Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1708
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ / УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПАНДЕМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашковская М.В., Мальсагова Р.Г.

Безработица как явление, присущее рыночной экономике, и как одна из важнейших социально-экономических проблем современности постоянно находится в поле зрения экономистов-практиков и теоретиков. Широкомасштабный экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19 в 2020-2021 гг., спровоцировал резкое обострение проблем занятости и безработицы во всех странах мира. Целью данного исследования является оценка эффективности государственных мер по снижению уровня безработицы в период пандемического кризиса 2020-21 годов в России. При проведении исследования были использованы данные статистической отчетности Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Международного валютного фонда, Международной организации труда, аналитические обзоры экспертов Высшей школы экономики, Центра перспективных управленческих решений, консалтинговых и финансовых агентств, периодическая литература по теме исследования. Методами исследования послужили общенаучные методы, такие как сравнение, описание, классификация, системный подход, анализ и синтез, графический, нормативно-правовой, контент-анализ. Последствия пандемического кризиса на российском рынке труда характеризуются как количественными, так и качественными проявлениями. Количественные проявления закономерно выражаются в росте численности безработных в связи с закрытием предприятий многих отраслей в результате введения режима самоизоляции и частичного локдауна. Качественные проявления экономического кризиса 2020-2021 гг. нашли отражение, прежде всего, в изменениях структуры безработицы и форм занятости трудоспособного населения, в широком распространении дистанционных режимов работы. А ускоренная цифровизация всех сфер жизни общества и, как следствие, автоматизация большинства процессов при использовании режима «онлайн» в работе, привела к отказу многих компаний от целого ряда штатных единиц. Правительством России был разработан ряд мер по поддержке рынка труда и снижению уровня безработицы, которые, помимо пособий и другой помощи безработным, включают меры по поддержке бизнеса с целью предотвращения массовых увольнений. Эффективность данных мер подтверждается официальной статистикой рынка труда, демонстрирующей снижение темпов роста зарегистрированных безработных и увеличение количества трудоустроенных. Предпринятые Правительством России меры в целом можно оценивать как эффективные в сравнении с темпами роста безработицы в других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пашковская М.В., Мальсагова Р.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF MEASURES TO REDUCE UNEMPLOYMENT IN CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS AND PANDEMIC

Unemployment as a phenomenon inherent in a market economy and as one of the most important socio-economic problems of our time is constantly in the field of view of practical economists and theorists. The large-scale economic crisis caused by the COVID-19 coronavirus pandemic in 2020-21 provoked a sharp aggravation of employment and unemployment problems in all countries of the world. The purpose of this study is to assess the effectiveness of government measures to reduce unemployment during the pandemic crisis of 2020-21 in Russia. The study used data from statistical reports of the Government of the Russian Federation, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Accounts Chamber of the Russian Federation, the International Monetary Fund, the International Labor Organization, analytical reviews of experts from the Higher School of Economics, the Center for Advanced Management Solutions, consulting and financial agencies, periodical literature on the research topic. The research methods were general scientific methods such as comparison, description, classification, system approach, analysis and synthesis, graphical methods, regulatory method, content analysis. The consequences of the pandemic crisis on the Russian labor market are characterized by both quantitative and qualitative manifestations. Quantitative manifestations are naturally expressed in an increase in the number of unemployed due to the closure of enterprises in many industries as a result of the introduction of self-isolation and partial lockdown. Qualitative manifestations of the economic crisis of 2020-21 were reflected, first of all, in changes in the structure of unemployment and forms of employment of the able-bodied population, in the widespread use of remote work modes. And the accelerated digitalization of all spheres of society and, as a result, the automation of most processes when using the "online" mode in work has led to the rejection of many companies from a number of staff units. The Russian government has developed a number of measures to support the labor market and reduce unemployment, which, in addition to benefits and other assistance to the unemployed, include measures to support businesses in order to prevent mass layoffs. The effectiveness of these measures is confirmed by official labor market statistics showing a decrease in the growth rate of registered unemployed and an increase in the number of employed. The measures taken by the Russian Government as a whole can be assessed as effective in comparison with the growth rates of unemployment in other countries.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА И ПАНДЕМИИ»

Эффективность мер по снижению безработицы в условиях экономического кризиса и пандемии

Пашковская Маргарита Васильевна,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Университет «Синергия», MPashkovkaya@synergy.ru

Мальсагова Радима Гапуровна,

кандидат экономических наук, кафедра экономической теории и мировой экономики, Университет «Синергия», RMalsagova@synergy.ru

Безработица как явление, присущее рыночной экономике, и как одна из важнейших социально-экономических проблем современности постоянно находится в поле зрения экономистов-практиков и теоретиков. Широкомасштабный экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса ^УЮ-19 в 2020-2021 гг., спровоцировал резкое обострение проблем занятости и безработицы во всех странах мира. Целью данного исследования является оценка эффективности государственных мер по снижению уровня безработицы в период пандемического кризиса 2020-21 годов в России. При проведении исследования были использованы данные статистической отчетности Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Международного валютного фонда, Международной организации труда, аналитические обзоры экспертов Высшей школы экономики, Центра перспективных управленческих решений, консалтинговых и финансовых агентств, периодическая литература по теме исследования. Методами исследования послужили общенаучные методы, такие как сравнение, описание, классификация, системный подход, анализ и синтез, графический, нормативно-правовой, контент-анализ.

Последствия пандемического кризиса на российском рынке труда характеризуются как количественными, так и качественными проявлениями. Количественные проявления закономерно выражаются в росте численности безработных в связи с закрытием предприятий многих отраслей в результате введения режима самоизоляции и частичного локдауна. Качественные проявления экономического кризиса 2020-2021 гг. нашли отражение, прежде всего, в изменениях структуры безработицы и форм занятости трудоспособного населения, в широком распространении дистанционных режимов работы. А ускоренная цифровизация всех сфер жизни общества и, как следствие, автоматизация большинства процессов при использовании режима «онлайн» в работе, привела к отказу многих компаний от целого ряда штатных единиц. Правительством России был разработан ряд мер по поддержке рынка труда и снижению уровня безработицы, которые, помимо пособий и другой помощи безработным, включают меры по поддержке бизнеса с целью предотвращения массовых увольнений. Эффективность данных мер подтверждается официальной статистикой рынка труда, демонстрирующей снижение темпов роста зарегистрированных безработных и увеличение количества трудоустроенных. Предпринятые Правительством России меры в целом можно оценивать как эффективные в сравнении с темпами роста безработицы в других странах. Ключевые слова: безработица, государственная поддержка безработных, уровень безработицы, экономический кризис, пандемический кризис, антикризисные меры, пандемия, коронавирус, ^УЮ-19.

