Научная статья на тему 'Содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте'

Содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1710
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАРЬЕР / КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / САМООЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шапко Н.А.

В статье обоснована актуальность исследования коммуникативных барьеров общения у подростков разных возрастных групп, представлены содержательные характеристики барьеров, которые способствуют возникновению препятствий в общении и взаимодействии подростков. Факторы сбоя в общении способствуют определенному негативному эмоциональному состоянию, подчеркнута важность проблематики коммуникативных барьеров. Представлены результаты исследования выраженности коммуникативных барьеров, оказывающих влияние на возникновение барьеров коммуникации в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте»

тематическим планированием. Обучающиеся, по всей видимости, должны содействовать благополучию формирования двигательных умений и навыков, вызывать хорошие эмоции, удерживать высокую работоспособность учащихся [8].

Использование информационных технологий значительно повысит качество образовательного процесса. Современные инновации способствуют большему развитию ИКТ, что позволяет представлять учебный материал более достоверно и качественно.

Итак, ИКТ позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, обсудить полученные результаты, способствовать развитию учащихся к изучаемому предмету, активизировать познавательную и творческую заинтересованность и самостоятельность учащихся, сформировать коммуникативных навыков.

Список литературы

1.Ахметшина Г.Х. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе — М., 2007. —

93с.

2.Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». // - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - С. 68-70.

3.Богданов В.М., Пономарев В.С., Соловов А.В. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры// Теория и практика физической культуры, №8- 2001

4.Зайцева С.А. Иванов В.В. Информационные технологии в образовании — М., 2009.—163с.

5.Донина И.А., Иванова Т.Д. Информационно-профессиональная среда как средство формирования управленческой компетентности будущих бакалавров сервиса//Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 204.

6.Донина И.А., Зоаби Я. Применение компьютерных технологий в обучении детей в школах Израиля// Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 239-243.

7.Донина И.А., Ширина Т.Г., Ширин Д.А. Система IT-сопровождения участников образовательных программ//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 22-24.

8.Лямзин Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе // [Электронный ресурс] / Д.В. Лямзин// Время вернуться домой. 2007. — Режим доступа: http://l etopisi .org/i ndex.php

9.Статистика заболевания детей от 7-18 лет [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/documents

УДК 159.92

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шапко Н.А., 2018

Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института

педагогики и психологии, Оренбург

Аннотация: в статье обоснована актуальность исследования коммуникативных барьеров общения у подростков разных возрастных групп, представлены содержательные характеристики барьеров, которые способствуют возникновению препятствий в общении и взаимодействии подростков. Факторы сбоя в общении способствуют определенному негативному эмоциональному состоянию, подчеркнута важность проблематики коммуникативных барьеров. Представлены результаты исследования выраженности коммуникативных барьеров, оказывающих влияние на возникновение барьеров коммуникации в подростковом возрасте.

Ключевые слова: барьер; коммуникативный барьер; содержательные характеристики; самооценка и контроль общения.

RICH IN CONTENT DESCRIPTIONS OF COMMUNICATIVE BARRIERS OF COMMUNICATION ARA IN TEENS

Shapko N.A., 2018

The Orenburg state pedagogical university, student of Institute of pedagogics and psychology,

Orenburg

Annotation: in the article actuality of research of communicative barriers of communication is reasonable for the teenagers of the different age-related groups, rich in content descriptions of barriers that assist the origin of obstacles in communication and cooperation of teenagers are presented. The factors of failure in communication assist the certain negative emotional state, importance of range of problems of communicative barriers is underline. Results are presented research of expressed of communicative barriers, having influence on the origin of barriers communication in teens.

Key words: barrier; communicative barrier; rich in content descriptions; self-appraisal and control of communication.

Большое влияние на становление личности подростка, успешность обучения в школе, общение со сверстниками оказывают различные факторы. Они зачастую приводит к нежелательным последствиям в личностном развитии, могут отражаться в возникновении коммуникативных барьеров общения и являться причиной «сбоя», в общении. Выявление и преодоление этих факторов, является важным условием для оказания подросткам помощи при возникновении трудностей с адаптацией и самореализацией в процессе обучения. Для своевременного вмешательства возникает необходимость изучения содержательных особенностей коммуникативных барьеров в период формирования подростка как субъекта в процессе деятельности и успешной самореализации [1], [2],

[7].

