Научная статья на тему 'Особенности формирования отчета о финансовых результатах в Российской и международной практике'

Особенности формирования отчета о финансовых результатах в Российской и международной практике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6749
737
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧЕТ О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ / ТЕХНИКА СОСТАВЛЕНИЯ / ПРИБЫЛЬ / УБЫТОК / ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / МСФО / ОТЧЕТ О СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ / РСБУ / ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свердлик С.В.

Предмет. В условиях формирования новых тенденций и повышенных требований к бухгалтерской отчетности компаний построение отчета о финансовых результатах на основе российских стандартов уже не является достаточным. Рассмотрение техник построения отчета в соответствии c Международными стандартами финансовой отчетности и российскими стандартами бухгалтерского учета и выявление основных различий являются ключевым звеном в системе анализа отчетности организации. Цели. Основная цель статьи раскрыть и сравнить основные принципы и техники построения отчета о финансовых результатах организации согласно Международным стандартам финансовой отчетности и российским стандартам бухгалтерского учета. Задачи. В рамках поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыто содержание отчета, его значение в системе оценки деятельности организации; проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся порядка составления отчета о финансовых результатах и отчета о совокупных доходах, а также техники построения отчета; выявлены различия и сходства. Методология. В ходе исследования был использован аналитический метод. Результаты. Были выявлены основные сходства и различия в технике построения отчета о финансовых результатах согласно российским и международным стандартам, раскрыты сущность его построения и значение отчета для пользователей бухгалтерской информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования отчета о финансовых результатах в Российской и международной практике»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

Финансовый учет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ*

Свердлик Светлана ВИКТОРОВНА

студентка факультета международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

История статьи

Принята 19.06.2015 Принята в доработанном виде 30.09.2015 Одобрена 23.11.2015

Ключевые слова: отчет о финансовых результатах, техника составления, прибыль, убыток, финансовый результат, расходы, доходы, МСФО, отчет о совокупном доходе, РСБУ, отчетность

Аннотация

Предмет. В условиях формирования новых тенденций и повышенных требований к бухгалтерской отчетности компаний построение отчета о финансовых результатах на основе российских стандартов уже не является достаточным. Рассмотрение техник построения отчета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и российскими стандартами бухгалтерского учета и выявление основных различий являются ключевым звеном в системе анализа отчетности организации.

Цели. Основная цель статьи - раскрыть и сравнить основные принципы и техники построения отчета о финансовых результатах организации согласно Международным стандартам финансовой отчетности и российским стандартам бухгалтерского учета. Задачи. В рамках поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыто содержание отчета, его значение в системе оценки деятельности организации; проанализированы нормативно-правовые акты, касающиеся порядка составления отчета о финансовых результатах и отчета о совокупных доходах, а также техники построения отчета; выявлены различия и сходства.

Методология. В ходе исследования был использован аналитический метод. Результаты. Были выявлены основные сходства и различия в технике построения отчета о финансовых результатах согласно российским и международным стандартам, раскрыты сущность его построения и значение отчета для пользователей бухгалтерской информации.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Постоянно меняющиеся экономические условия предъявляют повышенные требования к подготовке бухгалтерской отчетности, которая обеспечивает пользователей информацией об имущественном и финансовом положении компании и о результатах ее хозяйственной деятельности.

В настоящее время складываются новые тенденции подготовки финансовой отчетности организации, главными из которых являются повышение прозрачности информации и ее более комплексное раскрытие.

Отчет о финансовых результатах - это один из основных компонентов бухгалтерской отчетности организации. Он показывает изменение капитала организации под влиянием расходов и доходов.

Собранная нарастающим итогом информация в отчете позволяет пользователям оценить

*Автор выражает благодарность кандидату экономических наук, доценту кафедры «Бухгалтерский учет в коммерческих организациях» Финансового университета при Правительстве РФ Алексеевой Гульнаре Ильсуровне за помощь и консультации в написании статьи.

эффективность деятельности организации путем анализа изменения доходов и расходов организации и финансовых результатов.

