Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
автобиографическая память / функции автобиографической памяти / дисфункциональные семьи / феномен «обеднения прошлого» / динамика автобиографической памяти / «пик воспоминаний» / autobiographical memory / functions of autobiographical memory / dysfunctional families / "past impoverishment" phenomenon / dynamics of autobiographical memory / "memories peak"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурова М. Е., Никишов С. Н.

В статье рассматривается феномен автобиографической памяти как особой мнемической подсистемы. Авторами представлены результаты эмпирического исследования особенностей автобиографической памяти у детей из дисфункциональных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY IN CHILDREN FROM DYSFUNCTIONAL FAMILIES

The article examines the phenomenon of autobiographical memory as a special mnemic subsystem. The authors present the results of an empirical study of the features of autobiographical memory in children from dysfunctional families.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ»

БУРОВА М. Е., НИКИШОВ С. Н.

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ИЗ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЕЙ Аннотация. В статье рассматривается феномен автобиографической памяти как особой мнемической подсистемы. Авторами представлены результаты эмпирического исследования особенностей автобиографической памяти у детей из дисфункциональных семей.

Ключевые слова: автобиографическая память, функции автобиографической памяти, дисфункциональные семьи, феномен «обеднения прошлого», динамика автобиографической памяти, «пик воспоминаний».

BUROVA M. E., NIKISHOV S. N.

FEATURES OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY IN CHILDREN FROM DYSFUNCTIONAL FAMILIES Abstract. The article examines the phenomenon of autobiographical memory as a special mnemic subsystem. The authors present the results of an empirical study of the features of autobiographical memory in children from dysfunctional families.

Keywords: autobiographical memory, functions of autobiographical memory, dysfunctional families, "past impoverishment" phenomenon, dynamics of autobiographical memory, "memories peak".

В настоящее время феномен автобиографической памяти интересует многих исследователей, которые изучают его характеристики и особенности его функционирования как специфической мнемической подсистемы, а также стараются обнаружить взаимосвязь с теми или иными внешними переменными.

Несмотря на столь очевидную актуальность сегодня, ранее данный феномен изучался либо в русле житейских пониманий и представлений, либо в контексте общих исследований памяти. Лишь с конца XIX века началось становление научного подхода к изучению автобиографической памяти. Это было связанно с выделением Анри Бергсоном двух принципиально отличных видов памяти - «ретроспективной» и «повторяющейся», а также с установлением Уильямом Джеймсом связи между личностью и ее памятью. Развитие психоаналитического подхода также стимулировало необходимость более подробного изучения данного феномена. Начало 80-х гг. XX века обозначило период многочисленных эмпирических исследований в области автобиографической памяти, а также различных монографий, рассматривавших ее в качестве самостоятельного объекта исследования.

На сегодняшний день в качестве понятия автобиографической памяти в отечественной психологии широко используется определение, предложенное В. В. Нурковой: «автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, определяющих самоидентичность личности, как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта» [4, с. 27].

Все множество функций автобиографической памяти можно свести к выделению трех основных групп. Первая группа представлена интерсубъективными функциями, которые связаны с жизнью человека в социуме. Вторая группа включает в себя интрасубъективные функции, относящиеся к регулятивному воздействию субъекта на самого себя. И третья группа содержит экзистенциальные функции, связанные с переживанием и пониманием личностью своей исключительности.

При рассмотрении феномена автобиографической памяти в зарубежной психологии используется преимущественно монопараметрический (D. Berntsen, D. C. Rubin, S. Bluck, M. A. Conway) и функциональный (U. Neisser, D. Pillemer) подходы. Первый предполагает нахождение статистических связей между особенностями организации или содержания воспоминаний и некоторыми внешними параметрами, а второй - поиск осмысленных индивидуальных отличий автобиографической памяти и всестороннее изучение ее функций рассматривается возникновение автобиографической памяти в онтогенезе, ее культурно специфические формы и развитие в социальном взаимодействии [5].

Тенденции к нахождению взаимосвязей феномена автобиографической памяти с различными внешними переменными наиболее явно прослеживаются в изучении возрастных особенностей его развития и функционирования.

В данном исследовании представлены особенности автобиографической памяти у детей из дисфункциональных семей.

Под «дисфункциональными» в современной психологии и психотерапии понимаются те семьи, в которых социальная ситуация развития препятствует личностному росту детей. В этих семьях на регулярной основе происходят конфликты, зачастую присутствуют неисполнение родительских обязанностей и насилие над детьми. Им противопоставлены функциональные семьи - здоровые семьи, которые не только признают, но и конструктивно решают внешние и внутренние проблемы, хорошо справляются с репродуктивными, социальными и прочими семейными функциями.

Для выполнения цели данного исследования была выбрана методика «Свободного воспроизведения событий». Данная методика была проведена на двух группах, первая из

которых - дети из функциональных семей, а вторая - дети из дисфункциональных семей. Такое распределение позволило провести сравнительный анализ полученных от двух групп данных и сформулировать определенные выводы. В ходе проведения методики «Свободного воспроизведения событий», испытуемых, во-первых, просили вспомнить и записать 30 наиболее запомнившихся событий их жизни, во-вторых, испытуемым необходимо было вспомнить и указать их возраст на тот момент, когда произошло каждое из актуализированных ими событий. Затем им предлагалось распределить все события на положительные, отрицательные и нейтральные, причем оценка должна даваться и с точки настоящего времени, и с точки зрения прошлого [2]. После проведения методики был проведен подсчет и сравнительный анализ событий по уже выделенным классификационным признакам, а также по сферам жизни, которые затрагивались в приведенных испытуемыми событиях.

