета определен в ст. 1 Федерального закона № 129-ФЗ, к ним относятся:

— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и

выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Согласно международным правилам учета в стандарте IAS 1 основные задачи бухгалтерского учета определены как формирование и представление достоверной информации заинтересованным пользователям касательно финансового положения компании, с тем чтобы данные пользователи могли бы принять экономически обоснованные решения на предмет взаимодействия с организацией.

Помимо фундаментальных для бухгалтерского учета понятий «бухгалтерская отчетность» и «цели бухгалтерского учета» концептуальным также является понятие «план счетов» бухгалтерского учета. Понятие «план счетов» бухгалтерского учета определено в ст. 2 Федерального закона № 129-ФЗ и представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. Международный стандарт IAS 1 предусматривает наличие свободного наименования счетов.

В целом на нормативном уровне единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации определены ст. 3 Федерального закона № 129-ФЗ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В системе МСФО стандарты разрабатываются и принимаются Комитетом по международным стандартам (International Accounting Standards Committee, IASC) при участии общественных аудиторских и бухгалтерских институтов. Целью законодательства о бухгалтерском учете является обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности. С точки зрения законодательства данные цели определены в ст. 3 Федерального закона № 129-ФЗ. Стандарт IAS 1 определяет понятие целей как создание правил и норм, выполнение которых позволит получить сопоставимую, прозрачную и достоверную финансовую отчетность компаниям вне зависимости от страны нахождения и типа бизнеса.

Сфера действия законодательства о бухгалтерском учете согласно ст. 4 Федерального закона № 129-ФЗ распространяется на все организации,

находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Стандарт IAS 1 распространяет свое действие на все виды организационно-правовых форм и виды деятельности. Согласно ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ. По международным стандартам учета общее методологическое руководство осуществляется Комитетом по международным стандартам совместно с Советом по международным стандартам, а также Комитетом по интерпретации стандартов.

Одним из важнейших факторов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организации, является выбор учетной политики. Порядок формирования учетной политики определен ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которому организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. В стандарте IAS 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» указана цель применения данного стандарта, которая состоит в том, чтобы определить классификацию, установить требования к раскрытию и порядок учета определенных статей отчета о прибылях и убытках таким образом, чтобы все компании составляли и представляли отчеты о прибылях и убытках на согласованной основе. В российском учете соответствующий порядок формирования учетной политики отражен в ст. 6 Федерального закона№ 129-ФЗ и предусматривает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые

формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технологию обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В международном стандарте IAS 8 учетная политика определена как конкретные принципы, методы, процедуры, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности. Характер и величина изменений бухгалтерских оценок, оказывающие существенное воздействие в текущем периоде, или существенное воздействие которых ожидается в последующих периодах, должны раскрываться. Если осуществить количественную оценку практически невозможно, информация об этом подлежит раскрытию. Изменение в учетной политике должно быть применено ретроспективно, если сумма любой итоговой корректировки, относящейся к предшествующим периодам, в достаточной степени поддается определению. Любая полученная корректировка должна представляться в отчете как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода. Сравнительная информация должна пересчиты-ваться, если это практически осуществимо.

С точки зрения порядка применения принятой учетной политики по российскому законодательству согласно ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Стандарт IAS 8 предполагает, что пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовую отчетность компании на протяжении некоторого времени, с тем чтобы определить тенденции в ее финансовом положении, результатах деятельности и потоках денежных средств, т. е. в каждом периоде обычно принимается та же самая учетная политика.

Российским законодательством предусмотрена возможность изменения учетной политики. Согласно ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения

бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. Международный стандарт IAS 8 предусматривает изменение учетной политики только в том случае, когда это требуется в соответствии с законодательством или органами стандартизации учета, или тогда, когда это изменение приведеткулучшению отражения событий и сделок в финансовой отчетности компании. Улучшение качества отражения событий и сделок в финансовых отчетах происходит тогда, когда применение новой учетной политики ведет к представлению более уместной и более надежной информации о финансовом положении, результатахдеятельности или потокахденежных средств компании.

В российском бухгалтерском учете в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ ответственным лицом за ведение бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. В международных нормах учета согласно IAS 1 за подготовку и представление финансовой отчетности отвечает совет директоров и / или другой руководящий орган компании. Касательно полномочий главного бухгалтера ст. 7 Федерального закона № 129-ФЗ определено прямое подчинение главного бухгалтера руководителю организации и несение ответственности за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль задвижением имущества и выполнением обязательств. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Согласно международному стандарту IAS 1 за подготовку и представление финансовой отчетности отвечает совет директоров и / или другой руководящий орган компании. Отдельные требования к главному бухгалтеру в данном стандарте отсутствуют. Однако предположительно, право вести бухгалтерский учет в организации могут специалисты, аттестованные профессиональными сообществами.