Значение термина "барьер" в психологическом понимании можно определить как своеобразную реакцию человека на препятствие, сопровождающуюся образованием острого психического состояния, мешающего осуществлению деятельности личности [2]. Проблема

коммуникативных барьеров рассматривалась в различных областях человеческой деятельности с позиции современных психологических подходов: психологического, личностного, коммуникативного и др. Проанализировав многочисленные исследования необходимо отметить ряд подходов важных для понимания и определения понятия «коммуникативный барьер».

Коммуникативный барьер - одна из категорий психолого-педагогической проблематики, которую изучали (Л.И. Божович, Е.В. Запюбовская, И.А. Зимняя, Р.П. Козлова, Г.А. Ковалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Б.Д. Парыгин, Л.А. Поварницына, Е.В. Цуканова, и др.) Е.В. Залюбовская полагает, что коммуникативные барьеры образуются под воздействием внешних факторов со стороны ситуации взаимодействия или объекта. На данный процесс могут оказывать влияние и такие причины, как неправильное восприятие смысла, отсутствие в контакте обратной связи, непринятие во внимание подтекста и. т. д. [1], Изучая работы, в области изучения коммуникативного барьера, можно сделать вывод о том, что, во-первых, коммуникативные барьеры возникают и развиваются только при проявлении неблагоприятных условий развития личности и ее деятельности; во-вторых, они имеют свои характеристики: прежде всего, содержательные и динамические; в-третьих, выделяются различные способы преодоления барьеров. [2] Возникновение барьеров общения происходит еще в онтогенезе ребенка. Содержательные коммуникативные трудности в большей степени проявляются в младшем школьном возрасте, ребенок начинает ощущать недостаток коммуникативных знаний, высокая мотивация самоконтроля сочетается с импульсивностью и ориентацией на конечный результат, а не на процесс общения. Содержательные трудности возникают и на других этапах онтогенеза, однако дошкольники еще их не осознают, а подростки уже не обращают на них внимания, поскольку более ориентированы на свободное, нерегламентированное общение. Именно в кризисные периоды подростничества трудности становятся гораздо менее выраженными, а для этого необходимо выявить и устранить причины, вызывающие барьеры общения, как можно раньше [5,6].

Целью нашего исследования является выявление содержательных характеристик коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте. Обращаясь к авторитетным исследованиям ученых (Е.В. Цукановой, Е.В. Залюбовской, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской) нами был выбран комплекс методик, позволяющих раскрыть содержательные характеристики коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте. Для психодиагностического обследования была определена разновозрастная выборка из 60 подростков: 30 человек - младшие подростки 12-13 лет и 30 человек - старшие подростки 15-16 лет.

Методы исследования реализуются в следующих методиках:

1. Тест «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО). В. Н. Куницыной;

2. Тест на определение самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой;

3. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдера.

Тест (СУМО). В. Н. Куницыной позволяет выявлять степень владения коммуникативными навыками и умениями, выявить наличие трудностей в общении по многим показателям. В нем 27 шкалл, но следуя исследованиям (Ю.С Чмутовой), изучим личностные свойства подростков: застенчивость, интровертированность, аутистичность, отчужденность и сенситивность (Таб.1).

Таблица 1. Уровень трудностей межличностного общения по школам методики (СУМО) В. Н. Куницыной;

А

утисти

чность у

подро стков - это расстр

ойство личности, характеризуется нарушением социального поведения и приспособления к окружающим условиям. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегая общения с людьми, которые потенциально может привлечь слишком активное внимание к его персоне. Уровень высокой аутистичности у подростков составил от 6-10 % и он выше у младших подростков. Низкий показатель аутистичности от 33-40%. Средний уровень имеют 54-57 % подростка. У старших подростков показатели высокого и среднего уровней аутистичности снижаются, а подростков с низким уровнем становится больше.

Застенчивость — это внутренняя позиция человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нем думают окружающие. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова она характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении, в поведении. И. С. Кон (1989) полагает, что застенчивость обусловлена интроверсией, пониженным самоуважением и неудачным опытом межличностных контактов. Затруднения в общении, испытываемые застенчивым человеком, часто приводят к тому, что он замыкается в себе, и это, в свою очередь, нередко ведет к одиночеству [3].

Высокий уровень застенчивости также составил от 6 - 10 %, низкий от 12 - 16 %, средний от 34 -54%. Не изменился показатель высокого уровня у старших подростков, зато количество подростков с низким уровнем увеличивается за счет уменьшения показателя среднего уровня. Из показаний таблицы видно, что «барьеры» аутистичности и застенчивости у старших подростков в межличностном общении становится ниже (Таб.2).