В исследовании приняли участие 62 человека, из которых 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек) - это подростки из функциональных семей и 12 человек (9 мальчиков и 3 девочки) из социальных приютов. Возраст испытуемых составил от 10 до 15 лет.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Испытуемые первой группы - дети, находящиеся в функциональных семьях, - не испытали проблем с воспроизведением заданного методикой числа событий, в то время как испытуемые второй группы - дети из дисфункциональных семей, - в большинстве своем смогли актуализировать лишь треть от необходимого количества.

Также стоит отметить, что воспроизведенные ими события являются не единичными эпизодами, а обобщенными: «гулял», «пошел в школу», «покупал еду» и т.д. Подобные результаты мы склонны объяснять актуализацией феномена обеднения прошлого, который проявляется в значительном уменьшении воспроизводимых событии при нахождении в «трудной ситуации», а также в бедности событийной тематики, делающей события не индивидуальными, а скорее стандартными и шаблонными эпизодами любой биографии [3].

2. В ходе обработки и анализа результатов было установлено, что «пик воспоминаний» для испытуемых обеих групп приходится на подростковый возраст, поскольку большая часть событий, актуализированных ими, относится к этому периоду - 42,8 % в первой группе и 69,17 % во второй группе соответственно. На наш взгляд, этот факт свидетельствует о том, что данный период жизни имеет для обеих групп наибольшую значимость, поскольку является для многих из них актуальным в данный момент времени.

3. Анализ событий по признаку субъективной значимости выявил, что испытуемые обеих групп воспроизводят в основном эмоционально окрашенные события - 100 % в первой группе испытуемых и 95,83 % во второй группе соответственно. Также воспроизведенные события в обеих группах имеют в большинстве своем положительную окраску. В первой

группе было получено 85,4 % положительных событий и 14,6 % отрицательных. Во второй группе - 76,66% положительных событий и 19,17% отрицательных событий. Здесь находит подтверждение точка зрения З. Фрейда, согласно которой человек запоминает, а, следовательно, и воспроизводит, преимущественно приятное и положительно для него окрашенное. Отрицательные же события, неприятные и болезненные для нас воспоминания деформируются под влиянием механизмов психологической защиты личности, ограждающих наше сознание от этих неприятных и травмирующих переживаний [6]. Но так же здесь можно и отметить, что воспроизведенные испытуемыми события подвергаются «цензуре» не только со стороны бессознательного, но и со стороны сознания. Это проявляется в том, что прежде чем зафиксировать то или иное актуализированное ими событие, испытуемые подвергают его сознательному контролю на основе его уместности, на основе желания готовности самих испытуемых предоставлять эту информацию исследователю.

4. Что касается различий в оценке событий (с точки зрения настоящего и с точки зрения прошлого), то у испытуемых в первой группе они составили 11,6 %, а наибольшие изменения в оценке коснулись раннего дошкольного возраста - 36,1 %. Во второй группе испытуемых динамика автобиографической памяти составила 17,5 %. Наибольшие изменения здесь коснулись младшего школьного возраста - 36,67 %. Таким образом, обе группы испытуемых переоценили преимущественно события более ранних, по сравнению с актуальным, возрастов.

5. Анализ воспроизведенных событий по затрагиваемым в них сферам жизни показал, что наиболее значимыми сферами жизни для детей из функциональных семей являются сфера межличностных отношений (19,6 %), сфера досуга (13,3 %) и семейная сфера (11,9 %). Для детей из дисфункциональных семей наиболее значимыми сферами тоже представляются сфера досуга (34,17 %) и сфера межличностных отношений (12,5 %), а также материально-экономическая сфера (8,33 %). События же, касающиеся семьи, составляют всего 5,83 %. Это говорит о том, что досуг и межличностные отношения для обеих групп детей являются наиболее важными и значимыми для них, однако семейная сфера для детей из дисфункциональных семей по полученным результатам является менее значимой.

Таким образом, выявленные различия позволяют заключить о наличии влияния социальной обстановки в семье на особенности проявления и функционирования автобиографической памяти детей. Это находит отражение, в первую очередь, в феномене обеднения прошлого, проявляющегося в снижении общего количества воспроизводимых событий своего прошлого и в бедности событийной тематики, а во-вторых, в снижении важности семейной сферы в качестве источника значимых воспоминаний и актуализируемых событий. Исходя из этого, мы считаем очень важным дальнейшее изучение не только

возрастных особенностей автобиографической памяти, но и тех особенностей, которые обусловлены социальной средой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зобова А. А., Никишов С. Н. Особенности автобиографической памяти у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Огарев-опНпе. - 2021. - № 16. -Режим доступа: https://joumal.mrsu.ru/arts/osobennosti-avtobiograficheskoj-pamyati-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 16.06.2023).

2. Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. Личностные особенности функционирования автобиографической памяти // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - № 4(44). - С. 484-494.

3. Нуркова В. В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 93-102.

4. Нуркова В. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. - 1996. - № 2. - С. 16-29.

5. Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2009. - 50 с.

6. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М.: Государственное изд-во, 1925. -199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.