XIVМеждународная научно-практическая конференция
УДК 379.8
Мурадян Яна Бембашевна, Muradyan Yana Bembashevna,
Студентка 1 курса кафедры Библиотечно-информационных наук, Московский Государственный Институт Культуры
1 st year student
Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of Culture
ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
FEATURES OF LIBRARY AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE SCHOOL LIBRARY
Аннотация. В статье автор исследует некоторые особенности педагогической деятельности современного школьного библиотекаря по вопросам правового воспитания подрастающего поколения. Внимание сосредоточено на информационных и юридических результатах студентов. Вопрос педагогики и библиотечной педагогики ставится в русле формирования информационно-правовой компетентности студентов. Подтверждена необходимость рассмотрения этого вопроса в общегосударственном масштабе и создания единого координационного центра правового просвещения будущих граждан Российской Федерации.
Ключевые слова. Библиотечно-педагогическая деятельность, школьная библиотека, педагогика, библиотечное пространство.
Annotation: In the article, the author examines some features of the pedagogical activity of a modern school librarian on the issues of legal education of the younger generation. The focus is on students ' information and legal outcomes. The question of pedagogy and library pedagogy is raised in the context of the formation of information and legal competence of students. The need to address this issue on a national scale and create a single coordination center for legal education of future citizens of the Russian Federation was confirmed.
Key words: Library and pedagogical activity, school library, pedagogy, library space.
Растущий объем информации и знаний делает готовность учащихся к жизни в быстро меняющемся мире главной целью образования. Сегодня
«Научные междисциплинарные исследования» самообразование и саморазвитие личности является приоритетом в образовании. Новая система обучения направлена на умение студентов быстро ориентироваться в информационном пространстве, умение находить, анализировать и обобщать информацию. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный привить каждому сознательную потребность повышать уровень знаний на протяжении всей жизни.
Современная школьная библиотека играет особую роль в воспитании такого человека. Профессиональная деятельность учителя-библиотекаря состоит из педагогической и библиотечно-информационной работы. Деятельность педагога-библиотекаря по внедрению ФГОС ориентирована на решение таких социально значимых задач:
Создание читателем условий и поддержка студенческого развития;
Информационная поддержка повышения квалификации учителей; Активизация творческого потенциала, повышение профессиональной компетенции;
Формирование информационной культуры личности, поддержка в развитии информационно-технологических компетенций участников образовательного процесса;
Организация бесплатного доступа к библиотечным фондам, текущим информационным ресурсам в традиционных и цифровых форматах;
Организация интеллектуально насыщенного досуга участников образовательного процесса;
Поддержка в формировании культурной идентичности, гражданской и патриотической уверенности в себе личности;
Защита учащихся от информации, опасной для их здоровья и нравственного развития.
В соответствии с этими задачами определены основные направления библиотечно-образовательной деятельности: аудиторная деятельность, внеклассная деятельность, досуговая деятельность, проектная деятельность, а также научно-образовательная деятельность.
XIVМеждународная научно-практическая конференция
В связи с этим одной из основных задач школьной библиотеки является
получение библиотечного фонда и обеспечение школьников необходимой литературой. В настоящее время в нашей школьной библиотеке имеются учебники и учебники с электронными приложениями, составляющие их неотъемлемую часть, учебные пособия по всем учебным предметам из основной образовательной программы, тиражом более шестнадцати тысяч экземпляров. Коллекция дополнительной литературы составляет около пятнадцати тысяч экземпляров. Ежегодно наша школьная библиотека пополняется новыми экземплярами художественной, научной, учебной, методической и другой литературы. В нашей библиотеке есть компьютерная зона с доступом в Интернет, копировальный аппарат и принтер. Но мы не ограничиваемся тем фондом, который у нас есть. В нашем регионе начался обмен учебной и дополнительной литературой с другими школами. Интернет-ресурсы служат развитию студентов и расширяют их кругозор.
Фонд школьной библиотеки учитывается учителями при составлении рабочих программ по предметам. Например, в этом году наша школа приняла детей-инвалидов и детей с умственной отсталостью. Для организации образовательной деятельности закуплена методическая литература, учебники и рабочие тетради для учителей и студентов. В фондах библиотеки представлены все художественные произведения для программ, благодаря которым студенты могут получить своевременную помощь с различными видами домашних заданий. Учитель-библиотекарь помогает пользователям на разных этапах работы с информацией: поиск, выбор и обработка, представление. В этом очень помогают алфавитные и систематические каталоги. В 1 -9 классах информационная культура учащихся формируется в соответствии с программой предмета «Основы библиотековедения и информационные навыки».