В целях ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций в Российской Федерации валютой учета согласно ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ является валюта Российской Федерации — рубли. Согласно международному стандарту IAS 21 «Влияние изменения валютных курсов» при первичном признании в функциональной валюте операция в иностранной валюте должна учитываться путем применения к сумме в иностранной валюте текущего валютного курса между валютой отчетности и иностранной валютой на дату совершения операции.

С точки зрения применяемых методов учета российским законодательством и Федеральным законом № 129-ФЗ допускается ведение бухгалтерского учета как по методу начисления, так и по кассовому методу. Согласно международным стандартам, в частности IAS 1, компания должна составлять финансовую отчетность, за исключением информации о движении денежных средств, согласно методу начисления. Бухгалтерский учет в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Стандартом IAS 1 предполагается, что при составлении финансовой отчетности руководство должно оценивать способность компании продолжать свою деятельность. Финансовая отчетность должна составляться на основе допущения о непрерывности деятельности, если только руководство не намеревается или не имеет причины рассматривать вероятность того, что компания будет ликвидирована или прекратит свою деятельность. Когда руководство в процессе формирования мнения осведомлено о существенных неопределенностях, связанных с событиями или условиями, которые могут вызвать значительные сомнения в способности компании осуществлять свою деятельность в дальнейшем, эти неопределенности должны раскрываться. Когда финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности деятельности, этот факт должен раскрываться так же, как и та основа, на которой составлена отчетность, и причина того, почему компания не считается непрерывно действующей.

Говоря о последовательности представления финансовой отчетности, следует отметить, что

согласно Федеральному закону № 129-ФЗ требование к классификации финансовой отчетности из периода в период отсутствует, поскольку вид и статьи финансовой отчетности являются унифицированными и закреплены законодательно. Международным стандартом IAS 1 предполагается, что представление и классификация статей в финансовой отчетности должны сохраняться от одного периода к следующему за исключением случаев значительного изменения в характере операций компании, или когда анализ представления ею финансовой отчетности демонстрирует, что изменение приведет к более надлежащему представлению событий или операций, или изменение в представлении требуется МСФО или интерпретацией Постоянного комитета по интерпретации.

Существенность и агрегирование являются важными принципами ведения бухгалтерского учета. Согласно нормам Федерального закона № 129-ФЗ перечень статей финансовой отчетности закреплен нормативно. Дополнительные возможности по агрегированию за рамками унифицированной классификации отсутствуют. Согласно стандарту IAS 1 каждая существенная статья должна представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы должны объединяться с суммами подобного характера или назначения и не должны представляться отдельно. Когда представление или классификация статей в финансовой отчетности изменены, сравнительные суммы должны реклассифицироваться, если только это не является практически неосуществимым, чтобы обеспечить сопоставимость с текущим периодом, кроме того, раскрытию подлежат характер, сумма и причина любой переклассификации. Когда реклассификация сравнительных сумм является практически нецелесообразной, компания должна раскрывать причину непроведения реклассификации и характер изменений, которые были бы сделаны в случае реклассификации сумм. Российское законодательство в общем случае не допускает взаимозачета. По международным стандартам согласно IAS 1 активы и обязательства не должны взаимозасчитываться, за исключением случаев, когда это требуется или разрешается другим МСФО.

Статьи доходов и расходов должны взаимозасчитываться тогда и только тогда, когда МСФО требует или разрешает это или прибыли, убытки и сопутствующие расходы, возникающие в резуль-

тате таких же или подобных операций и событий не являются существенными.

Принцип сопоставимости информации регулируется ст. 17 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой прямое требование наличия сравнительной информации отсутствует. Однако законом предписано хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность не менее пяти лет. В отличие от российской практики учета IAS 1 требует раскрытия сравнительной информации в отношении предшествующего периода для всей числовой информации в финансовой отчетности, если только обратное не разрешается или не требуется МСФО. Сравнительная информация должна включаться в повествовательную и описательную информацию, когда это уместно для понимания финансовой отчетности за текущий период.

Принцип полноты учета отражен в российском законодательстве в ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ и предполагает, что все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Стандарт IAS 1 использует термин «раскрытие» в широком смысле, включающем представление статей как в самих формах финансовой отчетности, так и в примечаниях к ним. Раскрытия, требуемые другими МСФО, выполняются в соответствии с этими стандартами. Также в бухгалтерском учете применяется принцип раздельного учета текущих и капитальных затрат, который отражен в ст. 8 Федерального закона № 129-ФЗ, в соответствии с которой в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Международный стандарт IAS И «Договоры на строительство» определяет отдельный учет выручки и затрат, связанных с капитальным строительством.

Бухгалтерский учет в организации ведется на основании первичных учетных документов. Данная норма закреплена ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по

форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. В международном учете МСФО регулируют правила составления финансовой отчетности и не регулируют правила бухгалтерского учета, на основе которого строится отчетность.