Классы аутистичность застенчивость

Высокий Средний Низкий Высокий Средний « к к з и ас

6 кл. (30чел.) 3 (10%) 17 (57%) 10 (33%) 2 (6%) 16 (54%) 12 (40%)

9 кл.(30 чел.) 2 (6 %) 16 (54%) 12 (40%) 2 (6%) 12 (41%) 16 (53%)

Таблица 2. Уровень трудностей межличностного общения по методике СУМО

Классы интроверсия отчужденность сензитивность

Высокий Средний Низкий Высокий Средний « к к 3 ас Высокий Средний Низкий

6 классы (30 чел.) 3 (10%) 18 (60%) 9 (30%) 5 (16%) 11 (37%) 14 (47%) 4 (13%) 18 (60%) 8 (27%)

9 классы (30чел.) 0 15 (50%) 15 (50%) 3 (10%) 15 (50%) 12 (40%) 2 (6%) 18 (60%) 10 (34%)

Интроверт, человек, обращенный вовнутрь себя и интересующийся в первую очередь своим внутренним миром, он спокоен, застенчив, отдален от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всем и держит свои чувства под строгим контролем. Показатели высокого уровня интроверсии в таблице до 10%, низкого уровня 30 - 50%, средний уровень составляет 50 - 60%. У старших подростков высокого уровня интроверсии не наблюдается, низкий уровень увеличивается в показателях и соответственно становится меньше подростков, обладающих средним уровнем.

Отчужденность — это свойство человека избегания социо-эмоциональных переживаний, включая межличностное взаимодействие (начиная от бытовых, ежедневных взаимодействий и заканчивая дружбой [4]. Из показаний в таблице видно, что высоким уровнем отчужденности обладают 10 - 16 % подростков, с низким уровнем насчитывается 40 - 47% подростков и обладатели среднего уровня отчужденности составляют 37 - 50%. Общий показатель отчужденности у старших подростков становится меньше по сравнению с показателями младших подростков.

Сензитивность — это высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем: сильная тревожность и страх перед будущими событиями; повышенная саморефлексия; заниженная самооценка; ощущение недостойности; высокая требовательность к себе. Из показаний таблицы видно, что высокий уровень снижается у старших подростков с 13% до 6%, старших подростков с низким уровнем становится больше с 27% до 34%, показатель среднего уровня у подростков не изменился и составляет 60%

По результатам методики Теста «Саморегуляция и успешности межличностного общения» (СУМО). В. Н. Куницыной показал:

• Высокий уровень аутистичности и интроверсии наблюдается у 10% в выборке подростков, средний уровень составляет около 50 % и показатель снижается у старших подростков;

• Высокий уровень застенчивости наблюдается у 6% в выборке подростков, средний уровень приближен также к 50%, показатели снижаются у старших подростков;

• Высокий уровень отчужденности и синзетивности чуть выше и составляет соответственно 16% и 13% выборки подростков, показатели среднего уровня до 60%, низкий уровень изменяется в сторону убывания в одинаковых пропорциях выборки младших и старших подростков.

• Все показатели: застенчивость, аутистичность, интровертированность, отчужденность, сенситивность принадлежат к глубоко личностным свойствам, они могут обостряться при неблагоприятных обстоятельствах и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов (Таб.3).

Таблице 3. Уровень самооценки у подростков по методике Р.В. Овчаровой

Классы

Уровень самооценки ^

Высокий_| Средний_| Низкий

24-32 балла 12-24 балла 0-12 баллов

6 классы (30 чел.) 10 (34%) 17(57%) 3(9%)

9 классы (30 чел.) 6 (18%) 21(73%) 3 (9%)

От 57 % до 73 % выборки младших и старших подростков имеют средний уровень самооценки, что соответствует адекватному состоянию. У старших подростков наблюдается более высокий уровень, чем у младших. Ведущая деятельность старших подростков — это общение со сверстниками, они больше задумываются над тем, что о них подумают и оценивают себя с позиции мнения окружающих.

Завышенная самооценка до 34% наблюдается у младших подростков, т.к. ведущими мотивами является стремление завоевать определенное положение в классе, добиться признания сверстников. Очень актуальны для этого возраста отношения с родителями, учителями, проявление лидерских качеств. Низкую самооценку имеют 9 % младших подростков и 9% старших подростков. Согласно взглядам отечественных и зарубежных психологов в подростковом возрасте самооценка у детей повышается до уровня адекватной. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок на внутренние. В подростковом возрасте, все более развиваются способности проникновения в свой собственный внутренний мир. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция (Таб.4).