Введение

Начало 2020 года для российской экономики было ознаменовано отказом ОПЕК+ продлевать действовавшее с 2016 года соглашение о сокращении добычи нефти и, как следствие, падением цены на нефть и понижением курса рубля. Пандемия коронавируса ^УЮИЭ резко усилила кризисные тенденции в России, также как и в других странах мира. Беспрецедентное сокращение деловой активности в результате борьбы с пандемией, падение спроса и обвал цен на нефть привели к значительному

сокращению объема российского ВВП, реальных располагаемых доходов населения, к торможению потребления и инвестиций и к росту безработицы. Перечисленные проблемы были усугублены тем обстоятельством, что рынок труда в России все еще находится в стадии формирования, обусловленной переходом к рыночной экономике. Следует отметить, что в сложившейся ситуации в разных странах не могла быть применена универсальная система мер по преодолению безработицы, поэтому каждое государство вырабатывало свой собственный пакет мер по борьбе с данной проблемой, учитывая национальную специфику и возможности бюджета. Закономерно, что и эффективность таких мер не может быть одинаковой [9, 22]. Учитывая сложившуюся ситуацию, в середине 2020 года Правительством РФ был разработан комплекс мер по поддержке отечественного рынка труда и снижению уровня безработицы. В 2021 году восстановление занятости оставалось одним из основных приоритетов государственной экономической политики. На сегодняшнем этапе уже становится возможным оценить эффективность мер поддержки рынка труда, предпринятых Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы в условиях пандемии и экономического кризиса.

Цель, задачи

Целью данного исследования является оценка эффективности государственных мер по снижению уровня безработицы в период пандемического кризиса 2020-21 годов в России.

В качестве задач исследования были определены следующие:

- выявить количественные и качественные проявления последствий COVID-кри-зиса на состояние рынка труда и динамику уровня безработицы в России;

- проанализировать меры поддержки рынка труда, предпринятые Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы;

- оценить эффективность предпринятых мер по снижению уровня безработицы в российской экономике.

Методы и материалы

Методами исследования послужили общенаучные методы, такие как сравнение, описание, классификация, системный подход, анализ и синтез, графический, нормативно-правовой, контент-анализ. Для проведения исследования использовались данные статистической отчетности Правительства РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства экономического развития РФ, Счетной палаты РФ, Международного валютного фонда, Международной организации труда, аналитические обзоры экспертов Высшей школы экономики, Центра перспективных управленческих решений, консалтинговых и финансовых агентств, периодическая литература по теме исследования.

Результаты и обсуждения.

Нарушение равновесия на рынке рабочей силы как основная причина безработицы закономерно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий. Пандемия коронавируса CoVID-19, охватившая все страны мира, стала главной причиной стремительного роста безработицы в 2020 году.

Масштабность последствий «коронакризиса» [13] подтверждается данными Мирового валютного фонда (МВФ) о падении мировой экономики на 4,3% по итогам 2020

года, в то время как в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. мировое производство сократилось на 1,7% [3, 25]. В России уровень падения экономики в 2020 году ожидался в размере 5,5%, затем МВФ улучшил этот показатель до 3,6%, исходя из того, что российская экономика могла компенсировать основную часть ко-ронавирусного падения уже в 2021 году. Разные экспертные организации и Минэкономразвития РФ оценивали данный показатель от 3,6% до 5%. Фактически же уровень падения ВВП России оказался оптимистичнее прогнозов и составил 3,1%, что стало максимальным показателем снижения за последние 11 лет (ниже данного уровня ВВП России сократился в 2009 году - на 7,8%) [18].

Важно отметить, что еще начиная с 2014-2015 гг., экономисты-теоретики и эксперты прогнозировали возможность наступления глобального циклического экономического кризиса, вероятность которого возрастала по мере удаления от последнего спада. В этих условиях пандемия стала своеобразным «спусковым крючком» наступления кризиса [12]. При этом многие экономисты обоснованно полагают, что кризис, вызванный пандемией, является скорее не системным кризисом, а шоком предложения, поскольку он обусловлен не столько внутренними причинами экономической системы, сколько внешним фактором. Поэтому возрастающую безработицу в условиях пандемии нельзя однозначно трактовать как циклическую безработицу.

Как отмечает В. Гимпельсон, директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, последние экономические кризисы (1998 г., 2009 г., 2015 г.) были кризисами спроса, вызванными внешними шоками разной природы. Специфика же текущего кризиса состоит не только в том, что это кризис предложения, но и в том, что он был спровоцирован сознательными действиями правительств большинства государств, когда в целях ограничения контактов между людьми осознанно закрывались предприятия нормально функционирующего бизнеса [5]. Говоря о российской экономике, некоторые авторы полагают, что современный кризис был вызван двойным и даже тройным внешним шоком [4, с.82].

Разрушающее воздействие «коронакризиса» на экономики всех стран, включая российскую, стало следствием введения карантинного режима, вынужденного закрытия многих предприятий, в первую очередь, в таких отраслях, как торговля, общественное питание, индустрия развлечений, туристическая отрасль и др. [13, 28]. Многие компании прекратили свою деятельность или сократили ее масштабы в связи с финансовыми трудностями. Предприятия, продолжившие деятельность, по большей части перешли на дистанционный (удаленный) режим работы, множество работников было сокращено или отправлено в отпуск без содержания, оказавшись, по сути, безработными.