На этих уроках педагог-библиотекарь учит, как писать аннотации и рецензии на прочитанную книгу, знакомит с различными типами каталогов библиотеки, учит детей искать информацию, умению оценивать степень
«Научные междисциплинарные исследования» достоверности этой информации. Это, конечно, очень важный аспект процесса
адаптации студента в современном информационном пространстве.
Педагог-библиотекарь обеспечивает информационную поддержку проекта и исследовательской деятельности студентов. В последние годы библиотека пополнилась методической литературой по развитию проектной и исследовательской деятельности студентов, которая постоянно пользуется спросом у преподавателей.
Реализовать цели и нормы, поставленные в федеральном государстве, возможно только при продвижении и поддержке чтения книг, что сегодня является приоритетным, актуальным и исторически важным направлением школьной библиотеки. Фонд школьной библиотеки способствует качественной организации внеклассных мероприятий как школьными учителями, так и библиотекарями. Например, реализация в начальной школе внеклассной программы «Дружу с книгой», в которой упоминаются многие литературные произведения, невозможна без использования литературы школьной библиотеки и медиаресурсов. Педагог-библиотекарь при реализации основных направлений внеклассной деятельности использует разные виды работы: олимпиады, игры, викторины, уроки литературы, различные формы выставок и экскурсий, кружки и т. д. Пропаганда и поддержка чтения не обходится без знания новые книги и возможность их продвижения.
Также есть необходимость в упоминании библиотечного пространства. Раскрывая тему специфики работы с библиотечным пространством учебных библиотек, нельзя обойти стороной деятельность РШБА.
Итак, Ассоциация Школьных Библиотекарей Русского Мира (РШБА) была зарегистрирована в 2015 году и стала логическим продолжением Русской Школьной Библиотечной Ассоциации, созданной в 2004 году.
В данный момент в Ассоциации состоит больше 41 тысячи библиотекарей школьных библиотечных учреждений. Таким образом, ее можно назвать самой большой библиотечной сетью России.
XIVМеждународная научно-практическая конференция
Уже давно известно о том, что многие профессиональные объединения
специалистов в различных отраслях во многом помогают их развитию. Однако, по каким-то причинам, до проведения Фестиваля школьных библиотек «БиблиОбраз» в 2003 году в нашем библиотечном сообществе не было импульсов для создания подобных организаций в отрасли школьных учебных библиотек.
По опыту Международной школьной библиотечной ассоциации, Американской ассоциации школьных библиотек или Ассоциации школьных библиотек Великобритании можно говорить о том, насколько значимую роль в развитии образовательной системы играют подобные организации.
Возможно, именно поэтому, когда во время фестиваля школьных библиотек «БиблиОбраз», организованного Министерством образования Российской Федерации и Центром развития русского языка, специалисты школьных учебных библиотечных учреждений продемонстрировали свой творческий потенциал, сформировалось четкое понимание необходимости подобной организации в нашей стране.
В чем же заключается миссия, цель и задачи РШБА?
Миссия Ассоциации - это формирование объединенной системы духовных интеллектуальных, социальных и культурных ресурсов России для развития учебных библиотечных учреждений, которые в свою очередь служат одним из институтов социализации посредством воспитания и образования.
Цель Ассоциации - это усиление позиций школьных библиотечных учреждений в современной библиотечной системе, увеличение их роли в культурно - просветительских процессах жизни общество, а также формирование благоприятных рабочих условий для школьных библиотекарей.
Для выполнения своей миссии и достижения основной цели Ассоциация ставит перед собой следующие цели:
Объединение интеллектуального и творческого потенциала школьных библиотекарей в единое библиотечное и информационное пространство России.
«Научные междисциплинарные исследования»
Координация и кооперация ресурсов школьных библиотек с библиотеками
других систем и ведомств.
Взаимодействие с российскими и зарубежными организациями и структурами в целях развития школьных библиотек.
Инициирование законодательных инициатив по укреплению школьных библиотек и социальной защите их работников на федеральном и региональном уровне.