Оценка и анализ статей отчета позволяет сделать заключение об экономическом положении организации, оценить рентабельность и финансовую устойчивость, сформировать представление о дальнейшем развитии организации.

Ключевые показатели отчета о финансовых результатах представляют собой статьи доходов и расходов организации, промежуточные результаты и конечный финансовый результат.

Финансовый результат - это ключевой показатель оценки деятельности организации.

Информация о финансовых результатах компании характеризует качество ее деятельности и является основной составляющей отчета о финансовых результатах.

Финансовый результат организации выражается в показателе прибыли (убытка). Кроме того,

прибыль является важнейшим источником финансирования расширения воспроизводства.

Данные отчета, хотя и аналитически значимы, но являются недостаточно полноценными для анализа прибыли (убытка) компании.

В зарубежной практике для более полной оценки финансовых возможностей организации используют показатели, характеризующие прибыль до вычета налогов, амортизации и процентов, на их основе происходит подсчет рентабельности.

Эти показатели имеют особую значимость для инвесторов, поскольку они позволяют оценить отдачу вложений.

На основании российской формы отчета исчислить данные показатели без дополнительной информации невозможно.

В настоящее время российским организациям для привлечения иностранных инвесторов и банков, выхода на зарубежные рынки и осуществления партнерства с иностранными компаниями представление отчетности в формате российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) является недостаточным.

Поэтому стремящиеся к развитию компании представляют отчетность согласно

Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), поскольку она наиболее полно отражает характеристику финансового положения организации и является понятной, универсальной не только российским пользователям, но и иностранным пользователям.

Кроме того, являясь дочерними организациями зарубежной компании, многие российские предприятия вынуждены представлять отчетность в формате МСФО для целей упрощения представления консолидированной отчетности.

Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности» сформулирована возможность представления отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе в виде отчета о совокупном доходе.

При этом совокупный доход представляет собой изменение чистых активов организации вследствие операций или иных событий, источником которых не являются собственники, за отчетный период.

Согласно МСФО (IAS) 1 суммарный совокупный доход представляет собой изменение в собственном капитале в течение периода в результате состоявшихся операций и иных событий, отличное от тех изменений, которые возникают в результате операций с владельцами, действовавшими в качестве таковых.1

Данный показатель включает в себя показатель прибыли или убытка организации и все компоненты прочего совокупного дохода.

В прочий совокупный доход включаются те статьи, которые согласно другим МСФО не включаются в показатель прибыли (убытка) компании.

Отчет о совокупном доходе (Statement of Comprehensive Income) организации представляет собой документ, отражающий величину полученной организацией прибыли, понесенных убытков и изменений прочего совокупного дохода за период, и состоит из двух разделов.

Первый раздел раскрывает информацию об отчете в части прибылей и убытков.

Второй раздел отчета раскрывает информацию о прочих статьях, влияющих на нераспределенную прибыль организации.

К таким статьям, например, относится сумма объявленных дивидендов или изменение резерва переоценки. Данные статьи не влияют на чистую прибыль организации, но отражаются в отчете, поскольку они влияют на величину совокупного дохода организации.

Совокупный доход компании дает возможность пользователям финансовой информации оценить влияние всех операционных и финансовых событий на величину заинтересованности собственников и инвесторов.

Согласно МСФО (IAS) 1 отчет о совокупном доходе может быть представлен в виде единого отчета, который включает все статьи доходов и расходов первого и второго разделов, или в виде двух отчетов:

— отчета, описывающего составляющие прибыли или убытка (отдельный отчет о финансовых результатах);

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности»: введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

— отчета, начинающегося с прибыли или убытка и отражающего компоненты прочего совокупного дохода.

Согласно МСФО (IAS) 1 в разделе прибыли или убытка отчет о совокупном доходе должен представлять информацию по следующим статьям:

• «Выручка»;

• «Затраты по финансированию»;

• «Доля организации в прибыли или убытке ассоциированных или совместных предприятий, которые учитываются по методу долевого участия»;

• «Расходы по налогам»;

• «Итоговая сумма прекращенной деятельности» (при прекращении деятельности организации).

