Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ПАНДЕМИЯ / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ашуралиева Дженнет Руслановна

В статье рассматриваются особенности безработицы в регионах России на современном этапе Отмечается, что проблема организации труда является одной из основных социально-экономиче ских проблем общественного развития России, особенно в пандемийный и постпандемийный пери од.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF UNEMPLOYMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the features of unemployment in the regions of Russia at the present stage. It is noted that the problem of labor organization is one of the main socio-economic problems of social development in Russia, especially in the pandemic and post-pandemic period.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_6_525 УДК 331

Ашуралиева Дженнет Руслановна,

кандидат экономических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: Ashuralieva.djennet@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕГИОНАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье рассматриваются особенности безработицы в регионах России на современном этапе. Отмечается, что проблема организации труда является одной из основных социально-экономических проблем общественного развития России, особенно в пандемийный и постпандемийный период.

Ключевые слова: безработица; пандемия; цифровая платформа.

UDC 331

Ashuralieva Jennet Ruslanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: Ashuralieva. djennet@yandex.ru

FEATURES OF UNEMPLOYMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the features of unemployment in the regions of Russia at the present stage. It is noted that the problem of labor organization is one of the main socio-economic problems of social development in Russia, especially in the pandemic and post-pandemic period. Keywords: unemployment; pandemic; digital platform.

Безработица является одной из основных социально-экономических проблем развития России. Она представляет собой ситуацию на рынке труда, при которой часть трудоспособных людей остается без работы, поскольку предприниматели не в состоянии оплатить их труд.

В макроэкономике занятость является наиболее важным показателем. Занятость -это количество трудоспособных людей, которым не менее 16 лет. Для расчета безработицы в экономике используются различные показатели, но общепризнанным является уровень безработицы [1].

Безработица означает огромную потерю рабочей силы, основной производительной силы страны, что значительно снижает потенциальный валовой продукт и национальный доход, а также производственный потенциал страны (точнее, потенциал налогоплательщиков) для замены, переобучения и трудо-

устройства безработных. Если имеющаяся рабочая сила используется не полностью, очевидно, что экономика не восстановится, поскольку экономическая система не достигнет своей производственной мощности. Поэтому безработица является ключевым показателем общей экономической ситуации.

Экономический и финансовый кризис в Российской Федерации делает проблему безработицы очень важной и требующей самого пристального внимания со стороны российских экономистов и других ученых-обществоведов.

Безработица также затрагивает жизненные интересы людей, не позволяя им использовать свои навыки в тех видах деятельности, для которых они лучше всего подходят, или лишая их таких возможностей, причиняя им сильный моральный дискомфорт.

В январе 2021 года 49,9 % безработных в возрасте 15 лет и старше составляли женщи-

ны, 67,4 % - городские жители, 18,9 % - молодежь в возрасте 15-25 лет и 24,2 % - безработные без опыта работы.

Уровень безработицы выше среди сельских жителей (8,2 %), чем среди городских (5 %). Уровень безработицы среди женщин (5,9 %) выше, чем среди мужчин (5,6 %).

Пандемия COVID-19 и обязательные карантинные ограничения в России оказали негативное влияние на динамику рынка труда, что привело к замедлению экономической активности и экономической стагнации. Сокращение штатов и закрытие предприятий, как правило, увеличивает безработицу и неполную занятость.

Безработица, как правило, довольно слабо реагирует на экономические спады, как это было и во время рецессии 2015-2016 гг. Этому явлению способствуют традиционные российские меры по снижению безработицы, такие как переход на неполный рабочий день, обязательные неоплачиваемые отпуска (особенно актуальные на крупных предприятиях) и др.

С апреля 2020 г. уровень безработицы рос, достигнув пика в 6,4 % в августе 2020 г. В сентябре - октябре 2021 г. уровень безработицы в России снизился до предкризисного уровня в 4,3 %. В конце второго и третьего кварталов 2021 г. уровень безработицы в России составил 4,9 % и 4,4 % соответственно. Данные за июль-сентябрь показывают, что рынок труда восстановился после эпидемии, а уровень безработицы находится на рекордно низком уровне.

Ситуация с занятостью не отражает наблюдаемого замедления экономической активности. Отчасти это делается для сохранения социальной стабильности, а отчасти для того, чтобы кризис не «очистил» рынок труда, «заставив» людей искать работу. Учитывая демографические изменения (старение населения и сокращение трудоспособного населения), текущий дефицит квалифицированной рабочей силы и ожидаемый в будущем дефицит рабочей силы, влияние циклической безработицы на население России в целом меньше, чем в развитых странах.

В последнее время российский рынок труда испытывает острую нехватку рабочей силы. В результате без серьезных потрясений безработица может вырасти до кризисного уровня в ближайшем будущем. В част-

ности, отмечается, что число волонтеров и некоммерческих работников сократилось почти вдвое, особенно после начала спецоперации. В мае 2022 г. наибольшее сокращение вакансий в профессиональном секторе по сравнению с прошлым годом про -изошло в страховом секторе и секторе государственного управления, где количество предложений сократилось на 89 % и 80 % соответственно. В автомобильном секторе количество вакансий сократилось на 71 %, в банковском секторе - на 65 %, а в секторе управления персоналом - на 54 %.

По данным Росстата, уровень безработицы в апреле был рекордно низким - 4 %. Три миллиона безработных - это люди в возрасте 15 лет и старше 49. По данным Министерства экономического развития, ожидается, что в 2022 г. уровень безработицы достигнет 6,7 %.