Необходимо отметить, что в России безработица в период пандемии в первую очередь коснулась сотрудников малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Как отмечает В. Гимпельсон, еще 20 лет назад большинство российских граждан трудилось на крупных и средних предприятиях, на которых численность рабочих мест регулировалась государством. В настоящее время в государственном секторе, а также на всех крупных и средних предприятиях страны занято около 32 млн. человек, половина из которых - работники бюджетной сферы [6]. Во время пандемического кризиса они продолжали получать свою обычную заработную плату. Более того, по итогам января-ноября 2020 года на ряде средних и крупных предприятиях государственного и корпоративного сектора рост реальной зарплаты составил 2,2% [21]. В то же время около 40 млн. занятых в России - это индивидуальные предприниматели и

работники малых предприятий, большинство из которых было уволено при объявлении режима самоизоляции и закрытии предприятий.

Последствия пандемического кризиса 2020 года демонстрируют как количественное, так и качественное влияние на российский рынок труда.

Количественное влияние закономерно выражается в повышении уровня безработицы. Если в июне 2020 года в России было зарегистрировано около 2,4 млн. официальных безработных, то к концу августа этот показатель уже достиг значения 3,63 млн. человек. Только официальная безработица в России в 2020 году выросла более чем в 5 раз [10, 17]. Реальная же безработица была существенно выше, так как часть российских граждан, нуждающихся в трудоустройстве, не становились на официальный учет по безработице в связи с незначительностью сумм выплат пособия по безработице. Например, для тех, кто ранее не работал и планирует встать на учет с 1.01.2021 года, сумма минимального пособия составила 1500 руб. [1].

По методологии Международной организации труда (МОТ), которая берет в расчет всех фактически незанятых граждан, численность безработных в России на конец августа составляла 4,8 млн. человек, что соответствовало 6,6% всей рабочей силы. Однако к декабрю 2020 г. численность официально зарегистрированных безработных сократилась до 2,92 млн. чел., говорится в обзоре Минэкономразвития «Картина экономики» [15].

После введения возможности подачи онлайн-заявления для получения пособия по безработице, снижения требований к документации и повышения его уровня на биржу труда обратилось в разы больше граждан, чем было ранее. Качественная структура безработицы поменялась в результате роста числа неофициально занятых или долго не работавших людей. Вследствие этого, весной 2020 года значительно возросло количество безработных, прошедших регистрацию, с уровня в 100 тыс. ре-гистраций в месяц по состоянию в марте до уровня в 900 тыс. регистраций в апреле. При этом общий уровень регистрируемой безработицы по результатам 2020 года дошел до 3,2%, что в 3 раза больше показателя 2019 года [10].

С того момента, как государственные меры по поддержке безработных перестали действовать, регистрируемая безработица начала снижаться. На рисунке наглядно виден резкий рост уровня безработицы в России в 2020 году и возврат к допандемий-ным показателям по итогам 2021 года - 4,3%.

В-.Ъ

7,1 /

V 6 / Ч 5.5 5.5 5,8

4Л „

2.S 2.8 -зтг-

Z.I ■" -Л7 / \

_ _ 1 у ч1-3 /

2005 20ОТ 2009 2011 2013 2015 2017 2019 2020 2021 Общая безработица (МОТ) — — Регистрируема я безработица

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России за 2005-2021 гг. Составлено авторами по данным [23]

*Уровень регистрируемой безработицы за 2021 год приведен по последним на момент написания статьи данным - по состоянию на декабрь 2021 года.

Заметим, что темпы роста по показателю регистрируемой безработицы были намного больше, чем по общей безработице: рост регистрируемой - с 1% до 3,2%, а общей - с 4,6% до 5,8%. Подобный разрыв в темпах роста показывает, что значительное влияние на уровень безработицы оказали предпринятые государством меры в части поддержки рынка труда в период пандемии. При этом в предыдущие экономические кризисы в России подобного резкого роста регистрируемой безработицы не наблюдалось. Так, в период кризиса 2008-2009 гг. уровень регистрируемой безработицы изменялся в границах от 2% до 2,8%, а в 2014-2015 гг. - от 1,2% до 1,3% [10].

Наибольшее количество регистрируемых безработных было отмечено в Москве, Московской области, Краснодарском крае. При этом по доле официально зарегистрированных безработных от экономически активного населения наиболее сложная ситуация была отмечена в Дагестане, Тыве, Чечне и Ингушетии, где уровень безработицы достиг 9-11% от экономически активного населения [23]. Большое количество людей оказалось в режиме неполной занятости. По оценкам специалистов Министерства труда и социальной защиты, на эту категорию приходилось около 5,5% работников или свыше 3 млн. человек. При этом 1,5 млн. работников были направлены в простой, 1,3 млн. человек были заняты неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и около 280 тыс. работников находились в неоплачиваемом отпуске [1, 20]. Согласно опросу «ВЦИОМ-Спутник» в ноябре 2020 года на удаленном режиме работало около 3,7 млн. граждан, что составляет почти 6,5% от трудоспособного населения. Важно отметить, что в 2019 году данный показатель составлял 30 тыс. человек, что более чем в 100 раз меньше показателя 2020 года. Спустя год после начала пандемии, только 5% граждан оставалось на удаленном режиме, 15% граждан объединили в своей работе офисный и домашний режим, а 55 % граждан вернулись к старому режиму работы [16].

Качественное влияние COVID-кризиса выразилось в изменении характера рынка труда. Кроме стремительного роста уровня безработицы, пандемия повлияла на ускорение долгосрочных изменений в виде автоматизации, цифровизации и закрепления удаленных режимов деятельности. Кризис углубил «квалификационную яму», которая характеризуется ситуацией рыночного несоответствия структуры предложения структуре спроса на труд. Только по причине «квалификационной ямы», по оценке Бостонской консалтинговой группы (World Boston Consulting Group (BCG)), Россия потеряла около 0,6% ВВП [13].

Пандемия радикально изменила рабочий распорядок. Теперь, когда 81% (по оценке International Labour Organization) мировых трудовых ресурсов отправлены на дистанционную форму работы, работа «из дома», гибкий график и «удаленка» с высокой вероятностью становятся новыми нормами на рынке труда.