Таблице 4. Результаты по методике М. Снайдера

Классы Коммуникативный контроль

Высокий 7—10 баллов Средний 4—6 баллов Низкий 0—3 балла

6 классы (30 чел.) 11(37%) 21(73%) 0

9 классы (30 чел.) 3(10%) 24(80%) 3(10%)

Из показаний таблицы видно, что низкий уровень коммуникативного контроля имеют только старшие подростки. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Такие люди способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их неудобными в общении по причине их прямолинейности.

Средний уровень самоконтроля в общении имеют от 73% до 80% в общую выборку подростков. Они искренние, но несдержанные в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своем поведении с окружающими людьми. И от 10% до 37% имеют высокий уровень самоконтроля. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое сами производят на окружающих. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Результаты по методике М. Снайдера выявили следующую закономерность, что низкий уровень характерен для старших подростков, высокий самоконтроль для младших подростков и все же основная масса подростков имеет средний уровень самоконтроля в общении.

Общий анализ по методикам показал, что самооценка, коммуникативные склонности и уровень самоконтроля также являются причинами коммуникативных барьеров в общении подростков, влияют на процесс активной коммуникации и, конечно, взаимосвязаны друг с другом. Подростки с заниженной самооценкой неуверенные в себе плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми и могут иметь высокий или средний уровень самоконтроля. Подростки с завышенной самооценкой, как правило, обладают высокими коммуникативными склонностями и низким уровнем коммуникативного контроля. Завышенная и заниженная самооценка требует коррекции, т.к. мешает эффективному общению

Для определения коммуникативных барьеров общения в подростковом возрасте, нами был предложен комплекс методик для исследования характерологических особенностей общения подростков: уровень самооценки, контроля в общении, показатели застенчивости, отчужденности, интроверсии, аутистичности и сензитивности. Придерживаясь теории автора Цукановой, можно сделать вывод о том, что все представленные барьеры имеет некоторые общие черты, что позволяет говорить о синдроме трудностей, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Ведущим барьером по мнению ученых остается застенчивость, которая влияет на развитие самооценки, формирование уровня самоконтроля в межличностном общении. По результатам нашего исследования показатель застенчивости у младших подростков составляет 54 %. у старших 41 % Такие результаты позволяют нам сделать вывод о том, что чем старше становится подросток, тем уровень застенчивости начинает стабилизироваться.

Застенчивость имеет немало положительных сторон, она помогает развить самостоятельность и индивидуальность. По своим личностным и коммуникативным свойствам наиболее конформными во взаимодействии является группа так называемых средне застенчивых. Основная причина заниженной самооценки — слишком высокие требования, застенчивых людей к себе. В нашем исследовании можно найти этому подтверждение.

Те подростки, которые имеют средний уровень застенчивости, как правило, являются обладателями адекватной самооценки к возрасту старшего подростка. У младших подростков, в связи с нестабильной самооценкой, средний и высокий уровень застенчивых более высокий. Неадекватная самооценка, к которой относятся, в том числе, и заниженная, и завышенная, ведет к диффузии самосознания и, как следствие, к негативному переживанию одиночества. При заниженной же самооценке подросток крайне не уверен в себе, застенчив, пассивен и, как следствие, непопулярен среди сверстников. Из этого следует, что низкая самооценка является фактором развития острого чувства одиночества (Рис.1).

80% 70% 60%

50% 40% 30°% 20% 10% 0%

6 кл. (30чел. 9 кл.(30 чел.

Высокий Средний

Низкий

Высокий Средний

Низкий

Рис. 1 Сравнительный уровень самооценки и застенчивости

Контроль в общении также в прямой зависимости от застенчивости и самооценки. Подростки с заниженной самооценкой как правило имеют высокий или средний уровень контроля, то есть всегда контролируют свое состояние и эмоции. Завышенная самооценка характерна для подростков не застенчивых и имеющих низкий уровень самоконтроля.

В содержании трудностей общения аутистичных, отчужденных людей имеются некоторые общие черты. Такие люди в большей степени нуждаются в доверительном дружеском общении. Такие трудности в общении не проходят с взрослением подростка, так как зависят от многих факторов: среды, наследственных или врожденных свойств ребенка (Рис.2).