В разделе отчета о прочем совокупном доходе должны быть представлены статьи, которые отражают суммы прочего совокупного дохода за период.

Данные суммы должны быть классифицированы по характеру и отражать долю в прочем совокупном доходе совместного и ассоциированного предприятий (при учете их методом долевого участия).

При этом информация должна быть сгруппирована в статьи, которые:

• не будут впоследствии расклассифицированы в состав прибыли или убытка;

• впоследствии будут расклассифицированы в

состав прибыли или убытка, когда будут

2

выполняться определенные условия .

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе двух ранее упомянутых разделов должен представлять следующее:

• прибыль или убыток;

• итого прочий совокупный доход;

• совокупный доход за период, отражающий общее значение прибыли или убытка и прочего

3

совокупного дохода.

2Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности: введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н (п. 82А).

При представлении организацией отчета о финансовых результатах включение раздела прибыли или убытка в отчете о совокупном доходе не требуется.

При этом отдельному раскрытию подлежат такие статьи доходов и расходов организации, как:

• «Уценка запасов до величины чистой цены продажи или стоимости»;

• «Реструктуризация деятельности предприятия»;

• «Выбытие инвестиций»;

• «Прекращенная деятельность»;

• «Урегулирование судебных споров»;

• «Основные средства до возмещаемой стоимости»;

• «Выбытие объектов основных средств»;

• «Прочие реверсивные записи в отношении

4

резервов»4.

При составлении отчета предусмотрены последовательность отражения и группировка показателей доходов и расходов в зависимости от их вида: доходы и расходы, которые относятся к обычным видам деятельности, и прочие доходы и расходы.

Благодаря этому промежуточные итоги приобретают однозначное значение, что позволяет раскрыть структуру финансового результата.

В отчете расходы организации отражаются в скобках. На основании Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 расходами признаются все вычитаемые статьи, исключая текущий налог на прибыль.

Порядок составления отчета и представления информации в нем регламентируется широким перечнем нормативных актов.

В России основным законодательным актом, который устанавливает единые методологические основы и регулирует ведение бухгалтерского учета, является Федеральный закон от 16.12.2011

3Международный стандарт финансовой отчетности (LAS) 1 «Предоставление финансовой отчетности: введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н (п. 81А).

4Карагод В.С., Трофимова Л.Б. Анализ финансовой отчетности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 43.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ).

Закон № 402-ФЗ устанавливает систему нормативно-правового регулирования составления отчета, включая положения по бухгалтерскому учету, которые являются вторым уровнем нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Содержание отчета о финансовых результатах описано в разделе V «Содержание отчета о прибылях и убытках» Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

Следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ отчет о прибылях и убытках именуется отчетом о финансовых результатах.

Порядок представления и основные правила составления бухгалтерской отчетности, в частности отчета о финансовых результатах, регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

Все показатели в отчете о финансовых результатах должны быть представлены в динамике, поэтому сначала указываются данные за отчетный период, а в следующем столбце - данные за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

В случае несопоставимости данных за предыдущий год с данными за отчетный период они подлежат корректировке согласно изменениям в законодательстве и учетной политике.

Подход, принятый для расчета прибыли или убытка в отчете о финансовых результатах, заключается в сравнении оборотов по дебету (расходов организации) и кредиту (доходов организации) сч. 99 «Прибыли и убытки» и формировании конечного финансового результата (прибыли/убытка) отчетного года.

Согласно форме 2 отчета о финансовых результатах расчет балансового показателя чистой прибыли производится с исчислением промежуточных показателей:

— валовая прибыль. Данный показатель рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью от продаж;

— прибыль (убыток) от продаж. Данный показатель рассчитывается как показатель разницы валовой прибыли и коммерческих и управленческих расходов;

— прибыль (убыток) до налогообложения. Данный показатель рассчитывается как сумма ранее упомянутого показателя, доходов от участия в других организациях, процентов к получению, прочих доходов за минусом прочих расходов, процентов к уплате;

— чистая прибыль (убыток). Данный показатель рассчитывается как разница предыдущего показателя и суммы начисленных налогов и изменений отложенных налоговых активов и обязательств;

— совокупный финансовый результат периода. В него включается сумма, полученная из предыдущего результата и сумм переоценки внеоборотных активов и результата от прочих операций, которые не были включены в чистую прибыль (убыток).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение и содержание доходов и расходов организации раскрываются в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. В них приводится определение понятий доходов и расходов, перечень доходов и расходов, относящихся к обычным видам деятельности и к прочим доходам и расходам, а также сформированы критерии признания и порядок раскрытия доходов и расходов в бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим критерии признания доходов и расходов организации.