По опросам экспертов в период пандемии, после завершения кризиса примерно 75% организаций в мире готовы были перевести не менее 5% офисных сотрудников на удаленную занятость на постоянной основе [26]. Распространение удаленной работы спровоцировало волну массового освоения различных цифровых навыков, что позволило многим безработным гражданам найти новые источники дохода и карьерного роста. Упрощение трудовых отношений и автоматизация всех процессов через систему онлайн повлекла за собой отказ от многих должностей в штате предприятия, в частности, среди административного персонала.

В результате перехода экономики на цифровые рельсы часть наемных работников осталась невостребованной на рынке труда из-за отсутствия компетенций для работы в условиях цифровой экономики. Как следствие, по прогнозам Международной

консалтинговой компании МсК^еу, из-за автоматизации процессов к 2030 году около 375 млн. человек будут вынуждены сменить профессию или приобрести новые навыки. [7]. Так, в первую неделю локдауна в России численность желающих работать в службах доставки увеличилась в 5-6 раз по сравнению с допандемийным уровнем в связи с ростом популярности данного бизнеса. При этом популярность этой профессии только растет: на начало 2022 года в России было открыто более 106 тыс. вакансий в службы доставки, 25% из которых приходилось на город Москва [14].

Закономерно, что в ответ на кризисные явления в российской экономике последовала незамедлительная реакция Правительства РФ в виде разработки мер поддержки рынка труда и сдерживания роста безработицы, что выразилось в принятии Общенационального плана действий [1], обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Благодаря этим мерам российскому правительству удалось не только сохранить в стране макроэкономическую стабильность, не допустив развития системного экономического кризиса, как это произошло в 2008-2009 гг., но и предотвратить взрывной рост безработицы.

К ключевым инициативам, направленным на восстановление эффективной занятости в России в 2020 году, относились адресные денежные выплаты, «социальное казначейство», помощь потерявшим работу, совершенствование условий рынка труда в цифровую эпоху [1] (рис. 2).

Адресные денежные выплаты осуществление социальных выплат наиболее уязвимым группам населения прежде всего, семьям с детьмн.

«Социальное казначейство»

создание условии для предоставления мер социальной поддержки за счёт средств бюджетов всех уровней — на основагаш выявлешся жизненных обстоятельств у граждан, что повысвп адресность и эффекшвностъ мер

социальной поддержки иа федеральном, региональном и муниципальном урошик.

\/

Помощь потерявшим работу

комплекс мер, включающий повышение размера пособий по безработице до уровня МРОТ, оказание помощи в переобучении и переквалификации, повьпиение эффективности работы служб занятости.

Совершенствование условий рынка труда в цифровую эпох;/

нормашвно-правовое обеспечение удаленного режима работы, в там числе комбинированного, включающего удаленную работу и работу на рабочемместе, совершенствование режима неполной занятости и самозанятости, внедрение электронного кадрового документооборота

Рисунок 2. Ключевые инициативы Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике Составлено по данным [1].

Важно отметить, что Правительством РФ при поддержке населения в период пандемии был выбран подход, который можно охарактеризовать как точечную поддержку отдельных наиболее уязвимых групп населения, а не безусловные выплаты всем гражданам страны.

В таблице 1 представлен результат некоторых мер поддержки бизнеса с целью сохранения занятости и снижения уровня безработицы.

Таблица 1

Основные меры поддержки бизнеса в России с целью сохранения занятости и снижения уровня безработицы

Вид поддержки, описание Объем выде- Результат оказанной поддержки

ленных бюд- Кол-во по- Сумма ока- Кол-во

жетных лучателей занной под- охваченных

средств млрд. меры под- держки, занятых

руб. держки, ед. всего, млрд.руб. граждан, тыс.чел.

Прямые меры поддержки занятости

Кредиты бизнесу

Беспроцентный кредит на выплату зарплат (софинансирование заработной платы на сумму МРОТ (12 130 руб.) 305 23400 58,6 805

Кредит на зарплату по ставке 2% с воз- 5,7 127000 155 3500

можностью списания при сохранении

штата сотрудников

Льготные кредиты системообразующим 436 300 60 911

предприятиям для поддержания оборот-

ных средств и сохранения рабочих мест

Финансовая помощь бизнесу

Гранты на выплату зарплат и решение По требова- 1600000 66,7 3300

других неотложных задач в апреле и мае нию

Отсрочка налоговых платежей на 6 меся- 64 828 64 3300

цев по всем налогам, кроме НДС для наиболее пострадавших отраслей

Отсрочка страховых взносов на 6 месяцев для наиболее пострадавших отраслей 92 552500 0,204 3000

Снижение страховых взносов на сумму зарплаты, превышающую МРОТ с 30% до 15% 350 н/д 350 20000

Косвенные меры поддержки занятости через сокращение расходов предприятий

Кредиты бизнесу

Расширение программы льготного креди- 18 4000 424 -

тования под 8,5%

Финансовая помощь бизнесу

Программа «3 по 1/3» (2/3 стоимости про- 210 516 11,9 -

центных платежей по новым кредитам по-

крывают государство и банки)

Отсрочка арендных платежей для малого и среднего бизнеса 12,8 35943 13,6 -

Отсрочка арендных платежей для наибо- По требова- 29000 6,6 -

лее пострадавших отраслей нию

Составлено по данным [19].

Для сдерживания роста количества увольнений, предприятиям малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей была оказана поддержка в виде грантов на выплату зарплат в размере МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на каждого сотрудника. Крупному, среднему, малому бизнесу и ИП из наиболее пострадавших отраслей были предложены зарплатные кредиты под 0% на полгода и кредиты под 2% с полным списанием вместе с процентами, если предприятие сохранит 90% штата, и списанием 50% при сохранении 80% штата. При этом 85% таких кредитов были обеспечены госгарантией. Помимо этого также были применены отдельные меры поддержки пострадавших отраслей во избежание массовых увольнений, например, предприятий сферы туризма, гостиничного бизнеса и авиакомпаний, предприятий досуга, культуры, фармацевтики и другие [1,19].