Рис. 2 Сравнительная характеристика показателей уровня самооценки, застенчивости, уровня коммуникативного контроля

Интроверты, как и застенчивые, часто погружены в себя и необщительны, школьники испытывают острое чувство одиночества, которое отражается трудностями в контактах и иногда и причину полного отсутствия друзей. Подросток может, но не стремится к межличностному взаимодействию. Среди младших подростков интроверсия долее динамична, хотя уровень среднего показателя составляет 60% выборки, но есть еще и подростки с высоким уровнем. У старших подростков уровень интроверсии, в силу новообразования, стабилизируется.

С точки зрения психологии, сензитивность нередко трактуется так же, как умение человека понимать и воспринимать чувства и особенности характера разных людей, что дает ему возможность прогнозировать их поведение. Социальная сензитивность характеризуется в первую очередь как непреодолимое чувство страха перед различными социальными ситуациями. Человека пугает общения с незнакомыми людьми, он избегает социальной активности, не решается выступать на публике и видит себя недостаточно умным, достойным, симпатичным и т.д. Уровень синзетивности у старших подростков по сравнению с младшими становится ниже.

Подводя итог сравнительного анализа, мы пришли к выводу, что поведение подростка в общении регулируется его застенчивостью, самооценкой, уровнем контроля над собой, интроверсией, отчужденностью социальных контактов, аутистичностью и синзетивностью. Данные психологические характеристики личности наиболее уязвимы в подростковом возрасте и могут корректироваться в ходе общения с окружающими людьми, и, прежде всего, со сверстниками. Все показатели барьеров общения уменьшаются с взрослением подростка.

Список литературы

1. Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1984. С. 31.

2. Дроздова Н.В. Содержательные особенности психологических барьеров студентов физико-математического факультета // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/47P SMN416.pdf 7. Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.:

4. Конева.Е.В., Психология общения: учебное пособие / Е. В. Ко-нева, Е. В. Драпак ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2016. — 204 с.

5. Самохвалова А.Г., Психология затрудненного общения ребенка / А.Г. Самохвалова. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 418 с.

6. Самохвалова А.Г., Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика / А.Г. Самохвалова. - Кострома: КГУ им. Н. А.Некрасова, 2014. - 358 с. (28,4 п.л.).

7. Чмутова Ю.С. Особенности преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе гиперактивными подростками: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. 26 с.

УДК:373.33

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВОГО МИКРОСКОПА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 3 КЛАССЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Габдулинова К.Г., 2018 Вятский государственный университет, кандидат биологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, г. Киров

Коврижных Е.Л., 2018 Вятский государственный университет, студентка факультета педагогики и психологии, г. Киров

Аннотация: в статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных. Авторами предложены объекты изучения, средства обучения, а также приводится пример реализации наглядного метода - демонстрации натуральных объектов с использованием цифрового микроскопа. Статья сопровождается фотографиями, выполненными авторами с помощью цифрового микроскопа.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, окружающий мир, младшие школьники, беспозвоночные животные.

ON THE USE OF A DIGITAL MICROSCOPE AT LESSONS OF THE ENVIRONMENT IN THE 3RD GRADE AT THE STUDY OF INVERTEBRATE ANIMALS

GabdulinovaK.G., 2018

Vyatka State University, candidate of biological Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and methods of preschool and primary education, Kirov

Kovrizhnykh E. S., 2018 Vyatka state University, student of the faculty of pedagogy and psychology, Kirov

Abstract: abstract: the article presents the pedagogical experience of using a digital microscope in the lessons of the environment in the 3rd grade in the study of invertebrates. The authors propose objects of study, means of training, and also provides an example of the implementation of a visual method -demonstration of natural objects using a digital microscope. The article is accompanied by photographs taken by the authors using a digital microscope.

Key words: digital microscope, the environment, younger schoolchildren, invertebrates.

В настоящее время вопрос использования цифрового микроскопа на уроках окружающего мира как средства формирования представлений младших школьников о строении и развитии природы в соответствии с современной научной картиной мира приобретает особую актуальность. Цифровой микроскоп указан в нормативных документах [1, 2], а также в ряде программ по курсу «Окружающий мир» в перечне учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования [3, 4, 5].

В данной статье представлен педагогический опыт по использованию цифрового микроскопа на уроках окружающего мира в 3 классе при изучении беспозвоночных животных. Уроки были проведены в рамках педагогических экспериментов, проведенных в 2016-2017 учебном году на базе МБОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №58»

г. Кирова и в 2017-2018 учебном году на базе КОГОБУ «Средняя школа пгт Вахруши» Слободского района Кировской области и показавших свою результативность в процессе развития представлений третьеклассников о беспозвоночных животных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.