Доходами признаются увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами юридических и физических лиц:

— суммы налога на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, суммы экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

— суммы по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

— суммы в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

— суммы авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

— суммы задатка;

— суммы, переданные в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

— суммы, переданные в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Организация самостоятельно признает

поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями.

Доходы в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются:

а) на доходы от обычных видов деятельности;

б) прочие доходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

Расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы признаются с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов).

Расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются:

— на расходы по обычным видам деятельности;

— прочие расходы.

Доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями.

Не признается расходами выбытие активов:

— в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

— в качестве вкладов в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретения акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

— по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

— в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

— в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы и доходы организации подразделяются на расходы и доходы по обычным видам деятельности и на прочие.

Согласно ПБУ 9/99 к доходам от обычных видов деятельности относят:

— выручку от продажи продукции и товаров;

— поступления, которые связаны с выполнением работ, оказанием услуг.

Для целей анализа результатов хозяйственной деятельности организации данные показатели понимаются как объем продаж.

Соответствующие этим показателям суммы определяются на основе условий, закрепленных в договорах по продаже товаров (продукции, оказании услуг или работ).

При этом учитываются скидки (накидки), изменения условий договора, расчеты неденежными средствами и др.

Все вышеизложенное означает, что выручка в бухгалтерском учете признается в денежном выражении в сумме из поступлений денежных средств, а также какого-либо иного имущества и (или) дебиторской задолженности.

При отнесении доходов организации к доходам от обычных видов деятельности необходимо учитывать вид деятельности организации.

К примеру, полученная арендная плата за сдачу свободных помещений для предприятия, занимающегося производством, будет относиться к прочим доходам. Но если предмет деятельности организации - это предоставление за плату своих активов во временное пользование по договору аренды, то арендная плата в данном случае и есть выручка.

Это же правило относится к организациям, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав по патентам или участие в уставных капиталах других организаций, выручкой или доходом от обычных видов деятельности здесь будут считаться лицензионные платежи и дивиденды.

Согласно ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности включают расходы по изготовлению и продаже продукции, по приобретению и продаже товаров, по выполнению работ, оказанию услуг.

Обычными расходами также признаются расходы, связанные с возмещением стоимости амортизируемых активов (основных средств и нематериальных активов).

Расходами от обычных видов деятельности признается сумма, полученная из суммы расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных МПЗ, из сумм, возникших в процессе переработки МПЗ, сумм связанных с продажей товаров или перепродажей товаров.

Отчет о финансовых результатах (форма 2), утвержденный приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 66н), имеет следующие графы:

• графу 1 - номер графы эквивалентен соответствующему номеру в пояснении к отчету о финансовых результатах. Данная графа заполняется только при составлении годовой бухгалтерской отчетности, поскольку пояснение входит только в состав годовой отчетности;

• графу 2 - состоит из перечня показателей отчета;

• графу 3 - включает код строки, представленный в приложении 4 к Приказу № 66н;

• графу 4 - содержит значения показателей на отчетную дату;

• графу 5 - включены значения показателей на период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.

Необходимо отметить, что организация вправе представить информацию по ранее упомянутой форме отчета, если показатели данной формы позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99.

Если у организации отсутствуют данные о каких-либо показателях, то соответствующие им статьи в отчет не включаются. При этом требуется раскрывать существенную информацию путем расшифровок («в том числе», «из них») к статьям отчета.

Детальная расшифровка статей доходов и расходов позволяет получить более широкое представление о том, как формируется финансовый результат организации. Кроме того, организации при составлении отчета требуется соблюдать правила кодирования. То есть не менять коды основных показателей, что облегчает органам государственной статистики последующую обработку данных, представленных в отчете.