Для поддержки безработных было увеличено максимальное пособие по безработице с 8 тыс. до 12,13 тыс. руб. (действовало до конца 2021 года, в 2022 году повышен до 12,79 тыс. руб.), а минимальное пособие - с 1,5 тыс. до 4,5 тыс. руб. (действовало с мая по август 2020 года, затем снова 1,5 тыс. руб.). На каждого ребенка безработного были предусмотрены дополнительные выплаты в размере 3 тыс. руб. (действовали с апреля по июнь 2020 года). В Москве и Московской области на период карантина пособие было увеличено до 19,5 тыс. и 15,5 тыс. руб. соответственно. Вместе с тем, с апреля 2020 года действовал упрощенный порядок регистрации в центрах занятости: гражданину было достаточно подать заявление на портале «Работа в России» [1, 16, 19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительные меры в сфере занятости населения были полностью исполнены, финансировались из федерального бюджета и составили по итогам 2020 года 205,2 млрд рублей, что в 3,5 раза больше расходов 2019 года. При этом было охвачено 14,8 млн человек, 1,6 млн. предприятий, 9,5 млн. рабочих мест было сохранено [16].

Для целей стимулирования дальнейшего активного трудоустройства безработного населения в 2021 году акцент в системе государственных мер поддержки рынка труда был смещен в сторону выплаты субсидий работодателям, которые трудоустраивали безработных граждан. А в сентябре 2021 года были расширены условия таких субсидий и продлен их срок до конца 2021 года.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что поддержка рынка труда и сдерживание безработицы в экономический кризис 2020 года в России осуществлялась через меры поддержки бизнеса с целью снижения количества сокращений и увольнений, сохранение штата сотрудников, а также через прямую поддержку безработных путем увеличения пособия. При этом важно разграничивать применяемые меры на собственно антикризисные и стимулирующие меры, которые сохранялись в среднесрочной перспективе.

Экспертами Бостонской консалтинговой группы было выделено три варианта поддержки экономики и рынка труда (рис. 3).

Как показала практика, большую эффективность принесли меры по субсидированию расходов бизнеса на зарплату при условии сохранения занятости и льготные кредиты для всего бизнеса. Большинство стран мира пошли именно по этому пути, то есть поддержали рынок труда по «немецкому» варианту, предпочитая субсидирование зарплат вместо налоговых мер, что уже доказало экономическую целесообразность. Эксперты отмечают, что правительству любой страны выгоднее субсидировать заработную плату на кратковременной основе в период карантина, нежели восстанавливать рынок труда после стремительного повышения уровня безработицы [13]. Меры поддержки рынка труда в зарубежных странах представлены на рисунке 4.

Рисунок 3. Варианты поддержки экономики и бизнеса с целью снижения безработицы, сложившиеся во время «пандемического» кризиса Составлено авторами по [13].

Рисунок 4. Меры поддержки рынка труда в зарубежных странах Составлено по данным [22, 24, 27].

Россия, в свою очередь, начав с «китайского» варианта поддержки бизнеса, далее перешла к «немецкому» варианту, все больше предлагая меры поддержки бизнеса, способствующие сокращению безработицы и стабилизации рынка труда. Однако в других странах, наряду с методами первой помощи, также применялись и меры перераспределения занятости. Например, к ним можно отнести перераспределение незанятых сотрудников в другие отрасли (Великобритания, Австралия, Ирландия), субсидирование государством программ обучения для перераспределения работников по отраслям (Сингапур, Австралия), партнерские программы и платформы обмена работниками между предприятиями, у которых снизились потребности в сотрудниках, и предприятиями, которые испытывают нехватку в трудовых ресурсах (США, Китай, Ве-

ликобритания, Австралия) [26]. Меры перераспределения занятости носят долгосрочный эффект поддержки рынка труда, поэтому считаются более эффективными.

Кроме того, зарубежными экспертами критиковался объем российских мер поддержки по сравнению с другими странами. Так, если объем мер поддержки в России составил 4% ВВП, то развитые страны «влили» в экономику до 35-50% ВВП с учетом госгарантий (в среднем 12%), из которых почти половина представляла собой прямую фискальную поддержку [13, 22].

Однако российские меры поддержки рынка труда дали положительные результаты, что позволяет экспертам оценивать их как достаточно эффективные.

Согласно социологическому опросу, проведенному по запросу Счетной палаты, был получен результат об оценке получателями пособий эффективности реализованных мер. Так, эффект от реализованных мер поддержки рынка труда считают положительным 71,6% от общего числа опрошенных, а эффект от мер по стимулированию занятости и дальнейшему трудоустройству считают положительным 64,2 % от количества опрошенных [16].

Согласно докладу Министра труда и социальной защиты с середины апреля до конца мая в среднем за неделю службы занятости регистрировали около 220-250 тыс. граждан. В результате предпринятых мер, уже в июне этот показатель составил около 150 тыс. человек в неделю. Следовательно, эти меры способствовали замедлению роста численности официально зарегистрированных безработных. При этом каждый второй безработный был охвачен мерами государственной поддержки.

Кроме того, произошло замедление прироста числа организаций, которые планировали увольнение или перевод работников на неполную занятость. Кроме того, наблюдается стабильный рост числа вакансий. Уже в июне 2020 года активизировался процесс найма сотрудников. Так, в среднем за неделю трудоустраивалось более 300 тыс. человек, кроме того, количество уволенных и принятых на работу граждан практически сравнялось. Вместе с тем, реальная заработная плата в 2020 году выросла почти на 3,8% по сравнению с 2019 годом [8].

Как отмечают в Правительстве РФ, ситуация на рынке труда России в 2020 году была лучше, чем в ряде развитых стран. В США, например, численность безработного населения в 2020 году увеличилась в три раза, достигнув уровня 14,7%. В Канаде уровень безработицы вырос в 1,5 раза, достигнув 13%. В некоторых странах запада динамика уровня безработицы была сопоставима с российским уровнем, например, в Австралии темпы роста уровня безработных составили около 20% [8, 22].