Таким образом, МСФО не предъявляют и не могут предъявлять требования к первичным документам. Все вопросы учета, в том числе форму и порядок оформления первичных документов определяет сама компания своими внутренними распоряжениями, приказами, регламентами.

Согласно ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Международные стандарты не указывают на необходимость наличия бухгалтерских регистров. Однако, учитывая принцип экономичности и целесообразности трудозатрат по ведению бухгалтерского учета, наличие систематизированных регистров бухгалтерского учета в организации облегчит соблюдение данного принципа.

При осуществлении оценки имущества организации следует обратиться к ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой оценка имущества, приобретенного заплату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку, имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Международные стандарты IAS 16

«Основные средства» и IAS 2 «Запасы» предполагают, что объект основных средств, который может быть признан в качестве актива, должен быть оценен по фактической стоимости. Фактическая стоимость объекта основных средств включает покупную цену, в том числе импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, а также любые прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению; любые торговые скидки вычитаются при определении покупной цены. Когда основные средства приобретаются на условиях отсрочки платежа на период, превышающий обычные условия кредитования, фактическая стоимость равна цене покупки. Разность между этой величиной и суммарными выплатами признается как расходы на выплату процентов на протяжении периода кредитования, если только она не капитализируется в соответствии с разрешенным альтернативным порядком учета. Административные и другие общие накладные расходы не являются элементами фактической стоимости основных средств, если они не относятся непосредственно к приобретению актива или его доведению до рабочего состояния. Точно так же расходы по вводу в эксплуатацию и другие подготовительные расходы не входят в стоимость актива, если они не являются необходимыми для приведения актива в рабочее состояние.

Стоимость основных средств, произведенных компанией, определяется на основе тех же принципов, что и при приобретении активов. Если компания производит подобные активы для продажи в ходе своей деятельности, стоимость актива обычно равна стоимости его производства для продажи. Таким образом, любая внутренняя прибыль при расчете стоимости таких основных средств исключается. Точно так же сверхнормативные затраты сырья, труда или других ресурсов, имевшие место при производстве актива, не включаются в его себестоимость. Последующие затраты, относящиеся к объекту основных средств, который уже был признан, должны увеличивать его балансовую стоимость, если компания с большей долей вероятности получит будущие экономические выгоды, превышающие первоначально рассчитанные нормативные показатели существующего актива. Все прочие последующие затраты должны быть признаны как расходы за период, в котором они были понесены. Порядок начисления амортизации отражен в ст. 11 Федерального закона

№ 129-ФЗ и предполагает начисление амортизации основных средств и нематериальных активов независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Стандарт IAS 16 определяет амортизационные отчисления за каждый период в качестве расхода, если только они не включаются в балансовую стоимость другого актива.

Бухгалтерский учет по валютным счетам организации согласно ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции. Согласно IAS 21 на каждую отчетную дату статьи в иностранной валюте должны представляться с использованием конечного курса, неденежные статьи в иностранной валюте, учтенные по первоначальной фактической стоимости приобретения, должны представляться на основе валютного курса на дату совершения операции, и неденежные статьи в иностранной валюте, учтенные по справедливой стоимости, должны представляться на основе валютных курсов, которые действовали на момент определения стоимости.

Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации регулируется ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В том числе проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации. Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Международный стандарт IAS 16 устанавливает необходимость проведения инвентаризации, но не носит сличительный, как в российском учете, характер. Инвентаризация является возможностью предоставить пользователям финансовой отчетности информацию об изменениях стоимости

активов и обязательств компании, в частности, в результате переоценки.

Обязательность составления бухгалтерской отчетности в российском законодательстве отражена в ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Нормы международного стандарта IAS 1 применяются ко всем типам компаний, включая банки и страховые компании. Дополнительные требования для банков и подобных финансовых институтов, согласующиеся с требованиями стандарта, установлены другими стандартами. Коммерческие компании общественного сектора также могут применять требования настоящего стандарта. Некоммерческим, государственным и прочим линейным компаниям общественного сектора, желающим применять настоящий стандарт, может потребоваться изменить заголовки определенных строк в финансовой отчетности и самих форм финансовой отчетности. Такие компании также могут представлять дополнительные компоненты финансовой отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России. Согласно ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций состоит из:

— бухгалтерского баланса;

— отчета о прибылях и убытках;

— приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

— пояснительной записки.