Согласно форме 2 показатели доходов, расходов и финансовых результатов должны представляться как минимум за два отчетных периода. Но организацией может быть принято решение о том, что для целесообразности необходимо представить информацию за три и более отчетных периода.

В отчете отражается четкое представление о характере доходов и расходов организации, что позволяет не только оценить структуру и динамику, но и увязать изменения в финансовом состоянии организации с финансовым результатом. Поэтому особую важность приобретает информация о неденежных операциях организации.

На основании ПБУ 9/99 определяется порядок раскрытия информации в отношении выручки, полученной в результате исполнения обязательств неденежными средствами.

Раскрытию подлежит информация о количестве организаций, с которыми осуществляются договоры, предусматривающие исполнение обязательств неденежными средствами. Указываются также организации, на которые приходится большая часть такой выручки, доля этой выручки и способ стоимости переданного актива.

Отличительной чертой российского отчета о финансовых результатах является его унификация и безальтернативность представлении формы отчета.

Международные стандарты финансовой отчетности устанавливают лишь необходимый минимум информации, которую необходимо раскрыть, а не унифицированную форму отчета.

Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 не раскрывает и не устанавливает точного названия показателей отчета о совокупных доходах, а лишь указывает на их содержание, не регламентируя их порядок.

Несмотря на то что организации получили право вносить дополнительные статьи в отчет о финансовых результатах, международные стандарты в большей степени придерживаются принципа преобладания содержания над формой.

Это позволяет сформировать отчет о совокупном доходе в наиболее понятной форме для собственников, инвесторов, банков, аналитиков и других пользователей. Однако зачастую применяемая в отчете терминология может пониматься неоднозначно, и поэтому желательно представить дополнительные пояснения для полного и однозначного понимания.

Высокая информативность финансовой отчетности является одним из основных мотивов сближения российских стандартов с МСФО.

Многие основополагающие принципы, закрепленные в МСФО (IAS) 1, нашли свое отражение и в российских стандартах.

К таким принципам можно отнести достоверность, понятность, полноту, периодизацию,

сопоставимость.

Кроме того, оба отчета построены исходя из анализа расходов и исключают взаимозачет статей доходов и расходов компании.

И российский, и международный стандарт предполагают построение отчета, опираясь на анализ затрат организации. Согласно ПБУ 4/99 отчет построен на основе классификации по функции затрат. Стандарт МСФО (IAS) 1 содержит лишь требование представления аналитической характеристики доходов и расходов, рекомендуя два метода построения отчета:

• метод построения отчета «по характеру затрат» (ресурсный);

• метод построения отчета «по функции затрат» (функциональный).

Согласно методу построения «по анализу затрат» организация объединяет расходы, учитываемые в составе прибыли или убытка в соответствии с их характером (экономическим содержанием).

При таком подходе отсутствует их перераспределение в соответствии с функцией расходов, он позволяет раскрыть источник формирования расходов.

Финансовый результат, полученный от основной деятельности при использовании метода «по характеру затрат», определяется путем сопоставления выручки от продаж продукции с общей суммой расходов с учетом изменений остатков незавершенного производства и готовой продукции.

Рассмотренный метод построения отчета применяется в большей степени небольшими организациями в таких странах, как Англия, Дания, Ирландия.

Метод построения отчета «по функции затрат» предполагает отражение расходов организации в соответствии с их функцией. При использовании этого метода организация должна раскрыть себестоимость продаж отдельно от прочих расходов, а затраты по себестоимости разбить в соответствии с их назначением. Использование данного метода обеспечивает пользователям более уместную информацию по сравнению с классификацией расходов по их характеру.

Оба метода выделяют те затраты, которые изменяются (прямо или косвенно) с изменением объема продаж или производства.

Международными стандартами финансовой отчетности предоставлено право выбора способа построения отчета руководству организации, выбор при этом должен быть сделан в пользу наиболее уместного и надежного способа представления.