В долгосрочной перспективе также можно оценить меры поддержки как эффективные, так как уровень безработицы в России по итогам 2021 года достиг значения, ниже допандемийного 2019 года - 4,3%, что ниже уровня безработицы в мире за аналогичный период - 5,4% (выше допандемийного значения по миру). При этом высокий уровень безработицы прогнозируется экспертами Международной организации труда ООН как минимум до 2023 года. Ожидается, что в 2022 году 5,9% работников во всем мире, или около 207 млн. человек, будут официально зарегистрированы как безработные. Это меньше показателей двух предыдущих лет, но больше, чем в 2019 году [11].

По оценкам экспертов Счетной палаты Российской Федерации, предпринятые меры по поддержке занятости населения в России в условиях пандемии соответствовали рекомендациям № 205 Международной организации труда и позволили замедлить массовые увольнения, поддержав уровень доходов граждан.

Тем не менее, пандемия бесповоротно изменила качество рынка труда в мире и в России, в частности, выявив новые проблемы. В частности, в связи с тем, что в России резко сократилось присутствие мигрантской рабочей силы (по официальным данным в 1,5 раза, рынок труда сменил режим функционирования, когда спрос на рынке труда (при существующих зарплатах) намного превысил его предложение. При этом наблюдается рост числа вакансий в России, заявленных официально в службы занятости, до рекордного значения - 2 млн. вакансий [2]. Для решения данной проблемы важно предпринимать меры по распределению безработных граждан по отраслям, по зарубежному опыту, что позволит в долгосрочной перспективе стабилизировать рынок труда России.

Выводы

Как показало исследование, для устранения негативного влияния экономического кризиса и пандемии Правительством России были разработаны специальные меры по поддержке рынка труда и сдерживанию темпов роста уровня безработицы. Данные мероприятия включали, помимо выплат повышенных пособий и других видов помощи безработным и их семьям, прямые и косвенные методы поддержки рынка труда, осуществляемой через поддержку бизнеса. Прежде всего, реализованы мероприятия по выдаче грантов на выплату заработных плат в размере повышенного в данных условиях МРОТ на каждого сотрудника. Кроме того, предприятиям из наиболее пострадавших отраслей были предложены зарплатные кредиты под 0% и кредиты под 2% с полным списанием вместе с процентами, при условии сохранении штата. Также мероприятия включали в себя отсрочку налоговых платежей и страховых взносов, их снижение для некоторых категорий. Большинство предложенных мер поддержки бизнеса были направлены на уменьшение количества сокращений и увольнений, сохранение штата сотрудников.

Несмотря на критику международных экспертов, российские меры поддержки рынка труда дали положительные результаты, что характеризует их как достаточно эффективные. Как свидетельствует статистика, меры поддержки позволили избежать стремительного роста уровня безработицы и сохранить много рабочих мест, снизить количество увольнений. Отмечено замедление роста численности официально зарегистрированных безработных в долгосрочной перспективе, при этом каждый второй безработный был охвачен мерами государственной поддержки. Благодаря этим мерам российскому правительству удалось не только сохранить в стране макроэкономическую стабильность, не допустив развития системного экономического кризиса, но и предотвратить взрывной рост безработицы.

Помимо количественного влияния на рынок труда пандемия оказала также и качественное влияние. Оно выразилось в изменении характера рынка труда, ускорении цифровизации и автоматизации, распространении и закреплении удаленного режима деятельности, углублении «квалификационной ямы», когда структура предложения рабочей силы не соответствует структуре спроса на труд. В настоящее время на российском рынке труда сложилась ситуация, при которой спрос на рабочую силу намного превышает предложение, а количество зарегистрированных вакансий достигло рекордных значений. Учитывая это, необходимо применять меры по распределению занятости, согласно зарубежному опыту, которые позволят получить долгосрочный положительный эффект.

Литература

1. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения от

02.10.2020 г. // Министерство экономического развития. - URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).

2. Александрова, Л. В России и США начался дикий дефицит рабочей силы // Московский комсомолец. - URL: https://www.mk.ru/economics/2022/01/26/v-rossii-i-ssha-nachalsya-dikiy-deficit-rabochey-sily.html (дата обращения: 15.02.2022).

3. В ООН подвели экономические итоги 2020 года // ТАСС. - URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/10634307 (дата обращения: 13.02.2022).

4. Ведев, А.Л. Тройной шок и экономическая политика // Научные труды ВЭО России. - 2020. - Том 223. - С. 81-83.

5. Гимпельсон В. Вторая волна или девятый вал: принесет ли новый виток пандемии безработицу и обнищание // Форбс. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/411033-vtoraya-volna-ili-devyatyy-val-prineset-li-novyy-vitok-pandemii-bezraboticu-i (дата обращения: 13.02.2022).

6. Гимпельсон, В. Коронавирус на рынке труда. - URL: https://econs.online/articles/opinions/koronavirus-na-rynke-truda/ (дата обращения: 15.02.2022).

7. Главные последствия пандемии для рынка труда - безработица и спрос на новые компетенции // Финам. - URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/glavnye-posledstviya-pandemii-dlya-rynka-truda-bezrabotica-i-spros-na-novye-kompetencii-20201115-13000/ (дата обращения: 13.02.2022).

8. Доклад Министра труда и социальной защиты Антона Котякова на совещании о реализации мер поддержки экономики и социальной сферы // Министерство труда и социальной защиты. - URL: https://mintrud.gov.ru/employment/60 (дата обращения: 20.01.2022).

9. Кельдюшов, А. А. Использование передового опыта регулирования безработицы в экономической политике // Вестник Челябинского государственного университета. - 2019. - № 9 (431). - С. 225-234.

10. Копыток, В.К. Кузьмина Ю.В. Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные? // Центр перспективных управленческих решений. -URL: https://cpur.ru/research_pdf/PP_covid_unemployment_2021.pdf (дата обращения: 13.02.2022).

