Акулина А.В. ©
Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал ТюмГУ)
ОСОБЕННОСТИ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям барьеров в общении у детей младшего школьного возраста с высоким и низким социометрическим статусом. Также в статье рассматриваются причины неэффективности общения, описаны психологические и коммуникативные барьеры в общении у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: Барьеры в общении, психологический барьер, коммуникативный барьер, социометрический статус.
Проблема затрудненного общения интенсивно изучается в социальной психологии на протяжении последних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфере объясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форм и сфер проявления. Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов [2, с. 57].
Проблемой барьеров в общении учёные занимались всегда. Эта проблема прежде всего связана с такими именами, как Э. Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.С. Золотнякова, М.С. Каган, Б.Д. Парыгин, З. Фрейд.
Актуальность данной проблемы определяется тем, что личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Представление младшего школьника о себе и его самооценка строятся преимущественно на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, хотя ему и приходится иногда делать выводы из некоторых своих поступков самостоятельно.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 -7 до 9 -10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. [5, с. 5]
С поступлением в школу у ребенка изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. Авторитет учителя является для детей очень высоким, поэтому они проявляют к нему больший интерес, чем к сверстникам, тем самым больше общаются с учителем. Взаимоотношения, возникающие в процессе учебной деятельности, оказывают на младшего школьника огромное влияние: формируют его личность, стимулируют продуктивную деятельность, способствуют эмоционально-нравственному развитию. Очень важно знать, что
© Акулина А.В., 2016 г.
статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма устойчивым, влияя и на его социальное развитие, и на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом.[6, с. 149].
В 3-4 классах роль учителя в плане личностного влияния становится менее значимой, а контакты с одноклассниками приобретают более тесный характер. Здесь и возникают трудности в общении.
Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие в отношениях с учителями и сверстниками - от негативизма и агрессивности до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Неадекватные отношения, которые сложились со сверстниками, являются показателем неблагополучия в личностном развитии. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, нравственного облика. [3, с. 34.]
Причины неэффективности общения детей могут быть связаны с особенностями развития мотивов - недостаточным развитием социальных мотивов, ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений либо с несформированностью тех видов деятельности, по поводу которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или «барьеров» общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.) [8 ,с. 35].
Кан-Калик В.А. называет затруднения в общении некими «психологическими барьерами», которые препятствуют нормальному общению, влияют на деятельность субъектов. [7, с. 65].
Психологическим барьером может быть боязнь, неуверенность человека в себе, ожидание неудачи и т.п. психологический барьер мешает детям нормально и свободно общаться друг с другом, проявляется в излишней внутренней напряженности, тревожности, особенно тогда, когда за деятельностью человека наблюдают со стороны и оценивают его как личность. В основе психологического барьера может лежать комплекс неполноценности, а следствием явиться аффект неадекватности» [6, с. 40].
Барьер, по словам Л.И. Божович, проявляется в том, что возникшие у ребенка аффективные состояния не позволяют воздействовать на него в нужном для воспитания направлении. В таких случаях ребенок замыкался в себе, становился, как бы, глухим и невосприимчивым к требованиям взрослого, а иногда стремился поступать вопреки им. В результате исследований, проведенных Л.И. Божович совместно с Л.С. Славиной, было выявлено и описано явление «смыслового барьера», «который образуется, во-первых, по отношению к конкретному человеку (когда взрослый не учитывает мотивы поведения ребенка, или приписывает ему мотивы, с которыми тот не согласен, что приводит к возникновению отрицательного отношения ребенка к этому взрослому); во-вторых, по отношению к конкретному требованию» [4, с. 10].
В младшем школьном возрасте присутствуют психологические и коммуникативные барьеры общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Коммуникативные барьеры и их подвиды в большей степени влияют на специфику общения в младшем школьном возрасте, так как ребенок не может еще сформулировать четко и последовательно свои мысли. Общение у детей младшего школьного возраста имеет свою специфику, не всем взрослым ребенок может раскрыться и довериться. У детей с трудностями общения проявляется замкнутость, закрытость и так же не исключено заниженная самооценка. Для детей младшего школьного возраста с трудностями общения нелегко влиться в классный коллектив и найти друзей среди сверстников.
Барьеры в общении могут возникать у детей с разными социометрическими статусами.
Для того, чтобы исследовать эту проблему, мною были проведены диагностические методики для определения социометрического статуса и, соответственно для выявления самих барьеров.
После проведения методики «Социометрия», я выявила, что из 18 испытуемых, только 2-м присвоен высокий социометрический статус, а вот с низким социометрическим статусом оказалось 3 испытуемых.
Для определения барьеров в общении у детей младшего школьного возраста, мы использовали такие диагностические методики, как: «Незаконченные предложения» и методика «Рукавички» (Г.А.Цукерман).
По результатам диагностических методик нами были выявлены основные существующие у детей барьеры в общении: с незнакомыми людьми (66,7%), при общении с учителем, когда она их ругает (44,5%) и с одноклассниками, когда они перебивают (22,2%). Так же, нами было выявлено, что уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества в классе парами имеет средний и высокий уровни. Из 18 испытуемых 10 (55,5%) человек обладают высоким уровнем сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, у 8 (44,5%) человек сформирован средний уровень действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Низкий уровень отсутствует.
Проведя исследование с помощью методик «Социометрия», Незаконченные предложения и «Рукавички», можно сказать, что у детей с низким и высоким социометрическим статусом существуют похожие барьеры в общении, такие как: барьеры в общении с одноклассниками, с родителями, с учителем и с незнакомыми людьми. У «звезд» и «отвергаемых» высокий и средний уровень действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества, то есть барьеров при взаимодействии друг с другом не выявлено.
Литература
1. Безуглова, Н.П. Профилактика конфликтов по средствам деловой игры в условиях реабилитационного центра[Текст]/ Е.В. Слизкова, Н.П. Безуглова//Образование и наука в современных условиях.2014. № 1 (1).с.38-39
2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст]/ А.А. Бодалев // Вопросы психологии. - 1994. - № 1. -С.24-27.
3. Бодалев, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалев, Г.А.Ковалев // Педагогика. - 1992. - № 5.-С.15-20.
4. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учеб.пособие для вузов/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2005. - 415с.
5. Слизкова, Е.В. Педагогическое сопровождение семей младших школьников в условиях образовательной организации[Текст]/ Е.В. Слизкова, М.С. Харитонова // Научно - методический электронный журнал Концепт.2014. №7.С. 121-125
6. Слизкова, Е.В. Программа формирования познавательной активности младших школьников средствами информационно-образовательной среды [Текст]/ Е.В. Слизкова, Е.М. Мозолевская//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014 №2-2.с. 185-189
7. Слизкова, Е.В. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средств семейного воспитания [Текст]/ Е.В. Слизкова, Е.С. Еганова//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 2-2. С.184-186
8. Петерс, В.А. Психология и педагогика [Текст]/ В.А. Петерс, - М.: Проспект, 2005. - 477с.