По международному стандарту IAS 1 финансовая отчетность компании обеспечивает информацию о следующих показателях:

— активах;

— обязательствах;

— капитале;

— доходах и расходах, включая прибыли и убытки;

— движении денежных средств.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России и ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Стандарт IAS 1 требует, чтобы форма финансовой отчетности была четко определена и выделена из прочей информации внутри того же опубликованного документа. Важно, чтобы пользователи могли отделить информацию, которая подготовлена с применением МСФО, от прочей информации, которая может быть полезной для пользователей, но не является предметом настоящего стандарта. Каждый компонент финансовой отчетности должен быть также четко определен. Кроме того, должна быть отдельно выделена следующая информация: название отчитывающейся компании или другие ее опознавательные признаки; охватывает ли финансовая отчетность отдельную компанию или группу компаний; отчетная дата или период, покрываемый финансовой отчетностью, в зависимости оттого, что больше подходит для соответствующего компонента финансовой отчетности; отчетная валюта отчетности; уровень точности, использованный при представлении цифр в финансовой отчетности.

Отражая данные в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности, необходимо указать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период и предшествующий ему год, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год. Требования к содержанию пояснительной записки отражены в ст. 13 Федерального закона № 129-ФЗ. Международным стандартом IAS 1 предусмотрено, что в примечаниях к финансовой отчетности

компании должна представляться информация об основах подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политике, выбранной и примененной для существенных операций и событий; раскрываться информация, требуемая МСФО, которая не представлена где-либо еще в финансовой отчетности; а также дополнительная информация, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления. Примечания к финансовой отчетности должны быть представлены в упорядоченном виде. По каждой статье в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о движении денежных средств должны делаться перекрестные ссылки на любую относящуюся к ней информацию в примечаниях.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 129-ФЗ отчетным годом для всех организаций является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требованиями международного стандарта IAS 1 финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется, и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем один год, компания должна раскрыть в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, дополнительную информацию касательно причины использования периода, отличающегося от одного года, и факта того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях в капитале, о движении денежных средств и соответствующих примечаний несопоставимы.

Сроки представления бухгалтерской отчетности отражены в ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ. Данная статья обязует организации представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую отчет-

ность — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В Стандарте IAS 1 отражено, что полезность финансовой отчетности снижается, если она не была представлена пользователям в течение приемлемого периода после отчетной даты. Компания должна быть в состоянии выпустить свою финансовую отчетность в течение 6 мес. с отчетной даты. Такие факторы, как сложность операций компании, не должны использоваться для оправдания неспособности компании своевременно представить отчеты. Более конкретные предельные сроки устанавливаются законодательными или нормативными положениями во многих странах.

С точки зрения порядка утверждения финансовой отчетности, российским законодательством, в частности ст. 15 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в соответствии с учредительными документами организации. По международному стандарту IAS 1 подготовленную финансовую отчетность утверждает совет директоров компании.

Требования к публичности бухгалтерской отчетности закреплены в ст. 16 Федерального закона № 129-ФЗ, согласно которой акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо путем распространения среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям. Стандарт IAS 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» также требует, чтобы организации, являющиеся акционерными обществами, а также представляющие консолидированную финансовую отчетность, размещали свою отчетность публично.

Подводя итог изложенному, хочется отметить, что назначением финансовой отчетности по МСФО является информирование инвестора

для принятия экономически оправданного решения. Российская бухгалтерская отчетность, в первую очередь, составляется для контроля фискальных органов за правильностью начисления налогов. В российском законодательстве, в отличие от МСФО, определена дата сдачи отчетности. Международный стандарт лишь требует ее актуальности и своевременности. Стандарт также допускает пролонгацию отчетного периода при определенных обстоятельствах. Международный стандарт предполагает допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности: прибыли и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном год у, согласно МСФО могут учитываться в качестве ретроспективной корректировки нераспределенной прибыли. В российском учете такая возможность отсутствует. Отличия применения принципов учета существуют ввиду ориентированности бухгалтерского учета на соблюдение норм, а не на принятие решения инвестором.

В российском учете законодательно закреплен переченьдокументов, входящихв финансовую отчетность организации. Международный стандарт лишь оговаривают степень детализации информации, полезной для инвестора. В международных стандартах не оговариваются порядок учета и требования к первичным документам. Порядок формирования, представления, а также другие вопросы, связанные с финансовой отчетностью в российском учете, осуществляет Минфин России. Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам.

Список литературы

1. Федеральный закон от21.11.1996№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Чая В. Т., Чая Г. В. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: КноРус, 2006.

3. Чая В. Т., Чая Г. В. Трансформация отчетности в соответствии с МСФО // Финансовая газета. 2006.

4. Реформирование учета, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами: Материалы XXXI Междунар. науч,-практ. конф. «Татуровские чтения»: Экон. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 26-27 июня 2003 г.: сб. статей / Под ред. В. П. Суйца. М.: Макс Пресс, 2003.

5. Матвеев А. А., Суйц В. П. Консолидированная отчетность: методика и практика: учеб. -практ. пособие М.: ИД ФБК-ПРЕСС.

6. Международные стандарты финансовой отчетности: издание на русском языке. М. : Аскери-АССА. 2009, 1051 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.