11. Коронавирус в мире: безработица и нехватка работников, новые правила в Китае и штрафы для пожилых греков // BBC News. - URL: https://www.bbc.com/russian/news-60027641 (дата обращения: 15.02.2022).

12. Мау В.А. Экономика непредсказуемого: на пути к новой парадигме // Образовательная политика. - 2020. - №1. - С. 9-10.

13. Не «пересидеть» пандемию, а выиграть в кризис // Бостонская консалтинговая группа. - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/d/press/22may2020-do-not-sit-out-a-pandemic-but-win-in-a-crisis-247806 (дата обращения 24.01.2022).

14. Неверова, О. Карьера для курьера вполне возможна // Российская газета. -URL: https://rg.ru/2022/02/14/karera-dlia-kurera-vpolne-vozmozhna.html (дата обращения: 13.02.2022).

15.Обзор Минэкономразвития «Картина экономики» // Министерство экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/ (дата обращения: 20.01.2022).

16.Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка результативности мер, направленных на сохранение занятости и поддержку безработных граждан, осуществленных в 2020 году и истекшем периоде 2021 года в условиях распространения коронавирусной инфекции» // Счетная палата Российской Федерации. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d3/c29rqs5v02k16xf7599p59uv7f3i7gj3.pdf (дата обращения: 13.02.2022).

17.Официальная безработица в РФ выросла за полмесяца на 16% // Интерфакс. -URL: https://www.interfax.ru/business/713208 (дата обращения: 24.01.2022).

18. Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95 (дата обращения: 13.02.2022).

19. План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции, по состоянию на 15.06.2020 // Министерство труда и социальной защиты. - URL: ttp://static.government.ru/media/covid19/plans/5vm4hEYl9MDvzuZCtmcM1fR96TP7A2jK/ PlanRF.pdf (дата обращения: 22.01.2022).

20. Путин назвал новые данные по безработице в России // РБК.ру. - URL: https://www.rbc.ru/economics/27/05/2020/5ece77899a7947ce9c7eef48 (дата обращения: 24.01.2022).

21. Росстат оценил масштаб снижения реальных располагаемых доходов россиян // РБК. - URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 ?noredir=true (дата обращения: 15.02.2022).

22.Синявская, О.В., Горват Е.С., Грищенко Н.Б., Карева Д.Е.. Обзор международного опыта в поддержке занятости и населения в условиях борьбы с пандемией коро-навируса // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. - 2020. - №2. - URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/03/1603921348/HSE_Covid_02_2020_2_1.pdf (дата обращения: 15.02.2022).

23.Уровень безработицы в России // GOGOV - госуслуги, документы. - URL: https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (дата обращения: 15.02.2022).

24.COVID-19: Pandemic in the World of Work // International Labour Organization. -URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_739961/lang--en/index.htm (date of application: 15.02.2022).

25.Gopinath, G. The Great Lockdown: Worst Economic Downturn Since the Great Depression // International Monetary Fund (IMF). - URL: https://blogs.imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (date of application 17.02.2022).

26.Hoteit, L., Perapechka S., Stepanenko A., Hachem M.E. Governments Must Fix the Skills Mismatch for a Post-COVID // World Boston Consulting Group (BCG). - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2020/governments-must-fix-skill-mismatch-post-covid.aspx (date of application 20.01.2022).

27. ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Seventh edition // International Labour Organization. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/briefingnote/wcms_767028.pdf (date of application: 23.01.2022).

28.World Employment and Social Outlook - Trends 2020 // International Labour Organization. - URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_734454/lang--en/index.htm (date of application: 29.01.2022)

Effectiveness of measures to reduce unemployment in conditions of economic crisis and pandemic Pashkovskaya M.V., Malsagova R.G.

Synergy University

Unemployment as a phenomenon inherent in a market economy and as one of the most important socio-economic problems of our time is constantly in the field of view of practical economists and theorists. The large-scale economic crisis caused by the COVID-19 coronavirus pandemic in 2020-21 provoked a sharp aggravation of employment and unemployment problems in all countries of the world.

The purpose of this study is to assess the effectiveness of government measures to reduce unemployment during the pandemic crisis of 2020-21 in Russia. The study used data from statistical reports of the Government of the Russian Federation, the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, the Accounts Chamber of the Russian Federation, the International Monetary Fund, the International Labor Organization, analytical reviews of experts from the Higher School of Economics, the Center for Advanced Management Solutions, consulting and financial agencies, periodical literature on the research topic. The research methods were general scientific methods such as comparison, description, classification, system approach, analysis and synthesis, graphical methods, regulatory method, content analysis. The consequences of the pandemic crisis on the Russian labor market are characterized by both quantitative and qualitative manifestations. Quantitative manifestations are naturally expressed in an increase in the number of unemployed due to the closure of enterprises in many industries as a result of the introduction of self-isolation and partial lockdown. Qualitative manifestations of the economic crisis of 2020-21 were reflected, first of all, in changes in the structure of unemployment and forms of employment of the able-bodied population, in the widespread use of remote work modes. And the accelerated digitalization of all spheres of society and, as a result, the automation of most processes when using the "online" mode in work has led to the rejection of many companies from a number of staff units. The Russian government has developed a number of measures to support the labor market and reduce unemployment, which, in addition to benefits and other assistance to the unemployed, include measures to support businesses in order to prevent mass layoffs. The effectiveness of these measures is confirmed by official labor market statistics showing a decrease in the growth rate of registered unemployed and an increase in the number of employed. The measures taken by the Russian Government as a whole can be assessed as effective in comparison with the growth rates of unemployment in other countries. Keywords: unemployment, state support for the unemployed, unemployment rate, economic crisis, pandemic crisis, anti-crisis

measures, pandemic, coronavirus, COVID-19. References

1. National action plan to ensure the restoration of employment and incomes of the population, economic growth and long-term

structural changes from 02.10.2020 // Ministry of Economic Development. - URL: https://www.economy.gov.ru/ (date of access: 01/15/2022).