Во время пандемии больше всего от кризиса пострадал сектор услуг, поскольку были приняты принудительные меры по ограничению социальных контактов. Реальный сектор, занимающийся перевозкой людей из-за рубежа, также был обеспокоен, но компании не стали разрабатывать альтернативные транспортные маршруты, зная, что ограничения носят временный характер. Главными жертвами стали глобальные цепные экономики. Более того, частичное закрытие иностранных компаний является явной чертой нового кризиса. С одной стороны, это влечет за собой определенные риски, такие как рост напряженности на рынке труда и увольнения, но, с другой стороны, открывает новые возможности для развития бизнеса и создания рабочих мест в России.

Как во время пандемии, так и сейчас, меры государственной поддержки направлены на сохранение рабочих мест, поддержку сокращенных работников, переподготовку и набор персонала. В то же время основное внимание уделялось работникам компаний, находящихся в процессе реструктуризации. Другими словами, цель - предотвратить потерю рабочих мест. Службы занятости активно решают проблемы тех, кому грозит сокращение. Государство работает над плавным переходом. Многие из тех, кто обратился в службы занятости во время кризиса, были длительно безработными или без опыта работы. Сегодня целью является обеспечение

наличия квалифицированной рабочей силы в крупных компаниях в ключевых отраслях.

В результате пандемического кризиса изменился образ жизни многих людей. Обвал системы охватил все регионы мира. Увольнения - это одна из мер, которая принята компаниями для того, чтобы преодолеть кризис. Некоторым организациям необходимо было отправить своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск или сократить количество рабочих дней.

Российские работодатели предлагают субсидии безработным, а гражданам - бесплатно обучаться наиболее востребованным профессиям. Эти дополнительные меры направлены на повышение занятости.

В 2021 г. решено было продлить программу переобучения, введены дополнительные меры поддержки занятости. В частности, работодатели могут получить государственную поддержку, если они принимают на работу граждан, зарегистрированных в службе занятости до 1 января 2021 г. Размер субсидии будет равен трем величинам: минимальной заработной плате, умноженной на региональный коэффициент, сумме страховых взносов и количеству работников.

Субсидии будут выплачиваться из фонда социального страхования. Он получает информацию о безработных от служб занятости и выплачивает компенсацию непосредственно работодателям. Кроме того, он обеспечивает программы переподготовки для безработных и профессиональное обучение для тех, кто имеет потенциал для будущего трудоустройства. Эти программы будут доступны не только тем, кто потерял работу в результате пандемии, но и для людей старше 50 лет и женщин с детьми. В настоящее время несколько категорий молодых людей могут принять участие в переподготовке или профессиональном обучении. К ним относятся люди, которые были безработными более четырех месяцев после окончания учебы или военной службы, работники, которым грозит сокращение штата, и люди, не окончившие среднее или высшее профессиональное образование.

Основная цель долгосрочной программы поддержки занятости молодежи до 2030 года - дать молодым людям возможность развивать свой профессиональный, трудовой и предпринимательский потенциал. В

рамках программы планируется дальнейшее развитие мер по содействию занятости молодежи, повышению соответствия современного образования потребностям работодателей и предоставлению студентам возможности совмещать образование, работу и предпринимательство [2]. Повестка включает 32 меры по решению этих проблем. Например, поддержка работодателей в найме молодых людей с ограниченными возможностями и других молодых людей, которых трудно нанять, усовершенствованный процесс определения и распределения мест в университетах, которые лучше соответствуют потребностям рынка труда.

Данные Министерства труда также поддерживают миграцию молодых людей в регионы, где существует дефицит рабочей силы, организуются стажировки для студентов в сфере самозанятости и оказывается персональная поддержка молодым людям в создании собственного бизнеса.

Ожидается, что мерами прямой поддержки в рамках программы будут пользоваться 200 тыс. человек в год. Ожидается, что эти меры позволят значительно снизить уровень безработицы среди молодежи, при этом уровень трудоустройства выпускников составит 85 % к 2024 г. и 92 % к 2030 г.

Был утвержден новый порядок регистрации безработных и ищущих работу лиц, которые претендуют на получение пособия по безработице, в службе занятости. Это поможет автоматизировать процесс поиска работы и сократить количество подаваемых документов.

Постепенно все службы занятости начнут работать через единую цифровую платформу «Работа в России». Необходимые данные будут загружены в систему путем обмена информацией между отделами. Это позволит гражданам общаться со службами занятости в электронном виде без необходимости предоставления большинства документов. Например, служба занятости больше не должна будет предоставлять информацию о справках с работы, справках об образовании, справках об инвалидности и справках о месте жительства. Кроме того, технические усовершенствования цифровой платформы позволят улучшить опыт граждан, которые ищут работу через службу занятости, касается, например, студентов дневного отделе-

ния, людей, желающих сменить работу, и людей, ищущих работу на неполный рабочий день. Все, что им нужно сделать, это зайти на портал «Работа в России», заполнить анкету и приложить резюме с указанием квалификации и опыта работы. Интеллектуальная технология автоматически осуществляет поиск вакансий в России в соответствии с запросом. В рамках этой процедуры люди могут дистанционно зарегистрироваться в качестве безработных и подать заявление на получение пособия по безработице. Это знаменует собой начало дальнейшего развития цифровой платформы и переход к постоянному электронному взаимодействию между гражданами и службами занятости [3].

Список литературы

1. Галяутдинов Р. Р. Безработица: формы, причины и последствия // Сайт преподавателя экономики.

[2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/bezrabotica-formy-prichiny-posledstviya (дата обращения: 10.09.2022).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.». Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 10.09.2022).

References

1. Galyautdinov R. R. Unemployment: forms, causes and consequences. Website of an economics teacher. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/bezrabotica-formy-prichiny-posledstviya (date of appeal: 09/10/2022).

2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 3581-r dated December 14, 2021 "On approval of the Long-term Program for Youth Employment promotion for the period up to 2030". Access from the ConsultantPlus legal reference system.

3. Official website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru (accessed: 09/10/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.