Данные методы построения отчета определяют статьи только в части расходов и доходов по обычной (операционной) деятельности, при этом остальные статьи отчетов совпадают, и в результате оба метода позволяют получить один и тот же финансовый результат. Структура отчетов по форматам затрат и себестоимости представлена на рис. 1., на котором видно, что все статьи, кроме

строк, связанных с затратами на производство и реализацию организации, совпадают.

Отчет, построенный ресурсным методом, раскрывает сначала выручку (за минусом суммы налогов, включаемых в цену), потом затраты на производство. К таким затратам относятся затраты на материалы (стоимость сырья и материалов, топлива, электроэнергия и пр.), амортизация, оплата труда (включая отчисления на социальное страхование, бонусы и премии и другие вознаграждения) и др.

Отчет, построенный по методу «функции затрат», предполагает классификацию на себестоимость, коммерческие расходы и управленческие расходы.

И хотя согласно МСФО (IAS) 1 организация может выбрать любой из ранее перечисленных методов при использовании функциональной

классификации затрат, ресурсная классификация должна раскрываться дополнительно в примечаниях к отчетности. Ресурсная классификация имеет важное значение для прогнозирования будущих потоков.

Используя терминологию МСФО, российский формат отчета построен на основе функционального подхода, хотя пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах включают раздел, позволяющий представить информацию о затратах в разрезе экономических элементов.

Несмотря на сближение состава и качественных характеристик отчетности в форматах по РСБУ и МСФО, существует большое количество различий, которые носят концептуальный характер. К таким различиям относятся даты представления отчета о финансовых результатах и отчета о совокупном доходе в составе общего комплекта бухгалтерской или финансовой отчетности.

Таблица 1

Структура отчета о совокупном доходе

Дата представления отчета о совокупном доходе не привязана к конкретной дате. Главное, чтобы отчет представлялся в эквивалентные промежутки времени.

Помимо этого в РСБУ важную роль играет план счетов бухгалтерского учета, в то время как МСФО ориентируются больше на финансовую отчетность и не содержат упоминаний о плане счетов. В российском учете существует строгая привязка первичных учетных документов к хозяйственной операции, в МСФО же не упоминается о взаимосвязи между первичными документами и выполнением операций. Международными стандартами определена цель отражения максимально объективного

финансового результата организации.

Существует различие и в валюте, в которой представляется отчет. В российском учете валюта представления информации в отчете - рубли. В соответствии с МСФО организация может представлять отчетность в любой валюте. Язык отчета о совокупном доходе и отчетности в целом также определяется компанией.

Существуют также различия в признании доходов и расходов организаций по РСБУ и МСФО. ПБУ 9/99 по сравнению с МСФО не в значительной степени, но сужает значение понятия «доходы». ПБУ связывает понятие «увеличение экономических выгод» только с поступлением активов. Согласно МСФО (IAS) 18 «Выручка» доходы не обязательно должны быть связаны с поступлением активов, доходами также будет считаться увеличение стоимости актива при переоценке. Различия в признании расходов МСФО и РСБУ связаны с дивидендными выплатами, которые не признаются в МСФО как расход.

Кроме того, в соответствии с МСФО раскрытие показателей прибыли организации происходит по отличным от российской практики статьям.

Формат себестоимости Формат затрат

Доходы Доходы

Административно-управленческие и коммерческие расходы Элементы затрат

Себестоимость прочих доходов и расходов Изменение запасов

Прочие доходы и расходы Прочие доходы и расходы

Прибыль до налогообложения Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль Налог на прибыль

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прибыль или убыток Прибыль или убыток

Источник: Карагод В.С., Трофимова Л.Б. Анализ финансовой отчетности: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. С. 47

Список литературы

1. Карагод В.С., Трофимова Л.Б. Анализ финансовой отчетности.: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.

2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS 1) «Предоставление финансовой отчетности: введен в действие приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.200 № 402-ФЗ.

4. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

5. О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности: приказ Минфина России от 30.12.1996 № 112.

6. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

7. Об утверждении методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: приказ Минфина России от 21.03.2000 № 29н.

8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1997 № 43н.

9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.

10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02): приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

12. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

13. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.