2. Alexandrova, L. In Russia and the United States began a wild labor shortage // Moskovsky Komsomolets. - URL:

https://www.mk.ru/economics/2022/01/26/v-rossii-i-ssha-nachalsya-dikiy-deficit-rabochey-sily.html (date of access: 02/15/2022).

3. The UN summed up the economic results of 2020 // TASS. - URL: https://tass.ru/novosti-partnerov/10634307 (date of access:

02/13/2022).

4. Vedev, A.L. Triple shock and economic policy // Scientific works of the VEO of Russia. - 2020. - Volume 223. - S. 81-83.

5. Gimpelson V. The second wave or the ninth wave: will a new round of the pandemic bring unemployment and impoverishment

// Forbes. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/411033-vtoraya-volna-ili-devyatyy-val-prineset-li-novyy-vitok-pandemii-bezraboticu-i (date of access: 02/13/2022).

6. Gimpelson, V. Coronavirus in the labor market. - URL: https://econs.online/articles/opinions/koronavirus-na-rynke-truda/

(Accessed: 02/15/2022).

7. The main consequences of the pandemic for the labor market are unemployment and demand for new competencies // Finam.

- URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/glavnye-posledstviya-pandemii-dlya-rynka-truda-bezrabotica-i-spros-na-novye-kompetencii-20201115-13000/ (date of access: 13.02 .2022).

8. Report of the Minister of Labor and Social Protection Anton Kotyakov at a meeting on the implementation of measures to support

the economy and the social sphere // Ministry of Labor and Social Protection. - URL: https://mintrud.gov.ru/employment/60 (date of access: 01/20/2022).

9. Keldyushov, A. A. The use of advanced experience in regulating unemployment in economic policy // Bulletin of the Chelyabinsk

State University. - 2019. - No. 9 (431). - S. 225-234.

10. Kopytok, V.K. Kuzmina Yu.V. Unemployment during COVID-19: what can administrative data tell? // Center for Perspective Management Decisions. - URL: https://cpur.ru/research_pdf/PP_covid_unemployment_2021.pdf (date of access: 02/13/2022).

11. Coronavirus in the world: unemployment and shortage of workers, new rules in China and fines for older Greeks // BBC News.

- URL: https://www.bbc.com/russian/news-60027641 (date of access: 02/15/2022).

12. Mau V.A. The economy of the unpredictable: on the way to a new paradigm // Educational Policy. - 2020. - No. 1. - P. 9-10.

13. Do not "sit out" the pandemic, but win in the crisis // Boston Consulting Group. - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/d/press/22may2020-do-not-sit-out-a-pandemic-but-win-in-a-crisis-247806 (accessed 24.01 .2022).

14. Neverova, O. A career for a courier is quite possible // Rossiyskaya Gazeta. - URL: https://rg.ru/2022/02/14/karera-dlia-kurera-vpolne-vozmozhna.html (date of access: 02/13/2022).

15. Review of the Ministry of Economic Development "Picture of the economy" // Ministry of Economic Development of the Russian

Federation. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ekonomicheskie_obzory/ (date of access: 20.01.2022).

16. Report on the results of the expert-analytical event "Evaluation of the effectiveness of measures aimed at maintaining employment and supporting the unemployed, implemented in 2020 and the past period of 2021 in the context of the spread

of coronavirus infection" // Accounts Chamber of the Russian Federation. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d3/c29rqs5v02k16xf7599p59uv7f3i7gj3.pdf (date of access: 02/13/2022).

17. Official unemployment in the Russian Federation increased by 16% in half a month // Interfax. - URL: https://www.interfax.ru/business/713208 (date of access: 01/24/2022).

18. The fall of the Russian economy due to the pandemic was the highest in 11 years // RBC. - URL: https://www.rbc.ru/economics/01/02/2021/6017e1819a7947cb98f23f95 (date of access: 02/13/2022).

19. Plan for overcoming the economic consequences of a new coronavirus infection, as of 06/15/2020 // Ministry of Labor and Social Protection. - URL: ttp://static.government.ru/media/covid19/plans/5vm4hEYl9MDvzuZCtmcM1fR96TP7A2jK/PlanRF.pdf (date of access: 22.01.2022).

20. Putin named new data on unemployment in Russia // RBC.ru. - URL: https://www.rbc.ru/economics/27/05/2020/5ece77899a7947ce9c7eef48 (date of access: 01/24/2022).

21. Rosstat estimated the scale of the decline in real disposable incomes of Russians // RBC. - URL: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2021/60129a749a7947cf1ca85d53 ?noredir=true (date of access: 02/15/2022).

22. Sinyavskaya, O.V., Gorvat E.S., Grishchenko N.B., Kareva D.E. Review of international experience in supporting employment and the population in the context of the fight against the coronavirus pandemic // HSE Analytical Bulletin on Economic and social consequences of coronavirus in Russia and in the world. - 2020. - No. 2. - URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/03/1603921348/HSE_Covid_02_2020_2_1.pdf (date of access: 02/15/2022).

23. Unemployment in Russia // GOGOV - public services, documents. - URL: https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (date of access: 15.02.2022).

24. COVID-19: Pandemic in the World of Work // International Labor Organization. - URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_739961/lang--en/index.htm (date of application: 02/15/2022).

25. Gopinath, G. The Great Lockdown: Worst Economic Downturn Since the Great Depression // International Monetary Fund (IMF). - URL: https://blogs.imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (date of application 02/17/2022).

26. Hoteit, L., Perapechka S., Stepanenko A., Hachem M.E. Governments Must Fix the Skills Mismatch for a Post-COVID // World Boston Consulting Group (BCG). - URL: https://www.bcg.com/ru-ru/publications/2020/governments-must-fix-skill-mismatch-post-covid.aspx (date of application 01/20/2022).

27. ILO Monitor: COVID-19 and the world of work. Seventh edition // International Labor Organization. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/briefingnote/wcms_767028.pdf (date of application: 01/23/2022).

28. World Employment and Social Outlook - Trends 2020 // International Labor Organization. - URL: https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS_734454/lang--en/index.htm (date of application: 01/29/2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.