В целях усиления информационной безопасности подрастающего поколения инициирование и издание специализированных СМИ, способствующих, прежде всего, духовной безопасности российских детей.
По инициативе Ассоциации регулярно проводятся всероссийские конкурсы, форумы, мастер-классы, вебинары и конференции, находят поддержку различные проекты одной из задач, которых в той или иной степени является расширение виртуального библиотечного, которое может определяться не только сайтами и ссылками, но и взаимодействием специалистов в библиотечной сети.
Самыми яркими из них можно назвать движение «Молодая Россия читает», которое выступает катализатором инновационных процессов в библиотечной среде и позволяет специалистам расширять сеть межведомственного взаимодействия.
Основные цели и задачи данного проекта, безусловно, будут обращены к формированию культуры чтения у молодого поколения, однако, если обратиться к Концепции Движения, можно заметить тенденцию к формированию устойчивых взаимодействий, которые во много определяют и библиотечное пространство школьных библиотек.
«Наша общая цель — воспитание читающей нации. А ее ядро — молодое поколение, наши дети и внуки. Для реализации национальной программы чтения в России необходимы совместные усилия профессиональных и общественных сообществ, научных коллективов и школ, представителей самых разных структур, заботящихся о будущем Отечества».
XIVМеждународная научно-практическая конференция
Таким образом, можно сделать вывод, что решение существующих в
данный момент сложностей в модернизации библиотечного пространства современных школьных библиотек часто переходит в работу цифрового пространства данных учреждений и решаются путем создания широкой системы взаимодействий между специалистами по всей стране.
Педагог-библиотекарь обеспечивает информационную поддержку проекта и исследовательской деятельности студентов. В последние годы библиотека пополнилась методической литературой по развитию проектной и исследовательской деятельности студентов, которая постоянно пользуется спросом у преподавателей.
Реализовать цели и нормы, поставленные в федеральном государстве, возможно только при продвижении и поддержке чтения книг, что сегодня является приоритетным, актуальным и исторически важным направлением школьной библиотеки. Фонд школьной библиотеки способствует качественной организации внеклассных мероприятий как школьными учителями, так и библиотекарями. Например, реализация в начальной школе внеклассной программы «Дружу с книгой», в которой упоминаются многие литературные произведения, невозможна без использования литературы школьной библиотеки и медиаресурсов. Педагог-библиотекарь при реализации основных направлений внеклассной деятельности использует разные виды работы: олимпиады, игры, викторины, уроки литературы, различные формы выставок и экскурсий, кружки и т. д. Пропаганда и поддержка чтения не обходится без знания новые книги и возможность их продвижения.
Библиографический список:
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики / А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.И. Федоренко. - М.: Феникс, 2016. - 256 с.
2. Бухарова, Г. Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. - М.: Academia, 2015. - 336 с.
«Научные междисциплинарные исследования»
3. Варенова, Т. В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. - М.: Асар,
2013. - 256 ^
4. Василькова, Ю. В. Лекции по социальной педагогике. Теория и история / Ю.В. Василькова. - М.: Перспектива, 2017. - 736 а
5. Вахтеров, Василий О новой педагогике / Василий Вахтеров. - М.: Карапуз, 2017. - 224 ^
6. Вернадский (сост. Чечель И.Д.) Серия: Антология гуманитарной педагогики. - Москва: ИЛ, 2016. - 224 ^
7. Виненко, В. Г. Общие основы педагогики / В.Г. Виненко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 298 а
8. Галагузова, М. А. История социальной педагогики / М.А. Галагузова, А.М. Лушников, Т.С. Дорохова. - М.: Владос, 2013. - 403 а
9. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 448 ^
10. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. - М.: Владос-Пресс, 2014. - 160 ^
11. Дошкольная педагогика / ред. А.М. Леушина. - Л.: Пед. институт им. Герцена, 2017. - 286 а
12. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. - М.: Учпедгиз, 2014. - 472 ^
13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века 3-е изд. / А.И. Пискунов и др. - М.: Сфера, 2017. - 496 а
14. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. - М.: Сфера, 2014. - 496 а
15. История педагогики. - М.: Просвещение, 2013. - 368 ^
16. Каптерев, П. Ф. Антология гуманной педагогики. Каптерев / П.Ф. Каптерев. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. - 224 ^